Научная статья на тему 'АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ АНТИКРИЗИСНЫХ СТРАТЕГИЙ'

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ АНТИКРИЗИСНЫХ СТРАТЕГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонов А.В.

В статье рассматриваются отдельные аспекты антикризисного управления как основы разработки стратегии организации. Рассмотрены понятие и суть антикризисного управления. Выделены особые свойства системы антикризисного управления организации. Определены приоритеты при разработке механизма антикризисного управления.The article deals with some aspects of crisis management as a basis for the development strategy of the organization. We consider the concept and essence of crisis management. Allocated special properties of crisis management organization. Priorities in the development of crisis management mechanism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ АНТИКРИЗИСНЫХ СТРАТЕГИЙ»

УДК 338.242

Тихонов А.В. старший преподаватель кафедра «Экономика и менеджмент» Донской государственный технический университет

Россия, г. Ростов-на-Дону АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗРАБОТКИ АНТИКРИЗИСНЫХ СТРАТЕГИЙ

Аннотация: В статье рассматриваются отдельные аспекты антикризисного управления как основы разработки стратегии организации. Рассмотрены понятие и суть антикризисного управления. Выделены особые свойства системы антикризисного управления организации. Определены приоритеты при разработке механизма антикризисного управления.

Ключевые слова: антикризисное управление, кризис, стратегия

Abstract: The article deals with some aspects of crisis management as a basis for the development strategy of the organization. We consider the concept and essence of crisis management. Allocated special properties of crisis management organization. Priorities in the development of crisis management mechanism.

Keywords: crisis management, crisis strategy

В процессе функционирования каждой организации существует некоторая вероятность наступления кризиса и исключить данную вероятность полностью не под силу ни одной компании. Рыночная экономика предполагает цикличность развития предприятий, отсюда возникает еще одно осложнение - возможность возникновения кризиса на любой стадии жизненного цикла компании.

Устойчивое развитие предприятий возможно только в том случае, когда система менеджмента предусматривает антикризисное управление, включающее в себя реализацию антикризисной стратегии.

Отсутствие антикризисной стратегии приводит к тому, что предприятие, оказываясь в кризисной или предкризисной ситуации, начинает бессистемно, хаотично реагировать на сложившиеся негативные процессы. В ряде случаев это приводит к ухудшению положения организации, усугублению кризисных последствий.

Разработка антикризисных стратегий должна проходить в русле системы антикризисного управления. Стратегия в рамках антикризисного управления, с одной стороны, рассматривается как выбор посткризисного развития с целью ликвидации последствий спада и возврата к докризисному уровню, с другой - как план действий, предусматривающий оперативные мероприятия, направленные на обеспечение заданного уровня финансовых показателей платежеспособности организации. В антикризисном управлении можно выделить доминирующий компонент, который и будет определять тип (или модель) стратегии по показателю глубины преобразования

кризисного предприятия [2].

В основе антикризисного управления должно лежать четкое понимание природы кризиса и его причин. Как известно, кризис -обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Под кризисом может пониматься и этап в развитии социально-экономической системы, необходимый для устранения напряжений и неравновесия в ней.

Проявление признаков кризиса следует рассматривать как взаимодействие ряда факторов:

- внешних (политическая стабильность и внутренняя политика государства; покупательская способность населения; развитие науки и техники; конкуренция; уровень культуры);

- внутренних (ресурсы и их использование; стратегия предприятия; принципы его деятельности; квалификация персонала; система руководства; применяемые технологии; уровень маркетинга и др.)

Как показывает практика, кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути.

Типичный кризис в организации проявляется следующим образом:

1. Первая фаза - стратегическая. Кризиса как такового еще нет, но неблагоприятные тенденции и факторы, влияющие на бизнес, принимают долгосрочный устойчивый характер. Речь идет об изменении макроэкономических факторов на уровне мировой или национальной экономики, финансовой системы, конкретной отрасли. На фоне таких тенденций обостряется риск принятия ошибочных, несвоевременных решений в выборе и реализации стратегии.

2. Стратегический кризис со временем переходит во вторую фазу, во время которой происходит ухудшение финансовых показателей: падение выручки, прибыли, рост задолженностей.

3. Третью фазу открывает «неожиданное» начало кризиса. В кавычках - потому, что в большинстве случаев начало кризиса предсказуемо, при условии, что менеджеры постоянно анализируют состояние дел. Начинается сложный, с психологической точки зрения, процесс признания кризиса.

4. Так начинается четвертая фаза - спасение. Теперь менеджеры борются за идею выживания своей организации, а не только за увеличение доходов. Всегда есть риск того, что не хватит времени на фазу спасения по той причине, что затягивается стадия осознания. Четвертая фаза завершается разрешением кризиса: организация восстанавливает платежеспособность или же становится объектом реструктуризации, поглощения, банкротства [1].

В антикризисном управлении одна из главных проблем состоит в распознавании предкризисных ситуаций в компании. В случае правильного их выявления перед менеджерами встает проблема предотвращения кризиса. Если же кризис предотвратить не удалось, то необходимо сохранить жизнедеятельность организации на период кризиса и найти решение

проблем по выходу из кризиса и ликвидации его разрушительных последствий.

Успешное преодоление предкризисных и кризисных ситуаций предполагает комплексное использование финансово-экономических, правовых, методологических положений при грамотной организации антикризисного управления, а также решение социально-психологических проблем антикризисного управления [4].

Как правило, именно во время кризиса проявляются качество управления, квалификация персонала, обостряются скрытые ранее конфликтные ситуации среди персонала.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

- к кризисам можно и нужно готовиться;

- в определенной мере их можно ускорять, предварять, отодвигать;

- кризисы можно смягчать;

- управление в условиях кризиса требует особых подходов, опыта и искусства, специальных знаний;

- кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

- управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Поскольку кризисы различны, то и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления.

Система антикризисного управления должна обладать такими особыми свойствами, как:

- гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;

- диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

- склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

- усиление интеграционных процессов, которые позволят сконцентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал организации.

Также, антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий:

- динамичность и мобильность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;

- повышенная чувствительность к фактору времени в процессах

управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

- осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений;

- усиление внимания к предварительным и последующим оценкам управленческих решений и выбору альтернатив поведения и деятельности;

- использование антикризисного критерия качества управленческих решений при их разработке и реализации [3].

Механизм управления, который характеризует средства воздействия, также имеет свои особенности. Обычные средства воздействия не всегда дают необходимый эффект в условиях предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

- мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избеганию ошибок;

- осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму;

- установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

- интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;

- инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;

- корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен отличаться целеустремленностью, профессиональным доверием, антибюрократичностью, исследовательским подходом, принятием ответственности, самоорганизацией [5] .

Таким образом, антикризисное управление - это управление, в котором осуществляется предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, разработка мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его факторов для последующего развития. Цели антикризисного управления - предотвращение кризисных режимов работы и разработка мер по организации деятельности в этих режимах.

Прогнозирование кризисов в какой-то мере способствует более легкому прохождению организации через застойные и кризисные явления, не теряя при этом своей целостности и экономической результативности, но это меры превентивные, основанные, зачастую, на не совсем точных данных. Поэтому решающую роль в антикризисном управлении играет стратегия. Грамотно подготовленная антикризисная стратегия снизит убыток от

кризиса по сферам предприятия в целом и даже позволит в некоторых случаях их избежать.

Использованные источники:

1. Алферов В.Н. Трансформация антикризисного управления в современных эконом. условиях: Монография / В.Н.Алферов, К.А.Березин и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 157 с.

2. Бармута К.А. Проблемы антикризисного управления предприятием в современных условиях//Вопросы экономических наук. 2014. № 6 (70). С. 1215.

3. Глухова Д.В. Совершенствование механизма антикризисного финансового управления в организациях: Автореф... дис. канд. экон. наук. -Ставрополь, 2015 - 26с.

4. Самсонова Т.А. Управление рисками и кризисами в организационном развитии российских компаний: Автореф. дис. канд. социол. наук. -Москва, 2015 - 26с

5. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / Н.В. Колчина, О.В. Португалова, Е.Ю. Макеева; Под ред. Н.В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 464 с.

УДК 331.108.54

Халявка И. Е., к.э.н.

доцент Артёмова Я.А. студент 3-го курса факультет «Финансы и кредит» ФГБОУВО «КубГАУимени И. Т. Трубилина»

Россия, г. Краснодар ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

ПЕРСОНАЛА

Аннотация: В данной статье рассматриваются преимущества нематериального стимулирования персонала. Рассматриваются системы морального и материального стимулирования труда. Описываются возможные условия и результаты применения данных систем стимулирования персонала.

Ключевые слова: стимулирование, нематериальное стимулирование, персонал.

Khalyavka I. E., Cand. Econ. Sci., associate professor, Artemova Y.A., the student 3th course of the Finance and Credit Faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia EFFICIENCY OF NON-MATERIAL STIMULATION OF

PERSONNEL

Abstract: In the article discusses the advantages of non-material

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.