Научная статья на тему 'Особенности PR-текстов в рамках коммуникационной стратегии органов власти'

Особенности PR-текстов в рамках коммуникационной стратегии органов власти Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1622
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR-ТЕКСТ / ПРЕСС-СЛУЖБА / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PR-TEXT / PRESS OFFICE / AUTHORITY / COMMUNICATION AND INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шибанова Юлия Владимировна

Исследованы особенности работы c текстами в региональных PR-службах органов власти. Рассмотрена специфика подачи материалов, их эмоциональная окраска и наполнение фактической информацией. Пресс-служба Правительства большое внимание уделяет письменной коммуникации. В Нижегородской области PR-материалы органов власти имеют собственный почерк и характерные для конкретного региона особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Particularities PR-texts of the communication strategy in government

The article deals with peculiarities of work with PR-texts in regional PR-services of the government. It is examined the specific character of materials presentation, emotional coloring of words and it’s filling with the facts. The analysis of the Nizhniy Novgorod region government press services texts lets us see the general means of forming of the public mind in regions. The ability to work with information and the adoption of specialist to fast changing of the day topic is dealt as the most important professional skill for PR-specialist. In the article it is analyzed the information processes in the Nizhniy Novgorod region government. The study of the open PR-sources in the region permits us to see that the press service of the government pays much attention to written communication that provides journalists with lots of analytical and statistical date. The traditional forms for information presentation are chosen by PR-services, and it is significant that the specialists stake on newsmakers’ quotation at the transmission of final materials.

Текст научной работы на тему «Особенности PR-текстов в рамках коммуникационной стратегии органов власти»

Вестник Челябинского государстеенногоуниеерситета. 2015. № 20 (375). Филология. Искусствоведение. Вып. 97. С. 143-151.

УДК 8Г272

ББК 76.006.5

Ю. В. Шибанова

ОСОБЕННОСТИ РЯ-ТЕКСТОВ В РАМКАХ КОММУНИКАЦИОННОЙ СТРАТЕРИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Исследованы особенности работы с текстами в региональных РЯ-службах органов власти. Рассмотрена специфика подачи материалов, их эмоциональная окраска и наполнение фактической информацией. Пресс-служба Правительства большое внимание уделяет письменной коммуникации. В Нижегородской области РЯ-материалы органов власти имеют собственный почерк и характерные для конкретного региона особенности.

Ключевые слова: РЯ-текст, пресс-служба, органы власти, коммуникации, информационные технологии.

Роль текстовой составляющей в РЯ-коммуникации первостепенна, так как от нее напрямую зависит получение и восприятие итогового сообщения гражданами. Именно поэтому от формы подачи материалов зависит эффективность работы службы по связям с общественностью в целом. Общие закономерности присутствуют при работе всех пресс-служб законодательной, исполнительной и муниципальной ветвей власти. Однако в рамках реализации коммуникационной стратегии в конкретном регионе нужно понимать, что существуют и местные особенности восприятия разных видов информации. Анализ текстов пресс-служб органов власти в Нижегородской области позволит увидеть нам усредненную картину формирования общественного мнения в регионах, так как Нижегородская область -это «карман России».

Власть, которая стремится к открытости и налаживанию доверительных отношений с населением, должна выстраивать систему публичной работы. Массовые публичные кампании и акции позволяют донести до населения основные направления политики органа власти, позиции ее лидеров. Грамотный, системный подход к этой работе с информацией предполагает следующие этапы:

- формулирование миссии органа власти;

- формирование стратегии, обозначение ее в доступных и емких выражениях (лозунгах);

- создание программ по реализации стратегии;

- вовлечение групп общественности в реализацию программ;

- информирование о содержании программ, пропаганда программ;

- отчетность органа власти о ходе выполнения программ [10].

Исходя из данной системы, в рамках работы будет представлен анализ материалов по формированию понимания у населения миссии и стратегии региональных органов власти через призму текстовых сообщений, а также оценка работы по освещению информатизации региона. Вопросами изучения РЯ-текстов в России активно занимается А. Д. Кривоносов, К. Иванова, И. А. Быков. Специфику становления региональных пресс-служб в органах власти анализировали в Нижегородской области О. Н. Савинова, Е. Е. Семенов, Р. В. Скуд-няков. Особенностью данного исследования является уклон в специфику работы с текстом и подачи текстовых материалов. Метод сбора информации - экспресс-экспертиза. Данное кабинетное исследование берет за основу сбор вторичной информации, в том числе в СМИ, и обработку баз данных. За основу были взяты пресс-релизы и новости с официальных сайтов органов власти области, таких как Правительство Нижегородской области, Департамент общественных отношений и информации Нижнего Новгорода, Законодательное собрание Нижегородской области, а также Министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области. Период исследования: с мая по октябрь 2014 г. Целью исследования является анализ коммуникационной стратегии региональных служб по связям с общественностью в обозначенном регионе, выведение основных принципов построения текстов, на которые ориентируются местные пресс-службы. Задача исследования: проанализировать открытые ис-

точники РЯ-материалов Правительства Нижегородской области и тенденции внедрения информационных систем в рамках региона с учетом транслирования результатов на широкую аудиторию. В фокусе статьи - филологический аспект коммуникации.

С помощью грамотного применения языковых средств, логики построения текста, направленного к конкретной адресной аудитории, у специалистов появляется возможность эффективной реализации коммуникационной стратегии в организации диалога власти и населения. Но в данном вопросе важно учитывать языковую специфику конкретного региона.

Соблюдение интересов и снятие обеспокоенности целевой аудитории в связи с изменением деятельности или новыми проектами организации определяют стиль и манеру предоставления материалов в подготавливаемых письменных сообщениях [4].

Именно поэтому роль языка и форма подачи материалов в массовой коммуникации крайне важна. В языке отражаются своеобразные требования коллективности, которые характерны для данной местности. Различия в условиях жизни, привычках и традициях неизбежно находят отражение в языке. В связи с особыми практическими потребностями и различными природными и социально-экономическими условиями язык приобретает такую характеристику, как избирательность. Поэтому термины, приемлемые для одной местности, слабо применимы в другом регионе.

Говоря о Нижегородской области, можно заметить немалый уровень доверия к информации, которая транслируется органами власти. Это доказывает тот факт, что посещаемость сайта Правительства Нижегородской области сравнима с посещаемостью региональных сайтов информагентств. С учетом того, что материалы информагентств на большую часть состоят из пресс-релизов органов власти, можно сделать вывод, что нижегородцы активно воспринимают тот формат информации, который подается пресс-службами на данный момент. Результаты данной работы нам демонстрируют недавно прошедшие выборы губернатора Нижегородской области. Несмотря на то, что лидер предвыборной гонки был предсказуем, результаты голосования напрямую говорят о степени доверия к действующему губернатору. При явке в 54,49 % Валерий Шанцев набрал 86,93 % голосов избирателей по итогам обработки 100 % бюллетеней на выборах губер-

натора Нижегородской области, что является хорошим показателем расположенности нижегородцев к главе региона. Стратегия предвыборной кампании была достаточно спокойной и неагрессивной. Нужно отметить, что и оппоненты действующего губернатора не посчитали целесообразным использовать агрессивные методы ведения предвыборных кампаний. В предвыборных кампаниях были ощутимы отсутствие хлестких слоганов и недостаток оппозиционных контраргументов. Отметим, что слоган - краткое речение (мини-текст), отражающее основное содержание программы, деятельности базисного субъекта политических коммуникаций [7]. И, несмотря на то, что он не в полной мере наделен совокупностью дифференциальных признаков РЯ-текста, слоган все же передает информационный посыл для дальнейшей коммуникации. Исходя из определения, можно заметить, что слоганы большинства кандидатов не передали суть их политической программы.

Осмысленная работа над формированием РЯ-сообщения позволяет создать управляемую реакцию на происходящие в регионе события, что уменьшает уровень имиджевых рисков как для конкретного политика, так и для структуры в целом. Таким образом, процесс общественного взаимодействия становится более предсказуемым. Выбор информационной концепции Валерия Шанцева, действующего губернатора области, был сконцентрирован на идее продолжения уже начатой работы. Об этом говорит и слоган предвыборной кампании: «Идем дальше». Данная концепция не предполагает сильных изменений курса политика, либо каких-либо резких рывков. Все в рамках планирования. Отсутствие острой борьбы связано также с тем фактом, что основной конкурент на губернаторское кресло представитель КПРФ Владимир Буланов не принял участие в предвыборной гонке, а по традиции представители коммунистической партии имеют достаточно крепкий процент в ходе голосований. Несмотря на увеличившееся количество кандидатов на пост губернатора Нижегородской области, можно констатировать отсутствие усиления предвыборной борьбы внутри региона.

Информационные РЯ-тексты, транслируемые пресс-службой Правительства, также не претерпели больших изменений. Единственное, что можно отметить, это небольшое усиление эмоциональной окраски отдельных текстов на уровне спичрайтинга [11]:

1. «В свое время у народников была такая «Теория малых дел», по которой, делая малое, они собрались вести страну к большому светлому будущему. Вот так и наша работа с территориями, которым выделяются средства из фонда поддержки: заменить окно инвалиду, приобрести ветеранам войны билеты на поезд, купить мебель в детский дом. Эти дела очень важны! - заявил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. - Главное, чтобы эта работа не прекращалась! Тогда результат будет виден. Не зря говорят, что вода камень точит!».

2. На встрече с местными предпринимателями и руководителями сельхозпредприятий глава региона выразил обеспокоенность тем фактом, что главы некоторых районов подходят к выполнению целевых показателей формально. «Для примера - здесь, в Лукояновском районе, долю малого бизнеса увеличили в пять раз - с 12,8 % в 2007 г. до 68 % в 2013-ом. Молодцы, но только отдачи от этого достижения маловато - налоговые поступления от малых предприятий не дотягивают и до 10 % общего объема. Значит, такой бизнес работает, но не зарабатывает. Тогда зачем он нужен? Для отчетности? Я буду требовать, чтобы руководители муниципалитетов с умом подходили к развитию малого бизнеса и при реализации инвестиционных проектов обращали внимание на конкретные показатели по технологии, уровню заработной платы, производительности труда».

На данных примерах мы можем обратить внимание на обилие эмоциональной лексики, риторических вопросов, восклицаний. Это говорит о том, что политик апеллирует к эмоциональной стороне своих слушателей, стараясь выйти на эмоциональный уровень. Большое количество обращений говорит о построении не вертикальных, а горизонтальных коммуникаций, что подчеркивает выстраивание дружественного контакта с избирателями.

Также нужно обратить внимание на отсылки в РЯ-текстах первого лица региона на пословицы и поговорки. Традиционные формы разговорного жанра легко адаптируются в выступлениях Губернатора и подчеркивают его близость к народу. К тому же это помогает лучше запомнить информационное сообщение, произнесенное политиком, за счет эмоционального якоря, который заложен в данном сложившемся веками словосочетании. Подобная игра слов помогает лучше адаптировать

принимаемый текст под себя и свое восприятие.

Нужно понимать, что публичные коммуникации - это контекст и инструмент, которые позволяют различным субъектам публичной сферы вступить во взаимоотношения между собой, сопоставить точки зрения и ценности, чтобы достичь общей цели, заключающейся в осуществлении задач общественного интереса. В данном случае коммуникации признаются неким инструментом выявления точек зрения на проблемы общественного характера. Анализируя материалы Правительства Нижегородской области можно отметить, что базисные первичные и медиа-тексты, подготовленные пресс-службой, соответствуют всем функциям РЯ-текста, которые вывел профессор А. Д. Кривоносов. А именно:

1. Формирование и поддержание положительного имиджа.

2. Информирование (то есть донесение до общественности точки зрения фирмы, сообщение о новостном событии).

3. Убеждение (то есть формирование с помощью текста у общественности устойчивого положительного отношения к субъекту РЯ).

4. Фатическая функция (поддержание коммуникативных связей, например, поздравление).

5. Эстетическая функция (создание художественного эффекта, например, приглашение).

6. Номенклатурная функция (например, биография) [7].

Если говорить о заголовках РЯ-материалов Правительства Нижегородской области, можно заметить, что специалисты по связям с общественностью данного органа власти чаще всего выносят в заглавие материалов одну цитату основного ньюсмейкера, присутствующего на событии. Например:

1. «С открытием перинатального центра в Починках завершится формирование сети межрайонных перинатальных центров в Нижегородской области», - Валерий Шанцев [12].

2. «Я принял решение о строительстве в Московском районе Нижнего Новгорода еще одного, седьмого, дополнительного детского сада - в Бурнаковской низине», - Валерий Шанцев [13].

3. «К 2020 г. необходимо в 2 раза увеличить производство зерновых в Нижегородской области», - Евгений Люлин [14].

Также, говоря об информационной работе со СМИ, нельзя забывать и о существовании

привычных видов работы органов власти со средствами массовой информации, которые не меняются даже с появлением новых информационных технологий. Например, представители СМИ в любом случае должны быть обеспечены календарем мероприятий, реализуемых государственной организацией, а также программой собрания. Без данных документов журналисты просто не смогут скоординировать свою работу и правильно распределить время.

В научном сообществе активно обсуждает вопрос о том, допустимы ли неофициальные элементы в текстах официальных материалов. С одной стороны, любые элементы более низких стилей могут повлиять на восприятие граждан, ассоциируясь с более близкой к дружественной коммуникацией. Это дает человеку возможность быстрее адаптироваться ко всем услугам, которые предоставляют сейчас порталы государственных услуг. За последние годы в Нижегородской области уровень освоения аудиторией последних информационно-коммуникационных технологий вырос. Благодаря этому информатизация органов государственной власти и местного самоуправления области позволяет активней заняться решением задач, напрямую актуальных для жителей области. Здесь мы говорим о том, что современные технологии сделали информацию доступней для простого потребителя, а это значит, что негативное напряжение от длительного поиска нужной информации у потенциальной аудитории ниже. В рамках Международного бизнес-саммита, который прошел в Нижнем Новгороде в сентябре 2014 г., начальник отдела ИТ-проектов министерства информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области Андрей Боцманов отметил, что с начала 2014 г. среднемесячная посещаемость регионального портала составила 120 ООО посетителей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 30 ООО посетителей. Вероятней всего, данный результат связан с наличием на портале «нужных», востребованных сервисов.

К слову, по данным мониторинга Минин-форм, более 30 % нижегородцев уже используют механизм получения услуг в электронном виде. Больше всего спросом пользуются социально-значимые услуги, среди которых: запись на прием к врачу, зачисление детей в детские сады, регистрация на бракосочетание и другие. В настоящее время на интернет-портале можно узнать о порядке получения 208 государствен-

ных, 1500 муниципальных услуг и 738 федеральных.

Этот положительный эффект от коммуникации с органами власти с учетом развития технологий будет только расти, но без грамотно проработанных текстов и ориентиров на официальных сайтах и в СМИ граждане не скоро узнают обо всех возможностях разрабатываемых систем. Например, интересным примером внедрения технологий по продвижению услуг является тот факт, что сегодня Министерством информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области используются элементы рекламных текстов для привлечения внимания к выдаче универсальных карт. Так, на официальном портале Министерства располагается рекламный баннер, который сообщает о том, что при подаче заявки на выдачу УЭК гражданин получает кардридер (считывающее устройство взаимодействия с УЭК, имеющее сертифицированные программные и аппаратные средства защиты) бесплатно. РЯ-текст, как и другие разновидности текстов массовой коммуникации: журналистский и рекламный, должен отвечать единым критериям текстов массовой коммуникации. Тот факт, что даже на официальных порталах органов власти применяются формы подачи рекламного текста, говорит о стандартизированном подходе к восприятию данных у современных граждан. Процесс модернизации общества требует адаптации больших масс людей, не всегда подготовленных к действиям в условиях усложнения социальных практик. Повышение среднего уровня образования, профессиональной квалификации, усложнение предметного окружения в повседневной жизни в масштабах общества порождает в качестве способа адаптации нарастающую стандартизацию [9].

Среди критериев РЯ-текста обязательно называются следующие: доступность, конкретность, лаконизм, удобство восприятия, эстетичность и, добавим, возможность оперативного отбора актуальной информации. РЯ-текст является разновидностью текстов массовой коммуникации. Такое суждение будет правомочным в силу нескольких причин. Во-первых, СМИ, посредством которых может распространяться РЯ-текст, как и РЯ- или пресс-службы, «порождающие» данный тип текстов, являются компонентом массовой коммуникации. Во-вторых, РЯ-текст, опосредованный через СМИ, оказывается направленным массовид-ному адресату и имеет функции текстов МК.

В-третьих, одной из технологических функций связей с общественностью признается функция массовой коммуникации [3].

Основным видом коммуникации в связях с общественностью является письменная коммуникация. Как и рекламное сообщение, РЯ-обращение строится по канонам журналистики новостей, четко распадаясь на три части: заголовочный комплекс, основной текст и реквизиты. В заголовочном комплексе находится заголовок, слоган, рекламный призыв, иллюстрация и лидер-абзац. В основном тексте сообщается полная информация о том, кто, что, где, когда и почему состоится событие [2].

Если говорить об адресном обращении к различной аудитории внутри области, то нужно обратить внимание на обращения к разным социальным группам населения области. Необходимо отметить и две противоположные тенденции, характерные для информационного общества, которые проявляются в текстах массовой коммуникации. Так, с одной стороны, «глобализация информационного рынка приводит к унификации массовой информации, к тому, что общезначимые события становятся объектом повышенного внимания, активно предлагаются, даже навязываются массам людей. С другой стороны, есть противоположная тенденция - диверсификация информационных услуг по региональным или содержательным признакам» [1. С. 243].

Например, обилие терминов вполне уместно в тексте приветствия губернатора в рамках бизнес-саммита, но не уместно бы было при воздействии на другую более широкую аудиторию: «Приветствую всех участников и гостей «Международного бизнес-саммита 2014» в Нижнем Новгороде! Здесь, на берегах Оки и Волги, сегодня активно формируется одна из мощнейших экономических агломераций страны и новый уклад российской экономики, основанный на высокотехнологичных инновациях и модернизации традиционных обрабаты-вающихотраслей» [15].

Помимо всего, можно отметить, что службы по связям с общественностью в органах законодательной и исполнительной власти Нижегородской области активно совершенствуют свои интернет-порталы и методики взаимодействия со СМИ. В последнее время к традиционным средствам массовой коммуникации добавился такой мощный канал, как Интернет. Бурное развитие Интернета в последние годы привело к возникновению феномена журнали-

стики on-line, когда количество каналов коммуникации не позволяют добиться полного контроля над ними. Коммуникации посредством глобальной сети Интернет, построенные на принципе общения многих со многими, самым радикальным образом отличается от традиционных средств массовой информации, которые основываются на принципе распространения сообщений от одного ко многим [2].

Новые возможности и интерактивность правительственных ресурсов привлекает большее количество посетителей на сайты и закрепляет у граждан понимание, что при возникновении вопросов эффективнее и быстрее их будет разрешить через обращения в интернет-приемную органа власти. Большая часть органов власти региона уже открыла для обзора счетчики посещаемости, что говорит о стабильной аудитории сайтов.

Журналисты и граждане активно осваивают и неформальные виды связи с представителями органов власти. Помочь в работе журналистам может отслеживание новостей в блогах первых лиц органов власти и на официальных страницах государственных структур в социальных сетях. Информация там иногда дается оперативнее, чем рассылка пресс-релизов по средствам массовой информации. Неслучайно мы наблюдаем активное развитие личных блогов первых лиц области. Свои аккаунты в Твиттере ведут как губернатор, заместители губернатора Д. В. Сватковский, Н. В. Казачко-ва, так и министры О. В. Носкова, Д. И. Лабуза, С. В. Кучин; к данному процессу также активно присоединяются как депутаты местной законодательной и исполнительной власти, так и депутаты Государственной думы ФС РФ от Нижегородской области.

На сегодняшний день публикации, которые размещают в своих блогах первые лица города и области привлекают внимание к ним журналистов, что можно отметить по информационным заголовкам и лидам: «Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев предложил читателям его «Живого Журнала» принять участие в съемках ролика ко Дню матери» [16], «Глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондратов разместил новую запись на своем сайте olegkondrashov.ru. Градоначальник напомнил, что буквально пара месяцев остается до празднования дня рождения города, и предложил горожанам на свой вкус раскрасить этот праздничный день» [17], «Валерий Шанцев в своем блоге в «Живом Журнале» пред-

ложил нижегородцам поделиться ссылками на наиболее интересные страницы о Нижегородской области»[18].

Повышение доступности государственных и муниципальных услуг и открытость деятельности органов власти в сети «Интернет» позволяет быстрее провести работу по переходу на предоставление услуг в электронном виде, что положительно сказывается на прозрачности деятельности органов власти. Современные граждане, которые самоопределились в сторону демократической модели жизни в обществе - это люди, ориентированные на активную публичную коммуникацию.

Мероприятия, реализуемые Правительством Нижегородской области для перехода к информационному обществу, направлены на повышение качества жизни граждан Нижегородской области. Жители Нижегородской области смогут получить существенные преимущества от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, упрощения процедур получения государственных и муниципальных услуг, создания сервисов для взаимодействия с органами власти и организациями.

На сегодняшний момент интерактивные сервисы, которые внедряются органами власти для быстрого доступа к информации, активно развиваются. Но современные технологии развиваются настолько быстро, что если слепо следовать всем последним веяниям и новинкам интернет-пространства, то существует опасность упустить из внимания менее адаптированных граждан в интернет-среде, например, пожилых людей. Конечно, в рамках области проводятся обучающие семинары по обучению компьютерной грамотности населения, однако до сих пор спрос на данное обучение превышает предложение.

Интернет-портал органа власти сегодня уже не просто информационный сайт о деятельности данной ветви власти. Сегодня это универсальный источник, содержащий различную информацию по интересующим граждан вопросам. Помимо информационной начинки сайты содержат базы официальных данных, интерактивные сервисы, а также возможность обратной связи с интересующим органом власти. Если говорить о текстовом наполнении портала, то можно отметить, что органы власти приняли решение максимально приблизиться к потенциальному посетителю за счет

стилистической окраски наполнения сайта. Так, например, на сайте есть интерактивные подразделы, которые призывают посетителя к тем или иным действиям: «Хотите получать услуги, не выходя из дома? Зарегистрируйтесь!», «Голосуй», «Узнай размер своих социальных пособий» и др. Можно отметить, что эти призывы и обращения строятся на горизонтальном межличностном уровне, что помогает органам власти выступить в роли старшего товарища и восприниматься на более дружественном уровне. Региональный опыт по развитию связей общественности с органами власти помогает скорректировать основной вектор развития РЯ-коммуникации с учетом местных особенностей. С учетом того, что органы власти стремятся к обеспечению информационной открытости и прозрачности процедур разработки и принятия, интересно рассмотреть опыт служб по связям с общественностью по взаимодействию со СМИ. В настоящее время информационные технологии являются наиболее динамично развивающимся компонентом информационного пространства. Срок замены существующих технологий на более эффективные постоянно сокращается и составляет сегодня 3-5 лет с тенденцией уменьшения до 2-3 лет [6].

К сожалению, не все информационные инициативы легко адаптируются в том или ином конкретном регионе, поэтому построение коммуникаций с гражданами, журналистами и внешней средой должно формироваться с учетом выявленных в регионе особенностей. Например, Нижегородская область характеризуется не самым высоким интересом к материалам политического характера, но достаточно большое внимание нижегородцы обращают на информацию о социальной жизни региона. Соответственно, зная запросы своей аудитории, пресс-служба составляет информационную повестку дня исходя их предпочтений граждан. До последнего времени в регионе чуть более медленными темпами, чем в столице развивался интерес к мультимедийной журналистике. На сегодняшний день, если судить по информационным сайтам федерального значения, можно заметить, что на Нижегородскую область приходится около 2 % аудитории. При этом посещаемость на данных порталах примерно соответствует посещаемости на региональных порталах. Данное наблюдение показывает, что нижегородцы одинаково внимательно относятся как к общероссийской повестке дня, так и к новостям местного уровня. Это объясняется

местоположением Нижегородской области, так как регион находится достаточно близко к федеральному центру. Если говорить о порталах государственных услуг, то можно заметить, что нижегородцами они осваиваются достаточно активно. Этот факт доказывает, что гражданам намного легче избежать бумажной волокиты с помощью интернет-услуг. Если анализировать статистику количества обращений в интернет-приемную, то можно прийти к выводу, что количество обращений ежегодно растет в разы.

Внедрение информационных технологий в форму работы органов государственной службы стало абсолютно естественным процессом, так как органам власти нельзя отставать от уровня развития технологий, которые представляет современный Интернет.

В соответствии с Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной службы определяется основная цель - повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры. В данную систему включены государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

В настоящее время условия для совершенствования системы государственного управления развиваются как никогда за счет повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти.

Подводя итоги анализа данной темы, можно отметить, что РЯ-деятельность в региональных органах власти в условиях роста информационного потока также приобретает более глобальные масштабы. Все большую роль играют не только классические РЯ-тексты, но и формулировки навигационных систем при работе с гражданами. Учитывая, что РЯ-текст - это текст особого типа, который работает в различных сферах публичных коммуникаций и обеспечивает процесс информационного обмена со значимыми для субъектов сфер

публичных коммуникаций сегментами общественности, можно заметить, что функции РЯ-текста сегодня передаются даже малым формам работы с информацией. Анализируя открытые источники РЯ-информации в регионе, можно обратить внимание, что слаженная работа пресс-служб Правительства Нижегородской области, Департамента общественных отношений и информации Нижнего Новгорода, органов законодательной и исполнительной власти региона большое внимание уделяет письменной коммуникации, снабжая тем самым журналистов области большим количеством аналитической и статистической информации. Формы подачи информации в службах по связям с общественностью выбираются традиционные, и, что немаловажно, основную ставку в трансляции итоговых материалов специалисты делают на цитаты ньюсмейкеров. Об этом говорят заголовки не только пресс-релизов, но и итоговых материалов СМИ. Многие исследователи филологических аспектов коммуникаций подчеркивают тот факт, что четкого жанрового разделения при создании РЯ-текстов не существует, разные жанры и форматы могут переплетаться между собой. К тому же из-за развития интернет-технологий текстовые модификации только ускоряются. Официальные структуры начинают использовать элементы присущие рекламным коммуникациям, что до современного этапа развития публичного пространства было более редким явлением.

Список литературы

1. Быков, И. А. Организация и проведение кампаний по связям с общественностью : учеб. пособие / И. А. Быков. - СПб.: СПбГУТ. -2003.

2. Голубкова, Е. Н. Маркетинговые коммуникации / Е. Н. Голубкова. - М., 2000. - 60 с.

Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью / С. М. Емельянов. - СПб.: Питер, 2007. - 240 с.

3. Иванова, К. А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и РЯ-текстов / К. А. Иванова. - СПб.: Питер, 2006. - 160 с.

4. Катлип, С. М. Паблик рилейшенз. Теория и практика / С. М. Катлип, А. X. Сентер, Г. М. Брум. - М., 2000.

5. Кихтан, В. В. Информационные технологии в журналистике / В. В. Кихтан. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 12 с.

6. Кривоносов, А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов. - СПб.: Петерб. востоковедение, 2002.

7. Савинова, О. Н. Власть и общество: на пути к диалогу (региональный аспект) / О. Н. Савинова. - Нижний Новгород: Литера, 1998. - С. 26.

8. Развитие рынка и некоторые особенности социального конструирования времени в российской культуре / Н. Н. Зарубина // Обществ. науки и современность. - 2009. - № 1. -С. 127-138.

9. Татаринова, Г. Н. Управление общественными отношениями / Г. Н. Татаринова. -СПб.: Питер, 2004.

Ю.Новости Правительства Нижегородской области. - URL: http://government-nnov. ru/?id=3897.

11. URL: http://nnovgorod.bezformata.ru/list news/perinatalnogo-tcentra-v-pochinkah/23411 671/.

12. URL: http://polittema.ru/nnovgorod_soc_ politika-49.html.

13. URL: http ://government-nnov.ru/?id= 157919.

14.URL: http://www.ibs-nn.ru/about/shancev/.

15. URL: http://www.volga-tv.ru/nia-nizhnii-novgorod-regionalnye-novosti/Gubernator-Nizhegorodskoy-oblasti-Valeriy-Shantsev-predlozhil-chitatelyam-ego-Zhivogo-Zhurnala-prinyat-uchastie-v-semkakh-rolika-ko-Dnyu-materi.html.

16.URL: http://nn.urpur.ru/statya/oleg-kondra-shov-predlagaet-obsudit-varianty-oformle niya-letnego-dnya-goroda/.

17.URL: http://www.niann.ru/?id=439535.

Сведения об авторе

Шибанова Юлия Владимировна - аспирант филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. 477773@mail.ru

Bulletin ofChelyabinskState University. 2015. No. 20 (375). Philology. Arts. Issue 97. Pp. 143-151.

PARTICULARITIES PR-TEXTS OF THE COMMUNICATION STRATEGY

IN GOVERNMENT

Yu. V.Shibanova

NizhnyNovgorodState University. N. I. Lobachevskii. 477773@mail.ru

The article deals with peculiarities of work with PR-texts in regional PR-services of the government. It is examined the specific character of materials presentation, emotional coloring of words and it's filling with the facts. The analysis of the Nizhniy Novgorod region government press services texts lets us see the general means of forming of the public mind in regions. The ability to work with information and the adoption of specialist to fast changing of the day topic is dealt as the most important professional skill for PR-specialist. In the article it is analyzed the information processes in the Nizhniy Novgorod region government. The study of the open PR-sources in the region permits us to see that the press service of the government pays much attention to written communication that providesjournalists with lots of analytical and statistical date. The traditional forms for information presentation are chosen by PR-services, and it is significant that the specialists stake on newsmakers' quotation at the transmission of final materials.

Keywords: PR-text, press office, authority, communication and information technology.

References

1. Bykov I.A. Organizatsiya i provedenie kampaniy po svyazyam s obshchestvennost'yu [Organization and carrying out campaigns of public relations]. St. Petersburg, 2003. (In Russ.).

2. Golubkova E.N. Marketingovye kommunikatsii [Marketing communications]. Moscow, 2000. 60 p. (InRuss.).

3. Emel'yanov S.M. Teoriya i praktika svyazey s obshchestvennost'yu [Theory and practice of public relations]. St. Petersburg, 2007. 240 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ivanova K.A. Kopirayting: sekrety sostavleniya reklamnykh i PR-tekstov [Copywriting: Secrets of making advertising and PR-texts]. St. Petersburg, 2006. 160 p. (In Russ.).

5. Katlip S.M., Senter A.Kh., Brum G.M. Pablik rileyshenz. Teoriya i praktika [Public relations. Theory and practice]. Moscow, 2000. (In Russ.).

6. Kikhtan V.V. Informatsionnye tekhnologii vzhurnalistike [Information technology injournalism], Rostov-on-Don, 2004. 12 p. (In Russ.).

7. Krivonosov A.D. PR-tekst v sisteme publichnykh kommunikatsiy [PR-text in the system of public communications]. Peterburgskoe Vostokovedenie [Petersburg orientalism], St. Petersburg, 2002. (In Russ.).

8. Savinova O.N. Vlast' i obshchestvo: naputi kdialogu. Regional'nyy aspekt [Power and society: towards dialogue. Regional aspect]. NizhnyNovgorod, 1998. 26 p. (In Russ.).

9. Zarubina N.N. Razvitie rynka i nekotorye osobennosti sotsial'nogo konstruirovaniya vremeni v rossiyskoy kul'ture [Development of the market, and some features of the social construction of time in Russian culture]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Modernity], 2009, no. 1, pp. 127-138. (In Russ.).

10.Tatarinova G.N. Upravlenie obshchestvennymi otnosheniyami [Public relations management]. St. Petersburg, 2004. (In Russ.).

11 .News of Government Nizhniy Novgorod Region. Available at: http://government-nnov. ru/?id=3897, accessed 10.10.2014. (InRuss.).

12.Available at: http://nnovgorod.bezformata.ru/listnews/perinatalnogo-tcentra-v-pochinkah/23411671/, accessed 10.10.2014. (InRuss.).

13.Available at: http://polittema.ru/nnovgorod_soc_politika-49.html, accessed 10.10.2014. (In Russ).

14.Available at: http://government-nnov.ru/?id=157919, accessed 10.10.2014. (In Russ.).

15.Available at: http://www.ibs-nn.ru/about/shancev/, accessed 10.10.2014. (In Russ.).

16.Available at: http://www.volga-tv.ru/nia-nizhnii-novgorod-regionalnye-novosti/Gubernator-Nizhegorodskoy-oblasti-Valeriy-Shantsev-predlozhil-chitatelyam-ego-Zhivogo-Zhurnala-prinyat-uchastie-v-semkakh-rolika-ko-Dnyu-materi.html, accessed 10.10.2014. (In Russ.).

17.Availableat: http://nn.urpur.ru/statya/oleg-kondrashov-predlagaet-obsudit-varianty-oformleniya-letnego-dnya-goroda/, accessed 10.10.2014. (InRuss.).

18.Available at: http://www.niann.ru/?id=439535, accessed 10.10.2014. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.