Научная статья на тему 'Антикоррупционная деятельность в Германии'

Антикоррупционная деятельность в Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5521
893
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕРМАНИЯ / ЦИВИЛИЗОВАННЫЕ ФОРМЫ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / FIGHT AGAINST CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION ACTIVITY / GERMANY / CIVILIZED FORMS OF CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваль С.Е., Минина Т.И.

Данную статью авторы посвятили одной из социальных болезней общества коррупции. Поясняется актуальность явления, как сложно поддающегося искоренению социального явления современного общества. Авторы излагают в статье успешное течение антикоррупционного процесса в Германии, где правительство и общество ведут эту работу совместно. В статье упоминаются эффективные методы борьбы с различными коррупционными схемами с приведением мер наказаний за коррупционные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES IN GERNANY

Authors devoted this article to one of social diseases of society corruption. The relevance of the phenomenon as the social phenomenon of modern society which is difficult giving in to eradication is explained. Authors state in article the successful course of anti-corruption process in Germany where the government and society conduct this work in common. Effective methods of fight against various corruption schemes with discussing punishment measures for corruption actions are mentioned in article.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная деятельность в Германии»

УДК: 33.3.08

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГЕРМАНИИ

Коваль С.Е., студент МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия E-mail: Svetlana.koval99@mail.ru Минина Т.И., к.э.н., доцент МИРЭА - Российский технологический университет, Москва, Россия E-mail: Tatiana.minina2305@mail.ru

Аннотация. Данную статью авторы посвятили одной из социальных болезней общества-коррупции. Поясняется актуальность явления, как сложно поддающегося искоренению социального явления современного общества. Авторы излагают в статье успешное течение антикоррупционного процесса в Германии, где правительство и общество ведут эту работу совместно. В статье упоминаются эффективные методы борьбы с различными коррупционными схемами с приведением мер наказаний за коррупционные действия.

Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией; антикоррупционная деятельность, Германия, цивилизованные формы коррупции.

ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES IN GERNANY

Koval S., student MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia E-mail: Svetlana.koval99@mail.ru Minina T., PhD, associated professor MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia E-mail: Tatiana.minina2305@mail.ru

Abstract. Authors devoted this article to one of social diseases of society - corruption. The relevance of the phenomenon as the social phenomenon of modern society which is difficult giving in to eradication is explained. Authors state in article the successful course of anti-corruption process in Germany where the government and society conduct this work in common. Effective methods of fight against various corruption schemes with discussing punishment measures for corruption actions are mentioned in article.

Keywords: corruption, fight against corruption; anti-corruption activity, Germany, civilized forms of corruption.

В настоящее время многие ученые причин и предпосылок существования, занимаются исследованием такой проблемы, как социальных и политических аспектов борьба с коррупцией, однако исследования возникновения, не могут найти методики оценки освещают лишь отдельные вопросы, касающиеся вреда, наносимого социальной сфере и бизнесу. данной огромной проблемы, приносящей С античной эпохи значительной проблемой

столько вреда современному обществу. Данный политики в Европе является проблема контроля вопрос затрагивается в административно- за лицами и группами лиц, которые ставят правовой, криминологической, уголовно- собственные интересы выше интересов правовой сфере. Так, никто на сегодняшний день государства и общества в целом. не предоставил целостного системного Данная тема остается все так же актуальной в

исследования данной темы. Все еще остаются современном обществе для многих стран мира и недостаточно изученными вопросы, связанные с корпораций, компаний, людей. С появлением определением сущности коррупции, анализом такой социальной группы как чиновничество,

коррупция приобрела масштабный размах. Распространение коррупции вытесняет нормальные, правовые отношения между людьми, а сама коррупция из социальной аномалии превращается в привычный способ решения жизненных проблем. Коррупция как бы закладывается, встраивается в деловую жизнь, становится правилом, нормой

функционирования власти и образом жизни части членов общества, угрожает своей распространенностью социальным правилам, законам деловой жизни, грозит снижением прибыли корпораций. Минина Т.И. и Скалкин В.В. так комментируют это явление общества: «Большинство правил деловой жизни формируется в результате публичного недовольства, которое угрожает максимизации прибыли и, следовательно, благосостоянию акционеров, т.е. провайдеров капитала. И если бы не было публичного недовольства, госрегулирование было бы минимальным. Ведь очевидно, что изначально компании работают, и их ни в чем не ограничивают, затем они совершают неэтичные действия, вызывающие недовольство публики, которая через органы представительной власти принимает законы, в конечном счете ограничивающие действия.» [4]

В международном праве сложилось два подхода к определению понятия коррупции: путем формулировки четкой дефиниции или отсылки к перечню коррупционных правонарушений, подлежащих криминализации.

Примером первого подхода может служить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17декабря 1978 года, в котором под коррупцией понимается «совершение или не совершение какого либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» (п. «Ь» комментария к ст. 7) [3].

Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятая

Советом Европы в 1999 г., в которую включены гражданско-правовые материальные и процессуальные нормы, регулирующие вопросы возмещения ущерба, причиненного фактом коррупции, определяет коррупцию как «просьбу, предложение, дачу и получение, прямо или опосредовано, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или перспектив таковых, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведения, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или перспектив таковых» [6].

Коррупционные действия в Европе приобрели «цивилизованные» формы такие как использование благотворительных фондов для перевода денежных средств, скрытое поощрение госслужащих за лоббирование интересов в виде предоставления услуг, завышения цен на контракты. Существуют и другие завуалированные формы поощрения, которые используются в политических движениях, мировой внешнеторговой практике при заключении торговых контрактов, при принятии решений о крупных инвестиционных вложениях, проектном финансировании, операциях форфетирования, трастовых и портфельных операциях и многих других схемах. Часто речь идет о миллионных поощрениях в корпоративных схемах движения капитала, смене решающих лиц в корпорациях, перекрестных владениях, распределениях прибыли, личной унии, установлении корпоративного контроля, дружественных и недружественных захватах, легальных схемах отмывания капитала.

Германия находится в числе стран мира с наименьшим распространением коррупции, однако, несмотря на это, следует отметить, что это явление стало серьезной проблемой для немецкого государства. Причем речь идет не о низкодоходных отраслях, с которыми немецкие граждане имеют дело в повседневной жизни, а о так называемой большой коррупции.

Количество коррупционных скандалов, в которых задействованы высокопоставленные чиновники и представители верхушки

государственной власти, растет с каждым годом и вызывает повышенный интерес и пристальное внимание общества. Поэтому

антикоррупционная деятельность Германии, особенно в экономике и политике, задает тон всем странам, успешными результатами давая надежду, что все можно подобными действиями значительно снизить вред коррупции для общества.

Стоит отметить, что многие ведущие корпорации Германии были замечены не только в подкупе зарубежных чиновников, но и своих же отечественных политиков. Ранее такое добавление к зарплате депутата даже считалась законным. Согласно статистике, в 2007 году в ФРГ было официально зафиксировано около 10000 случаев подкупа, злоупотребления служебным положением или растраты государственных средств. В 2011 году, как отмечало Федеральное ведомство по уголовным делам, число подобных преступлений выросло до 47000 [3].

Эксперты полагают, что борьба с коррупцией в Германии в настоящее время стала эффективнее. Были увеличены штаты в полиции и прокуратуре, заработали «горячие линии» для анонимных сообщений, налажен более тесный контакт с населением, который обеспечивается уголовной и налоговой полицией. Ученые также внесли свой вклад. Благодаря исследованиям удалось сделать выводы, что готовность немецкого чиновника стать взяточником растет примерно после двух лет пребывания на одной должности. Учитывая это, во многих органах власти была введена ротация работников, отвечающих за распределение крупных заказов или за принятие важных решений.

По итогам 2016 года в рейтинге стран по Индексу восприятия коррупции (по исследованиям Transparency International), Германия занимает 10-е место, так получается, что дела в Германии обстоят лучше, чем в большинстве других стран [1]. При этом, международные эксперты не всегда давали Германии положительные оценки, если дело касалось борьбы с коррупцией. В начале 2000-х

годов в стране наблюдался рост экономических таких преступлений как махинации на бирже, взяточничество, искусственно

спровоцированные банкротства и т.д.

Коррупция в Германии не

институализирована и не носит системного характера. Статистика коррупции

свидетельствует о том, что большее распространение получила чиновническая коррупция (при том, что государство за верную службу предоставляет чиновникам социальные гарантии) и коррупционные действия в сфере бизнеса. По итогам 2017 года Германия заняла 12-е место в мире среди 180 стран по индексу восприятия коррупции. Исследование проводилось по 100-балльной шкале неправительственной международной

организацией Transparency International (TI).

Генеральная линия немецкого правительства в сфере предотвращения коррупции заключается в том, чтобы в результате законодательных, организационных, кадровых и других мероприятий исключить злоупотребления государственными служащими своим должностным положением.

Уголовный кодекс Германии четко классифицирует и конкретизирует следующие коррупционные действия:

- дача и получение взятки депутатами разного уровня, в том числе и в отношении избирателей - §108;

- дача и получение взятки в торговом обороте, в том числе воздействие на конкуренцию - §299, §300;

- «пассивная» коррупционная деятельность: незаконное приобретение выгоды и получение взятки - §331, §332;

- «активная» коррупционная деятельность: обеспечение незаконного получения прибыли и дача взятки - §333-335;

- бездействие должностного лица при исполнении служебных обязанностей - §336.

Успешная борьба с коррупцией возможна и зависит от многих факторов. Несмотря на то, что антикоррупционные меры в Германии не настолько жесткие, как, скажем, в КНР, где

коррупционеров приговаривают к расстрелу, немцы добились в противодействии коррупции значительных успехов.

В 1997 году в ФРГ вступил в силу «Закон о борьбе с коррупцией», также были внесены соответствующие изменения в Уголовный кодекс, издана Директива федерального правительства о борьбе с коррупцией 17 июня 1998 г. в органах управления, на основании которой в федеральных землях были приняты законодательные акты по противодействию этому явлению, созданы специальные органы по расследованию коррупционных преступлений при управлениях полиции.

Такие массированные и четко скоординированные меры принесли результаты. Немецкое правосудие выработало эффективные методы борьбы с различными коррупционными схемами с дифференцированным подходом к субъекту правонарушения. Противодействие коррупции включает в себя целый комплекс мер. Например, это различные виды наказания:

- лишение свободы - от шести месяцев до десяти лет (в зависимости от степени тяжести преступления), лишение права занимать определенные должности - §358 УК;

- конфискация имущества нарушителя, добытого нечестным путем, в пользу государства - §73 УК.

Вышеперечисленные санкции получили в Германии наиболее широкое распространение. Конфискация превращает незаконную собственность в общественное благо, восстанавливает социальную справедливость, при этом, не изолируя преступника. «Неустойчивые» граждане получают сигнал, что наказание неотвратимо, а экономическая привлекательность правонарушения равна нулю; непропорционально высокие относительно суммы иска штрафы и залоги приводят нарушение в невыгодное деяние. Нарушитель рискует потерять намного больше, чем приобрел бы в результате коррупционных действий.

Преступники также наказываются косвенным образом - используется фактор необратимости последствий. Все данные о лице, совершившем

правонарушение, вносятся в различные базы данных, что вредит чистоте кредитной истории, аннулирует резюме при поиске работы.

Следующая составная часть данного комплекса мер - это создание «горячих» телефонных линий и телефонов доверия, поддержка анонимных сообщений немецких граждан о замеченных коррупционных действиях. Освобождение от уголовной ответственности возможно лишь при условии своевременного отказа от незаконных действий и уведомления об этом компетентных органов.

К числу действенных мер, направленных на противодействие коррупции, можно отнести также «принцип четырех глаз», который требует присутствия нескольких человек на официальных процедурах. Например, при приеме товаров и услуг за процессом наблюдают несколько сотрудников. Информация о заказе должна быть опубликована на специальном Интернет-ресурсе со свободным доступом.

Особое внимание уделяется следующим мерам по предупреждению коррупции: организация публичных дискуссий с участием представителей власти и политических партий; определение круга должностей, наиболее подверженных коррупционным искушениям; усиление внутриведомственного контроля и надзора; постоянная ротация кадров; регуляция вопросов принятия подарков; повышение правовой квалификации сотрудников ограничение совмещения госслужбы с предпринимательской деятельностью;

обязательное проведение конкурсов при распределении госзаказов.

Лица, которые занимали высокие государственные посты, после истечения срока госслужбы должны получить соответствующее разрешение правительства на занятие коммерческой деятельностью, иначе их действия могут быть оценены как коррупционные. Государство, со своей стороны, компенсирует все ограничения и повышенные требования к своим служащим высоким жалованием, различными выплатами, карьерным ростом, высокой пенсией и другими льготами.

Особо следует выделить обязанность банковских учреждений предоставлять правоохранительным органам информацию о сомнительных и незаконных операциях своих клиентов, в том числе об операциях с денежными средствами в эквиваленте более 20 тыс. евро, так же, как и в остальном европейском кредитно-банковском мире. Такие меры вошли в современном финансовом мире, в том числе и в международном противодействии отмыванию капитала, финансированию терроризма, в состав инструментов и методов обычно проводимой денежными властями денежно- кредитной политики. Здесь можно также упомянуть о существовании в Германии, так называемой, германской модели взаимодействия банков и корпораций, где контроль над корпорациями принадлежит преимущественно банкам, а не наоборот, как принято, например, в американской модели [5].

Нельзя упустить и тот факт, что на общий фон борьбы с коррупцией повлияла активная разъяснительная работа, которую проводят государство через средства массовой информации. Вынесенные на первые страницы крупные скандалы помогли сформировать негативное отношение граждан страны к коррупции.

Сегодня для любой немецкой фирмы оказаться замешанной в истории со взятками иностранным партнерам значит получить серьезный удар по своей деловой репутации. Это грозит материальными затратами - экспортные заказы, полученные незаконным путем коррупционных сделок, лишаются льготного государственного внешнеторгового страхования.

Государственный служащий в Германии несет ответственность перед законом по вопросу ненадлежащего исполнения или неисполнения своих обязанностей. Этот список обязанностей содержит подробное предписание, указывающее на то, что может и не может выполнять госслужащий в данной должности. Выпускается данное предписание федеральным

правительством. Чаще всего в предписании определено, что такое государственная служба и,

какая деятельность может быть приравнена к ней.

Даже после того, как закончилась трудовая деятельность чиновника, если ему указано в законном предписании, он не может рассказывать, показывать, давать показания в суде о своей прошлой служебной деятельности. Служебная тайна в Германии поддерживается законодательно. Закон определяет сроки, когда бывший госслужащий может заняться непрофессиональной деятельностью. Во время работы он не имеет права входить в наблюдательные советы, консультативные, ревизионные и контролирующие организации, не имеет права заниматься бизнесом как лично, так и через доверенных лиц [2].

Когда государственная служба в Германии заканчивается, то сотрудник должен получить официальное разрешение на любой вид деятельности, которое определяет немецкое правительство.

Понимание обществом того, что государственный служащий в Германии - это не только занимаемая должность, но и обладание высокими моральными качествами человека, означает предоставление доверия ко всему, что выполняют государственные чиновники для блага всего государства. Такое доверие дает право на предоставление заслуженным людям, исполняющим свои обязанности перед обществом честно и квалифицированно, высокой заработной платы. При этом им может быть запрещено (если их должности нет в списках разрешенных) заниматься другой работой, кроме государственной службы. Это связано с повышенными требованиями по вопросу сохранения государственной тайны ко всем государственным служащим Германии. Данный запрет не распространяется на проведение научных исследований в научных учреждениях и обучение студентов и слушателей в высших учебных заведениях.

Выводы. Полное и своевременное выполнение государством Германии своих обязательств перед гражданами, связанных с особенностями государственной службы,

которые компенсируются в Германии соответствующим уровнем государственного жалования и другими выплатами, социальными гарантиями, обеспечивающими стабильность рабочего места и продвижение по службе, усиление требований и ограничений, касающихся исполнения государственных обязанностей, обеспечение опережающих темпов роста реальных доходов населения по сравнению с темпами роста ВВП, а также довольно высокий уровень жизни населения, во многом повлияли на снижение уровня коррупции в стране.

Проблема коррумпированности власти волнует чиновников Германии от низов до самого высокого уровня. Властными структурами предпринимаются попытки борьбы с коррупционными проявлениями в аппарате государственного управления. Стратегической целью германского антикоррупционного законодательства является обеспечение реального общественного контроля за деятельностью государственных служащих всех уровней власти и управления для предупреждения, пресечения и наказания коррупционных правонарушений и устранения их последствий. Наиболее эффективными административно-правовыми средствами

предупреждения коррупции являются определение сфер, наиболее подверженных угрозе коррупции; осуществление ротации управленческих кадров; создание

вневедомственных подразделений внутреннего контроля над деятельностью управленческого персонала.

Так, усиление уголовного законодательства может привести к некоторому сокращению коррупционных преступлений. Однако если антикоррупционные меры осуществлять системно, то важнейшими шагами в деле противодействия коррупции является общественное понимание, финансовая обеспеченность и создание «новой морали»,

особенно в экономике и политике. Меры по

=================================== у у

противодействию коррупции не должны быть фиктивными, а теми, которые предохраняют интересы представителей властных структур, и каждый гражданин должен быть уверен в некоррумпированности политических и экономических процессов своего государства.

Список использованных источников

1. Антикоррупционный деловой портал // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.business-anti-corruption.ru

2. Добреньков В.И. Коррупция: современные подходы к исследованию. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2016. -208 с.1. Индекс восприятия коррупции // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www .transparency.org/news/feature/corru ption_perceptions_index_2016

3. Как Германии удалось побороть коррупцию и что из ее методов может взять на вооружение Украина // Наблюдатель - Режим доступа: http://nabludatel.net/page/kak-germanii-udalos-poborot-korruptsiyu

4. Минина Т.И., Скалкин В.В. Вызовы новой реальности в социальной ответственности бизнеса //Экономика. Налоги. Право. 2016. №5. С. 56-62.

5. Минина Т.И. Роль и задачи банков в ФПГ. // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. №6.

6. Сулейманов Т. М. Антикоррупционное законодательство ФРГ// Юридический мир, 2014, N 37.

7. Закутин А.А., Галдилов Г.Д.

СОВРЕМЕННАЯ КОНСЕРВАТИВНАЯ ТЕОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2015. № 3-4. С. 109-119.

8. Габдуллин Р.Р., Ильин И.В., Иванов А.В., Яшков А.В. СКВОЗЬ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО: ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ (ПОПУЛЯРНАЯ ГЛОБАЛИСТИКА) / Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2015. № 3-4. С. 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.