Научная статья на тему 'Ситуационная модель антикризисного управления'

Ситуационная модель антикризисного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / CONTINGENCY PLANNING / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ ПРОБЛЕМ / CRISIS MANAGEMENT / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСК / UNCERTAINTY AND RISK / ISSUE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуб Анатолий Тимофеевич

Ситуационное планирование является важным инструментом антикризисного управления в условиях высокой степени неопределенности и риска, а также может быть основой антикризисной стратегии организаций. Оно оказывает влияние на успех кризисного менеджмента через решения, принимаемые руководителями антикризисного управления, программы, обеспечивающие легитимность и результативность кризисного менеджмента и посредством реализации институциональной и организационной политики. Рассматриваются различные варианты связи качества ситуационного планирования и степени успешности кризисного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contingency planning is an important tool for crisis management in a highly uncertain and risky environment and is the basis for the organization's crisis strategy. It influences the success of crisis management through decisions made by the heads of crisis management, programs that ensure the legitimacy and effectiveness of crisis management and through the implementation of institutional and organizational policies.

Текст научной работы на тему «Ситуационная модель антикризисного управления»

do Evropeyskiya parlament, Saveta, Evropeyskiya iko-nomicheski i sotsialen komitet i Komiteta na regionite — Sotsialni investitsii za rastezh i sblizhavane, vklyuchitelno izpalnenie na Evropeyskiya sotsialen fond za perioda 2014—2020 g." COM(2013) 83 final.

84. Statisticheski formulyar kam nestopanskite or-ganizatsii prez 2013.

85. Strategiya po zaetostta na Republika Balgariya 2012-2020.

86. Saobshtenie na EK "Initsiativa za sotsialno predpriemachestvo", 2011 g.

87. SAOBSHTENIE NA KOMISIYATA DO EVROPEYSKIYA PARLAMENT, SAVETA, IKONOMICHESKIYA I SOTSIALEN KOMITET I KOMITETA NA REGIONITE. Initsiativa za sotsialnoto predpriemachestvo. Sazdavane na blagopriyatna sreda za nasarchavane na sotsialnite predpriyatiya kato osnovni uchastnitsi v ikonomikata i sotsialnata inovativnost {SEC(2011) 1278 okonchatelen}:

http://seconomy.mlsp.government.bg/upload/docs/201 2-01/LexUriServ.pdf/.

88. SAOBSHTENIE NA KOMISIYATA EVROPA 2020. Strategiya za inteligenten, ustoychiv i priobshtavasht rastezh: http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/1_BG_ACT_part1_v1. pdf/.

89. Todorova, T. Sotsialnite predpriyatiya v Balgariya - inovativen model za zaetost i sotsialno vklyuchvane. Baza danni. Proekt „Sazdavane na natsionalna baza danni na MTSP za sotsialnite predpriyatiya v Balgariya (NBDSP-BG)".

90. Targovski zakon.

91. Finansirane na sotsialnite predpriyatiya v Bal-gariya, doklad, Fondatsiya Pomosht za blagot-voritelnostta

92. Fondatsiya „Pomosht za blagotvoritelnostta v Balgariya": http://www.bcaf.bg/.

93. Forum „Sotsialni predpriyatiya v Balgariya": http://socialenterprise.bg/.

_СИТУАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Зуб Анатолий Тимофеевич

д. ф. н., профессор, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва

Аннотация: Ситуационное планирование является важным инструментом антикризисного управления в условиях высокой степени неопределенности и риска, а также может быть основой антикризисной стратегии организаций. Оно оказывает влияние на успех кризисного менеджмента через решения, принимаемые руководителями антикризисного управления, программы, обеспечивающие легитимность и результативность кризисного менеджмента и посредством реализации институциональной и организационной политики. Рассматриваются различные варианты связи качества ситуационного планирования и степени успешности кризисного менеджмента.

Ключевые слова: ситуационное планирование, антикризисное управление, неопределенность и риск, менеджмент проблем.

Annotation: Contingency planning is an important tool for crisis management in a highly uncertain and risky environment and is the basis for the organization's crisis strategy. It influences the success of crisis management through decisions made by the heads of crisis management, programs that ensure the legitimacy and effectiveness of crisis management and through the implementation of institutional and organizational policies.

Keywords: Contingency planning, crisis management, uncertainty and risk, issue management.

В основе успеха анти кризисного управления лежит предвидение возможных вариантов развития неблагоприятных для организации событий, планировании вариантов ответных действий на кризисные угрозы с целью минимизации потерь и скорейшего нормальной работы организации. Едва ли не лучшим средством для решения этих задач является ситуационное планирование, обеспечивающее скорость, определенность, адекватность принятия решений в антикризисном управлении.

Вследствие большой смысловой нагрузки и многообразия контекстов употребления трудно исчерпывающим образом описать содержание понятия «ситуационное планирование». Здесь полезными могут оказаться соображения американского исследователя А. Шедлера, который отмечает: «Понятие "ситуационность" [contingency] сочетает в себе возможность, неопределенность, непредсказуемость. Простая и ясная логика планирования для чрезвычайных ситуаций заключается в том, что

процесс, ведущий к предварительному распределению ресурсов, персонала, оборудования, центров управления кризисом, задач, обязанностей, руководящих решений и правил, в сочетании с обучением персонала и планированием различных исходов, а также масса тренировочных упражнений в "безопасной" среде, гарантирует, что государственные органы, ответственные за оперативное и стратегическое политическое управление, в совокупности с институтами гражданского общества смогут наилучшим образом справиться с любым кризисом» [16, 56].

Близкое по смыслу определение ситуационного планирования дается в инструктивном документе Международной организации Красного креста и Красного полумесяца, где акцент делается на предвидении и оценке вероятности угрожающих событий: «Ситуационное планирование означает предвидение угроз, провоцируемых некоторыми конкретными событиями и оценка рисков их воз-

никновения на местном, национальном или региональном уровнях и установление процедур оперативного реагирования на каждый их типов угроз на основе ожидаемых их масштабов и наличных ресурсов» [8, 8].

Важнейшим методом ситуационного планирования является сценарное планирование, в основе которого лежит разработка альтернативных вариантов будущего развития внешней среды компании [3]. Однако понятие «ситуационное планирование» шире. Оно включает, помимо разработки сценариев, оценки рисков и поиска путей имплемента-ции плана в кризисном менеджменте, также и такие традиционные для планирования действия, как инвентаризацию ресурсов, разработку средств контроля выполнения плана (или сценария), построение и использование эконометрических моделей, определение системы ключевых показателей или индикаторов оценки эффективности кризисного менеджмента, разработку мер по предотвращению снижения эффективности ключевых бизнес-процессов (business continuity management) и другие.

Ситуационное планирование является результатом анализа развития конкретной потенциально опасной ситуации (или ситуаций), со всем свойственным именно ей набором кризисных угроз и потенциальных возможностей преодоления кризиса, или, по образному выражению Р. Пери и М. Линделла «фотографией такой предкризисной ситуации в определенный момент времени и в этом смысле уникальной ее характеристикой» [13, 343]. Другими словами, ситуационное планирование -это не набор аналитических инструментов, позволяющих получать универсально приемлемые результаты, но индивидуализированный процесс, ценность результатов которого узко специфична. Это создает дополнительные трудности для поиска и выстраивания алгоритмов ситуационного планирования: чем больше уникальных характеристик у процесса, тем труднее выработать общие правила, и тем большее значение приобретают импровизация в управлении, поиск нестандартных решений в планировании, использование интуиции для прояснения ситуации. Все это приводит к тому, что ситуационное планирование становится достаточно затратной процедурой, требующей вложений в подготовку и повышение квалификации планировщиков - задача, рассматриваемая в целом ряде работ современных авторов [15].

Для большей эффективности ситуационное планирование для антикризисного управления институционализируется: возникают специализированные органы, учреждения и организации, призванные придать системность составляющим его процессам. В РФ с 1996 г. функционирует разветвленная система распределенных ситуационных центров, обеспечивающая информационно-аналитическое обеспечение государственного управления в условиях кризисных ситуаций. Она включает центры органов государственной власти федерального уровня (ситуационные центры Президента РФ, Совета Безопасности РФ, Контрольного управ-

61_

ления Президента РФ, ФСО, ФСБ, МЧС, внутренних войск МВД России, Минкомприроды, Роса-тома т др.), полномочных представителей Президента РФ в Федеральных округах, глав субъектов РФ, создается ситуационный центр МИД России. Все они образуют взаимосвязанную систему, обеспечивающую обмен информацией и координацию принимаемых решений [1; 2].

Подобные структуры имеются и за рубежом. В частности, в работах американских исследователей можно найти не только описание их деятельности, их задач и методов контроля, но и критические обзоры, направленные на выдвижение предложений по повышению эффективности работы таких учреждений с целью получения более точных, более реалистичных прогнозов и выработки на этой основе более адекватных поставленным целям решений [6; 9; 11; 13].

Неопределенность относительно будущего не является непреодолимым препятствием для ситуационного планирования, но скорее основанием для постановки вопроса, каковы условия успешного ситуационного планирования, и каковы критерии его оценки как успешного? Ответ на этот вопрос лежит на пути обсуждения условий, при которых ситуационное планирование может реально обеспечить использование ситуационного подхода как своеобразной идеологии для разработки плана или системы взаимосвязанных планов, которые могли бы выполнять функцию «чертежей» для кризисных менеджеров и, в то же время, обеспечить гибкость действий в зависимости от конкретных сценариев развертывания кризисных событий.

При всей важности интуиции в планировании и принятии управленческих решений, ситуационное планирование должно строиться на рациональных основаниях. Это требование английские исследователи Г. Вебб и Ф. Шеврю формулируют как «максиму успешности» ситуационного планирования, которое остается «успешным» до тех пор, пока «оно рационально, учитывая, что оно включает в себя взаимодействие, согласованность и предсказуемость, в то время как кризис предполагает неопределенность, дефицит информации и жесткие временные рамки» [18, 168]. Мы лишь добавим, что рациональность ситуационного планирования позволяет добиться согласованности оценок лицами, анализирующими те или иные антикризисные стратегии - важное требование для адекватной передачи стратегического замысла кризисным менеджерам.

Антикризисное управление обычно рассматривается как комплекс мер, которые можно разделить на три стадии: предкризисный этап (к которому относится ситуационное планирование), собственно управление в условиях кризиса -кризисный менеджмент, и посткризисный этап, где проводятся восстановительные мероприятия и разрабатываются меры по повышению кризисной устойчивости организации в будущем.

Так как успех антикризисного управления определяется как качеством ситуационного плани-

рования, так и навыками, опытом управленцев, осуществляющих кризисный менеджмент, целесообразно рассмотреть ситуации, когда качество ситуа-

ционного планирования и качество кризисного менеджмента варьируют в широком диапазоне: от «успешного» до «неуспешного» и от «эффективного» до «неэффективного» (см. рис. 1).

Щ S е II III

S CS Й о н м Стратегия с опорой на Стратегический провал

о а - ш е п с кризисный менеджмент

- у

Л ч в к

о д I IV

= О е о н Максимально успешная Неэффективная антикри-

S я а шн е п антикризисная стратегия зисная стратегия

^ н s £

и

Эффективный Неэффективный

Кризисный менеджмент

Рис. 1. Матрица оценки антикризисной стратегии, базирующейся на ситуационном планировании

Ключевым моментом здесь является понимание того, что «успешное» докризисное ситуационное планирование, не обязательно приводит к эффективному кризисному менеджменту и, соответственно, наоборот: эффективный кризисный менеджмент может сочетаться как с успешным, так и неуспешным ситуационным планированием.

Более детально такое понимание может быть раскрыто путем сопоставления диапазона возможных связей между ситуационным планированием и результатами кризисного менеджмента. При этом мы обоснуем, что связь между качеством ситуационного планирования и результатами кризисного менеджмента гораздо слабее, чем это часто предполагается. Для этого рассмотрим четыре основных типа связи.

(I). Успешное ситуационное планирование + эффективный кризисный менеджмент = максимально успешная антикризисная стратегия. Такое сочетание, в случае реализации его на практике, часто рассматривается как наиболее действенный довод в пользу ситуационного планирования. При этом предполагается, что кризис был успешно преодолен, а его негативные последствия ликвидированы в максимально короткие сроки [6; 14]. Успех в этом случае во многом определяется большой и долговременной предварительной работой, предполагающей не только рассмотрение различных сценариев возникновения кризисной ситуации, но и аккумуляцию и эффективное распределение ресурсов, управленческих ролей, сфер ответственности должностных лиц, проверку их управленческой квалификации, подготовку вариантов решений, проектов приказов, распоряжений и т.д.

(II). Неуспешное ситуационное планирование + эффективный кризисный менеджмент = стратегия с опорой на кризисный менеджмент. Эта стратегия может быть также названа как «стратегия выдающегося кризисного менеджмента», который привел к желательным результатам, несмотря на ошибки и неудачи в ситуационном планировании.

Здесь креативность мышления кризисных менеджеров, их способность к импровизации могут играть ключевую роль в формировании ответной реакции на кризис — достаточно типичная ситуация для организаций, где не ведется систематического антикризисного планирования, однако менеджмент в случае наступления чрезвычайной ситуации действует уверенно, демонстрируя способность к гибкому, творческому управлению.

(III). Неуспешное ситуационное планирование + неэффективный кризисный менеджмент = стратегический провал. В данном случае существенные ошибки в планировании или даже отсутствие ситуационного планирования являются факторами, играющими решающую роль в неэффективном ответе на кризис. Ситуация развивается но наихудшему сценарию, если кризис развивается на фоне бездействия или ошибочных действий недостаточно квалифицированных для осуществления кризисного управления менеджеров.

(IV) Успешное ситуационное планирование + неэффективный кризисный менеджмент = неэффективное АКУ. Данный сценарий предполагает, что, несмотря на хорошо разработанный план, предполагающий рассмотрение различных сценариев развития кризиса и достаточную подготовку управленцев для действий по каждому из сценариев, результатом, тем не менее, (в той или иной степени) был неэффективный ответ на кризис. Это не предполагает полного провала, скорее речь идет о преодолении кризиса, но ценой необоснованных жертв, неэффективного, чрезмерно затратного использования ресурсов, как это было, например, при ликвидации Чернобыльской аварии, чему имеются многочисленные свидетельства.

Такое развитие событий может порождаться неверной оценкой ситуации, неправильным выбором первостепенных средств для приостановки развития кризиса, отсутствием достаточно квалифицированных управленческих кадров и многими другими причинами, не позволившими в полной мере использовать лучший сценарий ситуационного

плана. Р. Роснесс в этой связи справедливо отмечает, что «в случае решений, принимаемых в условиях неопределенности, катастрофический результат не обязательно указывает на плохое решение, и успех не обязательно является результатом хорошего принятия решений [15].

Однако в отличие от предыдущего случая, в этой ситуации кризисный менеджмент все-таки достиг искомых результатов: кризис был остановлен, его наихудших последствий удалось избежать, однако при значительных материальных, моральных и временных издержках. Таким образом, антикризисное управление в этом случае может быть оценено как результативное, но не эффективное (т.е. искомый результат был получен отнюдь не лучшим способом). Характеризуя подобного рода ситуации, М. Хаберфельдт и Л. Кларк пишут: «Даже самые хорошо составленные планы могут оказаться бесполезными. Путаница может царить даже тогда, когда сценарии поведения в условиях кризиса были тщательно продуманы, роли расписаны, ресурсы сконцентрированы. Организации могут не следовать своим собственным планам, даже если их польза очевидна. Руководители и специалисты организаций могут игнорировать или даже просто быть не в состоянии понять то, что противостоит им. Быстрые и разрушительные возможности некоторых кризисов (особенно на вершинах уже созданных систем) могут сокрушить планы в считанные секунды» [10, 57].

Четыре различных сценария, приведенных выше, иллюстрируют сложную, нелинейную и порой непредсказуемую взаимосвязь между ситуационным планированием и результатами кризисного менеджмента. В этой связи Р. Соуден справедливо отмечает, что «планирование и успех не всегда совпадают, связь между ними может быть крайне непрочной или же полностью отсутствовать» [17, 57].

Ситуационное планирование не является гарантированным рецептом для обеспечения успешного антикризисного управления, но при этом было бы опрометчивым от него отказываться. В мире, где непредсказуемые и разрушительные кризисы стали обыденностью, государственной власти необходимо планирование на случай чрезвычайных ситуаций для обеспечения общественного спокойствия и политической стабильности. Организации также нуждаются в нем для аналогичных целей.

Проблема состоит в том, что такие «политические» достижения дается недешево. Процессы планирования и сами планы, часто конкурируют между собой, и в целях победы в такой конкуренции они политизируются, обрастают обещаниями обеспечить политической власти в случае кризиса не снижение, а повышение ее престижа, поддержку общественным мнением предпринимаемых властями антикризисных мер. Такая «скрытая повестка дня» может снижать эффективность ситуационного планирования (за счет удорожания ресурсов), в случае наступления кризиса отвлекать усилия для выполнения разного рода факультатив-

ных задач, предусмотренных ситуационным планом, и если эта ситуация попадет в поле зрения оппозиционных сил, критика кризисных действий политической власти обретет дополнительные и весомые аргументы.

Должностные лица и политические субъекты, участвующие в планировании, не должны быть освобождены от критики и контроля, но также и не должны третироваться за несоответствие планов политическим ожиданиям. Ситуационное планирование не является ни простым рецептом для достижения успеха, ни политической футурологией. Оно сочетает оба этих элемента. Необходимо более сбалансированное понимание, если мы хотим обладать справедливыми и реалистичными ожиданиями относительно того, что государственные власти могут сделать, чтобы подготовиться к кризисам, стихийным бедствиям и катастрофам.

Список литературы

1. Душкин Р.В. Ситуационные центры как структурные элементы системы отраслевого и государственного управления [Электронный] / режим доступа. URL: www.stinscoman.ru/, дата обращения: 12.04.2017

2. Ильин Н.И. Система распределенных ситуационных центров [Электронный] / режим доступа. URL: ^ttE¡//www.gos-iMy/wE-£ontent /uploads/2016/05/BTU Suharev Ilin.pdf/, дата обращения: 08.08.2017.

3. Линдгрен, М., Бандхольд, Х. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией. М.: Олимп Бизнес. 2009.

4. Aaken H., Lindblandt M. Contingency planning for large-scale floods in the Netherlands // Journal of Contingencies and Crisis Management. 2010. Vol. 18. No.1. Pp. 55-69.

5. Alexander D. Principles of emergency planning and management. N.Y.: Oxford University Press. 2012.

6. Alexander D. Scenario method in emergency mаnagement // Disaster prevention and mаnagement. 2011. Vol. 21. No. 2. Pp. 224-238.

7. Bostrom N., Cirkovic M. Global catastrophic risks. Oxford: Oxford University Press. 2008.

8. Contingency planning guide. Geneva: International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies. 2012.

9. Eriksson К., Allan McConnell А. Contingency planning for management // Policy and Society. 2011. Vol. 30. Pp. 89-99.

10. Haberfeld М., Clarke С. Police organization and training: innovations in research and practice. N.Y., Springer. 2011.

11. Lagadec P. Preventing chaos in a crisis: Strategies for prevention, control and damage limitation. L.: McGraw-Hill. 1993.

12. Pawson R. Evidence-based policy: а realist perspective. L.: Sage. 2013.

13. Perry R., Lindell M. Preparedness for emergency response: Guidelines for the emergency planning process // Disasters. 2013. Vol. 27. No. 4. Pp. 336-350.

14. Perry R., Lindell M. Emergency planning. Ho-boken: John Wiley & Sons. 2007

15. Rosness R. A contingency model of decisionmaking involving risk of accidental loss // Safety Science. 2009. Vol. 47. Pp. 807-812.

16. Schedler A. Mapping contingency // I. Shapiro, S. Bedi (Eds.). Political contingency: studying the unexpected, the accidental, and the unforeseen. NY: New York University Press. 2007. Pp. 54-78.

17. Sowden R. A Practical Guide to Project Planning: A Step-by-step Approach. Kidle Edition. 2016.

18. Webb G., Chevreau F. Planning to improvise: the importance of creativity and flexibility in crisis response // International Journal of Emergency Management. 2006. Vol. 3. No. 1. Pp. 66-72.

ПРАВОСЛАВНЫЙ БАНКИНГ В РОССИИ_

ORTHODOX BANKING IN RUSSIA

Lenkin S. L.

doctor of economics, member of the Russian Academy of Natural Sciences

Ленкин Сергей Леонидович

доктор экономических наук, действительный член Российской

академии естественных наук

SUMMARY:

Deepening world economic crisis of the capitalist mode of production takes on the character of irreversible global disaster, exacerbating antagonistic to the basic contradictions of the civilization development and threatens the very existence of mankind. One of the main reasons for the slowdown in the global economy, the degradation of the socio-cultural and spiritual life has become a pervasive realization on the planet of the ideals of the consumer society, excessive development of the banking, fictitious capital at the expense of real production and tovaropro-izvoditeley. Industry usurious banking is a brake on the development of positive, appropriate course of natural-historical process of the productive forces and production relations. The transition to Orthodox banking, interest-free other advanced banking technologies will release a new productive force of society, to guide the developmen-tof the society by saving the path of justice, spirituality and high morals.

Key words: Orthodox banking, interest, moral economy.

АННОТАЦИЯ:

Углубляющийся мировой экономический кризис капиталистического способа производства принимает характер необратимого глобального катаклизма, обостряет до антагонистических основные противоречия развития цивилизации и ставит под угрозу само существование человечества. Одной из главных причин замедления темпов роста мировой экономики, деградации социально-культурной и духовной жизни стала повсеместная насаждение на планете идеалов общества потребления, непомерное развитие банковского, фиктивного капитала в ущерб реальному производству и товаропризводителю. Индустрия ростовщического банкинга является тормозом развития позитивных, адекватных ходу естественно-исторического процесса производительных сил и производственных отношений. Переход к православному банкингу, другим беспроцентным прогрессивным банковским технологиям позволит высвободить новую производительную силу общества, направить развитие социума по спасительному пути справедливости, духовности и высокой нравственности.

Ключевые слова: православный банкинг, процент, нравственная экономика.

Современная либеральная теория и практика полностью исчерпали свои возможности по общественно приемлемому социально - экономическому развитию и контролю опасных кризисных явлений, поразивших большинство стран мира. При этом антагонистические противоречия между трудом и капиталом угнетаемые социальные группы все чаще пытаются разрешить радикально, в том числе путем «цветных» революций и даже глобального террора и войн (ИГИЛ). Особенно губительно воздействие финансового капитала на позитивное развитие цивилизации, проявляющееся в наиболее концентрированном виде в сфере банковской деятельности. К числу основных причин разразившегося мирового экономического кризиса следует отнести глобальное усиление влияния и паразитизма ссудного процента. Абсолютно неприемлемой стала грабительская доля банковского сектора в совокупных доходах мировой экономики (с 15-20% в 70-80х годах

ХХ века до 50-60% сегодня). Объем фиктивного капитала в виде экзотических ценных бумаг и дерива-тивов, спекулятивных высокорисковых финансовых операций в разы превысил мировой ВВП (около 1500 триллионов долларов США) [1].

В силу этих причин все более остро встает проблема поиска новых организационно-хозяйственных форм и концепций, способных создать адекватные механизмы регулирования экономической жизни общества и предотвращения социальных конфликтов. Россия, скатившись по социально-экономическим показателям до уровня развивающихся стран, в значительной мере уже потеряла свой экономический суверенитет и крепко «подсела на иглу» сырьевой зависимости. Либеральный курс отечественной экономики привел к росту спекулятивного банковского процента, демонетизации (обескровливанию) экономической жизни и обнищанию широких слоев населения. К сожалению, в такой пагубной для страны политике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.