технологи та системи управлшня щеолопю техтчно! культури. Проте, щоб екологiзувати технологи та систему управлшня шдприемством, необхщно розробити едиш пiдходи до облшово-аналггичного управлiння екологiчним стану шдприемства. Екологобезпечш шдприемства повиннi вiдповiдати наступним вимогам: рацюнальшсть споживання ресурсiв, низький рiвень енергоспоживання, мiнiмум забруднюючих речовин, мшмум вiдходiв виробництва.
Використана лiтература:
1. Пономаренко Т. I. Управлшня вщтворенням люових бiологiчних активiв: облiково-аналiтичне забезпечення : монографiя / Т. I. Пономаренко, В. К Савчук. - К. : АграрМедiя Груп, 2010. - 218 с.
2. Тихонов А. Г. Науковi засади сталого розвитку землекористування: шдикащя соцiального стану та шдикацшна модель / А. Г. Тихонов, Н. В. Гребенюк , О. В. Тихоненко, В. П. Феденко // Землевпорядкування. - 2003. -№2. - С.8-19.
3. 86. Павлов В. I. Економiчний потенщал регюну: дiагностика та реаизащя : монографiя / В. I. Павлов, С. О. Лукш. - Луцьк : Надстир'я. - С. 13.
УДК 378
Воробьева Д.В. студент 3 курса
Институт экономики, управления и социальных технологий
Губанова А.Н. студент 3 курса
Институт экономики, управления и социальных технологий
Коршунова О.Н. старший преподаватель кафедра истории и связей с общественностью Казанский национальный исследовательский технический
университет им. А.Н. Туполева-КАИ
Россия, г. Казань АНКЕТНЫЙ ОПРОС КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ
Аннотация: Эффективное выстраивание взаимоотношений с потребителями и постоянное взаимодействие с ними позволяет своевременно и качественно удовлетворять их потребности, что, в свою очередь, способствует удержанию и повышению их лояльности. Исследование уровня удовлетворенности потребителей поможет определить проблемные зоны в работе образовательной организации и проработать стратегию их устранения.
Ключевые слова: исследование, образовательная организация, анкетирование
Vorobyeva D. V. 3 year student
Institute of Economics, Management and Social Technologies Kazan national research technical university named after A.N.Tupolev
Russia, Kazan Gubanova A. N. 3 year student
Institute of Economics, Management and Social Technologies Kazan national research technical university named after A.N.Tupolev
Russia, Kazan Korshunova O.N.
senior lecturer of Department of History & Public Relations Kazan national research technical university named after A.N.Tupolev
Russia, Kazan
WEBSITE OF ADMISSIONS COMMITTEE AS AN EFFECTIVE WAY OF IMPLEMENTING THE COMMUNICATION POLICY OF THE
UNIVERSITY
Annotation: Effective relationships with customers and constant interaction with them can promptly and efficiently satisfy their needs, this in turn helps to retain and increase their loyalty. A research of customer satisfaction can help to identify problem areas in the educational organization 's management and develop a strategy for their elimination.
Keywords: survey, educational organization, corporate website
В условиях жесткой конкуренции на современном рынке образовательных услуг наблюдается значительное усиление роли потребителей, в связи с этим возникает необходимость формирования стратегии регулирования взаимоотношениями с ними. Понятие «удовлетворенность потребителей» представляет собой комплекс из большого числа компонентов, различных для разных организаций и потребителей. Для управления этим комплексом сначала следует выявить его конкретные составляющие и только затем прилагать усилия к поддержанию их на должном уровне. Удовлетворенность связана с субъективным восприятием того, насколько образовательные услуги отвечают потребностям или ожиданиям потребителей. При этом отражение качества услуг в сознании потребителя может подтверждаться или не подтверждаться реальностью. Исследование уровня удовлетворенности потребителей поможет определить проблемные зоны в работе организации и проработать стратегию их устранения.
Метод исследования, выбранный в рамках данной работы, -индивидуальный анкетный опрос. Оценка проводится по ряду параметров, характеризующих процесс обучения, материально-техническое оснащение вуза, уровень профессионализма преподавательского состава, трудоустройства выпускников и др. Была разработана анкета из 15 вопросов
разного типа, чтобы более полно рассмотреть все сферы образовательной деятельности данной организации, выделить сильные стороны, на которые стоит делать опор и слабые места, на которые так же стоит обратить внимание. Опрос проводился на площадке сайта https://my.survio.com. В опросе приняли участие 62 респондента, среди которых студенты вуза, их родители, выпускники и сотрудники вуза.
Первые вопросы анкеты направлены на сегментацию аудитории по:
• гендерным признакам - 42 чел (68%) - женщины, 20 чел (32%) -мужчины;
• демографическим признакам - большая часть опрошенных относятся к возрастной категории 18-24 (88,7%).
Большая часть респондентов - обучающиеся (91,9%), которые напрямую получают образовательные услуги и могут полноценно оценить их качество, а также родственники обучающихся (3,2%) и сотрудники образовательной организации (1,6%), которые могут оценить уровень образовательных услуг посредственно или совершенно с другой точки зрения, а также другая категория (3,2%), к которой могут относиться, допустим, выпускники вуза, способные оценить предоставляемых услуг в различных временных промежутках.
Нам известно, что в КНИТУ-КАИ на бюджетной основе имеют возможность учиться только студенты технических специальностей, обучение по гуманитарным специальностям вуз предоставляет только на платной основе. Уровень удовлетворенности «платников» и «бюджетников» может существенно различаться. Специальный вопрос показал, что больше половины опрошенных студентов (63,2%) занимаются на платной основе.
На вопрос «Почему вы выбрали для обучения именно КНИТУ-КАИ?» 32,7% участников опроса ответили, что поступили в вуз по совету знакомых; 29,1% выбрали КАИ из-за хорошего уровня образования; 25,5% выбрали вариант ответа «другое», в котором большинство указало такой параметр, как «невысокая плата за обучение» (см. Рис. 1). Исходя из этих данных, можно сказать, что выбирая вуз для обучения, большинство опрошенных опираются на отзывы и советы знакомых, то есть основываются на косвенной, вторичной информации о нем. Кроме того, следует учитывать, что многие также учитывают аспект уровня образования.
другое: «
Привлекла активная студенческая жизнь и то что КНИТУ-КАТ является одним из лучших вузов России
Приемлемая стоимость учебы
дешево сердито
Не знаю, как это произошло но. слава богу, что произошло)
цена ниже.чем в остальных учебных заведениях
я здесь случайно
Выбирала не я
По направлению по специальности" авиастроение"
сравнительно невысокая плата за обучение
Военная кафедра
Незнаю
Доступная цена и программа почта идентичная КФУ
Понравился больше всех других вузов
Подсознательный выбор!
Рис. 1. Мотивация выбора КНИТУ-КАИ в качестве площадки для получения высшего образования Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление наличия благоприятных условий для занятий различными видами деятельности (см. Рис.2). По мнению опрошенных, практически все представленные группы занятий наделены хорошими условиями, для проведения деятельности. Практически все респонденты согласны с тем, что в КНИТУ-КАИ в полной мере развиты условия для занятия спортом и творчеством. Частично или в полной мере присутствуют благоприятные условия для проведения досуга. И также присутствуют условия для занятия учебной деятельностью и самостоятельной работой. В целом, это показывает достаточно хороший уровень развития всех сфер деятельности вуза, как учебной, так и спортивной, творческой и других.
в Как вы считаете. имеются ли в КНИТУ-КАИ:
& Вертикально о Горизонтально а,| Ш
•ооч
бок т
1 1 ■
он .. 1 .1 ... 1 L
• В полной мсис • Часпмю • Отсутствуют • Затрдапяеосе.
ответить
Хорошие условия
для проведения 20 37 3 2
учебных занятий
Хорошие условия
""" . 11 41 3 7
самостоятельной
работы
Хорошие условия
для занятий _.
04 О
физкультурои и спортом
Хорошие условия
для проведения 23 27 8 4
досуга
Возможность для
занятий 40 17 2 3
творчеством
Рис.2. Оценка наличия условий для занятий разными видами
деятельности
Вопрос о материально-техническом оснащении КНИТУ-КАИ содержал несколько параметров (см. Рис.3). На первый вопрос 89% ответили, что довольны состоянием прилегающих территорий. На второй пункт 63% респондентов ответили, что довольны состоянием помещений университета и качеством ремонта. И только 50% опрашиваемых ответили, что они довольны наличием необходимого оборудования - это является явным минусом в техническом университете. Также стоит обратить внимание, что более 30% респондентов не довольны состоянием помещений. 84% респондентов отметили, что университет хорошо обеспечен в плане организации мероприятий для развития творческих способностей, а также поддерживает интересы обучающихся, включая их участие в конкурсах, выставках, олимпиадах и т.п. И лишь 8% ответили, что университет плохо обеспечивает организацию подобных мероприятий.
Рис. 3. Оценка материально-технического оснащения вуза
Вопрос о популярности сайта КНИТУ-КАИ показал, что сайт в достаточной степени востребован. Только лишь 6,5% респондентов ответили, что ни разу не пользовались корпоративным сайтом. Большинство, а это 45,2%, указали, что заходят на сайт несколько раз в месяц; 30,6% пользуются сайтом раз в год и реже и 17,7% заходят на сайт периодически -несколько раз в неделю. Следующий вопрос относился только к пользователям информационного сайта КНИТУ-КАИ. Участникам опроса было представлено несколько суждений о сайте. Большинство пользователей (62%) согласно с суждением о том, что на сайте представлена актуальная информация, которую регулярно обновляют. Также почти все согласны с тем, что на сайте предоставлены все необходимые контактные сведения (82,7%), а также информация о педагогическом коллективе (72,4%). А вот вопрос о том, насколько сайт удобен в использовании и легко ли на нем находить нужную информацию, требует внимания, так как 31% опрошенных не согласны с этим суждением, а у 12,1% этот вопрос вызвал затруднение при ответе. На вопрос об информированности о внеучебных мероприятиях 57% респондентов ответили, что в университете развита информационная сеть, и они довольны оповещениями о мероприятиях и постоянно обновляющейся информацией. Однако 15% опрашиваемых ответили, что не считают, что университет оперативно информирует их о предстоящих событиях, а 28% респондентов выбрали вариант «затрудняюсь ответить».
Более 74% положительно оценивают отношение преподавателей к ним
и более 64% довольны компетентностью и профессионализмом преподавателей. Однако стоит отметить, что 17% респондентов недовольны отношением преподавателей и их вежливостью, а 26% недовольны компетентностью и профессионализмом преподавателей. На наш взгляд, нужно обратить особое внимание на данный вопрос, так как качество образования и статус университета в огромной степени зависит от квалификации и профессионализма преподавателей (см. Рис.4).
12 В МОЛОМ Вы доиольны ИЛИ но довольны следующими аспектами работы лсдатогичоското • коллективе?
• Вертикально о Горизонтальна ,|| М ±
преподавателей
Рис. 4. Отношение к профессорско-преподавательскому составу Это коррелирует с результатами опроса, проведенного в 2015 году. Всего было опрошено 60 студентов, которые оценивали 12 преподавателей кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ. Среднее значение удовлетворенности обучающихся составило 7,7 баллов по 9-тибалльной шкале. Наибольшие оценки получили такие качества как доброжелательность и тактичность по отношению к студентам (8,1 балла), высокая эрудиция и манера поведения (8,0 баллов) и логичность изложения материала (7,8 балла) [1].
Стоит отметить, что по результатам данного вопроса стало возможным выявить однозначно положительное/отрицательное отношение респондентов к университету (см. Рис.6). Более 75% опрашиваемых ответили, что порекомендовали бы КНИТУ-КАИ родственникам, друзьям или знакомым. Из этого можно сделать вывод о том, что большая часть респондентов относится к деятельности вуза положительно.
• гчмодстъмз дооопам 11 17.74
• скорее доволен 419%
• сгорев ме дюопвм 22 36 5%
• погачхтъю не довопем 0 04
• аятрудомх^ опмгмтъ 3 А 8 %
Рис. 6. Общая оценка удовлетворенности обучением в КНИТУ-КАИ В начале исследования нами была выдвинута гипотеза, что потребители образовательных услуг КНИТУ-КАИ полностью удовлетворены условиями, предоставляемыми университетом для занятий учебной, научной и творческой деятельностью. Можно сказать, что гипотеза была подтверждена результатами исследования, но не по всем представленным параметрам. Как показало проведенное исследование, уровень образования и деятельность вуза в целом зависит от многих факторов. Можно сказать о том, что большинство потребителей образовательных услуг КНИТУ-КАИ удовлетворено возможностями, предоставляемыми университетом для занятий учебной, научной и творческой деятельностью. Однако стоит обратить внимание на проблемные зоны, такие как материально-техническое оснащение аудиторий и лабораторий.
Использованные источники:
1. Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н. Общекультурные компетенции в образовательном процессе высшей школы / Н.М. Галимулллина // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 11 (55). - С. 646-667