Научная статья на тему 'АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН ЭДМУНДА ШКЛЯРСКОГО (ГРУППА «ПИКНИК»)'

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН ЭДМУНДА ШКЛЯРСКОГО (ГРУППА «ПИКНИК») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рок-поэзия / русский рок / поэтическое творчество / поэтические жанры / рок-поэты / рок-музыканты / поэтические образы / поэтические тексты / животные / рок-группы / rock poetry / Russian rock / poetic creativity / poetic genres / rock poets / rock musicians / poetic images / poetic texts / animals / rock groups

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курская Вера Александровна

В статье анализируются образы зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся в текстах песен Э. Шклярского и их значение в художественном мире поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANIMALISTIC IMAGES IN THE TEXTS OF ROCK-POETRY BY EDMUND SHKLYARSKY (THE ROCK-GROUP «PIKNIK»)

In this article the animalistic images in the texts of the songs by Edmund Shklyarsky and their meaning are analysed.

Текст научной работы на тему «АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН ЭДМУНДА ШКЛЯРСКОГО (ГРУППА «ПИКНИК»)»

УДК 821.161-192(Шклярский Э.) ББК Ш33(2Рос=Рус)64-8,445 Код ВАК 5.9.1. ГРНТИ 17.09.91

В. А. КУРСКАЯ

Москва

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН ЭДМУНДА ШКЛЯРСКОГО (ГРУППА «ПИКНИК»)

Аннотация. В статье анализируются образы зверей, птиц, насекомых и пресмыкающихся в текстах песен Э. Шклярского и их значение в художественном мире поэта.

Ключевые слова: рок-поэзия, русский рок, поэтическое творчество, поэтические жанры, рок-поэты, рок-музыканты, поэтические образы, поэтические тексты, животные, рок-группы

Сведения об авторе: Курская Вера Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель, Академия базовой подготовки, Российский университет транспорта (МИИТ).

Контакты: 127994, г. Москва, ул. Образцова, д. 9, veranfer-sky@mail.ru.

V. A. KURSKAYA

Moscow

ANIMALISTIC IMAGES IN THE TEXTS OF ROCK-POETRY BY EDMUND SHKLYARSKY (THE ROCK-GROUP «PIKNIK»)

Abstract. In this article the animalistic images in the texts of the songs by Edmund Shklyarsky and their meaning are analysed.

Key words: rock poetry, Russian rock, poetic creativity, poetic genres, rock poets, rock musicians, poetic images, poetic texts, animals, rock groups

About the author: Kurskaya Vera Aleksandrovna, PhD of Agricultural Science, the senior lecturer of the Basic Education Academy, Russian University of Transport.

Анималистические образы, или образы представителей царства животных, - отнюдь не первая составляющая системы художественных образов в творчестве рок-поэта Эдмунда Шклярского, которая придёт на ум исследователю. Поэтому неудивительно, что ранее предметом исследований других авторов становились, к примеру, разного рода странные и уродливые персонажи [5], которые, на наш взгляд, больше выделяются в текстах Шклярского как для обычного слушателя песен, так и для исследователей. При этом представители фауны в творчестве других рок-поэтов уже становились предметом исследований, например, в творчестве Б. Гребенщикова [6; 7]. Животные упоминаются в текстах Шклярского

© Курская В. А., 2023

довольно-таки редко, однако при пристальном внимании к теме нам удалось выявить некоторые интересные закономерности.

В текстах песен Э. Шклярского чаще всего упоминаются птицы: нам удалось выявить 11 текстов, в которых использованы орнитологические образы. В литературе птице традиционно уподобляется душа человека [1]: «С каждым днём тише нетвёрдый мой шаг, / А тело, как клетка, где птицей бьётся душа» («Много дивного на свете», альбом «Танец волка», 1984). Если же душа - это самое главное, что в человеке есть (нет души - человек умирает в том или ином смысле), то иногда птица становится метонимией самого человека, и об этом песня «Мы как трепетные птицы» из альбома «Харакири» (1991):

Мы - как трепетные птицы, Мы - как свечи на ветру, Дивный сон ещё нам снится, Да развеется к утру.

Впрочем, птице может уподобляться не только вся душа человека, но и отдельные плоды деятельности души - мысли, сны, идеи, сомнения как разновидность мыслей:

Я знаю: сны - это лёгкие птицы, А дома - это дети камней.

«Ты вся из огня», альбом «Иероглиф» (1986)

Да, ты можешь впустить

в свою комнату пёструю птицу сомнений И смотреть, как горячими крыльями бьет она по лицу, не давая уснуть.

«Твое сердце должно быть моим», альбом «Немного огня» (1994)

Примечательно, что в песне «Здесь живут дома-колодцы» (альбом «Железные мантры», 2008) страх уподобляется летучей мыши:

Здесь на чердаке под крышей, Где опять летучей мышью Ходит страх...

Летучая мышь - не птица, но млекопитающее, родовое обозначение представителей отряда рукокрылых, однако это тоже существо, способное к полету - одной из главных функций птицы в обыденном понимании. При этом летучие мыши традиционно, в частности в славянской низшей мифологии, считаются нечистыми созданиями и символом ночи, они связываются с нечистой силой [2; 4]. Поэтому замена автором птицы, олицетворяющей человеческую мысль или чувство, в данном случае отрицатель-

35

ное (страх), и в контексте чердака, где действительно могут гнездиться рукокрылые, в художественном тексте на летучую мышь ожидаема и оправдана.

Впрочем, у Шклярского образы птиц нередко используются и вне связи с душой человека, снами или мыслями:

Есть сад у синих озер, где дышат птицы одни

И в этом тихом саду дни похожи на дни

Есть дом у синих озер и светлый ангел над ним...

«И светлый ангел над ним», альбом «Немного огня»

С суетою проститься, И с далёкими птицами, И с далёкими птицами, Будем петь заодно.

«Сияние», альбом «В руках великана» (2019)

Здесь птицы - необходимая составляющая Открытого Пространства как одного из пространственных концептов художественного мира поэта. Суета же характерна для описания концепта Города [3]. Поэтому в песне «Я - пущенная стрела» (альбом «Харакири») лирический герой восклицает: «Ах зачем, зачем мне эта земля. / Зачем мне небо без ветра и птиц». Небо без птиц для Героя - неполноценное небо.

Птица также может быть олицетворением Времени:

И станет осень под окном Ночами сторожить твой дом. Она ворвётся без затей В мир наших комнатных страстей, И жёлтой птицей, так легко, Начнёт кружить под потолком.

«Осень», альбом «Чужой» (2002)

Здесь Время, а точнее определённое время года, в образе жёлтой птицы вторгается из Открытого Пространства в Комнату - другой пространственный концепт, для которого как раз характерно отсутствие времени [3].

И не слышен стук сердец, Кто живой, а кто мертвец, И опять замкнётся круг, Птица выпорхнет из рук. Хохочет дьявол за спиной твоей Э-ге-гей! Э-ге-гей!

«Опиумный дым», альбом «Дым» (1982)

В этом тексте птица и её движение также связано, по нашему мнению, с ходом времени, с обыденной последовательностью повторяющихся событий.

Интересное слияние функций образа птицы как души и как обязательной составляющей Открытого Пространства использовано в тексте «Адреналиновых песен» в альбоме «Стекло» (1997):

Как будто к тем облакам высоко, высоко, Можно птицей вспорхнуть легко, легко. Как будто сон запредельный, остальное игра, Адреналиновые песни. Давай, давай, давай! - Давай, давай.

А нарисуй мне птиц на белых листах,

Я научу их петь и летать,

Пусть оттолкнутся слегка, упадут в облака.

По нашему мнению, «можно птицей вспорхнуть легко» в этом тексте относится и к Герою, и к Героине - и снова главной особенностью птицы называется её способность к полёту.

Птицы в творчестве Эдмунда Шклярского упоминаются обезличенно, и лишь в двух песнях названы их родовые понятия - павлин и сова:

И павлин тебе к лицу и лохмотьев бахрома

«Здесь под желтым солнцем ламп», альбом «Чужой» (2002)

Как будто с экрана косится луна на нас Мокрой совой

«Клянись же, ешь землю»,

альбом «Говорит и показывает» (2003)

В первом примере лирический герой говорит о Героине, и под павлином, скорее всего, подразумевается либо наряд из павлиньих перьев, либо пёстрый наряд вообще. Во втором примере сова - это метафора луны в небе, светлого пятна с крапинами (моря на поверхности Луны, видимые с Земли - рябая грудь совы).

Ещё одно существо, способное к полёту, образ которого встречается в текстах Шклярского, - это мотылёк:

Пел ветер и путь был далёк,

А в небе лазурном свинцовый летел мотылёк.

Наверное нам повезло.

Наверное нам повезло, мы видели это

И верим, что видим сейчас.

<...>

А этот путь так далёк, так далёк, А в небе лазурном безумный летит мотылёк.

«Стоя на этой лестнице», альбом «Родом ниоткуда» (1988)

За окном сотворение мира для двух мотыльков, Им хватает ещё пыльцы на цветах, что притихли в саду. А тебе?

Нужна ли пыльца тебе, чтобы так же отчаянно жить, И погибнуть у всех на виду?

«Душа самурая - меч», альбом «В руках великана»

Образ(ы) мотылька(ов) встречаются в текстах Шклярского только в положительной коннотации и так же, как и птицы, связаны с концептом Открытого Пространства. Однако в песне «Душа самурая - меч» добавляется также традиционное значение хрупкости крылатого создания, чьё существование очень непродолжительно, почти мимолетно [4]. В шести песнях Эдмунда Шклярского упоминаются змеи:

Нет ни сна ни пробужденья, только шорохи вокруг, Только жжёт прикосновенье бледных пальцев нервных рук. Бейте в бубен, рвите струны, кувыркайся, мой паяц, В твоем сердце дышит трудно драгоценная змея.

«Мы как трепетные птицы», альбом «Харакири»

Да, легко мне скользить по земле,

А души не оставив нигде

Так просто ступив за порог

Да, мимо улиц пустых

Прохожих, похожих на бледных святых

И их тоже мучают змеи дорог

«Скользить по земле», альбом «Жень-шень» (1996)

Открыта дверь тебе, я жду, В одну из пепельных ночей И твои руки обовьёт Змея железных обручей. <...>

И я надеюсь, этот мир Не утолит тебя ничем И на руках твоих уснёт Змея железных обручей.

«Глаза очерчены углем», альбом «Стекло»

Слишком вольно ты идёшь, украдут пока ничья И дорога заметет, как лукавая змея

«Здесь, под жёлтым солнцем ламп», альбом «Чужой»

Здесь вдыхая холода покой Спит как будто времени змея Здесь неторопливою рукой Злые буквы не сложить в слова

«Настрадался Нострадамус от людей», альбом «Говорит и показывает»

К черту все твои устои -Побеждает недостойный, Тот корявый и нестройный Выпьет счастие до дна. Как какой-нибудь знакомый Улыбается как кобра, Улыбается как кобра И подмигивает нам.

«Гиперболоид», альбом «Железные мантры»

Как видно из приведённых примеров, змея является метафорой дороги (логично, что по причине своих протяженных и извилистых очертаний), браслета Героини (один из традиционных видов дизайна браслетов и колец - змея, обвивающая руку или палец), олицетворением Времени, а также традиционным символом коварства [2; 4], как в последнем примере. Кобры, как и другие змеи, не могут улыбаться, так как имеют твёрдые челюсти, но из текста песни «Гиперболоид» однозначно выводим смысл «улыбается, как кобра, коварный человек, задумавший недоброе по отношению к Герою».

Непрост для понимания образ волка, отмеченный в текстах Шкляр-ского дважды:

Осколок к осколку, а волчье - волку Как серебру - звон Осколок к осколку, а волчье - волку, А мне тогда что?

«Клянись же, ешь землю», альбом «Говорит и показывает»

Я всё чувствую разумом волчьим Да, наверное, мне повезло Я могу себя сжечь, я могу ещё больше О, о-о-о!!!

«Две судьбы», альбом «Тень вампира» (2004)

В славянской и североевропейской мифологии волки связаны со способностью к оборотничеству [2; 4; 6]. В контексте творчества лидера группы «Пикник» нам представляется актуальным именно это значение, тем более что в обоих приведённых примерах образ волка так или иначе связывается с Героем, а во втором примере - с его способностью к алхимическому перерождению через самосожжение [5].

В двух песнях отмечено упоминание собак:

Снова залают собаки, И дальше пойдёт караван.

«Караван», альбом «Дым»

Здесь очевидна отсылка к пословице «Собака лает - караван идёт», и собака, скорее всего, выполняет функцию атрибута, указывающего на закономерный ход событий.

В толпе одиноким не скрыться. В толпе им не скрыться никак -У них удивлённые лица С глазами бездомных собак.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Одиночество»,

альбом «Весёлый и злой» (2022)

Здесь образы бездомных собак - указание на неприкаянность, одиночество и отсутствие приюта на этой земле для тех, кто не похож на большинство людей.

Герой также иногда связывается у Шклярского со зверем / животным вообще, без уточнения вида:

А твои мысли как зверь, что затаился в кустах.

«Немое кино», альбом «Жень-шень»

Чего ради как зверь дышу Будто радио белый шум Что же будет с тобой, ой Если я попрошу...

«Говорит и показывает», альбом «Говорит и показывает»

Лабиринтами закрученными Да путями неизученными Переулками немыслимыми Чтоб никто тебя не выследил Так беги уж хоть на согнутых Ты животное особенное К дикой жизни приспособленное В развороченном раю

«В развороченном раю», альбом «Мракобесие и джаз» (2007)

По одному разу использованы образы огненного льва - алхимического символа («Ты коснись рукою огненного льва», «Дай себя сорвать», альбом «Родом ниоткуда»), носорогов («Да, ты можешь отдать своё тело восьми носорогам, / И одев себя в пену и дрожь в раскаленную падать волну», «Твоё сердце должно быть моим», альбом «Немного огня»), клопа («Здесь, под жёлтым солнцем ламп»), пауков - в перифразе «Чулки из слюны пауков», то есть из паутины («Себе не найдя двойников», альбом «Королевство кривых»), вепрей, которые прячутся в дебри, когда буянит Падший ангел («Падший ангел - сын греха», альбом «Мракобесие и джаз»).

На основании нашего исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Несмотря на относительно редкое употребление, в текстах песен Эдмунда Шклярского всё же встречаются анималистические образы, и они разнообразны - птицы, волк, собаки, мотыльки, вепри, носороги, лев, пауки, клоп, змеи, летучая мышь.

2. Чаще всего упоминаются птицы, которые являются либо олицетворением души лирического героя, его снов и мыслей, либо атрибутом Открытого Пространства, либо метафорой Времени. Родовая принадлежность птиц указана только в двух случаях - павлин и сова.

3. Также часто используется образ змеи как олицетворения дороги или браслета Героини, а также олицетворение Времени и символ коварства. Волк - также олицетворение лирического героя, особенно в контексте его способностей к оборотничеству и алхимическому перерождению.

4. В большинстве случаев анималистические образы в творчестве Э. Шклярского используются в составе разного рода тропов.

Литература

1. Кожевникова Н. А., Петрова З. Ю. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы Х1Х-ХХ вв. Вып. 1: Птицы [Текст] / Н. А. Кожевникова. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 480 с.

2. Кожевникова Н. А., Петрова З. Ю. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы Х1Х-ХХ вв. Вып. 2: Звери, насекомые, рыбы, змеи [Текст] / Н. А. Кожевникова. - М.: Языки русской культуры, 2010. - 512 с.

3. Курская В. А. Хронотоп в творчестве Эдмунда Шклярского [Текст] / В. А. Курская // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сб. науч. тр. Екатеринбург, Тверь, 2020. - Вып. 20. - С. 147-155.

4. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов [Текст] / М. М. Маковский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 416 с.

5. Никитина Е. Э. «Квазимодо - урод»: безобразные и странные персонажи Эдмунда Шклярского [Текст] / Е. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. - Екатеринбург; Тверь, 2010. -Вып. 11. - С. 207-214.

6. Никитина О. Э. Образы животных в рок-поэзии Б. Гребенщикова. Комментированный указатель [Текст] / О. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сб. науч. тр., Тверь, 2000. - Вып. 3. - С 40-53.

7. Никитина О. Э. Образы птиц в рок-поэзии Б. Гребенщикова. Комментированный указатель [Текст] / О. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Сб. науч. тр., Тверь, 1998. - С 114-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.