Научная статья на тему 'Антикатолические настроения в североамериканских колониях Англии и в метрополии в XVII-XVIII вв'

Антикатолические настроения в североамериканских колониях Англии и в метрополии в XVII-XVIII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
636
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКАТОЛИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯВ ИСТОРИИ АНГЛИИ И ЕЕ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЙ / КОНФЛИКТ КАТОЛИКОВ И ПРОТЕСТАНТОВ В АНГЛИИ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ В XVII-XVIII ВВ / АНГЛИЙСКИЙ И АМЕРИКАНСКИЙ ПРОТЕСТАНТИЗМ / КАТОЛИЦИЗМ В АНГЛИИ И США / ОРАНЖИЗМ И ОРАНЖИСТЫ / ANTI-CATHOLIC SENTIMENT IN THE HISTORY OF ENGLAND AND ITS NORTH AMERICAN COLONIES / THE CONFLICT OF CATHOLICS AND PROTESTANTS IN ENGLAND AND NORTH AMERICA IN XVII-XVIII CENTURIES / ENGLISH AND AMERICAN PROTESTANTISM / ROMAN CATHOLICISM IN ENGLAND AND IN THE UNITED STATES / ORANGISMAND ORANGISTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прилуцкий В.В.

В статье охарактеризована конфронтация протестантов и католиков, зародившаяся в Англии в эпоху Реформации и перенесенная в Северную Америку. Антикатолические настроения оказали большое влияние на социальную и политическую ситуацию в США в новое время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CATHOLIC SENTIMENT IN THE NORTH AMERICAN COLONIES OF ENGLAND AND IN THE MOTHER COUNTRY IN THE XVII-XVIII CENTURIES

The article describes the confrontation of Protestants and Catholics, which originated in England in the era of Reformation and transferred to North America. Anti-Catholic sentiments have had a great impact on the social and political situation in the USA in modern times.

Текст научной работы на тему «Антикатолические настроения в североамериканских колониях Англии и в метрополии в XVII-XVIII вв»

УДК 94(73)"1600/1800"

Прилуцкий В.В., доктор исторических наук, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия)

АНТИКАТОЛИЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ В СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИХ КОЛОНИЯХ АНГЛИИ И В МЕТРОПОЛИИ В XVП-XVШ ВВ.1

В статье охарактеризована конфронтация протестантов и католиков, зародившаяся в Англии в эпоху Реформации и перенесенная в Северную Америку. Антикатолические настроения оказали большое влияние на социальную и политическую ситуацию в США в новое время.

Ключевые слова: антикатолические настроения в истории Англии и ее североамериканских колоний, конфликт католиков и протестантов в Англии и Северной Америке в ХУП-ХУШ вв., английский и американский протестантизм, католицизм в Англии и США, оранжизм и оранжисты. DOI: 10.22281/2413-9912-2018-02-02-167-171

Антикатолические настроения стали важным фактором в развитии североамериканских колоний Англии в раннее новое время и в дальнейшем в США легли в фундамент нативизма - американского протестантского национализма. Имеет смысл остановиться на предыстории антикатолицизма в англосаксонском мире. Реформация в Европе в XVI в. нанесла мощный удар по Римской католической церкви, которая, тем не менее, неоднократно пыталась переходить в контрнаступление (Контрреформация). Претензии Ватикана на светскую власть выразились в знаменитой булле Regnans т Excelsis папы Пия V (1570 г.), пытавшегося свергнуть с трона королеву Англии Елизавету I Тюдор (1558-1603), объявленную еретичкой. В памяти протестантов навсегда осталась английская королева католичка Мария Кровавая (1553-1558), сблизившаяся с папством и Испанией, жестоко преследовавшая сторонников Реформации. Протестантов сжигали на Смитфилдском поле в Лондоне. Яков II (1685-1688) также пытался восстановить католицизм в Англии. Якобиты и британские католики вплоть до середины XVIII в. плели заговоры и поднимали вооруженные восстания с целью свержения протестанткой династии в стране (окончательно разбиты в сражении при Каллодене в 1746 г.).

Жертвы были с обеих сторон. Так, отказавшийся признать «Акт о верховенстве» 1534 г., провозглашавший короля главой церкви, и выступивший против разрыва с римским папой канцлер Томас Мор был обвинен в государственной измене и казнен в

1535 г. В годы правления малолетнего короля Эдуарда VI (1547-1553) и Якова I (1603-1625) было казнено немало римо-католиков. В 1605 г. был раскрыт «Пороховой заговор» против Якова I и парламента. Католики с целью убийства английского короля, который должен был прибыть на заседание парламента, и уничтожения всего собравшегося вместе руководства государства подложили под здание в подвалы бочки с порохом. Британский парламент неоднократно в эпоху Английской революции принимал резолюции против Ро-мано-католической церкви (в 1629 г., 1641 г. и др.). После «Славной революции» в 1691 г. были приняты законы, лишавшие «папистов» Великобритании всех политических прав (только в 1829 г. эти юридические запреты были отменены). Особую ненависть вызывала могущественная церковная иерархия католиков, включавшая в средние века двенадцать ветвей: папство, кардиналы, епископы, архидиаконы, диаконы, официалы, деканы, ректоры, низшие священники, монахи, церковные привратники и квесторы. Крайнее неприятие вызывали иезуиты, которых часто высылали из Англии. Некоторые апокалип-тически настроенные протестанты полагали в новое время (и считают до сих пор), что Римская церковь есть «вавилонская блудница» из Откровения Иоанна Богослова. Она - «жена, сидящая на звере багряном», олицетворяющая в конце времен порок и зло.

Периодически в новое время в Англии, Уэльсе, Шотландии и Ирландии проходили антикатолические кампании и возникали массовые антикатолические паники. Из наиболее

1 Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ № МД-978.2018.6. Проект: «Социальный протест, протестные движения, религиозные, расовые и этнические конфликты в США: история и современные тенденции»

значимых из них следует отметить события начала английской Реформации и тюдоровской секуляризации (роспуска монастырей) (1534-1540 гг.), последствия гонений на протестантов во времена правления «кровавой католички» Марии I и атаки Англии испанской «Непобедимой Армадой» в 1588 г. Активизировали среди протестантов паранойю и ненависть к Римской церкви и ее членам многочисленные выступления католиков: заговор герцога Норфолка и Ридольфи 1571 г., заговор Ба-бингтона 1586 г., уже упоминавшийся Пороховой заговор, вооруженные восстания якобитов, части тори и горных шотландцев (гайлен-деров) в 1715-1716 гг. и 1745-1746 гг.

Великий лондонский пожар, уничтоживший в 1666 г. половину города и старое здание кафедрального собора святого Павла, оказался проклятьем для романо-католиков. На «Монументе» в Сити, возведенном в 1677 г., была выгравирована надпись, приписывавшая пожар «папистской безумной ненависти». Ее стерли лишь в 1831 г. Разоблачение авантюристом Титусом Оутсом (1649-1705) «папистского заговора» в 1678 г. ввергло страну в эпидемию массовой и с трудом объяснимой антикатолической и антииезуитской истерии, продолжавшейся до 1681 г. На улицах сжигали чучела римского папы. Происходила настоящая охота на «священников-убийц» и «изменников-папистов». Были арестованы сотни людей. Казнили 35 католиков, обвиненных в планах убийства короля Карла II, подготовке французской интервенции, замыслах уничтожения протестантов и возведения на престол герцога Йоркского [4, р. 235-246]. Отголоски этой истерии ощущались вплоть до 1829 г., когда только был принят закон, уравнявший в правах католиков и протестантов.

Еще в колониальную эпоху во многих регионах и городах Америки непротестанты (романо-католики, иудеи), а иногда даже и непуритане (баптисты, квакеры и др.) были лишены политических прав и высылались из страны [1, р. 14-16]. Так, Вирджиния в 1643 г депортировала прибывших католических священников обратно в Европу в течение пяти дней. В 1700 г. также поступил Массачусетс. С 1634 г. католики-поселенцы предпочитали обосновываться преимущественно в провинции Мэриленд, где иезуитами была основана первая в английских владениях в Северной

Америке католическая школа. Но поражение роялистов в гражданской войне в Англии в 1646 г. привело к выдворению известных иезуитов из колонии, а также разрушению их образовательного учреждения. Тем не менее, католические школы в стране продолжали действовать нелегально вплоть до 1776 г. В 1654 г. провинциальная ассамблея в Мэриленде лишила католиков всех гражданских прав, а в 1692 г. учредила в качестве государственной англиканскую церковь. Все проживающие в штате, включая католиков, обязаны были уплачивать на ее содержание особый налог, просуществовавший до Гражданской войны в США 1861-1865 гг. [6, р. 22-23].

«Паписты» с момента начала основания английских протестантских колоний в Новом Свете считались «нежелательными элементами». Антипатия к католикам, вывезенная из Великобритании, глубоко укоренилась в общественном сознании граждан тринадцати первоначальных колоний. Она стала главным предрассудком американцев, превратилась в параноидальную традицию, остававшуюся устойчивой на протяжении столетий. Антикатолическая составляющая сопровождала и периодически возникавшие в стране религиозные «пробуждения» [5, р. 17-22]. Пресвитериане, конгрегационалисты, квакеры, баптисты и другие сектанты, тем не менее, резко отрицательно относились не только к римской иерархии, но и к Церкви Англии, считая ее недостаточно реформированной, с примесью значительной доли римо-католического вероисповедания. В неприятии католицизма, впрочем, едины были и англиканские клирики, и протестантские пасторы. Особую неприязнь вызывал «антидемократический» институт папства, против которого, как известно, выступил в начале XVI в. Лютер.

Колониальные хартии и законы часто содержали положения, ущемлявшие католиков в правах. Так, вторая массачусетская хартия (1691 г.) гарантировала на территории провинции свободу совести для всех поселенцев-христиан, «исключая папистов». Был введен юридический запрет на участие инакове-рующих в выборах. В завершенном виде в XVII в. конфессиональный избирательный ценз оформился в Массачусетсе и Нью-Хей-вене [3, р. 54-55]. Полноправными участками

- «коммуникантами» политического сообщества признавались только принадлежавшие к конгрегационалисткой (кальвинистской) церкви фримены, «свободные граждане», не рабы или законтрактованные слуги - сер-венты. Члены конгрегаций находились друг с другом в евхаристическом общении. Для участия в избирательном процессе необходимо было представить перед общиной свидетельства своего «обращения», которые старейшины - «божьи люди» сочли бы удовлетворительными [2].

Можно выделить два типа антикатолической риторики, имевшей место в североамериканском колониальном обществе. Первый взгляд, происходивший из наследия протестантской Реформации и религиозных войн, основывался на представлениях об «Антихристе» и господствовал до конца XVII в. Второй тип, более светский, фокусировал внимание на предполагаемые тайные происки, козни, интриги католиков, якобы намеревавшихся распространить средневековый деспотизм во всем мире. Антиклерикализм отличал Джона Джея, Томаса Джефферсона и других «отцов-основателей», которые полагали, что находящееся под влиянием духовенства гражданское правительство не может быть свободным и демократическим. Священник, по мнению Джефферсона, всегда находился в союзе с деспотом, участвуя в преступлениях последнего и пользуясь его покровительством.

Исповедующие католическую религию в США даже в постколониальную эпоху вынуждены были, как и в захваченной англичанами Ирландии, платить специальный налог на содержание протестантской церкви. Некоторые штаты разработали присягу для государственных служащих, исключающую возможность принесения ее католиками. Ограничения для этноконфессиональных меньшинств поддерживала значительная часть коренных американцев протестантского вероисповедания, несмотря на то, что они противоречили «Биллю о правах» 1791 г. В XIX в. в конституциях некоторых штатов сохранялись запреты на занятие государственных должностей католиками. Эти дискриминационные нормы были отменены в Массачусетсе только в 1833 г., в Нью-Джерси - в 1844 г., а в Нью-Гемпшире продержались до 1877 г. Значитель-

ная группа американских деятелей праворадикального толка в это время построила политическую карьеру исключительно на антикатолицизме. Одним из таких политиков, например, был входивший в число основателей движения «ничего не знающих» Льюис Левин, трижды избиравшийся в палату представителей Конгресса (1845-1851 гг.).

Первой формой политического нативизма в США исторически являлся оран-жизм, проникший в страну из Англии, Ирландии и Канады, где располагались его основные центры. Оранжисты - протестанты-экстремисты, члены ирландской ультрапротестантской партии, видели главную цель деятельности в том, чтобы увековечить колониальную связь Северной Ирландии с Великобританией. Тайное протестантское братство - орден оранжистов (Orange Order) был организован в 1795-1796 гг. и назван в честь английского короля Вильгельма III Оранского, разгромившего якобитов и католиков в битве на реке Бойн в июле 1690 г. День победы североирландские протестанты ежегодно отмечали шествием во множестве городов [8; 9; 10]. Оранжевый орден, имевший пять степеней посвящения и собственную символику, напоминавшую масонскую, быстро распространился в метрополии и английских владениях. Однако в Соединенных Штатах движение оранжистов не получило массового развития, поскольку оказалось тесно связанным с британской монархией, с лоялистами. Кроме того, в США нашли прибежище многие участники и лидеры революционного движения «Соединенных ирландцев» (17911804 гг.). В нем участвовали как католики, так и протестанты, боровшиеся за независимость Ирландии и создание на острове независимой республики. Этим идеям сочувствовали американцы, а процент иммигрантов -оранжистов из Британских островов был незначительным.

Если в Британской Северной Америке ложи ордена появились около 1812 г., а канадский руководящий центр оформился еще до 1830 г., то в США первая Великая Ложа возникла только в 1867-1870 гг. Тем не менее, в 1824 г. в штате Нью-Йорк произошел «оран-жистский бунт». 12 июля протестанты-экстремисты провели марш и спровоцировали

волнения. Несколько человек были арестованы. Судья вынес им предостережение: «В Соединенных Штатах угнетенные из всех наций находят убежище, и ... становятся законопослушными гражданами. Нет оранжистов, риббонменов (ирландских католиков-радикалов) и Объединенных ирландцев. Все находятся под защитой законов страны» [7]. Волнения 1824 г. не идут ни в какое сравнение с «оранжистскими бунтами» 1870 г. и 1871 г. на Манхэттене, в Нью-Йорк-Сити. В ходе них погибли около 70 чел. После 1871 г. вооруженные столкновения между католиками и протестантами в США уже больше не происходили. Сами нативисты, однако, видели корни своего движения не в оранжистах, а в революционных организациях эпохи Войны за независимость вроде «Сынов свободы» (1765 г.), «Сыновей Тамина» (1771 г.) и «Общества Цинцинната» (1783 г.), а также в республиканском «Общества Таммани (Ордене Колумба)» (1787-1789 гг.) и «Ордене

краснокожих» начала XIX в.

Таким образом, антикатолицизм в Англии и США имел давние традиции. Исторически англо-американцы и кельтские народы оказались в антагонизме, и свое политическое выражение эта неприязнь нашла в движениях оранжистов и нативистов. Нативизм нашел проявление не только в пробуждении национальных чувств, в создании и деятельности мирных патриотических союзов, но и в открытой агрессии, сопровождавшейся человеческими жертвами. Перманентная конфронтация между католиками и протестантами, между переселенцами и родившимися в США вылилась в 1830-1850-е гг. в кровавые столкновения и акты вандализма. Католическая иммиграция меняла облик страны. Католики, «прислужники папы», воспринимались как серьезная угроза североамериканской протестантской культуре.

Список литературы

1. Бурстин Д. Американцы: Колониальный опыт. - М.: «Прогресс»-«Литера», 1993.- 480 с.

2. Гальцин Д.Д. Пуританская «теократия» в Новой Англии в XVII в. Уточнение термина // Мир в новое время.- СПб.: СПбГУ, 2009.- С. 130-133.

3. Исаев С.А. Какой тип протестантизма создал основу для американской государственности // Русское открытие Америки.- М.:РОССПЭН, 2002.- С. 50-57.

4. An historical narrative of the horrid plot and conspiracy of Titus Oates, called the popish plot, in its various branches and progress: selected from the most authentic protestant historians, to which are added some cursory observations on the test act.- L.: W.E. Andrews, 1816.- 284 р.

5. Bennett D.H. The Party of Fear: From Nativist Movements to the New Right in American History.- Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1988.- 509 p.

6. De Courcy H. The Catholic Church in the United States: Pages of its History. - N.Y.: E. Dan-igan and Brother, 1857.- 591 p.

7. History of the Orange Riots in New York // New York Times. 1871. July 12.

8. Orange Order // URL:http://www.phoenixmasonry.org/masonicmuseum/fraternalism/or-ange_order.htm (дата обращения 10.05.2018)

9. The Grand Orange Lodge of England // URL:http://www.gole.org.uk/beliefs (дата обращения 15.05.2018)

10. The Grand Orange Lodge of Ireland // URL:http://www.grandorangelodge.co.uk/ (дата обращения 16.05.2018)

ANTI-CATHOLIC SENTIMENT IN THE NORTH AMERICAN COLONIES OF ENGLAND AND IN THE MOTHER COUNTRY IN THE XVII-XVIH CENTURIES

The article describes the confrontation of Protestants and Catholics, which originated in England in the era of Reformation and transferred to North America. Anti-Catholic sentiments have had a great impact on the social and political situation in the USA in modern times.

Keywords: anti-Catholic sentiment in the history of England and its North American colonies, the conflict of Catholics and Protestants in England and North America in XVII-XVIII centuries, English and American Protestantism, Roman Catholicism in England and in the United States, Orangism and Orangists.

References

1. Burstin D. Amerikantsy: Kolonialnyy opyt.- M.: «Progress»-«Litera», 1993.- 480 s.

2. Galtsin D.D. Puritanskaya «teokratiya» v Novoy Anglii v XVII v. Utochneniye termina // Mir v novoye vremya.- SPb.: SPbGU, 2009. S. 130-133.

3. Isayev S.A. Kakoy tip protestantizma sozdal osnovu dlya amerikanskoy gosudarstvennosti // Russkoye otkrytiye Ameriki.- M.:ROSSPEN, 2002. S. 50-57.

4. An historical narrative of the horrid plot and conspiracy of Titus Oates, called the popish plot, in its various branches and progress: selected from the most authentic protestant historians, to which are added some cursory observations on the test act.- L.: W.E. Andrews, 1816.- 284 р.

5. Bennett D.H. The Party of Fear: From Nativist Movements to the New Right in American History.- Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1988.- 509 p.

6. De Courcy H. The Catholic Church in the United States: Pages of its History. - N.Y.: E. Dan-igan and Brother, 1857.- 591 p.

7. History of the Orange Riots in New York // New York Times. 1871. July 12.

8. Orange Order // URL:http://www.phoenixmasonry.org/masonicmuseum/fraternalism/or-ange_order.htm (дата обращения 10.05.2018)

9. The Grand Orange Lodge of England // URL:http://www.gole.org.uk/beliefs (дата обращения 15.05.2018)

10. The Grand Orange Lodge of Ireland // URL:http://www.grandorangelodge.co.uk/ (дата обращения 16.05.2018)

Об авторе

Прилуцкий Виталий Викторович - доктор исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории, международных отношений и международного права, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: vitaliypr@y andex.ru

Prilutsky Vitaliy Viktorovich - Dr. Sci. (Hist.), Docent, Department of General History, International Relations and International Law, Bryansk State University named after academician I.G. Pe-trovsky (Russia), E-mail: vitaliypr@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.