Филология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 5-6, с.351-354
УДК 32.019.51
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
© 2015 г. Ю.В. Шибанова
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
477773@mail.ru
Пвступзлб в ридбкцзю 09.10.2015
Исследован опыт взаимодействия пресс-служб региональных органов власти в условиях формирования новой медиасреды, рассмотрена специфика работы в сети Интернет с аудиторией и со СМИ. Это необходимый перечень инструментов и технологий подачи материалов для ведения коммуникационной работы. Важно учитывать, что инновационные информационные процессы развиваются в каждом регионе в своем темпе, который зависит от разных факторов. В материалах статьи представлен анализ коммуникационной работы органов власти через призму различных видов коммуникации: устной, письменной и устно-письменной. Освоение всех форм взаимодействия - необходимое условие работы служб по связям с общественностью в современном информационном пространстве. По итогам контент-анализа можно прийти к выводу, что пресс-службы органов власти в Нижегородской области используют все виды информационного воздействия на аудиторию.
Ключбвыб слввб: медиасреда, служба по связям с общественностью, органы власти и управления, СМИ, коммуникативные практики.
Медиапространство региона развивается в соответствии с основными тенденциями информационного мира. С учетом постоянного роста влияния сети Интернет, требования к потребляемой гражданами страны информации растут. Скорость получения нужных материалов, возможность решить важные задачи при помощи интерактивных сервисов, насыщенность фактическими материалами - это приоритеты в выборе информационных источников сегодняшнего дня. В погоне за технологическими процессами потребитель подчас не задумывается о качестве информационного контента, о достоверности источника, об объективности данных, о качестве языка журналистских материалов. Поэтому от квалификации журналиста зависят определенные мировоззренческие установки простых граждан. Информационная среда на основе сети Интернет может стать принципиально новым фактором управленческого воздействия на социальные процессы.
Объем информационного потока постоянно растет, поэтому СМИ приходится обрабатывать с каждым разом все большие объемы информации. А с учетом того, что от современных журналистов медиапространство требует умения быстро добывать нужную информацию, времени на обработку полученных материалов у специалиста остается все меньше. Подобная ситуация возлагает особую ответственность на специалистов пресс-служб, так как контент, кото-
рый ими будет подготовлен, должен быть уже максимально готов к трансляции на широкую аудиторию. Более того, специалист по связям с общественностью должен здраво оценивать ценность информационного повода и наполнить РЯ-текст максимальным количеством ключевых фактов для того, чтобы журналист мог быстро отредактировать материал под формат, характерный для его СМИ.
К тому же крайне важно правильное понимание способа доставки сообщения адресату. Новые каналы распространения информации, например, ленты новостей в социальных сетях позволяют выйти на уровень личной коммуникации как с журналистом, так и с конечным потребителем. Так как нет больше привязки специалиста к месту, сегодня журналист может ознакомиться с информацией пресс-службы и стоя в пробке, и находясь на каком-либо мероприятии. При работе с соцсетями, нужно заметить, только около 16-20% пользователей читают текст полностью, анализируя каждое слово. Это значит, что остальная аудитория бегло просматривает материалы. Соответственно для повышения эффективности восприятия целесообразно:
- выделять ключевые слова (гипертекстовые ссылки могут служить одним из видов выделения; здесь можно добавить выделение цветом);
- публиковать списки с маркерами;
- посвящать одной идее один абзац;
- строить содержание релиза по модели «перевернутой пирамиды».
Нужно понимать, что публичные коммуникации - это контекст и инструмент, которые позволяют различным субъектам публичной сферы вступить во взаимодействие, сопоставить точки зрения и ценности, чтобы достичь общей цели, заключающейся в решении задач, представляющих общественный интерес. В данном случае коммуникации признаются неким инструментом выявления точек зрения на проблемы общественного характера.
Как отмечает А.Н. Чумиков, с начала 2000-х гг. система работы служб по связям с общественностью в органах власти стала осознаваться по-иному:
- базовые технологии производства информации и размещения ее в коммуникационных каналах в значительной части изучены;
- подходы к планированию требуют пересмотра: план должен формироваться не с помощью передовых технологий, а учитывать прежде всего реальные потребности;
- нуждаются в серьезной корректировке принципы и технологии данных замеров в связи с появлением новых исследовательских категорий (нарастающее взаимодействие в системе С2С, появление электронных медиасистем с функциями накопления и обработки информации, возникновение полномасштабного интернет-поля и его новой части - блогосферы и т.д.);
- возрастают требования гарантий эффективности в виде измеримых показателей по отдельным этапам реализации проекта и по РЯ-кампании в целом [1].
Следовательно, работа пресс-служб в органах власти должна строиться по новым коммуникационным принципам, которые должны соответствовать запросам новой медиасреды. Интернет меняет и формы подачи информации. Сегодня сеть Интернет является медиаресур-сом, где языковое существование реализуется в текстовой форме в виде гипертекста как своего рода интерпретации текста для масс-медиа. Говоря о текстовых коммуникационных технологиях, нужно вывести основные понятия и текста в целом, и РЯ-текста в частности. Текст - это некое упорядоченное множество предложений, объединенных различными типами лексической, логической и грамматической связи, способное передавать определенным способом организованную и направленную информацию. Текст есть сложное целое, функционирующее как структурно-семантическое единство [2].
Необходимо отметить, что ранее в социально-речевой практике органов власти существовали только две известные формы взаимодей-
ствия с общественностью - это устная и письменная коммуникация. Каждая из них имела собственные каноны, права и специфику подачи информации. Но с появлением новых информационных ресурсов исследователи стали говорить о новой устно-письменной (дигитальной) коммуникации, которая включает в себя отдельные черты и устной, и письменной коммуникации. Сетевой дискурс имеет особые структурные и стилистические свойства, сочетает в себе признаки и устной, и письменной речи. Однако язык сетевого дискурса употребляется только в письменной форме, являясь своего рода письменной разговорной речью.
Рассмотрим формы подачи информационных материалов органами власти в сети Интернет через призму данных видов коммуникации:
1. Устная коммуникация. Живая речь политиков и представителей органов власти. Особенности ведения беседы или выступления ме-диаперсоны должны внимательно учитывать специалисты по спичрайтингу. В устной речи, например в живом интервью с журналистами, процесс создания информационного сообщения идет параллельно с процессом мышления. Соответственно политик и ведущая его информационная служба уже не смогут скорректировать фактический материал беседы. Так как в устном дискурсе происходит своеобразная синхронизация формулирования и трансляции материала, это, с одной стороны, увеличивает скорость письменной коммуникации, а с другой стороны, негативно сказывается на связности текстовой материи из-за психологически обусловленной фрагментации речи, которая транслируется определенными потоками информации. К тому же конструкции предложений в устной коммуникации чаще всего краткие и не содержат в себе причастных и деепричастных оборотов. В сети Интернет мы можем наблюдать живую речь политика через цитирование в материалах пресс-службы, а также в видео- и аудиоформатах.
2. Письменная коммуникация. К данному виду коммуникации можно отнести письменные текстовые материалы, типичные для пресс-служб органов власти. Обозначенный вид коммуникации присутствует на официальных порталах органов власти, с ним гражданин сталкивается чаще всего, так как это наиболее принятая форма передачи традиционного текста. Письменные материалы органов власти охватывают информационное пространство от порталов госуслуг до материалов для СМИ, так как письменность является основной системой хранения и транслирования информации. Однако информация в сети Интернет передается не только через символы письма, в сети также
Коммуникативные практики служб по связям с общественностью органов власти в сети Интернет 353
возможны аудиальные и визуальные средства трансляции текстовых материалов. И все же гипертекст, формирующий информационную материю Сети, базируется именно на письменной форме подачи коммуникационных сообщений. Благодаря тому, что информация подается в виде текста, пресс-служба при транслировании информации имеет возможность проверить свое сообщение на соответствие его формулировок базовой идее сообщения, а также на соответствие его правилам орфографии. Письменная коммуникация позволяет редактировать транслируемую информацию, продумывать стиль изложения материалов.
3. Устно-письменная (дигитальная) коммуникация. Как наиболее молодой вид коммуникации, устно-письменное взаимодействие органов власти с гражданами было обоозначено не так давно. Пресс-службы властных структур и сами политики осознали необходимость присутствия в социальных сетях и блогосфере. Данный вид коммуникации позволяет наиболее быстро взаимодействовать с гражданами, в том числе и в формате online. В настоящее время блоги становятся одним из эффективных средств влияния на принятие политических решений при помощи Интернета. Публикации, появляющиеся в блогах, все чаще перепечаты-ваются СМИ и комментируются политическими лидерами, а в отдельных случаях реально влияют на политический процесс в современной России. Политический блог всегда выражает определенную политическую позицию, сквозь призму которой интерпретируется вся остальная информация. Жанры блога и форума характеризуются слабой степенью официальности, асинхронностью коммуникации и постоянно увеличивающейся степенью разговорности, поэтому степень выраженности процесса орализа-ции общения и письменной речи в данных жанрах намного выше [3].
По сути, в рамках современной коммуникации текст становится важной составляющей социальной реальности, формируя первичные установки восприятия тех или иных предметов или событий. Текст передает и сохраняет в себе культуру и традиции, характерные для определенной местности.
Жители страны и конкретного региона должны легко воспринимать информацию, ко-
торая к ним поступает. Высокая адаптация текста является необходимым условием его психологического воздействия [4].
Учитывая расширение непосредственной аудитории пресс-релизов, некоторые РЯ-спе-циалисты, работающие в интернет-структурах, сознательно меняют стиль пресс-релизов, делая их приближенными к художественным и публицистическим текстам [5]. Так, например, пресс-служба Городской думы Нижнего Новгорода отмечает, что в своей работе они зачастую дают в пост-релизе скорее журналистский материал, чем строго структурированный РЯ-текст.
Перед пресс-службами на современном этапе стоит задача пересмотра своей деятельности для адаптации к постоянным преобразованиям медиасреды. Проанализировав разные виды коммуникации, можно отметить, что устная, письменная и устно-письменная коммуникации требуют от органов власти индивидуального подхода. Материал, который готовится в рамках конкретного канала коммуникации, должен обладать набором специфических характеристик и определенным форматом подачи материалов. Важно подчеркнуть, что интернет-ресурс облегчил администрирование органов власти и увеличил скорость взаимодействия с гражданами. Интернет - это абсолютно новое коммуникационное пространство, в которое гражданское общество с каждым днем погружается все сильнее, поэтому одной из главных задач органов власти является опережение потребностей жителей региона и улучшение жизни людей за счет быстрой адаптации новейших информационных технологий к нуждам нижегородцев.
Спзсве лзтирбтуры
1. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный РЯ: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2014. 329 с.
2. Тураева З.Я. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика). М., 2009. С. 36.
3. Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: Дис. ...канд. филол. наук. Челябинск, 2005. 265 с.
4. Бердышев С.Н. Рекламный текст. Методика составления и оформления. М., 2008. С. 34-35.
5. Гундарин М., Гундарина Е. Пресс-релиз. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 189 с.
INTERNET COMMUNICATION PRACTICES OF GOVERNMENT PUBLIC RELATIONS SERVICES
Yu.V. Shibanova
In this article, we analyze the experience of interaction between press services of the regional government in the context of a new media environment being formed. We also consider some specific features of working in the Internet with the audience and the media and give a list of tools and technologies for presenting materials that are necessary for communication work. It is important to take into account the fact that innovative information processes develop in each region at a different pace, which depends on various factors. The article presents an analysis of the communication work of the government bodies through the prism of different forms of communication: oral, written, and a combination of oral and written communication. Effective use of all forms of interaction is a necessary condition for successful work of public relations services in the modern information environment. Based on the results of the content analysis, it can be concluded that press services of the government bodies in the Nizhni Novgorod region use all types of information impact on the audience.
Keywords: media environment, public relations service, government bodies, mass media, communication practices.
References
1. Chumikov A.N., Bocharov M.P. Gosudarstvennyj PR: svyazi s obshchestvennost'yu dlya gosudarstvennyh organizacij i proektov: Uchebnik. M.: INFRA-M, 2014. 329 s.
2. Turaeva Z.Ya. Lingvistika teksta (Tekst: struktura i semantika). M., 2009. C. 36.
3. Asmus N.G. Lingvisticheskie osobennosti virtu-al'nogo kommunikativnogo prostranstva: Dis. ...kand. filol. nauk. Chelyabinsk, 2005. 265 s.
4. Berdyshev S.N. Reklamnyj tekst. Metodika sostavleniya i oformleniya. M., 2008. S. 34-35.
5. Gundarin M., Gundarina E. Press-reliz. Rostov n/D: Feniks, 2013. 189 s.