Научная статья на тему ' проблемы борьбы с коррупцией в России на современном этапе'

проблемы борьбы с коррупцией в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2461
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
коррупция / проблемы борьбы с коррупцией / коррумпированность государствен­ ных служащих / противодействие коррупции. / corruption / problems of fight against corruption / corruption of civil servants / anti-corruption.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрий Сергеевич Степаненко, Дарья Юрьевна Степаненко

В статье рассматривается современное состояние российского общества в контек­ сте борьбы с коррупцией. Авторы анализируют предпосылки возникновения коррупционных преступлений, нормативно­ правовую базу; регулирующую указанное явление, и наиболее эффективные методы противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of struggle against corruption in Russia at the present stage

The article deals with the current state of Russian society in the context of the fight against corruption. The authors analyzes the background of corruption crimes, the regulatory framework governing this phenomenon and the most effective methods of combating corruption.

Текст научной работы на тему « проблемы борьбы с коррупцией в России на современном этапе»

УДК 343.352 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10065

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Юрий Сергеевич СТЕПАНЕНКО, доцент кафедры юриспруденции Иркутского национального исследовательского технического университета, кандидат философских наук E-mail: 682528@mail.ru

В условиях текущего состояния российского общества проблема борьбы с коррупцией является чрезвычайно значимой. Влияние коррупционных действий уполномоченных лиц вносит не только разлад в государственную политику и мешает органам власти осуществлять свои обязанности в полной мере, но также наносит непосредственный вред государству, обществу и тому доверию, которое оказывают граждане органам власти.

Таким образом, коррупционная проблема несет в себе не только вербальный вред, но и наносит вполне реальный урон государственному строю, ущемляет права граждан и даже способна нанести вред здоровью и жизни человека.

Коррупция возникла параллельно с появлением представительных органов власти, которые народ наделял полномочиями по осуществлению управления государством. Имея такие полномочия, чиновник может использовать их в своих, личных целях, получая за это какие-либо мате-

Дарья Юрьевна СТЕПАНЕНКО, студентка юридического факультета Иркутского государственного университета E-mail: 682528@mail.ru

— уголовное право и криминология;

риальные ценности или же используя государственное и муниципальное имущество, которое, по факту, ему даже не принадлежит.

Большое количество ученых, а также международные организации выделяют в качестве важных пунктов определения термина «коррупция» такие явления, как взятка и злоупотребление служебным положением.

Например, в Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция трактуется как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение госслужащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением.

Согласно российскому законодательству коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп

Научная специальность по публикуемой статье: 12.00.08

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние российского общества в контексте борьбы с коррупцией.

Авторы анализируют предпосылки возникновения коррупционных преступлений, нормативно-правовую базу, регулирующую указанное явление, и наиболее эффективные методы противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, проблемы борьбы с коррупцией, коррумпированность государственных служащих, противодействие коррупции.

Annotation. The article deals with the current state of Russian society in the context of the fight against corruption.

The authors analyzes the background of corruption crimes, the regulatory framework governing this phenomenon and the most effective methods of combating corruption.

Keywords: corruption, problems of fight against corruption, corruption of civil servants, anti-corruption.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами1.

Есть и другие определения коррупции.

В частности, A.A. Шевелевич в своем исследовании определяет коррупцию как систему общественных отношений, основанных на противоправном обмене должностных лиц государственного сектора с заинтересованными лицами имущественными и личными неимущественными благами2.

Противодействие коррупции в области государственной службы является одним из самых важных направлений в политике, а также выступает как база для антикоррупционного механизма, реализующего принципы открытости и публичности в функционировании государственных органов.

Практика показывает, что наибольшей коррумпированности подвержены государственные служащие. Из-за нарушения законодательства чиновниками снижается качество государственного управления страной, тормозится процесс прогресса антикоррупционной политики и компрометируется весь государственный аппарат3.

По данным международной компании Транспаренси Интернешенл, Россия набрала 29 баллов из 100 и заняла 135-е место из 180 в Индексе восприятия коррупции — 2017 (ИВК, Corruptionper ception index), составленном международным движением Transparency International. Наша страна находится на одном уровне с такими странами, как Доминиканская республика, Гондурас, Кыргызстан, Лаос, Мексика, Папуа — Новая Гвинея и Парагвай4.

Изучив правоохранительную практику и опыт государственных реформ в данной области, ряд авторов выдвинули тезис о том, что коррупция возможна тогда, когда не сформирован должным образом административный процесс предоставления услуг физическим и юридическим лицам5.

Исследования показали, что коррупционные явления возникают именно там, где чиновники выполняют организационные, надзорные, исполнительные и разрешительные полномочия. Именно поэтому, на наш взгляд, следует рефор-

мировать административно-правовой режим, что позволит снизить уровень коррупции.

Существует такой институт права, как антикоррупционная экспертиза, ее регулирует Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ.

Согласно Закону антикоррупционная экспертиза — это проверка специальными органами нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов для выявления в них коррупционных фактов и их последующего исправления.

Что касается качества антикоррупционной экспертизы, здесь сложно дать объективную оценку этому институту административного права, поскольку многие государственные органы не реагируют на заключения экспертов, хотя это установлено законом.

Кроме того, некоторые государственные органы не публикуют проекты своих нормативно-правовых актов для проведения экспертизы6. Согласно Закону проекты нормативных актов государственных органов подлежат размещению в обязательном порядке на официальных сайтах.

В качестве инициатив, предложенных Президентом Российской Федерации, рассматриваются следующие изменения законодательства:

■ руководители государственных корпораций и государственных внебюджетных фондов смогут получать справки по счетам физических и юридических лиц для проверки достоверности сведений об их доходах и расходах;

■ в случае признания факта коррупционного правонарушения государственным или муниципальным служащим предлагается значительно упростить порядок привлечения их к дисциплинарной ответственности;

■ установление единого срока давности для взыскания — не позднее трех лет со дня совершения правонарушения;

■ уточнение порядка участия государственных и муниципальных служащих, а также лиц, замещающих указанные должности, в управлении коммерческими и некоммерческими организациями от имени Российской Федерации, регионов или муниципальных образований.

В целях пресечения случаев реализации или порчи имущества, в отношении которого прокурором заявлены требования об обращении его

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

в доход государства, и совершения указанных действий на стадии проведения процедуры контроля за расходами предлагается закрепить возможность обращения взыскания на денежную сумму, эквивалентную стоимости такого имущества, если его обращение в доход государства невозможно.

1 О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 27Э-ФЗ (ред. от 28.12.2017 г.) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228.

2 Шевелевич A.A. Административно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 20.

3 Егоров В.Ю., Чибунин В.М., Степаненко Ю.С., Фидель П.М. Обучение тактике применения и методам личного сыска // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (7). С. 36.

4 Россия в индексе восприятия коррупции — 2017: посадки не помогли // URL:https://transparency.org.ru/php// (Дата обращения: 28.05.2018)

5 Власенко H.A., Грачева С.А., Рафалюк Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал рос. права. 2012. № 11. С. 68.

6 Овечко В.В. Меры противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Военно-юрид. журнал. 2011. № 4.С. 17—18.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономическая деятельность. Учебник ддя студентов вузов, обучающихся по направдению подготовки «Экономика» / Под ред. В.Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 303 с.

Раскрываются основы государственного регудирования внешнеэкономической деятедьности (ВЭД). Рассмотрены вопросы организации ВЭД предприятия, в том чисде организационно-правовые и экономические аспекты выбора иностранного партнера, качество ВЭД предприятия, вадютно-финансовые отношения предприятий с зарубежными партнерами, вопросы страхования.

Особое внимание удедяется основам составдения и исподнения внешнеторговых контрактов и их документационному обеспечению, внешнеторговым операциям по передаче резудьтатов интеддектуадь-ной собственности, арендным операциям в ВЭД.

Для студентов, обучающихся по специадьностям экономики и уп-равдения, преподаватедей экономических вузов.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.