ACT, 1998. 416 с.; Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. М.: Прогресс, Универс, 1993. 480 с.; Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
5. Анисина С.С. Социокультурные архетипы семьи и брака. Тюмень: изд-во ТГУ, 2002. 18 с. С. 3.
6. Драч Г.В., Штомпель О.М. Идея культурологи: традиция, наука, образование // Научная мысль Кавказа. 2009. № 4. С. 5-10.
7. Бердяев Н.А. Размышления об эросе // Эрос и личность. М.: Прометей, 1989. 158 с. С. 134.
8. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Серия Философское наследие. Т. 113. М: Мысль, 1990. 528 с.
9. Энциклопедический социологический словарь // Общая ред. акад. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. 940 с. С. 75.
10. Le Play F. Les Ouvriers Européens, 1855; Vol. 1-6. P., 1877-1879.
11. Le Play F. La réforme sociale en France. Vol. 1-2. P., 1864.
3 марта 2011 г.
УДК 316:61
ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ НАРКОМАНИИ: МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Е.А. Сильницкая
Значительное увеличение заболеваемости различными видами наркоманий и токсикомании, наблюдаемое в последние десятилетия, явились предметом изучения различных аспектов этой проблемы.
Официальная статистика недостаточно отражает положение со злоупотреблением наркотиками и веществами, вызывающими зависимость, она регистрирует лишь "верхушку айсберга", если "айсбергом" считать реальное количество наших граждан, в том числе и самого юного возраста, приобщившихся к приему психоактивных веществ (ПАВ).
Специалисты, занимающиеся проблемами молодежи, отмечают рост подростковой наркомании за последние два десятка лет. В России, как и во многих постсоветских государствах, особенно актуальной в последние годы становится проблема вовлечения подрастающего поколения в потребление ПАВ в условиях возрастающей дезорганизации общества в целом, роста преступности и других социальных аномалий.
Данная ситуация побудила ученых изучить уровень "наркологической грамотности" и уровень потребления ПАВ учащимися различных учебных заведений. Исследования
Сильницкая Елена Александровна - преподаватель Ростовского-на-Дону электротехнического колледжа (филиала) Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, 344019, г. Ростов-на-Дону, 24-я линия, 2/5, e-mail: [email protected], т. 8(863)2515877.
А.Б. Лобжанидзе показали, что лично пробовали наркотические вещества 3,1 % учащихся восьмых-десятых классов. 46,8 % этих детей и подростков потеряли связь с учебными заведениями, нигде не учатся и не работают. За последние пять лет их численность возросла на 2 % [1].
К важнейшим демографическим показателям, определяющим территориальные особенности распространения заболеваний, связанных с немедицинским потреблением ПАВ, относится плотность населения [2]. Как и для инфекционных заболеваний, для процесса вовлечения в прием ПАВ в среде характерен феномен "заражения". По экспертным данным, каждый наркоман "заражает" 6-10 человек [3]. Поэтому тяжесть "эпидемии" потребления наркотических веществ с целью одурманивания определяется интенсивностью контактов между людьми. Этот факт хорошо известен и нашел отражение в эпидемиологических исследованиях распространения наркомании [4].
В рамках Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам в Москве проводилось эпидемиологическое исследование, с использованием стандартной анкеты ESPAD - European Schools Project on Alcohol and other Drugs. Согласно результатам,
Elena Silnitskaya - a teacher of Rostov-on-Don Electrotechnical College State Educational Establishment of High Professional Education "South Russian State University of Economics and Service", 2/5, 24th Line Street, Rostov-on-Don, 344019, e-mail: [email protected], ph. +7(863)2515877.
хотя бы раз в жизни алкоголь и наркотики пробовали 94 % опрошенных учащихся, а регулярное употребление (более 40 раз) выявлено у 30 % опрошенных. При этом 63 % учащихся употребляли алкогольные напитки в течение 30 дней, предшествовавших опросу [5].
Тот факт, что проблемные подростки, а особенно те, кто находится в местах лишения свободы, представляют собой группу риска в отношении развития целого ряда поведенческих, эмоциональных и наркологических проблем, подтверждено исследованиями в 30 европейских странах [6-8].
Изучение криминальной активности несовершеннолетних наркологических больных, проходящих стационарное лечение, показало, что психоактивные вещества оказывают сложное трансформирующее действие на криминальные тенденции личности, а степень тяжести содеянных несовершеннолетними правонарушений свидетельствует, что криминальное поведение находится в зависимости от вида употребляемого ПАВ или одурманивающего средства, фазы аддиктивного заболевания и преморбидных особенностей пациента [9].
А.В. Надеждин отмечает негативные тенденции в группе несовершеннолетних (до 14 лет) с наркологической патологией. Начиная с 1993 г., когда было выявлено 12 детей с диагнозом наркомания, 84 - с токсикоманией, 252 - злоупотребляющих наркотиками и более 1 тыс. детей, злоупотребляющих ненаркотическими психоактивными веществами, в 2000 г., по данным того же автора, в наркологических диспансерах наблюдалось уже 7 140 детей [10].
В отечественной литературе исследования проводились в основном по поводу наркотизации детей среднего и старшего подросткового возраста. При этом указывается психологическая незрелость, гормональная перестройка организма и т.д.
Н.С. Курек, используя медико-психологический подход, установила, что готовность к наркотизации у детей и подростков обусловлена, прежде всего, особенностями их эмоциональной сферы: низкой стрессоустойчивостью, повышенной тревожностью, импульсивностью и т.п. Учитывая все три компонента эмоций, автор рассматривает эмоциональные расстройства у наркоманов как интегративные индикаторы различных форм социального неблагополучия и дезадаптации [11].
Проблема ретардации и особенно акселерации развития детей также приобрела в последние годы научную актуальность и вызвала к себе интерес представителей самых разнообразных наук: медицины, физиологии, психологии, педагогики и др. По мнению некоторых авторов, явление акселерации определенным образом вызывает у детей психическую неустойчивость.
Авторы работы [12] обнаружили линейную взаимосвязь: чем тяжелее проявления антисоциальной личности, тем выше частота алкогольной зависимости. Употребление наркотиков, по их данным, также ассоциировано с тяжестью проявлений антисоциальной личности как среди мужчин, так и среди женщин. В статье [13] к факторам риска относят поведение, приводящее к столкновению с полицией. В группе с наличием этого фактора 18,8 % подростков употребляли запрещенные наркотики в сравнении с 1,6 % тех, кто не имел трудностей с полицией.
А.В. Надеждин отмечает, что значительный удельный вес таких преморбидных особенностей личности, как психический инфантилизм, неустойчивые, астено-невротические, демонстративные черты характера, является важным предрасполагающим фактором развития наркомании в подростковом возрасте [10].
Высокий уровень преступности у опийных наркоманов отмечают авторы публикаций [14, 15]. По их данным, диагнозу "антисоциальная личность" соответствует 17,8 % наркоманов, что в 13,4 раза больше по сравнению с общей популяцией. Этот показатель различен при разных видах наркомании.
Ряд авторов при изучении предикторов наркотизма акцентируют свое внимание на факторах, оказывающих негативное влияние на распространение одурманивающих веществ среди несовершеннолетних.
Так, А.В. Надеждин в своих исследованиях излагает основные социальные и психопатологические факторы, способствующие развитию наркоманий и токсикомании у несовершеннолетних. Основное внимание уделяя современным предикторам наркотизма, таким как нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения, снижением деловой активности, существенным уровнем безработицы в ряде регионов, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрого улучшения ситуации, приводя-
щих к состоянию так называемой "социальной депрессии", отсутствию чувства личной перспективы и значимости [10].
В 2010 г. на базе Ростовского технологического института сервиса и туризма (филиала) ГОУ ВПО "Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса" с целью оценки сложившейся ситуации было проведено эмпирическое социологическое исследование среди учащихся нескольких профессиональных учебных заведений г. Ростова-на-Дону. Использовался гнездовой метод построения выборочной совокупности: произвольным образом выбирались учебные группы с последующим сплошным опросом в них (объем выборки составил 454 человека) [16].
Результаты исследования показали следующее. Практически каждый третий учащийся попадал в ситуации, при которых ему предлагали употребить наркотики. Это свидетельствует о широкой включенности факторов риска наркотизации в социальные связи респондентов, прежде всего на микросоциальном уровне. Те, кому наркотики предлагали попробовать, указали, что в основном это делали их знакомые и приятели - в целом 23 %. Обращает на себя внимание тот факт, что на втором месте после них оказались совершенно незнакомые люди (табл. 1). Это еще раз подчеркивает, под каким сильным нарко-провоцирующим давлением зачастую оказываются подростки и молодежь, в частности, учащиеся профессиональных учебных заведений.
общения (табл. 2), куда ими были отнесены как друзья и приятели, так и те, о ком им известно понаслышке, но, тем не менее, кого они, так или иначе, относят к своему окружению.
Таблица 2
Наличие потребителей наркотиков в ближайшем окружении
Ответы респондентов Процент опрошенных
Да, близкий родственник 2
Да, близкий друг 3,5
Да, приятель 15
Да, одноклассник 5
Да, лица, о которых знаю понаслышке 21
Нет 60
Кроме того, на вполне логичный в связи с этим прямой вопрос о наличии собственного опыта употребления наркотических средств всего, в целом по выборке исследования, 12 % опрошенных ответили положительно (табл. 3). Несмотря на то, что в основном речь шла о разовых пробах, а также на невысокую степень искренности при ответах на подобные вопросы, тем не менее настораживает тот факт, что 2 % из них употребляют наркотики уже с большей частотой (эпизодически), а 1 % в настоящий момент делает это постоянно (и, что также вполне возможно, в их отношении уже может идти речь о быстро формирующейся наркозависимости).
Таблица 1
Кто предлагал попробовать наркотики
Ответы респондентов Процент опрошенных
Приятель 14
Незнакомец 10
Знакомый 9
Старший по возрасту 7
Одноклассник 5
Родственник 2
Никто 53
Таблица 3 Наличие собственного опыта употребления
Ответы респондентов Процент опрошенных
Пробовал 1-2 раза 6
Пробовал часто 1
Ранее активно 2
Периодически 2
Постоянно 1
Нет 88
Косвенным подтверждением сказанному выступают полученные сведения относительно наличия потребителей наркотиков в ближайшем социальном окружении учащихся. Только 60 % из них однозначно отрицательно ответили на этот вопрос. Соответственно, более трети респондентов подтвердили факт наличия наркотизующихся лиц в своем кругу
Что касается результатов по вопросу о разовых пробах наркотиков среди студентов ссузов г. Ростова-на-Дону, то в 2007 г. это составило 21,5 % опрошенных, пробовали часто 8,4 %, 5,3 % активно употребляли наркотики на момент опроса [17].
Очевидно, что количество вовлеченных в наркотизацию по г. Ростову-на-Дону
уменьшилось, что в определенной степени отражает эффективность мероприятий, проводимых на протяжении многих лет в Ростовской области, среди которых "Комплекс мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ростовской области на 2004 год", «Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2007 годы"», «Областная целевая программ "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2008-2009 годы"», «Областная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2012 годы"» [18].
В последние годы профилактические антинаркотические программы широко внедряются и в систему образования. Предпринимаются осмысленные попытки профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и подростков путем целенаправленной работы с семьей. Издаются специальные пособия по организации мероприятий по профилактике наркоманий для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов, социальных педагогов.
Одним из предикторов наркотизма является информационная среда, а точнее, ее воздействие на население в целом, и особенно на подрастающее поколение.
А.В. Надеждин, изучая обстоятельства в данной сфере, делает выводы о том, что отсутствие целостной информационной стратегии, ориентирующей молодое поколение страны на "сохранение" собственного здоровья и работоспособности, как основного и обязательного фактора собственного жизненного благополучия, оказывается фактором риска вовлечения в наркотизацию. При этом обращается внимание на то, что в сочетании с отсутствием у молодежи реальных форм индивидуального самовыражения, сокращение позитивных форм досуга, излишняя коммерциализация досуговых и образовательных учреждений также выступают предикторами наркотизма [9].
О.Г. Юсопов в своей работе поднимает вопрос о рекламе наркотических веществ в СМИ, как скрытой, так и явной. Автор отмечает, что сопровождающая рекламу информация ("Полная свобода", "Всегда первый",
"Свежий взгляд на вещи" и т.п.) прочно связывает в сознании детей и подростков табак и алкоголь с ценностями жизни - свободой, достижениями, престижем, дружбой. Причем наличие таких связей можно обнаружить только с помощью психодиагностики, что делает их еще более опасными. Противостоять рекламе может только зрелый и самодостаточный подросток, не испытывающий эмоционального дефицита в отношениях со сверстниками и окружающими взрослыми людьми [19].
А.А. Самошкин, И.Б. Васильев вводят понятие профилактических технологий, каждая из которых включает в себя вопросы первичной, вторичной и третичной профилактики: 1) информационные технологии профилактики наркомании и алкоголизма, направленные, прежде всего, на устранение информационного вакуума и реализацию трех информационных проектов: а) создание постояннодействующего "конвейера" антинаркотических публикаций и рекламы в СМИ; б) организация служб телефонного консультирования; в) создание специализированных антинаркотических сайтов в Интернете; 2) технологии активизации общественного мнения в целях профилактики наркомании и алкоголизма; 3) образовательные технологии [20].
В настоящее время разработано достаточное число базисных концепций эффективной социальной и профилактической антинаркотической деятельности. Заметен рост антинаркотической активности в деятельности СМИ.
Решающее значение для развития личности имеет окружающая среда в период детства, особенно родители. При анализе семейных отношений у подростков-наркоманов было выявлено, что в их семьях чаще имели место разводы родителей, повторные браки и неполные семьи, поэтому воспитанием детей занимались в основном матери.
В работе А.Е. Личко и В.С. Битенского, посвященной изучению вопроса о воздействии на возникновение наркозависимости института семьи, отмечается ряд факторов, способствующих развитию нарко- и токсикомании, таких как нарушение "семейной структуры", неблагоприятные психологические отношения в семье, дефекты воспитания (безнадзорность и жестокое отношение к подростку, противоречивое воспитание, доминирующая или потворствующая гиперпротекция) [21].
По мнению Росс Кэмпбелл, в современном обществе в самом бедственном положении находятся дети. Автор объясняет это тем, что родители, измученные социальными кризисами, нервными стрессами, не могут, а иногда не знают, как выразить свои чувства к детям, не понимая, что в их руках находится секрет укрепления эмоционального равновесия ребенка. Если ребенок страдает от отсутствия любви, душевного равновесия, непонимания, если у ребенка есть эмоциональные проблемы и ими никто не занимается, то он с большей вероятностью обращается к какому-то альтернативному успокоению, например к наркотикам [22].
Эту же мысль в своих исследованиях приводят В.Е. Пелипас, Л.Н. Рыбакова и М.Г. Цетлин, вместе с тем утверждая, что родители в большинстве случаев прямо не виноваты в том, что их дети начинают принимать те или иные ПАВ, но они своим суровым к ним отношением так или иначе участвуют в становлении и развитии болезненного пристрастия [23].
ML. Oxford, T.W. Harachi, R.F. Catalano, R.D. Abbot указывают, что влияние семьи с возрастом ребенка снижается, а влияние сверстников повышается. Но никогда влияние семьи не устраняется полностью. Выбор группы антсоциальных сверстников все же вторичен, тогда как влияние семьи первично [24].
Г.Я. Авруцкий, А.А. Недува объясняли начало применения ПАВ в группе появлением "наркоманического лидера", обычно опытного наркомана, подающего заразительный пример. В этом случае в орбиту наркотизма втягиваются в основном мальчики. У девочек начало наркотизации носит скрытный характер и чаще связано с наркотизацией более взрослого полового партнера [25]. Однако, изучая проблему рано начинающегося алкоголизма, А.Ю. Егоров свидетельствует об увеличении доли девушек, злоупотребляющих легкими алкогольными напитками, и подтверждает тенденцию стирания половых различий между пьющими подростками. Автор также отмечает, что подростки, предпочитающие легкие алкогольные напитки, обычно употребляют их в компании сверстников, на дискотеках, днях рождениях, и достаточно редко - в одиночестве. При этом подростки сообщали, что желание выпить обычно возникает у них именно в компании сверстников. Такой характер употребления спиртного ука-
зывает на наличие у них групповой психической зависимости. Подростки женского пола не только не уступают мальчикам в масштабах вовлеченности в наркотизацию, но даже активнее их экспериментируют с различными ПАВ, что обеспечивает им доминирующие позиции в каждой группе потребителей отдельных ПАВ [26].
Большинство подростков прибегают к употреблению многих ПАВ. Как отмечает НЕ Уака1аЫ, от 70 до 98 % подростков, поступающих на лечение, являются полинаркоманами [27].
Употребление ПАВ детьми до настоящего времени исследовано недостаточно. Авторами статей, посвященных изучению явления детско-подросткового наркотизма, предполагается изначально парентеральный путь потребления наркотиков, чаще всего по экономическим соображениям. В случаях эпизодического потребления героина 46,9 % несовершеннолетних употребляют его в сочетании с различными примесями, в том числе с димедролом, реланиумом, "для усиления прихода" [10].
Влияние на механизмы формирования алкоголизма в детско-подростковом возрасте, с одной стороны, личностной незрелости, с другой - возрастных закономерностей психофизического развития представляет определенные трудности в выделении стадий заболевания и обусловливает существенные отличия их критериев от таковых у зрелой личности.
Вместе с тем А.В. Надеждин [10], И.Н. Пятницкая и Н.Г. Найденова [28] рассматривают клинические признаки периода ранней алкоголизации как основополагающие в динамике заболевания. По-разному называя эту стадию и определяя ее границы, они ассоциируют ее с понятиями "бытовое злоупотребление алкоголем", "бытовое пьянство". В последние годы данный этап рассматривается как форма аддитивного поведения. В то же время в детской и подростковой психиатрии аддитивное поведение относят к патологическому девиантному поведению. Следовательно, есть все основания аддитивный этап раннего алкоголизма считать этапом, продуцирующим медицинские проблемы. Исходя из этого и принимая во внимание сложную современную наркологическую ситуацию, нецелесообразно игнорировать данный этап в динамике раннего алкоголизма. Исключение ранней стадии с ее возрастными клиническими особенностями
из медицинских аспектов проблемы может создать серьезные трудности как в ранней диагностике расстройств, так и в оказании помощи на ранних этапах заболевания [28].
А.В. Надеждин, исходя из клинических наблюдений, определяет общие особенности синдромологии наркологических заболеваний у несовершеннолетних. К ним относятся нечеткость основных проявлений состояния химической зависимости; более высокий удельный вес так называемых непсихотических нарушений поведения, часто выступающих в качестве эквивалента того или иного наркологического синдрома; наличие специфических возрастных синдромов; быстрые темпы десоциализации; своеобразие трансформации личности под влиянием хронической интоксикации [10].
Интересные данные были получены при изучении отношения к болезни у детей. Эти дети никогда не считают себя больными, избегают любого общения с медицинскими работниками. Критическое отношение к себе с самого начала носит частичный характер, а при длительном использовании ПАВ, по мере нарастания органического дефекта, практически утрачивается [29].
Предикторы наркомании в конечном итоге приводят к развитию так называемой "наркоманической" личности. Ряд ученых пришли к выводу, что независимо от вида употребляемого наркотика, по мере наркотизации индивидуальные личностные характеристики нивелировались, больные становились все более похожими друг на друга, у них формировался своеобразный наркома-нический дефект. Последний характеризовался нарастающими аффективными расстройствами в виде дисфорических или апатико-абуличе-ских депрессий, аффективной лабильности, преобладанием истеровозбудимых форм реагирования, психосоциальной дисфункцией в виде постепенного угасания интересов, различными аномалиями эмоционально-волевой сферы, расстройствами сферы влечений, в том числе сексуальной расторможенно-стью. Были выражены морально-этическое снижение и интеллектуально-мнестические расстройства, которые имели транзиторный характер. Все это, в совокупности, объединяло исследованных больных по характеру изменений личности в одну группу, которая была квалифицирована как "наркоманическая" личность [30, 31].
Таким образом, анализ литературы подтверждает тенденцию роста наркотизации лиц детского и подросткового возраста, а также недостаточную изученность данного направления. При современных показателях распространенности среди несовершеннолетних в нашей стране потребления героина отмечается достаточно быстрый переход с систематического потребления алкоголя на потребление героина, что не позволяет иметь в клиническом материале достаточное количество наблюдений случаев "раннего алкоголизма". Внимание врачей психиатров-наркологов, работников правоохранительных органов, родителей и педагогов излишне акцентировано на проблеме потребления молодежью наркотиков, что позволяет подросткам, злоупотребляющим алкоголем, долго оставаться вне контроля заинтересованных служб.
Современное состояние проблемы правонарушений у несовершеннолетних характеризуется крайне неблагоприятным сочетанием как социальных условий, так и биологических факторов. С одной стороны, это накопление в популяции несовершеннолетних пограничной нервно-психической патологии и, с другой - социальная дезадаптация значительной части населения. Подростки на сегодняшний день являются наиболее криминальной частью населения. Отмечается нарастание потребления ПАВ среди упомянутой возрастной группы. В связи с этим представляется весьма необходимым изучение влияния потребления ПАВ на криминальную активность у несовершеннолетних.
Итак, анализ приведенной выше литературы указывает:
- на значительную распространенность употребления различных психоактивных веществ с формированием зависимости, уровень которой отличается значительным разнообразием в отдельных климатогеографических регионах нашей страны;
- отсутствие комплексных медико-социологических исследований наркотизма, которые не позволяют исследователям установить корреляционную зависимость различных социальных условий и показателей заболеваемости;
- недостаточную преемственность и взаимосвязь в работе учреждений здравоохранения, образования и органов внутренних дел.
Кроме того, данные официальной статистики о распространенности психических
и поведенческих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, особенно среди детей и подростков, не отражают в полной мере реальную картину наркопатологии.
Тем самым важнейшая задача современной педагогики и медицины заключается в предупреждении наркомании в подростковом и юношеском возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лобжанидзе А.Б. Потребление психоактивных веществ подростками, школьниками г. Нальчика и программа его профилактики // Вопросы наркологии: ежеквартальный научно-практический журнал. 2001. № 3. С. 55-60.
2. Романова О.Л. Первичная профилактика наркологических заболеваний у детей // Вопросы наркологии. 1993. № 3. С. 53-59.
3. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1994. 544 с.
4. Кошкина Е.А. Эпидемиология алкоголизма в России на современном этапе // Психиатрия и психофармакология. 2000. № 3. С. 89-91.
5. Hibell В., Andersson В., Alhstrum S., Balakireva О., Bjarnason Т., Kokkevi A., Morgan M. The 1999 ESPAD Report: Alcohol and other Drug Use among Students in 30 European Countries. Stockholm: Swedish Council for Information on Alcohol and other Drugs, 2001. 384 р.
6. Ruchkin V.V., Eisemann M., Cloninger C.R. Behaviour/emotional problems in male juvenile delinquents and controls in Russia: the role of personality traits // Acta Psych. Scand. 1998. № 98. P. 231-236.
7. Pliszka S.R., Sherman J.O., Barrow M.V., Irick S. Affective disorder in juvenile offenders: A preliminary study // Am. J. Psychiatry. 2000. Vol. 157. № 1. P. 130-132.
8. Shelton D. Emotional disorders in young offenders // J. Nurs. Scholarsh. 2001. Vol. 33. № 3. P. 259-264.
9. Надеждин А.В. Наркологические заболевания и правонарушения у несовершеннолетних // Наркология. 2003. № 9. С. 18-21.
10. Надеждин А.В. Типология "идеологизированного" потребления наркотических веществ у подростков (предварительное сообщение) // Психиатрия и психофармакотерапия. 2002. № 4. С. 90-91.
11. Курек Н.С. Особенности экспрессивно-импрес-сивного аспекта эмоциональной сферы больных наркоманией // Журнал неврологии и психиатрии. 1991. Т. 91. № 2. С. 64-67.
12. Bucholz K.K., Hesselbrock V.M., Heath A.C. et al. A latent classanalysis of antisocial personality disorder symptom data from a multi-centre family study of alcoholism // Addiction. 2000. Vol. 95. № 4. P. 553-567.
13. Sutherland I., Sepherd J.P. Social dimensions of adolescent substance use // Addiction. 2001. Vol. 96. № 3. P. 445-458.
14. Hammersley R., Forsyth A., Morrison V., Davies J.B. The Relationship Between Crime and Opioid use // Br. J. Addict. 1989 (Sept.). № 84 (9). P. 1029-1043.
15. Tchistyakova L.A. Social Conseguences of Heroin Addiction // J. European Psychiatry. 2000. Vol. 15. Suppl. 2. P. 341.
16. Минасян Л.А., Сильницкая Е.А. Анализ состояния наркотизации среди студенческой молодежи ссузов (по материалам социологического исследования) // Проблемы распространения наркотизма в России и актуальные проблемы антинаркотической работы: Мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (г. Ростов-на-Дону, 9-10 декабря 2010 г.). Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. С. 47-62.
17. Голоснов О.А. Оценка результатов анкетирования по проблеме наркотизации среди учащихся среднеспециальных учебных заведений // Проблемы распространения наркотизма в России и актуальные проблемы антинаркотической работы: Мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. (г. Ростов-на-Дону, 7-8 декабря 2007 г.). Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. С. 53-70.
18. Областная долгосрочная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2013 годы" // Официальный портал Администрации Ростовской области. URL: donland. ru/Default.aspx?pageid=89355.
19. Юсопов О.Г. Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. Методическое пособие. Павлодар: Демеу, 2003. 66 с.
20. Самошкин A.A., Васильев И.Б. Технология профилактики наркологических заболеваний // Вопросы наркологии. 2001. № 2. С. 41-46.
21. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Руководство. Л.: Медицина, 1991. 304 с.
22. Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. СПб.: Мирт, 1999. 160 с.
23. Проблемные ситуации в сфере профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков. Сообщение 3. Позиция семьи / В.Е. Пелипас, Л.Н. Рыбакова, М.Г. Цетлин // Вопросы наркологии: ежеквартальный научно-практический журнал. 2000. № 2. С. 54-60.
24. Oxford M.L., Harachi T.W., Catalano R.F., Abbot R.D. Preadolescent predictors of substance initiation: Arest of both the direct and mediated effect of family soi'ial control factors on deviant peer associations and substance initiation // Am. J. Drug Alcohol Abuse. 2000. Vol. 27. № 4. P. 599-616.
25. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных: Руководство для врачей. 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Медицина, 1988. 528 с.
26. Егоров А.Ю. Возрастная наркология. М.: Институт общегуманитарных исследований; СПб.: Дидактика Плюс, 2002. 272 с.
27. Vakalahi H.F. Adolescent substance use and famil. based risk and protective factors: A literature review // J. Drug Educ. 2001. Vol. 31. № 1. P. 29-44.
28. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. М.: Медицина, 2002. 256 с.
29. Колосов В. П. Психокоррекция и психотерапия детей, страдающих пристрастием к ингаляционному применению психоактивных веществ / Между-
нар. ассоц. по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. М.: Изд-во МАБНН, 2000. 30 с.
30. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под. ред. С.В. Березина, К.С. Ли-сецкого, И.Б. Орешниковой. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. 256 с.
31. Козлов А.А., Рохлина М.Я. "Наркоманическая" личность // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2000. № 7. С. 23-27.
30 апреля 2011 г.
УДК 159.9
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ САМОПОНИМАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ КУБАНИ
О.Р. Тучина
Современный этап развития российского общественного сознания характеризуется активным формированием новых ценностей и переосмыслением старых. Психология человеческого бытия, относительно новое направление в отечественной психологии, в качестве основного предмета изучения рассматривает смысловые образования, выражающие ценностное отношение субъекта к миру. Основной акцент исследования, проводимого в русле данного научного направления, делают на анализе ценностных, аксиологических аспектов бытия человека.
Наиболее общей проблемой психологии человеческого бытия является проблема понимания субъектом мира и себя в мире. Индивидуальная специфика понимания с точки зрения психологии человеческого бытия определяется не столько истинностью понимаемого знания, сколько его субъективной ценностью. Понимаемое всегда соотносится субъектом со своими представлениями о должном, ценностно-нормативными конструктами: то, с какими нормами и ценностями соотносится предмет понимания, определяет его психологическую специфику [1].
С позиции психологии человеческого бытия самопонимание рассматривается
Тучина Оксана Роальдовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры философии Кубанского государственного технологического университета, 350072, г Краснодар, ул. Московская, 2, корп. А, e-mail: tuchena@ yandex.ru, т. 8(861)2743068.
как сложный психологический феномен, в котором выделяют когнитивную и экзистенциальную составляющие [2]. С когнитивной точки зрения успешное самопонимание определяется как осмысленный результат наблюдения и объяснения человеком своих мыслей, чувств, мотивов поведения. К основным экзистенциальным характеристикам сформировавшегося самопонимания относят автономность субъекта, самоуважение, способность полно и искренне выразить себя, понимание своих побудительных мотивов.
Одна из основных проблем изучения самопонимания человека заключается в поисках того целостного социального контекста, в который субъект включает все, что должно приобрести для него смысл. Когнитивный аспект самопонимания субъекта определяется осознанием своей включенности в конкретные социокультурные общности, ответа на вопрос «О каких общностях я могу сказать "Мы?"». Ценностно-смысловая сторона самопонимания субъекта как члена определенной общности раскрывается в ответе на вопрос "Что для меня значит принадлежность к данной общности?" Самопонимание, таким образом, -это "нахождение себя" в пространстве культуры, осмысление норм и ценностей культуры
Oksana Tuchina - Ph.D. of psychology, associate professor of Philosophy Department at the Kuban State Technological University, 2, Moscowskaya Street, Krasnodar, 350072, e-mail: [email protected], ph. +7(861)2743068.