Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ'

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каражелясков Богдан Александрович, Юнусов Микаил Фузули Оглы

Борьбу с коррупцией следует отнести к комплексной проблеме общеюридической, социальной и политической значимости. Нынешнее положение общественных отношений требует поиска эффективных форм социально-правового контроля коррупционной преступности. Изучение уголовно-правовых аспектов (проблем) коррупции позволяет прийти к выводу о том, что предупреждение коррупционных преступлений зависит от эффективности уголовно-правовых мер, а также четкого, более детального и определенного правового регулирования всех сфер жизни общества. В настоящей статье авторы анализируют действующее уголовное законодательство и некоторые предложения по его совершенствованию как элементы системного уровня антикоррупционной уголовно-правовой политики. В отличие от иных подвидов антикоррупционной политики антикоррупционная уголовно-правовая политика не может рассматриваться в единстве регионального и федерального компонентов, поскольку уголовное законодательство отнесено к исключительному ведению федерации в соответствии с подпунктом «о», статьи 71 Конституции РФ. Антикоррупционную уголовно-правовую политику авторы предлагают определять как последовательно реализуемую стратегически необходимую деятельность по разработке и осуществлению мер государства и общества с целью устранения (минимизации, локализации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизнедеятельности, предупреждению ее негативных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION CRIMINAL LAW POLICY THROUGH THE PRISM OF MODERN CRIMINAL LEGISLATION AND PROPOSALS FOR ITS IMPROVEMENT

The fight against corruption should be attributed to a complex problem of general legal, social and political significance. The current state of public relations requires the search for effective forms of socio-legal control of corruption crime. The study of the criminal-legal aspects (problems) of corruption allows us to come to the conclusion that the prevention of corruption crimes depends on the effectiveness of criminal-legal measures, as well as a clear, more detailed and specific legal regulation of all spheres of society. In this article, the authors analyze the current criminal legislation and some proposals for its improvement as elements of the systemic level of anti-corruption criminal law policy. Unlike other subspecies of anti-corruption policy, anti-corruption criminal law policy cannot be considered in the unity of regional and federal components, since criminal legislation is attributed to the exclusive jurisdiction of the federation in accordance with subparagraph "o", Article 71 of the Constitution of the Russian Federation. The authors propose to define the anti-corruption criminal law policy as a consistently implemented strategically necessary activity to develop and implement measures of the state and society in order to eliminate (minimize, localize) the causes and conditions that generate and feed corruption in various spheres of life, to prevent its negative consequences.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

DOI 10.47643/1815-1329_2022_6_101 УДК 343.2

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОВРЕМЕННОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ANTI-CORRUPTION CRIMINAL LAW POLICY THROUGH THE PRISM OF MODERN CRIMINAL LAW AND SUGGESTIONS FOR ITS IMPROVEMENT

КАРАЖЕЛЯСКОВ Богдан Александрович,

магистрант, Дальневосточный федеральный университет. 690922, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: karazheliaskov.ba@students.dvfu.ru;

ЮНУСОВ Микаил Фузули оглы,

магистрант, Дальневосточный федеральный университет. 690922, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 8. E-mail: mikail.yunusov.1999@mail.ru;

KARAZHELYASKOV Bogdan Alexandrovich,

Master's student, Far Eastern Federal University.

690922, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Sukhanova str., 8.

E-mail: karazheliaskov.ba@students.dvfu.ru;

YUNUSOV Mikhail Fuzuli ogly,

Master's student, Far Eastern Federal University.

690922, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Sukhanova str., 8.

E-mail: mikail.yunusov.1999@mail.ru

Краткая аннотация: Борьбу с коррупцией следует отнести к комплексной проблеме общеюридической, социальной и политической значимости. Нынешнее положение общественных отношений требует поиска эффективных форм социально-правового контроля коррупционной преступности. Изучение уголовно-правовых аспектов (проблем) коррупции позволяет прийти к выводу о том, что предупреждение коррупционных преступлений зависит от эффективности уголовно-правовых мер, а также четкого, более детального и определенного правового регулирования всех сфер жизни общества. В настоящей статье авторы анализируют действующее уголовное законодательство и некоторые предложения по его совершенствованию как элементы системного уровня антикоррупционной уголовно-правовой политики. В отличие от иных подвидов антикоррупционной политики антикоррупционная уголовно-правовая политика не может рассматриваться в единстве регионального и федерального компонентов, поскольку уголовное законодательство отнесено к исключительному ведению федерации в соответствии с подпунктом «о», статьи 71 Конституции РФ. Антикоррупционную уголовно-правовую политику авторы предлагают определять как последовательно реализуемую стратегически необходимую деятельность по разработке и осуществлению мер государства и общества с целью устранения (минимизации, локализации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизнедеятельности, предупреждению ее негативных последствий.

Abstract: The fight against corruption should be attributed to a complex problem of general legal, social and political significance. The current state of public relations requires the search for effective forms of socio-legal control of corruption crime. The study of the criminal-legal aspects (problems) of corruption allows us to come to the conclusion that the prevention of corruption crimes depends on the effectiveness of criminal-legal measures, as well as a clear, more detailed and specific legal regulation of all spheres of society. In this article, the authors analyze the current criminal legislation and some proposals for its improvement as elements of the systemic level of anti-corruption criminal law policy. Unlike other subspecies of anti-corruption policy, anti-corruption criminal law policy cannot be considered in the unity of regional and federal components, since criminal legislation is attributed to the exclusive jurisdiction of the federation in accordance with subparagraph "o", Article 71 of the Constitution of the Russian Federation. The authors propose to define the anti-corruption criminal law policy as a consistently implemented strategically necessary activity to develop and implement measures of the state and society in order to eliminate (minimize, localize) the causes and conditions that generate and feed corruption in various spheres of life, to prevent its negative consequences.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика; уголовное законодательство; общественные отношения; уголовно-правовой аспект; антикоррупционная политика.

Keywords: criminal law policy; criminal legislation; public relations; criminal law aspect; anti-corruption policy.

Статья поступила в редакцию: 25.05.2022

Введение

Предметом исследования выступают положения современного антикоррупционного уголовного законодательства и предложения по его совершенствованию.

Несмотря на большое количество исследований в области противодействия коррупции, современное антикоррупционное уголовное законодательство меняется, в научных трудах выдвигаются новые предложения, которые требуют анализа и критического осмысления.

Нормативной базой выступают положения Уголовного Кодекса РФ, теоретической - научные труды, посвященные антикоррупционной уголовно-правовой политике, антикоррупционному уголовному законодательству и предложениям по его совершенствованию.

Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования: анализ, синтез, дедукция. Частно-научный метод - формально-юридический и специальный метод - системный.

Аналитическая записка

Раскрытие структуры антикоррупционной уголовно-правовой политики необходимо для того, чтобы определить не только основные направления в области совершенствования антикоррупционного уголовного законодательства, но и в целом ответить на основные вопросы: почему необходимо бороться с коррупцией, как с ней бороться?

С теоретической точки зрения выделяется несколько уровней антикоррупционной уголовно-правовой политики: аксиологический, доктринальный и системный. Аксиологический уровень требует отражения ценностей и приоритетов. Ценностный аспект требует ответа на вопрос - почему необходимо бороться с коррупцией. Как думается, проблемы действующего антикоррупционного законодательства современной России создают предпосылки для роста коррупции во всех сферах жизни общества, как то: социальной, экономической, политической и духовной, а также угрозы национальной и глобальной безопасности, что обусловлено процессами экономической интеграции государств.

Так, в социальной сфере повсеместно наблюдается рост социальной несправедливости, преступности, приводящий к подрыву общественной безопасности. Коррупция в экономической сфере наносит большой ущерб бюджету Российской Федерации. По данным Росстата за январь - сентябрь 2021 г. объем ВВП России

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 6(210)

составил 91 трлн. 535 млн. рублей1. Таким образом, ущерб от коррупционных преступлений - 1,42% от ВВП России.

В политической сфере - нарушение принципа законности, подрыв доверия населения к власти, создание нежелательного имиджа государства за рубежом. В духовной сфере - развитие правового нигилизма.

Как думается, приведенные негативные последствия от коррупции во всех сферах жизни общества отвечает на поставленный ранее вопрос. Раз было выяснено, что с коррупцией необходимо бороться, следует ответить на следующий, не менее теоретически и практически значимый вопрос: как бороться с коррупцией. Безусловно, это должно осуществляться правовыми средствами и методами, а в частности, благодаря закреплению и совершенствованию формулировок диспозиций уже закрепленных норм Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), выработки правовых процедур, направленных на предупреждение коррупционной преступности. Осуществление правовых процедур должно соответствовать требованиям таких принципов права, как законность; неотвратимость уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений; признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Доктринальный уровень предполагает раскрытие неких теоретических подходов к разрешению вопроса о том, как бороться с коррупцией уголовно-правовыми мерами. Так, одной из мер в научной литературе предлагается введение в общую часть УК РФ статьи «понятие коррупционное преступление» (статья 15.1 УК РФ). Возникает резонный вопрос о том, необходимо ли установление такой нормы в УК РФ, и какой положительный эффект будет от ее введения.

Как думается, статья 15.1 УК РФ принципиально ничего не изменит. Правовая определенность в части понимания того, что представляет собой коррупционное преступление, на наш взгляд, существует. Это вытекает, во-первых, из понятия преступления, закрепленного в части 1 статьи 14 УК РФ, а также из Перечня №23 утв. Указанием от 24 января 2020 года Генеральной Прокуратуры РФ N 35/11, МВД РФ № 1, ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О противодействии коррупции» научных трудов по указанной тематике. К тому же, введение указанной статьи в УК РФ может создать, как полагаем, порочную практику внесения дополнительных изменений в части закрепления определений в УК РФ преступлений иной направленности: служебные преступления, террористические преступления и т.д. Аргумент о том, что введение статьи 15.1 УК РФ станет предпосылкой для внесения изменений в другие статьи УК РФ сомнителен, поскольку цель установления нового нормативного положения состоит не во внесении изменений ради изменений. Единственным, пожалуй, преимуществом введения указанной нормы, будет учет преступлений коррупционной направленности, составление статистических материалов на основе данных учета.

Системный уровень антикоррупционной уголовно-правовой политики требует раскрытие практических проблем (пробелов в УК РФ, несовершенство юридической техники при формулировании норм УК РФ, сложностей правоприменения антикоррупционных положений). Подробнее в этом контексте хотелось бы остановиться на таком институте УК РФ как конфискация имущества (статья 104.1). В отношении него существует по меньшей мере два спорных аспекта: какова правовая природа конфискации, исходя из смысла главы 15.1 УК РФ; круг субъектов, к которым может быть применена.

Стоит отметить, что конфискация может быть применена только на основании обвинительного приговора. Таким образом, можно заключить, что данная мера уголовно-правового характера может быть применена только к осужденным. Тем не менее, в части 3 статьи 104.1 УК РФ закреплено, что имущество подлежит конфискации так же у лица, которому осужденный его передал, при условии, что это лицо знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий. Следовательно, круг субъектов, к которым может быть применен указанный институт более широкий. Возникает вопрос о том, может ли мера уголовно-правового характера применяться к лицу, которое преступление не совершало.

Как думается, здесь по сути дела происходит переход из уголовно-правовых отношений в гражданско-правовые, к категории недобросовестного приобретателя.

Более того, большинство составов преступлений, закрепленных в подпункте «а» части 1 статьи 104.1 УК РФ, в качестве наказаний предусматривают штраф. Вероятна ситуация применения штрафа наряду с конфискацией, фактически означающей двойное изъятие имущества у осужденного.

Обвинительный приговор может выноситься не всегда, лицо может быть освобождено от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. То есть формулировка части 1 статьи 104.1 УК РФ может быть скорректирована в русле установления дополнительного основания для применения конфискации. Не ограничиваясь обвинительным приговором, целесообразным было бы закрепить: «и иного решения суда о прекращении производства по делу по нереабилитирующим основаниям». Имущество должно пониматься в широком смысле, то есть не только имеющее материальную форму, но и иное имущество (в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права) согласно статье 128 Гражданского кодекса РФ. Поэтому еще одной практической проблемой в данной области является выявление предмета коррупционных преступлений в условиях развития цифровых ресурсов, в частности криптовалюты.

Заключение

Анализ нескольких норм уголовного законодательства и пары предложений по их совершенствованию показывает, что существует необходимость более тщательного, детального и системного подхода к разработке уголовно-правовых норм. Формулирование уголовно-правовой нормы должно быть научно-обоснованным, опираться на практику складывающих отношений, что является задачей антикоррупционной уголовной политики.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс». - Текст: электронный.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федер. Закон от от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 09.03.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации - 1996. -№ 25. - Ст. 2954; Российская газета - 2022. - № 52.

3. Пудаков, Е.Р. Государственная политика Российской Федерации по противодействию коррупции / Е.Р. Пудаков. Уфа: Изд-во Башкирского института социальных технологий (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов «Академия труда и социальных отношений», 2015. 166 с.

4. Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения:

23.03.2022)

5. Шевелева, С.В. Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера / С.В. Шевелева // Судебная власть и уголовный процесс. 2019. № 3.

С. 73-84.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 01, 2020). - Access from the SPS "ConsultantPlus". - Text: electronic.

2. The Criminal Code of the Russian Federation: Feder. The law of 13.06.1996 N 63-FZ (ed. of 09.03.2022) // Sobr. legislation of the Russian Federation. Federation -1996. - No. 25. - Article 2954; Rossiyskaya Gazeta - 2022. - No. 52.

3. Pudakov, E.R. State policy of the Russian Federation on combating corruption / E.R. Pudakov. Ufa: Publishing House of the Bashkir Institute of Social Technologies (branch) Educational institution of trade unions "Academy of Labor and Social Relations", 2015. 166 p.

4. Judicial Department under the Supreme Court of the Russian Federation. [electronic resource]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (accessed: 03/23/2022)

5. Sheveleva, S.V. Confiscation of property as another measure of a criminal-legal nature / S.V. Sheveleva // Judicial power and criminal process. 2019. No. 3. pp. 73-84.

1 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/222_15-12-2021 .html (дата обращения: 08.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.