Предельно ясная, чёткая постановка вопроса в пределах освоенных знаний является неотъемлемым условием действенности теста. Тест не будет действенным для обучаемых, которым он адресован, если он выходит за пределы освоенного содержания или же оных не достигает, превышает запроектированный уровень обучения.
Стоит также упомянуть, что одной из разновидностью тестирования, причём комплексного, является единый государственный экзамен (более известный как ЕГЭ), который не является основой всех образовательных задач современной школы, но, несомненно, служит ориентиром для формирования системы компетентностей и учащихся, так как именно в соответствии с результатами прохождения оными этих экзаменов чаще всего определяется итоговый уровень подготовки учащихся для продолжения обучения или получения квалификации по выбранной профессии в будущем. ЕГЭ даёт по большей части объективную картину результатов усвоения учащимися системы знаний и умений в школе.
Использованные источники:
1. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст]: Учебное пособие / А. Анастази: Пер. с англ.: В 2-х тт. - М.: Наука, 1985. - IBSN 5-06-004214-6.
2. Панкратова Л. П., Челак Е. Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты [Текст]: Учебное пособие / Л. П. Панкратова. - Спб.: БХВ-Петербург, 2012. -448 с.: ил. - ISBN 5-244-00038-1.
3. Пидкасистый, П. И. Педагогика: Учебник. М. [Текст]: Учебное пособие / П. И. Пидкасистый. - м., 2002. - ISBN 0-471-17082-8.
УДК 378.3
Андриенко А. С., к.пед.н.
доцент
кафедра иностранных языков Институт управления в экономических, экологических
и социальных системах Южный федеральный университет
Россия, г. Таганрог АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье рассматривается становление понятия «английский язык для специальных целей», дается определение, приводятся основные характеристики данного понятия, прогнозируются пути дальнейшего развития изучения языка для специальных целей студентами вузов.
Ключевые слова: английский язык для специальных целей, иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность, многоуровневый подход, междисциплинарный подход, электронное обучение.
Andrienko A. S., Ph.D., Associate Professor Associate Professor of the Department of Foreign Languages Institute of Management in Economic, Ecological and Social Systems
Southern Federal University Russia, Taganrog ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES: RETROSPECTIVE ANALYSIS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Abstract. The article considers the process of development of English for Specific Purposes, its historical origin, definition of the term, and the prospects of development in ESP learning by university students.
Key words: English for Specific Purposes, EFL professional communicative competence, multileveled approach, interdisciplinary approach, E-learning.
Изучение английского языка для специальных целей - English for Specific Purposes (ESP) - студентами университета является значимой составляющей профессиональной подготовки для всех профильных специальностей вуза. Целью изучения ESP является развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов. Высокий уровень сформированности данной компетенции дает возможность осуществлять профессионально ориентированное общение на английском языке и использовать ESP в научной сфере.
Среди множества существующих дефиниций термина нет единства в определении названия ESP: "English for Specific Purposes" или "English for Special purposes". По мнению исследователей, термин English for Specific Purposes (ESP) был введен в терминологический аппарат Т. Хатчинсоном и А. Уотерсом в 1987 году в статье English for Specific Purposes: A Learning-Centered Approach [1], в которой Т. Хатчинсон и А. Уотерс определяют ESP как средство общения в различных профессионально ориентированных сферах: в бизнесе и экономике - English for Business and Economics, в психологии - English for Psychology, в сфере социальных наук - English for Social Sciences, медицине - English for Medical Sciences и ряде других профессиональных направлений. Некоторые ученые считают, что термин ESP появился в сфере обучения инженеров воздушных судов, авиаторов.
Т. Хатчинсон и А. Уотерс, разделяя мнение Дж. Свейлза [2], определяют доминирующее значение English for Science and Technology в структуре ESP [1, p. 9].
В словаре А. Н. Щукина язык для специальных целей - English for Specific Purposes - определяется «как принятое в современной лингвистике и лингводидактике обозначение функциональной разновидности литературного языка, обслуживающего профессиональное общение. Нередко язык для специальных целей называют языком профессии, владение им считается явлением вторичного порядка, так как его носители должны
владеть, прежде всего, национальным литературным языком» [3].
Характеризуя этапы становления ESP, Т. Хатчинсон и А. Уотерс [1] выделяют следующие значимые причины:
- интенсивное развитие межнационального сотрудничества на международном уровне, обусловленными событиями второй мировой войны и послевоенным периодом, нефтяной кризис и возрастание роли английского и американского английского языков на международной арене как следствие укрепления роли США в мировой экономике;
- изменения в сфере лингвистики, отличия в применении языка в различных сферах деятельности, определение различий между видами речевой деятельности (чтение, письменное и устное общение), появление понятия English for Science and Technology (EST) [1, p. 9];
- развитие обучающих методик, направленных на формирование языковых и речевых навыков (skill-centred approach);
- развитие в сфере психологии ка науки, направленность обучения на сферу потребностей, мотивов и интересов обучающихся (learning-centred approach).
А. М. Джонс [4], характеризуя исторические периоды становления ESP, выделяет три этапа:
- этап раннего развития (the early years) (1962-1981);
- недавно завершившийся этап (1981-1990);
- современная эра (1990-2011);
- будущее развитие (после 2011).
Характеризуя факторы будущего развития ESP, автор отмечает необходимость усиление критики деятельности исследователей и педагогических подходов к изучению ESP.
Среди исследований англоязычных авторов по проблематике языка для специальных целей следует отметить работы Д. Карвера [5], Б. Коффи [6] и Дж. Свейлза [2]. Несмотря на противоречивые мнения в определении типов ESP, многие ученые разделяют точку зрения Д. Карвера [5], выделившего в структуре английского языка для специальных целей
- English as a Restricted Language (английский язык для узкой (ограниченной) сферы употребления);
- English for Academic and Occupational Purposes (EAOP) - английский язык для образовательных и профессиональных целей;
- English with Special Topics (английский язык для специальной сферы общения).
Работа Б. Коффи является значимой с точки зрения акцента на необходимость использования аутентичного текстового материала [6]. Принцип аутентичности (authenticity) выделяет и Дж. Свейлз [2], подчеркивая также важность таких принципов в процессе изучения ESP как
- основу исследования (research base);
- потребности к изучению ESP и определение целей в различных
ситуациях в процессе изучения и практического применения (needs analysis и "target situation analysis");
- методику процесса обучения (learning/methodology).
Хатчинсон и А. Уотерс также отмечают важность направленности процесса обучения ESP на нужды обучающихся (needs analysis) [1, p.8].
Важность направленности курса изучения ESP на нужды обучающихся отмечает и Р. Мильруд [7]. Говоря о существенном отличии программы обучения «языку в «общих целях» от обучения «языку в «специальных целях», Р. Мильруд считает, что « английский язык в специальных целях фактически является английским языком для обучения» [7].
Среди российских исследователей по данной проблематике следует выделить работы о. Д. Митрофановой [8], О. Г. Полякова [9] и С. Г. Тер-Минасовой [10]. Исследователи делают акцент не только на изучении тезауруса, но и на важности коммуникативного подхода, межкультурного общения.
Будущее ESP в сфере высшего образования - это интенсивное развитие технологий обучения и контроля на основе интенсивного применения мультимедийных средств, электронных курсов, учебников, поиск эффективных путей дистантного обучения (distant learning) с целью профессионально ориентированного общения со специалистами на международном уровне.
Курс ESP в университете основывается на компетентностном (формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущего выпускника) и многоуровневом подходах (изучение English for Academic Purposes (EAP) на первом и втором курсах образовательного уровня «бакалавриат» является базой для изучения ESP на третьем и четвертом курсах бакалавриата и в магистратуре).
Среди факторов, характеризующих будущее развитие ESP, необходимо отметить потребность расширения сферы применения языка для специальных целей, поиск дальнейших методических путей с целью обучения профессионально ориентированному и деловому общению, усиление методологической основы преподавания, поиск новых педагогических условий с целью эффективного изучения ESP, активное применение электронных средств обучения (E-learning). Сегодня, использование Интернет-ресурсов и образовательных online порталов -необходимое условие формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов. Важной проблемой изучения ESP является усиление междисциплинарных связей с профильными кафедрами по направлению специальностей студентов вуза особенно в технических вузах, дальнейшее изучение возможностей интеграции обучения иностранному языку в рамках уровневого подхода.
Использованные источники: 1. Hutchinson, T., Waters. (1987). A. English for specific Purposes: A Learning-
Centred Approach. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from: http://assets.cambridge.org/97805213/18372/excerpt/9780521318372 excerpt.pdf.
2. Swales, J. M. (1971). Writing Scientific English Text. London: Thomas Nelson & Sons Ltd, 1971. - 167 p.
3. Азимов, Э. Г., Щукин. А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Изд-во ИКАР, 2009.
4. Johns, A. M. (2012) The History of English for Specific Purposes Research, in The Handbook of English for Specific Purposes (eds B. Paltridge and S. Starfield), John Wiley & Sons, Ltd, Chichester, UK. doi: 10.1002/9781118339855.ch.
5. Carver, D. (1983). Some propositions about ESP. ESP Journal, 2 (2), p. 131— 137. doi: 10.1016/0272-2380(93)90003.
6. Coffey, B. (1984). State of the art: English for Specific Purposes. Language Teaching 17 (1), 2-16.
7. Мильруд, Р. Обучение языку в специальных целях: сущность, методика, рефлексия [Электронный ресурс] / Р. Мильруд // Иностранные языки. Рубрика ИЯ в системе профобразования. - 2013 - 6 мая. - Режим доступа: http://iyazyki.prosv.ru/2013/05/english-special/.
8. Митрофанова, О. Д. Язык научно-технической литературы. - М., 1973.
9. Поляков, О. Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. - М., 2003.
10. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000.
УДК 378.3
Андриенко А. С., к.пед.н.
доцент
кафедра иностранных языков Институт управления в экономических, экологических и
социальных системах Южный федеральный университет
Россия, г. Таганрог ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ» СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
УНИВЕРСИТЕТА Аннотация. В статье рассматривается проблемы индивидуального подхода к изучению иностранного языка для специальных целей студентами технических специальностей Южного федерального университета, подчеркивается необходимость поиска инновационных путей обучения профессионально ориентированному общению в процессе использования дистанционных образовательных порталов и интенсивного применения мультимедийных средств на занятии и во внеаудиторное время.
Ключевые слова: индивидуальный подход, профессионально ориентированное общение, дистанционный образовательный онлайн