Научная статья на тему 'ОБРАЗ И ТВОРЧЕСТВО ЛЕОПОЛЬДА ФОН ЗАХЕРА-МАЗОХА В КОНТЕКСТЕ РОК-ПОЭЗИИ ЭДМУНДА ШКЛЯРСКОГО (ГРУППА «ПИКНИК»)'

ОБРАЗ И ТВОРЧЕСТВО ЛЕОПОЛЬДА ФОН ЗАХЕРА-МАЗОХА В КОНТЕКСТЕ РОК-ПОЭЗИИ ЭДМУНДА ШКЛЯРСКОГО (ГРУППА «ПИКНИК») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-ПОЭЗИЯ / РОК-ТЕКСТЫ / РОК-ПОЭТЫ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / ПОЭТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / РОК-ГРУППЫ / МАЗОХИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курская Вера Александровна

В статье анализируется текст песни Эдмунда Шклярского «Герр Захер Мазох», использованные в ней образы и мотивы и их связь с творчеством австрийского писателя Л. фон Захера-Мазоха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE AND WORKS BY LEOPOLD VON SACHER-MASOCH IN THE CONTEXT OF ROCK-POETRY BY EDMUND SHKLYARSKY (THE ROCK-GROUP “PIKNIK”)

In this article the text of the song “Herr Sacher Masoch” by Edmund Shklyarsky, images and motives used in it and their linkage with works by Austrian writer L. von Sacher-Masoch is being analysed.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ И ТВОРЧЕСТВО ЛЕОПОЛЬДА ФОН ЗАХЕРА-МАЗОХА В КОНТЕКСТЕ РОК-ПОЭЗИИ ЭДМУНДА ШКЛЯРСКОГО (ГРУППА «ПИКНИК»)»

УДК 821.161.1-192 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45 Код ВАК 5.9.3 ГРНТИ 17.07.25

В. А. КУРСКАЯ

Москва

ОБРАЗ И ТВОРЧЕСТВО ЛЕОПОЛЬДА ФОН ЗАХЕРА-МАЗОХА В КОНТЕКСТЕ РОК-ПОЭЗИИ ЭДМУНДА ШКЛЯРСКОГО (ГРУППА «ПИКНИК»)

Аннотация. В статье анализируется текст песни Эдмунда Шклярского «Герр Захер Мазох», использованные в ней образы и мотивы и их связь с творчеством австрийского писателя Л. фон Захера-Мазоха.

Ключевые слова: рок-поэзия; рок-тексты; рок-поэты; поэтическое творчество; поэтические образы; поэтические мотивы; рок-группы; мазохизм

Сведения об авторе: Курская Вера Александровна, кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель Академии базовой подготовки Российского университета транспорта (МИИТ).

Контакты: 127994, г. Москва, ул. Образцова, 9; veranfersky@mail.ru

V. A. KURSKAYA

Moscow

THE IMAGE AND WORKS BY LEOPOLD VON SACHER-MASOCH

IN THE CONTEXT OF ROCK-POETRY

BY EDMUND SHKLYARSKY (THE ROCK-GROUP "PIKNIK")

Abstract. In this article the text of the song "Herr Sacher Masoch" by Edmund Shklyarsky, images and motives used in it and their linkage with works by Austrian writer L. von Sacher-Masoch is being analysed.

Keywords: rock poetry; rock lyrics; rock poets; poetic creativity; poetic images; poetic motives; rock groups; masochism

About the author: Kurskaya Vera Aleksandrovna, Candidate of Agricultural Science, Senior Lecturer of the Basic Education Academy, Russian University of Transport.

Объектом настоящего исследования является песня «Герр Захер Мазох» (альбом «Мракобесие и джаз», 2007), рассматриваются её тема, система использованных образов и мотивов, а также интертекстуальные связи.

Героем песни является Леопольд фон Захер-Мазох (1836-1895), австрийский писатель эпохи реализма. Широкому кругу читателей, особенно за пределами Австрии, его творчество известно мало, а имя связывается прежде всего с психосексуальным расстройством - мазохизмом. Термин «мазохизм» был введён австрийским и немецким психиатром Рихардом фон Крафт-Эбингом в 1886 году в труде «Половая психопатия». По его словам, Захер-Мазох часто описывал именно данное расстройство в своих

© Курская В. А., 2022

произведениях, которое, однако, на тот момент ещё не было описано психиатрами. «Существенной, с точки зрения психопатии, и общей чертой всех этих случаев является направленность полового влечения на представления, имеющие своим содержанием подчинение лицу другого пола, и на то, чтобы испытать его насильственные действия по отношению к себе» [2, с. 106].

Крафт-Эбинг также связывает мазохизм с мыслями субъекта о подчинённости в широком смысле слова и говорит о традиции отражать эти взаимосвязи в поэзии: «Весьма интересным представляется факт, основывающийся на однообразном происхождении подчинённости и мазохизма. Для иллюстрации первой обычно в шутку применяются такие образные выражения: "рабство, ношение цепей, быть связанным по рукам и ногам, запрячься в триумфальную колесницу, лежать у ног, быть под башмаком и т. д.". Это и суть те понятия, которые мазохист в своих извращённых стремлениях старается воплотить буквально. Подобные сцены обычны в повседневной жизни и даже стали тривиальными. <...> Поэзия во все времена отмечала среди общих картин сильных любовных страстей момент зависимости от предмета, который может соглашаться или отказаться, и факты подчинённости всегда подмечались ею. Поэт, создавая вышеприведённые выражения с целью обозначить зависимость влюблённого, по существу, идёт тем же путём, что и мазохист, который создаёт подобные положения с целью образно представить свою зависимость, являющуюся для него не средством, а целью.

Уже поэзия древних пользуется для этой цели выражением "domina" ("госпожа, повелительница") и охотно применяет картину наложения оков...» [2, с. 158-159].

Таким образом, упоминание Захера-Мазоха в тексте песни группы «Пикник» скрывает два смысловых пласта: пласт, связанный непосредственно с мазохизмом как с сексуальной девиацией, и пласт, связанный с творчеством и отражёнными в нём идеями австрийского писателя. Нам предстоит разобраться, какой из них наиболее актуален для текста Эдмунда Шклярского.

Наиболее значительной частью творческого наследия Л. фон Захер-Мазоха является цикл новелл «Наследие Каина», в котором автор желал отразить свои взгляды на самые важные сферы человеческой жизни. Замысел созрел около 1870 г. Планировалось, что цикл будет состоять из 6 частей: «Любовь», «Собственность», «Государство», «Война», «Труд» и «Смерть», в каждой части будет по 6 новелл, причём в первых пяти проблему предполагалось описывать с разных сторон, а в шестой - давать авторский вариант решения проблемы. Не все новеллы были написаны специально под данный цикл - некоторые, например, «Коломейский Дон Жуан» (опубликована в 1866 г.) и «Отставной солдат» (1868 г.), были созданы и опубликованы ранее и лишь впоследствии включены писателем в «Наследие Каина» [2, с. 138]. Л. фон Захер-Мазох успел полностью напи-

сать лишь две части - «Любовь» и «Собственность». Именно «Любовь» является той частью цикла, в которой наиболее полно воплотился авторский замысел.

«Любовь» включает в себя следующие новеллы: «Коломейский Дон Жуан», «Отставной солдат», «Лунная ночь», «Любовь Платона», «Венера в мехах» и «Марцелла, или сказка о счастье». Патологическая любовь, связанная с потребностью в страданиях, унижении и подчинении, описана в новелле «Венера в мехах».

Мы не будем далее углубляться в анализ творчества австрийского писателя, а перейдём к основному объекту нашего исследования - тексту песни группы «Пикник» «Герр Захер Мазох», и будем обращаться к прозе Захера-Мазоха лишь в тех случаях, когда параллели между творчеством обоих авторов очевидны.

В тексте песни «Герр Захер Мазох» кроме главного героя, прототипом которого является австрийский писатель, присутствует и Героиня:

Всё здесь необыкновенно, Скрыта тенью госпожа, А её прикосновенье Будто лезвие ножа.

Героиня Шклярского - это доминантка, партнёрша, заставляющая героя страдать, прежде всего физически («прикосновенье будто лезвие ножа»). Присутствие в этом тексте её образа позволяет отнести его к корпусу любовных песен Э. Шклярского, которые мы уже разбирали в одной из предыдущих наших работ [4].

Описание Героини в песне отсутствует, что логично, так как она скрыта тенью. Примечательно, что и в других текстах Шклярского почти нет указания на цвет её глаз, причёску, длину волос, рост, особенности фигуры и т. д. Лишь в одной песне упоминаются «русы косы» («Русы косы», альбом «Театр абсурда»). Героине к лицу и павлин, «И лохмотьев бахрома» («Здесь под желтым солнцем ламп», альбом «Чужой»). Некоторые признаки указывают на связь натуры Героини с пороком: она может красить лицо «краской порочной» («Лицо», альбом «Стекло»), её глаза очерчены углём («Глаза очерчены углём», там же) - у неё яркий макияж, который не ускользает от внимания лирического героя [6]. Следовательно, для героя важен имидж его возлюбленной, но не фенотип, а дополнительные детали. Л. фон Захер-Мазох также делает акцент на мехах, которые совершенно преображают его героинь, придают им необыкновенный шарм, заставляя мужчин подчиняться им: опушенная куницей кофточка в новелле «Теодора», меховой плащ в «Асме», зелёная кацавейка с серебристой опушкой в «Коломейском Доне Жуане». В «Венере в мехах» самый главный элемент имиджа героини вынесен в заглавие новеллы.

Отношения лирического героя Шклярского с его возлюбленной почти всегда конфликтны: она мучает героя, «разоряет» его сны («До Содома далеко», альбом «Говорит и показывает»), уходит прочь, не дослушав его до конца («Телефон», альбом «Иероглиф») - так поступает нелюбящая женщина, следовательно, любовь героев не взаимна [4].

Всё бы проклял он, да только Больно в гневе хороша, Между сладостью и болью Разрывается душа.

Здесь отражён основной конфликт текста: Герой разрывается между страданием (с естественным желанием его избежать) и любовью, стремлением к той, кто мучит его, и любованием ею. Конфликт мужского и женского начал - это одно из проявлений дуализма, принципа, на котором полностью построен художественный мир Шклярского [3]. Но автор идёт дальше: если мир в текстах песен «как будто надвое расколот», то раскол проникает и в любовное чувство лирического героя, он составляет суть мазохизма, любви вопреки отрицательному подкреплению.

Если бы начать с начала, Если б только повезло -Все страданья и печали Повторил бы всем назло.

Чтобы те, кто дышит пылью, Стёкла выбили в домах, Чтоб взахлёб себя лупили Да по глупым по щекам.

Эти строфы очень сложны для толкования. Начнём с наиболее простого и очевидного: действующие лица здесь - окружающие, остальные люди, к числу которых не относятся ни лирический герой, ни его возлюбленная. Дома и стёкла - элементы топоса Города, который в художественном мире Шклярского населён серыми, безликими людьми, противопоставленными главному герою [3]. В песне «Герр Захер Мазох» «те, кто дышит пылью», не только заперты в своих домах и не дышат свежим воздухом, но и, в переносном смысле, не способны на свежие идеи и свежий взгляд, истина не доступна их познанию. Если же эти люди выбьют стёкла в своих домах, ситуация полностью изменится: они не только вдохнут свежий воздух, но и увидят, узнают или испытают что-то новое.

Отметим здесь параллель с песней группы «Пикник» «Дикая певица» (альбом «Театр абсурда», 2010):

Только двери дубовые послетали с петель, Только стёкла потрескались, задрожали дома

Топос Города начал разрушаться от пения Героини, а именно от мистической силы её голоса, что отмечает Д. Г. Скорлупкина [6].

Вернёмся к песне «Герр Захер Мазох». Узнав истину, дышащие пылью люди начнут самоистязание. В чём его смысл? Если трактовать это действие в русле мазохизма, то речь идёт о сексуальном самоудовлетворении людей, дышащих пылью. Но в контексте данной песни (са-мо)наказание может иметь и прямой смысл - наказание себя, например, за неверный взгляд на жизнь и неправильный образ мыслей.

Видимо, люди не смогут вести себя иначе, не смогут, познав истину, уклониться от самоистязания. Поскольку в тексте песни Шклярского «все страданья и печали» связаны с любовью, серые люди познают суть любви и взаимодействия полов как противоборства двух начал. Не случайно в «Дикой певице» именно Героиня, женщина, разрушает Город. Здесь уместно привести цитату из новеллы Л. фон Захера-Мазоха «Коломейский Дон Жуан»: «Вообще не случалось ли вам поразмыслить, какую ловушку нам ставит природа в любви? Не допускаете ли вы... ах! что бишь я хотел сказать? - да, с самого начала мужчина и женщина созданы для обоюдной вражды» [1, с. 158].

При этом герой Шклярского отказывается, если такое вдруг станет возможным, изменить свою судьбу, прожить какую-то другую жизнь, без страданий, боли и конфликта с Женщиной. Акцентирование автором отказа героя от такой возможности - это традиционный выбор литературного героя между Правдой и Ложью в пользу первой. Следовательно, Правда заключается в том, что настоящая жизнь, где есть место любви, невозможна без страданий и конфликта между мужчиной и женщиной, между мужским и женским началом:

Потому что больше жизни Тайной страсти жаркий вздох. Потому - судьба капризна, Знает Герр Захер Мазох.

Подведем итоги. В тексте песни Эдмунда Шклярского не случайно появился образ Герра Захера Мазоха, прототипом которого стал австрийский писатели эпохи реализма, вошедший в историю литературы и медицины благодаря описаниям патологической тяги к страданиям и унижению. Этот образ связан как с мазохизмом как стремлением к страданию, причиняемому мужчине любимой женщиной, так и с более широко понимаемой и раскрываемой темой любви в творчестве Леопольда фон Захера-Мазоха. Мужчина и женщина понимаются им как два враждующих существа. В этом отношении взгляды Э. Шклярского и

Л. фон Захера-Мазоха очень близки - несмотря на значительную разницу в эпохах, ментальности и литературной форме творчества обоих авторов.

Литература

1. Захер-Мазох Л. фон Демонические женщины: Повести, рассказы / Л. фон Захер-Мазох. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 320 с.

2. Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия, с обращением особого внимания на извращение полового чувства / Р. Крафт-Эбинг. - М.: Республика, 1996. - 591 с.

3. Курская В. А. «Мир как будто надвое расколот»: предварительные замечания по поводу дуализма художественного мира Эдмунда Шклярско-го / В. А. Курская // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Вып. 15. - Екатеринбург; Тверь, 2014. - С. 186-191.

4. Курская В. А. Особенности женских образов и любовный конфликт в рок-поэзии Эдмунда Шклярского / В. А. Курская // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Вып. 12. - Екатеринбург; Тверь, 2011. -С. 147-155.

5. Полубояринова Л. Н. Леопольд фон Захер-Мазох - австрийский писатель эпохи реализма / Л. Н. Полубояринова. - СПб.: Наука, 2006. - 646 с.

6. Скорлупкина Д. Г. «Театр абсурда» группы «Пикник»: специфика рецепции сильных позиций / Д. Г. Скорлупкина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Вып. 15. - Екатеринбург; Тверь, 2014. -С. 208-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.