всеобщая история и международные отношения
удк 9(4/9)(082)
отношение к католикам В АНГЛИИ в период реставрации
Т. В. Мосолкина
Саратовский государственный университет E-mail: tmosolkina@mail.ru
в статье рассматривается положение католиков в Англии в период поздних Стюартов. основными источниками являются дневники современников С. Пипса и дж. Эвелина. Автор статьи пытается выяснить, улучшилась ли ситуация для католиков с возвращением на престол сыновей казненного карла I, которые сами склонялись к католицизму.
Ключевые слова: католическая церковь, английские католики, Акты веротерпимости, отношение к католикам в Англии.
The Relation to Catholics in England in Restoration Т. V. Mosolkina
In article position of Catholics in England in late Stewarts is considered. The basic sources are diaries of contemporaries of S. Pipsa and J. Эвелина. The author of article tries to find out, whether the situation for Catholics with returning to a throne of sons of the executed Charles I has improved, which tended to Catholicism.
Key words: Catholic church, English сatholics, toleration Certificates, relation to Catholics in England.
В Англии в отличие от континентальной Европы процесс размежевания между католиками и протестантами проходил намного медленнее. Несмотря на законодательные постановления в отношении церкви, принятые в первой половине XVI в., англиканская церковь окончательно сложилась лишь во второй половине XVI в., да и после этого долгое время она представляла собой объединение различных течений от крайне радикальных протестантских до очень близких католицизму. Лишь гражданская война середины XVII в. стала временем окончательного размежевания в лагере английских протестантов.
В этих условиях религиозного брожения судьба английских католиков, которые стали религиозным меньшинством, значительно отличалась от судеб их собратьев на континенте.
В плане изучения постреформационного католицизма в Англии вплоть до середины XX в. история католиков связывалась с политической историей. Более того, для историков-протестантов история английских католиков не представляла интереса. И если к этой истории обращались, то только с политических позиций. Ситуация начала меняться лишь со второй половины XX в., когда в английской историографии проявился интерес к новой социальной истории, что привело к появлению ряда работ по истории локальных групп и сообществ. Правда, большая часть этих работ посвящена XVI в. или первым десятилетиям XVII в.1 В конце XX - начале XXI в. больше внимания стало уделяться проблемам взаимоотношений между католиками, протестантами и правительством, а также формированию образа католиков в английском обществе2. Нельзя сказать, что положение католиков во второй половине XVII в. не рассматривалось зарубежными исследователями, но специальных работ все же не слишком много, можно
© Мосолкина Т. В., 2013
указать лишь монографии Д. Миллера и Д. Босса и статью К. Хейли3.
В отечественной историографии внимание к изучению положения католиков в Англии XVII в. стало уделяться только в конце XX в. Примером могут служить работы А. Ю. Серегиной. Но они посвящены концу XVI- первой половине XVII в.4 Можно отметить статью Т. Л. Лабутиной, касающейся рассматриваемого периода5. Учитывая это, достаточно сложно анализировать положение католиков и отношение к ним в рассматриваемый в статье период. Хотя вторая половина XVII в. в истории английского католицизма необычайно интересна - никогда после Реформации, за исключением времени правления Марии Тюдор, для католиков не складывалось более благоприятной обстановки, чем в период правления поздних Стюартов.
В течение долгого времени в историографии вопрос о католиках в ранней новой Англии сводился к спорам о том, были ли они традиционными католиками в старом стиле или результатом деятельности посттридентских миссионеров. Основная тенденция состояла в том, чтобы показать, как английские протестанты и католики после Реформации создавали свои собственные формы личной веры. Этот процесс был общим для всех англичан. Английские католики видели себя наследниками и защитниками истинной веры, возводя ее к ранней церкви. Но и английские протестанты настаивали на том, что они восстанавливают первоначальную церковь. Причем английские католики уже давно значительно отличались от континентальных единоверцев. Они искали свой путь выражения духовности и поклонения независимо от присутствия назначенного из Рима духовенства или официальных мест отправления обрядов.
У английских католиков было много проблем - как поклоняться Господу без священника, если нельзя совершить причащение? Как проводить богослужение и обряды вне священных мест? Как отдельному человеку поддерживать духовную жизнь в «сообществе святых», когда нет никакого видимого сообщества? Можно ли оставаться верным подданным английского монарха, или нужно во всем быть послушным папе римскому? Отказ римских пап понять специфические проблемы английских католиков вынудили английского верующего дистанцироваться от Рима, полагаясь на свое понимание того, что значит быть преданным католиком.
В своей статье мы рассмотрим только один вопрос - послужило ли возвращение на престол Англии Стюартов, Карла II и Якова II, склонявшихся к католицизму (Яков II даже открыто принял католичество), во благо английским «папистам» или во вред? При рассмотрении указанного вопроса мы опирались на дневники двух англичан, принадлежавших к англиканскому вероисповеданию Сэмюэля Пипса и Джона Эвелина6.
Возвращение Стюартов к власти в 1660 г. пробудило у английских католиков надежды на улучшение их положения. За свою поддержку Карла I, защиту от смерти его детей, и учитывая склонность матери будущих Карла II и Якова II к католицизму, они надеялись получить материальное возмещение и свободу совести.
Возвращение Карла II в Англию было встречено с радостью. С. Пипс 11 февраля 1660 г. записал: «Когда мы шли домой, на улицах жгли праздничные костры, слышен был звон колоколов церкви Сент Мэри-ле-Боу, да и других церквей тоже. Весь город, несмотря на поздний час - было без малого десять - ликовал. Только между церковью святого Дунстана и Темпл-баром насчитал я четырнадцать костров. А на Стрэнд-бридж - еще тридцать один!»7 5 марта Пипс пишет: «Мы все возлагаем большие надежды на скорое возвращение государя»8. Как чиновник Морского ведомства Пипс, находясь на борту корабля, поинтересовался, «что думают по этому поводу моряки, и все они в один голос закричали “Да хранит Бог короля Карла!” с величайшим воодушевлением»9. Дж. Эвелин 29 мая 1660 г. наблюдал за въездом Карла II в Лондон: «В этот день его величество Карл II прибыл в Лондон после печального и долгого изгнания и бедственного страдания и короля, и церкви, продолжавшихся 17 лет. Это был также день его рождения. И его сопровождали с триумфом 20 тысяч конницы и пехоты, размахивающие своими саблями и кричащими с невыразимой радостью. Путь был усыпан цветами, звонили колокола, улицы увешаны гобеленами, с фонтаны изливали вино. Мэр, олдермены и все компании в своих ливреях, золотых цепях и с флагами; члены палаты лордов и пэры, одетые в одежды с серебром, золотом и бархат; окна и балконы основательно заполнены дамами; трубы, музыка и бесчисленные толпы людей, даже пришедшие настолько издалека, как из Рочестера, так что они проходили по городу 7 часов - с 2 часов пополудни до 9 часов вечера»10. В день коронации 23 апреля 1661 г. Пипс отметил: «Теперь, после всего, что было, могу засвидетельствовать: если повидать то, что повидал в тот славный день я, можно смело закрыть глаза и не смотреть ни на что более, ибо в этом мире ничего столь же замечательного мне все равно не увидеть»11.
В 1662 г. Карл издал Декларацию веротерпимости, но парламент отказался ее поддержать. Карл, хотя и симпатизировал католикам, не готов был рисковать троном, настраивая против себя своих подданных-протестантов. Этот документ вызвал подозрение, что король и его брат Яков были если и не папистами, то симпатизирующими им. Тем более что в 1662 г. Карл II женился на португальской принцессе Екатерине, которая была католичкой. Хотя в начале правления Карла II отношение к католикам на бытовом уровне не было особо нетерпимым. Об этом свидетельствуют записи в дневнике С. Пипса.
Всеобщая история и международные отношения
41
Враждебное отношение к католикам было подогрето событиями сентября 1666 г., когда в течение 5 дней в Лондоне бушевал страшный пожар, подробно описанный в дневнике Дж. Эвелина. Без каких-либо доказательств причина пожара была приписана проискам папистов. Это нашло отражение в надписи на монументе, установленном в память о пожаре. Надпись сохранилась до 1830 г. Эти обвинения сопровождались сожжением изображений папы и его кардиналов. Как это все отличалось от праздничных костров в честь реставрации Стюартов! Но нужно заметить, что отмеченные акты сожжения изображений папы и кардиналов вряд ли были непосредственным проявлением народных чувств. Поскольку организация подобных действий была довольно дорогостоящей, то оплачивалась она политическими деятелями. Еще раз политика и религия переплелись, нанеся серьезный вред английским католикам.
После смерти младшего брата Генриха от оспы единственным наследником Карла остался Яков, поскольку жена Карла не смогла родить ему наследника. Два брата были очень непохожи. Карл был веселым, ленивым, но умным человеком, а Яков добросовестным, но фанатично строгим и упрямым. Еще во время пребывания Якова в эмиграции во Франции он проявил склонность к учению и обрядам католической церкви. Яков принял причащение в римско-католической церкви в 1668 или 1669 гг., хотя его обращение и держалось в секрете, и он до 1676 г. продолжал посещать англиканские службы.
Рост влияния католиков в судебных инстанциях вынудил парламент в 1673 г. принять новый «Испытательный закон» (Testact), или как его иногда называют «Акт о присяге»12. Согласно этому закону все гражданские и военные чиновники были обязаны давать клятву, в которой они не только должны были отрицать учение, но и осуждать обряды католической церкви как «суеверные и идолопоклоннические», и получать причастие по обрядам англиканской церкви. Яков отказался от всех этих действий, и таким образом его обращение в католицизм было обнародовано.
Карл II выступил против обращения Якова и приказал, чтобы его дочери от первого брака Мария и Анна были воспитаны в протестантской вере. Хотя он позволил Якову в 1673 г. жениться второй раз на католичке, пятнадцатилетней итальянской принцессе Марии Моденской. Многие из англичан очень неодобрительно отнеслись к этому браку наследника престола. Д. Эвелин
5 ноября 1673 г. записал в дневнике: «Этой ночью молодежь Сити сожгла портрет Папы, после чего организовала процессию с большим триумфом. Они были недовольны герцогом за перемену религии и женитьбу на итальянке»13. Англичане расценивали новую герцогиню Йоркскую как агента папы римского.
Недоброжелательность подданных Карла усилилась в связи со слухами о Заговоре папистов.
Некто Титус Оутс утверждал, что по согласию папы римского и иезуитов король должен был быть убит, а протестантская церковь уничтожена14. Его обвинения были настолько противоречивы и нелепы, что непредубежденные люди типа Дж. Эвелина считали их сомнительными. «Однако, - пишет Эвелин, - разные лорды-католики (Popish Peeres) были отправлены в Тауэр, обвиненные Оутсом, а все члены палаты лордов-католики были согласно новому акту навсегда исключены из парламента, что было сильным ударом»15. Но суды сделали все, чтобы убедить англичан в существовании «омерзительного и адского заговора». Для католиков по всей стране настало время террора. Опять запылали костры, но теперь протестанты не ограничивались сожжением изображением папы и кардиналов. Начались аресты и казни католиков. Точные цифры сложно получить, но между 1678 и 1681 гг. примерно 2 тыс. человек были заключены в тюрьму, 7 священников и 5 мирян были казнены как предатели. Казнены были лорд Стаффорд и архиепископ Армы в Ирландии Оливер Планкетт16. Вскоре преследования стали стихать. Причины были разные - в ходе расправ над католиками активизировались все разбойные элементы в обществе, что не могло не беспокоить местные власти. Кроме того, преследования католиков, среди которых были купцы и ремесленники, а не только представители дворянства, дезорганизовывали экономику.
Беспорядки в стране сыграли на руку Якову II, воцарение которого было встречено довольно спокойно. После своей коронации Яков II стал открыто посещать католические мессы и придерживаться католических обрядов. Д. Эвелин, убежденный роялист, 5 марта 1685 г. присутствовал на «папистской» службе и с грустью отмечал: «К моему огорчению, я видел новую кафедру, воздвигнутую в папистской часовне в Уайт-холле для проповеди в Великий пост. Месса была проведена открыто, и католики (Romanists) роились при дворе с такой великой самонадеянностью, что когда-либо можно было увидеть в Англии со времен Реформации, так что у каждого росла недоброжелательность к тем, кто к этому склонялся»17.
Заговор папистов был последним организованным преследованием англичан по религиозным причинам. В апреле 1687 г. была издана «Декларация о веротерпимости», которая предоставляла свободу вероисповедания всем инакомыслящим, в том числе и католикам18. Назначение нескольких лордов-католиков на высшие должности в государстве, теплый прием, оказанный папскому посланнику и некоторые другие действия короля усилили чувство неудовлетворенности19. Пока у Якова II не было наследника мужского пола, многие протестанты вели себя спокойно, поскольку были уверены, что наследницами станут его дочери-протестантки. Но после того как королева родила сына, были начаты переговоры с Вильгельмом Оранским, мужем Марии. Яков
42
Научный отдел
слишком поздно понял серьезность ситуации, когда от него отвернулись некоторые из родственников, в том числе собственная дочь, он решил в декабре 1688 г. бежать из Англии.
Вильгельм III лично не был настроен проводить жесткую политику религиозных преследований. Но антикатолические настроения были настолько сильны, что в 1689 г. католики были исключены из Декларации о веротерпимости. В Билле о правах 1689 г. было оговорено условие, что никто из правящей семьи будучи католиком или заключивший брак с католиком не мог претендовать на трон. Католикам запрещалось проживать в пределах 10 миль от Лондона, держать в доме оружие, боеприпасы или лошадей стоимостью больше 10 фунтов. Они не могли быть адвокатами или поверенными, голосовать на парламентских выборах, посылать детей для образования за границу и пр.
Таким образом, правление в Англии королей, доброжелательно настроенных к католикам и даже принявших католицизм, не принесло пользы приверженцам католической церкви. Наоборот, действия Карла II и Якова II, направленные на облегчение их участи, только настроили против католиков протестантское большинство.
Примечания
1 См.: Clancy Т. H. Papist Pamphleteers: the Allen-Persons Party and the Political Thought of the CounterReformation in England, 1572-1615. Chicago, 1964; Holmes P. Resistance and Compromise : the Political Thought of the Elizabethan Catholics. Cambridge, 1982; Pritchard A. Catholic Loyalism in Elizabethan England. Chapel Hill, North Carolina, 1979.
2 См.: Hoplfl H. Jesuit Political Thought: the Society of Jesus and the State, c. 1540-1630. Cambridge, 2004; Lake P. The King (the Queen) and the Jesuit: James and I’s ‘Trew Law of Free Monarchies’ in Context’s // Transactions of the Royal Historical Society. 6th series. 2004. Iss. 14 ; Sommerville J. P. Papalist Political Thought and the
УДК 303.446.4(470) [18] + 929 Грановский
средневековая история славян в научно-педагогической деяте] т. н. грановского
А. Н. Галямичев
Саратовский государственный университет E-mail: galymichev57@mail.ru
В статье рассматривается отношение видного русского историка середины XIX в. Т. Н. Грановского к исторической роли славянских народов и его вклад в изучение средневекового прошлого западных славян.
Ключевые слова: историография, история западных славян, Т. Н. Грановский.
Controversy over the Oath of Allegiance // Catholics and the ‘Protestant Nation’ / ed. by E. Shagan. Manchester, 2005.
3 Bossy J. The English Catholic Community, 1570-1850. L., 1975 ; Miller J. Popery and politics in England. 16601688. L., 1973 ; Haley K. No Popery in the reign of Charles II // Britain and the Netherlands. TheHague, 1975. Vol. 5. P. 102-119.
4 Серегина А. Ю. Политическая мысль английских католиков второй половины XVI - начала XVII вв. СПб., 2006 ; Серегина А. Ю. Англичане или католики? Католические памфлетисты XVI - начала XVII века в истории английской политической мысли // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 34. М., 2011.
5 Лабутина Т. Л. Антикатолицизм в Англии в правление последних Стюартов. 1660-1714 // Религиозная политика в Европе в XVI-XX вв. Смоленск, 1998.
6 Evelyn J. The Diary of John Evelyn, esq., F. R. S. From 1641 to 1705-6. WithMemoir. L., 1890; Pepys S. The Diary of Samuel Pepys / A new and complete transcription ed. by R. Lattam and W. Matthews. L., 1971. Vol. I-III.
7 Pepys S. Op. cit. Vol. I. P. 52.
8 Ibid. P. 77.
9 Ibid. P. 124.
10 Evelyn J. Op. cit. Р. 264-265.
11 Ibid. Vol. II. P. 87.
12 An Act for preventing Dangers which may happen from Popish Recusants // Statutes of the Realm. 1628-1680. L., 1819. V. 5. P. 782-785.
13 Evelyn J. Op. cit. P. 377.
14 Lane J. Titus Oates. L., 1949.
15 Evelyn J. Op. cit. Р. 406.
16 Leys M. D. R. Catholics in England 1559-1829. A Social History. L., 1961. P. 101.
17 Evelyn J. Op. cit. Р. 469.
18 Declaration of Indulgence of King James II, April 4, 1687 // English Historical Documents, 16601714 / ed. by A. Browning. L., 1953. P. 399-400.
19 Harris T. Revolution : The Great Crisis of the British Monarch, 1685-1720. Allen Lane, 2006. P. 211.
Medieval History of slaves in scientific-pedagogical Activity T. N. Granovsky
A. N. Galyamichev
The author of this article examine the evaluation of famous Russian historian T. N. Granovsky (1813 - 1855) of historical role Slavic peoples and define his contribution in study of history of Western Slaves in the Middle Ages.
© Галямичев Л. Н., 2013