КОММУНИКАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕКЛАМА, PR, БРЕНДИНГ, МЕДИА
УДК 070 DOI 10.24411/2070-0695-2020-10106
В. В. Грачев
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород
АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РАБОТЕ PR-СТРУКТУР МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С АУДИТОРИЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
В статье анализируется коммуникативная практика PR-структур органов власти с аудиторией социальных медиа, способствующая эффективному диалогу между властью и обществом. Социальные сети рассматриваются как дополнительный канал для диалога властных структур и общественности в условиях формирования современного медиасреды.
В условиях антикризисного PR-менеджмента ведущую роль играет оперативность коммуникации. Автор исходит из того факта, что не только открытость власти для диалога, но и оперативность действий способствуют снижению социального напряжения. На основе метода включенного наблюдения за разрешением проблемного транспортного ситуагщи в крупном мегаполисе автор анализирует коммуникативные практики органов власти с пользователями социальных сетей, обращая внимание на неограниченные возможности интерактивных коммуникаций, непосредственное участие пользователей в создании и ретрансляции медийного контента, максимальную скорость обратного связи.
Ключевые слова: социальные медиа, органы власти, связи с общественностью, средства массовой информации, антикризисный менеджмент.
В условиях новой медиасреды предметным полем взаимодействия власти и общества активно выступают социальные сети, что ведет к качественным изменениям в деятельности PR-структур государственных и муниципальных органов власти. Особенно представляется важным использование нового инструментария для диалога на муниципальном уровне управления, как наиболее приближенном к реальным системам обеспечения жизнедеятельности человека. Наступление эпохи WEB 3.0 позволяет пользователям следить за всеми общественно значимыми событиями, обсуждать их на площадках в социальных сетях. Участие органов власти в дискурсе сетевых сообществ способствует «социальной контактности», продуктивному сотрудничеству и взаимопониманию между органами власти и обществом [5. С. 2].
Специфику деятельности служб по связям с общественностью органов власти раскрывают в своих трудах такие отечественные исследователи, как В. С. Комаровский, О. Ф. Шабров, О. Н. Савинова, А. Н. Чумиков [3; 6; 8; 9].
Теме влияния интернет-технологий и особенностей гипертекста на PR-тексты посвящена диссертация М. Г. Шилиной [10]. Вопросам функционирования медиасферы современного мегаполиса, участию гражданина в социальном контроле за принятием управленческих решений посвящена монография под редакцией известного исследователя С. Г. Корконосенко [4]. Для исследования нашей темы интерес представляет также работа петербургских авторов «Связи с общественностью в органах власти» под редакцией В. А. Ачкасовой и И. А. Быкова, в которой, в частности, обращается внимание на существенную роль коммуникации для снижения напряжения и устранения общественных противостояний [1].
Новый эмпирический материал, полученный в результате включенного наблюдения за коммуникативными практиками представительств общественных организаций в социальных
медиа, и стал предметом теоретического осмысления качественных перемен в деятельности PR-структур муниципальных органов власти.
Для Нижнего Новгорода с численностью населения более 1 млн человек поиск эффективных механизмов взаимодействия между органами власти и населением является особо актуальной задачей: для охвата многочисленной аудитории местным органам власти необходимы дополнительные каналы коммуникации. Отдельно стоит отметить, что Нижний Новгород как областной центр является центром притяжения внимания жителей и близлежащих городов, которые к 2020 году вошли в состав «нижегородской агломерации» (Постановление Правительства Нижегородской области от 17.04.2006 № 127 «О Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года», http://docs.cntd.ru/document/944926294, дата обращения: 10.01.20). Дцро агломерации образуют города Нижний Новгород, Дзержинск, Бор, Кстово. Таким образом, численность потенциальной аудитории для PR-структур Нижегородского муниципалитета возрастает до 2 млн человек. В данной статье мы анализируем конкретный опыт участия муниципальных органов власти в активной коммуникации с пользователями социальных сетей в пабликах общественных организаций и средств массовой информации.
Общественный интерес к участию в социальных медиа породил множественность инструментария продвижения в социальных сетях. Для анализа мы возьмем только те из них, которые активно используются на момент нашего исследования. Мы исходим из того, что использование социальных сетей является новой фазой в эволюции инструментария специалиста по связям с общественностью [11. С. 6].
Создание сообществ в социальных сетях позволяет объединить людей с общими интересами либо с целью решения общих задач.
Немецкие исследователи в сфере маркетинга, Андреас Каплан и Михаэль Хайнлайн, определяют социальные медиа как группу интернет-приложений, которые дают площадки для общения и обмена контентом между пользователями на форумах, блогах, социальных сетях, фото-, видео-хостингах и платформах для совместного творчества [2. С. 59].
Среди характеристик социальных медиа выделяют:
- неограниченность интерактивных коммуникаций;
- непосредственное участие пользователя в создании и ретрансляции медийного контента (дополнительно интерпретируют содержание, распространяют его в интернет-пабликах);
- вовлеченность в процесс коммуникации и максимальная скорость обратной связи (комментарии, отзывы).
Такие социальные сети, как «ВКонтакте», по-прежнему остаются полезными площадками для организации событий, предварительной регистрации участников и их информирования. При этом мы получаем доступ к различным замерам аудитории интересующей нас организации: какие пользователи посещают сообщество или страницу, какое распределение по возрасту и полу. Это позволит иметь определенный взгляд на то, кто является целевой аудиторией и выйти на контакт с нужными людьми.
Социальная сеть «ВКонтакте», созданная в 2006 году в Санкт-Петербургском государственном университете, на момент исследования имеет самую большую популярность среди всех социальных сетей в России. Возраст аудитории этого медиа большей частью от 16 до 40 лет. Лишь 6 % аудитории этой сети - люди младше 16 лет. Ежемесячная аудитория соцсети приближается к 54 млн человек, из которых почти 22 млн являются авторами, то есть хотя бы раз в месяц оставляют публичные сообщения. Таким образом, важность работы на данной площадке с точки зрения Social Media Merketing выглядит очевидной и неоспоримой (Основы SMM: тренды, аудитории, платформы, https://www.coursera.org/learn/tsu-smm-osnovy, дата обращения: 10.01.20).
Интернет-сообщества, создаваемые журналистами и общественными организациями, имеют ряд преимуществ по сравнению с интернет-площадками органов власти.
Первое: пользователи выступают создателями контента - просьюмерами. Зачастую журналисты и общественники публикуют в социальных сетях материалы, которые присылают им читатели.
Второе: разнообразие контента. Журналистика и общественная деятельность не ограничены сферами деятельности администрации. Они охватывают всю проблематику жизни горожан - от благоустройства дворовых территорий до красивых закатов на набережной.
Таким образом, сообщества в социальных сетях предоставляют органам власти готовую площадку с аудиторией, которая обсуждает не только личные, но и общегородские проблемы.
1 июня 2019 года в Нижнем Новгороде была организована первая выделенная полоса для движения общественного транспорта. В качестве пилотной площадки выбрали крупнейшую транспортную магистраль города - проспект Гагарина. Выделенная полоса протяженностью 3,2 км была организована на крайней полосе проспекта по направлению от окраины города в центр. Выбор участка обусловлен тем, что на этом протяжении есть шесть полос (3 в одну и 3 в обратную стороны), что является максимальным показателем в городе. Очевидно, что выделение полосы на одном из самых широких участков магистрали города наносило минимальный ущерб общему транспортному трафику.
В медийном пространстве нововведение инициировало раскол нижегородцев на два лагеря -автомобилистов и пользователей общественного транспорта. В первые дни работы нововведения в Нижнем Новгороде автомобилисты создали петицию на сайте change.org с предложением отменить выделенную полосу.
Стоит отметить, что платформа change.org не позволяет определить ни правильность заполнения персональных данных, ни существование подписывающего лица на самом деле, достаточно только E-Mail адреса, которые свободно регистрируются в неограниченных количествах (Песков усомнился в достоверности подписей под петициями Change.org, https://www.gazeta.ru/tech/news/2015/08/05/n_7436593.shtml, дата обращения: 10.01.20). Но после создания петиции в информационных агентствах вышли публикации с заголовками «Нижегородцы против выделенной полосы», а в качестве источника информации журналисты указывали петицию. Данная новость автоматически попала в ТОП Яндекс-агрегатора и требовала незамедлительной реакции органов власти.
В нашей статье мы выделили несколько инструментов, которые используются в связях с общественностью и были применены в данной ситуации. С целью медийного сопровождения работы выделенной полосы использовались: опрос, лидеры общественного мнения, пресс-тур, круглый стол, статистика.
Спустя 3 дня после создания петиции против «выделенки» на сайте change.org была инициирована петиция в поддержку «выде ленки». Данная новость была подхвачена информагентствами, и в созданном новостным Яндекс-агрегатором паблике «Нижегородцы против выделенной полосы» заголовок сменился на «Нижегородцы просят оставить выделенную полосу». Это стало возможным благодаря выходу новых статей в информагентствах со ссылкой на петицию в поддержку выделенной полосы.
Таким образом, социальная сеть «ВКонтакте» стала площадкой для объединения пользователей личного транспорта, которые выступают против выделенной полосы. Инициативной группой пользователей был создан паблик во «ВКонтакте» под названием «Нет выделенке в Щербинках!», которая должна была стать центром объединения противников введения выделенной полосы («Нет выделенке вЩербинках!», https://vk.com/polosavnn, дата обращения: 10.01.20). Количество участников группы на момент написания публикации - 280 аккаунтов.
В поддержку автовладельцев также выступило и сообщество в социальной сети «ВКонтакте» общественной организации «Центр помощи автомобилистам» («Идею "заставить город жить общественным транспортом" в Нижнем Новгороде стали продвигать с помощью шоковой терапии», https://vk.com/nndtp?w=wall-108467731_9443, дата обращения: 10.01.20). На момент написания статьи численность паблика составила 17544 аккаунта, при том что количество просмотров публикации против введения выделенной полосы на момент написания статьи составило около 14000.
В паблике социальной сети «ВКонтакте» «Типичный Нижний» был инициирован опрос с целью выяснения отношения нижегородцев к выделенной полосе. Число участников группы «Типичный Нижний» на момент написания статьи составляет 209910 аккаунтов (Полоса раздора - выделенная полоса для общественного транспорта на проспекте Гагарина разбила нижегородцев на два враждующих лагеря!, https://vk.com/wall-31980961_887840, дата обращения: 10.01.20).
За вариант «Конечно! В машине едет 4 человека, а в автобусе - 40. Водителям нужно думать не только о себе» проголосовало 866 человек.
За вариант «Нет! Она создает пробки! Нельзя просто так взять и лишить одну из главных артерий города целой полосы для движения» проголосовало 847 человек.
В течение первых двух недель с начала работы выделенной полосы в СМИ были опубликованы комментарии авторитетных специалистов, которые обосновали положительные стороны от введения выделенной полосы. Эксперты обозначили приоритет общественного транспорта над автомобилями.
«Мы должны решать глобальную задачу, а не задачу одного или пятерых людей, которые сидят в легковой машине. "Выделенка" позволяет переместить за короткое время большее количество людей из точки А в точку Б. Можно ли было сделать по другому? Нет, нельзя. Безусловно, для водителей дорога стала на 20 минут дольше. Но он едет один в машине с кондиционером, и даже полная машина, что очень редко, вмещает 5 человек, а большой ЛИАЗ везет 100 человек», -сказал в своем интервью заведующий кафедрой «Строительные и дорожные машины» НГТУ им. Алексеева, доктор технических наук, профессор Умар Вахидов («Выделенка» позволяет переместить за короткое время большее количество людей из точки А в точку Б, https://koza.press/ five/7414, дата обращения: 10.01.20).
Муниципальным предприятием «Нижегородпассажиравтотранс», которое на момент исследования обладает наиболее крупным парком автобусов в городе, была собрана статистика о преимуществах для пользователей общественного транспорта после введения «выделенки». В СМИ были направлены релизы с заголовками «Скорость передвижения общественного транспорта в утренний час-пик на участке "Щербинки-Мыза" сократилась с 20 до 11 минут» и «На 7% больше нижегородцев стали отдавать предпочтение общественному транспорту после введения выделенки».
Несмотря на поток положительной информации о «выделенке» в интернет-СМИ, лидеры мнений со стороны автомобилистов продолжали работу в социальных сетях по пропаганде отмены выделенной полосы.
Для предотвращения эскалации конфликта и нахождения консенсуса правительством Нижегородской области и администрацией Нижнего Новгорода был инициирован круглый стол в городской администрации. В списке участников стали министр транспорта Нижегородской области и заместитель мэра Нижнего Новгорода по дорожному хозяйству и транспорту. На круглый стол были приглашены наиболее активные пользователи социальных сетей, которые выступали против выделенной полосы.
В ходе живого обсуждения 13 июня 2019 года был предложен ряд компромиссных решений, которые могли снизить уровень ущерба общему транспортному потоку после введения выделенной полосы.
В частности, установка автоматизированной системы управления светофорами, которая позволила бы синхронизировать работу светофоров на проспекте таким образом, чтобы начиная движение на зеленый свет, автомобилист успевал проехать на разрешающий сигнал все светофоры за один цикл. За реализацию этого решения ответственным стала администрация города (Резонанс с «выделенкой» на Гагарина: предлагается реверс на средней полосе или изменение работы светофоров, https://www.niann.ru/?id=539647, дата обращения: 10.01.20).
Министерство транспорта предложило реконструкцию транспортной развязки на въезде в город перед участком с выделенной полосой (Стало известно, кто спроектирует транспортную развязку у д. Ольгино, https://newsnn.ru/news/sotiety/11-06-2019/stalo-izvestno-kto-sproektiruet-transportnuyu-razvyazku-u-d-olgino, дата обращения: 10.01.20).
После того, как администрацией города была проведена работа по регулировке работы светофоров, транспортная обстановка значительно улучшилась. Чтобы показать результат работы, 18 июня 2019 года был организован пресс-тур с участием заместителя мэра Нижнего Новгорода, активистами, которые ранее были приглашены на круглый стол, и представителями прессы.
По итогам объезда участка с выделенной полосой в утренний час пик и фиксированием отсутствия пробок активисты, которые ранее были категорически против введения выделенной полосы, поменяли свое мнение и высказали его представителям прессы (Выделенная полоса: мониторинг ситуации, http://vestinn.ru/news/society/119206, дата обращения: 10.01.20).
Комментарии общественников были отображены в релизе, который был направлен в СМИ, в частности информация была опубликована в паблике во «ВЯонтактс» «Нижний Новгород», который насчитывает 262440 участников на момент написания публикации.
«Нужно отдать должное администрации, которая делает все возможное для улучшения дорожной обстановки - светофоры настроены. Сегодня мы увидели, что тех многокилометровых пробок нет ни на одном участке дороги - это уже безусловный плюс», - отметил руководитель центра помощи автомобилистам Сергей Кузин.
«Хочется выразить благодарность нашим руководителям из администрации города и области - министру транспорта Вадиму Власову и заместителю мэра Роману Колосову за то, что нас услышали. Это говорит о том, что проблемы будут решаться. Мы понимаем, что любые вопросы проходят через какие-то определенные трудности, и не ждем быстрых результатов», -сказал участник общественного контроля за мониторингом работы выделенной полосы Николай Панченко («Мы должны исправить ошибки, которые допустили». Нижегородская мэрия приняла новое решение по «выделенке» на Гагарина, https://pravda-nn.ru/news/my-dolzhny-ispravit овЫЬИ-kotorye-dopustili-nizhegorodskaya-meriya-prinyala-novoe-reshenie-po-vydelenke-na-gagarina, дата обращения: 10.01.20).
Таким образом, новые креативные технологии донесения информации помогли изменить общественное настроение, разрешить проблемную ситуацию. Социальные сети стали новым техническим каналом, по которому осуществляется диалог между властью и обществом. Но при этом этот канал способствует отражению не только разных, но и порою противоречивых точек зрения по той или иной новостной повестке, что надо учитывать и оперативно влиять на ситуацию.
К примеру, новостной релиз об экономии газомоторного топлива на автобусах после создания выделенной полосы был негативно воспринят пользователями социальных сетей. При том что меньший расход топлива снижает выбросы в атмосферу от автобусов, часть аудитории пользователей социальных сетей восприняло эту новость негативно, ссылаясь на то, что автобусное предприятие преследует только экономические выгоды, а не комфорт жителей.
«Мэрия по какой-то причине оказалась совершенно не готова к шквалу критики со стороны водителей легковушек, хотя было очевидно, что загнанное в "бутылочное горлышко" движение на проспекте Гагарина их не обрадует. В неловкой попытке как-то урегулировать ситуацию чиновники решили бомбардировать СМИ пресс-релизами о том, что автобусы НПАТ (прим. -«Нижегородпассажиравтотранс») начали экономить больше топлива на выделенной полосе, а скорость троллейбусов увеличилась на треть километра в час», - пишет Нижегородское интернет-СМИ Zercalo.org (Полоса раздора, https://www.zercalo.Org/articles/19924-polosa-razdora#!/ ссоттеп^сотте^=106167, дата обращения: 10.01.20).
В условиях формирования новой медиасреды в процессе взаимодействия власти и общества появился дополнительный канал коммуникации, который создан интернет-ресурсами. Социальные сети позволяют любому гражданину транслировать свою личную точку зрения, чего не могут в полной мере дать традиционные СМИ, представляя интересы тех или иных структур, от которых зависят. Это подчеркивают и некоторые исследователи, отмечая, что «содержание материалов СМИ во многом определяется политическими интересами действующих субъектов управления информационного пространства. Это политики местного, регионального и федерального уровней, топ-менеджеры крупных бизнес-структур и лидеры общественных объединений» [7. С. 6].
Сегодня человеку не обязательно пользоваться площадками официально зарегистрированных средств массовой информации. Общественные активисты могут продвигать свои собственные интересы с помощью большого спектра инструментов, которые предоставляет Интернет.
Практический опыт Нижнего Новгорода показывает, что наряду с традиционными РЯ-инструментами, новые технологии, используемые специалистами по связям с общественностью, позволяют выстраивать коммуникацию с активными гражданами, которые транслируют свою позицию с помощью социальных сетей. В то же время, на примере разрешения конкретной транспортной проблемы крупного города, мы убедились, что помимо работы в социальных сетях для эффективного выстраивания диалога нужно и живое общение: круглые столы, выездные мероприятия и многое другое.
В настоящее время (январь 2020 года) выделенная полоса в Нижнем Новгороде продолжает работать, а поток негативных публикаций в СМИ и социальных сетях прекратился. Обозначенный в статье опыт взаимодействия пресс-службы и городских транспортных структур можно считать удачным и возможным для применения в других городах федерального значения, поскольку есть примеры городов, где выделенные полосы не смогли сохранить и они были отменены (В Красноярске отменяют выделенные полосы для автобусов, https://tvk6.ru/publications/ news/37800/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex. ru%2Fnews, дата обращения: 10.01.20).
Стратегия развития транспорта в Российской Федерации предполагает приоритет общественного транспорта в крупных мегаполисах и отказ от личного транспорта (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 12 мая 2018 года), http://docs.cntd.ru/document/902132678, дата обращения: 10.01.20). Поэтому введение выделенных полос, которое всегда проходило «болезненно» не только в Нижнем Новгороде, но и ранее в Москве, всегда встречает сопротивление со стороны части общественности (В Москве стирают большинство выделенных полос, https://iz.ru/news/533152, дата обращения: 10.01.20). Зарубежный опыт, а также опыт Москвы уже показали, что единственный способ решения транспортной проблемы в крупном городе - это отказ от личного транспорта и развитие общественного. В связи с этим PR-службы должны быть готовы к лоббированию приоритета общественного транспорта с учетом изменившейся медиасреды.
Итак, Интернет стал мощным источником воздействия на информационное поле. Реакция аудитории интернет-пользователей на предлагаемую информацию всегда неоднозначна, а порой создает кризисную повестку, которая требует незамедлительной реакции. В Интернете мы фиксируем рост культуры потребления социально-политической информации. Это стало следствием появления альтернативных источников информации в сети. Несмотря на то, что подобные альтернативные ресурсы не имеют статуса официально-зарегистрированных СМИ, PR-структурам органов власти приходится считаться с ними, чтобы лоббировать свою точку зрения с применением традиционных инструментов специалиста по связям с общественностью.
Список литературы
1. АчкасоваВ. А., Быков И. А. Связи с общественностью в органах власти. М.: Юрайт, 2018. 164 с.
2. Каплан А. Пользователи всех стран соединяйтесь! Проблемы и возможности социальных медиа// Бизнес-горизонты, 2010. № 18. С. 59-68.
3. Комаровский В. С. Российская власть в поисках баланса стабильности и развития // Власть, 2013. № 11. С. 9-10.
4. Корконосенко С. Г. Современный российский медиаполис // С.-Петерб. гос. ун-т, Филологический ф-т, 2012. 324 с.
5. МакКоннел Б. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере // Вершина, 2008. С. 14-15.
6. Савинова О. Н. Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в российских региональных органах управления: дис... док. пол. наук. Москва: РАГС, 1998. 72 с.
7. Скудняков Р. В. Взаимодействие власти и общества в Российской Федерации на региональном уровне: роль инновационных информационных технологий: автореферат дис. канд. полит, наук. Нижний Новгород: ННГУ, 2009. 28 с.
8. Чумиков, А. Н. PRBHnrepHeTe: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0. M.: АльпинаПаблишер, 2010. 134 с.
9. Шабров О. Ф. Модернизация в условаиях глобализации: подходы, барьеры, потенциал // PolitBook. 2014, № 4. С. 73-80.
10. Шилина М. Г. Интернет-коммуникация как фактор трансформации информационной сферы: дис. док. фил. наук. Москва: МГУ, 2012. 733 с.
11. Ших К. Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. 304 с.
ANTI-CRISIS MANAGEMENT IN THE WORK OF PR STRUCTURES OF MUNICIPAL AUTHORITIES WITH THE AUDIENCE OF SOCIAL MEDIA
Grachev V. V, National Research Nizhnv Novgorod State University named after N. I. Lobachevsfy,
Nizhnv Novgorod, basilgratschev@gmail.com
In the article were analyzed communications practice of PR-structures of authority with audience of social media which encourage effective dialog between authority and society. Modern Internet technologies, characterized by flexibility.; interactivity presuppose active interaction of participants in the communication process, contribute to the activation of civil society institutions. Social media are considering as additional channel for dialog structures of authority and public in the condition of formation modern media sphere.
In the condition anti-crisis PR-management lead role play rapid of communication. Author proceeds from that fact, that not only transparency of authority but also rapid of doing encourage reduction of social tension. On the base of participant observation method by solution problem transport situation in the big megalopolis author are analyzing communication practice of authority with users of social media paying attention on unlimited opportunities interactive communication, direct participation of users in creating and re translation of media content, maximum speed of feedback. The author relies on a large factual material devoted to the analysis of communication support for the resolution of the situation that caused social tension in the city, notes the professional capabilities of the specialists of the municipal public relations service in the field of communication.
Keywords: social media, authority, public relations, mass media, anti-crisis management.
References
1. Achkasova, V. A. & Bykov, I. A. (2018). Svvazi s obshchestvennostyu v organah vlasti [Public relations in government]. Moscow, Yurajt. 164 p. (in Russ.).
2. Kaplan, A. (2010). Pol'zovatcli vsekh stran soedinyajtes! Problemy i vozmozhnosti socialnyh media [Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media]. Biznes-gorizonty [Business Horizons], 18, pp 59-68. (in Russ.).
3. Komarovskij, V. S. (2013). Rossijskaya vlast v poiskah balansa stabilnosti i razvitiya [The Russian authorities are in search of a balance of stability and development]. Vlast' [Authority], 11, pp. 9-10. (in Russ.).
4. Korkonosenko, S. G. (2012). Sovremennyj rossijskij mediapolis [Modern Russian media city]. Saint-Petersburg state University. 324 p. (in Russ.).
5. MakKonnel, B. (2008). Epidemiyakontenta. Marketing v social'nyh setyah i blogosfere [Citizen Marketers: When People Are the Message]. Vershina [Vertex], pp. 14-15. (in Russ.).
6. Savinova, O. N. (1998). Vlast' i obshchestvo: deyatel'nost' sluzhb po svyazyam s obshchestvennostyu v rossijskih regional 'nvh organah upravleniya : dis... dok. pol. nauk [Authority and society: activities of public relations services in Russian regional government bodies: dis. for the degree of doctor of Political]. Moscow, Russian Academy of public service. 72 p. (in Russ.).
7. Skudnyakov, R. V. (2009). Vzaimodejstvie vlasti i obshchestva v Rossijskoj Federacii na regional'nom urovne : roi' innovacionnvh informacionnyh tekhnologij: avtoreferat dis. kand. polit, nauk. [Interaction of government and society in the Russian Federation at the regional level: the role of innovative information technologies: abstract of dis. For the degree of candidate of Political] Nizhnij Novgorod, Nizhny Novgorod Lobachevsky state University. 28 p. (in Russ.).
8. Chumikov, A. N. (2010). PR v Internete: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 [PR on the Internet: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0]. Moscow, Alpina Publisher. 134 p.
9. Shabrov, O. F. (2014). Modernizaciva v uslovaiyah globalizacii: podhody, bar'ery, potencial [Modernization in the context of globalization: approaches, barriers, potential]. PolitBook [PolitBook], 4, pp. 73-80. (in Russ.).
10. Shilina, M. G. (2012). Internet communication as a factor of transformation of the information sphere: diss, doktora filologicheskih nauk [Internet communication as a factor of transformation of
the information sphere] diss. for the degree of doctor of Philology. Moscow, Moscow state University. 733 p.
11. Shikh, K. (2011). Era Facebook. Kak ispol'zovat' vozmozhnosti social'nyh setej dlya razvitiya vashego biznesa [The Facebook Era: Tapping Online Social Networks to Market, Sell, and Innovate]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber. 304 p.
Грачев Василий Валерьевич - аспирант Института филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского.
basilgratschev@gmail .com
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Грачев В. В. Антикризисный менеджмент в работе PR-структур муниципальных органов власти с аудиторией социальных медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 1 (35). С. 50-57. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10106.
Grachev V. V. Anti-crisis management in the work of PR structures of municipal authorities with the audience of social media // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 1 (35), pp. 50-57. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10106.