© Бурцев А.С., Семенякин В.С. 2018
DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-21-29 УДК 343.3
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
А.С. Бурцев, В.С. Семенякин
Белгородский государственный национальный исследовательский университет 308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация. Рассмотрены особенности развития современного уголовного законодательства в антикоррупционной сфере. Подчеркнуты актуальность борьбы с коррупцией в Российской Федерации и сложности, стоящие на ее пути. Отмечена специфика российского законодательства в антикоррупционной сфере, заключающейся в том, что современный российский уголовно-правовой механизм противодействия коррупции прочно опирается на международные правовые акты. Рассмотрены основные этапы развития и становления современного антикоррупционного законодательства, его связь с международным правом. Выявлена роль правовых норм в укреплении безопасности государства, повышении его авторитета в мире. Проанализировано большое количество источников антикоррупционного законодательства, среди которых - Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, Постановление Верховного суда Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации. Изменения, вносимые в законодательство в различные годы, касались субъектного состава, минимального размера взятки, характера совершения преступления и др. В ходе анализа антикоррупционных норм уголовного права прослежена их связь с неуголовным законодательством, действующим в данной сфере, отмечено их взаимовлияние. Сделан вывод, что в настоящее время в Российской Федерации сформировалось современное антикоррупционное уголовное законодательство, однако процесс его развития в силу происходящих социально-экономи-ческих трансформаций общества не завершен. Отмечена необходимость эффективно действующего правового механизма, регулирующего общественные отношения, возникающие в случае совершения преступления коррупционной направленности.
Ключевые слова: коррупция; уголовное право; закон; указ
Продолжающийся процесс социально-экономической и политико-правовой модернизации Российского государства предопределил осуществление ряда реформ, имеющих целью выработку наиболее эффек-
тивного механизма, способного противодействовать криминализации общества [1, с. 21].
Статистические данные, которыми располагают МВД Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ и Верховный суд РФ, свидетельствуют, что одной из актуальных проблем современного российского общества является коррупционная преступность.
За последнее десятилетие государство четко обозначило приоритеты уголовной политики в данной сфере и предприняло четкие шаги в наведении законности и порядка. Одним из таких шагов явилось формирование антикоррупционного законодательства.
Заметим, что современный российский уголовно-правовой механизм противодействия коррупции прочно опирается на международные правовые акты конвенционного характера1. Их ратификация позволила нашей стране активизировать нормотворческую и правоприменительную деятельность, имеющие конечной целью совершенствование правового механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности.
Положительно, что на этом пути Россия не занимается слепым копированием международного опыта, а, учитывая имеющиеся национальные особенности (правовые и ментальные), активно формирует национальную правовую базу противодействия вышеуказанному явлению. На данный момент ее основу образуют более десяти федеральных законов, принятых в период со второй половины 2000-х гг. и до настоящего времени2.
1 О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ. Доступ из СПС КонсультантПлюс; О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее: федеральный закон от 26.04.2004 № 26-ФЗ. Доступ из СПС КонсультантПлюс; О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
2 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; 2017. № 15. Ст. 2139; О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (Ч. I). Ст. 6228; Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776; Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776; О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам:
Примечательно, что формирование вышеуказанной нормативно-правовой базы осуществлялось параллельно с процессом реформирования уголовного законодательства в сфере противодействия коррупции, который продолжается до настоящего времени.
Прежде всего, особое внимание следует обратить на внесение в раздел IV УК РФ такой меры уголовно-правового характера, как конфискация имущества . Как следует из содержания пункта «а» части 1 статьи 104.1 УК РФ, лицу, в отношении которого вынесен обвинительный приговор за одно из предусмотренных в нем преступлений, кроме самого наказания, возможно назначение конфискации имущества, используемого этим лицом в целях совершения преступления либо финансирования преступной деятельности, а также полученного в результате преступления. Последняя новелла непосредственно касалась противодействия коррупции.
Однако конфискация была, если выразиться образно, только первой «ласточкой», поскольку после принятия знаменитого «антикоррупционного» Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 8154 процесс новеллизации уголовного законодательства, призванного противодействовать преступности коррупционной направленности, принял лавинообразный характер.
Прежде всего, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»5 первоочередному измене-
федеральный закон от 03.12.2012 № 230-Ф3 // СЗ РФ. 2012. № 50 (Ч. 4). Ст. 6953; О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 19. Ст. 2306; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции: федеральный закон от 03.08.2018 № 307-Ф3. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму: федеральный закон от 27.07.2006 № 153-Ф3 // СЗ РФ. № 31 (Ч. I). Ст. 3452.
4 О мерах по противодействию коррупции: указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 // СЗ РФ. 2008. № 21. Ст. 2429.
5 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6235.
нию подверглась законодательная формулировка конфискации имущества, расширялся перечень преступлений, совершение которых могло повлечь назначение такой меры. К сожалению, отметим, что не все преступления коррупционной направленности нашли свое отражение в пункте «а» части 1 статьи 104.1 УК РФ. Однако, безусловно, высокой оценки заслуживало закрепленное в пункте «б» данной статьи уточнение, в соответствии с которым конфискации подлежат ценности, иное имущество, деньги, полученные в результате совершения одного из преступлений, предусмотренных пунктом «а», а не просто любого преступления, как это было в предыдущей редакции статьи 104.1 УК РФ. Также указанный Закон усилил уголовную ответственность за преступления коррупционной направленности, сосредоточенные в главах 23, 30 УК РФ.
Дальнейшее изменение законодательства, произошедшее в мае 2011 г.6, вывело процесс пенализации и криминализации общественно опасных деяний коррупционной направленности на новый уровень. Помимо редактирования содержания статей 204, 285, 290, 291 УК РФ законодатель признал преступным посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ). До пяти тысяч рублей, то есть в два раза увеличился минимальный размер взимаемого штрафа. Для устранения «выгодности» (для правонарушителей) совершения коррупционных преступлений законодатель поставил размер штрафа в зависимость от величины, кратной стоимости взятки, предмета или суммы коммерческого подкупа.
п
Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ были внесены изменения в ряд статей УК РФ, содержащихся как в Общей, так и Особенной частях. В целях формирования более благоприятных условий для исполнения штрафа был увеличен срок рассрочки его выплаты с трех до пяти лет.
Даже неглубокий анализ дополнений и изменений, внесенных в УК РФ в 2011 г., позволил говорить о том, что законодатель четко обозначил новые направления уголовно-правовой политики, поскольку пена-лизация коснулась содержания санкций составов преступлений, в пер-
6 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ // Российская газета. 2011. 6 мая.
7 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.
вую очередь, коррупционной направленности (статьи 184, 201-204, 285, 289, 290, 291, 292 УК РФ).
Значительным вкладом в борьбу с коррупцией явилось принятие Верховным судом Российской Федерации Постановления от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»8. Цель принятия документа -разъяснить позицию российских судов по отдельным вопросам применения статей уголовного законодательства, регулирующего коррупционные преступления: дачу и получение взятки, коммерческий подкуп, мошенничество, служебный подлог и др.
Дальнейшие изменения законодательства9 коснулись некоторых уголовно-процессуальных норм, а также уточнили санкции ряда коррупционных преступлений.
Очередные изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство были внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 324-Ф310 (далее по тексту - Закон). Их целью было усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления.
Отмеченные нововведения можно назвать знаковыми, поскольку они включали в сферу действия уголовного закона случаи передачи денежных средств, имущества, ценных бумаг и пр., оказание имущественных услуг, предоставление прав имущественного характера не самому должностному лицу, а (по указанию последнего) иному юридическому или физическому лицу. Было криминализировано обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе, а также посредничество в коммерческом подкупе. Сделано это было аналогично посредничеству во взяточничестве.
Поистине революционным событием явилось установление уголовной ответственности за «бытовую», «мелкую» коррупцию: коммерческий подкуп, дачу или получение взятки, не превышающей 10 тыс. руб.
Кроме того, был уточнен субъектный состав, в отношении которого была возможна провокация коммерческого подкупа или взятки, по аналогии со статьей 290 УК РФ «Получение взятки». Это же касалось и статьи 304 УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа».
8 Российская газета. 2013. 17 июля.
9 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 08.03.2015 № 40-ФЗ // Российская газета. 2015. 11 марта.
10 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (Ч. II). Ст. 4257.
Примечательно, что санкции статей, раскрывающих содержание коррупционных преступлений, были дополнены рядом альтернативных видов уголовного наказания. При этом законодатель учел, что цели наказания в отношении взяточников можно достигнуть и в тех случаях, когда суд обяжет их уплатить штраф в абсолютных величинах в сочетании с дополнительным наказанием в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на определенный срок.
Далее, законодатель предпринял ряд шагов, направленных на совершенствования уголовно-правовых мер противодействия коррупции на бытовом уровне. Тот же Закон УК РФ пополнился нормами, предусматривающими ответственность за мелкий коммерческий подкуп (статья 204.2) и мелкое взяточничество (статья 291.2). Однако достаточно быстро стало ясно, что ограничение уголовно-правовых мер противодействия бытовой коррупции только этими составами деяний не охватывает все криминологические риски в развитии коррупционных отношений.
Поэтому 5 апреля 2017 г. в Совете Федерации состоялись парламентские слушания по вопросу «дорожной карты» уголовной политики до 2025 г., разработанной Высшей школой экономики [2, с. 43]. Одной из ее идей является введение института «уголовного проступка», который не рассматривается как преступление, а лицо, его совершившее, не признается привлекаемым к уголовной ответственности и осужденным.
По мнению присутствовавших, к проступкам должны быть отнесены все преступления небольшой тяжести, все преступления с административной преюдицией и выборочно преступления средней тяжести, при условии снижения пенализации остальных преступлений средней тяжести до уровня ныне имеющихся преступлений небольшой тяжести. По замыслу выступавших, к этой категории следует отнести и бытовую коррупцию.
Одной из последних новелл антикоррупционного законодательст-ва11 явилось включение в УК РФ статьи 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».
К вышесказанному добавим, что сегодня значительную роль в противодействии коррупции играют указы Президента Российской Феде-
11 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2017 № 469-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 1. (Ч. I). Ст. 53.
рации, касающиеся наиболее острых вопросов государственной политики в антикоррупционной сфере. Последний такой документ был из-12
дан в июне 2018 г. и является четвертым за прошедшее десятилетие.
Подводя итог, можно сказать, что существующее сегодня уголовное законодательство и правоприменительная деятельность создают условия для совершенствования уголовно-правовых мер, противодействующих преступности в коррупционной сфере. Однако при всем многообразии законов проблематично ожидать снижения уровня коррупции без наличия эффективно действующего правового механизма, регулирующего общественные отношения, возникающие в случае совершения преступления коррупционной направленности. Такой механизм обязательно должен быть научно обоснован, социально предопределен, соответствовать международным стандартам и предполагать неотвратимую ответственность.
Список литературы
1. Авдеев В.А. Национальная уголовно-правовая политика в сфере противодействия преступности // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2012. № 4. С. 21-28.
2. Есаков Г.А., Долотов Р.О., Филатова М.А., Редчиц М.А., Степанов П.П., Цай К.А. Уголовная политика: дорожная карта (2017-2025 гг.). М.: Центр стратегических разработок, 2017. 76 с.
Поступила в редакцию 28.08.2018 г. Отрецензирована 01.10.2018 г. Принята в печать 06.11.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Бурцев Андрей Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса. Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация. E-mail: [email protected] Семенякин Вячеслав Сергеевич - магистрант по направлению подготовки «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право». Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Бурцев А.С., Семенякин В.С. Развитие современного российского уголовного антикоррупционного законодательства // Актуальные проблемы государства и права. 2018. Т. 2. № 8. С. 21-29. DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-21-29.
12 О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: указ Президента РФ от 29.06.2018 № 378 // СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.
DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-21-29
THE DEVELOPMENT OF MODERN RUSSIAN CRIMINAL ANTI-CORRUPTION LEGISLATION
А.S. Burtsev, V.S. Semenyakin
Belgorod National Research University
85 Pobedy St., Belgorod 308015, Russian Federation
E-mail: [email protected], [email protected]
Abstract. We consider development of modern criminal legislation features in the anti-corruption sphere. The urgency of the fight against corruption in the Russian Federation and the difficulties standing in its way are emphasized. Noted the specificity of the Russian legislation in the anti-corruption sphere, which consists in the fact that the modern Russian criminal law mechanism of combating corruption is firmly based on international legal acts. The main stages of development and formation of modern anticorruption legislation, its connection with international law are considered. The role of legal norms in strengthening the security of the state, increasing its authority in the world is revealed. A large number of sources of corruption law are analyzed, including the Criminal Code of the Russian Federation, Federal laws, the Decision of the Supreme Court of the Russian Federation, Decrees of the President of the Russian Federation. Changes made to the legislation in different years concerned the subject structure, the minimum size of a bribe, nature of commission of crime, etc. In the course of the analysis of anti-corruption norms of criminal law traced their relationship with the non-criminal legislation in force in this area, noted their mutual influence. It is concluded that the current anti-corruption criminal legislation has been formed in the Russian Federation, but the process of its development due to the ongoing socio-economic transformations of society is not completed. The necessity of an effective legal mechanism regulating public relations arising in the case of a corruption-related crime is noted.
Keywords: corruption; criminal law; law; decree
References
1. Avdeyev V.A. Natsional'naya ugolovno-pravovaya politika v sfere protivodeystviya prestupnosti [National criminal and legal policy in the sphere of counteraction of crime]. Kriminologicheskiy zhurnal Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta eko-nomiki i prava - Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2012, no 4, pp. 21-28. (In Russian).
2. Esakov G.A., Dolotov R.O., Filatova M.A., Redchits M.A., Stepanov P.P., Tsay K.A. Ugolovnaya politika: dorozhnaya karta (2017-2025 gg.) [Criminal Policy: Road Map (2017-2025)]. Moscow, Center for Strategic Development Publ., 2017. (In Russian).
Received 28 August 2018 Reviewed 1 October 2018 Accepted for press 6 November 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Burtsev Andrey Sergeyevich - Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Associate Professor of Criminal Law and Procedure Department. Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Semenyakin Vyacheslav Sergeyevich - Master's Degree Student in "Criminal Law, Criminology, Correctional Law" Programme. Belgorod National Research University, Belgorod, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For citation
Burtsev A.S., Semenyakin V.S. Razvitiye sovremennogo rossiyskogo ugolovnogo antikor-ruptsionnogo zakonodatel'stva [The development of modern Russian criminal anticorruption legislation]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2018, vol. 2, no. 8, pp. 21-29. DOI 10.20310/2587-9340-2018-2-8-21-29. (In Russian, Abstr. in Engl.).