Грибанов Евгений Викторович
Антикриминальная пропаганда как форма предупреждения преступлений террористического характера и экстремистской направленности
В статье антикриминальная пропаганда рассмотрена в качестве одной из приоритетных форм предупреждения преступлений террористического характера и экстремистской направленности. Обоснована общественно-политическая значимость данного направления антикриминальной практики. Раскрыты нормативные правовые основы осуществления антикриминальной пропаганды в области противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности. Представлены система и архитектоника антикриминальной пропаганды в рассматриваемой сфере: субъекты, объекты, направления, материалы, средства распространения, технология осуществления. На основе проведенного эмпирического исследования выявлены проблемы практической реализации данного направления антикриминальной практики, предложены меры по их решению.
Ключевые слова: антикриминальная пропаганда, предупреждение преступлений, экстремизм, терроризм, экстремистская деятельность, террористическая деятельность, информационно-пропагандистские меры.
Anti-criminal propaganda as a form of prevention of crimes of a terrorist nature and extremist orientation
The article considers anti-criminal propaganda as one of the priority forms of preventing crimes of a terrorist nature and extremist orientation. The socio-political significance of this area of anti-criminal practice is substantiated. The normative legal bases for the implementation of anti-criminal propaganda in the field of countering crimes of a terrorist nature and extremist orientation are presented. The system and architectonics of anti-criminal propaganda in the field under consideration are presented: subjects, objects, directions, materials, means of dissemination, technology of implementation. Based on the conducted empirical research, the problems of practical implementation of this area of anti-criminal practice have been identified, and measures to solve them have been proposed.
Keywords: anti-criminal propaganda, crime prevention, extremism, terrorism, extremist activities, terrorist activities, information and propaganda measures.
Последние годы отмечены существенным нарастанием экстремистских и террористических угроз, обусловленным внешнеполитическими вызовами, использованием преступниками современных информационных технологий, недостатками миграционной политики [1]. Экстремистские и террористические организации основную работу по распространению экстремистской и террористической идеологии, вовлечению в преступную деятельность новых лиц проводят в информационной среде, активно используя сеть Интернет, каналы групповой и межличностной коммуникации.
На расширенном заседании коллегии МВД России Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев указал, что «деструктивными си-
лами для провокации используются самые различные поводы: от обычных бытовых конфликтов до резонансных геополитических событий. Придумывают любые инсинуации, лишь бы внести в умы наших сограждан сомнение в правильности действий властей» [1].
Экстремистские и террористические организации используют самые современные технологии и эффективные средства оказания воздействия на сознание граждан и их поведение. Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов в ходе одного из выступлений подчеркнул, что «для вовлечения граждан и, что особо беспокоит, детей и подростков в экстремистскую и диверсионно-террористическую деятельность широко применяются социальные сети и Интернет. Не брезгуют ничем. Используются ко-
18
рыстные мотивы, национальные, религиозные, политические разногласия, обман, самые изощренные способы социальной инженерии» [2].
Очевидно, что эффективно противостоять экстремистской и террористической пропаганде только инструментами карательной практики объективно невозможно. Ключевую роль в этом процессе должны играть предупредительные меры, причем особое значение здесь имеют меры информационно-пропагандистского характера, в частности антикриминальная пропаганда.
Понимание необходимости развития и совершенствования данного направления предупредительной деятельности сложилось на всех уровнях нашей правоохранительной системы. Глава МВД России Владимир Колокольцев отметил, что «в 2023 году сотрудники полиции провели свыше 19 тысяч лекций, бесед, из них три четверти в учебных заведениях. Охват аудитории превысил один миллион человек. Будем и дальше выстраивать открытый диалог с обществом, укреплять обратную связь в вопросе нетерпимости к идеологии экстремизма» [1].
В свою очередь, Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов потребовал от прокуроров выстроить систему качественного мониторинга информационного пространства и разъяснять людям последствия противоправных действий, привлечь к этой работе провайдеров сотовой связи, медиаресурсов, пользующихся популярностью у детей и подростков [2].
В силу высокой общественно-политической значимости, необходимости совершенствования практики противодействия экстремистской и террористической идеологии в правоохранительной среде происходит формирование и обособление отдельного направления правоохранительной деятельности - антикриминальной пропаганды.
Антикриминальную пропаганду следует определить как деятельность по формированию и распространению среди населения информации, направленной на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от преступных посягательств [3, 4]. В свою очередь, антиэкстремистская пропаганда представляет собой деятельность по формированию и распространению информации, направленной на обеспечение защиты населения от угроз экстремизма и терроризма.
Здесь следует заметить, что антикриминальная пропаганда в области предупрежде-
ния экстремизма и терроризма очень близко соприкасается с вопросами военно-патриотического, общеправового и религиозного воспитания, воспитания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения, формирования общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России.
Вместе с тем антикриминальная пропаганда в рассматриваемой сфере имеет свою специфику как по содержанию (предмету), так и по субъектам осуществления.
Антикриминальная пропаганда как форма противодействия экстремистской и террористической деятельности на уровне федерального законодательства имеет достаточно широкую нормативную основу. В п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» одним из основных направлений профилактики правонарушений признается противодействие экстремистской деятельности. В ст. 18 указанного закона регламентируется осуществление правового просвещения и правового информирования как формы профилактики правонарушений.
В ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к приоритетным мерам профилактического характера отнесены воспитательные и пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Вопросы антикриминальной пропаганды как формы предупреждения экстремизма находят отражение и в документах стратегического планирования. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344, в качестве задачи государственной политики в сфере противодействия экстремизму предусматривает организацию в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также реализацию эффективных мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии. В качестве основных направлений государственной политики в сфере противодействия экстремизму Стратегия определяет проведение профилактической
19
работы с лицами, подверженными влиянию экстремистской идеологии; подготовку и распространение информационных материалов о предупреждении и пресечении экстремистской деятельности, ориентированных на повышение бдительности российских граждан, возникновение у них заинтересованности в противодействии экстремизму.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 5 октября 2009 г., к числу основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма относит информационные меры, состоящие в разъяснении сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму (п. 21). В свою очередь, Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024-2028 годы, утвержденный Президентом РФ 30 декабря 2023 г. № Пр-2610, предусматривает целый комплекс мер информационно-пропагандистского (разъяснительного) характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма.
Таким образом, на сегодняшний день имеется необходимая правовая основа для развития антикриминальной пропаганды как важнейшей формы предупреждения экстремистской и террористической деятельности. Вместе с тем указанные выше нормы федерального законодательства и стратегического планирования не находят дальнейшего развития на уровне ведомственных подзаконных нормативных правовых актов правоохранительных органов.
Здесь требуются разработка и принятие таких актов, регламентирующих порядок организации и осуществления антикриминальной пропаганды конкретными подразделениями. В органах внутренних дел это ГУПЭ и ЦПЭ МВД России, подразделения информации и общественных связей, по делам несовершеннолетних. Соответственно, необходима разработка инструкции (наставления) об осуществлении органами внутренних дел антикриминальной пропаганды в области противодействия экстремистской и террористической деятельности.
Для развития антикриминальной пропаганды как формы предупреждения экстремистской и террористической деятельности, разработки соответствующих нормативных правовых актов необходимо понимание системы и архитектоники антикриминальной пропаганды. Система и архитектоника антикриминальной
пропаганды подробно отражены в литературе [4] и представлены следующими основными элементами: субъекты, объекты, материалы пропаганды, средства распространения материалов пропаганды, направления и технологии осуществления пропаганды.
Применительно к вопросам предупреждения экстремистской и террористической деятельности указанные компоненты будут иметь определенную специфику.
К субъектам антикриминальной пропаганды в рассматриваемой сфере следует отнести: органы внутренних дел, ФСБ России, Следственный комитет РФ, органы прокуратуры, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также координационные органы, созданные на их основе [5]. В структуре органов внутренних дел, как уже было отмечено выше, это подразделения по противодействию экстремизму, по делам несовершеннолетних, подразделения информации и общественных связей.
Субъектами антиэкстремистской пропаганды являются и общественные организации, способные осуществлять информационно-пропагандистскую деятельность широкого спектра.
Значительную роль в профилактике экстремизма и терроризма играют неправоохранительные субъекты: органы образования, по делам молодежи, культуры, физической культуры и спорта, а также подведомственные им организации. Свою деятельность в данной сфере они осуществляют по базовым и смежным с антикриминальной пропагандой направлениям: военно-патриотического, общеправового и религиозного воспитания, привития традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры межнационального (межэтнического) и межконфессионального общения, формирования общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России.
Круг объектов антикриминальной пропаганды в рассматриваемой сфере достаточно широк. В качестве основных объектов антиэкстремистской пропаганды следует назвать несовершеннолетних и молодежь (школьников, студентов), а также их родителей (законных представителей). Вместе с тем объектами антикриминальной пропаганды являются широкие слои населения разного возраста, которые потенциально могут быть вовлечены в экстремистскую и террористическую деятельность, стать субъектами административных право-
20
нарушений и преступлений террористического характера и экстремистской направленности.
Определение и характеристики объекта антикриминальной пропаганды будут зависеть от выбранного направления информационно-пропагандистской работы. В области противодействия экстремизму и терроризму можно выделить следующие основные направления, требующие осуществления антикриминальной пропаганды:
участие в экстремистской и террористической деятельности;
вовлечение в экстремистскую и террористическую деятельность;
пропаганда экстремистской и террористической деятельности;
противодействие правоохранительным органам в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
заведомо ложные сообщения об актах терроризма и экстремизма;
финансирование экстремистской и террористической деятельности.
Каждое из указанных направлений, в зависимости от характеристик целевой аудитории, региональных особенностей, криминогенной обстановки и прочих обстоятельств подлежит дополнительной детализации.
Содержание антикриминальной пропаганды составляют материалы, благодаря которым оказывается информационно-пропагандистское воздействие на население. Такие материалы могут быть представлены разными типами и формами.
1. Информационно-пропагандистский контент для средств массовых коммуникаций: сообщения, заметки, новости, посты (истории), аудиофайлы и подкасты, видеоролики, стримы, прямые эфиры и иные формы контента, а также различные формы сетевого взаимодействия пользователей сети Интернет (комментарии).
2. Материалы наглядной агитации, наружной и наглядной рекламы: плакаты, вывески, листовки, баннеры, флаеры.
3. Планы и сценарии проведения групповых мероприятий различного вида.
4. Положения о конкурсах и акциях.
5. Маршруты и планы экскурсий.
6. Произведения искусства: литературы, музыки, живописи, кинематографа, сценического искусства.
Эффективность материалов антикриминальной пропаганды во многом зависит от избранных средств их распространения. К ним относятся:
1. Сегменты и ресурсы сети Интернет (сайты, социальные сети и мессенджеры, игры,
чаты), телевидение, радио, печатные издания, книги, кинотеатры, выставки, презентации.
2. Лекции, беседы, игры, конкурсы, экскурсии, тренинги, мастер-классы, дискуссии, конференции, круглые столы, уроки, семинары и т.д.
Практическая реализация мер антиэкстремистской пропаганды должна строиться на определенной технологической базе. Технология такой предупредительной деятельности может быть представлена следующими основными элементами.
1. Этап диагностики и аналитики. Выявление имеющихся проблем, их постановка, оценка и прогнозирование экстремистских и террористических угроз. Инструментами диагностических и аналитических мероприятий выступают: опросы специалистов, средства диагностики социальных сетей Интернета, наблюдение, статистика, научные исследования, изучение документов. Современные методики проведения диагностических и аналитических мероприятий в данной области представлены на страницах криминологической литературы [6, с. 24-43].
2. Этап определения объекта предупредительного воздействия (целевой аудитории, группы), выделение круга лиц, воздействие на которых способно обеспечить достижение правоохранительных результатов. С учетом решаемой правоохранительной проблемы определяются конкретная целевая аудитория (группа) и ее основные параметры.
3. Подготовительный этап. Здесь осуществляется подготовка материалов и мероприятий антикриминальной пропаганды: разработка специализированной информации, предназначенной для распространения среди населения, определение формы материалов пропаганды и их оформление в виде профилактического контента, материала, плана, программы, проекта, сценария, положения.
4. Основной этап. В ходе данного этапа обеспечивается непосредственная реализация материалов антикриминальной пропаганды в средствах массовых коммуникаций или в ходе проведения групповой работы.
5. Этап подведения итогов. В рамках данного этапа субъекты антикриминальной пропаганды проводят анализ эффективности реализованных мер антикриминальной пропаганды, выявляют ошибки и недостатки, обеспечивают внесение корректив в материалы антикриминальной пропаганды. Здесь же осуществляется составление необходимых отчетов по итогам проведенных мероприятий и освещение результатов проделанной работы в средствах массовой информации.
21
Проведенный опрос экспертов из числа руководителей и сотрудников подразделений ЦПЭ МВД России из 28 субъектов Российской Федерации показал наличие ряда проблем в организации и осуществлении работы по антикриминальной пропаганде в области противодействия террористической и экстремистской деятельности. Респонденты отметили, что подобные вопросы не имеют приоритетного значения в деятельности соответствующих подразделений, указали на наличие проблем межведомственного и внутриведомственного взаимодействия в данной сфере, проблем нормативного правового регулирования, организационного построения и материально-технического обеспечения данной деятельности.
Несмотря на то, что рассматриваемое направление противодействия экстремистской и террористической деятельности находится только в начальной точке своего развития, оно имеет значительный потенциал. Для его эффективного функционирования необходимо принятие ряда мер правового и организационного характера:
1. Построение организационной системы осуществления антикриминальной пропаганды в области противодействия терроризму и экстремизму на федеральном, региональном и местном уровнях.
2. Разработка и принятие в органах внутренних дел ведомственного нормативного правового акта, регламентирующего вопросы организации и осуществления антиэкстремистской пропаганды, а также возложение обязанностей по ее осуществлению на подразделения по противодействию экстремизму, по делам несо-
вершеннолетних, подразделения информации и общественных связей.
3. Разработка требований, предъявляемых к материалам антиэкстремистской пропаганды, а также механизма и критериев оценки качества таких материалов.
4. Развитие отдельных направлений осуществления антикриминальной пропаганды: участие, вовлечение, финансирование, содействие правоохранительным органам и др.
5. Создание федерального и региональных каталогов антиэкстремистской пропаганды, т.е. электронной базы актуальных материалов для ее осуществления.
6. Формирование профессиональных компетенций сотрудников различных подразделений органов внутренних дел по осуществлению антиэкстремистской пропаганды, в том числе посредством изучения специализированной учебной дисциплины «Основы антикриминальной пропаганды», а также специализированных программ повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел [7-9].
7. В рамках программно-целевого планирования включение в региональные и местные программы, разработанные в сфере обеспечения безопасности, подпрограмм и мероприятий, направленных на осуществление антикриминальной пропаганды.
Сформулированные предложения не являются исчерпывающими, они могут быть дополнены по мере развития науки и антикриминальной практики. Вместе с тем изложенное может служить основой для принятия мер по совершенствованию антикриминальной пропаганды в области противодействия экстремистской и террористической деятельности.
1. Расширенное заседание коллегии МВД. 1. Extended meeting of the board of the Ministry URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ of Internal Affairs. URL: http://www.kremlin.ru/ news/73770 (дата обращения: 11.04.2024). events/president/news/73770 (date of access:
2. Краснов поставил задачу противодействия 11.04.2024).
вовлечению подростков в экстремизм в соц- 2. Krasnov set the task of countering
сетях. URL: https://tass.ru/obschestvo/20884225 the involvement of teenagers in extremism
(дата обращения 24.05.2024). in social networks. URL: https://tass.ru/
3. Грибанов Е.В. Теория антикриминаль- obschestvo/20884225 (date ofaccess: 24.05.2024). ной пропаганды: место в криминологической 3. Gribanov E. V. The theory of anti-criminal науке и значение для правоохранительной propaganda: place in criminological science and практики // Общество и право. 2023. № 1(83). significance for law enforcement practice //Society С. 14-21. and law. 2023. No. 1(83). P. 14-21.
4. Грибанов Е.В. Теоретические основы ан- 4. Gribanov E.V. Theoretical foundations of тикриминальной пропаганды // Общество и anti-criminal propaganda // Society and law. 2023. право. 2023. № 2(84). С. 9-14. No. 2(84). P. 9-14.
5. Положение об антитеррористической 5. Regulations on the anti-terrorism commission комиссии в субъекте Российской Федерации: in the subject of the Russian Federation: appr.
утв. председателем Национального антитеррористического комитета 17 июня 2016 г. Доступ из справ. правовой системы «Гарант» .
6. Ильницкий А.С. Противодействие криминальной идеологии в сети Интернет. М., 2024.
7. В университете впервые реализована программа повышения квалификации, касающаяся технологий предупреждения экстремистских преступлений. URL: https:// xn--d1alsn.xn--b1aew.xn--p1ai/Press-sluzhba/ Novosti/item/48203086 (дата обращения: 29.04.2024).
8. Симоненко А.В., Грибанов Е.В. Криминологическая концепция и образовательная модель формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции по правовому воспитанию и просвещению населения // Общество и право. 2021. № 2(76). С. 13-19.
9. Грибанов Е.В. Рабочая программа учебной дисциплины «Основы антикриминальной пропаганды». Краснодар, 2021.
by the chairman of the National Anti-Terrorism Committee on June 17, 2016. Access from the legal reference system "Garant".
6. Ilnitsky A.S. Countering criminal ideology on the Internet. Moscow, 2024.
7. For the first time, the university has implemented a professional development program related to technologies for preventing extremist crimes. URL: https://xn--d1alsn.xn--b1aew.xn--plai/Press-sluzhba/Novosti/item/48203086 (date of access: 29.04.2024).
8. SimonenkoA.V., GribanovE.V. Criminological concept and educational model of the formation of professional competencies of police officers in legal education and legal training // Society and law. 2021. No. 2(76). P. 13-19.
9. Gribanov E.V. Work program of the academic discipline "Fundamentals of anti-criminal propaganda". Krasnodar, 2021.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Грибанов Евгений Викторович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России; e-mail: egribanov@ yandex.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
E.V. Gribanov, Candidate of Sciences in Jurisprudence, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: egribanov@yandex.ru
23