Научная статья на тему 'Антикоррупционное образование в образовательной системе России'

Антикоррупционное образование в образовательной системе России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2357
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайрутдинова Л.Р.

В статье анализируется необходимость внедрения антикоррупционного образования на всех уровнях образовательной системы Российской Федерации. Освещается роль антикоррупционного образования в формировании антикоррупционного восприятия у обучающихся, также развитие нравственных установок и правосознания, необходимых для формирования гражданского антикоррупционного отношения молодежи, предоставления информации о коррупции и проблемах, связанных с ней. Автор приходит к выводу, о том, что повышение информированности молодежи о борьбе с коррупцией, должно уделяться не только к раскрытию термина «коррупция», форм коррупции (ситуационных, структурных), причин и последствиям коррупции, но объяснению коррупционных явлений, предотвращения коррупции и, наконец, институтов и инструментов в борьбе с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайрутдинова Л.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционное образование в образовательной системе России»

УДК: 37.01/.09

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

РОССИИ

Хайрутдинова Л.Р., 2017, Научно-исследовательский институт противодействия коррупции Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), научный

сотрудник, Казань

Аннотация: в статье анализируется необходимость внедрения антикоррупционного образования на всех уровнях образовательной системы Российской Федерации. Освещается роль антикоррупционного образования в формировании антикоррупционного восприятия у обучающихся, также развитие нравственных установок и правосознания, необходимых для формирования гражданского антикоррупционного отношения молодежи, предоставления информации о коррупции и проблемах, связанных с ней. Автор приходит к выводу, о том, что повышение информированности молодежи о борьбе с коррупцией, должно уделяться не только к раскрытию термина «коррупция», форм коррупции (ситуационных, структурных), причин и последствиям коррупции, но объяснению коррупционных явлений, предотвращения коррупции и, наконец, институтов и инструментов в борьбе с коррупцией.

Ключевые слова: антикоррупционное образование, противодействие коррупции, коррупция, коррупция в сфере образования.

INTRODUCTION OF ANTICORRUPTION EDUCATION IN RUSSIA

Khairutdinova L.R.2017, Scientific and Research Institute of Anti-Corruption Kazan innovative university of V. G. Timiryasov (IEML), researcher, Kazan

Annotation: in article need of introduction of anti-corruption education at all levels of educational system of the Russian Federation is analyzed. The role of anti-corruption education in formation of anticorruption perception at students, also development of the moral installations and sense of justice necessary for formation of the civil anti-corruption relation of youth, providing information on corruption and problems, related is lit. The author comes to a conclusion, that increase in knowledge of youth of fight against corruption, has to be given not only to disclosure of the term «corruption», corruption forms (situational, structural), the reasons and to corruption consequences, but an explanation of the corruption phenomena, prevention of corruption and, at last, institutes and tools in fight against corruption.

Keywords: anti-corruption education, anti-corruption, corruption, corruption in education.

В какой-то момент понятие коррупция означало распад и моральное разложение, ухудшение. Сегодня его короткое определение является злоупотреблением властью для личной выгоды. Существует достаточно много определений понятия коррупции, и они постоянно подвержены изменениям исходя из самого восприятия этого явления. Поэтому легче определить коррупцию по ее особенностями, а не по ее определению. Сравнение различных понятий коррупции показывает, что те действия, которые характеризуют коррупцию обычно, включают в себя следующие элементы:

1. должностное лицо наделенное властными полномочиями принимать решения, которые непосредственно направлены к обществу;

2. правовые нормы, регулирующие принятие решения (законодательство, принципы, критерии, процедуры);

3. лица, в чьих интересах выгодно вступить в коррупционные отношения, то есть ищущие решение, которое благоприятно в отношении них;

4. взаимовыгодный обмен между лицом, принимающим решения на уровне власти и человеком, нуждающимся в поиске этого решения;

5. противоправные действия, которые подрывают авторитет власти и причиняют ущерб и вред обществу.

Другими словами, коррупция покупает или продает решения при нарушении принципа законности, равенства и справедливости.

После достаточного анализа ряда определений коррупции, можно сделать вывод, о том, что, коррумпированные решения - это только те, которые являются «продажными» государственными служащими и политиками, тогда как сама коррупция может быть не только политической и на всех уровнях власти, но и общественной.

Сдерживать коррупцию необходимо через политические, правоохранительные, а также образовательные подходы, но они отличаются стратегиями и результатами, как это предусмотрено правовой культурой, ее содержанием и структурой.

Согласимся с мнением С.М. Николаева, что меняющаяся кардинальным образом ситуация в России и мире заставляет искать технологии подготовки и образования самостоятельно и критически мыслящих граждан, способных к правопослушной деятельности в современном обществе и развитию своего потенциала [5, с. 186].

Следовательно, с момента обучения основ возникновения и противодействию коррупции накапливаются определенные знания и навыки подрастающего поколения, которые в последующем будут применяться на практике. Вопрос об антикоррупционном образовании в высших учебных заведениях недостаточно регулируется с учетом отсутствия надлежащих стандартов и механизмов контроля качества, что создает возможность для злоупотреблений в этих образовательных системах.

Многие авторы отмечают важность и значимость осуществления антикоррупцонного образования как эффективную меру противодействия коррупции в России[1, 2, 4]. Поэтому просвещение в области профилактики коррупции и повышения осведомленности молодежи в этой области имеет важную роль в борьбе с коррупцией.

Основные проблемные вопросы в этом исследовании могут быть сформулированы следующим образом:

Каким образом можно предотвратить коррупцию посредством образования? И как антикоррупционное образование повлияет на воспитание учащихся?

Дело в том, что невозможно искоренить коррупцию в течение ограниченного времени и с ограниченными ресурсами во всех областях, где имеет место быть коррупция. Образовательный подход способствует созданию антикоррупционного воспитания, взаимному обогащению и всестороннему обмену опытом, который необходим для эффективной пропаганды и просвещения в сфере противодействия коррупционной преступности в образовательной среде. Научно-практические конференции также способствуют сотрудничеству между правительством, гражданским обществом, коммерческими организациями и гражданами, предоставляя возможность для личного диалога и прямых контактов между представителями образовательных учреждений и организаций, принимающих участие. В том числе, организовывать встречи с представителями университетов и других высших учебных заведений, представлять им возможность для внедрения комплексных программ обучения по борьбе с коррупцией.

По мнению Е.В. Демкиной, активное взаимодействие с вузами в формате организации проблемных круглых столов, приобщения студенчества к тематическим социальным проектам, проведения исследовательской работы и научно-практических конференций свидетельствует о высоком уровне интереса общественных антикоррупционных организаций к взаимодействию со студенчеством как социальной группой, способной в своей дальнейшей профессиональной и социальной деятельности транслировать антикоррупционные установки на все гражданское общество[3, с. 12].

Антикоррупционное образование формирует гражданскую осведомленность, наиболее благоприятными условиями для этого являются социальные дисциплины, включая гражданское общество, право и общество, история, политология и этика. Связь с данными дисциплинами неизбежна, потому что проблема коррупции обусловлена правовыми, политическими, историческими, социальными и экономическими условия.

На уровне образовательного учреждения нужно полностью разработать систему электронного анкетирования и регулярно обновлять данные в виде статистических данных и диаграмм показателей.

В том числе:

- в договоре об образовании, в том числе на оказание платных образовательных услуг включить антикоррупционные положения по которым стороны подписавшие договор, обязаны строго соблюдать;

- проработать систему мероприятий, направленных на формирование и развитие антикоррупционного образования в школе;

- внедрить единую антикоррупционную программу курса по каждому направлению подготовки обучающихся (может быть в виде отдельного курса, а также отдельно по темам каждой дисциплины). Представляется возможным интегрировать компоненты борьбы с коррупцией в учебные программы, чтобы у студентов была возможность зарегистрироваться на специальных факультативных курсах, таких как коррупция и профилактика, антикоррупционная политика, исследования коррупции, противодействие коррупции и т. д.;

- создать правовую и институциональную основу для внедрения системы антикоррупционного краудсорсинга [6] по разделам педагоги и учащиеся;

- определить и устранить любые недостатки в правовой структуре образовательного учреждения, в разделе «Противодействие коррупции, «Стоп коррупция, «О коррупции» и др;

- установить эффективный контроль за применением и соблюдением антикоррупционных правил со стороны администрации образовательного учреждения.

Таким образом, основная цель вышеперечисленных мер будет направлена на реализацию мер по борьбе с коррупцией в сфере образования, а также на сокращение коррупции и восприятие ее в системе высшего образования. Особое внимание в структуре этого введения, помимо компонента повышения информированности молодежи о борьбе с коррупцией, должно уделяться не только раскрытию термина «коррупция», форм коррупции (ситуационных, структурных), причин и последствий коррупции, но и модели для объяснения коррупционных явлений, предотвращения коррупции и, наконец, институтов и инструментов в борьбе с коррупцией.

Целью этой деятельности является развитие нравственных установок и правосознания, необходимых для формирования гражданского антикоррупционного отношения молодежи, предоставления информации о коррупции и проблемах, связанных с ней.

Главной задачей для обучения противодействию коррупции заключается в ее интеграции с существующими учебными планами. Абитуриенты поступают в высшие учебные заведения, ищущие знания и навыки, которые им понадобятся, чтобы следовать законодательно-закрепленным нормам и правилам. Они будут лучше реагировать на то, чтобы применять те или иные антикоррупционные меры в их трудовой и общественной жизни. Антикоррупционное образование играет важную роль в минимизации коррупционных проявлений и должно стать приоритетом в образовательных учреждениях.

Обществу не нужны новые законы о борьбе с коррупцией, есть предложение, чтобы те, которые уже существуют, были строго соблюдены, чтобы обеспечить максимальную прозрачность в жизненном выборе академического сообщества.

Список литературы

1. Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 3. С. 178-188.

2. Бикмухаметов А.Э., Юсупов И.М. Дополнительное антикоррупционное профессиональное образование муниципальных служащих: уровни и основные направления подготовки // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4. С. 13-15.

3. Демкина Е.В Социальный заказ на антикоррупционное образование // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 10-12.

4. Кабанов П.А. Антикоррупционное образование как правовая категория регионального антикоррупционного законодательства: опыт критического анализа // Полицейская деятельность. 2014. № 1. С. 81-92.

5. Николаев С.М. Введение в проблему специального антикоррупционного образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-1. С. 185-189.

6. Liliya Khairutdinova. Anticorruption crowdsourcing as an effective way of combating corruption // Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/294086466.

УДК 811.111

ИССЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ПАРАДИГМАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Свиридова Г.Ф., 2017 Российский государственный социальный университет, кандидат филологических наук, доцент

Аннотация: номинативные предложения представляют собой интерес для многих ученых. В данной статье автором исследованы номинативные предложения, проведен анализ и обозначены слабые и сильные стороны, выявлены наиболее подходящие смысловые значения и лексические обороты для выражения мысли в предложениях.

Ключевые слова: номинативные предложения, лингвистика, речь, предложения, язык, выражение речи.

Abstract: nominative proposais are of interest to many scientists. In this article, the author studied nominative sentences, analyzed the weaknesses and strengths, identified the most appropriate meanings and lexical expressions to express thoughts in sentences.

Key words: nominative sentences, linguistics, speech, sentences, language, expression of speech.

Характерной чертой современной лингвистики является многоаспектное исследование единиц синтаксиса в целом и предложения как его основной единицы в частности, что связано со стремительным ростом исследований различных аспектов познавательной деятельности человека, результаты которой отражаются с помощью различного типа предложений, одним из которых является номинативное предложение.

Номинативное предложение - грамматическая единица синтаксиса, образованная по специальному грамматическому образцу, наделенная языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению, предназначена для выражения факта существования, наличия объекта, характерного для ситуации речи [1].

Согласно полипарадигмальним подходам к интерпретации единиц языка, характерным для современного этапа развития языкознания, изучение номинативных предложений английского, французского и русского языков проводилось в трех основных аспектах - когнитивном, структурно-семантическом и прагматическом, что позволило исследовать их одновременно в разных парадигмах лингвистического знания (антропоцентрической, когнитивной, структурной, функциональной, коммуникативной).

Когнитивный подход к лингвистическим исследованиям обусловлен концентрированием внимания исследователей на проблеме функционирования языка и изучении его роли в процессе познания действительности человеком. В рамках когнитивного подхода речь определяется как когнитивный механизм, изучаются когнитивные структуры и процессы, свойственные человеку -мыслящему существу [2].

Когнитивный подход к изучению языка позволяет по-другому подойти к проблеме взаимодействия семантики и синтаксиса, поскольку его основной тезис заключается в признании за человеком роли создателя "квантов знания", а по языку функции "упаковки" знаний о мире. В связи с этим, исследуются как способы концептуальной организации знаний, так и различные структуры представления типов знаний о языке.

Структурирование и представление знаний средствами, закрепленными за синтаксической системой языка, связано с процессами мышления и взаимодействия когнитивных и языковых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.