Научная статья на тему 'Античные мотивы в творчестве Эвы Лиару-Аргири'

Античные мотивы в творчестве Эвы Лиару-Аргири Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВА ЛИАРУ-АРГИРИ / ПОЭЗИЯ / POETRY / МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / MYTHOLOGICAL IMAGE / ПЕРСОНАЛИИ / СИМВОЛ / SYMBOL / МОТИВ / MOTIF / EVA LIARU-ARGIRI / PERSONALIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Верещагина А.В.

В данном исследовании анализируются мифологические образы и персоналии, связанные с античностью, в поэзии Эвы Лиару-Аргири. Цель работы выявить национальный античный греческий код в ее произведениях. Среди используемых приемов следует назвать сравнительно-исторический метод, системный подход, а также приемы лингвостилистического анализа. В ходе разбора сборника стихов под названием «Метаморфозы» («Превращения») удалось выявить и проанализировать множество античных реминисценций, наполняющих ее творчество. Были рассмотрены такие темы, как тема творчества и поэзии, являющаяся, на наш взгляд, центральной, а также тема скоротечности времени, тема исторической памяти. Кроме того, затрагиваются проблема языка и речи и, конечно, любовная тема. Многие стихотворения целиком посвящены конкретным античным мифам. На основе проведенного исследования удалось выявить, что наполненное драматургичностью и театральностью, творчество Эвы Лиару-Аргири удивительным образом сохранило национальный греческий код.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTIQUE MOTIFS IN THE WORKS OF EVA LIARU-ARGIRI

This study analyzes the mythological images and personalities associated with antiquity, in the poetry of Eva Liaru-Argiri. The aim of the work try to identify antique Greek national code if it is present in her works. Among the techniques used should be called comparative-historical method, system approach, as well as methods of stylistic analysis of language. During the analysis of the collection of poems entitled «Metamorphoses», or «Transformations» we were able to identify and analyze the many ancient reminiscences, which fill her creativity. Covered such topics as theme of art and poetry, which is, in our view, the central as well as theme of the transience of time, the subject of historical memory, in addition, affected by the problem of language and speech, and of course, the love theme. Many of the poems are devoted entirely to the specific ancient myths. On the basis of the study we were able to identify that creativity of Eva Liaru-Argiri, filled of drama and theatricality, wonderfully preserved Greek national code.

Текст научной работы на тему «Античные мотивы в творчестве Эвы Лиару-Аргири»

Литературоведение

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 2 (2), с. 57-60

УДК 821.14

АНТИЧНЫЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ЭВЫ ЛИАРУ-АРГИРИ © 2015 г. А.В. Верещагина

Московский государственный лингвистический университет linaanghelina@mail.ru

Поступела в редакцею 02.02.2015

В данном исследовании анализируются мифологические образы и персоналии, связанные с античностью, в поэзии Эвы Лиару-Аргири. Цель работы - выявить национальный античный греческий код в ее произведениях. Среди используемых приемов следует назвать сравнительно-исторический метод, системный подход, а также приемы лингвостилистического анализа. В ходе разбора сборника стихов под названием «Метаморфозы» («Превращения») удалось выявить и проанализировать множество античных реминисценций, наполняющих ее творчество. Были рассмотрены такие темы, как тема творчества и поэзии, являющаяся, на наш взгляд, центральной, а также тема скоротечности времени, тема исторической памяти. Кроме того, затрагиваются проблема языка и речи и, конечно, любовная тема. Многие стихотворения целиком посвящены конкретным античным мифам. На основе проведенного исследования удалось выявить, что наполненное драматургичностью и театральностью, творчество Эвы Лиару-Аргири удивительным образом сохранило национальный греческий код.

Ключевые слова: Эва Лиару-Аргири, поэзия, мифологические образы, персоналии, символ, мотив.

С самого начала следует отметить, что имя поэтессы Эвы Лиару-Аргири малоизвестно современному русскоязычному читателю. Собственно наше исследование её поэзии началось с того, что нам случайно в руки попалась книжка с параллельным текстом на греческом и русском языках [1], изданная преподавателем кафедры классической филологии и кафедры византийской и новогреческой филологии МГУ Натальи Николау. Книга также является совместным трудом студентов и аспирантов данных кафедр.

Что касается мировой известности, то Эва Лиару-Аргири побеждала на различных конкурсах, например, в Италии в 1993-1994 и во Франции в 1995 годах. Известно, что её стихи публикуются в известных греческих журналах («Лекси», «Фони Пагониу», «Термитис»). Кроме того, они также переведены на такие языки, как итальянский, французский и хинди.

Поэзия Эвы Лиару-Аргири, в частности книга «Превращения», которая по-гречески называется «Метацорфюоец» притягивает своей утончённостью, обилием античных мифологических образов и реминисценций. Уже название «Метаморфозы» («Превращения») отсылает нас к античному римскому поэту Овидию с его каталогом мифов под названием «Метаморфозы», так как и сборник автора также является каталогом различных античных мифов на новом витке их переосмысления.

В первую очередь хочется остановиться на проблеме эпиграфа. И сразу среди авторов эпиграфов мы встречаем многих античных философов и поэтов: Гераклита, Платона, Гомера, Вергилия, Софокла, Секста Эмпирика, Сапфо, Евклида. Некоторые имена используются по несколько раз. Кроме того, например, упоминается надпись на известной вазе Эксекия.

В результате проведённых подсчётов оказалось, что около 14 из 18 эпиграфов имеют именно античную тематику. Всего в сборнике около 64 стихотворений.

Центральной темой сборника является тема поэзии и творчества. Естественно, что связанными с данной темой мифологическими образами являются Музы, Аполлон, Гомер. Среди эпиграфов, отсылающих к данной тематике можно отнести высказывание Платона, которое является цитатой из диалога «Федон»: ... Сократ, твори и трудись на поприще Муз[1, с. 19]. По-гречески: О Еюкрагед ёщ цоптк^ ко1е1 ка1 еруа^ои[\, с. 18]. Такими словами начинается стихотворение «Музыкальное основание» («То цоитко бецеХю»). В этом стихотворении автор тонко нанизывает один мифологический образ на другой, причем всё оно является как бы обращением к поэту. Поэт - это тот, например, который незримо совершает возлияния Мнемозине-матери и Музам, рассекает бессмертную воду на строфы и антистрофы Мифа: Z,пovдц атщ Мта Мvц^0Gbvц Ипд Моиаед авёащ aпovдц.

...то aQâvaTO vepô Qa avÀÀaPiÇeiç fe tiç отрофед Kai tiç aviiaipo^éç

той MvQov [1, с. 18]. Кроме того он - беглец земного заточенья, который свободен среди равнин Гипериона, а также огненная роза Памяти в сосуде, наполненном водой Забвения:

ApansTtfç an та KeÀÀiâ t^ç Гщ eÀevQepoç otiç neôiâôeç TovYnepimva. Q пощтц

fe t^v vôpia t^ç A^Q^ç,

'Eva pôôo eau, t^ç Мщ^щ pôôo nopnoÀiKô

[1, с. 18].

Само творчество поэта - это Лира Аполлона, которая распахивает врата Зари и уводит очистительный хор в далёкий грот по гладям поднебесья: Ki eivai п Âvpa tov AnôÀÀmva, пои avoiyei tiç rnkeç TnçÂvyqç éva xopô AvTpmTiKô oôqyœvraç npoç тп ащХш

fe tov oupâvio QôÀo [1, с. 18]. . И, наконец, процесс создания стихов сравнивается с семью струнами, которые поют, а также с тем, когда голубь летит, а ты следуешь за ним взглядом, скользя меж чёрных Симпли-гад и растворяешься, оставшись наедине с собой, в глубине таинственной волны:

Ki eivai auTéç nâvra oi eqTâ xopôéç пои Tpayovôovv

П Kopvpaia nepiaTépa ônou KpaTâei Tnv mman. Tnv pkéneiç, Tnv aKOÀouQeiç avâfeaa an' tiç favpeç avfnXnyâôeç Kai ôiaÀveaai fovâxoç

ото pâQoç evôç KVfamç fovaiKov [1, с. 18]. Как мы видим, одна метафора нанизывается на другую и порождает очень сложную и невероятно интересную систему образов, причём в основе этой системы - хорошо знакомые нам античные мифологические образы.

С темой поэзии и творчества связаны также стихотворения «Восстановление» («ПоЛлуор0юот|»), в котором как раз появляется образ Гомера -слепца-поэта. Автор говорит о том, что лишь поэзии дано поднять её с колен, обращаясь к слепцу-поэту: Môvo п пощоп

fnopei vâ fé onKmaei nâÀi ôpQia... 0a onKmQm 0a nepinaT^am

Q Tv^Àé, TvyÀé Пощтц [1, с. 14]. Отдельное стихотворение «Десятая муза» («Н 5екахп Мойоа») посвящено знаменитой греческой поэтессе античности с острова Лесбос Сапфо, Сафо или Псапфе. Она издревле получила название десятая Муза.

Также проблему поэзии и творчества затрагивает поэтесса Эва Лиару-Аргири в произведении «Жало» («Оютрп^ате?»), где появляются такие античные образы как Гермес, а также Ониропол («приносящий сны») и Логий, которые, видимо, собственно являются эпитетами Гермеса. В основу же стихотворения лёг миф об Ио, которую разгневанная Гера превратила в корову и которая терпела страдания от преследовавшего её безжалостного овода. Жало для поэтессы - это то, что порождает вдохновение.

Автор пишет о том, что мысль её быстра и летит как стрела, и жала жар сгущает тайну и в этом повороте без возврата она обретёт прежний образ и прежнюю силу и станет матерью и останется ею:

Птд фейуег то öo^äpi mag трехег о Хоуга/иод 'Eva KevTpi о поретдд noKvmvei то /иатцрю 1' атц rfv аиетаатрощ атрощ vä ßpa rfv прттц иои и°рщ

Kai T^v maXiä /ои övvaun Mäva va yivm Kai va ¡ueivm Mäva [1, c. 20]. Муки творчества описаны и в стихотворении «Интерлюдия ночи» («То e^ßoXio in? vuxta?»), в котором прослеживаются отсылки на миф о рождении Аполлона и Артемиды, когда Латона ступила на остров Делос. Автор призывает не смыкать глаз и отыскать тот древний способ, который может воскресить Аполлона и помочь Латоне, которая сотрясает волны криками нового рождения:

Na ^aypvmväg каг va Оцтад evav apxaw трдпо Гга v avaaiyaeig тд AndkXava Na ßоц0цаelg тп Ацтю

Пои тро/äZei m neXaya /ие тпv Kpavyn щд revvag [1, с. 22].

С темой поэзии сопряжена тема стремления к знаниям, которая отразилась в стихотворении «Странница» («ПоХшМуктп»), где речь идёт о древней алчной деве, которая странствует из века в век:

Apxaia nXavämi Kdpn aKdpeorn aiaveg emi aimvmv

атп ¡ueyäkn пертетеш тои Фютдg [1, с. 26]. Она пристально наблюдает за светоносными устремлениями души в небесные глубины идей: Kai ue^aei mävna ешфотщ тпg yvxng тпv aväßaan атmv iöemv тa alQpia пХАтп— [1, с. 26] Это стихотворение по нашим ощущениям отсылает к Платону, его теории познания, миру идей, хотя в то же время сохраняет актуальное и современное звучание.

В стихотворении «Таинственная дверь» («Порта Мистгкг|») поэтическое творчество

Античные мотивы в творчестве Эвы Лиару-Аргири

59

описывается как трудная дорога, находящаяся за таинственной дверью в мир идей и образов. Причем Идея убегает, как Призрак-женщина или как одиночества корабль крылатый под парусом к дельфийскому источнику. Известно, что Кастальский источник, находящийся недалеко от Дельф на горе Парнас, считался источником поэтического вдохновения:

Kai пюд агуа агуа акропатаег Зрапетгаа щд ергцгад Kapaßi фтерюто каг ap^evi^e ае ЗеХщщ щуц ... [1, с. 24] Тема изменчивости мира обнаруживается в стихотворении «Химера» («Xi^aipa»), в основе которого лежит платоновская идея об изменчивости мира, который постигается некими мифическими образами. Понять же его на основе научного знания в принципе невозможно.

Так в одном из фрагментов этого стихотворения автор говорит о том, что и с факелами Прометея и с ветром сказочного Нота мы оживим вдруг воспоминанья, которые являются тенями на влажной почве платоновской пещеры:

¡ле тоид пораобд tod Прощвёа каг тоид ауёрцЗед tod Nötov ^щед акгед va Zo>vzaveyov^e атох&ла щд ащХшд ... [1, с. 30] Проблема скоротечности времени представлена в стихотворении «Линейное время» («Граццапко^ xpovo9>). Она заявлена автором с самого начала в эпиграфе, принадлежащем Гераклиту: «Век - дитя, играющее в шашки» и не имеет иных «ключей» для решения, кроме как обращения к памяти людей, к древним свиткам: Пакг уга аад yäyym, пакщщата 0атрака вЬцека... То napekQöv каг аате1Зцто каг ¡е та ЗахтоХа той НХгои каг щд Nvyrnq ва ае кеутаю тгд ßeXöveq «Мщщ ¿хегд то кХегЗ1» [1, с. 16]. Тема памяти поднимается и в стихотворении «Аттическая амфора» («Аттгко^ Ацфореа^»), которое начинается с эпиграфа: Эксекий сотворил, Эксекий же расписал. Мотивом для создания этого произведения послужила ваза, хранящаяся в музее Ватикана, на которой изображены Тиндариды, а также Аякс и Ахилл, которые играют в камни. Автор говорит, что, хоть и ушёл, но жив её создатель и живы Тиндариды (Леда, Елена, братья Диоскуры), которые ожидают между вчера и сегодняшней Грецией: Zmv каг вщако^ о каХХгтёхуцд Ме аарка каг оата ог ТкЗар1Заг Q АцЗа, Q EXevn ¡ои, Ауащто1 Аюакоирог, ¡ад перщёуете

¡ag nepijuéveie avá¡eoa ото x&£g Kai OTtfv Ekkáda [1, с. 38]. К той же теме исторической памяти автор обращается и в стихотворении «Сокровище Приама» («О 0r|oaupó^ тои Пршцои»). В целом в нём речь идёт об исследовании девяти слоев Трои, обнаруженных и исследованных археологами до настоящего времени и о знаменитой троянской реликвии - Палладии, упавшем с неба:

Kai ва Ti¡oúv, yiaTÍ ¡nopoúv ¡a ва Ti¡oúv, Ta evviá щд Ae^vág oTsyávia To qoßep0 nakkáSio пои еотреуе Tyv Tpoía

altfeavqMáva, Máva щдImvíag [1, с. 74]. В переводе:

И будут чтить, и это могут, но даже если и не могут, но почитают Девять венцов Афины

То страшное Паллады изображенье, что низвергнулось и увенчало Трою

Истинную Мать, Мать - родительницу Ионии [1, с. 75].

В этом стихотворении присутствует целое наслоение мифов. Так, уже в первой строфе упоминается Гефест, который установил светило, чтобы доспехи, а именно говорящий щит Ахиллу сотворить:

О iöpmmg той Hfaiomv пои oza¡aTáei Tov Hkia

Ta ónka va loтopцoel той Axikkéa Kai щ'оощ aoniöa [1, с. 74].

В данном фрагменте имеется в виду известный по «Илиаде» Гомера щит Ахилла, на котором изображены различные мифологические события.

Кроме того, встречаются такие известные из мифологии топонимы, как Скамандр. В эту реку, расположенную в Трое, сбрасывались тела погибших воинов. Назван в этом стихотворении и Геллеспонт или Дарданеллы, очень важный для античности пролив.

В стихотворении же «Молчание Сирен» («Н Хгюл'л tóv Xeip^vrav^>) [1, с. 62-63] поэтесса развенчивает мифологические представления древних греков. Автор говорит о том, что

все фантастические существа, выдуманные древними греками, являются следствием Страха. Приводится эпиграф из произведения Секста Эмпирика, который отсылает нас к речи известного греческого оратора Горгия.

Тема связи поколений раскрывается также в стихотворении «Родство» («Suyyéveie^») [1, с. 102-103]. Лейтмотив этого произведения в том, что современники недостойны своих

предшественников. Следовательно, остается только молить о прощении Эриний, хранительниц справедливости.

Другая важная тема смерти и итоги жизни рассматриваются в произведении под названием «Подарки от души» («Та 5юра тп? уихп?») [1, с. 136-137], в котором автор говорит о желании умереть во сне, согласно представлению древних о прелести смерти во сне. В связи с этим упоминается бог Гипнос, брат-близнец Танато-са, и которому он собственно и передает человека и тем самым дарует ему легкую смерть.

Проблеме языка, речи посвящено стихотворение «Крик из гласных звуков» («фюу^ апо фюу^еута») [1, с. 34-35]. Основная идея этого стихотворения об общей для всех людей речи сама по себе не нова, однако помимо этого автором излагается целая теория о том, как и почему произносятся гласные и согласные звуки. Так, в данном фрагменте автор говорит о том, что масса гласных звуков выплёскивается, чтобы осветить великие течения страсти и можно увидеть вскоре, как возникнут согласные:

Kai Xadg yrnv^vcmv о epxftuevog va pariaei тa küiXa

Тп uerä^ тои mäOovg maXippoia Kai iamg öeig iamg öm тпv avyrf rnv aouqmvmv [1, c. 34]. Не обходит вниманием автор и тему любви, например, стихотворение «Коллекция любовных воспоминаний» («Моиоею ерютюу») [1, с. 48-49], которое имеет эпиграфом строки из «Георгик» Вергилия и сразу же отсылает нас к мифу об Орфее и Эвридике.

Любовной теме посвящено и стихотворение «Сон Эндимиона» («О ravo? тои Еу5ицшуа») [1, с. 50-51], в котором повествуется о возлюб-

ленном богини Селены. Существует несколько вариантов мифа об Эндимионе. Так, по одной версии - Зевс дарует ему бессмертие и вечный сон и сохраняет юность и красоту, по другой версии - Селена погружает его в вечный сон для тайных утех.

В данной интерпретации мифа автор призывает к тому, чтобы Эндимион не страшился ночного путешествия и ночных теней, так как когда наступит час, появится Селена, зажжет бесчисленные свечи, сойдет с колесницы, для того чтобы пробудить Великую Любовь и разбудить его, ушедшего от бега времени: Мп фоßпвeíg тп vbxja то тa^íöl Kai ng aKieg фoßпвeíg тои qeyyapiov... [1, с. 50] Многие стихотворения целиком посвящены отдельным конкретным античным мифам или богам или героям, например, «Кассиопея» («Каооюпп»), «Ариадна» («ApiaSvn»), «Кал-листо» («КаХштю»), «Аякс» («Aía?»), «Задумавшаяся Афина» («Н окептоце^ A0nva»), «Взгляд Горгоны» («ropyöveio ßXëццa»).

В качестве итога выше сказанного следует отметить, что поэзия Эвы Лиару-Аргири удивительным образом сохранила тот национальный античный греческий код, который сделал Грецию колыбелью европейской культуры. Хотя при этом вполне очевидно, что её творчество вполне современно, многогранно, в нём присутствует драматургическая глубина и театральность.

Список литературы

1. Лиару-Аргири Э. Превращения. Сборник стихотворений. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 160 с.

ANTIQUE MOTIFS IN THE WORKS OF EVA LIARU-ARGIRI

A.V. Vereschagina

This study analyzes the mythological images and personalities associated with antiquity, in the poetry of Eva Liaru-Argiri. The aim of the work - try to identify antique Greek national code if it is present in her works. Among the techniques used should be called comparative-historical method, system approach, as well as methods of stylistic analysis of language. During the analysis of the collection of poems entitled «Metamorphoses», or «Transformations» we were able to identify and analyze the many ancient reminiscences, which fill her creativity. Covered such topics as theme of art and poetry, which is, in our view, the central as well as theme of the transience of time, the subject of historical memory, in addition, affected by the problem of language and speech, and of course, the love theme. Many of the poems are devoted entirely to the specific ancient myths. On the basis of the study we were able to identify that creativity of Eva Liaru-Argiri, filled of drama and theatricality, wonderfully preserved Greek national code.

Keywords: Eva Liaru-Argiri, poetry, mythological image, personalia, symbol, motif.

References

1. Liaru-Argiri E. Prevrashcheniya. Sbornik sti-khotvoremy. M.: Editorial URSS, 2002. 160 s.

Aкmечкыe моткры р mрopчecmрe Эры Леаpy-Apгеpе

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.