Научная статья на тему 'Андрагогические направления сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования'

Андрагогические направления сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
андрагогические направления / сопровождение педагогов / цифровая трансформация образования / профессионально-личностные дефициты / рискогенность «оцифровки» преподавания / электронная информационно-образовательная среда / цифровые технологии и ресурсы / фасилицирующая деятельность / профессиональное самообразование и самосовершенствование / andragogic directions / support of teachers / digital transformation of education / professional and personal deficits / riskiness of "digitization" of teaching / electronic information and educational environment / digital technologies and resources / facilizing activities / professional self-education and self-improvement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Г. Пак, Н. А. Иванищева, Л. А. Кочемасова

В статье описаны возможности цифровой трансформации образования в повышении качества функционирования системы образования и возрастании профессионализма педагогического сообщества нашей страны. Систематизированы представления о рискогенных ситуациях и профессиональных затруднениях педагогов (мировоззренческо-смысловые дефициты, когнитивные дефициты, дефициты практической области педагогического труда) в условиях стремительно развивающейся цифровой составляющей системы образования. В интерпретации авторов представлено содержание понятия «сопровождение педагогов в условиях цифровой трансформации образования». Охарактеризованы основные пути минимизации проблемных областей и рисков осуществления современной педагогической деятельности в рамках обоснования андрагогических направлений сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования: 1) своевременная минимизация рискогенных ситуаций, возникающих при реализации педагогами ведущих трудовых функций и действий вследствие опосредованности использования цифровых технологий и реализации цифрового инструментария; 2) создание определенных условий для удовлетворения образовательных запросов и потребностей педагогов в осознанном повышении собственной цифровой грамотности, обусловливающих изменение формата их преподавания с продуктивным использованием возможностей интерференции цифровой и доцифровой информационно-образовательных сред; 3) помощь в осознании и оценке педагогами собственного накопленного профессионального опыта и передового опыта педагогического сообщества в области организации смешанного обучения, выстраивания персонифицированных образовательных траекторий, самообразования; 4) содействие в освоении педагогами новых цифровых способов образовательных взаимодействий, соответствующих «цифровому» времени (онлайни офлайн форматы) и особенностям цифрового поколения обучающихся; 5) создание возможностей для комплементарного развития цифровых (Digital skills), профессиональных («Hard skills») и универсальных («Soft skills») навыков педагогов, обеспечивающих быстрое освоение новых возможностей цифровых образовательных трансформаций, совершенствование содержания педагогической деятельности в видоизмененном реально-смешанном формате; 6) активизация субъектной позиции педагогов в рамках оптимального решения задач цифровой трансформации образования с позиции непрерывной работы над собой, организационного самоуправления и профессионального самосовершенствования, определения сферы ответственности использования цифровых девайсов в решении педагогических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л. Г. Пак, Н. А. Иванищева, Л. А. Кочемасова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Andragogical direction of supporting teachers in соnditions of ed uc ation digital transformation

The article describes the possibilities of digital transformation of education in improving the quality of the educational system and increasing the professionalism of the pedagogical community of our country. Ideas about risky situations and professional difficulties of teachers (worldview and semantic deficits, cognitive deficits, deficits in the practical field of pedagogical work) in the conditions of a rapidly developing digital component of the education system were systematized. The authors' interpretation presents the content of the concept of "accompanying teachers in the context of digital transformation of education." The main ways of minimizing problem areas and risks of carrying out modern pedagogical activities within the framework of justifying the andragogic directions of accompanying teachers in the context of digital transformation of education were described: 1) timely minimization of risky situations that arise when teachers implement leading labor functions and actions due to the indirect use of digital technologies and the implementation of digital tools; 2) the creation of certain conditions to meet the educational needs and needs of teachers in a conscious increase in their own digital literacy, which leads to a change in the format of their teaching with the productive use of the interference capabilities of digital and pre-digital information and educational environments; 3) assistance in awareness and assessment by teachers of their own accumulated professional experience and best practice of the pedagogical community in the field of organizing mixed education, building personalized educational trajectories, self-education; 4) assistance in the development by teachers of new digital methods of educational interactions corresponding to the "digital" time (online and offline formats) and the features of the digital generation of students; 5) creating opportunities for the complementary development of digital (Digital skills), professional ("Hard skills") and universal ("Soft skills") skills of teachers, ensuring the rapid development of new opportunities for digital educational transformations, improving the content of pedagogical activities in a modified real-mixed format; 6) activation of the subject position of teachers within the optimal solution of the problems of digital transformation of education from the position of continuous work on themselves, organizational self-government and professional self-improvement, determining the area of responsibility for the use of digital devices in solving pedagogical problems.

Текст научной работы на тему «Андрагогические направления сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования»

Щ Информатизация образования

Андрагогические направления сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования *

Л. Г. ПАК, доктор

педагогических наук,

профессор кафедры

педагогики и социологии

Оренбургского

государственного

педагогического

университета,

(Оренбург)

yubov-pak@mail.ru

Н. А. ИВАНИЩЕВА,

доктор педагогических

наук, доцент,

заведующая кафедрой

географии и методики

преподавания

географических

дисциплин

Оренбургского

государственного

педагогического

университета,

(Оренбург)

Ivanicheva@list.ru

Л. А. КОЧЕМАСОВА,

кандидат

педагогических

наук, доцент

кафедры педагогики

и социологии

Оренбургского

государственного

педагогического

университета,

(Оренбург)

lkochem@mail.ru

Аннотация: В статье описаны возможности цифровой трансформации образования в повышении качества функционирования системы образования и возрастании профессионализма педагогического сообщества нашей страны. Систематизированы представления о рискогенных ситуациях и профессиональных затруднениях педагогов (мировоззренческо-смысловые дефициты, когнитивные дефициты, дефициты практической области педагогического труда) в условиях стремительно развивающейся цифровой составляющей системы образования. В интерпретации авторов представлено содержание понятия «сопровождение педагогов в условиях цифровой трансформации образования». Охарактеризованы основные пути минимизации проблемных областей и рисков осуществления современной педагогической деятель-

* Исследование выполнено в рамках проекта «Андрагогическая концепция сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение № 073-03-2023-017/6 от 09.11.2023 г. к соглашению № 073-03-2023-017 от 26.01.2023 г.).

ности в рамках обоснования андрагогических направлений сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования: 1) своевременная минимизация рискогенных ситуаций, возникающих при реализации педагогами ведущих трудовых функций и действий вследствие опосредо-ванности использования цифровых технологий и реализации цифрового инструментария; 2) создание определенных условий для удовлетворения образовательных запросов и потребностей педагогов в осознанном повышении собственной цифровой грамотности, обусловливающих изменение формата их преподавания с продуктивным использованием возможностей интерференции цифровой и доцифро-вой информационно-образовательных сред; 3) помощь в осознании и оценке педагогами собственного накопленного профессионального опыта и передового опыта педагогического сообщества в области организации смешанного обучения, выстраивания персонифицированных образовательных траекторий, самообразования; 4) содействие в освоении педагогами новых цифровых способов образовательных взаимодействий, соответствующих «цифровому» времени (онлайн- и офлайн форматы) и особенностям цифрового поколения обучающихся; 5) создание возможностей для комплементарного развития цифровых (Digital skills), профессиональных («Hard skills») и универсальных («Soft skills») навыков педагогов, обеспечивающих быстрое освоение новых возможностей цифровых образовательных трансформаций, совершенствование содержания педагогической деятельности в видоизмененном реально-смешанном формате; 6) активизация субъектной позиции педагогов в рамках оптимального решения задач цифровой трансформации образования с позиции непрерывной работы над собой, организационного самоуправления и профессионального самосовершенствования, определения сферы ответственности использования цифровых девайсов в решении педагогических задач.

Annotation: The article describes the possibilities of digital transformation of education in improving the quality of the educational system and increasing the professionalism of the pedagogical community of our country. Ideas about risky situations and professional difficulties of teachers (worldview and semantic deficits, cognitive deficits, deficits in the practical field of pedagogical work) in the conditions of a rapidly developing digital component of the education system were systematized. The authors' interpretation presents the content of the concept of "accompanying teachers in the context of digital transformation of education." The main ways of minimizing problem areas and risks of carrying out modern pedagogical activities within the framework of justifying the andragogic directions of accompanying teachers in the context of digital transformation of education were described: 1) timely minimization of risky situations that arise when teachers implement leading labor functions and actions due to the indirect use of digital technologies and the implementation of digital tools; 2) the creation of certain conditions to meet the educational needs and needs of teachers in a conscious increase in their own digital literacy, which leads to a change in the format of their teaching with the productive use of the interference capabilities of digital and pre-digital information and educational environments; 3) assistance in awareness and assessment by teachers of their own accumulated professional experience and best practice of the pedagogical community in the field of organizing mixed education, building personalized educational trajectories, self-education; 4) assistance in the development by teachers of new digital methods of educational interactions corresponding to the "digital" time (online and offline formats) and the features of the digital generation of students; 5) creating opportunities for the complementary development of digital (Digital skills), professional ("Hard skills") and universal ("Soft skills") skills of teachers, ensuring the rapid development of new opportunities for digital educational transformations, improving the content of pedagogical activities in a modified real-mixed format; 6) activation of the subject position of teachers within the optimal solution of the problems of digital transformation of education from the position of continuous work on themselves, organizational self-government and professional self-improvement, determining the area of responsibility for the use of digital devices in solving pedagogical problems.

Ключевые слова: андрагогические направления, сопровождение педагогов, цифровая трансформация образования, профессионально-личностные дефициты, рискогенностъ «оцифровки» преподавания, электронная информационно-образовательная среда, цифровые технологии и ресурсы, фасилицирующая деятельность, профессиональное самообразование и самосовершенствование

Keywords: andragogic directions, support of teachers, digital transformation of education, professional and personal deficits, riskiness of "digitization" of teaching, electronic information and educational environment, digital technologies and resources, facilizing activities, professional self-education and self-improvement

ТТифровая трансформация образова-I I ния относится к ключевым тенденци-

ям развития российского общества, базисным основаниям достижения приоритетных национальных задач научно-технического прогресса, ведущим регулятивам обеспечения качества функционирования системы образования и профессионализма педагогического сообщества нашей страны. Внедрение цифровых технологий и ресурсов во все сферы педагогического труда, создание новых процедур и регламентов работы с использованием современных средств цифровой цивилизации и перестройкой структуры обучения (в рамках управляющих, поддерживающих и операционных процессов) обусловливают необходимость трансформации трудового поведения педагогов с позиции повышения требований к комплексному преобразованию содержания их профессиональной деятельности, связанной с полноценным использованием возможностей интерференции цифровой и доцифровой информационных образовательных сред, актуализацией ресурсов современных цифровых инструментов.

Цифровая трансформация образования конструирует «новую образовательную экосистему, включающую новые технологические платформы, новую роль преподавателя и обновленный цифровой образовательный дизайн» (Л. Э. Гейцман, И. С. Стеблецова [14]). Начальная модификация целевых ориентиров обновления ролевого функционала педагогов и конструирование их цифрового сознания при мно-

гоцелевом использовании дидактического потенциала цифровых технологий и ресурсов, обусловлена ситуацией, с которой столкнулась система образования в рамках распространения COVID-19, выступающей реальным триггером применения цифрового формата в системе образования. Используемая дистанционная форма выявила проблемные области (технические, технологические, психологические и дидактические), затрудняющие осуществление полноценной профессиональной деятельности педагогов (вне имеющегося профессионального опыта) в условиях кризисной мобилизации цифровых технологических систем обучения.

Авторское анкетирование, проведенное в ходе исследования в 2023 г., подтвердило результаты научных выводов Е. Ю. Игнатьевой, О. Н. Шиловой [8], И. П. Пастуховой, Н. В. Тарасовой, С. Г. Чигриной [16] о том, что у педагогов в новых цифровых реалиях отмечается широкий спектр затруднений в осуществлении различных цифровых инноваций профессиональной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, прослеживается фрагментарность умений выстраивания продуктивных форм цифровой коммуникации и способов ее организации для обеспечения качества реализации основных образовательных программ и достижения оптимальных учебных результатов.

В ходе опроса педагогов в рамках Мониторинга экономики образования, проводимого НИУ ВШЭ (2020/21 учебный год) определены дефициты конкретных

навыков педагогов, связанных с цифровой трансформацией образования. Недостаточную готовность для работы в дистанционном режиме и в электронной среде отмечают 39,9% респондентов. Каждый пятый участник опроса ощущает нехватку навыков в области компьютерных и информационных технологий применительно к работе с цифровым поколением обучающихся.

Б. В. Авво, Е. Н. Агаповым, И. Г. Байковым [1], Ю. В. Ворониной [3], Л. Г. Пак [11] определены области профессиональных затруднений педагогов в условиях стремительно развивающейся цифровой составляющей системы образования: мировоззренческо-смысловые дефициты (недостаточное осмысление значимости использования возможностей цифровиза-ции образования и собственного изменения, личностной «подстройки» под «цифру», «ломания» шаблонов и стереотипов сформированного опыта преподавания и традиционного взаимодействия); когнитивные дефициты (недостаточный диапазон знаний нормативно-правовых документов, определяющих организацию деятельности в рамках цифровой трансформации системы образования; разрозненные представления о модификации структуры и содержания новой системы цифрового образования); дефициты практической области педагогического труда (недостаточный опыт использования цифровых технологий и ресурсов в преподавании; фрагментарность продуктивных навыков работы в новой развивающейся цифровой среде).

Возникающие профессиональные дефициты в области недостаточной осведомленности педагогов в создании, изменении и управлении цифровыми ресурсами, смешение ценностей реального мира образования в сторону виртуального (и наоборот), фрагментарность сформированных умений использования цифровых технологий при решении педагогических задач обусловливают снижение продуктивности осуществления педагогической дея-

тельности и качества получаемых учебных результатов в новых условиях реализации целесообразных цифровых нововведений в образовательном процессе.

Следует отметить, что зачастую также возникают рискогенные ситуации, связанные с тем, что педагоги выступают взрослыми людьми, обладающими тем или иным опытом осуществления преподавания и обучения и, в этой связи, противостоящие внедрению новых цифровых технологий в образовательную практику, не замоти-вированные на собственную цифровую переподготовку, повышение квалификации и получение новых цифровых навыков с позиции «укоренения» традиционного установившегося стабильного функционала, стереотипного стиля работы.

На основе вышеизложенного в педагогической науке и практике актуализируется проблема разработки андрагогических направлений сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования, определяющих пути своевременной минимизации профессиональных затруднений, рискогенных ситуаций и профессиональных дефицитов педагогических работников в сфере цифрового личностно-средового взаимодействия на основе мотивирования их на постоянное профессиональное самообразование, саморазвитие, самосовершенствование в ускоряющемся ритме использования цифровых образовательных технологий и ресурсов.

Сопровождение педагогов в условиях цифровой трансформации образования мы рассматриваем как «вид педагогической фасилицирующий деятельности, удовлетворяющий индивидуальные потребности и запросы каждого педагога в поиске и реализации новых цифровых решений в образовании, минимизирующий профессиональные дефициты в области развития у педагогов «Soft skills» (мягких навыков), «Hard skills» (жестких навыков) и «Digital skills» (цифровых навыков), способствующий профессиональному росту и выстраиванию профессиональной карьеры» [7, с. 36].

Методологическим базисом разработки андрагогических направлений сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования выступают: концептуальные идеи методического сопровождения педагогических работников в условиях цифровизации образования (И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова, С. Г. Чиг-рина [16]); анализ современного состояния цифровых компетенций педагогов (Е. Ю. Игнатьева, О. Н. Шилова [8]); положения об актуальных проблемах и рисках цифровизации образования (П. И. Гаирбекова [4], Н. Б. Стрекалова [15]); научные идеи развития дидактики и обновления технологий в условиях информатизации образования (А. Р. Зенков [6], Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко [10], И. В. Роберт

[13]); положения о цифровой трансформации педагогов в цифровой информационной среде (Л. Э. Гейцман, И. С. Стеблецова

[14]); концептуальные основы реализации профессиональной позиции современного педагога в ходе цифровой трансформации образования (Г. Б. Брагиров, Е. А. Гараева,

B. В. Неволина [9]); андрагогические аспекты повышения квалификации педагогов Б. В. Авво, Е. Н. Агапов, И. Г. Байкова, Л. А. Баталова и др. [1]); методика андра-гогического сопровождения образовательной деятельности (М. С. Бриткевич [2],

C. А. Пилюгина [12]).

В исследовании обоснованы андрагоги-ческие направления сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования:

1. Своевременная минимизация риско-генных ситуаций (цифровая дезадаптация, фрагментарная первичная профессионализация, непродуктивная коммуникация (молодые педагоги), болезненная смена традиционного формата деятельности на цифровой, изменение ментальности, стереотипного и устоявшего восприятия образовательного процесса, сниженная мотивация к профессиональному и личностному саморазвитию в трансформированной цифровой системе (опытные педагогические кадры), возникающие при реализации

педагогами ведущих трудовых функций и действий вследствие опосредованности использования цифровых технологий и реализации цифрового инструментария.

Данное направление задает ориентиры сопровождающей деятельности на:

■/ организацию пролонгированной диагностики профессионально-личностных затруднений педагогов (выраженности того или иного профессионального качества или умения, самодиагностики собственных дефицитов в педагогическом труде, анализа элементов профессио- и акмеограммы специалистов), возникающих при цифровом личностно-средовом взаимодействии, создании и применении образовательного контента с помощью цифровых технологий;

■/ использование совместного поиска способов преодоления выявленных риско-генных ситуаций, связанных с «издержками профессии» в аспекте сознательной активности к самостоятельной редукции проблем «оцифровки» образования, понимания назревшей необходимости принятия на себя ответственности за корректировку и локализацию стереотипов, непродуктивных личностных установок, традиционных шаблонов реализации трудового функционала вне основных трендов цифровизации, препятствующих постижению нового в области педагогического труда;

•/ создание благоприятной атмосферы и психологически-безопасного климата в образовательной организации на основе взаимного уважения, безусловного принятия самобытности каждого педагога в применении цифровых инструментов в системе образования (не стремясь переделывать его, учитывая права на свободное проявление индивидуальности), конструирования ситуаций успеха, организации коллективной / индивидуальной работы на базе «облачных» сервисов, технологий электронного и гибридного обучения, предоставляющих возможность достичь значимых результатов в разнообразных сферах образовательной практики;

■/ разработку и внедрение системы индивидуального и группового консуль-

тирования педагогов для формирования адекватной самооценки и подготовки к продуктивному выполнению новых типов деятельности в электронной информационно-образовательной среде; проведение тренингов по личностному предупреждению возникновения профессиональной деформации педагогических работников в рамках локализации тревожности и страха перед новыми требованиями к внедрению цифровизации в образовании; реализации коучингов интегрированной помощи в совершенствовании профессионального уровня специалистов при освоении обновленной методики преподавания с основами цифровой дидактики и цифровой аксиологии; осуществление профессионально-активизирующих интенсивов выстраивания траектории карьерного роста в условиях динамично развивающейся цифровой среды.

2. Создание определенных условий для удовлетворения образовательных запросов и потребностей педагогов в осознанном повышении собственной цифровой грамотности, обусловливающих изменение формата их преподавания с продуктивным использованием возможностей интерференции цифровой и доцифровой информационно-образовательных сред.

Данное направление определяет целевые ориентиры, отражающие:

■/ формирование педагогических смыслов (реализации обновленного цифрового профессионально-ролевого функционала специалистов, непрерывного самообразования в области цифрового формата, целесообразного применения педагогами цифровых сервисов и ресурсов в образовательной деятельности с учетом специфики образовательной организации,уникальности и приоритета интересов контингента обучающихся и собственных профессионально-личностных качеств;

■/ использование потенциала фа-силитационной деятельности (полной, дозированной, консультирующей, поддерживающей, мотивируюшей и ориентирующей помощи) для: адресного восполнения

«западающих» аспектов сформирован-ности информационной грамотности педагогов в аспекте комбинирования индивидуальной / коллективной работы по подбору адекватных цифровых технологий в качестве инструментов оптимизации образовательного процесса; организации профессионального консалтинга с учетом выстраивания индивидуальной траектории профессионального роста педагогических работников при грамотном переносе содержания традиционного обучения в условия дистанционного обучения; определения перспектив профессионального будущего в условиях цифровой трансформации образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, внутрифирменное обучение, стажировка);

■/ осуществление научно-методической поддержки педагогов в условиях цифровых образовательных трансформаций (методические службы, наставничество, мастер-классы, вебинары, конференции и т. д.) для расширения знаний о: формах представления мультимедийного контента (графические схемы, инфографика, интеллект-карты) в электронной информационно- образовательной среде; ведении электронного документооборота; разработке новых рабочих образовательных программ и авторских дидактических материалов с применением технологий цифровизации; методиках создания онлайн-оценивания и получения обратной связи; работе с «облачными» и web-технологиями, цифровыми платформами; основах компьютерного программирования; проведении компьютерных экспериментов с виртуальными моделями и т. д.

3. Помощь в осознании и оценке педагогами собственного накопленного профессионального опыта и передового опыта педагогического сообщества в области организации смешанного обучения, выстраивания персонифицированных образовательных траекторий, самообразования.

Данное направление отражает целевые ориентиры, обозначающие:

•/ использование и интерпретацию

имеющегося положительного опыта (раскрывая позиции «Я-реальное», «Я-идеа-льное», «Я-зеркальное» в цифровом мире) как основы реконструирования когнитивных конструктов широкого внедрения цифровых инструментов учебной деятельности, уникального источника удовлетворения насущных образовательных потребностей гибридного мира, базиса дальнейшего профессионального развития при применении обновленных технологических инструментов и практически неограниченных информационных ресурсов в преподавании и обучении;

•/ диссеминацию передового инновационного опыта работы в электронной информационно-образовательной среде для критического осмысления и анализа специалистами продуктивной деятельности педагогического сообщества и взятия на «вооружение» ведущих нововведений использования возможностей цифровиза-ции образования для совершенствования педагогической деятельности;

•/ развитие у педагогов умений самостоятельного поиска практического применения накопленных знаний в изменяющихся условиях цифровой реальности, связанных с насыщением образовательной организацией и ее среды обновленной информационной образовательной продукцией, цифровыми средствами и технологиями;

■/ осуществление рефлексивной практики (самонаблюдение, самоанализ, самооценка) в цифровой среде, проявляемой в виде разных уровней осознания собственной «самости» цифровых педагогов с учетом ориентировки в потоке цифровой информации, контроля за распределением своих ресурсов (временных, энергетических, технологических), ревизии набора используемых цифровых инструментов для достижения новых качественных результатов образования.

4. Содействие в освоении педагогами новых цифровых способов образовательных взаимодействий, соответствующих «цифровому» времени (онлайн- и офлайн-форматы) и особенностям но-

вого цифрового поколения обучающихся (многозадачность, клиповость мышления, поведенческие паттерны, образ жизни в смешении виртуального и реального пространств, цифровое мировоззрение и т. д.).

В рамках данного направления значимым выступает:

■/ выстраивание позитивных паритетных отношений, новых форм командного взаимодействия в смешанных онлайн- и офлайн-форматах (с механизмами мягкой конкуренции, продуктивной кооперации, аутентичного взаимообучения и взаимооценивания) для целенаправленного взаимообмена и взаимообогащения знаниями, смыслами, опытом, ценностями между субъектами образования;

■/ переосмысление продуктивных / деструктивных стратегий профессиональной коммуникации и поведения в электронной информационно-образовательной среде при смешанном обучении (blended learning), осуществлении сетевого взаимодействия педагогов в условиях единого цифрового пространства с целью определения потенциальных возможностей и жизненных перспектив каждого из участников реального и виртуального взаимодействия, расширения области педагогического сотрудничества в ходе применения, адаптации и разработки информационных ресурсов для преподавания, налаживания моментальной конструктивной обратной связи;

■/ расширение представлений о психологических особенностях и поведенческих паттернах, интересах и потребностях представителей современного цифрового поколения обучающихся (многомерности и нелинейности восприятия ими мира, переключении внимания и объеме памяти, когнитивной гибкости мозга, деструктивных установках и рисках манипуляции сознанием, уверенности в своей уникальности и т. д.) для оптимального построения работы с поколением Z;

■/ поддержка педагогов при освоении ими нового функционально-ролевого репертуара при организации цифровых

коммуникаций с разными участниками образовательного процесса (организатор проектного обучения, тьютор, проводник по цифровому миру, игромастер, модератор образовательного процесса, координатор образовательной онлайн-платформы, фасилитатор коммуникации в онлайн-сооб-ществах, проектировщик индивидуальных образовательных маршрутов, созидатель образовательного контента и т. д.) на основе требований и норм цифрового этикета.

5. Создание возможностей для комплементарного развития цифровых (Digital skills), профессиональных («Hard skills») и универсальных («Soft skills») навыков педагогов, в комплексе обеспечивающих быстрое освоение новых возможностей цифровых образовательных трансформаций, совершенствование содержания педагогической деятельности в видоизмененном реально-смешанном формате.

Данное направление отражает ориентиры, определяющие:

■/ формирование критического мышления, креативности, коммуникативности, умений кооперироваться (модель 4К), в совокупности способствующих выстраиванию продуктивных стратегий достижения целей преподавания в электронной информационно-образовательной среде, нахождению путей и способов решения и минимизации сложных педагогических ситуаций в цифровой среде;

— выработку индивидуальной стратегии профессионального роста в условиях цифровых образовательных трансформаций (с позиции овладения самыми современными информационными технологиями, трансляции широкой эрудиции и глобального мышления, стремления к духовному, профессиональному, общекультурному совершенству, наращивания социальных, интеллектуальных и волевых компетенций, лидерства и новаторства) на основе информационной преобразовательной активности, популяризирующей общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности с позиции критической оценки получаемой информации

на предмет ее достоверности и педагогической целесообразности;

•/ мобильное обучение педагогов новым дидактическим технологиям с реализацией различных цифровых новаций, основам профессионального самообразования с помощью вебинаров и массовых открытых онлайн-курсов (с учетом разнородности уровня адаптации, стажа работы, навыков мультизадачной, комплексной и креативной работы, гендерных и возрастных особенностей педагогических работников).

6. Активизация субъектной позиции педагогов в рамках оптимального решения задач цифровой трансформации образования с позиции непрерывной работы над собой, организационного самоуправления и профессионального самосовершенствования, определения сферы ответственности во взаимосвязанном процессе созидания педагогическими работниками самих себя и обучающихся с учетом возможностей использования цифровых девайсов в решении педагогических задач.

Данное направление ориентирует на: •/ педагогическое поощрение цифровых инициатив, мотиваций достижений педагогов в профессиональной цифровой среде, реализации намеченных планов собственного творческого самовыражения в образовательном процессе с выходом за рамки ограничивающих шаблонов традиционной дидактики;

■/ повышение мотивации педагогических работников к саморефлексии, самостоятельному целеполаганию, усилению самоорганизационных начал как базиса осознанного регулирования своего поведения через самообразование, контроль хода и результатов собственной деятельности в цифровой образовательной реальности, оценки качества принятых решений и выполненных задач, качества активного продвижения полученных результатов деятельности и закрепления позитивного цифрового следа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■/ активное вхождение педагогов в сетевые профессиональные сообщества и

позиционирования себя в них; развитие настойчивости в достижении педагогической цели в цифровой среде; формирование готовности осуществлять презентацию своих результатов и достижений в сфере использования цифровых технологий и конструирования обновленного педагогического дизайна.

Таким образом, вопросы обоснования андрагогических направлений сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования находятся в центре внимания психолого-педагогической науки, что отвечает, как стратегическим императивам образовательной политики Российской Федерации, так и актуальным практическим запросам педагогических работников, демонстрирующих недостаточную готовность к работе с цифровыми ресурсами и технологиями, фрагментарность тиражирования и распространения некачественного цифрового контента в образовательной практике.

Обоснование андрагогических направлений сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования отражает следующие идейные приоритеты нашей работы [7; 11; 17]:

•/ удовлетворение потребности педагогов в знаниевой осведомленности о педагогико-дидактических цифровых основаниях обеспечения эффективного обучения (почему, для чего, зачем в аспекте педагогического прогнозирования включения цифровых технологий в образовательную деятельность; что «Я могу» в области информационно-коммуникативных технологий и цифровых ресурсов; какова роль педагога в условиях цифровизации образования);

— развитие положительной профессиональной «Я-концепции» педагогических работников в условиях цифровизации (демонстрирующий автономность; проявляющий ответственность; осознающий возрастающую самоуправляемость при решении педагогических задач в нарастающем информационном потоке; способный осуществлять самоанализ в ситуациях выбора девайсов и цифровых техноло-

гий; прогнозирующий педагогическую деятельность в цифровой среде, которая предполагает адекватное целеполагание, планирование, проектирование в ком-плементарности онлайн- и офлайн-видов деятельности, ресурсное обеспечение, верификация результата);

■/ обогащение витагенного и профессионального опыта педагогов в построении цифрового образовательного процесса (актуализация способности к созиданию, самоосуществлению в индустрии цифровых образовательных технологий; апробация обновленного трудового функционала в ситуации неопределенности и избыточности потоков информации; готовность оценить и осмысленно принимать цифровизацию образования как инновацию, которая открывает новые возможности повышения эффективности и качества образования нового цифрового поколения обучающихся);

■/ актуализация ценностно-смыслового механизма самокоординации в аспекте применения цифровых инструментов с учетом направления педагогического труда и специфики предмета (разрешение противоречия между имеющимся профессионально-личностным потенциалом педагогов и недостаточным использованием запуска механизмов их цифрового саморазвития, самоорганизации, самоменеджмента, самопрезентации, самоимиджирования, повышения педагогического мастерства в предметной области цифровизации образования);

■/ формирование мотивации непрерывного обучения в смешанном формате (совместное консультационно-направляющее формирование целей использования «цифры» в преподавании и обучении; истинная ценность новой ответственности за принимаемые решения в цифровой среде; устремленность к акме в профессии посредством реализации обновленного функционала цифровых педагогов; мобилизация индивидуальных, личностных и профессиональных ресурсов для овладения новыми цифровым технологиями; материальное и моральное стимулирование).

Список литературы

1. Андрагогические аспекты повышения квалификации педагогов: информационно-методический сервис «Профиль роста»: коллективная монография / Б. В. Авво, Е. Н. Агапов, И. Г. Байкова,

Л. А. Баталова [и др.]. — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. — 112 с.

2. Бриткевич, М. С. Андрагогическое сопровождение педагогов в диссеминации инновационного педагогического опыта / М. С. Бриткевич // Человек и образование. — 2014. — № 1 (38). — С. 29—32.

3. Воронина, Ю. В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура / Ю. В. Воронина // Вестник оренбургского государственного педагогического университета. — 2019. — № 4 (32). — С. 232—245.

4. Гаирбекова, П. И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России / П. И. Гаир-бекова // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 2. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30673 (дата обращения: 12.11.2023).

5. Гребенюк, Т. Б. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема / Т. Б. Гребенюк // Калининградский вестник образования. —2020. — № 2 (6). — С. 20—27.

6. Зенков, А. Р. Цифровизация образования: направления, возможности, риски / А. Р. Зен-ков // Вестник ВГУ Серия: Проблемы высшего образования.— 2020. — № 1. —С. 52—55.

7. Иванищева, Н. А. Архитектоника адрагогической концепции сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования: вызовы современности: монография /

Н. А. Иванищева, Л. Г. Пак, Л. А. Кочемасова, С. Н. Рябцов, О. А. Фарус. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2023. — 210 с.

8. Игнатьева, Е. Ю. Цифровые компетенции учителей: анализ современного состояния / Е. Ю. Игнатьева, О. Н. Шилова // Непрерывное образование: XXI век. — 2023. — № 2 (42). — С. 110—129.

9. Неволина, В. В. Реализация профессиональной позиции современного педагога в условиях цифровой трансформации современного образования / В. В. Неволина, Е. А. Гараева, Г. Б. Браги-ров // Современные проблемы науки и образования. — 2022. — № 6—1. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32124 (дата обращения: 12.11.2023).

10. Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. — 2018. —

№ 8. — С. 107—113.

11. Пак, Л. Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации / Л. Г. Пак. — Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2013. — 312 с.

12. Пилюгина, С. А. Методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя / С. А. Пилюгина // Вестник СГТУ. — 2007. — № 1. — С. 249—259

13. Роберт, И. В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования / И. В. Роберт // Профессиональное образование. — 2013. — № 9. — С. 5—9.

14. Стеблецова, И. С. Цифровая трансформация преподавателя в условиях современного образовательного процесса / И. С. Стеблецова, Л. Э. Гейцман // Технологии в образовании: материалы Международной научно-методической конференции. — Новосибирск, 2021. — С. 95—100.

15. Стрекалова, Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование /

Н. Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — 2019. — Т. 25, № 2. — С. 84—88.

16. Тарасова, Н. В. Некоторые аспекты методического сопровождения учителей в условиях цифровизации общего образования / Н. В. Тарасова, И. П. Пастухова, С. Г. Чигрина // ПНиО. — 2021. — № 5 (53). — С. 481—494.

17. Knowles, M.S. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development / M.S. Knowles, E.E Holton, R.A. Swanson. — 6th edition. — London, New York, etc.: ELSEVIER Butterworth Heinemann, 2005. — 378 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.