М.Тадаки1
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЯПОНИИ
I. Введение2
По результатам исследования «индекса восприятия коррупции» ИВК (Corruption Perception Index, или CPI), проведенного организацией Transparency International (TI) в 2004 г., Германия, Великобритания, США, Франция и Япония по уровню коррупции занимают соответственно с 11-го по 24-е места3 в сравнении со странами, страдающими от этого в меньшей степени4. Остается фактом, что в этих высокоиндустриальных странах, являющихся ведущими в мировой политике и экономике, мероприятия по борьбе с коррупцией едва ли осуществимы, несмотря на то что они уже долгое время воспринимаются как задача.
В Германии и Японии увеличение коррупции особенно явно прослеживается по количеству случаев взяточничества в отрасли государственного материально-технического снабжения. Говоря о ситуации в целом, коррупция способствует созданию такого обще-
1 М.Тадаки - доктор права, профессор Токийского ун-та (Япония).
2 В основе этой рукописи лежит доклад, прочитанный в Гёттингене, который после внесения дополнений был пересмотрен по-новому.
3 Чем выше число в рейтинге, тем выше коррупция. - Прим. перев.
4 Для сравнения: в то время как страны Северной Европы, такие как Финляндия, Дания и Швеция, оказались затронутыми коррупцией в наименьшей степени, Россия в рейтинге занимает 90-е место. Подробности по расположению стран в рейтинге TI на http://www. transparency .de/Tabellarisches Ranking. 542.0.html. Из вышесказанного следует, что в упомянутых странах, включая Японию и Германию, не говоря уже о России, борьба с коррупцией является задачей первостепенной важности.
ственного климата, в котором она считается незначительным проступком или даже неотъемлемой частью предпринимательской торговли. Поэтому коррупция является одним из тяжелейших препятствий для экономического и политического развития в национальном и международном масштабах.
К ситуации в Японии
В Японии проблема коррупции как с политической, так и с экономической точек зрения считается важнейшей и острейшей. В недавнем прошлом правительство Японии ушло в отставку из-за связи коррупции и политики, а бывшему премьер-министру было предъявлено обвинение. Также нередко случается, что парламент на протяжении всего заседания ведет дебаты о преследовании коррумпированных политиков.
Остановимся на конкурсных соглашениях и даче взяток. Так как в Японии отсутствует регламентация получения и дачи взятки в деловом обороте, которая соответствовала бы § 299 УК ФРГ, даже если следует наказание в зависимости от поведения согласно антитрестовскому закону, то, по всей видимости, правовая норма Германии скоро будет перенята и в Японии.
Антикоррупционные меры в уголовном праве
1. Правовое благо
Оспаривается, что правовое благо является дачей взятки. В общем и целом говорится о неподкупности действий должностных лиц, о беспристрастном отношении чиновников и, как следствие, об общественном доверии. При соглашении по размещению займов как правовом благе речь идет о беспристрастности размещения займов.
2. Понятие публичного должностного лица
Термин «публичное должностное лицо» урегулирован § 7 ч. 1 УК Японии. «Публичное должностное лицо» в смысле данного предписания означает правительственного чиновника, муниципального чиновника или депутата либо члена комитета или иного служащего, занятого выполнением должностных обязанностей в соответствии с законодательством. Расширенного понятия публичного должностного лица, как и в уголовном праве ФРГ, не существует. УК Японии применяется к публичному должностному лицу Японии также и в том случае, если оно осуществило дачу взятки вне пределов Японии (§ 4, ч. 3 Уголовного кодекса Японии). Так
как депутат в Японии понимается как чиновник, он может являться субъектом получения взятки.
3. Нарушение публичного аукциона или публичных торгов и сговор с этой целью.
Уголовный кодекс Японии в § 96-3, абз. 2, устанавливает, что лицо, которое путем использования коварства или влияния совершило действия, долженствующие нарушить справедливость публичного аукциона или публичных торгов, наказывается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок до двух лет или денежным штрафом на сумму 2 млн.500 тыс. йен.
Данный состав преступления - преднамеренный деликт. Причиной тому служит ненаказуемость социально-адекватных договоренностей. В дальнейшем предписание считается абстрактной угрозой причинения вреда. Состав преступления считается оконченным только тогда, когда достигнуты договоренности. Предметом спора является «справедливая цена». На сегодняшний момент она подразумевается при наличии справедливого свободного конкурса. В § 96-3, абз. 2, УК Японии также рассматриваются случаи, когда местом достижения договоренностей являются иностранные государства, а объявление конкурса, нарушающего интересы, как следствие указанных договоренностей, происходит внутри страны. Охватываются также случаи отказа в проведении аукциона или проведении конкурса. Данные пункты должны быть также рассмотрены в Германии и России.
4. Получение и дача взятки
В § со 197 до 197-4 УК Японии рассматривается пассивное взяточничество (получение взятки), в § 198 - активное взяточничество (дача взятки). Предмет взятки означает любой предмет, направленный на исполнение потребности или желания. Подарок в рамках общественных обычаев и этикета не попадает в данный список. Так, получение учителем ста евро в благодарность или в качестве подарка от родителей не будет рассматриваться как уголовно наказуемое.
Дача взятки неизбежно является вознаграждением за исполнение должностных обязанностей. Исполнение должностных обязанностей связано и охватывает на сегодняшний момент помимо действий, являющихся неотъемлемой частью должностных полномочий, также случаи, имеющие тесную связь с исполнением должностных обязанностей. Эти «должностные обязанности» являются в Японии предметом резких дискуссий. В целом исполнение долж-
ностных обязанностей - это то, что входит в полномочия законопослушного чиновника, но никак не работа, за которую он непосредственно отвечает, например, в случае если профессор высшего музыкального учебного заведения рекомендует своему студенту скрипку и является посредником в ее покупке. Осуществление служебной деятельности может также являться обязанностью, которую необходимо выполнить в будущем, или услугой, оказанной в прошлом.
Взяткой является то, что предоставляется в качестве встречной услуги за действия должностного характера. Это соответствует немецкому взгляду на сущность взятки. В Японии достаточно признать характер отношений взаимовыгоды как абстрактное действие по отношению к определенному должностному лицу, при этом связь между действием должностного лица и предметом взятки необязательна. Таким образом, в Японии длительное время существовало послабление противоправным соглашениям.
В Японии всегда существовали, правда нелегально и с риском, так называемые «угощения» (дорогая еда и напитки), это стало повседневным. Японская прокуратура снова начала рассматривать случаи «угощений» как взятку. Были оглашены эпохальные приговоры, каких доселе не было и которые заставили вернуться к основательным размышлениям. В настоящее время Япония находится в экономическом кризисе, в связи с этим усилилась тенденция сдерживания, но тем не менее до сих пор остается не принятым закон о чиновничьей этике.
В случае, если налицо имеется поручение, выходящее за рамки должностных отношений, то перед нами квалифицированный состав преступления.
(а) § 197 УК Японии:
«(1) Публичное должностное лицо или арбитр, который за осуществление своей служебной деятельности принимает или требует взятку, наказывается лишением свободы до пяти лет. Если же при этом была выполнена просьба, то наказание увеличивается до семи лет.
(2) Тот, кто, намереваясь стать публичным должностным лицом или арбитром, за выполнение в будущем какого-либо действия или осуществление должностных обязанностей берет взятку, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
§ 197, абз. ^ первое предложение охватывает понятие простой взятки. Между денежным вознаграждением и совершением
должностных действий достаточно простой связи по отношению к должностным обязанностям». Этому положению соответствует § 331, абз. 1, УК ФРГ. Во втором предложении оговаривается, что при заключении сделки налицо состав преступления и люди, совершившие противоправное действие (чиновник и человек, давший взятку). Сделка подразумевает поручение с определенным действием, входящим в служебные обязанности должностного лица. В абз. 2 речь идет о даче взятки вперед, что предполагает выполнение условий сделки.
(б) § 197-2 УК Японии:
«Если публичное должностное лицо или арбитр получает или требует взятку за осуществление каких-либо должностных действий в отношении третьих лиц, то ему грозит наказание сроком до пяти лет каторжных работ или тюремного заключения».
§ 197-2 УК Японии вступает в силу, если чиновник в обмен на вознаграждение выполняет какие-либо действия в отношении третьих лиц. В отличие от немецкого уголовного права совершение действий в отношении третьих лиц представляет собой отдельный состав преступления. Необходимо должностное поручение. Третьим лицом может являться любая личность, кроме самого чиновника. Это может быть физическое лицо, юридическое лицо, союз, общество, не являющееся воплощением общественного права.
(с) § 197-3 УК Японии:
«(1) В случае, если должностное лицо или арбитр совершает преступление, указанное в одном из двух предыдущих параграфах, и при этом предпринимает попытку выполнения противоправного действия или за отказ от осуществления какого-либо действия получает или требует взятку, оно будет наказано каторжными работами на срок не менее года.
(2) В случае, если должностное лицо получает или требует взятку за совершение противоправных действий или за невыполнение своих прямых обязанностей, оно также будет наказано.
(3) В случае, если публичное должностное лицо или арбитр получает или требует взятку за осуществление противоправного действия или для неисполнение своих служебных обязанностей в служебное время, оно наказывается лишением свободы на срок до пяти лет».
§ 197-3 УК Японии охватывает тяжкий случай дачи взятки. Данным положениям соответствует § 332 УК ФРГ. Противоправное действие означает нарушение должностных обязанностей.
§ 197-3, абз. 2 и 3, УК Японии вступают в действие также при даче взятки после совершения противоправного действия.
(д) § 197-4 УК Японии:
«В случае, если публичное должностное лицо получает либо требует взятку за поручение, состоящее в побуждении к совершению противоправных действий или к невыполнению служебных обязанностей другими чиновниками, или получает или требует взятку в качестве вознаграждения за данные действия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет». § 197-4 УК Японии является предписанием для наказания принятия подарков публичными должностными лицами или, особенно, избранными публичными должностными лицами, такими как депутаты, использующими свое положение для влияния на чиновников. Данный состав преступления вступает в силу также при даче взятки после совершения преступления.
(е) § 197-5 УК Японии:
«Взятка, которую получил преступник или преднамеренно действующее третье лицо, подлежит конфискации. В случае, если предмет взятки невозможно частично или целиком изъять, то взимается сумма стоимости предмета взятки. Предмет конфискации ограничивается полученной взяткой. Оставшаяся часть, например не полученная сумма взятки, подлежит конфискации только по заключению следствия. Так как приглашение на банкет или членство в гольф-клубе не имеют вещного выражения, то изымается сумма стоимости взятки».
(ф) § 198 УК Японии :
«Должностное лицо, получившее или давшее взятку в соответствии с содержанием §§ 197-197-4 УК Японии, наказывается лишением свободы до трех лет или денежным штрафом до 2,5 млн. йен».
§ 198 УК Японии касается активного взяточничества. В немецком уголовном праве, в отличие от японского, обещание дачи взятки и дача взятки разделены.
Так представлена коррупция (составы преступлений) в Японии. С чем приходится вести особо ожесточенную борьбу в японских судебных процессах, так это со «служебной предрасположенностью» к совершению чиновниками коррупционных преступлений. Мнения относительно случаев служебной предрасположенности могут расходиться, но преступления совершаются с одинаковым постоянством. На практике закон применяется доста-
точно гибко. Это можно рассматривать как прогресс в направлении решительной криминализации все более частых случаев коррупции. В связи с этим существуют мнения, принимающие это за явления «прокурорского фашизма», как говорят в Японии, или считающие их недостаточными.
Антикоррупционные мероприятия помимо уголовного
права
Различные мероприятия
Среди того, что можно предположить в качестве уголовно-процессуальных мер борьбы с коррупцией, в Японии было принципиально не допустимо телефонное прослушивание, также не существовало положения о доносительстве и о главном свидетеле. Кроме того, отсутствует положение об отмене силы доказательств. Поэтому в Японии еще есть возможности постепенно включать эти правовые инструменты в ряд мер по борьбе с коррупцией и организованной преступностью.
Министерство финансов Японии проводит перепроверку подсчетов налоговых взносов и указывает проверенные данные, если возникают подозрительные результаты. Если обнаруживаются деньги для дачи взятки1, они облагаются налогом. Получатель также платит налоги на эту сумму. Это заключение, однако, ничего не говорит о том, будут ли предъявлены обвинения и вынесены штрафы обоим или нет.
Что касается этики должностного лица, то в Японии ее падение связывается с различными видами коррупции, и с прошлого года серьезно обсуждается введение закона об этике должностного лица.
Нововведения
Японское право было подвержено проверке на ратификацию Договора ОЭСР «О борьбе со взяточничеством иностранных чиновников в международной торговле», издан запрет на получение иностранными чиновниками незаконной прибыли, т.е. незаконной прибыли от предпринимательской торговли, прежде всего с целью передачи или обещания посреднику денежных средств или другой прибыли. С данной торговой организации, к которой относится преступник, было взыскан штраф 3 млн. йен.
1 Например, как «деньги неизвестного применения» или «состояние счетов по расходам на необходимые нужды».
Далее последовал Закон о прибыли посредника. Следуя ему, штрафом облагается гонорар, заплаченный политиком чиновнику за посредничество, а цель этого Закона состоит в сохранении открытости политической деятельности людей и государственных служб. Данный Закон касается наказаний депутатов, которых государственные или региональные договоры о покупке, продаже и ссуде или правительственные положения побуждают по тайной просьбе под предлогом силы влияния, основанной на их полномочиях, к какому-либо должностному действию или отказу от его осуществления. Подобное преступление также карается в случае совершения его секретарями депутатов, сторона, получившая прибыль, также подвергается наказанию. Для данного преступления существуют положения о наступления срока исполнения обязательств и о сообщничестве, также караются граждане иностранных государств.
Случаи японской коррупции отличаются так называемой структурной коррупцией между политикой, администрацией и экономикой. Существуют указания, что бывшие служащие получают таким образом работу в фирмах, так же как и основания для измены предприятиям в связи с дачей взятки. В качестве ответных мер был улучшен Закон, контролирующий политические фонды, и усилена регуляция выборных фондов. Первое имеет отношение к содержанию: заявление политических групп, которые предлагают создание фонда, создание и опубликование информации о сумме взноса и само ограничение размера взноса. Что касается второго пункта, то Закон не распространяет контроль политических фондов на предвыборные кампании. Предвыборные кампании регулируются Законом о выборах должностных лиц. Если будет наказан ответственный за кассовые сборы, то будет применено коллективное наказание и выборы депутата будут признаны недействительными. Далее применяется запрет на пожертвования; пожертвования от лиц, имеющих договор с общественными региональными организациями о выполнении определенного вида работ, запрещаются; пожертвования не имеют права вносить кандидаты на государственные должности. В случае нарушений процедуры депутатские выборы считаются недействительными. Позже был дополнен Закон об этике должностных лиц, были приняты положения к статьям о дарении, торговле акциями, доходах и проч.
В настоящее время пересматривается законопроект о борьбе с коррупцией в политике. Его содержанием являются (1) основные
принципы и наказания, (2) прозрачность политических фондов, (3) ограничение пожертвований для организаций, получающих помощь от государства, (4) запрещение работы депутатов по совместительству, (5) контроль торговли депутатами акциями, (6) запрет сбора пожертвований для кредитных институтов. Только этот закон обсуждается в парламенте уже десять лет и неизвестно, когда и вступит ли вообще он в силу.
Несмотря на такой контроль со стороны государства, бизнес также проводтт мероприятия по сдерживанию нелегальной деятельности. Они имеют своей целью осуществление справедливой, по возможности более прозрачной рыночной деятельности. В качестве средств борьбы бизнеса с противоправными действиями были созданы программы по Disciosure (ознакомлению с содержанием предприятия) и по Compliance (соблюдению законов и предписаний), выполнение которых контролируется так называемым Compliance Officer. Disciosure и Compliance находят отражение в направлениях штрафных санкций: члены предприятия должны отчитываться перед представителями акционеров за выполнение своих обязанностей, управляющая верхушка предприятия может быть вызвана для отчета к сотруднику уголовного розыска, существует последовательное управление предприятием (Corporate Govemance), Закон о внутренних обвинениях на фирме (общественно полезная информация), введение NPM (New Public Management), PFI (Private Finance Initiative) и другие методы.
Перспективы развития
Коррупция разрушает веру граждан в основные общественные ценности и расшатывает фундамент свободной экономики. Уже давно говорят, японский ум не всегда подходит для международного сообщества. Слово «договоренность» вошло в английский как символ закрытого японского рынка, который не допускает, чтобы зарубежные компании проникли на него. США снова потребовали отменить договоренности, ограничивающие свободу конкурентной борьбы. Глобализация рынка продолжает набирать темпы, и существуют предостережения, которые гласят, если предприятия и чиновники не будут следовать законам и не будут стараться улучшить свою мораль, то японская экономика окажется далеко позади в соревновании стран.
Но случаи коррупции в Японии последнее время шокируют не только своим количеством, но и тем, что коррупция простирается до самого ядра руководящего аппарата. Ситуация не улучшилась. Из чего следует, что иностранный капитал ушел с японского рынка. Не будет преувеличением, если я скажу, что японский кризис, кроме прочего, был вызван коррупцией. А тот, в свою очередь, породил кризис во всей Азии - можно легко представить себе связь с мировой ненадежностью экономики. Не следует недооценивать опасность коррупции.
Действительно, правовое благо коррупции в узком смысле означает неподкупность должностных лиц и доверие населения. Но так же как это зачастую подчеркивается в немецких законопроектах, это правовое благо является тем средством, которое поддерживает мировой рынок.
Само собой разумеется, следует уделять достаточно внимания ограничениям уголовного права, действиям, нарушающим правовое благо, и предельно возможной точности в определении границ состава преступления. Кажется, что только на основе повторного пересмотра правового блага и всеобщего его понимания можно обсуждать обоснование, толкование и применение необходимых оснований вины, пересматривать проблемы понятия должностного лица и сферы его применения и размышлять о конкретных мерах борьбы. В любом случае рассмотрения этих проблем на национальном уровне не будет достаточно: национальные средства борьбы не сравнятся с тенденциями глобализации экономики и развитием международной коррупции.
Перевод Т. Вуколовой