Научная статья на тему 'Антинаркотическое воспитание – обязательный элемент преподавания безопасности жизнедеятельности в вузах'

Антинаркотическое воспитание – обязательный элемент преподавания безопасности жизнедеятельности в вузах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
304
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / НАРКОТИКИ / ТОКСИНЫ / МЕДИЦИНСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / СИНДРОМ ЗАВИСИМОСТИ / НАРКОТИЗАЦИЯ / АЛКОГОЛИЗАЦИЯ / ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА / DANGERS AND SAFETY / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / DRUGS / TOXINS / MEDICAL AND SOCIAL CONSEQUENCE / SYNDROME OF DRUG ADDICTION / NARCOTIZATION / ALCOHOLIZATION / SOCIETY REHA-BILITATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чукина Галина Владимировна

Рассматриваются основные проблемы, возникшие после введения ФГОС ВПО третьего поколения при проведении антинаркотического воспитания студентов вуза в рамках освоения безопасности жизнедеятельности, медико-социальные последствия наркотизации общества, вопросы оптимизацазии и унифицирования антинаркотического воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-DRUG BRINGING IS A NECESSARY ELEMENT OF PRINCIPLES OF PERSONAL AND SOCIAL SAFETY TEACHING IN THE INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

The paper treats the main problems occasioned by FSES UPE implementation in the process of non-drug bringing up in the institutes of higher education in the limits of Principles of Personal and Social Safety mastering. The author investigates medical and social consequences of society narcotization, the questions of non-drug bringing up optimization and unification.

Текст научной работы на тему «Антинаркотическое воспитание – обязательный элемент преподавания безопасности жизнедеятельности в вузах»

УДК 614

Г.В. Чукина

АНТИНАРКОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ -ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРЕПОДАВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗАХ

Рассматриваются основные проблемы, возникшие после введения ФГОС ВПО третьего поколения при проведении антинаркотического воспитания студентов вуза в рамках освоения безопасности жизнедеятельности, медико-социальные последствия наркотизации общества, вопросы оптимизацазии и унифицирования антинаркотического воспитания студентов.

опасности и безопасность, психоактивные вещества, наркотики, токсины, медицинские и социальные последствия, синдром зависимости, наркотизация, алкоголизация, оздоровление общества.

Современный этап развития общества характеризуется появлением новых угроз безопасности человека в различных областях, среди которых можно выделить военно-стратегическую, социально-экономическую, политическую, технологическую, природную и экологическую. Во многом это связано с высокими технологиями, которые существенно влияют на образ жизни и ценности современных людей и способны значительно изменить способы их существования. Неконтролируемый рост техносферы нарушает взаимодействие между природой и обществом, приводит к ухудшению здоровья, появлению новых болезней, возникает угроза разрушения генофонда человечества. Необратимые изменения окружающей среды уже в недалеком будущем могут привести к социальной и экологической катастрофам. Настало время, когда необходимо сосредоточить внимание не на технических достижениях, не на окружающей среде, а на поведении человека и взаимодействии его с окружающей средой. Комплексная безопасность личности должна стать приоритетной, и вокруг нее должна строиться вся структура безопасности общества и государства согласно требованиям сегодняшнего дня. Существует необходимость компромисса между интересами личности, общества, государства и мирового сообщества для дальнейшего устойчивого развития цивилизации.

Образование и воспитание человека должно базироваться на культуре безопасности. Воспитание в области безопасности должно осуществляться системно от момента рождения человека до конца его жизни на основе норм, ценностей, обычаев, традиций, смыслов и знаний предшествующих поколений с учетом особенностей современного общественного развития. Только в этом случае можно говорить о культуре безопасности, а не только о знаниях и умениях в области безопасности жизнедеятельности. Человек, обладающий культурой безопасности, направляет свои силы, способности и знания прежде всего на

профилактику рисков, предупреждение и уменьшение вреда от опасных факторов жизнедеятельности. Именно риски, угрозы и опасности, а не чрезвычайные ситуации, должны стать главными объектами изучения на занятиях по безопасности жизнедеятельности 1.

Необходимо осознавать, что понятие «безопасность» относится ко всем сферам деятельности человека и именно поэтому наука безопасность жизнедеятельности (БЖД) является методическим фундаментом для всех специальных дисциплин. Человек, усвоивший курс безопасности жизнедеятельности, способен противостоять насилию, агрессии, преступности, наркомании, поскольку надежно защищен от опасностей и осознает свое место в природе и обществе.

Достаточно остро встает вопрос о качестве обучения безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях различных уровней. К сожалению, на практике приходится сталкиваться с фактами занижения значимости этой дисциплины в общепрофессиональной подготовке студентов. Преподаватели других предметов, а иногда и руководители образовательных учреждений относят ее к второстепенным, предлагают перевести в разряд факультативов или вообще вынести за рамки обязательного образовательного стандарта.

Большие надежды мы возлагали на реформирование системы высшего образования, на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. К сожалению, на практике все оказалось несколько иначе.

В рамках нашей статьи рассмотрены только некоторые проблемы обучения безопасности жизнедеятельности в высшей школе на примере Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина.

До 2011/12 учебного года студентам всех специальностей читались два курса: «Безопасность жизнедеятельности» (72 часа) и «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (72 часа). Кроме того, проводился курс по выбору «Профилактика наркоманий и токсикоманий» (36 часов), пользующийся большой популярностью у студентов.

За время обучения студентам удавалось освоить базисные теоретические сведения по вопросам безопасности жизнедеятельности в современных условиях, причинам возникновения чрезвычайных ситуаций, возможным последствиям и поведению человека, а также изучение практических вопросов оказания первой помощи пострадавшим в очаге чрезвычайной ситуации. Студенты овладевали приемами первой медицинской помощи пострадавшим от несчастных случаев и больным с острыми заболеваниями, приобретали навыки выполнения различных процедур по уходу за больными; отрабатывали на электронных манекенах навыки реанимации пострадавших (обучение приемам непрямого массажа сердца и восстановления дыхания); знакомились с основными социальномедицинскими проблемами здоровья населения России, изучали факторы, влияющие на его уровень. В результате у студентов формировалась мотивация здорового образа жизни, способствующая сохранению и укреплению не только их

1 Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2012, окт. С. 25-31.

собственного здоровья, но и здоровья их будущих учеников, подчиненных, родных и близких.

Сегодня студентам читается единственный курс по безопасности жизнедеятельности в объеме 72 часов, из них 36 аудиторных. Ситуацию усугубляет и тот факт, что подготовка выпускников средних школ по «Основам безопасности жизни» оставляет желать много лучшего. Абитуриенты приходят в вузы, не имея элементарных знаний, не владея навыками по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях.

К сожалению, реальность современного мира такова, что каждый день происходят аварии, стихийные бедствия, катастрофы, вооруженные конфликты, каждый день человек сталкивается с различными опасностями, которые он должен правильно и грамотно преодолеть. Только в 2011 году на территории Российской Федерации произошло 297 чрезвычайных ситуаций, в результате которых погиб 791 человек, пострадали 23 716 2. В большинстве случаев - более 80 процентов - причиной смерти был человеческий фактор. Люди погибали из-за незнания и несоблюдения правил безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни.

Серьезной угрозой безопасности общества на сегодняшний день является наркомания. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 57 процентов россиян ставят наркоманию на первое место среди всех угроз национальной безопасности.

Большинство потребителей наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ) составляют подростки и молодежь. Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное. Чаще всего это связано с незнанием, страхом, а также непониманием наркомании как явления. То, что наркомания, алкоголизм и злоупотребление курением табака относятся согласно Международной классификации болезней к одной группе, многие не знают и не догадываются. Объединение этих заболеваний в большую группу в специальном разделе F-1 «Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ» означает, что их медицинские и социальные последствия для человека практически равнозначны.

Медицинские аспекты наркоманий и токсикоманий включают в себя воздействие ПАВ на определенные структуры мозга с развитием синдрома зависимости, вызывают различные нарушения психики, токсические проявления, влияют на потомство 3.

Социальные последствия употребления ПАВ - это целый комплекс серьезных проблем, затрагивающих самые разные стороны жизнедеятельности че-

2 О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2011 году : государственный доклад. М., 2012. 160 с.

3 Наркомании и их профилактика : учеб. пособие / под ред. А.П. Лиферова ; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. Рязань, 2007. 152 с.

ловека и общества в целом: экономические, демографические, моральнонравственные и др.

Согласно данным мониторинга, опыт употребления наркотиков имеют около 13 процентов российских граждан, или 18 миллионов человек. При этом к 24 годам уже каждый пятый молодой человек пробовал наркотики. Общее число лиц, эпизодически употребляющих наркотики, достигает 5,5 миллиона человек, а лиц, употребляющих наркотики регулярно, примерно 3 миллиона человек. Широкий спрос на наркотики, являющийся причиной высокой смертности среди молодежи, во многом формирует также криминальную обстановку в стране. В 2011 году число преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков составило 215 тысяч, из них 127 тысяч - тяжкие и особо тяжкие, осуждено было 109 тысяч человек, или 13 процентов от общего числа осужденных в Российской Федерации. Более того, по экспертным оценкам, до 70 процентов преступлений насильственного характера в стране прямо или косвенно связано именно с наркотиками. За последние 10 лет к уголовной ответственности было привлечено свыше 1 миллиона человек, в основном это молодежь 4

Третий год в стране реализуется новая Стратегия государственной анти-наркотической политики Российской Федерации до 2020 года. В каждом субъекте Российской Федерации органы власти в тесном сотрудничестве с общественностью разрабатывают свою уникальную антинаркотическую программу.

Наша область - одна из крупнейших в Российской Федерации, где в полной мере имеют место все проблемы современного общества, связанные с наркотизацией населения и требующие решения в ближайшие годы, о чем свидетельствуют статистические данные, представленные в таблице 5.

Таблица

4 Сбережение народа - главная задача современной антинаркотической политики: из выступления председателя Государственного антинаркотического комитета В.П. Иванова на выездном совещании в госуниверситете в г. Белгороде 1Q июля 2Q12 г. (в сокращении) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2Q12, окт. С. 5-9.

5 Здравоохранение в Рязанской области : стат.сб. Рязань, 2Q12. 183 с.

Остановить наркотизацию населения России можно только принятием комплексных мер. Одним из направлений национальной системы оздоровления общества является профилактика саморазрушающих форм поведения подрастающего поколения. Молодежь должна видеть перспективы своей дальнейшей жизни.

Сегодня как никогда возрастает роль антинаркотической и антитоксико-манской пропаганды, которая должна проводиться на протяжении всего периода обучения детей и подростков. Сложность современных методов борьбы с наркотическими и токсикоманскими пристрастиями в учащейся среде ставит в

качестве Показатель Год

первоочередной за- 2000 2005 2009 2010 2011

дачи повы-

шение под- Наблюдаются с диагнозом, установленным впервые:

готовки будущего учителя по во- Наркоманы: - всего 319 31 149 131 112

просам це- - на 100 тыс. населения 25,2 2,6 12,8 11,3 9,7

ленаправ- Токсикоманы: - всего 6 4 5 7

ленного - на 100 тыс. населения 0,5 0,3 0,4 - 0,6

обучения профилак- Алкоголики: - всего 1 579 1 940 1 291 1 354 1 146

тике заболе- - на 100 тыс. населения 124,7 162,5 110,8 117,0 99,6

ваний, свя-

занных с

употребле- Состоят на учете в лечебно-профилактическом учреждении на конец года:

нием ПАВ, воспитания и пропаган- Наркоманы: - всего 679 753 982 1014 1058

ды здорово- - на 100 тыс. населения 53,9 63,3 84,5 88,0 92,1

го образа Токсикоманы: - всего 33 60 65 64 66

жизни. Жизнь - на 100 тыс. населения 2,6 5,0 5,6 5,6 5,7

предъявляет Алкоголики: - всего 21 332 21 112 19 664 19 283 18 659

комплекс - на 100 тыс. населения 1 693,8 1 775,9 1 692,5 1 674,1 1 624,7

новых требований к

профессиональному мастерству, нравственному облику современного учителя.

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина в рамках регионального компонента в 2001/02 учебном году одним из первых в гуманитар-

ных вузах Российской Федерации ввел курс «Наркомании и их профилактика». Разработанная 36-часовая программа и методические рекомендации охватывали студентов-первокурсников всех специальностей университета в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования 2000 года и приказом № 330 Министерства образования России от 5 февраля 2002 года. В 2004 году курс «Наркомании и их профилактика» был обеспечен учебным пособием, разработанным коллективом кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности под редакцией академика А.П. Ли-ферова и рекомендованным учебно-методическим отделом Министерства образования и науки Российской Федерации для педагогических специальностей. В 2007 году учебное пособие при поддержке администрации Рязанской области и межведомственной комиссии по противодействию обороту наркотических и психотропных веществ было переиздано и направлено в библиотеки учебных заведений города и области.

С 2001 по 2011 год благодаря курсу «Наркомании и их профилактика» около 10 тысяч студентов очной и заочной форм обучения удалось сформировать противонаркотическое, антиалкогольное и противотабачное мировоззрение. В учебном процессе преподаватели уделяли большое внимание разъяснению социальной опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения, акцентировали внимание на неотъемлемых составляющих этих заболеваний: аморальном поведении, венерических заболеваниях, половой распущенности, сексуальных правонарушениях и др. В результате студенты получали не только основополагающие теоретические сведения о негативных последствиях наркотизации, алкоголизации, табакокурения, но и как будущие учителя готовили себя к формированию у своих учеников активной психологической защиты, развитию прочных позитивных жизненных навыков противостояния данным заболеваниям.

В настоящее время в результате реформирования системы высшего образования согласно федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения курс «Наркомании и их профилактика» ликвидирован, что совершенно непонятно и недопустимо, учитывая важность и актуальность на сегодняшний день антинаркотической политики в России. Кроме того, все дисциплины, касающиеся безопасности жизнедеятельности, позволяют студентам в полной мере овладеть не только необходимым минимумом компетенций в области безопасности, но и общекультурными и профессиональными компетенциями по выбранной ими специальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Здравоохранение в Рязанской области [Текст] : стат. сб. - Рязань, 2012. - 183 с.

2. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности [Текст] // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2012, окт. - С. 25-31.

3. Наркомании и их профилактика [Текст] : учеб. пособие / под ред. А.П. Лиферо-ва ; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. - Рязань, 2QQ7. - 152 с.

4. О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2Q11 году [Текст] : государственный доклад. - М., 2Q12. - 16Q с.

5. Сбережение народа - главная задача современной антинаркотической политики : из выступления председателя Государственного антинаркотического комитета В.П. Иванова на выездном совещании в госуниверситете в г. Белгороде 1Q июля 2Q12 г. (в сокращении) [Текст] // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2Q12, окт. - С. 5-9.

G.V. Chukina

NON-DRUG BRINGING IS A NECESSARY ELEMENT OF PRINCIPLES OF PERSONAL AND SOCIAL SAFETY TEACHING IN THE INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

The paper treats the main problems occasioned by FSES UPE implementation in the process of non-drug bringing up in the institutes of higher education in the limits of Principles of Personal and Social Safety mastering. The author investigates medical and social consequences of society narcotization, the questions of non-drug bringing up optimization and unification.

Dangers and safety, psychoactive substances, drugs, toxins, medical and social consequence, syndrome of drug addiction, narcotization, alcoholization, society reha-bilitation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.