Научная статья на тему '«Антимиграционизм как официальная политика – это наше российское ноу-хау»'

«Антимиграционизм как официальная политика – это наше российское ноу-хау» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
181
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Антимиграционизм как официальная политика – это наше российское ноу-хау»»

вопрос. Но я исхожу из убеждения, что сокращение населения губительно для России. И при всей важности повышения рождаемости и снижения смертности, иммиграция - единственный реальный ресурс, который может сейчас стать источником сбережения и приращения народа.

Конечно, масштабная миграция связана с рисками. Да, опытом интеграции нам придется овладевать почти с нуля. Нужны неординарные решения, нужны пробы, а они неотделимы от ошибок. Но уйти от всего этого нельзя. Масштабные международные миграции - все более утверждающая себя реальность современного глобализованного мира, и если Россия не хочет утратить конкурентоспособность, она должна найти свое место в этой новой реальности.

(«Новая газета», 01.04.2000.)

Валерий Тишков

«Антимиграционизм как официальная политика -это наше российское ноу-хау»

По оценкам МВД, в России около 5 млн нелегальных мигрантов. Федеральная миграционная служба (ФМС), переживающая седьмую реорганизацию за последние шесть лет, главной целью ставит борьбу с нелегалами. Но их количество увеличивается. «Лучший способ борьбы с нелегальной миграцией - это легализация» - «круглый стол» под таким девизом прошел в здании ФМС. Инициаторами «круглого стола» стали «Форум переселенческих организаций» и программа «Миграция и право» («Мемориал») при поддержке Международной организации по миграции и аппарата уполномоченного по правам человека в РФ.

Об итогах дискуссии беседуют директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий ТИШКОВ и председатель исполкома «Форума переселенческих организаций» Лидия ГРАФОВА.

- Ваше выступление на «круглом столе» было самым радикальным. Это потому, что вы смотрите на ситуацию с особой «глобальной колокольни»? И расскажите, пожалуйста, что это такое Глобальная комиссия по миграции, в которую вы вошли по приглашению Генсека ООН Кофи Аннана.

- Комиссия возникла потому, что процесс глобализации выдвигает миграцию в число главных мировых приоритетов. Всего в комиссии 25 ученых и общественных деятелей из разных стран.

Я представляю не только бывшие республики Советского Союза, но и государства Восточной Европы. Комиссия готовит доклад о миграционной ситуации в мире и дает рекомендации правительствам об адекватных способах решения проблем в их странах.

- Вы заявили, что миграционная политика России, по сути, является антимиграционной и что частичными поправками в законы ситуацию не исправить.

- Нужно как можно быстрее менять концепцию запретительной миграционной политики. Бессмысленно жестокие законы «О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан» принимались вроде бы для борьбы с опасной нелегальной миграцией, а ударили в первую очередь по значительной части жителей нашей страны и нашим бывшим соотечественникам, которые остаются во многом культурно-родственными россиянам людьми, обладают качествами, крайне необходимыми для нашего общества и, самое главное, - желают жить и работать в России. Два или даже три миллиона новожителей, давно и законно (по безвизовому режиму) переехавших в Россию, успевших интегрироваться, найти работу, уплачивающих налоги, вдруг узнают: по новым законам они - нелегалы, и каждого из них власти могут в любой день депортировать. Это абсурд. Иммиграционную амнистию надо было проводить, как это делается во многих странах, по крайней мере за полгода до новых законов.

- Много недоумений вызвало само название - «иммиграционная амнистия». Амнистируют, мол, только преступников...

- Ну ладно, давайте заменим этот принятый в мировой практике термин словом «легализация». Но разве в словах дело!

- Сколько трагедий происходит из-за того, что процедура легализации немыслимо усложнена. Недавно в Серпухове мы проводили встречу работников паспортно-визовой службы с переселенцами. Старая женщина с орденами (была партизанкой в войну) встала перед президиумом на колени и со слезами молила: «Сделайте мне подарок ко Дню Победы - даруйте российское гражданство». Анна Петровна Смирнова переехала к дочери с Украины и уже два года мучается без пенсии, медстраховки. Из-за отсутствия справок ей не дают ни вида на жительство, ни гражданства. Нужно собрать больше десятка справок (90-летних стариков заставляют сдавать анализы на СПИД), и пока человек их добывает, остальные могут устареть. Экзекуция начинается по новой.

- Я сам уже два года наблюдаю за мучениями супругов из Узбекистана. Даже письмо в ОВИР ЮЗАО Москвы о продлении

им регистрации без выезда в Узбекистан, подписанное мною как членом правительственной комиссии по миграционной политике, и положительная резолюция председателя комиссии никак не помогли: поезжай, вернись, заплати штраф 500 рублей за один день просрочки (попали выходные и праздники). Переселение в Россию практически прекратилось. А Россия нуждается в мигрантах, причем не в гастарбайтерах, а в постоянных жителях.

- Легализация разных категорий мигрантов могла бы стать «прорывом» в создавшейся ситуации.

- Но кто будет эту деликатную работу исполнять? Из-за реорганизаций миграционная служба фактически развалена, опытные сотрудники ушли. Мне показали проект указа президента о новой структуре ФМС. Оказывается, ее объединяют с паспортно-визовой службой, а та имеет свои отделения в каждом городе и даже поселке - огромный штат. Миграция как проблема в этом котле потонет. Теперь все мы пойдем менять паспорта почему-то в «миграционку». То есть все станем немножко мигрантами.

- О том, чтобы передать в ФМС вопросы регистрации, вида на жительство и гражданства, разговоры идут давно. Был проведен эксперимент в трех пилотных регионах. Учитывая, что именно вопросы легализации стали главной мукой для мигрантов, возможно, было бы логично, чтобы все они решались в одном «родном» ведомстве...

- Но мы же знаем, какие «родственные» чувства питает милиция к мигрантам. В свое время было замечено: передавать миграцию в ведение милиции - все равно что «общество защиты животных присоединять к мясокомбинату». В новом проекте нарисован устрашающий монстр: ФМС должна разрабатывать и осуществлять «комплексные меры по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны», обеспечивать «функционирование госсистемы воинского учета». Вести розыск каких-то должников... При чем тут миграция! Странные вещи происходят: президент заявляет, что нам нужны не запреты, а эффективная миграционная политика, а ему на подпись готовят такой документ.

- Есть надежда, что в таком виде проект указа к президенту все же не поступит.

- Идеология же антимиграционной политики разрабатывалась некой межведомственной рабочей группой, которую возглавляет зам. руководителя администрации президента Виктор Иванов. Именно эта группа виновата в том, что были приняты

такие законы. Президенту же пришлось вносить поправки в закон «О гражданстве» и фактически извиняться за чужие ошибки. Спрашивается: почему истинные виновники никакой ответственности не несут?

- Президентские поправки могли бы создать правовую основу «иммиграционной амнистии» (легализации). Но на последнем этапе получение гражданства связали с наличием «регистрации по месту жительства», т.е. с постоянной пропиской. Но ведь ее отсутствие как раз и есть главная беда переселенцев! Эксперты Совета по правам человека, который возглавляет Элла Памфилова, предлагали выход: пусть наряду с регистрацией дорогу к гражданству открывают и «иные подтверждения факта постоянного проживания». Всего пять слов. Но они были выброшены из проекта. И теперь даже судебные решения о факте постоянного проживания многие чиновники просто игнорируют.

- Я много думал: откуда такая мигрантофобия в нашей стране? Объяснять все бытовым невежеством («понаехали туг...») было бы слишком просто. Неприятие чужаков свойственно всем местным сообществам. Но вот чтобы антимиграционизм становился официальной политикой - это наше российское ноу-хау. Спрашивается: зачем, кому это выгодно? И негодные законы, и не соответствующие проблеме исполнители возникли не сами по себе, а потому, что были востребованы антимиграционной политикой. Сторонники запретительных мер действовали (и продолжают), как говорится, из добросовестных заблуждений. Они считают, очевидно, что уловили настроение широких масс и что этой ненавистью к «понаехавшим» можно консолидировать электорат, поддержать высокий рейтинг президента.

- Однако мы уже, как вы помните, почти пятнадцатый год пытаемся доказать, что мигранты не обуза, а благо для России. При нашем демографическом кризисе и слабозаселенных просторах Сибири и Дальнего Востока нынешняя антимиграционная политика - это серьезная угроза национальной безопасности страны.

- Увы, установка на позитив дается всегда труднее, чем разжигание дурных страстей. Вот СМИ и политики говорят: мы лишь отражаем настроения в обществе. Неправда. Посмотрите многие телепередачи, в которых тон задают шовинисты националистического толка. Если бы людям почаще объясняли, что те же таджики-строители только потому живут тут в скотских условиях, чтобы раз в неделю послать мешок крупы своим семьям - спасти от

голода... И если бы ученые посчитали, какую экономическую выгоду уже принесли мигранты стране и многим из нас лично (дешевый ремонт квартир, строительство дач, уход за детьми, больными и т.д.), настроение, думаю, изменилось бы. Все мы в какой-то степени причастны к эксплуатации этих людей. И многим, наверное, кажется, что если прогнать с рынков «черных» торговцев, то арбузы-дыни-овощи все равно останутся. Года через два, как предсказывают демографы, рынок все поставит на свои места: в России, как и во всей Европе, рабочая сила станет самым большим дефицитом, и страны начнут переманивать друг у друга мигрантов. Но сколько еще таджикских девочек и африканских студентов погибнут за эти два года от рук скинхедов? И поедут ли в такую опасную страну будущие мигранты?

(«Известия», 08.07.2004.)

Лидия Графова Русские без России

Три килограмма трагедий для генерала

Парадокс: начавшаяся с 15 января либерализация миграционного законодательства касается только гастарбайтеров. А ново-жителям, выпавшим из правового поля, никакое облегчение не светит.

На первом заседании недавно созданного при ФМС Общественного совета опять был поднят вопрос об иммиграционной амнистии. Теперь уже не обо всех нелегалах, как раньше, идет речь, а главная тревога сегодня о той сравнительно небольшой части «застрявших» соотечественников, которые приехали к нам на ПМЖ. И в подавляющем большинстве это классические репатрианты - русские люди.

С письмами таких «нелегалов» я обошла много кабинетов в ФМС - пыталась получить скорую помощь. И почти все сочувствовали, но в бессилии разводили руками. Так и пришла я на заседание Общественного совета с тяжелой сумкой отчаянных писем и, когда зашла речь об амнистии, поставила эту сумку на стол перед директором ФМС Ромодановским: «Вот, Константин Олегович, здесь, наверное, килограмма три трагедий. Что с этими письмами делать?» Ромодановский заявил сгоряча, что готов лично с этим грузом разбираться, и если виноваты сотрудники службы, он сразу же позвонит и прикажет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.