Научная статья на тему 'Антикризисные инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка России'

Антикризисные инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1911
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / MONETARY POLICY / CENTRAL BANK OF RUSSIA / GLOBAL FINANCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Креховец Е.В., Леонова Л.А.

Мировой финансовый кризис явился вызовом для большинства стран мира. Последствия его для России во многом предопределились действиями Центрального Банка России. В работе рассмотрены изменения в кредитно-денежной политике Центрального Банка России, произошедшие в ответ на макроэкономическую ситуацию, порожденную кризисом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS-PROOF MEASURES OF MONETARY AND CREDI POLICY OF RUSSIAN CENTRAL BANK

The global financial crisis was a challenge for most countries. The policy of the Central Bank of Russia largely predetermined crisis consequences for Russia. The paper discusses changes in the monetary policy of the Central Bank of Russia, which were caused macroeconomic environment generated by the crisis.

Текст научной работы на тему «Антикризисные инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка России»

Проблемы экономики и менеджмента

с замедленной скоростью в 1,5 кг в год.

В сложившейся ситуации возрождение молочного скотоводства является важнейшей народно-хозяйственной задачей. Нынешние условия хозяйствования требуют постоянного поиска путей повышения эффективности производства. Таким образом, изучение тенденций молочного скотоводства позволит выработать четкое отношение к показателям развития сельскохозяйственного производства, что позволит увеличить доходность сельскохозяйственной отрасли в целом, стабилизировать финансовое положение сельскохозяйственных организаций.

Список литературы:

1. Сельское хозяйство Приморского края: статистический сборник,- Владивосток. - 2010.

2. Евграфова Л. Показатели экономической эффективности производства молока // Международный сельскохозяйственный журнал. 2010.- №2

3. Теория статистики: Учебник / Под ред. Г.Л. Громыко. 2-е изд., перераб. и доп.- М:. Инфра - М, 2010.- 476 с. (Высшее образование).

List of references:

1. Agriculture Primorsky Territory: statistical compilation. Vladivostok .- 2010.

2. Evgrafova L. Indicators of economic efficiency of milk production // International Journal of Agriculture. 2010.- № 2

3. Theory of Statistics: A Textbook / edited by G.L. Gromyko. Second edition, revised and updated -M:. Infra-M, 2010. - 476 s. (Higher Education).

Е.В. Креховец

преподаватель кафедры экономической теории и эконометрики, Нижегородский филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Л.А. Леонова

преподаватель кафедры математической экономики, Нижегородский филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

АНТИКРИЗИСНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

Аннотация. Мировой финансовый кризис явился вызовом для большинства стран мира. Последствия его для России во многом предопределились действиями Центрального Банка России. В работе рассмотрены изменения в кредитно-денежной политике Центрального Банка России, произошедшие в ответ на макроэкономическую ситуацию, порожденную кризисом.

Ключевые слова: кредитно-денежная политика, Центральный Банк России, мировой финансовый кризис.

50

№ 2 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

E.V. Krekhovets, National Research University Higher School of Economics, Nizhny Novgorod

L.A. Leonova, National Research University Higher School of Economics, Nizhny Novgorod

CRISIS-PROOF MEASURES OF MONETARY AND CREDI POLICY OF RUSSIAN CENTRAL BANK

Abstract. The global financial crisis was a challenge for most countries. The policy of the Central Bank of Russia largely predetermined crisis consequences for Russia. The paper discusses changes in the monetary policy of the Central Bank of Russia, which were caused macroeconomic environment generated by the crisis.

Keywords: monetary policy, Central Bank of Russia, the global financial crisis.

Разработка и реализация эффективной монетарной политики является одной из приоритетных задач макроэкономической политики. Особенно важной выглядит данная задача в период глобальной нестабильности экономических рынков. Мировой финансовый кризис на примере некоторых стран показал, что наименее болезненный выход из кризиса возможен лишь при четком скоординированном действии фискальной и монетарной политики. При этом очевидно, что как фискальная, так и монетарная политика в этот период должны помимо традиционных инструментов содержать и специальные антикризисные меры, направленные на решение конкретных задач. Для решения первоочередных проблем, перед которыми стоит национальная экономика в период кризиса, в первую очередь используются инструменты денежно-кредитной политики, позволяющие достаточно быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и решать краткосрочные задачи.

Столкнувшись с мировым финансовым кризисом в сентябре-октябре 2008 года, монетарные власти России в лице Правительства Российской Федерации и Центрального Банка России разработали и применили на практике пакет антикризисных мер в рамках денежно-кредитной политики. В первую очередь были усовершенствованы механизмы поддержания ликвидности в банковском секторе, в частности были применены такие инструменты как кредит без обеспечения, расширение ломбардного списка и кредиты, обеспеченные нерыночными активами. Также Банком России проводились меры по стабилизации валютного рынка с помощью проведения плавной девальвации национальной валюты. Кроме того проводилась работа по сохранению устойчивости банковского сектора.

Таргетирование инфляции - это основное направление политики Центрального Банка на протяжении последних лет. Финансовый кризис стал преградой для наискорейшего достижения этой цели. Возросшие риски, и кредитный и рыночный риски и риск ликвидности, вызывают необходимость повышенного внимания, что в свою очередь сказывается на выборе приоритетных мер в рамках кредитно-денежной политики.

Мировой финансовый кризис

Мировой финансовый кризис, вызванный излишней ликвидностью в Соединенных Штатах Америки, затронул экономику большинства стран мирового сообщества, не стала исключением и Россия. Толчком к глобальному кризису послужили проблемы на ипотечном рынке США в середине 2006 года и уже через год, летом 2007, произошла трансформация ипотечного кризиса в полноценный финансовый кризис. Проблемы

№ 2 - 2011

51

Проблемы экономики и менеджмента

на рынке ипотечного кредитования, вызванные неспособностью граждан США своевременно погашать многочисленные ипотечные кредиты, спровоцировали нестабильность на финансовом рынке, в результате чего американские корпорации понесли мно-гомилионные потери. Вслед за американскими корпорациями, крупнейшие европейские финансовые компании столкнулись с серьезными потерями прибылей и были вынуждены внедрять программы по сокращению издержек.

В результате проблем на финансовом рынке США и Европы произошел стремительный обвал всех мировых фондовых рынков. Вследствие продажи Bear Steam банку J.P. Morgan Chase и национализации крупных ипотечных брокерских компаний Fannie Mac и Freddie May в сентябре 2008 года, котировки ведущих мировых фондовых индексов значительно снизились. Окончательно фондовые рынки обвалились после объявления инвестиционным банком Lehman Brothers о своем банкротстве в середине сентября 2008г. Индекс Dow Jones понизился на 317,38 процентных пунктов, индекс гонконгской фондовой биржи Hang Seng снизился на 6,5%, также произошло падение и на японской фондовой бирже.

В то время как США переживали ипотечный кризис, экономика России характеризовалась положительной динамикой, связанной с продолжительным ростом цен на энергоносители. Наблюдался рост большинства макроэкономических показателей. В частности, продолжился рост ВВП, который в 2007 году по данным Росстата составил 8,5%, в то время как в 2006 - 8,2%. Однако, уже к середине 2008 года беспокойство на мировых финансовых рынках отразилось и на фондовом рынке России. Кризис начался с понижающегося тренда на российских фондовых биржах в конце весны, который уже к осени превратился в обвал котировок. Индекс РТС за месяц потерял более 25% (431,14 пунктов), к концу года падение индекса составило 1011,5 пунктов относительно уровня 1 сентября, т.е. более 60%. Динамика индекса ММВБ также была не утешительной. В начале осени значение индекса снизилось на 321,19 пунктов, порядка 24%, а в конце декабря индекс упал на 729,37 пунктов.

Падение мировых фондовых рынков и нестабильность финансового сектора привели к потере ликвидности на межбанковском рынке. В совокупности с низкими котировками на российских биржах и падением цен на экспортируемую продукцию, мировой финансовый кризис отразился на реальном секторе российской экономики к концу 2008 началу 2009 года. В силу сырьевой направленности российской экономики изменение цен на топливо серьезно отразилось на статистических показателях. По итогам 2008 года темп прироста ВВП составил 5,2% относительно предыдущего года, таким образом, произошло снижение данного показателя более чем на 3%. Инфляция в конце 2008 года составила 13,3%, хотя, изначально, Центральный Банк прогнозировал рост цен на уровне 6-7%. В среднем уровень безработицы населения за 2008 составил 6,3% против 6,1% в 2007 году [7]. При этом данные по безработице не в полной мере отражают краткосрочную безработицу, которая являлась важной чертой того времени. В силу ухудшения финансового положения, фирмы проводили сокращения работников

52

№ 2 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

для снижения издержек или оптимизации своей структуры. Индекс промышленного производства составил 100,6% относительно 2007 года. Другими словами, начиная со второй половины 2008 года, мировой кризис полномасштабно распространился и на российскую экономику.

Таким образом, перед Правительством России совместно с Центральным Банком встала сложная проблема по созданию и реализации комплекса антикризисных мер. Руководствуясь опытом ведущих стран мира, монетарные власти разработали дополнительные инструменты денежно-кредитной политики, позволяющие поддерживать стабильность национальной экономики.

Антикризисные инструменты Центрального Банка России

В начале глобального финансового кризиса основной проблемой, с которой столкнулась мировая экономика, в том числе экономика России, являлась острая нехватка ликвидности. В рамках решения данной проблемы монетарные власти многих государств предприняли ряд чрезвычайных мер. Так ФРС в конце 2007 года и в начале 2008 года разработала и реализовала три программы по поддержке ликвидности в экономке: TAF (Term Auction Facility), TSLF (Term Securities Lending Facility) и PDCF (Primary Dealer Credit Facility). Данные программы позволили ФРС предоставлять кредиты под залог ценных бумаг с более низким кредитным рейтингом, которые традиционно не входят в перечень залогов. Похожие инструменты использовал и ЕЦБ и Банк Англии. Кроме того, в целях увеличения ликвидности происходило периодическое снижение ставок рефинансирования. Таким образом, монетарные власти создали дополнительные инструменты увеличения ликвидности в экономике, крайне необходимые в период финансового кризиса.

Российская экономика ощутила серьезный дефицит ликвидности во второй половине 2008 года. В связи с этим Центральный Банк разработал дополнительные антикризисные меры. Во-первых, с четвертого квартала 2008 года Банк России начал предоставлять кредиты без обеспечения. Данные кредиты выдавались ряду организаций с кредитным рейтингом в международных и российских рейтинговых агентствах сроком от одной недели до полугода. С октября по декабрь 2008 года такие кредиты были предоставлены более чем 140 организациям на общую сумму 3,03 трлн рублей.

По мере снижения негативных влияний мирового финансового кризиса на экономику России Центральный Банк уменьшал объемы кредитования без обеспечения, однако по итогам 2009 года сумма выданных кредитов без обеспечения все таки составила 3,42 трлн рублей. В 2010 году продолжилось свертывание антикризисных мер, в том числе уменьшилось количество кредитов без обеспечения. Это было связано с сохранением неизменных ставок по данному типу кредитов, в то время как ставки по другим инструментам рефинансирования были снижены. Таким образом, в 2010 году было выдано 0,13 трлн рублей [4].

Другой формой предоставления ликвидности российскому банковскому сектору являлось расширение ломбардного списка. Ломбардный список представляет собой пе-

№ 2 - 2011

53

Проблемы экономики и менеджмента

речень активов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения при кредитовании организаций Центральным Банком. В 2008 году ломбардный список пополнился двумя видами ценных бумаг: биржевыми облигациями и акциями юридических лиц, резидентов Российской Федерации, которые не являются кредитными организациями. Также появилась возможность включения в ломбардный список облигаций с ипотечным покрытием. Кроме расширения ломбардного списка были снижены требования по уровню рейтинга облигаций до «B-/B3» по классификации международных рейтинговых агентств [1]. Таким образом, по итогам 2008 года объем ломбардных кредитов увеличился по сравнению с предыдущим годом почти в 9 раз и составил 212,7 млрд рублей.

В 2009 году в ломбардный список Банка России были внесены ценные бумаги компаний, входящих в Перечень системообразующих предприятий. Акции и облигации такого рода принимались при условии котирования их хотя бы на одной российской бирже. Объем выданных ломбардных кредитов в 2009 году составил 308,8 млрд рублей, т.е. увеличился более чем на 45% за год. С начала 2010 года в список были также включены ряд выпусков субфедеральных, муниципальных и корпоративных облигаций. Однако уже к концу 2010 года было принято решение о сокращении ломбардного списка наряду с другими антикризисными мерами, в связи с положительными тенденциями в экономике. В частности из списка были удалены акции и облигации системообразующих организаций, не имеющие достаточный кредитный рейтинг, а по остальным ценным бумагам были повышены требования по минимальным значениям рейтинга до «B/B2» с апреля 2011 года и до «B+/B1» с июля того же года по классификации международных рейтинговых агентств «Standard & Poor’s», «Fitch Ratings» и «Moody’s Investors Service». В результате сокращения антикризисных мер в 2010 году значительно уменьшилось количество ломбардных кредитов, сумма выданных кредитов составила 75 млрд долларов, что в 4,1 раза меньше чем в 2009 году.

Наряду с антикризисными инструментами Центральный Банк использовал и стандартные меры поддержки ликвидности банковского сектора. В качестве одного из ключевых инструментов рефинансирования в период кризиса Банк России использовал операции РЕПО как по фиксированной ставке, так и на аукционной основе. В 2008 году Центральный Банк внес изменения в стандартный механизм операций РЕПО, которые позволили расширить рефинансирование банковского сектора. Сроки по операциям прямого РЕПО сначала были увеличены до 90 дней в октябре 2008 года, а к концу года до 6 и 12 месяцем. Также были введены операции прямого внебиржевого РЕПО и операции прямого РЕПО с биржевыми бумагами на фондовом рынке. Все это привело к росту объема данных операций в 2008 году до 21,51 трлн рублей.

В 2009 году Банк России продолжил использование прямого РЕПО как основного инструмента рефинансирования. Проведением операций прямого РЕПО на 90 дней, 6 и 12 месяцев, а также операции РЕПО на бирже ММВБ способствовали росту объемов данного инструмента на 39,8% по сравнению с предыдущим годом. В 2010 году, не

54

№ 2 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

смотря на снижение ставок по данному типу кредитов с 7,75% на начало января 2010 до 6,75 на 31 декабря 2010, объемы операции прямого РЕПО сократились на 93,34% и составили 2 трлн рублей, что связано с усилением положительных тенденций на рынке межбанковского кредитования.

В период финансового кризиса также большим спросом пользовались такие механизмы рефинансирования экономики как кредиты «овернайт» (однодневный расчетный кредит), внутридневные кредиты и кредиты, обеспеченные нерыночными активами. Несмотря на рост процентной ставки по кредитам «овернайт» в 2008 году с 10% до 13% к концу года, объем использования данного инструмента увеличился более чем в 1,7 раза и составил 230,2 млрд рублей [4]. В следующем году на фоне снижения процентной ставки до 8,75% объем кредитования увеличился на 35,3% и составил 311,4 млрд рублей. В 2010 году ставка по кредитам «овернайт» четыре раза понижалась и по итогам года составила 7,75%, однако, несмотря на значительное снижение процентной ставки, спрос на данный вид кредита сократился, что отразилось на объеме выданных кредитов «овернайт» - 229 млрд рублей.

В 2008 году кредитные организации предъявляли большой спрос на внутридневные кредиты. Объем предоставления таких кредитов увеличился по сравнению с 2007 годом более чем на 28% до 17,3 трлн рублей. В 2009 году на фоне увеличения потребностей рефинансирования экономики объем предоставленных внутридневных кредитов возрос более чем на 30% до 22,8 трлн рублей. В следующем 2010 году рост спроса на данный инструмент продолжился, и объем выданных внутридневных кредитов за год составил 28,4 трлн рублей, т.е. практически на четверть больше аналогичного показателя предыдущего года.

Центральный Банк в период кризиса активно использовал кредиты, обеспеченные нерыночными активами, к которым относятся векселя и права требования по кредитным договорам. Для увеличения доступности данного инструмента Банк России включил в список активов права требования к организациям сельского хозяйства, торговли, обществам с ограниченной ответственностью, организациям малого и среднего бизнеса и государственным унитарным предприятиям. Кроме того, были увеличены сроки предоставления данного вида кредитов в октябре 2008 года с 30 до 90 дней, а с декабря 2008 года - до 180 дней. Особенно активно операции по кредитам, обеспеченным нерыночными активами, начали проводится со второго полугодия 2008 года и концу года объем выданных кредитов составил 87,9 млрд рублей.

В 2009 году Банк России продолжил расширение круга активов, используемых в качестве обеспечения по данному виду кредитов. В частности, были также включены системообразующие организации и их дочерние структуры. Также в 2009 году в качестве обеспечения принимались права требования по кредитным договорам второй категории качества, векселя, права требования по кредитным договорам, обязанным лицом по которым выступает Российская Федерация или муниципальные образования. Кроме того, в качестве обеспечения по кредитам такого рода в 2009 году можно было исполь-

№ 2 - 2011

55

Проблемы экономики и менеджмента

зовать поручительство финансово устойчивых компаний с международным рейтингом. Все это привело к тому, что по итогам 2009 года объем кредитов, обеспеченных нерыночными активами составил 2,4 трлн рублей. В 2010 году в условиях высокого уровня ликвидности в экономике Банк России постепенно сокращал объемы предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами, в том числе и с помощью уменьшения размеров лимитов по данным операциям. Таким образом, к концу 2010 года объем кредитов сократился более чем на 85% и составил 335 млрд рублей.

В период повышенного спроса на рублевую ликвидность в 2008-2009 гг. Банк России также использовал операции «валютный своп» для поддержания стабильности банковской системы. Объем сделок по данному инструменту в рассматриваемый период составил 1,91 трлн рублей в 2008 году и 0,54 трлн рублей по итогам 2009 года. В 2010 году, когда ликвидность в экономике была достаточной, кредитные организации предпочитали использование других инструментов рефинансирования, поэтому спрос на «валютные свопы» отсутствовал.

Кроме инструментов кредитования Центральный Банк активно использовал обязательные резервные требования в качестве канала поддержания ликвидности. Изначально политика Банка России предусматривала повышение нормы резервирования в 2008 году в рамках борьбы с инфляцией. Однако, в силу негативных тенденций в экономике во второй половине года, было принято решение о снижении нормы обязательных резервов до 0,5% с середины октября 2008 года. В 2009 году нормативы обязательных резервов увеличивались в 4 этапа с 1 мая по 1 августа и составили 2,5% по каждой категории резервируемых обязательств. В течение 2010 года норма обязательных резервов не изменялась, оставаясь на уровне 2,5%.

В условиях мирового финансового кризиса Центральный Банк вынужден был изменить валютную политику, чтобы обеспечить стабильность экономической системы России. В начале 2008 года, в условия высоких цен на энергоносители и благоприятной конъюнктуры рынка, проводилась политика в режиме плавающего валютного курса, направленная на укрепление национальной валюты. Однако с развитием кризиса произошло снижение мировых цен на ресурсы и отток капитала из страны, в результате чего возросли риски вложения в российскую валюту. В результате произошло увеличение спроса на иностранную валюту, и Центральный Банк вынужден был приступить к девальвации рубля. Задачей Банка России было не допустить дестабилизацию внутреннего валютного рынка, что могло бы привести к более глубокому финансовому кризису, в случае резкого ослабления национальной валюты.

В сентябре - октябре 2008 года Центральный Банк пытался противостоять резкому падению курса рубля с помощью интервенции на валютном рынке. В результате было потрачено более 57 млрд долларов золотовалютных резервов, однако столь дорогостоящие меры не привели к существенным положительным изменениям на рынке. Поэтому решено было проводить плавную поэтапную девальвацию, в рамках которой Центральный Банк с ноября 2008 года начал расширять границы допустимых колеба-

56

№ 2 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

ний бивалютной корзины. На конец 2008 года рыночная стоимость бивалютной корзины составила 34,81 рубль, что более чем на 17% выше аналогичного показателя в 2007 году. В январе 2009 года продолжилась политика плавной девальвации валюты. На фоне расширения границ коридора колебаний валютной корзины, проводились интервенции на внутреннем валютном рынке. По итогам января 2009 года было продано 39,6 млрд долларов иностранной валюты. В конце января Центральный Банк прекратил плавную девальвацию рубля, при этом предельные границы допустимых колебаний валютного курса были установлены на уровне от 26 до 41 рубля за бивалютную корзину. В результате плавной девальвации номинальный курс доллара США к рублю с конца ноября 2008 до конца января 2009 года вырос более чем на 28% с 27,61 до 35,41 рубля за доллар соответственно, а номинальный курс евро к рублю за аналогичный период увеличился на 27,82% и составил 45,66 рублей за евро против 35,72 рублей к моменту начала девальвации.

В целом же политика плавной девальвации, проводимая Центральным Банком, имела как положительные, так и негативные последствия для национальной экономики. С одной стороны, девальвация рубля привела к недоверию к национальной валюте со стороны населения, долларизации экономики и утечке капитала с российских рынков. С другой стороны, ослабление национальной валюты способствовало росту конкурентоспособности отечественный производителей, ограничивая при этом импорт зарубежных товаров.

Наряду с резким дефицитом ликвидности в экономике в период финансового кризиса и нестабильностью валютного рынка, Центральный Банк столкнулся с потенциальной проблемой системного кризиса банковского сектора. Для сохранения стабильности банковской системы России было принято решение не отзывать лицензию у банков, столкнувшихся с финансовыми проблемами, а применять такие меры предупреждения банкротства, как санацию, реорганизацию и присоединение. Также в период кризиса осуществлялась политика консолидации банковского сектора, активно проводились сделки по слиянию и поглощению проблемных банков крупными коммерческими банками и многоотраслевыми холдингами. Кроме того, с 1 октября 2008 года были повышены нормы государственной гарантии сохранности по вкладам физических лиц до 700 тыс. рублей, в результате чего были охвачены практически все вклады физических лиц в российских банках-участниках программы страхования вкладов. Данные меры позволили избежать «банковской паники», вернули доверие населения к российской банковской системе, и стабилизировали состояние банковского сектора в период кризиса.

В 2008 г. в основной задачей на последующие три года Банк России и Правительство Российской Федерации положили снижение инфляции до 5-6,8% в 2011 г. При этом кредитно-денежная политика сохраняла формат предыдущих лет: продолжалось применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей

№ 2 - 2011

57

Проблемы экономики и менеджмента

целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса [2,5].

Однако переход к режиму таргетированной инфляции был осложнен мировой социально-экономической ситуацией. Это вынудило отойти от траектории снижения инфляции в сторону поддержки банковской системы.

При этом стоит отметить, что как неоднократно замечал Центральный Банк, необходимым условием для внедрения режима таргетирования инфляции является степень возможностей банка по формированию ожиданий агентов. Именно поэтому Центральный Банк стремится предпринимать все возможные меры для повышения доверия общества к проводимой политике. Но здесь большое значение имеет историческое прошлое России, сравнительно небольшой период стабильной социальноэкономической ситуации, невысокий уровень финансовой грамотности населения. Мировой финансовый кризис 2008 г. негативно сказался на процессе по увеличению своих возможностей влияния на общественные ожидания, в силу удара по доверию к государственной системе в целом, что усложнило реализацию цели снижения инфляции.

Банк России имеет в своем арсенале широкий спектр инструментов денежнокредитной политики, такие как процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, обеспеченные кредиты и кредиты без обеспечения, операции прямого РЕПО, «валютные свопы» и ряд других инструментов.

Некоторые из них нашли свое широкое применение именно во время кризиса, как средства для стабилизации макроэкономической ситуации в России. Если рассмотреть динамику изменения операций «валютный своп» Банка России, объема предоставленных средств по операциям прямого РЕПО, и объема задолженности кредитных организаций по кредитам без обеспечения, то отчетливо заметно резкое возрастание этих показателей в 2008-2009 гг. На ряду с этими инструментами, одним из наиболее результативных была ставка рефинансирования, с помощью вариации которой осуществлялась подстройка под изменяющуюся экономическую среду.

Вместе с тем мировой финансовый кризис показал несовершенство существующих мер, и еще раз продемонстрировал необходимость создания новых инструментов денежно-кредитной политики, адекватных современным реалиям.

Список литературы:

1. ФЗ №173 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» от 13. 08.2008г.

2. Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов. Вестник Банка России. № 66 (1082), 2008г.

3. Банковская система Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса. Доклад на заседании Ученого совета Института экономика РАН, 2009г.

4. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации: http://www.cbr.ru

5. Официальный сайт фондовой биржи РТС: http://www.rts.ru

6. Официальный сайт фондовой биржи ММВБ: http://www.micex.ru

58

№ 2 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

7. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

List of references:

1. Federal statute “About additional measures of support of the Russian Federation financial system” 13.10.2008.

2. General Directions of monetary policy in 2009, 2010 and 2011. Bulletin of the Bank of Russia. № 66 (1082), 2008.

3. Banking system of the Russian Federation in the conditions of world financial crises. Report at session of the Academic council of Institute economy of the Russian Academy of Sciences, 2009.

4. Official site of the Central bank of the Russian Federation: http://www.cbr.ru/

5. Official site of the Russian stock market RTS: http://www.rts.ru

6. Official site of the Russian stock market MICEX: http://www.micex.ru

7. Official site of the Russian Federal State Statistic Service: http://www.gks.ru

А.А. Пахомова

к. э. н., доцент ФГОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»

ПТИЦЕПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация. Обосновано значение птицепродуктового подкомплекса в решении вопроса продовольственной и экономической безопасности Ростовской области. Предложены направления развития отрасли с учетом опыта Европейского союза.

Ключевые слова: птицепродуктовый подкомплекс, продовольственная безопасность, самообеспеченность, Ростовская область.

А.А. Pakhomova, Don State Agrarian University

POULTRY PRODUCT SUBCOMPLEX AND FOOD SECURITY

Abstract. The article substantiates the importance of poultry product subcomplex for the solution of the question of food and economic security of Rostov oblast. The author suggests the ways of development of the branch taking into account the experience of the European Union.

Keywords: poultry product subcomplex, food security, self-sufficiency, Rostov oblast

Продовольственная безопасность страны является важнейшим элементом национальной безопасности, а ее обеспечения является стратегической национальной задачей. Национальная продовольственная политика, по определению ФАО, должна достигать наиболее высокой степени самообеспеченности, так как от количества и качества потребляемых продуктов питания зависит здоровье граждан РФ, работоспособность и продолжительность жизни, человеческий капитал и другие показатели. Усиление продовольственной зависимости в условиях глобализации мировой экономики усугубляет национальную безопасность, сохраняя опасность завоевания ее внутреннего рынка иностранными товаропроизводителями. Запад только по официальным каналам поставляет в Россию по данным Госкомстата, продуктов на 20-25 млрд дол. в год. Средства, расходуемые на приобретение импортного продовольствия, могли бы обес-

№ 2 - 2011

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.