Научная статья на тему 'Деятельность служб посвязям с общественностью органов власти в политической коммуникации: Нижегородский опыт'

Деятельность служб посвязям с общественностью органов власти в политической коммуникации: Нижегородский опыт Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
562
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / СЛУЖБА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ / СМИ / ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРНЕТ / БЛОГ / INFORMATION / PR-SERVICES / GOVERNMENT / MEDIA / JOURNALISM / INTERNET / BLOG

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шибанова Ю. В.

В статье исследованы особенности работы региональных служб по связям с общественностью органов власти на современном этапе. Рассмотрена их специфика взаимодействия с аудиторией и СМИ на основе использования новых технологических возможностей. Умение работать с информацией и адаптация специалиста к быстрому изменению информационной повестки дня рассматривается как важнейший профессиональный навык специалиста по связям с общественностью. В статье дается анализ информационных процессов органов власти в Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE PR-SERVICES OF GOVERNMENT ON POLITICAL COMMUNICATION: THE PRACTICE OF NIZHNY NOVGOROD

This article scrutinizes the methods of work of the regional state PR services nowadays and researches its ways of communication with audience and media. The amount of information is growing very fast nowadays; hence the PR departments must learn to deliver their communication effectively in order to survive. The ability to adopt huge loads of information and to react to rapid change of situation is a key skill of a PR professional nowadays. This article analyzes the state media in Nizhny Novgorod region.

Текст научной работы на тему «Деятельность служб посвязям с общественностью органов власти в политической коммуникации: Нижегородский опыт»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 505-507

УДК 32.019.51

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ: НИЖЕГОРОДСКИЙ ОПЫТ

© 2014 г. Ю.В. Шибанова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Пиступила т редакцию 19.05.2014

В статье исследованы особенности работы региональных служб по связям с общественностью органов власти на современном этапе. Рассмотрена их специфика взаимодействия с аудиторией и СМИ на основе использования новых технологических возможностей. Умение работать с информацией и адаптация специалиста к быстрому изменению информационной повестки дня рассматривается как важнейший профессиональный навык специалиста по связям с общественностью. В статье дается анализ информационных процессов органов власти в Нижегородской области.

Ключетые слита: информация, служба по связям с общественностью, работа с информацией, органы власти и управления, СМИ, журналистика, Интернет, блог.

На современном этапе развития публичной коммуникации службы по связям с общественностью приобрели статус отделов первоочередного значения в органах власти. Службы по связям с общественностью сегодня - это важнейшая часть государственных организаций разного уровня. Представляя власть и являясь ее политическим и технологическим инструментом, РЯ-службы вместе с тем транслируют точку зрения граждан и их общественные формирования. С каждым годом появляются все новые и новые информационные технологии, которые необходимо учитывать в своей работе специалистам по связям с общественностью. Именно потому, что эмпирическая практика постоянно дает новый материал, исследования даже двухлетней давности, посвященные анализу работы служб по связям с общественностью, уже не могут учесть некоторых современных возможностей.

Установление диалоговых, партнерских отношений между властью и формирующимися институтами гражданского общества - одна из ключевых задач российской государственности. Эффективность функционирования государственной и муниципальной служб все в большей мере определяется их способностью гибко реагировать на происходящие изменения, проводить инновационный механизм непрерывного совершенствования государственного управления в соответствии с целями и задачами гражданского общества [1; с. 26].

Как отмечают многие исследователи, уже к 2016 году решающую роль в выборном процес-

се будет играть информация из интернет-источников. Следовательно, федеральные и региональные органы власти и управления должны привести свои интернет-ресурсы в состояние максимальной доступности и понятности для граждан, а скорость взаимодействия с запросами СМИ и обращениями граждан должна расти пропорционально темпу развития информационного потока в стране. Для данного исследования также важен тот факт, что уже 2014 год станет более политически активным, чем год предыдущий.

Новые возможности и интерактивность правительственных ресурсов привлекает большее количество посетителей на сайты и закрепляет у граждан понимание, что при возникновении вопросов эффективнее и быстрее их будет разрешить через обращения в интернет-приемную органа власти. Большая часть органов власти региона уже открыла для обзора счетчики посещаемости, что говорит о стабильной аудитории сайтов.

Так, к примеру, подобные счетчики Ян-дексМетрики или ЫуеШ:егпе1 можно найти на сайтах Правительства Нижегородской области, Городской Думы и Администрации Нижнего Новгорода.

По сути, вся инфраструктура, позволяющая гражданам получать услуги и информацию в электронном виде, должна быть создана в Нижегородской области уже к концу 2014 года. Таким образом, для граждан будет обеспечена доступность всех государственных и муници-

506

Ю.В. Шибанова

пальных услуг, что станет универсальным решением многих коммуникационных задач по взаимодействию с гражданами. По итогам 2013 года в Нижегородской области у 71% органов исполнительной власти созданы свои официальные сайты, а многофункциональные центры по предоставлению государственных услуг появились уже в 30% муниципальных районов и городских округов. Важно, что уже почти все администрации городских округов и муниципальных районов Нижегородской области подключены к корпоративной информационной сети органов исполнительной власти Нижегородской области.

Также решить многие проблемы граждан поможет и официальный портал Администрации Нижнего Новгорода: Шр://Нижний Новгород. РФ. С его помощью можно оплатить услуги ЖКХ, мобильную связь, квитанции за Интернет, телевидение, телефонию, детский сад, а также штрафы ГИБДД. Для исследования также немаловажно, что на данном портале активно ведется статистика обращений граждан. Открытые данные фиксируют, что в 2012 году в Управление по работе с обращениями граждан Администрации города поступило 25427 обращений (в 2011 году - 24466 обращений), в которых задано 34514 вопросов (в 2011 году -30702 вопроса). Если посмотреть сравнительную статистику 2011 и 2012 годов можно заметить, что общее количество обращений граждан увеличилось на 3,9%, а количество заданных в них вопросов выросло на 12,4 %.

Организационная и творческая деятельность пресс-служб позволяет обеспечить необходимый уровень публичности представляемой официальной структуры. Под публичностью власти мы понимаем открытость информационного пространства органов государственного управления как важное условие эффективности деятельности властных структур. На основании одного из последних социологических исследований профессора Комаровского В.С., можно прийти к выводу, что в ряду приоритетных направлений деятельности по повышению эффективности работы органов власти является преодоление оторванности властных структур от нужд граждан, а также общественный контроль.

Современная информационная среда - это качественно новая, сетевая и открытая среда, в которой создается, хранится, обрабатывается и свободно распространяется информация в разнообразных формах ее представления, осуществляются все виды и формы информационных и коммуникационных взаимодействий в

обществе, обеспечивающие его функционирование и развитие как единого социального организма [2; с. 3].

Для анализа информационных процессов часто применяют технологию мониторинга. Мониторинг и контроль над деятельностью властных институтов обеспечивает формирование института эффективной и устойчивой обратной связи политической системы с социумом, способствуя выявлению и устранению фактических отклонений административной и управленческой деятельности от нормативно установленных параметров [3].

Арена современной политической жизни становится максимально публичной, поэтому на специалиста по связям с общественностью ложится еще большая ответственность не только за содержание информационных сообщений, но и за скорость их распространения и форму подачи. Так, например, ведение первыми лицами личных блогов и профилей в социальных сетях могут как сильно добавить руководителям властных структур рейтинга, так и сильно понизить популярность в случае неудачного информационного выпада.

Политологи активно отслеживают рост и падение популярности первых лиц в зависимости от происходящих событий. Например, занимающий по итогам 2012 года глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин третье место в рейтинге глав столиц регионов ПФО по версии «Медиалогии», уже в январе 2013 года переместился в данном рейтинге на последнее место на индекс -294,23 из-за скандала, связанного с обвинениями в незаконной бизнес-активности политика.

В целом, мы наблюдаем активное развитие личных блогов первых лиц области. Свои ак-каунты в Твиттере ведут как губернатор, заместители губернатора Сватковский Д.В., Ка-зачкова Н.В., так и министры Носкова О.В., Лабуза Д.И, Кучин С.В., к данному процессу активно присоединяются депутаты местной законодательной и исполнительной власти, депутаты Государственной думы ФС РФ от Нижегородской области. По данным компании «Медиалогия», Валерий Шанцев регулярно входит в число лидеров среди глав регионов по цитируемости блогов [3]. Пресс-служба Губернатора сделала ставку на блог на Ыуе1оигпа1. В блоге губернатора освещаются последние события города и области, в контент блога входят и нестандартные виды передачи имиджевой информации - конкурсы и голосования.

Подводя итоги, можно отметить, что на сегодняшний день механизмы государственного

Деятельность служб по связям с общественностью органов власти в политической коммуникации 507

управления и политической деятельности могут работать только в открытой сетевой информационной среде, которая будет понятна и доступна большинству граждан. К сожалению, внедрение информационных технологий в регионах России идет несколько медленнее, чем на федеральном уровне. Однако именно через анализ информационного пространства регионов можно получить наиболее точную картину в стране по работе со СМИ и общественностью. Итоговой целью является внедрение интеллектуальных технологий, которые помогут достигнуть благоприятных политических, социальных, экономических и культурных условий для граждан.

Список литературы

1. Савинова О.Н. Власть и общество: на пути к диалогу (региональный аспект). Монография. Нижний Новгород: Изд-во «Литера», 1998.

2. СМИ в информационном взаимодействии власти и общества. Материалы всероссийской конференции, Москва, 17-18 марта 2005 г. М.: Издательство Хроникер. 2005.

3. ОЯ-отношения с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Сморгунова и Л.Н. Тимофеевой. М.: РОССПЭН, 2011. 309 с.

THE ACTIVITIES OF THE PR-SERVICES OF GOVERNMENT ON POLITICAL COMMUNICATION:

THE PRACTICE OF NIZHNY NOVGOROD

Yu.V. Shibanova

This article scrutinizes the methods of work of the regional state PR services nowadays and researches its ways of communication with audience and media. The amount of information is growing very fast nowadays; hence the PR departments must learn to deliver their communication effectively in order to survive. The ability to adopt huge loads of information and to react to rapid change of situation is a key skill of a PR professional nowadays. This article analyzes the state media in Nizhny Novgorod region.

Keywords: information, PR-services, information, government, media, journalism, Internet, blog.

References

1. Savinova O.N. Vlast' i obshchestvo: na puti k dia-logu (regional'nyy aspekt). Monografiya. Nizhniy Novgorod: Izd-vo «Litera», 1998.

2. SMI v informatsionnom vzaimodeystvii vlasti i obshchestva. Materialy vserossiyskoy konferentsii, Mos-

kva, 17-18 marta 2005 g. M.: Izdatel'stvo Khroniker. 2005.

3. GR-otnosheniya s gosudarstvom: teoriya, praktika i mekhanizmy vzaimodeystviya biznesa i grazhdanskogo obshchestva s gosudarstvom: Uchebnoe posobie / Pod red. L.V. Smorgunova i L.N. Timofeevoy. M.: ROSSPEN, 2011. 309 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.