УДК 347.4
Коткина Т.В.
магистрант Сургутский государственный университет (г. Сургут, Россия)
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ОГОВОРКА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТАХ
Аннотация: рассматривается понятие антикоррупционной оговорки, ее нормативное регулирование, особенности включения в госконтракты. Автором делается вывод об отсутствии необходимости включения антикоррупционной оговорки во все госконтракты независимо от сферы их применения.
Ключевые слова: госзакупки, государственный контракт, муниципальный контракт, коррупция, антикоррупционная оговорка.
В целях недопущения коррупции при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд нормами действующего законодательства [1,2] предусмотрен ряд мер, одной из которых является включение в контракты антикоррупционной оговорки. Она представляет собой особые условия, включаемые в контракт как гражданско-правовой договор, направленные на предотвращение совершения коррупционных действий сторонами при его исполнении.
В соответствии с принципом свободы договора (ст. 421 Гражданского кодекса РФ) [3], стороны вправе заключать договор с любыми условиями, не противоречащими требованиям закона, которые являются разумными и исполнимыми, а также не заключать договор с неподходящими условиями, в том числе с антикоррупционной оговоркой. Такая оговорка в контракте обычно оформляется отдельным разделом, в котором закрепляются:
- запрет на совершение любых действий, которые могут быть расценены как коррупционные,
- порядок действий при возникновении у стороны подозрений нарушения запретов контрагентом,
- права стороны при подтверждении факта совершения нарушения другой стороной.
Антикоррупционная оговорка не является обязательной, поскольку она не указана в качестве подлежащей включению в контракт в ст. 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1]. Однако существуют исключения: например, когда ее наличие предусмотрено антикоррупционной политикой заказчика или локальном нормативном акте, и если она включена в типовые условия контракта, установленные Правительством РФ и обязательные для применения при формировании проекта контракта. Например, оговорка предусмотрена в типовых контрактах на оказание охранных услуг [4], услуг по проведению специальной оценки условий труда [5], а также в сфере космической деятельности [6]. Минтруд России рекомендует заказчикам самостоятельно определять возможные в их деятельности и возникающие при закупочных процедурах коррупционные риски и коррупционные индикаторы и планировать мероприятия по противодействию коррупции [7].
Так, планом мероприятий по противодействию коррупции на территории города Сургута на 2021-2024 годы предусмотрены следующие мероприятия:
- организационно-правовые мероприятия по повышению эффективности антикоррупционной деятельности (проведение мониторинга муниципальных правовых актов на соответствие действующему законодательству, освещение антикоррупционной деятельности в СМИ, проведение просветительских мероприятий и др.),
- кадровая работа органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции (дополнительное образование служащих, исключение отделов, выполняющих дублирующие функции и т.д.),
- антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов,
- участие институтов гражданского общества в антикоррупционной деятельности Администрации,
- совершенствование организации закупок, осуществление муниципального финансового контроля,
- мероприятия по повышению эффективности антикоррупционной деятельности в отдельных сферах [8].
Этими же рекомендациями [5] государственным и муниципальным заказчикам рекомендовано включать в заключаемые контракты антикоррупционную оговорку. Обязанность применять антикоррупционную оговорку предусматривается локальными нормативными актами заказчика. При публикации закупки обязательному размещению в открытом доступе подлежит проект контракта, который будет заключен по итогам проведения торгов. Если потенциальный поставщик не желает подписывать в случае победы контракт с антикоррупционной оговоркой, он может не принимать участия в торгах. Если же его не устраивает предлагаемая формулировка оговорки, она может быть изменена по соглашению сторон. Также предусматривается возможность предоставления поставщиком заказчику официального письма с заверением о соблюдении положений действующего законодательства, что будет свидетельствовать о принятии заказчиком всех возможных мер по предотвращению правонарушений коррупционного характера.
С учетом важности соблюдения антикоррупционного законодательства в сфере государственных закупок отдельными правоведами предлагается сделать антикоррупционную оговорку неотъемлемой частью контрактов в любой сфере [9]. Полагаем, что в этом нет необходимости, поскольку соблюдать требования антикоррупционного законодательства обязаны все субъекты, а включение оговорки в отдельные типовые контракты обусловлено важностью сфер деятельности, в которых они применяются.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652;
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;
4. Приказ Росгвардии от 01.06.2020 № 149 «Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2020 № 59095) // СПС КонсультантПлюс;
5. Приказ Минтруда России от 24.12.2018 № 834н «Об утверждении типовых контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, а также их информационных карт» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2019 № 53885) // СПС КонсультантПлюс;
6. Приказ Госкорпорации «Роскосмос» от 22.04.2021 № 106 «Об утверждении типовых контрактов на оказание услуг в сфере космической деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.08.2021 № 64622) // СПС КонсультантПлюс;
7. Письмо Минтруда России от 30.09.2020 № 18-2/10/П-9716 «О Методических рекомендациях по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» // СПС КонсультантПлюс;
8. Информация об исполнении плана мероприятий по противодействию коррупции на территории города Сургута на 2021-2024 годы за 2023 год. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruGenQoyJO6rEFgleyAV58rnyML f4Eb2uZ2q7XoYI4__RoODG3-l6n1lGTYvsjxwJfRB-
105uyc7cPy_M8yF6s88GrVDiYw1Rnm9EMm0sVoA567LiR308iemVxCLzLj5A% 3D%3D%3Fsign%3Dx0XDYaUazcU0lLwJeHLyNBhcCXOclLZVIjSk9kMz_uE%3 D&name=План_коррупция_за_год.docx&no sw= 1 ;
9. Савкина Ю.К. Применение антикоррупционной оговорки в сфере государственных закупок // Молодой ученый. 2022. № 48 (443). С. 321-324.
Kotkina T.V.
Surgut State University (Surgut, Russia)
ANTI-CORRUPTION CLAUSE IN STATE AND MUNICIPAL CONTRACTS
Abstract: concept of an anti-corruption clause, its regulatory regulation, and features of inclusion in state contracts are considered. The author concludes that there is no need to include an anti-corruption clause in all state contracts, regardless of their scope.
Keywords: public procurement, government contract, municipal contract, corruption, anticorruption clause.