мальной структуре группы позиция каждого члена команды соответствует его функциям, которая соответствует официальному статусу.
Основу системы деловых взаимоотношений в спортивноигровой деятельности составляют технико-тактические действия игроков, пространственно-временные соотношения, регламентируемые спортивными правилами и ролевыми функциями игроков команды.
Формальная структура объединяет индивидов в группу, формирует основу для личного контакта. Наряду с этим ей свойственна регуляция частоты этих контактов, плотность и их качественную сущность. Сдерживающая функция формальной структуры по отношению к неформальной проявляется именно в этом. Вместе с тем, при совпадении или перекрывании формальной структуры, неформальная структура становится ведущей и этот процесс сопровождается нарушением субординации в системе «тренер-спортсмен», снижением дисциплины, снижением личной ответственности, критической оценки поведения.
В противоположность этому, формирование отношений только на основе инструкций, с учетом ролевых действий и формальных статусов, может привести к незнанию и непониманию личностных и профессиональных качеств друг друга, по причине отсутствия эмоциональных связей, и в итоге к образованию конфликта.
В целом, полное соответствие структур - явление не желательное, так как ведет к окостенению системы и формирует замкнутый круг коммуникаций.
Предметом нашего рассмотрения является ранговая структура спортивной команды, отражающая иерархическую дифференциацию игроков по степени их значимости для команды. Действительно, одного беглого взгляда достаточно, чтобы убедиться в неравнозначности занимаемых спортсменами позиций. Несмотря на общность цели, стоящей перед каждым игроком, конкретные задачи и средства их решения, объем и содержание действий, контроль и санкции широко варьируются в зависимости от положения, занимаемого
Библиографический список
спортсменом в команде. Некоторые позиции, которые связаны с более широким объемом действий и более широкими полномочиями, признаются высшими, другие, неудовлетворяющие этим условиям, низшими.
Таким образом, разные игроки несут разную степень ответственности за успешность выступления команды, и чем выше мера ответственности, тем выше ранг занимаемой позиции. В соответствии с этим игроки команды являются носителями различных социальных ролей, отличающихся разной степенью профессиональной и общественной признательности, а следовательно, и разным уровнем престижа.
Исходной единицей ранговой структуры является позиция, которой всегда соответствует определенная роль, где ранговое место является неотъемлемым атрибутом формальных и неформальных групп и находится в диалектическом взаимодействии с поведением и достижениями человека, определенным образом влияя не только на уровень его притязаний, но и на формирование самооценки. Принадлежность индивида к той или иной позиции характеризует степень реализации групповых и общественных норм, поскольку формирование ранговой структуры вообще, и установление рангового порядка в частности, означает формирование определенных систем и требований, выдвигаемых группой к обладателям данной позиции.
Таким образом, ранговая структура спортивной команды является специфической социальной ситуацией для ее членов, а система позиций - определенной ценностью, входящей в систему значений, регулирующих поведение и деятельность спортсмена.
Итак, организационная структура спортивной команды предполагает наличие внешней (формальной - руководства) и внутренней (неформальной - лидерства) подструктур. Несмотря на определенную независимость, они находятся во взаимосвязи и взаимопроникновении, особенно в спортивной команде, достигшей в своем развитии уровня коллектива, где обе подструктуры существуют в единстве и между ними отсутствуют противоречия [3, с. 29-31].
1. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия І сост. и общ. редакция И.П. Волкова, Н.С. Цикуловой. - М.: Советский спорт, 2005.
2. Жмарев, Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера. - К.: Здоровье, 1986.
3. Богданова, Д.Я. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива: лекции для студентов ИФК. - Л., 1977. Bibliography
1. Sports psychology in works of foreign experts: chrestomathy І I.P. Volkova, N.S. Tsikulovoj's edition. - М: the Soviet sports, 2005.
2. Shmarev, N.V.administrative and organizing activity of the trainer. - К: Health, 1986.
3. Bogdanova, D.JA. Socially the characteristic of sports collective: Lectures for students ИФК. - Л., 1977.
Статья поступила в редакцию 28.03.11
УДК 338.48 : 351.858.001 Veretnova N.F. CULTURAL TOURISM ANIMATION POTENTIAL. In the article cultural animation directed at satisfaction of the need for spiritual development of personality through introduction of cultural and historic heritage in the places of tourist stay is considered.
Key words: cultural tourism, animation forms, animation socio-cultural objects, cultural animatio.
Н. Ф. Веретнова, соискатель КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
АНИМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
В статье рассматривается культурная анимация, направленная на удовлетворение потребности в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческому наследию.
Ключевые слова: культурный туризм, формы анимации, социально-культурные объекты анимации, культурная анимация.
Прошедший XX век, наряду со многими феноменальны- экономических отраслей мировой экономики. Его благотвор-ми событиями и явлениями в жизни мирового сообщества, ное влияние на развитие политических, социально-продемонстрировал огромный скачок в развитии туризма. экономических, культурных связей и межличностных отно-Сегодня туризм возглавляет список важнейших социально- шений в международном масштабе становится очевидным
фактом, определяющим стиль жизни миллионов людей на нашей планете.
Однако Россия, обладая колоссальным потенциалом ту-риндустрии, занимает весьма скромное место на мировом рынке туристских услуг. На ее долю приходится только 1,5% мирового туристского потока. Вместе с тем, эксперты Всемирной туристкой организации (ВТО) не исключают, что Россия может подняться на 5 место в мире по объёму предоставляемых туристических услуг, пропустив вперед лишь Францию, Испанию, Великобританию и Италию.
Все более значимый вес на рынке туристических услуг приобретает культурный туризм. Как показывает анализ литературы и публикаций по данной проблеме, вопросам культурного туризма в нашей стране сегодня уделяется еще недостаточно внимания, как со стороны туристических фирм, так и со стороны самих учреждений культуры. Ускоренное обновление продукции и изменение ассортимента услуг - необходимое условие выживания туристических фирм на рынке в условиях экономического кризиса. Это в значительной степени связано с развитием анимации в туризме.
Актуальность проблемы анимации заключается в ее культурном и экономическом аспектах, так как ускоренное обновление продукции и изменение ассортимента услуг есть необходимое и главнейшее условие выживания туристических фирм на рынке. Анимация - виды оживления не только в туристских путешествиях, но и в спорте, праздниках, обрядах, и в других видах проведения свободного времени человека.
Анимационный подход в туризме получил распространение как поиск инноваций в результате развития конкуренции на рынке туристических услуг. Наиболее точное определение понятия анимации в туризме - это системная деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени туристов. Сюда могут входить анимационные шоу, музейные мероприятия, например, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов [1].
Множественность функций туристской анимации обусловила разнообразие анимационной деятельности и, соответственно, анимационных программ и мероприятий. Сегодня уже можно назвать такие понятия, как «гостиничная анимация», «рекреационная анимация», тесно связанные с понятием «туристская анимация». Важно подчеркнуть, что в любом случае они относятся к понятию «культурный туризм».
Туристская анимация может характеризоваться такими основными признаками, как: важность, актуальность анимации; приоритетность анимации по сравнению с другими услугами; объем анимационных программ; качество содержания анимационных программ.
Более подробно мы остановимся на культурной анимации, направленной на удовлетворение потребности в духовном развитии личности через приобщение к культурноисторическим, культурно-досуговым, этнокультурным образцам и народному художественному творчеству на месте пребывания туриста.
Объектами анимации выступают места предложения туристам анимационных программ. Анимации различаются по месту проведения: в дороге, в клубе, в гостинице, на природе и т. п. Наиболее часто используемые социально-культурные объекты анимации - это музеи, музеи-заповедники, театры, филармонии, памятники истории и культуры, культурнодосуговые учреждения. Мировая практика свидетельствует, что возможности анимации в туризме колоссальны. Анимационные программы также могут включать: пребывание туристов в ландшафтно-природных и парковых зонах, участие в спортивных играх и состязаниях, танцевальных вечерах, карнавалах, играх, занятиях, фестивалях, конкурсах и смотрах, массовых праздниках, обрядах и т. п.
В использовании анимаций мы исходим из того, что повышение культурного уровня всегда порождает и повышает интерес к познанию своего края и отечества, а также других народов и цивилизаций, поэтому важно эффективно их пред-
ставить туристу, тем самым усиливая воздействие на эмоции и восприятие предлагаемых услуг.
Содержание анимации может состоять из:
- анимационных туристских маршрутов, то есть туристских поездок ради одной анимационной программы, либо непрерывного анимационного процесса, включающего ряд последовательно выстроенных анимационных услуг. Обычно такие программы предоставляются для индивидуалов и однородных групп, объединенных общими интересами. Они могут быть культурно-познавательными, тематическими, а также предназначенными для замены в различных обстоятельствах любого туристского путешествия;
- дополнительных анимационных услуг, связанных с технологическими перерывами программ обслуживания. Они поддерживают эмоциональный настрой и положительное восприятие всей туристической поездки, а также могут использоваться для заполнения времени поездки в различных обстоятельствах путешествия (переезды, задержки в пути, непогода, отсутствие снега на лыжных трассах и т. п.).
Процесс анимации в туризме, включая подготовку и осуществление актуальных организационных и экономических изменений, складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое. В результате этого процесса появляется анимационная инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия - распространение во времени уже однажды освоенной и использованной анимационной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер, и в каждый новый цикл должны быть внесены ориентированные на мультипликацию коррективы. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления развитием анимации.
Рассматривая анимацию в туризме как одно из направлений социально-культурной деятельности, мы можем констатировать недостаточную глубину исследования ее возможностей в туризме. Так, в исследованиях по туризму 1980-1990-х годов и до настоящего времени отсутствует понимание туристской анимации как формы социально-культурной деятельности. Например, авторы одного из изданий по туризму [2] относят культурно-досуговую деятельность лишь к разряду развлечения, чем значительно принижают социальную роль анимации, как важной составляющей туризма в современном обществе. Причина такого подхода, на наш взгляд, кроется в том, что броские, привлекательно оформленные вывески торгово-развлекательных фирм, (несравнимые с бедными вывесками учреждений культуры) ориентированы на людей, посещающих торговые центры для удовлетворения первоочередных потребностей - покупки товаров питания, одежды и т.п. Они и формируют восприятие культурно-досуговой деятельности только как развлечения.
Н. Г. Можаева и Е. В. Богинская, утверждают, что современная ситуация характеризуется «разрушением индустрии развлечений, сформированной за предыдущие десятилетия...», но, соглашаясь с тем, что «возникают новые тенденции», подчеркивая рост музеев, профессиональных театров, авторы не видят места массовых учреждений культуры - муниципальных клубов и библиотек - в индустрии гостеприимства.
Однако авторы правы в том, что в условиях роста числа организаций, занимающихся культурно-досуговой деятельностью, туристские организации в поисках способов привлечения потребителей усиливают такое направление, как анимация. Авторы также утверждают, что в России «еще не осознали, что такой вид развлечений, во-первых, крайне привлекателен для клиентов, во-вторых, способен внести большой вклад в развитие туризма, экономики области, а также оказать значительный социальный эффект» [2, с. 103].
В таком подходе мы усматриваем наличие проблемы слабого взаимодействия между культурно-досуговыми учреждениями и туристскими фирмами. Принципиальное отличие социокультурного пространства России заключается в уникальной системе культурно-досуговых учреждений, находящихся на территории субъектов Федерации и муниципальных образований, расположенных в наибольшей близости к насе-
лению. Если ставится задача расширения потока туристов внутри страны, местного туризма, то анимационная деятельность наиболее качественно будет представлена туристам при участии культурно-досуговых учреждений - клубов и домов культуры, этнокультурных центров, центров декоративноприкладного искусства и т. п.
Анимационный потенциал культурного туризма находится на пересечении гуманитарной сферы и бизнеса и является одним из наиболее перспективных секторов экономического и культурного развития территории Кемеровской области.
Концепция развития Кемеровской области до 2009 года в разделе «Физическая культура, спорт, туризм» главной целью развития туризма Кемеровской области называет создание условий для развития конкурентоспособной туристкой индустрии. В качестве долгосрочной перспективы приоритетного развития выделен внутренний, въездной, социальный и самодеятельный туризм [3].
Для комплексного и эффективного развития туризма в регионе необходима полная и реалистичная оценка его потенциала. Вопросы развития отдельных отраслей и всего туристского комплекса в целом, проблемы адаптации зарубежного опыта развития туризма активно обсуждаются современными российскими исследователями. Вопросы развития регионального туризма рассматриваются в работах М.М. Ахмирханова, В.И. Бедина, О.В. Воронцовой, И.В. Зорина, В.А. Квартального, В.С. Новикова, Р.Ю. Попова, В.Я. Северного и других авторов. В их трудах отражены общие тенденции поведения субъектов регионального туристического рынка.
В Кузбассе туризм, туристические достопримечательности также являются объектом пристального внимания со стороны журналистов, исследователей и любителей активного отдыха. Однако попыток подойти к вопросу развития туризма в Кемеровской области с научной точки зрения не так много.
Еще в советский период в Кузбассе появилось несколько работ, посвященных отдельным туристским достопримечательностям. В числе заслуживающих внимания следует назвать работы А.И. Мартынова, посвященные Томской Писанице, монографию «Шорский национальный парк». В них рассказывается о природном и культурном достоянии Кемеровской области. В первую очередь эти работы полезны для оценки потенциала и возможностей Кузбасса в туристической сфере.
Труды кузбасских ученых А.И. Мартынова, В.М. Кимее-ва, А.Н. Садового, О. Горяевой посвящены проблемам поиска путей и методов создания историко-культурного фона для формирования региональной модели развития туризма, особенностям туристской инфраструктуры региона.
Кемеровская область, с одной стороны, - это мощный индустриальный регион с гигантами угольной, металлургической и химической промышленности; с другой стороны, - это край с уникальной природой, многообразной и интересной культурой. Для территории Кузбасса характерно богатство лесных ресурсов, разнообразие флоры и фауны, которые позволяют в отдельных госпромхозах Кемеровской области осваивать новый вид туризма, в том числе и иностранного -лицензионная охота на медведя и других диких животных.
Наиболее ценные природные объекты Кемеровской области, являющиеся также привлекательными для туристов, получили статус особо охраняемых природных территорий. Наряду с выполнением охранно-воспроизводственных функций, эти территории служат прекрасной базой для развития
туризма на природе (экотуризм, фотоохота, научные экскурсии, наблюдение за птицами и другими представителями флоры и фауны и т.д.).
Горные и экологически чистые сельские районы могут стать привлекательными местами отдыха для иностранных туристов. В отличие от многих зарубежных стран, в России ещё сохранились большие территории нетронутой, экологически чистой природы, что может стать важным условием увеличения количества поездок иностранных туристов в Кузбасс.
Таким образом, можно отметить, что Кузбасс обладает огромным потенциалом развития культурного туризма в силу уникальной природы, истории, национального состава населения. До настоящего времени этот потенциал использовался не в полной мере. Последние годы, однако, отмечены огромным скачком развития культурно-познавательного и экологического туризма в регионе, что во многом определяется поддержкой органов власти.
К факторам, препятствующим более динамичному развитию туризма в регионе, следует отнести недостаточно развитую инфраструктуру, территориальную удалённость и труд-нодоступность ряда потенциальных туристических объектов, слабое взаимодействие турфирм с учреждениями культуры.
Дальнейшее развитие культурного туризма в Кузбассе должно осуществляться в более тесном сотрудничестве с коллективами художественного творчества, культурнодосуговыми мероприятиями учреждений культуры и искусства театров, филармонии, домов и дворцов культуры клубных и библиотечных учреждений.
Творческая анимация может составлять и отдельные программы туристских поездок, нацеленные на удовлетворение потребностей в творчестве, самореализации личности, принадлежности к единомышленникам и представлении своего творчества с целью признания и установления контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.
В заключение отметим, что анализ публикаций позволяет сказать, что туристские фирмы, особенно гостиничные структуры, стремятся создавать собственные анимационные службы, при этом совершенно недостаточно используют находящиеся на территории учреждения культуры, особенно учреждения клубного типа, центры народного творчества и досуга, снижая тем самым качество анимационных услуг, и недостаточно формируют представления туриста о культурной жизни места пребывания. Решение проблемы развития анимационного потенциала культурного туризма видится в интеграции сфер туризма и культуры через включение туризма в программы развития культуры и мероприятий культурного характера в систему туристских услуг.
Для расширения перечня анимационных услуг культуры необходимо стратегическое и оперативное планирование, реализация системного подхода в решении актуальных проблем туристического бизнеса, чёткое определение его организационных и других ресурсов. Это предполагает установление приоритета культурного туризма, как на внутреннем, так и на въездном туристском рынке.
Таким образом, одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся видов туризма является анимационный туризм, который в наибольшей степени способен удовлетворять духовные и познавательные потребности туриста. В условиях современной действительности удовлетворение этих потребностей является мощным побудительным мотивом туристической деятельности большей части населения.
Библиографический список
1. Гаранин, Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации / Н.И. Гаранин, И.И. Булыгина. - М.: Советский спорт, 2004.
2. Можаева, Н.Г. Туризм / Н.Г. Можаева, Е.В. Богинская. - М.: ГАРДАРИКИ, 2007.
3. Программа социально-экономического развития Кемеровской области в сфере туризма / http://www.ako.ru/ZAKON/ Bibliography
1. Garanin, N.I. Menegement of tourist and hotel animation / N.I. Garanin, I.I. Bulygina. — M.: Sovetsky sport, 2004.
2. Mozhaeva, N.G. Tourism / N.G. Mozhaeva, Ye.V. Boginskaya. — M.: GARDARIKI, 2007.
3. Program of social-economic development of Kemerovo region in the spheer of tourism / http://www.ako.ru/ZAKON/
Статья поступила в редакцию 28.03.11