Научная статья на тему 'Оформление концепции человека в творчестве поэтов «Озерной школы»'

Оформление концепции человека в творчестве поэтов «Озерной школы» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗЕРНАЯ ШКОЛА / КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / У. ВОРДСВОРТ / С.Т. КОЛЬРИДЖ / Р. САУТИ / РОМАНТИЗМ / LAKE SCHOOL / THE CONCEPT OF MAN / W. WORDSWORTH / S.T. COLERIDGE / R. SOUTHEY / ROMANTICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гудов Д.М.

Статья посвящена исследованию оформления концепции человека в творчестве поэтов «Озерной школы». Демонстрируется, какие факторы повлияли на конструирование тех или иных сторон указанной концепции в индивидуальном методе У. Вордсворта, С.Т. Кольриджа, Р. Саути. Также отмечается двойственность концепции вообще и на разных уровнях: «фантазия воображение», «природа цивилизация» и т.д. Сделан вывод о том, что, несмотря на то, что концепции поэтов индивидуальны, они имеют общий базис.This article dedicated to exploring of the design of the concept of man in the work of poets of the "Lake School". It demonstrates which factors influenced the construction of certain aspects of this concept in the individual methods of W. Wordsworth, S.T. Coleridge and R. Southey. The duality of the concept is also noted in general and at different levels, for example: "fantasy imagination", "nature civilization", etc. In this article it was found that despite the fact that the concepts of poets are individual, they have a common basis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оформление концепции человека в творчестве поэтов «Озерной школы»»

ОФОРМЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ «ОЗЕРНОЙ

ШКОЛЫ»

Д.М. Гудов, студент

Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10466

Аннотация. Статья посвящена исследованию оформления концепции человека в творчестве поэтов «Озерной школы». Демонстрируется, какие факторы повлияли на конструирование тех или иных сторон указанной концепции в индивидуальном методе У. Вордсворта, С.Т. Кольриджа, Р. Саути. Также отмечается двойственность концепции вообще и на разных уровнях: «фантазия - воображение», «природа - цивилизация» и т.д. Сделан вывод о том, что, несмотря на то, что концепции поэтов индивидуальны, они имеют общий базис.

Ключевые слова: Озерная школа, концепция человека, У. Вордсворт, С.Т. Кольридж, Р. Саути, романтизм.

У. Вордсворта С.Т. Кольриджа и Р. Саути традиционно относят к «Озерной школе» - они представители особого поколения, поэты «переходного периода»ХУШ-Х1Х веков. Стало быть, носители особого типа сознания. Наша задача в предлагаемой работе - реконструировать концепцию человека в их творчестве.

Оформление концепции человека у «лейкистов» берет начало от увлечения идеями Французской революции и философии Годвина в юности. С.Т. Кольридж, обучаясь в Кембридже, пишет знаменитое стихотворение «Падение Бастилии», где изображает человека, угнетаемого властью, и в целом придерживается антиправительственных взглядов. Там же, в Кембридже, он знакомится с Р. Саути, с которым завяжет крепкую дружбу. Вместе они решают основать колонию в Америке, «Пантисократию», оппозицию современному «больному» обществу, где каждая личность подчинена себе, является самотождественной, где власти противопоставляется свобода [1, с. 15]. Однако замысел ввиду финансовых проблем разочарования поэтов в революционных идеях не осуществляется, но при этом начинает зарождаться философская концепция, предполагающая, что все живые существа находятся в равных правах; это касается и человека.

Революция коснулась и У. Вордсворта, но в отличие от С.Т. Кольриджа и Р. Саути, он в ней участвовал, и поэтому она оставила глубокий след в его творчестве. Он принял поначалу ее идеалы, это видно в его большой поэме «Прелюдия», где показываются эпизоды страдания человека под гнетом абсолютизма, его надежды на справедливое общество. Однако вскоре У. Вордсворт ужаснулся тирании революции. Но «верность чувствам и мнениям Французской революции», как и тема человеческих страданий, в его творчестве осталась навсегда.

В 1797 году происходит встреча У. Вордсворта и С.Т. Кольриджа в Озерном краю, там им приходит идея создания «Лирических баллад» [1, с. 21]. Собственно в этой книге и приходит окончательное оформление концепции человека. Это связано с тем, что к тому моменту С.Т. Кольридж начинает увлекаться естествознанием, что привносит в его поэзию научный взгляд на мир, но при этом в нем обнаруживается некоторая доля потустороннего. Это особенно заметно в «Сказании о Старом Моряке»: здесь в практически энциклопедическое описанием моря, дна и морских гадов, вплетается сверхъестественное. То же происходит и с концепцией чистого природного человека, заимствованного от сентименталистов, которая

приобретает научный, или все-таки метафизический, если говорить языком XIX века, вид, он осознается как часть системы биосферы, однако, эта система включает в себя объективно существующее потустороннее, которое способно влиять на человека.

В этом так же чувствуется влияние немецкой натурфилософии на С.Т. Кольриджа [2, с. 14], его эстетический идеал кроется в гармоничном существовании системы - угадывается и эта связь с тезисом Шеллинга о том, что «система цела (завершена) если, возвращается к своей исходной точке (позиции)» [3, с. 485]. Для С.Т. Кольриджа важно показать источник разрушения системы - начальное Зло, обитающее в потустороннем мире. Это есть и в «Сказании о Старом Моряке», когда Моряк убивает Альбатроса, тем самым нарушая баланс и впуская Зло в мир, и в поэме «Кристабель», где благочестивая девушка пытается спасти найденную в лесу даму и ведет ее в замок, но тем самым вносит все то же вечное Зло, разрушающее действительность. Таким образом, концепция человека для С.Т. Кольриджа состоит из смеси рационального и чувствительного посюстороннего мира, и из сил потустороннего, которые влияют на человека.

Здесь стоит сделать некоторое уточнение, что С.Т. Кольриджа, в рамках «поэзии воображения», также интересовало человеческое сознание. Его тщательное рассмотрение, влияние той же классической немецкой философии приводят поэта на мысль о «фрагментарности» человеческого сознания: наличия первичного и вторичного воображения и фантазии, им противопоставленной. Два вида воображения понимаются как деятельность сознания связанная с творческой переработкой элементов воспринятой реальности, но имеющие разную силу, в то время как фантазия осознается как перетасованное тех самых объектов, но без обротки [4, с. 145-146, 158]. В зависимости от того, задействует лирически герой в стихотворении «воображение» или «фантазию», строится и его взгляд на мир. То есть, например, в том же «Сказании...» Старый Моряк, задействуя только «фантазию», не

видит, что скрывается за сущностью окружающей действительности, неспособен увидеть ту систему природы, в которую включено каждое существо. Однако все, что Старый Моряк переживает, позднее активирует воображение, ощущается всплеск творческой энергии - «вспышка воображения», позволяющая ему осознать сопричастность всего сущего.

В отличие от С.Т. Кольриджа, У. Вордсворт не делит «воображение» на первичное и вторичное, оно представлено одним целым. Для У. Вордсворта категория «воображения» - сила, что делает человека поэтом. «Воображение» также противопоставляется фантазии, понимаемой как способность сочетать образы. А использование «воображения» - способ соприкоснуться с Вечностью. Тогда как поэт понимается медиатором с этой самой Вечностью.

Как указывалось выше, С.Т. Кольридж интересовался естествознанием - этот интерес он передал и У. Вордсворту [5, с. 235]. Отсюда и особый взгляд на природу, она воспринимается им как идеал, но опять же рассматривается через призму науки, отсюда и тот же естественный человек, будто сошедший с анатомического и физиологического справочника. Например, стихотворение «Гуди Блейк и Гарри Джилл» имеет в основе анекдот (случай) из книги английского естествоиспытателя Эразма Дарвина «Зоономия», который находился в главе посвященный «болезням воли», или иначе говоря, психическим расстройствам [6, с. 241]. Далее в стихотворении «Терн» У. Вордсворт, характерным ему безучастным зрительским взглядом, рассматривает случай постродовой депрессии, когда мать умерщвляет ребенка. Иначе говоря, Вордсворта интересует «взаимодействие страданий и разума» [10, с. 9] человека, но так же его интересует, где этот источник страданий, откуда берутся эти самые иррациональные вредоносные «чувства». Ответ кроется в социальном аспекте существования человека.

Ранее в эстетике классицизма предполагалось, что для успешного существования в человеке должна быть гармония его частных страстей и общественных - у

У. Вордсворта они образуют сплав, социальную часть концепции человека. Однако на нее воздействует та межвековая ломка феодальной системы и человек становится как бы оторванным от своего природного состояния, но при этом как бы сосуществующим с ним. Иначе говоря, дихотомия «природа» - «цивилизация» в концепции человека У. Вордсворта становится более выраженной, как собственно и в творчестве вообще [7, с. 71]. Причина усиления антитезы, например, в западном литературоведении видится в коммодификации духовной сферы в целом, и литературы в частном [8, с. 5-7]. Довольно четко по этому вопросу выразился К. Маркс: «Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она [буржуазия] превратила в своих платных наемных работников» [9, с. 109110]. Именно эту трагедию ощущает У. Вордсворт - человек некогда единый, начинает дробиться на функции, теряет человеческое лицо. Например, в «Строках, написанных ранней весной» Вордсворт рисует лесной пейзаж, «круженье птиц», «восторг и благодать», но все это омрачается вопросом, который повторяется два раза: «Что сделал человек с собой?», словно призрак этот риторический вопрос будет присутствовать в большинстве стихотворений У. Вордсворта. Однако такой «призрак» с особой силой рисуется в более позднем стихотворении, не вошедшем в «Лирические баллады», «Лондон. Сентябрь 1802 года»: люди, теряя связь с природой, превращаются в стяжателей и притворщиков.

Отсюда и интерес к образу ребенка как неиспорченного городом существа. Этот образ - максимальная любовь к природе. С особой четкостью это прослеживается в стихотворении «Нас семеро»: несмотря на смерть брата и сестры девочка отвечает, что в семье семь детей, ведь для природы они не исчезают из системы; и только чуткий взгляд ребенка способен это осознать.

Таким образом, концепция человека У. Вордсворта, так же как и концепция С.Т. Кольриджа имеет два элемента, где второй действует на первый и создаёт аффекты, вызывающие дисбаланс. Но с той разницей, что у Вордсворта второй эле-

мент не метафизичен, а крайней степени материален.

Что касается Р. Саути, то демократические идеи, после разрушения мечты о «Пантисократии», в его творчестве остаются, но с ними происходят значительные изменения - отказ от насильственного преобразования общества. Отсюда и резкий разворот от революционных поэм, например, «Жанна д'Арк», «Уот Тейлор», в сторону баллады, которая затем преобразуется в описательную поэму, прославляющую государственных мужей, к таким относятся «Мэдок», «Талаба-

разрушитель», «Проклятье Кехамы», «Родерик - последний из готов» [10, с. 16]. Важно отметить, что именно в жанре баллады происходит оформление концепции человека Р. Саути. Его взгляд в больше степени похож на взгляд У. Вордсворта и С.Т. Кольриджа, с его двойственным положением человека, но с той разницей, что на первый план выходит не столько природа, сколько быт человека, его частная жизнь.

Однако он был бы не романтик, если бы его интересовало только существование человека в быту; Р. Саути, ввиду своих религиозных взглядов, стремится показать причину человеческих страданий, -страсть человека к греху, и вышний рок. Это в известной степени роднит его с С.Т. Кольриджем, но тип этого рока определятся силой, с которой человек борется со своей страстью к греху. Так, например, в балладе «Корнелий Агриппа...» греховная страсть к чтению безбожных книг из человеческой кожи приводит к тому, что молодого человека раздирает на части дьявол. А тираничного епископа, из баллады «Суд божий над епископом», за сжигание амбара с крестьянами съедают мыши. В то время как человек сопротивляющийся греху, напротив всячески поддерживаются Небом. В этом, к слову, кроется и эстетическое устремление Р. Саути, своим творчеством он стремился взрастить в людях семя добра, хотя и понимал, что полностью это сделать невозможно.

Таким образом, в концепции Р. Саути наблюдается значительное отличие от концепций, предложенных

С.Т. Кольриджем и У. Вордсвортом, в ко- их философских, эстетических взглядах, а, торых человек выступал объектом воздей- следовательно, и в построении концепции ствия потустороннего зла или материаль- человека наблюдается общность. Так в ценой действительности, - он сам становится лом концепции «лейкистов» базируются субъектом зла, его грех порождает его же на двойственности человека, которая ведет страдания, или же его праведность способ- к его духовному и физическому уничто-ствует его процветанию. Иначе говоря, жению, если части находятся в антагони-главное отличие в том, что человек созна- стических отношениях. Впоследствии, эта ется активным творцом своей судьбы [10, концепция будет заимствована и перера-с. 12]. ботана младшими романтиками,

Подводя итог, мы определяем, что, не- Д. Байроном и П.Б. Шелли, которые выве-смотря на некую условность объединения дут из этого тип романтического героя поэтов под термином «Озёрная школа», в противопоставленного миру вообще.

Библиографический список

1. Володарская Л.И. Свобода и порядок / Поэты «Озерной школы». - СПб., 2008. -606 с.

2. Михайлова А.Е. «Biographia literaria» С.Т. Кольриджа в контексте немецких влияний. Автореф., дис. ... к-та. филол. Наук. - М., 2015. - 23 с.

3. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Т. 1 - М., 1989. - 480 с.

4. Халтрин-Халтурина Е.В. "Поэзия воображения" в Англии конца XVIII - начала XIX в. (стилевая динамика в эпоху романтизма). Дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2012. - 462 с.

5. Averill J. H. Wordsworth and" Natural Science": The Poetry of 1798 // The Journal of English and Germanic Philology. - 1978. - №77. - P. 232-246.

6. Averill J.H. Wordsworth and the Poetry of Human Suffering. - Ithaca-London, 1980. -291 p.

7. Кобелева Е.В. «Озерная школа» поэзии и становление английского романтического канона // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. - 2010. -№27. - С. 68-77.

8. Simpson D. Wordsworth, commodification and social concern - Cambridge, 2009. - 262 p.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения в 3 т. Т. 1. - М., 1986. - 635 с.

10. Львова М.Л. Роберт Саути и ранний английский романтизм. Дис. канд. филол. наук. - М., 1998. - 177 с.

DESIGN OF A HUMAN CONCEPT IN THE WORKS OF POETS OF THE «LAKE

SCHOOL»

D.M. Gudov, Student

Samara National Research University

(Russia, Samara)

Abstract. This article dedicated to exploring of the design of the concept of man in the work of poets of the "Lake School". It demonstrates which factors influenced the construction of certain aspects of this concept in the individual methods of W. Wordsworth, S.T. Coleridge and R. Southey. The duality of the concept is also noted in general and at different levels, for example: "fantasy - imagination", "nature - civilization", etc. In this article it was found that despite the fact that the concepts of poets are individual, they have a common basis.

Keywords: Lake School, the concept of man, W. Wordsworth, S.T. Coleridge, R. Southey, romanticism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.