Научная статья на тему 'АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / непрерывность образования / принцип вариативности / индивидуальные и возрастные особенности / военно-профессиональная подготовка / качество образования / андрагогический подход / категория обучающихся / метод реферативного комментирования / foreign language / continuity of education / principle of variability / individual and age characteristics / military professional training / quality of education / andragogy approach / category of students / method of abstract commenting

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т В. Ларина, Н С. Киргинцева

В статье представлены особенности обучения иностранному языку представителей взрослой аудитории военной образовательной организации. Показано, что соблюдение принципа вариативности, согласно которому содержание обучения варьируется в зависимости от возраста, индивидуальных способностей и уровня развития обучающихся, еще не в полной мере реализуется в военных вузах. Рассматривается актуальность андрагогического подхода, направленного на реализацию непрерывности образования и повышение качества процесса обучения с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, через выбор адекватных возрасту методов обучения. Проанализированы основные принципы андрагогики, способствующие выбору оптимальных форм и методов обучения взрослых. Представлена практическая значимость метода реферативного комментирования, который является одним из наиболее эффективных в повышении качества обучения иностранному языку взрослых обучающихся в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т В. Ларина, Н С. Киргинцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANDRAGOGICAL APPROACH TO IMPROVING THE QUALITY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A MILITARY UNIVERSITY

The article presents features of teaching a foreign language to representatives of the adult audience of a military educational organization. It is shown that compliance with the principle of variability, according to which the content of education varies depending on the age, individual abilities and level of development of students is not yet fully implemented in military universities. The relevance of the andragogy approach aimed at realizing the continuity of education and improving the quality of the learning process, taking into account the personal and age characteristics of students, through the choice of age-appropriate teaching methods is considered. The basic principles of andragogy that contribute to the choice of optimal forms and methods of teaching adults are analyzed. The practical significance of the method of abstract commenting, which is one of the most effective methods in improving the quality of foreign language teaching for adults studying at a military university is presented. The authors conclude that, following the principles of the andragogical approach, it can be stated that the method of abstract commenting develops the communicative skills of students and increases their cognitive activity, which in turn ensures an increase in the quality of their teaching of a foreign language.

Текст научной работы на тему «АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

УДК 372.881.1

Larina T.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Foreign Languages Department, Military Educational Scientific Center of the Air Force "N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh, Russia), E-mail: tanialar2008@yandex.ru

Kirgintseva N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Foreign Languages Department, Military Educational Scientific Center of the Air Force "N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh, Russia), E-mail: natalysn@yandex.ru

ANDRAGOGICAL APPROACH TO IMPROVING THE QUALITY OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN A MILITARY UNIVERSITY. The article presents features of teaching a foreign language to representatives of the adult audience of a military educational organization. It is shown that compliance with the principle of variability, according to which the content of education varies depending on the age, individual abilities and level of development of students is not yet fully implemented in military universities. The relevance of the andragogy approach aimed at realizing the continuity of education and improving the quality of the learning process, taking into account the personal and age characteristics of students, through the choice of age-appropriate teaching methods is considered. The basic principles of andragogy that contribute to the choice of optimal forms and methods of teaching adults are analyzed. The practical significance of the method of abstract commenting, which is one of the most effective methods in improving the quality of foreign language teaching for adults studying at a military university is presented. The authors conclude that, following the principles of the andragogical approach, it can be stated that the method of abstract commenting develops the communicative skills of students and increases their cognitive activity, which in turn ensures an increase in the quality of their teaching of a foreign language.

Key words: foreign language, continuity of education, principle of variability, individual and age characteristics, military professional training, quality of education, andragogy approach, category of students, method of abstract commenting

Т.В. Ларина, д-р пед. наук, проф., зав. каф. иностранных языков Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, E-mail: tanialar2008@yandex.ru

Н.С. Киргинцева, канд. пед. наук, доц., проф., Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, E-mail: natalysn@yandex.ru

АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

В статье представлены особенности обучения иностранному языку представителей взрослой аудитории военной образовательной организации. Показано, что соблюдение принципа вариативности, согласно которому содержание обучения варьируется в зависимости от возраста, индивидуальных способностей и уровня развития обучающихся, еще не в полной мере реализуется в военных вузах. Рассматривается актуальность андрагогического подхода, направленного на реализацию непрерывности образования и повышение качества процесса обучения с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, через выбор адекватных возрасту методов обучения. Проанализированы основные принципы андрагогики, способствующие выбору оптимальных форм и методов обучения взрослых. Представлена практическая значимость метода реферативного комментирования, который является одним из наиболее эффективных в повышении качества обучения иностранному языку взрослых обучающихся в военном вузе.

Ключевые слова: иностранный язык, непрерывность образования, принцип вариативности, индивидуальные и возрастные особенности, военно-профессиональная подготовка, качество образования, андрагогический подход, категория обучающихся, метод реферативного комментирования

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время большое внимание уделяется состоянию образования и перспективам его развития, от которого зависит как высокий профессиональный, общекультурный и образовательный уровень населения России, так и безопасность и социальная стабильность российского народа. На современном этапе государственная образовательная политика в России, являясь приоритетной сферой, направлена на модернизацию системы как общего, профессионального, так и высшего образования. С появлением новой парадигмы образования, направленной на цифровизацию образовательного пространства, в военных образовательных организациях также происходит обновление научно-образовательной и методической деятельности. В военных вузах большое внимание уделяется повышению качества образования на основе внедрения различных образовательных технологий, активных методов и инновационных методик, расширению деятельности по интеграции знаний обучающихся из различных предметов (И.А. Алехин, Н.В. Волынкина, Л.В. Ковтуненко, Л.П. Костикова, В.Ф. Лазукин, О.Н. Склярова, Е.И. Мещерякова).

Однако осуществление принципа вариативности, согласно которому содержание обучения и воспитания должны варьироваться в зависимости от возраста, индивидуальных способностей и уровня развития обучающихся, реализуется в военных образовательных организациях не в полной мере. Соблюдение принципа вариативности даст возможность педагогическим коллективам военных вузов найти наиболее действенные и результативные формы и методы, обеспечивающие самореализацию обучающихся, а также возможность преподавателям внедрять в образовательный процесс различные педагогические методы и частные методики (В.Я. Аверкин, А.П Асмолов, В.Н. Коновальчук, И.А. Лыкова, В.А. Сла-стенин, И.А. Синицина).

Как показывает практика работы в военном вузе, разработка, внедрение и совершенствование различных педагогических технологий, современных методик и методов обучения на основе обновленного содержания образования повысят качество и эффективность функционирования образовательных программ и будут способствовать существенным положительным изменениям в развитии теории военной педагогики и практики военно-профессиональной подготовки военных специалистов. Для этого необходимо не только практическое применение инновационных наработок, которые затем смогут воплотиться в результатах научных работ в области военной педагогики и психологии в образовательном процессе военных вузов, но и их научное обоснование. Для реализации вышеперечисленного прежде всего педагогам необходимо быть заинтересованными в том, чтобы как можно чаще разрабатывать и внедрять в образовательный

процесс вариативные методы и технологии обучения и апробировать их в своей практической работе. Формирование профессионально-компетентной личности офицера, развитие качеств позитивного мышления и саморефлексии, способности принимать и понимать происходящее в соответствии с ситуацией - главные задачи при обучении военного специалиста. Тем не менее вхождение офицера в военно-профессиональную деятельность и его компетентность зависят от его настроенности на самообразование, самосовершенствование, саморазвитие, его устремленности на непрерывность образования. Безусловно, повышению качества военно-профессиональной подготовки курсантов и слушателей в системе военного образования также способствует обеспечение преемственности образовательных программ довузовского, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Таким образом, соблюдение принципов вариативности, преемственности и непрерывности образования способствует повышению уровня качества образования.

Целью исследования настоящей статьи является обоснование необходимости учета возрастных особенностей обучающихся в военном вузе курсантов и слушателей, относящихся к взрослой категории. Неоспоримым является тот факт, что курсантам и слушателям, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам специалитета и магистратуры, «необходимо на каждом последующем этапе обучения продолжать закрепление, расширение и углубление тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе» [7]. Соответственно, соблюдение принципа вариативности, преемственности и непрерывности при обучении курсантов и слушателей будет способствовать развитию их индивидуальных способностей и раскрытию их личностного потенциала.

В целях достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести теоретический анализ андрагогического подхода и рассмотреть его характеристики и принципы, влияющие на успешность обучения иностранному языку;

- представить особенности содержания дисциплины «Иностранный язык» при обучении различных категорий обучающихся в военном вузе;

- показать метод «реферативного комментирования» и представить его сущностные и структурные характеристики.

Анализ научной литературы показал, что существует множество различных подходов к организации обучения иностранному языку: дифференцированный, компетентностный, когнитивный, индуктивно-сознательный и другие. Обучение

иностранному языку зависит не только от организации и содержания педагогического процесса, но и от учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Так, при обучении детей школьного возраста «учитываются их индивидуальные и возрастные особенности (периодизация), в основе которой находятся стадии психического и физического развития обучающихся» [1-4]. Обучением взрослых с учетом их индивидуально-психологических особенностей и жизненного опыта занимается наука андрагогика [5]. Образовательный процесс взрослых обучающихся, главными характеристиками которого являются активная, ведущая роль самих обучающихся, по мнению ряда ученых, должен строится на основе андрологического подхода. Первые принципы андра-гогического подхода (А. Капп, М. Ноулз) были сформулированы еще XIX веке, однако продолжают оставаться актуальными и сегодня.

Анализируя андрагогический подход, О.А. Суйкова обозначает, что он «служит основой для разработки теории образования взрослых, которая в новом формате охватывает социальную и профессиональную сферы жизнедеятельности взрослого человека; акцентирует внимание на специфичности целей, методов и способов обучения в разные возрастные периоды жизни человека, выделяет факторы развития и саморазвития на основе идей гуманизации образования и учета всех достижений наук о человеке; при этом выполняя гуманистическую функцию» [6].

Не вызывает сомнения утверждение о том, что важную роль в обучении иностранному языку взрослой аудитории играет их профессиональная сфера, и преподавателю необходимо акцентировать основное внимание на том, какие именно знания нужны взрослым обучающимся, где и с какой целью им необходимо применять эти знания для осуществления коммуникативного взаимодействия на иностранном языке. Выбирая необходимые методы, формы и средства для обучения иностранному языку взрослых обучающихся, преподаватель не должен забывать, что он имеет дело с особой категорией, где большое значение имеет создание психологического климата обучения.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней представлен метод реферативного комментирования, который при соблюдении принципов андра-гогического подхода обеспечивает повышение качества обучения иностранному языку взрослых обучающихся в военных вузов.

Теоретическая значимость рассматриваемых вопросов в научной статье заключается в выявлении и рассмотрении оптимальных методов обучения иностранному языку курсантов и слушателей военных образовательных организаций с позиции андрагогического подхода.

Указывая на практическую значимость рассматриваемых методов, следует отметить, что их обоснование и апробация в процессе обучения иностранному языку курсантов и слушателей позволит сформировать у них необходимые компетенции, что будет способствовать повышению качества обучения данной категории обучающихся.

Анализ научных работ [4; 5; 6] и практический опыт работы показали, что в отличии от педагогики, где ведущую роль играет педагог андрагогике присущи такие методы обучения, при которых преподаватель и обучающийся находятся на равных, и преподаватель призывает обучающихся к диалогу, организуя и регулируя ход занятия. При этом необходимо также учитывать и принципы андраго-гики. Опираясь на исследование И.В. Рыжковой, которая, представила основные принципы андрагогики: принцип приоритетности самостоятельного обучения, принцип совместного обучения, принцип использования жизненного опыта, принцип индивидуального подхода, принцип рефлексивности, принцип востребованности результатов обучения, принцип системности и другие [7, с. 39-40], необходимо отметить, что знание важнейших принципов организации учебного процесса с позиции андрагогики позволит преподавателю правильно подойти к выбору основных форм и методов обучения взрослых. Однако даже при соблюдении андрагогических принципов существуют определенные трудности при выборе действенных методов в обучении взрослых, и это связано с тем, что любой «взрослый уже имеет определенные стереотипы, устоявшийся стиль жизни, определенный характер, собственные установки и т. д.» [8]. Здесь необходимо отметить, что подготовка обучающихся в военном вузе имеет свою специфику, которая проявляется в поведении и самосознании военного человека, в его стремлении к самостоятельности, самоорганизации и саморегулированию, проявлении и демонстрации своих способностей самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность. В основном курсанты и слушатели демонстрируют желание учиться. Но для того чтобы процесс обучения был наиболее эффективным, преподавателю необходимо «показать и доказать им необходимость в изучении той или иной дисциплины, обосновывая это тем, что они могут включить полученные знания в свою практическую деятельность» [8]. B соответствии с этим необходимо отметить, что наряду с другими задачами немаловажным является тот факт, что заинтересованный в качественной подготовке преподаватель иностранного языка любого учебного заведения, в частности преподаватель военного вуза, должен привить интерес к своей дисциплине с целью повышения интереса к изучению своей дисциплины на основе применения современных технологий, методов и методик.

Согласно ФГОС и рабочим программам дисциплины «Иностранный язык», главной целью обучения в военном вузе является развитие универсальной и военно-профессиональной компетенций, направленных на формирование и развитие академического и профессионального взаимодействия на иностранном язы-

ке; на привитие способности анализировать и учитывать особенности, присущие лингвокультурам других стран и народов и т. п. Данная цель является универсальной как для обучающихся гражданских, так и военных вузов, однако в связи с определенной спецификой содержание дисциплины в военном вузе имеет свои особенности. Содержание разделов, тем и вопросов при обучении иностранному языку курсантов, слушателей и адъюнктов соответствует их военно-профессиональной направленности. В курсе специалитета курсанты изучают формулы военно-профессионального речевого общения на иностранном языке, знакомятся с наименованиями и элементами вооружения, боевой техники, подразделений по различным родам войск, используемых в странах изучаемого языка. В рамках магистратуры происходит более детальное и глубокое изучение терминологии по организации, вооружению и тактике видов (родов) войск ВС страны изучаемого языка, слушатели знакомятся с боевыми документы различных уровней управления и инновациями в области военных технологий и вооружения страны изучаемого языка. Программа подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре реализуется в рамках образовательного компонента дисциплины «Иностранный язык». Основной целью освоения учебной дисциплины является формирование практических навыков коммуникативного иноязычного общения и развитие когнитивных и исследовательских умений сбора и обработки научной информации на иностранном языке, адъюнкты знакомятся с научной и научно-технической литературой на иностранном языке и представляют результаты своей научной деятельности в устной и письменной форме на иностранном языке [9].

При выборе форм и методов в обучении иностранному языку в военном вузе преподаватель обязательно ориентируется на категорию обучающихся, учитывая такие особенности, как учет индивидуальных особенностей, профессионально ориентированную направленность (специализацию), отбор и объём учебного материала, возможность выбора степени развертывания монологического высказывания, введение ситуаций осмысления, комплекс заданий для развития творческого мышления и саморефлексии. Опыт практической работы в военном вузе показал, что слушатели и адъюнкты, имеющие высокие офицерские звания, из-за своих индивидуальных (иерархических) особенностей порой с неохотой демонстрируют умения устного коммуникативного высказывания на иностранном языке. Таким образом, для слушателей и адъюнктов, изучающих иностранный язык в военном вузе, преподавателями разрабатываются и активно внедряются в образовательный процесс такие технологии, методики и методы обучения иностранному языку, которые позволяют обойти «острые углы» и стимулируют к раскрытию их потенциальных возможностей.

Одним из таких методов, доказавших свою эффективность, является «метод реферативного комментирования». Метод реферативного комментирования, являясь продуктом самостоятельной работы обучающихся, направлен на решение задач по развитию коммуникативной компетенции на основе монологического высказывания на заданную тематику в виде письменного сообщения и подготовки слайдового сопровождения. С целью последующего представления метода реферативного комментирования, успешно применяемого преподавателями кафедры при обучении иностранному языку взрослых обучающихся, необходимо дать краткое определение терминам, непосредственно входящим в состав данного словосочетания, а именно - дефинициям «реферирование» и «комментирование».

Различные источники определяют термин «реферирование» (от лат. геАеге - «докладывать, сообщать») как процесс краткого изложения содержания оригинального текста. В словаре синонимов русского языка можно найти следующие значения слова «комментирование» - это интерпретирование, истолкование, объяснение, освещение, пояснение, разъяснение, растолкование.

Метод реферативного комментирования в той интерпретации, в которой он в последнее время применяется на кафедре иностранных языков, «имеет свои положительные результаты» [8]. Во-первых, стимулирует мыслительную деятельность обучающихся по изучаемой теме; во-вторых, расширяет словарный запас иноязычных слов и выражений, необходимых для чтения оригинальной профессионально направленной литературы; в-третьих, способствует развитию умений и навыков изучающего чтения на иностранном языке, направленного на понимание информации текста для последующего совершенствования лингвистической компетенции обучающихся.

Следовательно, рассмотренные определения и апробированный на практике метод позволили определить понятие «реферативное комментирование» как процесс освещения и уточнения основного содержания иноязычного текста посредством выделения формальных образцов (элементов концепта), обладающих определенным содержательным потенциалом. Необходимо отметить, что данный метод позволяет перевести обучающегося с позиции пассивного объекта в активно действующего субъекта. Определение сущности представленного метода дает основание представить его структуру. Метод реферативного комментирования состоит из трех этапов: подготовительный этап, закрепление изученного материала, собственно комментирование.

Подготовительный этап метода реферативного комментирования в основном основывается на принципе самообучения. Обучающимся задается общее направление на поиск и сбор необходимой информации в соответствии с изучаемой темой для последующего представления полученных результатов. В

ходе самостоятельного практического освоения иностранного языка на основе аутентичных материалов у обучающихся формируется творческое мышление, происходит развитие умений поиска, обработки и переработки иноязычной информации [10].

Закрепление изученного материала происходит как в процессе самостоятельной работы, так и совместно с преподавателем, которое направлено на освоение лексико-грамматического материала и анализ текстов профессиональной тематики. На данном этапе роль преподавателя трансформируется от носителя информации к информационному посреднику и тьютору.

Третьим, заключительным этапом является собственно комментирование подготовленной и представленной слайдовой презентации текста, на которой изображены ключевые слова, схемы и картинки по теме представления.

Библиографический список

Подводя итог, следует отметить, что метод реферативного комментирования, активно применяемый в военном вузе, способствует достижению поставленных целей в обучении иностранному языку взрослой категории обучающихся и содействует развитию умений обучающихся, направленных на осуществление компрессии текста. Отличительной особенностью метода реферативного комментирования является то, что он способствует развитию самостоятельных действий обучающихся, раскрытию их потенциальных возможностей к осуществлению коммуникативного общения на иностранном языке, что вполне соответствует принципам андрагогического подхода, следуя которым можно констатировать, что метод реферативного комментирования развивает коммуникативные навыки обучающихся и повышает их познавательную активность, что, в свою очередь, обеспечивает повышение качества их обучения иностранному языку.

1. Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности. Проблемы формирования личности. Москва - Воронеж, 1995.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Искусство, 1986.

3. Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов педагогических институтов. Москва: Просвещение, 1979.

4. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке. Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. Москва: Русский язык, 1977: 5-12.

5. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. Москва: ПЕР СЭ, 2007.

6. Суйкова О.А. Андрагогические принципы в реализации непрерывного образования взрослых. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018; № 4 (37).

7. Андрагогика: краткий курс лекций для студентов всех специальностей и направлений подготовки. Составитель И.В. Рыжкова. Саратов, 2016.

8. Гладких В.В., Ларина Т.В., Баранова Л.М. и др. Педагогические и лингводидактические исследования в сфере языкового военно-профессионального образования: тенденции развития и перспективы взаимодействия: В рамках научной школы «Инфолингвистическая система поликультурного образования»: коллективная монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020.

9. Ларина Т.В. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2022618985 Российская Федерация. Программная реализация методики обучения английскому языку адъюнктов: № 2022617842: заявл. 27.04.2022: опубл. 18.05.2022.

10. Будникова К.П., Ларина Т.В. Формирование лингвистической готовности обучающихся к информационно-аналитической деятельности как педагогическая проблема. Траектория развития субъектов образовательного процесса: материалы Международной научно-практической конференции. Воронеж: Издательство «ИСТОКИ», 2023: 123-126.

References

1. Bozhovich L.I. O kul'turno-istoricheskoj koncepcii L.S. Vygotskogo i ee znachenii dlya sovremennyh issledovanij psihologii lichnosti. Problemy formirovaniya lichnosti. Moskva -Voronezh, 1995.

2. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Iskusstvo, 1986.

3. Davydov V.V., Dragunova T.V., Itel'son L.B. i dr. Vozrastnaya ipedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih institutov. Moskva: Prosveschenie, 1979.

4. Nekotorye voprosy psihologii obucheniya rechi na inostrannom yazyke. Psiholingvistika i obuchenie russkomu yazyku nerusskih. Moskva: Russkij yazyk, 1977: 5-12.

5. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tehnologiiobucheniya vzroslyh. Moskva: PER S'E, 2007.

6. Sujkova O.A. Andragogicheskie principy v realizacii nepreryvnogo obrazovaniya vzroslyh. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2018; № 4 (37).

7. Andragogika: kratkij kurs lekcijdlya studentov vseh special'nosteji napravlenijpodgotovki. Sostavitel' I.V. Ryzhkova. Saratov, 2016.

8. Gladkih V.V., Larina T.V., Baranova L.M. i dr. Pedagogicheskie i lingvodidakticheskie issledovaniya v sfere yazykovogo voenno-professional'nogo obrazovaniya: tendenciirazvitiya i perspektivy vzaimodejstviya: V ramkah nauchnoj shkoly «Infolingvisticheskaya sistema polikul'turnogo obrazovaniya»: kollektivnaya monografiya. Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskij centr "Nauchnaya kniga", 2020.

9. Larina T.V. Svidetel'stvo o gosudarstvennojregistraciiprogrammy dlya 'EVM № 2022618985 Rossijskaya Federaciya. Programmnaya realizaciya metodikiobucheniya anglijskomu yazyku ad'yunktov: № 2022617842: zayavl. 27.04.2022: opubl. 18.05.2022.

10. Budnikova K.P., Larina T.V. Formirovanie lingvisticheskoj gotovnosti obuchayuschihsya k informacionno-analiticheskoj deyatel'nosti kak pedagogicheskaya problema. Traektoriya razvitiya sub'ektov obrazovatel'nogo processa: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh: Izdatel'stvo «ISTOKI», 2023: 123-126.

Статья поступила в редакцию 10.06.24

УДК 378

Mirzoeva A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director of School of Business and International Proficiency, MGIMO University (Moscow, Russia),

E-mail: business@inno.mgimo.ru

THE ABILITY OF A MANAGER TO CREATE CROSS-FUNCTIONAL TEAMS AS A REQUEST FOR A NEW "KNOWLEDGE ECONOMY". The article notes that in the context of the development of the "knowledge economy", the manager is required to know and master the mechanisms of intellectual management. Every modern manager must be on top of the new market situation and be able to respect the interests of the company and clients. The author notes that one of the factors for solving the assigned problems is the need to develop in a modern manager the ability to use the principle of cross-functionality in management practice and to acquire the skill of creating cross-functional teams to solve current problems. The author conveys an understanding of the principle of cross-functionality using drawings and the table method. In conclusion, it is emphasized that the leader's transmission of cross-functional principles and corresponding values will lead the team to cohesion and a favorable internal team environment. At the same time, the degree of effectiveness of the manager is determined through the achievement of team productivity, employee satisfaction, productivity and other factors that can be identified using the necessary tools of tests and tasks.

Key words: education, digitalization, technology, pedagogical design, teacher-designer, synergy, combination, knowledge economy

А.М. Мирзоева, канд. пед. наук, директор Школы бизнеса и международных компетенций ФГАОУ ВО «Московский государственный институт

международных отношений (университет) МИД Российской Федерации, г. Москва, E-mail: business@inno.mgimo.ru

СПОСОБНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ К СОЗДАНИЮ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМАНД КАК ЗАПРОС НОВОЙ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ»

В статье отмечено, что в условиях развития «экономики знаний» от руководителя требуется знание и владение механизмами интеллектуального менеджмента. Каждый современный руководитель должен быть в тренде новой рыночной ситуации, уметь соблюдать интересы компании и клиентов. Одним из факторов решения поставленных задач автор отмечает необходимость формировать у современного руководителя способность использовать в практике управления принцип кросс-функциональности и приобретение навыка создания кросс-функциональных команд для решения актуальных задач. Понимание принципа кросс-функциональности автор передает с помощью рисунков и метода таблиц. В заключение подчеркивается, что владение руководителем кросс-функциональными принципами и соответствующими им ценностями приведет коллектив к сплоченности и благоприятной внутренней командной среде. При этом степень эффективности руководителя определяется через достижение продуктивности команды, удовлетворенность сотрудников, производительность и другие факторы, которые можно выявить с помощью необходимого инструментария тестов и задач.

Ключевыеслова: менеджмент, современный менеджер, принцип кросс-функциональности, кросс-функциональная команда, экономика знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.