Научная статья на тему 'Вид социологического опроса – анкетирование'

Вид социологического опроса – анкетирование Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3187
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анкетирование / фармация / социальный опрос / survey / pharmacy / social survey

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — У М. Датхаев, А Р. Шопабаева, Г Ж. Умурзахова, К Д. Шертаева, Р Б. Ержанова

Анкетирование специалистов в фармацевтической отрасли, как вид социологического исследования, наилучшим образом позволяет решать поставленные перед исследователем задачи. Анализ литературных данных показал, что этот метод является наиболее распространенным при исследовании мнений экспертов в сфере медицины и фармации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — У М. Датхаев, А Р. Шопабаева, Г Ж. Умурзахова, К Д. Шертаева, Р Б. Ержанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEW OF SOCIAL INTERVIEW - SURVEYS

The survey of experts in the pharmaceutical industry, as a kind of sociological research, best solves the problem posed by the researcher. Analysis of published data shows that this method is the most common in the study of the views of experts in the field of medicine and pharmacy.

Текст научной работы на тему «Вид социологического опроса – анкетирование»

о^шаи '-з»

ВЕСТНИК КАЗНМУ

№3-2015

ВИД СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА - АНКЕТИРОВАНИЕ

У.М. ДАТХАЕВ, А.Р. ШОПАБАЕВА, Г.Ж. УМУРЗАХОВА, К.Д. ШЕРТАЕВА, Р.Б. ЕРЖАНОВА, А.А. СУЛТАНБЕКОВ

УДК 615.1:301(079.5)

Анкетирование специалистов в фармацевтической отрасли, как вид социологического исследования, наилучшим образом позволяет решать поставленные перед исследователем задачи. Анализ литературных данных показал, что этот метод является наиболее распространенным при исследовании мнений экспертов в сфере медицины и фармации. Ключевые слова: анкетирование, фармация, социальный опрос

Основная часть.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Нами был сделан выбор в сторону анонимного анкетирования специалистов-фармацевтов, чтобы наилучшим образом решать поставленные задачи. Вопросы анкеты были направлены на стимулирующую и мотивационную организацию труда фармацевтов. Анкетирование проводилось анонимно, т.е. мы, объяснив порядок заполнения анкеты, цель и задачи исследования, удалились, чтобы на следующий день забрать заполненные анкеты. То есть нами были соблюдены принципы деонтологии и телеологии. Также нами был определены характер структуры, или формализации, который требуется от анкеты, и степень открытости анкеты, которая соответствует исследуемой проблеме, содержащей в анкете. Инструментом для проведения выборки стали фармацевты-специалисты. Структура анкеты или уровень стандартизации, предполагаемый инструмент сбора данных. Например, высоко стандартизированная анкета-это анкета, в которой задаваемые вопросы и ответы, допускаемые темой опроса, полностью предопределены, тогда как в обычной анкете, задаваемые вопросы четко не определены и респонденты должны отвечать своими словами и в произвольной, подходящей для ответа форме. В своем исследовании мы использовали высоко стандартизированную анкету. Закрытость. Объем информации о цели исследования сообщается респонденту. Например, открытая анкета-это

Таблица 2.

та, в которой цель исследования очевидна. Нами в анкете была указана и озвучена цель исследования. При проведении анкетирования используются различного типа вопросы. Например, вопросы с многовариантным ответом. Вопросы, в которых существует определенный выбор вариантов проекции при формулировании ответа. Проективная техника подразумевает использование неявных стимулов, побуждающих респондента описать, раскрыть или построить определенную структуру в ходе ответа. К наиболее часто используемым побудителям относятся словесные ассоциации, завершение предложения и ключевые слова.

Также в анкетировании используются вопросы открытого и закрытого типа. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и не альтернативные. Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа. Не альтернативные вопросы допускают выбор респондентом несколько вариантов ответов.

Существует полузакрытая форма вопроса, используемая в анкетах в том случае, когда исследователь не уверен в полноте известных ему вариантов ответов на поставленный вопрос и предоставляет респонденту возможность самому дополнить их. В данном случае в анкете используется линейная форма расположения вопросов. Часто в анкетах используются и табличная форма ответов на закрытый или полузакрытый вопрос. При этом шкала измерения в таблице может располагаться либо построчно (таблица 2), либо столбцами.

Хватает ли Вам времени Хватает Не хватает Затрудняюсь ответить

На учебу и повышение 001 002 003

квалификации

На обеденный перерыв

004 005 006

Вопрос с произвольным вариантом ответа - вопрос, на который респондент свободен, отвечать своими собственными словами, не будучи ограниченным выбором из набора ответом.

Многовариантный вопрос - это вопрос с ограниченным набором ответов, из которого респондента просят выбрать вариант, который наиболее соответствует его собственной позиции по данному вопросу.

Дихотомический вопрос - это вопрос сформированным количеством вариантов ответа, при котором респондента просят указать тот из 2-х ответов, который более соответствует его взгляду на предмет вопроса. Наводящий вопрос - вопрос, сформулированный таким образом, что, будучи заданный респонденту, он указывает, как он или она должны отвечать.

Существуют двухканальные вопросы - вопрос, который требует ответа по двум направлениям, и поэтому создает затруднение для респондента.

«Какова Ваша оценка дизайна и удобства расположения демонстрационного зала фармацевтического

предприятия?». Проблему можно разрешить, если этот вопрос разделить на две части, касающих дизайна и удобства расположения.

«Воронкообразный» подход к выстраиванию последовательности вопросов, которые начинаются с общих вопросов и постепенно переходящие к вопросам с более узкой тематикой, т.е. туннельный подход. «Какие изменения необходимы в кадровой политике компании?», плюс к этому вопросу «Как Вы оцениваете качество мотивационных услуг предприятия?»

ВЕСТНИК КАЗНМУ

О^Каз®ИУ I №3-2015

Разветвленный вопрос - техника, используемая для того, чтобы отослать респондентов к различным местам в анкете, основываясь на их ответах, на текущий вопрос. Начальный вопрос «Вы получали премию в течение последних 6 месяцев?» Если респондент отвечает «да», то он инструктируется перейти к другому месту в анкете, где содержатся вопросы о конкретных деталях премии. Те, кто говорит «нет» направляется дальше.

Предварительное тестирование - использование анкеты в качестве объекта испытания в предварительном исследовании, с целью определить, насколько хорошо анкета работает.

В своем исследовании мы использовали вопросы открытого и закрытого типа, вопросы наводящие, деликатные, двухканальные и другого типа не применялись, в силу этического момента. Предварительное тестирование показало, что проблемы, поднятые нами актуальны, и нашли отклик у фармацевтов - специалистов. Также нами была четко разграничена информация, которую содержит анкета. Различие между основной информацией и социально - демографической информаций, а также, какая из них должна быть выяснена в анкете первой.

Основная информация относится к предмету исследования, социально-демографическая информация к другим данным, которые мы собираем для классификации респондентов, чтобы извлечь больше информации об объекте интереса управления человеческими ресурсами. Можно составлять анкету с таким порядком вопросов, который обеспечивает получение основной информации в первую очередь, а социально - демографическую информацию оставляет напоследок и наоборот.

В составленной нами анкете, социально - демографическую информацию мы поставили в первую очередь, а основную информацию во вторую очередь, для предварительной подготовки респондентов к ответам на вопросы. Ответы на каждый вопрос записываются один за другим и позднее анализируется. Обычно ответы оцениваются по трем направлениям:

- по чистоте, с которой каждое слово упоминается в ходе ответов;

- по среднему промежутку времени, который проходится отводиться каждому ответу;

- по числу респондентов, которые не ответили на вопросы после истечения определенного времени.

Промежуток времени измеряется секундомеров. Предварительное тестирование показало, что на всю процедуру тестирование уходит в среднем 5-7 минут. Выводы.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что в своем исследовании мы использовали высоко

стандартизированную анкету, открытого типа. В анкете мы использовали вопросы открытого и закрытого типа. Было проведено предварительное тестирование, которое определило, что проблемы, поднятые нами актуальны. Предварительное тестирование показало, что на всю процедуру тестирование уходит в среднем 5-7 минут. Также нами была четко разграничена информация, которую содержит анкета. В составленной нами анкете, социально - демографическую информацию мы поставили в первую очередь, а основную информацию во вторую часть, для предварительной подготовки респондентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бас В.Н. Управление персоналом в организации, ориентированной на качество / / Реферат - 2003. - С. 21-23.

2 Миклтуэтт Д.Ж., Вулдридж А. Магия менеджмента: пер. с англ. // М.: ACT - 2004. - 216 с.

3 Басков А.,Бейкер Г. Современная социологическая теория. -М.: 1996. - С. 26-32.

4 Социология: наука об обществе. Под редакцией Андрущенко В.П. и Горлега Н.И. - Харьков: 1996. - С. 264-265.

5 Социология: наука об обществе. Под редакцией Андрущенко В.П. и Горлега Н.И. - Харьков: 1996. - С. 267-268.

6 Социология: основы общей теории. Под редакцией Осипова Г.В. - М.: «Аспект-пресс»,1996. - 271 с.

У.М. ДАТХАЕВ, А.Р. ШОПАБАЕВА, Г.Ж. УМУРЗАХОВА, К.Д. ШЕРТАЕВА, Р.Б. ЕРЖАНОВА, А.А. СУЛТАНБЕКОВ

САУАЛНАМА- ЭЛЕУМЕТТ1К С¥РАУЛАР TYPI

ТYЙiн: фармацевт саласындагы мамандар арасында сауалнама журпзу, элеуметтш зерттеулердщ алга крйган мэселелерд шешудщ ец оцай жолы. Медицина жэне фармация саласындагы эксперттер айтуы бойынша, бул эдк кец таралган болып саналады.

ТYЙiндi сездер: сауалнама, фармация, элеуметтш сураным

U.M. DATHAEV, A.R. SHOPABAEVA, G.J. UMURZAHOVA, K.D. SHERTAEVA, R.B. YERZHANOVA, A.A. SULTANBEKOV

VIEW OF SOCIAL INTERVIEW - SURVEYS

Resume: The survey of experts in the pharmaceutical industry, as a kind of sociological research, best solves the problem posed by the researcher. Analysis of published data shows that this method is the most common in the study of the views of experts in the field of medicine and pharmacy. Keywords: survey, pharmacy, social survey

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.