Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ'

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВУЗЫ ФСИН РОССИИ / НАСТАВНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Эльвира Викторовна

В статье представлены результаты анализа коррупционных правонарушений сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, на их основе сформированы предложения по совершенствованию деятельности по антикоррупционному воспитанию обучающихся в ведомственном вузе ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ»

2. Четвериков, А. О. Право Совета Европы и Болонский процесс // Актуальные проблемы российского права. — 2016. — № 2. — С. 79-91.

3. Шабалина, О. Л., Шабалин, Г. Ю. Генезис права на образование в международном праве // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки. — 2015. — № 4 — С. 104-107.

Сведения об авторе

Ольга Александровна Голикова: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат исторических наук. E-mail: momsi@yandex.ru

УДК 378

© Зауторова Э. В., 2020

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

В статье представлены результаты анализа коррупционных правонарушений сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, на их основе сформированы предложения по совершенствованию деятельности по антикоррупционному воспитанию обучающихся в ведомственном вузе ФСИН России.

Ключевые слова: коррупция; сотрудники уголовно-исполнительной системы; антикоррупционное воспитание; вузы ФСИН России; наставничество.

Курсанты как будущие сотрудни- разовательной, но и профессиональ-

ки пенитенциарной системы проходят профессиональную подготовку к службе в ведомственных вузах ФСИН России. У обучающихся в специализированных высших учебных заведениях основным видом деятельности является учебная, которая к тому же сопряжена с выполнением служебных и боевых задач. В этой связи курсанты выступают не только субъектами об-

ной деятельности.

По статистике Генеральной прокуратуры РФ, количество коррупционных преступлений по сравнению с 2017 г. за 2018 г. составило 30495, показав прирост на 2,9 % (на первых местах — взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями) [1]. В свете данных событий, которые происходят в нашей стране, в том числе и в правоохранительной сфере,

большое значение имеет осуществление антикоррупционного воспитания будущих сотрудников пенитенциарной системы. Так, например, в 2019 г. сотрудники уголовно-исполнительной системы совершили 181 коррупционное преступление. Следственный комитет РФ не раз публиковал материалы о громких коррупционных делах в

отношении высокопоставленных лиц, к которым были предъявлены обвинения с последующим осуждением.

В ходе опроса об оценке эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений были получены следующие данные (см. [3]) (таблица 1).

Таблица 1. Результаты опроса об эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений

Оценка работы, проводимой подразделением по противодействию коррупции ФСИН России

в 2018 году в 2019 году

высокий уровень 381 (37,03 %) 298 (55,5 %)

средний уровень 77 (7,48 %) 98 (18,2 %)

низкий уровень 570 (55,39 %) 141 (26,3 %)

Как видно из представленных в таблице данных, необходимо целенаправленно осуществлять организованную работу по антикоррупционному воспитанию лиц, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе, которое является составляющей частью всех основных направлений воспитательной работы в вузе ведомственного профиля (нравственное, правовое, патриотическое и т. д.). Антикоррупционное воспитание представляется целенаправленным процессом формирования у обучающегося антикоррупционных знаний, а также соответствующих моральных качеств и убеждений, чувств и потребностей, которые находят свое вы-

ражение в устойчивых нормах антикоррупционного поведения.

К тому же в своде профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника в разделе IX «Антикоррупционное поведение» закреплено, что «нравственная чистоплотность, неподкупность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения...» (см. [4]). Воспитание нравственных качеств, формирование и развитие антикоррупционного правосознания у курсантов необходимо осуществлять с первого курса их обу-

чения в ведомственном учебном заведении.

Вместе с тем изучение процесса осуществления антикоррупционного воспитания обучающихся позволило констатировать, что часто со стороны курсантов просматривается слабо выраженная личная заинтересованность их участия в мероприятиях данного направления. При этом организация процесса антикоррупционного воспитания в ведомственных вузах часто осуществляется формально, не имея плана, определенной системы и научно-методической основы. В связи с этим необходимо оптимизировать данный процесс в ведомственном вузе, осуществлять поиск, разрабатывать и научно обосновывать новые пути и формы антикоррупционного воспитания личности.

Так, в ходе обучения курсанты должны усвоить, что такое «коррупция», и понимать сущность данного понятия: коррупция — это (от латинского — «подкуп, продажность, растление») термин, который обычно обозначает деятельность должностных лиц при использовании ими доверенной власти или особых прав в целях личной выгоды, которая противоречит моральным установкам и законодательству (см. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Традиционными воспитательными формами в данном направлении являются лекции, семинары, обсуждение статей в периодической печати, конкурсы стенгазет и плакатов («На страже порядка», «Коррупция как противоправное действие», «Нет коррупции!», «Можно и нельзя» и др.), просветительские собрания, стенды наглядно-художественного оформления актуальной информации, педагогические тренинги и применением методов «ресурсный круг», «мозговой штурм» и др. Также на беседы с обучающимися в рамках антикоррупционного направления воспитательной работы в вуз приходят представители прокуратуры и суда, действующие сотрудники и руководители различных подразделений

уголовно-исполнительной системы.

Полученные знания должны превратиться в личное убеждение в неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения, в прочную установку на обязательное соблюдение правовых норм и требований, а затем во внутреннюю потребность и привычку проявлять профессионально-юридическую активность и соблюдать правовой закон. Необходимо создать такие моральные и материальные условия, при которых у курсантов должно быть сформулировано правовое сознание и антикоррупционное мировоззрение, повысится уровень их

правовой культуры, а также выработается убеждение в том, что возможные потери в результате коррупционного деяния всегда будут существеннее возможных приобретений.

Практика показала, что для более эффективной организации работы по формированию антикоррупционной позиции обучающихся в ведомственном вузе целесообразно использовать такие педагогические методы и средства, которые бы смогли создать воспитывающую среду для осуществления процессов, в которых воспитательное влияние трансформируется в определенные важные профессионально-личностные качества курсанта. Среди данных качеств особо выделяются честь и достоинство, ответственность и позитивное отношение к антикоррупционным программам, любознательность в получении знаний в рамках антикоррупционного поля и общая осведомленность в данной области.

В связи с этим в антикоррупционное воспитание курсантов, обучающихся в вузах ФСИН России, следует включить освещение материалов, касающихся привлечения к уголовной ответственности сотрудников за коррупционные преступления. При этом, рассматривая каждый случай в отдельности, необходимо разъяснять причины совершения таких преступлений, а также те негативные послед-

ствия, которые могут быть применены не только к самому сотруднику-коррупционеру, но и к его ближайшим родственникам, членам семьи.

В ходе обучения будущих сотрудников пенитенциарной системы значительное время необходимо уделить изучению законодательства в антикоррупционной области, в том числе и той уголовной ответственности, которая предусмотрена за преступления экономической и коррупционной направленности. Каждый обучающийся должен знать, что органы государственной власти с особым вниманием изучают коррупционные проявления в России, постоянно ведут борьбу с ними и жестко пресекают подобные действия. При этом применяются наказания, в том числе охватывающие материальное состояние преступников (так, санкция ст. 291 Уголовного кодекса РФ предусмотрено назначение штрафов, в несколько раз превышающих сумму взятки) [2].

Для построения эффективной системы антикоррупционного обучения рекомендуется усилить контроль руководства за деятельностью вуза в данной области, шире использовать, например, институт наставничества в уголовно-исполнительной системе. Так, сотруднику-наставнику необходимо самому соблюдать нормы антикоррупционного законодательства и научить этому своего подопечного [5] (метод приме-

ра). При этом особое внимание следует обратить на мотивы обучающихся к приобретению знаний и их усвоению в сфере антикоррупционной области. Важна также эмоциональная реакция на предложенные ситуации антикоррупционного содержания, отношение к возможностям и риску, оценке процесса выбора и формирования нравственных ценностных ориентаций в данных ситуациях (методы упражнения, поощрения, игровые формы обучения).

В учебных заведениях ведомственного профиля необходимо разработать и внедрять обучающую программу по изучению учебных дисциплин с содержанием антикоррупционной составляющей, а также ввести и отдельный предмет, который бы способствовал формированию негативного отношения к коррупции. К тому же целесообразно на учебные занятия приглашать сотрудников подразделений собственной безопасности, а также сотрудников из практических ор-

ганов, для разъяснения последствий совершения коррупционных действий и раскрытия неотвратимости наказания за данные деяния. Антикоррупционное образование и его результат при обучении будущих сотрудников пенитенциарной системы не должен проявляться только в период обучения в ведомственном вузе, он также должен продлиться на личную работу уже после учебы и вырабатывать мотивацию к честному исполнению служебного долга.

Таким образом, планомерная организация комплекса мер по включению в профессиональную подготовку будущих сотрудников пенитенциарной системы антикоррупционного направления воспитательной работы в образовательных организациях ФСИН России должна способствовать повышению эффективности служебной деятельности, учитывая все более усложняющихся современные требования науки и практики в области

коррупции и ее противодействия. Литература

1. Генеральная прокуратура РФ: портал правовой статистики. Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России за декабрь 2018 [Электронный ресурс]. — URL: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения 23.07.2020).

2. Рекунова, Н. Ф. Эффективность применения и исполнения наказания в виде штрафов за коррупционные преступления // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 534-536. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60460/ (дата обращения: 23.07.2020).

3. Сайт Федеральной службы исполнения наказаний [Электронный ресурс]. — URL. http://fsin.gov.ru/polls10/index.php (дата обращения: 17.07.2020).

4. Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы. — URL. https://www.onk-ra.info/svod-professionalno-eticheskix-norm-sluzhebnogo-povedeniya-sotradnika-uis/ (дата обращения 21.07.2020).

5. Шабалина, Л. А. Доказывание в производстве по исполнению приговора : монография. — Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2014. — 114 с.

Сведения об авторе

Эльвира Викторовна Зауторова: ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва, Российская Федерация), ведущий научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: E-mail: elvira-song@mail.ru

УДК 37.01:007

© Звягинцева Е. Н., 2020

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ GOOGLE-ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

В статье рассматривается практическая возможность использования Google-сервисов при подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы на примере организации и проведения практического занятия по дисциплине «Экономика» для курсантов специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность».

Ключевые слова: образование; информационно-образовательная среда; облачные технологии; Google.

Современное общество опирается на новую высокоинтеллектуальную быстро растущую отрасль экономики знаний — индустрию электронного обучения, построенную на технологии «больших данных», распределенных цифровых образовательных средах, новых информационно-

коммуникационных технологиях, новых педагогических подходах в представлении и освоении информации. В России развитие индустрии электронного обучения осуществляется с помощью проекта «Современная цифровая образовательная среда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.