Научная статья на тему 'Анкетирование как вид социологического исследования в фармацевтической отрасли'

Анкетирование как вид социологического исследования в фармацевтической отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1253
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Анкетирование / опрос / фармацевты / структура анкеты / вопросы анкеты. / The survey / poll / pharmacists / the structure of the questionnaire / a questionnaire

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У М. Датхаев, Г Ж. Умурзахова, Р Б. Ержанова, А А. Султанбеков, А Р. Шопабаева

Анкетирование специалистов в фармацевтической отрасли, как вид социологического исследования, наилучшим образом позволяет решать поставленные перед исследователем задачи. Анализ литературных данных показал, что этот метод является наиболее распространенным при исследовании мнений экспертов в сфере медицины и фармации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONNAIRES AS A KIND OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY

The survey of experts in the pharmaceutical industry, as a kind of sociological research, best solves the problem posed by the researcher. Analysis of published data shows that this method is the most common in the study of the views of experts in the field of medicine and pharmacy.

Текст научной работы на тему «Анкетирование как вид социологического исследования в фармацевтической отрасли»

о^Каз®} 1У

№3-2015

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 DeKeyser, R. M. 2001. Automaticity and automatization.In Cognition and second language instruction, ed. P. Robinson. - Р. 125-151. Cambridge: Cambridge University Press.

2 Doughty, C. J. 2001. Cognitive underpinnings of focus on form.In Cognition and second language instruction, ed. P. Robinson. - Р. 206257. Cambridge: Cambridge University Press.

3 Ellis, N. 2005. At the interface: Dynamic interactions of explicit and implicit language knowledge. Studies in Second Language Acquisition. - №27. - Р. 305-352.

4 Ellis, R. 2001. Introduction: Investigating form-focused instruction. In Form-focused instruction and second language learning, ed. R. Ellis. - Oxford: Blackwell. - Р. 1-46.

5 Ellis, R. 2008. The study of second language acquisition. (second edition). - Oxford: Oxford University Press, 2008. - Р. 28-39.

К.А. БУЛЫГИН, К.О. ШАРИПОВ, С.С. ЖАКЫПБЕКОВА, А. МАЙДАН

КЭС1БИ Т1ЛДЕРД1 ОКЫТУДА IELTS ТЕХНОЛОГИЯСЫНЫН, КДЛДАНЫЛУЫ

tywh: Максаты - кэйби тiлдердi окыту эдктемейн жетiлдiру. Авторлар IELTS емтиханныц жуйесше ар налган тшдер материалына эдебиеттш шолу эдкш колданды. Авторлар IELTSемтиханы Yшiн тапсырмалар курастыру технологиясында колданылатын тiлдер ку^реттШпн бакылау жэне дамыту эдiстерi мен тэйлдерш пайдалануды усынады. Сонымен катар, непзп терт TYрлi тiлдiк дагдыны - тыцдауды, с0Йлеудi, окуды жэне жазудыдамытуга арналган сэйкес тапсырмалар Yлгiсi корсетшген. ТYЙiндi свздер: IELTS-технология, тыцдау, сейлеу, оку, жазу.

K.A. BULYGIN, K.O. SHARIPOV, S.S. ZHAKYPBEKOVA, A. MAIDAN

APPLICATION OF IELTS TECHNOLOGY IN TRAINING IN OF PROFESSIONAL LANGUAGES

Resume: The objective is improvement of a technique of teaching professional languages. Methods of the literary review of language materials were used by authors for system of examinations of IELTS.

Authors recommend use of methods of development and control of the language competence used in technology of drawing up tasks for examination of IELTS. The relevant examples of tasks for development of four main language skills -listening, speaking, reading, writing are shown

Keywords: IELTS-technology, listening, speaking, reading, writing.

АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ВИД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

У.М. ДАТХАЕВ1, Г.Ж. УМУРЗАХОВА1, Р.Б. ЕРЖАНОВА1, А.А. СУЛТАНБЕКОВ1, Г.Т. АБУОВА2,А.Р. ШОПАБАЕВА1, К.Д. ШЕРТАЕВА2

1 Казахский Национальный медицинский университет

им. С.Д. Асфендиярова, 2Южно-Казахстанская фармацевтическая академия

УДК 615.1:301(079.5)

Анкетирование специалистов в фармацевтической отрасли, как вид социологического исследования, наилучшим образом позволяет решать поставленные перед исследователем задачи. Анализ литературных данных показал, что этот метод является наиболее распространенным при исследовании мнений экспертов в сфере медицины и фармации. Ключевые слова: Анкетирование, опрос, фармацевты, структура анкеты, вопросы анкеты.

Основная часть.

Наиболее распространенный в фармацевтической практике вид опроса - анкетирование. Нами был сделан выбор в сторону анонимного анкетирования специалистов-фармацевтов, чтобы наилучшим образом решать поставленные задачи.

Вопросы анкеты были направлены на стимулирующую и мотивационную организацию труда фармацевтов. Анкетирование проводилось анонимно, то есть нами были соблюдены этические принципы. Также нами был определены характер структуры (уровень

стандартизации) и степень открытости анкеты, которые соответствуют исследуемой проблеме, содержащей в анкете. Объектами проведения выборки стали

фармацевты-специалисты.

Структура анкеты или уровень стандартизации - это инструмент сбора данных. Например, высоко стандартизированная анкета-это анкета, в которой задаваемые вопросы и ответы, допускаемые темой опроса, полностью предопределены, тогда как в обычной анкете, задаваемые вопросы определены не чётко и респонденты должны отвечать на вопросы своими словами в произвольной форме. В своем исследовании мы использовали высоко стандартизированную анкету. Степень открытости анкеты предполагает, что объем информации о цели исследования сообщается респонденту. Открытая анкета-это та, в которой цель исследования очевидна. Нами в анкете была указана и озвучена цель исследования.

0 ^шзяМтш О^Каз®ИУ

1 №3-2015

При проведении анкетирования используются различного типа вопросы. Например, вопросы с многовариантным ответом. Вопросы, в которых существует определенный выбор вариантов проекции при формулировании ответа. Проективная техника подразумевает использование неявных стимулов, побуждающих респондента описать, раскрыть или построить определенную структуру в ходе ответа. К наиболее часто используемым побудителям относятся словесные ассоциации, завершение предложения и ключевые слова.

Также в анкетировании используются вопросы открытого и закрытого типа. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом

Таблица 2_

всего одного варианта ответа. Не альтернативные вопросы допускают выбор респондентом несколько вариантов ответов.

Существует полузакрытая форма вопроса, используемая в анкетах в том случае, когда исследователь не уверен в полноте известных ему вариантов ответов на поставленный вопрос и предоставляет респонденту возможность самому дополнить их. В данном случае в анкете используется линейная форма расположения вопросов. Часто в анкетах используются и табличная форма ответов на закрытый или полузакрытый вопрос. При этом шкала измерения в таблице может располагаться либо построчно (Таблица 2), либо столбцами.

Хватает ли Вам времени Хватает Не хватает Затрудняюсь ответить

На учебу и повышение 001 002 003

квалификации

На обеденный перерыв

004 005 006

Вопрос с произвольным вариантом ответа - вопрос, на который респондент свободен отвечать своими собственными словами, не будучи ограниченным выбором из набора ответом.

Многовариантный вопрос - это вопрос с ограниченным набором ответов, из которого респондента просят выбрать вариант, который наиболее соответствует его собственной позиции по данному вопросу.

Дихотомический вопрос - это вопрос сформированным количеством вариантов ответа, при котором респондента просят указать тот из 2-х ответов, который более соответствует его взгляду на предмет вопроса. Наводящий вопрос - вопрос, сформулированный таким образом, что, будучи заданный респонденту, он указывает, как он или она должны отвечать.

Существуют двухканальные вопросы - вопрос, который требует ответа по двум направлениям, и поэтому создает затруднение для респондента. Например, «Какова Ваша оценка социально-психологического климата аптеки и навыков коммуникативного общения фармацевтов?». Проблему можно разрешить, если этот вопрос разделить на две части, касающих социально-психологического климата аптеки и коммуникативного общения фармацевтов. «Воронкообразный» подход к выстраиванию последовательности вопросов подразумевает, что они начинаются с общих вопросов и постепенно переходящие к вопросам с более узкой тематикой. «Какие изменения необходимы в кадровой политике аптечной организации?», плюс к этому вопросу «Как Вы оцениваете качество мотивационных услуг аптечной организации?» Разветвленный вопрос - техника, используемая для того, чтобы отослать респондентов к различным местам в анкете, основываясь на ответах текущего вопроса. Начальный вопрос «Вы получали премию в течение последних 6 месяцев?» Если респондент отвечает «да», то он инструктируется перейти к другому месту в анкете, где содержатся вопросы о конкретных деталях премии. Те, кто говорит «нет» направляются дальше.

Предварительное тестирование - использование анкеты в качестве объекта испытания в предварительном исследовании, с целью определения, насколько хорошо анкета работает.

В своем исследовании мы использовали вопросы открытого и закрытого типа. Вопросы наводящие, деликатные, двухканальные и другого типа не применялись. Предварительное тестирование показало, что проблемы,

поднятые нами актуальны, и нашли отклик у фармацевтов -специалистов.

Также нами была четко разграничена информация, которую содержит анкета, разграничение между основной информацией и социально - демографической информаций, а также, какая из них должна быть выяснена в анкете первой.

Основная информация относится к предмету исследования, социально-демографическая информация к другим данным, которые мы собираем для классификации респондентов, чтобы извлечь больше информации об объекте интереса, т.е. о фармацевтах. Можно составлять анкету с таким порядком вопросов, который обеспечивает получение основной информации в первую очередь, а социально -демографическую информацию оставляют напоследок и наоборот.

В составленной нами анкете, социально - демографическую информацию мы поставили в первую очередь, а основную информацию во вторую очередь, в целях предварительной подготовки респондентов к ответам на вопросы. Ответы на каждый вопрос анкеты записываются один за другим и анализируются. Обычно качество, написанных исследователем ответов оценивается по трем направлениям:

-по частоте, с которой каждое слово упоминается в ходе ответов;

-по среднему промежутку времени, который отводиться каждому ответу;

- по числу респондентов, которые не ответили на вопросы после истечения определенного времени. Промежуток времени измеряется секундомеров. Предварительное тестирование показало, что на всю процедуру тестирования уходит в среднем 5-7 минут. Выводы.

Из вышесказанного следует, что в своем исследовании мы использовали высоко стандартизированную анкету, открытого типа. В анкете мы использовали вопросы открытого и закрытого типа. Было проведено предварительное тестирование, которое определило, что проблемы, поднятые нами актуальны. Предварительное тестирование показало, что на всю процедуру тестирования уходит в среднем 5-7 минут.

Также нами была четко разграничена информация, которую содержит анкета. В составленной нами анкете, социально - демографическую информацию мы поставили в первую очередь, а основную информацию во вторую часть.

oÇ ~-э» О^Каз®|1У

№3-2015

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бас В.Н. Управление персоналом в организации, ориентированной на качество // Реферат. - 2003. - С. 21-23.

2 Миклтуэтт Д.Ж., Вулдридж А. Магия менеджмента: пер. с англ. // М.: ACT, 2004. - 216 с.

3 Басков А.,Бейкер Г. Современная социологическая теория. - М.: 1996. - С.26-32.

4 Социология: наука об обществе. Под редакцией Андрущенко В.П. и Горлега Н.И.-Харьков: 1996. - С.264-265.

5 Социология: наука об обществе. Под редакцией Андрущенко В.П. и Горлега Н.И.- Харьков: 1996. - С.267-268.

6 Социология: основы общей теории. Под редакцией Осипова Г.В. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 271 с.

У.М. ДАТХАЕВ1, Г.Ж. УМУРЗАХОВА 1, Р.Б. ЕРЖАНОВА1, А.А. СУЛТАНБЕКОВ1, Г.Т. АБУОВА2, А.Р. ШОПАБАЕВА1, К.Д. ШЕРТАЕВА2

1С.Ж Асфендияров атындагы К,азац ¥лттъщ Медицина Университетi, 2Оцтуст!к Цазацстан мемлекеттж фармацевтика академиясы

ФАРМАЦЕВТИКАЛЬЩ 0НЕРКЭСШ СОЦИОЛОГИЯЛЬЩ ЗЕРТТЕУДЩ TYPI РЕТ1НДЕ САУАЛНАМАЛАР

ТYЙiн: Фармацевтикалык енеркэсш сарапшылардыц зерттеу , социологияльщ зерттеудiц Typi ретшде , ец Yздiк зерттеушi крйган мэceлeнi шeшeдi. Жарияланган дepeктepдi талдау бул эдic медицина жэне фармация саласындагы сарапшылардыц niKipiH зерттеу ец кеп таралган болып табылатындыгын керсетед .

ТYЙiндi свздер: Зерттеу , сурау, фармацевтер , сауалнама курылымы , сауалнама.

U.M. DATHAEV1 , G.ZH. UMURZAHOVA1, R.B. YERZHANOVA1 , A.A. SULTANBEKOV1 , G.T. ABUOVA2 , A.R. SHOPABAEVA1, K.D. SHERTAEVA 2

1Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov, 2South Kazakhstan Pharmaceutical Academy

QUESTIONNAIRES AS A KIND OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY

Resume: The survey of experts in the pharmaceutical industry, as a kind of sociological research, best solves the problem posed by the researcher. Analysis of published data shows that this method is the most common in the study of the views of experts in the field of medicine and pharmacy.

Keywords: The survey , poll , pharmacists , the structure of the questionnaire , a questionnaire ro

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН НА КАФЕДРЕ «ЭНДОКРИНОЛОГИЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Ж. АБЫЛАЙУЛЫ, А. ХАДЖИЕВА, А. ТЛЕГЕНОВ

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

УДК 616.43;616-008.9;616.39

В статье представлен опыт создания новых методов преподавания элективных дисциплин с применением дистанционных технологий обучения по направлению подготовки «бакалавриат» по курсу «Эндокринология» в период летнего семестра. Система высшего образования - это сложная социально-экономическая подсистема общества, которая находится в постоянном и активном поиске новых форм и механизмов организации, становление которых обусловлено развитием образовательных интересов обучающихся и тенденциями экономической организации учебного процесса.

Ключевые слова: высшее образование, медицинское образование, дистанционное обучение, эндокринология, интерактивные методы обучения.

Цель: обоснование необходимости преподавания элективных дисциплин на всех клинических кафедрах медицинского университета, посредством применения дистанционных технологий обучения. Задачи:

1. Формирование новых методов интерактивного преподавания на основе системы дистанционного обучения;

2. Внедрение и использование различных методов дистанционного обучения при ведении занятий на клинических кафедрах. Долгосрочная государственная программа

«Информационный Казахстан - 2020» отмечает, что «будущее образование - это смешанное образование, то есть симбиоз очных и сетевых форм обучения с разной степенью вовлечения в образовательный процесс. Внедрение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.