УДК 34 ББК 67
© Ахмедов Р.М., Рамазанова К.К., Кузбагаров Э.А.
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
РУСЛАН МАРА ТОВИЧ АХМЕДОВ,
начальник кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]; КАРИНА КАРИМОВНА РАМАЗАНОВА, старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета
МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук; ЭДУАРД АСХАТОВИЧ КУЗБАГАРОВ, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.11 — Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены некоторые вопросы, связанные с проведением антикоррупционной экспертизы, а именно с необходимостью наличия определенных специальных знаний с проведением антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов.
Ключевые слова: экспертиза, нормативные правовые акты, МВД России, юрисконсульт.
Annotation. This article addresses some of the issues related to anti-corruption expertise, namely the need to have certain special knowledge and conducting anti-corruption expertise of draft legal acts.
Keywords: expertise, regulatory legal acts, the Ministry of internal Affairs of Russia, legal adviser.
Для цитирования: Ахмедов Р.М., Рамазанова К.К., Кузбагаров Э.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: особенности реализации в системе МВД России. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):79-81.
Деятельность по проведению антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов (далее — антикоррупционная экспертиза), как и любая другая экспертная деятельность (судебно-медицинские экспертизы, экспертизы документов, трасологические экспертизы и т.д.) без сомнения требует специальных знаний в данной области. Говоря о проведении антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов в органах внутренних дел, необходимо отметить, что ее осуществляют сотрудники правовых подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации. О должностных полномочиях вышеуказанных сотрудников в рассматриваемо сфере ука-
зано в Концепции правового регулирования, которая утверждена приказом МВД России от 9 января 2017 г. № 11 и в приказе МВД России от 24 февраля 2012 г. № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России»2.
Уделим некоторое внимание об уровне квалификации тех специалистов, которые проводят не только антикоррупционные экспертизы проектов правовых актов, но и другие виды экспертиз. В системе МВД России, как правило, эксперты имеющие среднее профессиональное образование в сфере судебной экс-
пертизы, а также эксперты, получившие по конкретной экспертной специальности высшее образование и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, имеет право на проведение самостоятельных судебных экспертиз. (Положение об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их квалификации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 9 января 2013 г. № 23). Необходимость получения дополнительных специальных знаний для проведения экспертизы обуславливается правильностью ее проведения. Однако, отметим, что для проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов, наличие дополнительных специальных знаний, как правило, не предъявляется. Соответствующие требования, к выше указанным сотрудникам (работникам), не предъявляется ни ведомственными приказами МВД России, ни Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»4. Отсутствие специальных требований к наличию соответствующих знаний, несомненно, может сказываться на качестве антикоррупционной экспертизы правовых актов особенно на первых этапах исполнения возложенных обязанностей. Так, по мнению Е.Р. Россинская и Е.И. Галяшина, сложно проводить экспертизу без знаний общей теории судебной экспертизы, которые «закладывают основу для формирования антикоррупционной экспертизы»5. В этой связи, в качестве примера, можно провести аналогию с контрактной системой для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одно из требований к работникам контрактной службы, контрактному управляющему является наличие профильного высшего образования или дополнительного профессиональное образования в сфере закупок. То есть для осуществления закупок с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд также необходимы специальные знания для правильного осуществления закупок с учётом соблюдения предусмотренного законодательством порядка. В системе МВД России, если сотрудник (работник) не имеет образования в сфере закупок, в этой связи организуются соответствующие обучающие курсы повышения квалификации на базе образовательных организаций МВД России, которые направленны на обучение закупкам. Сотрудник (работник) направляется на указанные курсы, в случае если на него планируется возложить в последующем соответствующие обязанности, которые будут связаны с осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, наличие специальных познаний при осуществлении профессиональной деятельности, в том числе экспертной, является обычной практикой и залогом правильного разрешения поставленных целей
и задач. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов также предполагает наличия специальных знаний юридико-лингвистических знаний. Однако, требований по их наличию не предъявляется. Проведение антикоррупционной экспертизы является не менее ответственным мероприятием по исследованию нормативно правовых актов или их проектов, направленных на урегулирование общественных отношений. Субъект, проводящий антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, должен выявлять в тексте возможное коррупциогенные факторы, такие как: возможность свободного подзаконного нормотворчества; полномочия подписания нормативного правового акта; определение компетенции по формуле «вправе»; неограниченность в полномочиях; не урегулирование или пробелы административных процедур, и принимать меры по их устранению. Нами были перечислены не все коррупциогенные факторы, предусмотренные федеральным законодательством. Есть и другие, но если осознать серьезность данного вида экспертизы, особенно если идет речь о федеральном законе или подзаконном нормативном правовом акте «градус ответственности» растет и неподготовленному человеку, без специальных знаний, грамотно экспертизу не провести. Последствия, как правило, выражаются в затягивании сроков проведения экспертизы, необоснованному отказу, поиске альтернативного пути решения вопроса, невозможность применения закона.
Анализируя особенности и значение проведения антикоррупционной экспертизы, хотелось бы обратить внимание на следующий аспект. Исходя из названия Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ и его статьи 1 предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов.
Нормативные правовые акты МВД России подготавливаются в Центральном аппарате МВД России, об этом свидетельствует, в том числе приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в Центральном аппарате МВД России»6. В остальных подразделениях системы МВД России, где практикуется нормотворчество, издаются правовые акты, устанавливающие организационно-управленческие, административно-хозяйственные решения по вопросам оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.
По сложившейся практике, в территориальных органах МВД России и иных организациях и подразделениях МВД России, проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется, в том числе и в отношении проектов правовых актов, не носящих нормативного характера. Откуда взялась соответствующая практика? Пунктом 5 приказа МВД России от 24 февраля 2012 г. № 120 руководителям территориальных органов МВД России предписана организация процесса выявления коррупциогенных факторов в подготавливаемых проектах правовых актов во вверенных им
подразделениях. Несмотря на то, что проведение антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов федеральным законодательством не предусмотрено, стоит отметить о, ее целесообразности, как профилактики проявления коррупции при их анализе.
На территории Российской Федерации множество территориальных органов МВД России, каждый из которых вправе издавать правовые акты по вопросам служебной деятельности, которые проходят правовую и антикоррупционную экспертизу. Однако антикоррупционную экспертизу проходят не все проекты правовых актов, а только некоторые из них. В основном это проекты правовых актов, утверждающие положения о деятельности подразделений. В отношении же других проектов правовых актов, например, по личному составу экспертиза не предусматривается. Такой выборочный подход связан с законодательной неопределенностью о том, какие проекты правовых актов должны проходить антикоррупционную экспертизу в обязательном порядке, а какие нет. При этом в деятельности территориального органа образуются такие проекты правовых актов, где необходимость проведения антикоррупционной экспертизы действительно имеется. Данный пробел требует своего разрешения.
Таким образом, необходимо отметить, что практика проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов в системе МВД России, является положительным опытом профилактики проявления коррупции. Но существует проблема с неопределенностью категорий проектов правовых актов, которые должны проходить антикоррупционную экспертизу. К тому же проект правового акта является результатом правоприменения и не создает новых полномочий, прав, неограниченной свободы нормотворчества, как в нормативных правовых актах. А значит, к такому рода документов необходим иной подход проведения антикоррупционной экспертизы.
1 Приказ МВД России от 09.01.2017 № 1 «Об утверждении Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год» // СПС Консуль-тантПлюс (дата обращения 26.02.2018).
2 Российская газета, № 112, 18.05.2012.
3 Российская газета, № 97, 08.05.2013.
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 20.07.2009, № 29, ст. 3609.
5 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы теории и практики: монография / Е.Р. Российская и Е.И. Галяшина.- М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. С. 29.
6 Приказ МВД России от 27.06.2003 № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 26.02.2018).
Литература
1. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации, 20.07.2009, № 29, ст. 3609.
2. Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в Центральном аппарате МВД России» // Опубликован не был. Источник СПС КонсультантПлюс (дата обращения 26.02.2018).
3. Приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России» // Российская газета, № 112, 18.05.2012.
4. Положение об аттестации экспертов на право самостоятельного производства судебных экспертиз и о порядке пересмотра уровня их квалификации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 9 января 2013 г. № 2 // Российская газета, № 97, 08.05.2013.
5. Приказ МВД России от 09.01.2017 № 1 «Об утверждении Концепции правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 год» // Опубликован не был. Источник СПС КонсультантПлюс (дата обращения 26.02.2018).
6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы теории и практики: монография / Е.Р. Россин-ская и Е.И. Галяшина.- М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. С. 29.