Centred Approach. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from: http://assets.cambridge.org/97805213/18372/excerpt/9780521318372 excerpt.pdf.
2. Swales, J. M. (1971). Writing Scientific English Text. London: Thomas Nelson & Sons Ltd, 1971. - 167 p.
3. Азимов, Э. Г., Щукин. А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Изд-во ИКАР, 2009.
4. Johns, A. M. (2012) The History of English for Specific Purposes Research, in The Handbook of English for Specific Purposes (eds B. Paltridge and S. Starfield), John Wiley & Sons, Ltd, Chichester, UK. doi: 10.1002/9781118339855.ch.
5. Carver, D. (1983). Some propositions about ESP. ESP Journal, 2 (2), p. 131— 137. doi: 10.1016/0272-2380(93)90003.
6. Coffey, B. (1984). State of the art: English for Specific Purposes. Language Teaching 17 (1), 2-16.
7. Мильруд, Р. Обучение языку в специальных целях: сущность, методика, рефлексия [Электронный ресурс] / Р. Мильруд // Иностранные языки. Рубрика ИЯ в системе профобразования. - 2013 - 6 мая. - Режим доступа: http://iyazyki.prosv.ru/2013/05/english-special/.
8. Митрофанова, О. Д. Язык научно-технической литературы. - М., 1973.
9. Поляков, О. Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. - М., 2003.
10. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000.
УДК 378.3
Андриенко А. С., к.пед.н.
доцент
кафедра иностранных языков Институт управления в экономических, экологических и
социальных системах Южный федеральный университет
Россия, г. Таганрог ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ» СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
УНИВЕРСИТЕТА Аннотация. В статье рассматривается проблемы индивидуального подхода к изучению иностранного языка для специальных целей студентами технических специальностей Южного федерального университета, подчеркивается необходимость поиска инновационных путей обучения профессионально ориентированному общению в процессе использования дистанционных образовательных порталов и интенсивного применения мультимедийных средств на занятии и во внеаудиторное время.
Ключевые слова: индивидуальный подход, профессионально ориентированное общение, дистанционный образовательный онлайн
портал, мультимедийные средства, смешанное обучение.
Andrienko A. S., Ph.D., Associate Professor Associate Professor of the Department of Foreign Languages Institute of Management in Economic, Ecological and Social Systems
Southern Federal University Russia, Taganrog INDIVIDUAL APPROACH TO ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES LEARNING BY UNIVERSITY STUDENTS OF TECHNICAL
MAJOR
Abstract. The article deals with the problem of individual approach to English for Specific Purposes learning by students of technical major of Southern Federal University, considers the importance of searching innovative ways of teaching professionally oriented communication in the process of using distant online portals and intensive use of multimedia in class and outside classroom.
Key words: individual approach, professionally oriented communication, distant educational online portal, multimedia tools, blended learning.
В современных условиях развития общества одной из важнейших задач университетского образования является подготовка конкурентоспособных выпускников, способных достичь профессионального успеха на национальном и международном уровнях. Изучение дисциплины «Иностранный язык для специальных целей - English for Specific Purposes (ESP) - способствует расширению границ профессионально ориентированной коммуникации, развивает иноязычную профессиональную коммуникативную компетентность студентов, формирует личностные качества делового общения, приобщает студентов к мировой науке.
Уровневый курс изучения иностранного языка для специальных целей в Южном федеральном университете характеризуется компетентностным, интегративным и междисциплинарным подходами к обучению студентов. Сотрудничество с техническими кафедрами по направлению профильной подготовки студентов способствует поиску инновационных методических путей обучения в сфере применения мультимедийных средств и электронных образовательных онлайн порталов.
Процесс изучения дисциплины «Иностранный язык» студентами технических специальностей в Южном федеральном университете на первом образовательном уровне «бакалавриат» изучается на первой ступени (1-2 курсы) - English for General Purposes (EGP) и на второй ступени (3-4 курсы) - English for Specific Purposes (ESP). Изучение ESP продолжается на втором образовательном уровне в магистратуре (1 2 курсы).
Основной целью изучения дисциплины является развитие и совершенствования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов, необходимой для делового и профессионального
общения со специалистами других стран на национальном и международном уровнях в профессионально ориентированной области по направлениям технических специальностей вуза. Изучение иностранного языка для специальных целей осуществляется на основе разработанных кафедрой иностранных языков пособий по направлению профильных специальностей студентов: Computer Engineering, Radio Engineering, Electronic Engineering, Economics.
В условиях недостаточного количества аудиторных часов на изучение ESP акцент на самостоятельную и индивидуальную работу студентов приобретает особое значение.
Использование технологии смешанного обучения (blended learning) позволяет использовать традиционные формы организации занятий и инновационные мультимедийные средства, электронные ресурсы сети Интернет, образовательные онлайн порталы. Международный академический онлайн портал Эдмодо (www. edmodo.com) позволяет осуществлять общение как дистанционно, так и в аудитории с использованием сети Интернет, электронной доски, компьютерных и мобильных устройств. Студент может общаться с преподавателем и группой студентов, работать с ресурсами портала, принимать участие в онлайн конференциях, а также осуществлять коммуникацию с зарубежными специалистами. Преподаватель имеет возможность быть на связи, осуществляя взаимное сотрудничество со студентами, рецензируя представленные проекты, работы, презентации, задания, отвечая на вопросы, оценивая работу студентов в электронном журнале. Электронный портал также предоставляет возможность эффективно использовать такие средства обучения, как электронные учебники, обучающие курсы, словари, тезаурус языка для специальных целей, аутентичные профессионально ориентированные тексты, входящие в международные научные издания Web of Science, Scopus и Science Direct.
Самостоятельная работа [1] рассматривается как проводимая под руководством преподавателя и без участия преподавателя. Многие исследователи считают, что индивидуальная работа осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя. Но, сегодня, использование образовательных онлайн ресурсов, создание электронного портфолио студента [2] помогает преподавателю выявить и снять языковые трудности, спланировать комплекс методических средств обучения индивидуально для каждого студента.
Индивидуальная работа студентов с использованием электронных средств обучения является перспективной формой «реализация целей обучения», которая «должна осуществляться в рамках личностно-ориентированной парадигмы на основе коммуникативного, компетентностного, профессионально-ориентированного и стилевого подходов» [3]. Методика индивидуального подхода к обучению студентов
ESP с использованием технологии применения электронных образовательных средств должна быть отражена в структуре уровневого учебно-методического комплекса дисциплины (УМК).
Проведенный в форме анкетирования опрос студентов Южного федерального университета, изучающих ESP, позволяет сделать вывод, что индивидуальный подход к изучению данной дисциплины способствует позитивному личностному развитию студентов, повышает мотивацию, формирует культуру профессионально ориентированного общения, развивает личностные качества, необходимые для делового общения, и креативность мышления. Можно говорить о том, что индивидуальный подход позволяет разрабатывать не только индивидуальные траектории обучения, но и направления личностного развития студентов, способствует самообразованию и совершенствованию уровня сформированности иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности.
Таким образом, индивидуальный подход к изучению ESP как средству профессионально ориентированного общения, является перспективным направлением повышения качества обучения. Учет индивидуальных особенностей каждого студента и группы в целом позволяет с опорой на профильные знания студентов по направлению специальности развивать профессиональную компетентность средствами иностранного языка. Несмотря на то, что по проблеме индивидуального подхода существует достаточное количество исследований, особенности данной проблемы в сфере изучения ESP студентами технических специальностей университета требуют дальнейшего рассмотрения.
Использованные источники:
1. Андриенко А. С. Значимые составляющие успешной организации самостоятельной работы студентов неязыкового вуза в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык для профессиональных целей» / А. С. Андриенко // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - № 2 (4). - С. 6-13. Режим доступа: http://digital-mag.tti.sfedu.ru., 2011.
2. Бондарев М. Г., Трач А. С. Портфолио как средство эффективности формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции / М. Г. Бондарев, А. С. Трач // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - № 2 (4). Режим доступа: http://digital-mag.tti.sfedu.ru/lib/4/2-2011-2(4).pdf.
3. Писаренко, В. И. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в инновационном обучении / В. И. Писаренко //Материалы международной научно-практической конференции: Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - 1998. - № 2.