Научная статья на тему 'АНГЛИЙСКИЕ ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ КОММУН В АМЕРИКЕ: УТОПИЯ И РОМАНТИКА Р. САУТИ И С. Т. КОЛЬРИДЖА, 1794 ГОД'

АНГЛИЙСКИЕ ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ КОММУН В АМЕРИКЕ: УТОПИЯ И РОМАНТИКА Р. САУТИ И С. Т. КОЛЬРИДЖА, 1794 ГОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / УТОПИЯ / АМЕРИКАНСКИЙ УТОПИЗМ / ПАНТИСОКРАТИЯ / Р. САУТИ / С. Т. КОЛЬРИДЖ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Языкова Е. А.

В центре внимания статьи - попытка двух студентов-реформаторов Роберта Саути и Сэмюэля Тейлора Кольриджа создать «идеальное общество» - Пантисократию. Друзья-романтики Р. Саути и С. Т. Кольридж кропотливо работали над новым проектом. Из их «метафизических» и философских дискуссий родилась Пантисократия. Это слово было предложено С. Т. Кольриджем от греческого pan-socratia, что означает «всеобщее соуправление». В соответствии с планом Пантисократии не должно было быть частной собственности на землю, которая рассматривалась как общее достояние, принадлежащее всем. Человек и природа жили бы в гармонии. Достаточно утопический по своей сути план тем не менее существовал около года, поддерживаемый в основном энтузиазмом его создателей. Цель данной статьи - показать утопическую невыполнимость замыслов юных поэтов в соответствии с намеченным планом. Слишком очевидные различия характеров и целей Р. Саути и С. Т. Кольриджа исключали успешное завершение совместного начинания. Основным источником для автора статьи является личная переписка Р. Саути и С. Т. Кольриджа как друг с другом, так и с другими корреспондентами. Статья написана на основе принципов историзма и объективности, с использованием методов анализа, сравнения, описания. В заключение делается вывод о том, что Р. Саути и С. Т. Кольридж предприняли попытку создать проект, который бы стал воплощением идей эпохи Просвещения. Однако ожидания мыслителей были нереалистичны. Автор статьи также отмечает, что Французская революция стала не последним фактором, оказавшим влияние на трансформацию «идеи Америки» в умах английских реформаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGLISH PROJECTS FOR THE CREATION OF RESETTLEMENT COMMUNES IN AMERICA: UTOPIA AND ROMANCE OF R. SOUTHEY AND S. T. COLERIDGE, 1794

The focus of the article is the attempt of two students - reformers Robert Southey and Samuel Taylor Coleridge to create an “ideal society” - Pantisocracy. Friends - romantics R. Southey and S. T. Coleridge worked painstakingly on the new project. From their “metaphysicalˮ and philosophical discussions, Pantisocratia was born. This word was proposed by S. T. Coleridge, from the Greek pan-socratia , which means “universal co-government”. According to the plan of Pantisocracy, there should have been no private ownership of land, which was considered as a common property belonging to everyone. Man and nature would live in harmony. Rather utopian in its essence, the plan, however, existed for about a year, supported mainly by the enthusiasm of its creators. The purpose of this article is to show the utopian impracticability of the ideas of young poets in accordance with the plan. Too obvious differences in the characters and goals of R. Southey and S. T. Coleridge ruled out the successful completion of a joint undertaking. The main source for the author of the article is the personal correspondence of R. Southey and S. T. Coleridge, both with each other and with other correspondents. The article is written on the basis of the principles of historicism and objectivity using the methods of analysis, comparison, description. At the end of the article, it is concluded that R. Southey and S. T. Coleridge attempted to create a project that would embody the ideas of the Enlightenment era. However, the thinkers’ expectations were unrealistic. The author of the article also notes that the French Revolution was not the last factor that influenced the transformation of the “idea of Americaˮ in the minds of the English reformers.

Текст научной работы на тему «АНГЛИЙСКИЕ ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИХ КОММУН В АМЕРИКЕ: УТОПИЯ И РОМАНТИКА Р. САУТИ И С. Т. КОЛЬРИДЖА, 1794 ГОД»

УДК 94(410)+94(44)

DOI: 10.30914/2411 -3522-2022-8-4-428-434

Английские проекты создания переселенческих коммун в Америке: утопия и романтика Р. Саути и С. Т. Кольриджа, 1794 год

Е. А. Языкова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского,

г. Саратов, Российская Федерация

Аннотация. В центре внимания статьи - попытка двух студентов-реформаторов Роберта Саути и Сэмюэ-ля Тейлора Кольриджа создать «идеальное общество» - Пантисократию. Друзья-романтики Р. Саути и С. Т. Кольридж кропотливо работали над новым проектом. Из их «метафизических» и философских дискуссий родилась Пантисократия. Это слово было предложено С. Т. Кольриджем от греческого pan-socratia, что означает «всеобщее соуправление». В соответствии с планом Пантисократии не должно было быть частной собственности на землю, которая рассматривалась как общее достояние, принадлежащее всем. Человек и природа жили бы в гармонии. Достаточно утопический по своей сути план тем не менее существовал около года, поддерживаемый в основном энтузиазмом его создателей. Цель данной статьи -показать утопическую невыполнимость замыслов юных поэтов в соответствии с намеченным планом. Слишком очевидные различия характеров и целей Р. Саути и С. Т. Кольриджа исключали успешное завершение совместного начинания. Основным источником для автора статьи является личная переписка Р. Саути и С. Т. Кольриджа как друг с другом, так и с другими корреспондентами. Статья написана на основе принципов историзма и объективности, с использованием методов анализа, сравнения, описания. В заключение делается вывод о том, что Р. Саути и С. Т. Кольридж предприняли попытку создать проект, который бы стал воплощением идей эпохи Просвещения. Однако ожидания мыслителей были нереалистичны. Автор статьи также отмечает, что Французская революция стала не последним фактором, оказавшим влияние на трансформацию «идеи Америки» в умах английских реформаторов.

Ключевые слова: Французская революция, Утопия, американский утопизм, Пантисократия, Р. Саути, С. Т. Кольридж

Благодарности. Автор выражает признательность за ценные советы и помощь при подготовке публикации научному руководителю, доктору исторических наук, профессору Андрею Владимировичу Гладышеву.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Языкова Е. А. Английские проекты создания переселенческих коммун в Америке: утопия и романтика Р. Саути и С. Т. Кольриджа 1794 год // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2022. Т. 8. № 4. С. 428-434. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2022-8-4-428-434

English projects for the creation of resettlement communes in America: utopia and romance of R. Southey and S. T. Coleridge, 1794

E. A. Yazykova

Saratov State University, Saratov, Russian Federation

Abstract. The focus of the article is the attempt of two students - reformers Robert Southey and Samuel Taylor Coleridge to create an "ideal society" - Pantisocracy. Friends - romantics R. Southey and S. T. Coleridge worked painstakingly on the new project. From their "metaphysical" and philosophical discussions, Pantisocratia was born. This word was proposed by S. T. Coleridge, from the Greekpan-socratia, which means "universal co-government". According to the plan of Pantisocracy, there should have been no private ownership of land, which was considered as a common property belonging to everyone. Man and nature would live in harmony. Rather utopian in its essence, the plan, however, existed for about a year, supported mainly by the enthusiasm of its creators. The purpose of this article is to show the utopian impracticability of the ideas of young poets in accordance with the plan. Too obvious differences in the characters and goals of R. Southey and S. T. Coleridge ruled out the successful completion of a joint undertaking. The main source for the author of the article is the

© Языкова Е. А., 2022

personal correspondence of R. Southey and S. T. Coleridge, both with each other and with other correspondents. The article is written on the basis of the principles of historicism and objectivity using the methods of analysis, comparison, description. At the end of the article, it is concluded that R. Southey and S. T. Coleridge attempted to create a project that would embody the ideas of the Enlightenment era. However, the thinkers' expectations were unrealistic. The author of the article also notes that the French Revolution was not the last factor that influenced the transformation of the "idea of America" in the minds of the English reformers.

Keywords: French Revolution, Utopia, American utopianism, Pantisocracy, R. Southey, S. T. Coleridge

Acknowledgements. The author expresses gratitude for valuable advice and assistance in preparing the publication to the scientific supervisor, Doctor of Historical Sciences, Professor Andrey V. Gladyshev.

The author declares no conflict of interest.

For citation: Yazykova E. A. English projects for the creation of resettlement communes in America: utopia and romance of R. Southey and S. T. Coleridge, 1794. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2022, vol. 8, no. 4, pp. 428-434. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2022-8-4-428-434

Восприятие Нового Света, как «Утопии», а также возникновение такого интеллектуального и социального понятия, как «американский утопизм» исследователи связывают с ХУШ веком. Однако американский утопизм, нельзя обозначить точными датами, это понятие необходимо рассматривать в историческом контексте, который обладает способностью к расширению временных границ.

Историк Ховард Пол Сигал указывает на то, что американский утопизм ХУШ в. был прямым результатом гораздо более ранних европейских попыток сначала осмыслить, затем написать о них и, наконец, попытаться создать якобы совершенные общества у себя дома и за рубежом [10, р. 5].

Взоры воодушевленных «городами солнца» и «новыми атлантидами» европейцев устремились на Новый Свет, сулящий безграничные возможности. «Нигдейя» Томаса Мора приобрела вполне реальные географические координаты. Заключенный на борту «Мейфлауэра» отцами-пилигримами общественный договор, казалось, служил доказательством принципиальной возможности воплотить в реальности любые проекты нового общественного устройства. Пример добившегося независимости нового государства с конституционными порядками еще больше убеждал: возможно все.

В историографии довольно много писали об особом менталитете американцев. В частности, историк Генри Коммаджер обратил внимание, что сами американцы не фантазировали, создавая утопические проекты, они уже жили в Утопии и воплощали в реальность идеи Счастья и Прогресса [5, р. 245].

Но нас сейчас будет интересовать в первую очередь вопрос, как под влиянием Французской революции «идея Америки» трансформировалась в умах английских реформаторов.

0 том, как идея Америки стала частью культурной традиции Европы, написано еще в середине ХХ в. в коллективном труде американских ученых «Литературная история Соединенных Штатов»: «Как на протяжении всего ХУШ века, так и в начале XIX Америка была утопией, вернее, землей, где утопия становилась реальностью. <.. .> Пока существовали Соединенные Штаты, была и надежда, что в конце концов народы Старого Света могут спастись от самих себя» [1, с. 245-268].

С 1793 по 1795 годы идея создания эмигрантских поселений с новым справедливым общественным устройством на территории Америки оформилась в ряд проектов, в том числе таких известных ученых, как доктор Дж. Пристли, но мы акцентируем внимание на проекте Р. Саути и С. Т. Кольриджа.

Шестидесятилетний Джозеф Пристли к тому времени был уже известным общественным деятелем1. Под впечатлением от начавшейся Французской революции он стал проповедовать идеи

1 После окончания богословской академии он работал проповедником в общинах диссентеров (противников англиканской церкви). Его взгляды проэволюционировали от кальвинизма к рационалистическому унитарианству (унита-риане отрицали учение о Троице и считали Христа человеком). Знаменит Пристли стал благодаря своим работам в области физики и химии. В 1780-х годах в Бирмингеме он входил в естественно-научное общество, которое объединяло людей не по религиозным или политическим убеждениям, а любовью к науке.

свободы совести и равенства. Сторонники англиканской церкви спровоцировали в 1791 г. нападение на дом этого унитариста, что имело большой общественный резонанс. 30 марта 1794 г. Дж. Пристли сложил с себя свои обязанности священника, произнеся прощальную проповедь, и уплыл в Нью-Йорк, сойдя на американский берег 4 июня.

В июне 1794 года двадцатидвухлетний С. Т. Кольридж, студент Кембриджского университета, приехал в Оксфорд, где познакомился с двадцатилетним студентом Р. Саути. Известно, что ко времени их знакомства молодые люди уже до определенной степени были «разочарованы»: утверждающееся в противовес классицизму романтическое мировоззрение1 предполагало свободу от классических правил, конфликт между личностью и обществом и разочарование в действительности, предполагающее поиски нового пути к идеалу и совершенству. На практике же это означало, что на тот момент «и Саути, и Кольридж были разочарованы университетской жизнью, не подходили для традиционной карьеры в силу своих убеждений и были озадачены проблемой самоутверждения» [8, р. 16].

Известно, что С. Т. Кольридж в молодые годы примыкал к унитариям и даже выступал с проповедями в их молитвенных домах в разных городах Англии. Эпатируя общественное мнение, он пил в 1792 г. в таверне за здравие Вашингтона [1, с. 218]. Р. Саути в письме другу Ч. Бедфорду от 11 ноября 1793 г. признается: «Я смотрю на мир и везде нахожу одно и то же заунывное зрелище. Сильные тиранят слабых - как люди, так и звери. Та же порочность пронизывает все творения. Угнетение торжествует повсюду.. .»2.

Познакомившиеся в июне 1794 года С. Т. Коль-ридж и Р. Саути были полны поэтических устремлений, радикальных, религиозных и политических концепций, что с легкостью привело их к дружбе. Объединенные общими идеями и представлениями о мире, два молодых человека быстро поладили.

Желая обрести социальную справедливость и гражданские свободы Р. Саути и С. Т. Кольридж

стали задумываться об эмиграции. Прошло около месяца после знакомства молодых людей, как 20-21 июля 1794 г. Р. Саути пишет в письме своему другу Чарльзу Бедфорду о планах эмигрировать в Кентукки3.

Друзья не просто хотели эмигрировать. Можно сказать, они были «захвачены потоком утопической мысли, захлестнувшим Европу вслед за Французской революцией, они планировали создать в Америке еще одно из тех идеальных сообществ, где можно было бы работать всего шесть часов в день, а остальное время проводить за литературой» [3, р. 66].

Хотя имя доктора Пристли практически не встречается в личной переписке друзей [12, р. 74], существует мнение, что Р. Саути и С. Т. Кольридж хотели отправиться в Америку по его примеру. Несомненно, молодые Р. Саути и С. Т. Кольридж находились не только под влиянием идей У. Годвина, но и под впечатлением истории с Дж. Пристли. Большая часть консервативной общественности воспринимала молодых людей, именно как пособников Дж. Пристли, радикалов. Формированию такого мнения немало способствовала карикатура популярного в то время художника Дж. Гилрея «Новая мораль», изображающая Р. Саути и С. Т. Кольриджа с ослиными головами4.

Сейчас трудно утверждать, кому же первому из друзей пришла идея отправиться в Америку и создать там «идеальное общество». Безусловно, С. Т. Кольридж был самым энергичным сторонником этой идеи, но отрицать значимость Р. Саути едва ли оправдано. Однако некоторые биографы пишут так, как будто концепция была разработана

1 Неоднократно к теме становления романтизма в европейской литературе обращается Б. Г Реизов, см. подробнее: Реизов Б. Г. Французская романтическая историография. Л. : ЛГУ, 1956.; Реизов Б. Г. Из истории европейских литератур. Изд. Ленинградского ун-та, 1970; Реизов Б. Г. Стендаль: философия истории, политика, эстетика. Наука, 1974. Т. 2.

2 Robert Southey to Grosvenor Charles Bedford, 12-15 November 1793. Загл. с экрана. URL: https://romantic-circles.org/ editions/southey_letters (дата обращения: 12.08.2022).

3 Robert Southey to Grosvenor Charles Bedford, 20-21 July 1794. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters (дата обращения: 13.08.2022); Robert Southey to Horace Walpole Bedford, 1 August 1794. https://romantic-circles.org/editions/South ey_letters (дата обращения: 13.08.2022); Robert Southey to Grosvenor Charles Bedford, 1-21 August 1794. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters (дата обращения: 13.08. 2022).

4 Такое изображение молодых поэтов, скорее всего, является отсылкой к стихотворению С. Т. Кольриджа «Молодому ослу», в котором впервые в печати упоминается Пантисократия: «Я приветствую тебя, Брат, несмотря на Презрение Глупца! И хотел бы я взять тебя с собой в Лощину, Высокодуховной Пантисократии, чтобы жить». Можно по-разному посмотреть на выбор темы Кольриджем. Стихотворение служит ширмой, через которую Кольридж рассматривает социальное угнетение и критикует существующий порядок. См. подробнее: Perkins D. Compassion for Animals and Radical Politics: Coleridge's "To a Young Ass" // ELH, The Johns Hopkins University Press, 1998. Т. 65. №. 4. Pp. 929-944.

единолично С. Т. Кольрнджем, так, один из авторов [7, p. 1069-1084] называет это «Схемой Пантисо-кратии Кольриджа». Однако и Р. Саути, и С. Т. Кольридж размышляли над новым проектом. Из их «метафизических» и философских дискуссий родилась Пантисократия. Это слово было предложено С. Т. Кольриджем от греческого pan-socratia, что означает «всеобщее соуправление».

В соответствии с планом Пантисократии не должно было быть частной собственности на землю, которая рассматривалась как общее достояние, принадлежащее всем. Человек и природа жили бы в гармонии. Даже животные должны были быть сестрами и братьями «в Братстве универсальной Природы». Детей нужно было избавить от развращенности и предрассудков современного общества и воспитывать как «детей природы». Это должно было быть полностью демократическое общество, существующее в гармонии с природой... [8, p. 16].

В письме к брату от 7 сентября 1794 г. Р. Саути объясняет основные моменты их с С. Т. Кольриджем плана: «Мы повсюду говорим о Пантисократии и асфетеризме: это два новых слова. Первое означает равное соуправление, а второе -обобществление индивидуальной собственности... Мы заняты реализацией нашего плана...»1. В ноябре - декабре 1794 г. Р. Саути в личной переписке не раз говорит о своем желании покинуть Англию и уехать в Америку или во Францию [11, p. 40].

Желание создать общество, свободное от зла и потрясений, волнующих тогда Европу и состоящее из единомышленников, вполне объяснимо. Так, книготорговец и ровесник Р. Саути Дж. Коттл2 пишет следующее: «В конце 1794 года. Роберт Ловелл3 ... сообщил мне, что несколько его друзей из Оксфорда и Кембриджа вместе с ним собираются отплыть в Америку, на берега Саскуэханны, чтобы образовать Социальную Колонию, в которой должна была быть общность собственности и где все эгоистичное должно было быть запрещено...» [6, p. 2]. На неосуществимость плана Р. Саути и С. Т. Кольриджа, с одной стороны, и на их неугасающее воодушевление - с другой, ука-

1 The Life and Correspondence of the late Robert Southey: In 6 vols / ed. by C. C. Southey. London, 1849. Vol. I. P. 221.

2 Джозеф Коттл (1770-1853) - английский издатель, писатель.

3 Роберт Ловелл (1771-1796) - поэт. Р. Ловелла и Р. Саути познакомила Сара Фрикер в Бристоле в конце 1793 года Р. Ловелл был увлечен идеей Пантисократии. Именно через него Р. Саути и С. Т. Кольридж познакомились с Дж. Коттлом.

зывает в конце 1794 г. Дж. Коттл: «.эти молодые энтузиасты отвергают все возражения против осуществимости их плана и приукрашивают условия, в которые он должен был их привести; где шипы и шиповник, без сомнения, должны были быть изгнаны, а их ложе должно было быть усыпано пухом и розами» [6, p. 6-7].

Энтузиазм молодых людей заставил их игнорировать предупреждения о трудностях эмиграции, появлявшиеся в редакционных статьях и статьях в прессе. Так, в The British Critic и The Gentleman's Magazine можно найти нелестные отзывы об эмиграции в Америку, о низком уровне жизни, а также упоминание о том, что «эта земля всеобщего обетования - земля всеобщего разочарования»4.

Конкретное место создания Пантисократическо-го общества менялось. Изначально создание общества задумывалось в Кентукки, но уже 22 августа 1794 г. Р. Саути пишет: «.к этому дню через двенадцать месяцев Пантисократическое общество Асфетертистов будет основано на берегах Саскуэханны (Пенсильвания)»5. С. Т. Кольридж в личной переписке пишет об этом же местоположении их

общества, но при этом высказывает неуверен-

6

ность - решение еще неокончательно .

В письме к Р. Саути от 1 сентября 1794 г. С. Т. Кольридж упоминает о своей встрече в Лондоне с поэтом Дж. Дайером7, который с энтузиазмом выслушал рассказ С. Т. Кольриджа об эмиграции и предположил, что его знакомый доктор Пристли присоединится к молодым людям8.

В уже упомянутом письме к брату от 7 сентября 1794 г. Р. Саути называет срок отплытия в Америку - март 1795 года 12 октября 1794 г. Р. Саути сообщает брату, что «наш план очень перспективен, и я не вижу, как он может быть сорван. Теперь нас

„9

двадцать семь искателей приключений.» .

4 The Gentleman's Magazine, 1795-09: Vol 65 Iss. 9. P. 760.; The British Critic, 1795-05. Vol 5. Pp. 27-29.

5 Robert Southey to Horace Walpole Bedford, 22 August-3 September 1794. URL: https://romantic-circles.org/ editions/southey_letters (дата обращения: 10.08. 2022).

6 Shedd W. G. T. The Complete Works of Samuel Taylor Coleridge, Harper & Sons, New York, 1884, Pp. 623-624.

7 Дайер Джордж (1755-1841) - поэт, редактор. Дж. Дайер познакомился с Саути в 1794-1795 гг., вероятно, через С. Т. Кольриджа. Он с энтузиазмом относился к идее Пантисо-кратии.

8 Coleridge S. T. Collected Letters: 1785-1800. Clarendon Press, 1956. Vol. 1. P. 97.

9 Robert Southey to Thomas Southey [brother], 12 October 1794. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters (дата обращения: 12.08. 2022).

Казалось, что до реализации планируемой эмиграции все готово.

Но спустя пять дней после оптимистических настроений в вышепроцитированном письме случилось событие, ставшее роковым для пантисокра-тов. Элизабет Тайлер, богатая тетя Р. Саути, наследником которой он должен был стать, узнала о его планах уехать в Америку и жениться на Эдит Фрикер (совершенно неподходящей партии, по мнению Э. Тайлер)1. Тетя лишила его наследства и выгнала из своего дома: «Неужели я, Роберт Саути, Апостол Пантисократии, покинул город Бристоль, где я родился, в пять часов сырым ветреным вечером семнадцатого октября 1794 года, закутанный в старое пальто моего отца и мои собственные думы? Подобно старому Лиру, я не называл стихии бессердечными - лишь дальше я размышлял о плачевных последствиях гордости и предубеждения, восстанавливая все события своей прошлой жизни - и с удовольствием предвкушая грядущие дни»2. Больше они никогда не виделись и не разговаривали друг с другом.

Лишившись покровительства тети Р. Саути, пантисократы попытались заработать необходимые для переезда и создания общины средства самостоятельно. Р. Саути находился в более выгодном положении, чем остальные пантисократы: он владел собственностью и мог внести часть средств для реализации плана по переселению [9, р. 327]. Однако он этого не сделал, что послужило началом разногласий между С. Т. Кольриджем и Р. Саути.

Зима 1795 г. застала пантисократов в Англии. Так, Р. Саути и С. Т. Кольридж читали в Бристоле в 1795 г. публичные лекции: С. Т. Кольридж - о религии и политике, Р. Саути - по истории. Лекции Р. Саути проводились в кофейне «АзБетЫу» на Принсес-стрит в Бристоле. Билеты стоили одну гинею за весь цикл или один шиллинг за лекцию. Лекции не были опубликованы.

Планы отъезда в Америку в марте 1795 г. пришлось скорректировать. В конце марта 1795 г. Р. Саути пишет письмо брату, в котором выражает надежду на то, что ему и С. Т. Кольриджу удастся собрать деньги на переезд в Америку3.

Ссора с тетей стала одним из самых тяжелых ударов по проекту Пантисократии, но далеко не единственным. В августе 1795 г. в Англию вернулся из Португалии дядя по материнской линии Р Саути - Герберт Хилл4. Видя, что племенник все еще не устроен, Г. Хилл призвал его стать священником и предложил помощь в поиске прихода. К удивлению С. Т. Кольриджа, Р. Саути не сразу отверг эту идею. С. Т. Кольридж прочитал ему отповедь, указав на недостойное поведение Р. Саути в случае, если он примет предложение дяди. Р. Саути не потребовалось много времени, чтобы решить, что С. Т. Кольридж был прав [4, р. 72].

Однако следующее предложение дяди заинтересовало Р. Саути больше: он должен был сопровождать дядю в Лиссабон в течение нескольких месяцев, а затем вернуться в Англию, чтобы выучиться на юриста5.

Как писал в дальнейшем сын Р. Саути: «Целью мистера Хилла в этом было отчасти вывести его

(Р. Саути) с арены политических дискуссий, в кото-

6

рые он ввязался со своими лекциями ,

1 Эдит Фрикер (1774-1837) - первая жена Р. Саути.

2 Robert Southey to Miss Fricker [possibly Sarah Fricker], 19 October 1794. URL: https://romantic-circles.org/editions/ southey_letters (дата обращения: 10.08. 2022)

3 Robert Southey to Thomas Southey [brother], 21 March

1795. URL: https://romantic-circles.org/editions/southey_letters

(дата обращения: 12.08. 2022)

4 Герберт Хилл (ок. 1749-1828) - дядя Р. Саути по материнской линии. Г. Хилл получил образование в КрайстЧерч, Оксфорд (бакалавр 1772 г., магистр 1774 г.). В 17821807 гг. он был капелланом британской фабрики в Лиссабоне. Г. Хилл проявлял отеческий интерес к своим племянникам и помогал финансировать образование Р. Саути.

5 The Life and Correspondence of the late Robert Southey: In 6 vols / ed. by C. C. Southey. London, 1849. Vol. I. Pp. 250-251.

6 Темы лекций известны:

1. Вводная часть: о происхождении и развитии общества.

2. Законодательство Солона и Ликурга.

3. Состояние Греции от Персидской войны до роспуска Ахейского союза.

4. Расцвет, прогресс и упадок Римской империи.

5. Прогресс христианства.

6. Нравы и обычаи северных народов. Рост европейских государств. Феодальная система.

7. Состояние Восточной империи до захвата Константинополя турками; включая подъем и развитие мусульманской религии и крестовые походы.

8. История Европы до отречения Карла Пятого от империи.

9. История Европы вплоть до установления независимости Голландии.

10. Состояние Европы и, в частности Англии, от восшествия на престол Карла Первого до революции 1688 года.

11. Прогресс Северных штатов. История Европы до Американской войны.

12. Американская война.

См. подробнее: The Life and Correspondence of the late Robert Southey: in 6 vols / ed. by C. C. Southey. London, 1849. Vol. I. Pp. 234-236.

и привести его к более умеренным взглядам, а также отучить его, если возможно, от того, что он считал '' неблагоразумной привязанностью''»1. Под «неблагоразумной привязанностью» совершенно очевидно воспринималась все та же Э. Фрикер, против союза с которой категорически выступила упоминаемая выше тетя Р. Саути.

Р. Саути согласился. Отъезд Р. Саути в Португалию стал вторым и фатальным ударом по плану создания Пантисократии. С. Т. Кольридж воспринял решение Р. Саути как предательство. С августа по ноябрь не сохранилось ни одного письма между двумя друзьями. С. Т. Кольридж обнаружил, что его обожаемый друг способен на презренное стремление к личной выгоде. 13 ноября 1795 г. С. Т. Кольридж написал Р. Саути большое и гневное письмо, указав на то, что, возможно, это последний раз, когда он обращается к другу: «Вы потеряны для меня, потому что вы потеряны для Добродетели...»2.

Р. Саути довольно быстро порвал с идеей Пантисократии ради благоустроенного будущего. К «Пантисократическому проекту» в письмах Р. Саути больше не возвращается, но это не означает, что он оставил стремление улучшить обще-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 The Life and Correspondence of the late Robert Southey: in 6 vols / ed. by C. C. Southey. London, 1849. Vol. I. Pp. 250-251.

2 Jackson H. J. Selected letters by Coleridge, Samuel Taylor, 1772-1834. Oxford [Oxfordshire]: Clarendon Press; New York : Oxford University Press, 1987. 14 p.

ство. Юношеский опыт размышлений над совершенствованием участи общества не был забыт и позже отразился в другой форме в сложнейших философско-социальных размышлениях Р. Саути «Сэр Томас Мор, или «Беседы о прогрессе и перспективах общества»» и «Очерки морально-политиче ские ».

С. Т. Кольриджу было нелегко, он продолжал мечтать и писать о Пантисократии в течение нескольких лет. Даже в 1800 г., спустя много лет после крушения идеи Пантисократии, С. Т. Кольридж заметил, что, если бы у него были деньги, он «уехал бы и поселился недалеко от Пристли, в Америке» [13, p. 71].

Крушение плана друзей в большей степени можно расценивать как удачное стечение обстоятельств. Ни Р. Саути, ни С. Т. Кольридж не были готовы к тяжелому труду, который потребовался бы от них, если бы план эмиграции удался. Молодые люди также не были готовы воплотить свои идеи в реальности, у них не было ни финансовой возможности, ни действительного представления о ситуации в Америке.

Р. Саути и С. Т. Кольридж пытались создать проект, который бы стал воплощением идей эпохи Просвещения. Ожидания мыслителей были нереалистичны. Утопический план Пантисокра-тии был безвозвратно потерян, а Р. Саути и С. Т. Кольридж не смогли в полной мере восстановить прерванную дружбу.

1. Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960. 218 с.

2. Литературная история Соединенных Штатов / под ред. Р. Спиллера, У. Торпа, Т. Н. Джонсона, Г. С. Кэнбис. В 3-х т.: пер. с англ. с перераб. изд. в 1-м т. М. : Прогресс, 1977. С. 245-268.

3. Armour R. W., Howes R. F. Coleridge, The Talker. Ithaca, NY. Cornell University Press, 1940. 66 p.

4. Ashton R. The life of Samuel Taylor Coleridge: a critical biography. Oxford: Cambridge, Blackwell Publishersl, 1996. 72 p.

5. Commager H. S. The empire of reason: how Europe imagined and America realized the enlightenment. Garden City, New York, 1977. 245 p.

6. Cottle J. Reminiscences of Samuel Taylor Coleridge and Robert Southey. London : Houlston and Stoneman, 1847. Pp. 2-7.

7. Eugenia S. Coleridge's Scheme of Pantisocracy and American Travel Accounts // Publications of the Modern Language Association of America, 1930. Vol. 45. № 4. P. 1069-1084.

8. Jones K. A Passionate Sisterhood: the sisters, wives, and daughters of the Lake Poets. London, 1998. 16 p.

9. Pecino J. M. V Pantisocracia: la utopia colectiva del romanticismo inglés // THEMATA. Revista de Filosofia. 2012. No. 45. 327 p.

10. Segal H. P. Eighteenth-century American utopianism: From the potential to the probable // Utopian Studies. 2000. Т. 11. No. 2. 5 p.

11. Storey M. Robert Southey: a life. Oxford University Press, USA, 1997. 40 p.

12. White J. E. Pantisocracy and Pennsylvania: Plans of Coleridge and Southey and of Cooper and Priestly // Bulletin for the History of Chemistry, 2005. Т. 30. 74 p.

13. Wiley M. Romantic Migrations: Local, National, and Transnational Dispositions. Palgrave Macmillan, 2008. P. 71.

Статья поступила в редакцию 06.09.2022; одобрена после рецензирования 18.10.2022; принята к публикации 26.10.2022.

Об авторе

Языкова Екатерина Андреевна

аспирант, лаборант-исследователь, НОЦ «Региональное историко-культурное наследие и кросс-культурные связи», Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83), ORCГО: Щр8://огСЛог^0000-0002-8909-6314, yazykova64@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Elistratova A. A. Nasledie angliiskogo romantizma i sovremennost' [The legacy of English romanticism and modernity], M., I960, 218 p. (In Russ.).

2. Literaturnaya istoriya Soedinennykh Shtatov [Literary history of the United States], ed. by R. Spiller, W. Thorp, T. H. Johnson, G. S. Kenbis. In 3 vol. Transl. from English and revised edit. in 1 vol. M., Progress Publ., 1977, pp. 245-268. (In Russ.).

3. Armour R. W., Howes R. F. Coleridge, The Talker. Ithaca, New York, Cornell University Press, 1940. 66 p. (In Eng.).

4. Ashton R. The life of Samuel Taylor Coleridge: a critical biography. Oxford, Cambridge, Blackwell Publishers, 1996, 72 p. (In Eng.).

5. Commager H. S. The empire of reason: how Europe imagined and America realized the enlightenment. Garden City, New York, 1977, 245 p. (In Eng.).

6. Cottle J. Reminiscences of Samuel Taylor Coleridge and Robert Southey. London, Houlston and Stoneman Publ., 1847, pp. 2-7. (In Eng.).

7. Eugenia S. Coleridge's scheme of Pantisocracy and American travel accounts. Publications of the Modern Language Association of America, 1930, vol. 45, no. 4, pp. 1069-1084. (In Eng.).

8. Jones K. A Passionate sisterhood: the sisters, wives, and daughters of the Lake Poets. London, 1998, 16 p. (In Eng.).

9. Pecino J. M. V. Pantisocracia: la utopía colectiva del romanticismo inglés. THÉMATA. Revista de Filosofía, 2012, no. 45, 327 p. (In Spanish).

10. Segal H. P. Eighteenth-century American utopianism: From the potential to the probable. Utopian Studies, 2000, vol. 11, no. 2, 5 p. (In Eng.).

11. Storey M. Robert Southey: a life. Oxford University Press, 1997, 40 p. (In Eng.).

12. White J. E. Pantisocracy and Pennsylvania: plans of Coleridge and Southey and of Cooper and Priestly. Bulletin for the History of Chemistry, 2005, vol. 30, 74 p. (In Eng.).

13. Wiley M. Romantic migrations: local, national, and transnational dispositions. Palgrave Macmillan Publ., 2008, p. 71. (In Eng.).

The article was submitted 06.09.2022; approved after reviewing 18.10.2022; accepted for publication 26.10.2022.

About the author Ekaterina A. Yazykova

Postgraduate student, Laboratory Researcher at the REC "Regional Historical and Cultural Heritage and Cross-Cultural Relations", Saratov State University (83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8909-6314, yazykova64@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.