Научная статья на тему 'АНДРАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ'

АНДРАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛУЧАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Платонова Юлия Юрьевна, Лебедева Светлана Соломоновна, Безух Светлана Михайловна, Мишина Ирина Васильевна

Статья раскрывает проблему, связанную с подготовкой специалистов социальной сферы в контексте андрагогической парадигмы. Опираясь на новый мировоззренческий дискурс в отношении маломобильных групп населения и групп, подверженных рискам социально-экономического плана, авторы видят в повышении профессиональной компетентности специалистов социальной сферы один из важнейших факторов решения этой проблемы. Показано, что в системе взаимодействия «специалист - получатель социальных услуг», среди которых имеются социально-педагогические услуги, значительное место занимают компетенции, требующие наличия знаний адрагогики как науки о теории, содержании и технологиях обучения взрослых. В связи с преодолением экстенсивного пути развития социальной политики и активизацией гражданских инициатив, использованием потенциала социальной среды особое внимание уделяется инновационным технологиям в социальной работе. Авторы ставят вопрос об исследовании направленности андрагогической деятельности с учетом инновационных направлений, активизирующихся в последние годы в целях преодоления обостряющихся проблем, связанных с социальной неопределенностью. В связи с этим авторы считают целесообразным предложить организацию проведения семинаров андрагогической направленности для специалистов социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Платонова Юлия Юрьевна, Лебедева Светлана Соломоновна, Безух Светлана Михайловна, Мишина Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANDRAGOGICAL ORIENTATION OF SOCIAL SPHERE SPECIALIST’S EDUCATIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE PROJECTS IMPLEMENTATION

The article reveals the problem associated with the training of social specialists in the context of the andragogical paradigm. Based on a new worldview discourse that strengthens the anti-discrimination policy in relation to low-mobility groups of the population and groups exposed to socio-economic risks that may threaten a decrease in the quality of life, the authors see in increasing the professional competence of social specialists one of the most important factors in solving this problem. In the system of interaction "specialist-recipient of social services", among which there are social and pedagogical services, a significant place is occupied by competencies that require the ability to inform, advise, convince, conduct a constructive dialogue, which implies knowledge of adragogy as a science of theory, content and learning technologies adults. In connection with overcoming the extensive path of development of social policy and the activation of civil initiatives, the use of the potential of the social environment, special attention is paid to innovative technologies in social work related to raising funds, in this case, to the social sphere. The authors raise the question of studying the direction of andragogical activity, considering innovative areas that have become more active in recent years in order to overcome the growing problems associated with social uncertainty. In this regard, the authors consider it expedient to propose the organization of andragogical seminars for social specialists.

Текст научной работы на тему «АНДРАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ»

Человек и образование. 2022. №3. С. 57-66.

Научная статья УДК 37.022

doi: 10.54884/S181570410023162-3

Воспитание, социализация и развитие личности

АНДРАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Юлия Юрьевна Платонова1, Светлана Соломоновна Лебедева2*, Светлана Михайловна Безух3, Ирина Васильевна Мишина4

1,2,з,4 Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Россия

1 y-platonova78@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6188-4140 2*lebedevalanna@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6811-0789

3 smb@inbox.ru https://orcid.org/0000-0003-4143-49483

4 mishina.i@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-8061-0890

Аннотация. Статья раскрывает проблему, связанную с подготовкой специалистов социальной сферы в контексте андрагогической парадигмы. Опираясь на новый мировоззренческий дискурс в отношении маломобильных групп населения и групп, подверженных рискам социально-экономического плана, авторы видят в повышении профессиональной компетентности специалистов социальной сферы один из важнейших факторов решения этой проблемы. Показано, что в системе взаимодействия «специалист-получатель социальных услуг», среди которых имеются социально-педагогические услуги, значительное место занимают компетенции, требующие наличия знаний адрагогики как науки о теории, содержании и технологиях обучения взрослых. В связи с преодолением экстенсивного пути развития социальной политики и активизацией гражданских инициатив, использованием потенциала социальной среды особое внимание уделяется инновационным технологиям в социальной работе. Авторы ставят вопрос об исследовании направленности андрагогической деятельности с учетом инновационных направлений, активизирующихся в последние годы в целях преодоления обостряющихся проблем, связанных с социальной неопределённостью. В связи с этим авторы считают целесообразным предложить организацию проведения семинаров андрагогической направленности для специалистов социальной сферы. Ключевые слова: андрагогика, социальная работа, специалист социальной сферы, социальный работник, профессиональная подготовка, получатели социальных услуг.

Для цитирования: Платонова Ю.Ю., Лебедева С.С., Безух С.М., Мишина И.В. Андрагогическая направленность образовательной подготовки специалиста социальной сферы в условиях реализации инновационных проектов// Человек и образование. 2022. №3. с. 57-66. http://dx.doi. org/10.54884/S181570410023162-3

Education, socialization and personal development

Original article

ANDRAGOGICAL ORIENTATION OF SOCIAL SPHERE SPECIALIST'S EDUCATIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE PROJECTS IMPLEMENTATION

Yulia Yu. Platonova1, Svetlana S. Lebedeva2* Svetlana M. Besuh3, Irina V. Mishina4

1,2,3,4 Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, St. Petersburg, Russia 1 y-platonova78@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6188-4140 2*lebedevalanna@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6811-0789

3 smb@inbox.ru https://orcid.org/0000-0003-4143-49483

4 mishina.i@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-8061-0890

Abstract. The article reveals the problem associated with the training of social specialists in the context of the andragogical paradigm. Based on a new worldview discourse that strengthens the anti-discrimination policy in relation to low-mobility groups of the population and groups exposed to socio-economic risks that may threaten a decrease in the quality of life, the authors see in increasing the professional competence of social specialists one of the most important factors in solving this problem. In the system of interaction «specialist-recipient of social services», among which there are social and pedagogical services, a significant place is occupied by competencies that require the ability to inform, advise, convince, conduct a constructive dialogue, which implies knowledge of adragogy as a science of theory, content and learning technologies adults. In connection with overcoming the extensive path of development of social policy and the activation of civil initiatives, the use of the potential of the social environment, special attention is paid to innovative technologies in social work related to raising funds, in this case, to the social sphere. The authors raise the question of studying the direction of andragogical activity, considering innovative areas that have become more active in recent years in order to overcome the growing problems associated with social uncertainty. In this regard, the authors consider it expedient to propose the organization of andragogical seminars for social specialists.

Keywords: andragogy, social work, social specialist, social worker, professional training, recipients of social services.

For citation: Platonova, Yu.Yu., Lebedeva, S.S., Besuh, S.M., Mishina, I.V. Andragogical orientation of social sphere specialist's educational training in the context of innovative projects implementation // Man and Education. 2022; (3): 57-66. (In Russ.) http://dx.doi.org/ 10.54884/S181570410023162-3

Введение. Анализ нормативно-правовой базы, определяющей обязанности специалиста по социальной работе, свидетельствовал о том, что он должен выполнять ряд профессиональных функций и владеть комплексом общих универсальных и сугубо профессиональных компетенций, позволяющих успешно решать вопросы социальной практики.

Реализация социальными работниками этих компетенций на практике и использование передового опыта социальной работы с населением предполагают постоянное развитие профессионала в соответствии с требованиями времени к повышению уровня его социализации и научно-практической подготовки в новых условиях. Это положение могло быть реализовано лишь в условиях рассмотрения получателя социальных услуг как субъекта деятельности, развитие которого в значительной мере происходит под влиянием системы деятель-

ности профессионалов по социальной работе, которые могут консультировать, информировать, убеждать и др., что предполагает его готовность выполнять определенные виды образовательной деятельности.

В этих условиях возрастает роль андра-гогической направленности деятельности специалиста социальной сферы, и в связи с этим происходит уточнение и расширение его профессиональных позиций. Осмысление этих позиций комплексно, с научной точки зрения и практического опыта, дает возможность выявить, отрефлексировать, обосновать и актуализировать содержание компетенций, которые целесообразно формировать у будущих специалистов в процессе их обучения. [1]

Решение задач по совершенствованию профессиональной деятельности специалистов происходит в сложных условиях профессиональной реальности, которая характеризуется рядом черт:

- новыми вызовами в ситуации неопределенности, связанными с новыми требованиями и новыми социальными гарантиями в отношении определенных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите;

- расширением социального пространства и возможностями использования его потенциала для решения социальных задач определённых социальных слоев, в том числе и средствами образования;

- использованием инновационным технологий, требующих для своей реализации развития многообразных социальных связей и отношений междисциплинарного, межотраслевого, межведомственного характера;

- цифровизацией всех основных сфер жизни, способствующей целостному видению социальных явлений и процессов.

Новая социальная ситуация потребовала активного поворота в сторону использования теории и практики андрагогической деятельности, что приводит к повышению уровня управляемости образовательной деятельностью специалистов и развитию интеграционных связей с социумом в контексте выполнения национальных проектов (Национальные проекты «Демография», «Цифровая экономика» и др.).

Развитие профессиональных компетенций органично входит в модель деятельности подготовки специалиста по социальной работе с учетом специфики его конкретных функциональных обязанностей и социального контекста потенциала макро/мезо/ микроуровня.

Андрагогическая направленность деятельности профессионально-преподавательского состава выражается в использовании науки андрагогики как науки о теории, содержании и технологиях обучения взрослых людей. Поскольку в деятельности специалиста по социальной работе доминируют отношения со взрослыми людьми, то успешность андрагогического взаимодействия на всех уровнях социальной деятельности, и особенно с получателями социальных услуг, становится одним из важнейших показателей её результативности [10,15].

Учитывая, что в содержание учебных дисциплин специально не входят вопросы вооружения андрагогическими знаниями, авторы считают целесообразным организацию специального семинара, посвященного целостному рассмотрению комплекса ан-драгогических проблем.

В статье ставится задача обосновать необходимость развития андрагогической направленности образовательной подготовки специалистов социальной сферы в условиях реализации национальных проектов инновационного характера и предложить вариант проведения семинара по данной проблеме.

Методы исследования. Методами и методологией исследования выступили контент-анализ публикаций по проблеме исследования, контент-анализ нормативно-правовой базы, контент-анализ сайтов социальных организаций и учреждений, а также гуманитарно-личностный и системно-структурный подходы.

Результаты. В связи с развитием социальной сферы в условиях цифровой цивилизации значимость андрагогической направленности профессиональной подготовки специалистов возрастает. Понятие андра-гогическое взаимодействие в настоящее время уточняется, его рассматривают как образовательный диалог, осуществляемый в виде межличностного общения, которое в результате субъективных отношений между личностями способствует выявлению новых смыслов, идей, способов их интерпретации. Тем самым создается общее пространство, связанное с осмыслением ситуации, ее эмоциональным принятием, а также предпринимаемыми действиями по ее разрешению. Это основная позиция, входящая в состав ведущих положений об общих профессиональных компетенциях специалистов по социальной работе, на которую опираются в процессе как формального образования студентов (основная образовательная программа), так и неформального (кружки, форумы, семинары, конференции и т.д.).

Необходимо учитывать, что андрагоги-ческое взаимодействие социального работника с получателем социальных услуг реа-

лизуется и на платформе информального образования. Оно определяется уровнем развития социального субъекта, его способностью к самоидентификации, идентификацией с окружающей средой, которая зависит от уровня социального самочувствия и оказывает влияние на саморазвитие и самоидентификацию в социуме. Подготовка специалистов по социальной работе к информальному общению с получателем социальных услуг в условиях реализации андрагогической направленности обучения требует в данный момент дополнительного рассмотрения.

Развитие системы андрагогической направленности подготовки специалистов по социальной работе во многом определяется спецификой их профессиональных обязанностей в связи с расширением сферы социальной работы и созданием новых институциональных форм, способов взаимодействия с получателями социальных услуг, поставщиками, усложненными интеракциями в связи с межведомственным взаимодействием и новыми видами стратегических коммуникаций как по вертикали, так и по горизонтали [3]. Без решения этих проблем невозможно качественное выполнение национальных проектов по совершенствованию социальной защиты граждан.

В системе профессиональной подготовки традиционно уделено внимание формированию готовности студентов к стратегическим коммуникациям нижних уровней (то есть на базе социального учреждения или организации). Нормативно-правовая база последних лет, ориентированная на максимальное использование межведомственного подхода, предполагает участие социальных работников в широком спектре стратегических коммуникаций [4]. Установление интеракций с вышестоящими структурами (пенсионный фонд, отделы комитета по социальной политике, социальные институты, общественные организации, социально ответственный бизнес) для решения социальных проблем становится необходимостью. В связи с этим возникает необходимость использования андрагоги-ческого потенциала социального работни-

ка для решения насущных проблем людей с различными социальными нуждами на всех уровнях макро/мезо/микро [4].

Как известно, в сфере социального обслуживания находятся следующие категории граждан: пожилые люди, лица с инвалидностью, семьи с детьми. Система взаимодействия с этими группами людей со стороны специалистов социальных служб сложна и многообразна, требует привлечения стратегических коммуникаций, межведомственного подхода и предполагает взаимодействие: с представителями, защищающими интересы людей разных возрастов - от младенчества до людей старших возрастных групп, долгожителей; с представителями разных культурно-образовательных, профессиональных, этнических, религиозных, общественных и других сообществ; с представителями разных запросов (материальных, социальных, культурно-духовных и др.), обращенных к социальной сфере и нуждающихся в их удовлетворении; с лицами, представляющими разные институциональные структуры, обеспечивающие межведомственное сопровождение: государственные, негосударственные, общественные организации, союзы, выражающие интересы определяющих-социальных групп.

В свою очередь, эта деятельность требует установления стратегических коммуникаций в ряде актуальных направлений [4].

В этом далеко не полном перечне объектов, с которыми взаимодействуют специалисты по социальной работе, возникает необходимость расширения сферы андрагоги-ческих знаний, важных для непрерывного развития современного профессионала.

Во-первых, знаний, связанных с молодежной культурой и особенностями ее восприятия разными группами молодежи. Значимы формы и технологии взаимодействия на уровне новых смыслов, идей, информационных поисков в целях их интерпретации и внесения в контекст, связанный с определенными ситуациями.

Во-вторых, расширяется круг знаний, необходимых для работы с людьми трудоспособного возраста, где приоритетными

направлениями выступают позиции, связанные с профессиональной деятельностью, созданием семьи, воспитанием детей, новым уровнем социализации, принятия себя и других. Национальный проект «Демография», Государственная программа «Социальная поддержка граждан», Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» и др. требуют глубоких и конкретных знаний для их успешной реализации в деятельности по решению проблем разных групп людей, нуждающихся в поддержке.

В-третьих, актуализируются новые подходы в работе с людьми пожилого возраста, которые вызваны как повышенным вниманием государства к этой социальной группе, так и развитием исследований, касающихся разных аспектов в этой области (здоровье, социальное благополучие, активное долголетие, долговременный уход).

Развитие «новой теории старения» вносит существенные изменения в повышение значимости андрагогической деятельности в системе взаимоотношений с пожилыми людьми.

Диапазон пенсионеров по возрасту чрезвычайно широк (от 57 до 100 и более лет), поэтому в работе с этой категорией граждан необходимо учитывать особенности андра-гогической деятельности:

- возрастные периоды (данные Геронто-логического форума 2022 СПб) [5];

- обновление нормативно-правовой базы социальной защиты граждан пожилого возраста и региональные программы в данной области [3];

- степень социальной активности пожилых людей, отмеченная в публикациях С.М. Безух, С.С. Лебедевой, А. Е. Марона, Л.В. Резинкиной, М.В. Степановой и др. [7];

- систему геронтологических программ социальной поддержки в Комплексных центрах социальной защиты населения, специализированных учреждениях, НКО, общественных организациях [5];

- гериатрические программы, отражающие результаты современных исследований в области профилактики и лечения пожилых людей, развития их внутренних ресурсов и т.д. [5].

Информирование об этих актуальных проблемах и учет их в практической деятельности требуют андрагогических знаний, андрагогического влияния на решение конкретных задач социально-педагогического характера.

Анализ современной массовой практики деятельности специалистов по социальной работе в комплексных центрах социального обслуживания населения, социально-реабилитационных центрах, психоневрологических интернатах, домах ветеранов и других социальных учреждениях показывает, что структура деятельности этих специалистов многообразна и сложна, далеко выходит за грани их профессиональных обязанностей и профессиональных компетенций и требует использования андрагогических знаний [2]. В современной педагогической литературе выделяются следующие позиции: предупреждать, предвидеть трудности получателя социальных услуг, где социальный работник выступает как монитор, помогать, осуществлять опеку, где он в роли тьютера, тренировать для приобретения новых качеств и т.д. При этом специалист по социальной работе транслирует знания, передает их с помощью советов, инструкций, консультирования и т.д. Все эти приемы способствуют новому уровню создания субъект-субъектных отношений, снятию элементов недоверия, отчуждения, развивая активность обучающегося, и способствуют повышению гуманизации отношений. Для специалиста социальной сферы актуализируются знания по психологии, философии, медицине, юриспруденции, экологии и т.д. в связи с тем, что ориентации этих работников социальной сферы носят междисциплинарный характер и часто от них требуется принятие стратегических решений по организации достойного уровня жизни получателей социальных услуг.

Примечательной основой выступает внимание общественных сил к созданию инновационных учреждений для разных возрастных групп, особенно групп риска, решающих комплексные задачи, в составе которых социальные проблемы занимают ведущее место и предполагают участие

специалистов, вооруженных андрагогиче-скими знаниями.

Новые требования к расширяющейся социальной сфере в связи с Федеральным законом № 442 «Об основах социального обслуживания» предполагают изучение интеракций, связанных с необходимостью применения андрагогических знаний, и пересмотр акцентов в соотношении педагогического и андрагогического содержания в учебных дисциплинах, усиление последнего с учетом активизации инновационного содержания, отвечающего требованиям выполнения нормативно-правовой базы.

Экстенсивный этап развития социальной политики, которой придерживалось государство с начала 90-х годов XX века, перестал отвечать новым вызовам времени. Требуется активизация гражданских инициатив, потенциала общественных сил, ориентация граждан на развитие собственных ресурсов, использование положительного опыта социальной среды, получение инновационных социально-образовательных продуктов в результате межотраслевого и межведомственного взаимодействия, демонстрирующих широкий спектр продуктивных социальных взаимоотношений.

В ситуации, когда новый этап разработки нормативно-правовой базы разных уровней расширил возможности для привлечения негосударственных организаций к предоставлению социальных услуг населению, появились пути для более полного удовлетворения социальных потребностей разных категорий граждан. При этом в значительной мере расширился потенциал общественных движений по направлению «социальная забота» с опорой на принципы индивидуальности и межведомственности в предоставлении социальной помощи.

Широкое использование инновационных технологий, активно включённых в социальную сферу, позволяет расширить спектр социально-образовательных услуг и изучить результаты работы с отдельными группами населения, нуждающимися в дополнительной социальной защите [2].

Однако не только новые социальные

требования и обновляющаяся нормативно-правовая база диктуют необходимость использования андрагогических знаний, их актуализация растет в силу появления на арене социальной жизни инновационных технологий [7]. Однако использование андрагогических знаний для повышения качества жизни населения не находит должного отражения в современной науке и практике.

Так, например, недостаточно изучено применение фандрайзинга как технологии привлечения в определенную отрасль (в данном случае - в социальную сферу) материальных и нематериальных ресурсов, дополнительных источников финансирования для решения социальных проблем. Как известно, Фондом президентских грантов и некоммерческими организациями с 2017 года осуществляется поддержка социальных проектов некоммерческого сектора. Созданные в целях формирования гражданского общества и усиления социальной помощи нуждающимся группам населения эти проекты расширили поле социально-образовательной деятельности. Специалисты отмечают, что по данным различных исследований в 2021 году наиболее распространенным источником финансирования многих социальных организаций некоммерческой сферы стал массовый фандрайзинг -пожертвования частных лиц. Они составили почти 87% всех средств социальных некоммерческих организаций [3].

В целях осуществления эффективного привлечения дополнительных средств в организации и популяризации социальной работы используют инновационную для социальной сферы технологию Public Relations (паблик рилейшенз). Она представляет собой комплекс связи и взаимодействия, которое разворачивается по мере общения между совместно действующими различными социальными группами, общественными организациями, контактными (целевыми) аудиториями и социальными организациями в условиях повседневной жизнедеятельности. Все учреждения системы социального обслуживания имеют официальные сайты, страницы в социальных сетях, где

подробно информируют о направлениях своей работы в данной области, социальных и социально-образовательных услугах, привлекая внимание к своей деятельности. Большинство сайтов государственных социальных организаций полностью адаптированы для пользователей с инвалидностью с различной нозологией. Они превратились в дневники их повседневной работы, площадки для общения и представляют интерес не только для непосредственных получателей социальных услуг, но и для широкого круга людей, интересующихся социальной проблематикой [11].

В современной практике можно выделить социальное предпринимательство, краундфайдинг, форсайт и кейс технологии и многие другие, рассмотрение которых через призму андрагогического подхода, организации межведомственного взаимодействия для реализации образовательных программ позволит расширить синергию для увеличения эффективности деятельности в направлении социальной помощи, включая организацию и процесс обучения социально уязвимых групп населения [14].

Выводы. В целях глубокого осмысления комплекса проблем, стоящих перед социальной сферой, и влияния на их решение требуется обновленная система андрагогическо-го образования специалистов социальной сферы, учитывающая существующие инновационные изменения и необходимость подготовки к ним не только студентов социально-образовательного профиля, но и профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения.

В связи с вышесказанным при учреждениях, занимающихся подготовкой специалистов социальной сферы, целесообразно

организовывать занятия по повышению уровня андрагогического направления и предусмотреть проведение семинара «Использование андрагогических знаний в системе подготовки специалистов социального профиля».

Примерными темами для семинара могут стать:

1. Андрагогические знания в системах наук о человеке и их роль в социализации маломобильных групп населения.

2. Значимость образования взрослых в развивающемся обществе в условиях социальной неопределенности.

3. Образование как необходимый фактор социализации и самореализации взрослого населения в условиях участия в Национальных проектах.

4. Взрослый человек как субъект образования. Взаимодействие со взрослым человеком в целях его социально-образовательного продвижения и профессиональной самореализации.

5. Традиционные и инновационные технологии образования взрослых в социальных программах для различных групп населения в учреждениях социальной защиты, НКО, частного сектора, различных программ предпринимательства.

6. Проектирование андрагогических программ для учреждений и организаций социальной защиты.

7. Личностное и профессиональное развитие специалиста социальной сферы в контексте науки андрагогики.

8. Исследование андрагогических проблем в системе социальной защиты населения.

Список источников

1. Гордина О.В., Гордин А. И. Андрагогика: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2022. 259 с.

2. Инновации в образовании и социальном обслуживании инвалидов и лиц пожилого возраста в процессе их реабилитации в условиях социальной неопределенности /под ред. д-ра пед. наук С. С. Лебедевой. СПб.: СПбГИПСР, 2022. 146 с.

3. Инновационные технологии социальной реабилитации и абилитации лиц пожилого возраста и инвалидов / С. М. Безух, В. М. Латушкина, С. С. Лебедева [и др.]. СПб.: Санкт-Петербургское государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы», 2021. 184 с.

4. Кудрявцева М. Е., Лебедева С. С., Платонова Ю. Ю. Образование людей с инвалидностью в контексте использования стратегических коммуникаций в условиях неопределенности // Человек и образование. 2022. № 1(70). С. 81-90.

5. Лебедева С. С. Кудрявцева М. Е. Профессиональная деятельность инвалидов как фактор развития образования в инклюзивном социуме // ДИСКУРС.2022. Т.8, №2. С.41-46.

6. Лебедева С. С. Культурно-образовательные программы в развитии внутренних резервов личности граждан пожилого возраста // Успехи геронтологии. 2022. Т.35, № 1. 158 с.

7. Лебедева С. С., Резинкина Л. В., Кудрявцева М. Е., Куликова Е. А. Инклюзивные процессы в системе непрерывного образования лиц с инвалидностью // Человек и образование. 2020. № 4(65). С. 50-46.

8. Марон А. Е., Степанова М. В., Резникова А. В. Непрерывное образование людей пенсионного возраста: педагогическая модель // Человек и образование. 2018. № 3(56). С.106-110.

9. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.: ИОВ; Воронеж.: ВИПКРО, 1995. 231 с.

10. Основы андрагогики: учебник /под ред. И. А. Колесниковой. М.: ACADEMA, 2007.

11. Платонова Ю. Ю. Формирование программ подготовки социальных работников в области формирования доступной среды для лиц с инвалидностью // Социолог: образование и профессиональные траектории: материалы Всероссийской научной конференции. XV Ковалевские чтения, Санкт-Петербург, 25-27 ноября 2021 года. СПб.: ООО «Скифия-принт», 2021. С. 660-662.

12. Психолого-педагогические вопросы современного образования: монография /ред.кол.: Ж. В.Мурзина, О.Л. Богатырева. Чебоксары: Среда, 2021. 172 с.

13. Пултуржицкий Ю. Концепция непрерывного образования и ее значение // Андрагог в открытом обществе: материалы российско-польского семинара / под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Щадриной. СПб.; Иркутск: Р1оск, 2000. С. 8-13.

References

1. Gordina, O.V (2022) Andragogy: textbook for universities. Moscow: Yurayt Publishing House. (In Russ).

2. Lebedeva, S.S. (2022) Innovations in education and social services for disabled and elderly people in the process of their rehabilitation in conditions of social uncertainty. St. Petersburg: SPbGIPSR. (In Russ).

3. Bezuh, S. M., Latushkina, V. M., Lebedeva, S. S. (2021) Innovative technologies for social rehabilitation and habilitation of the elderly and disabled: monograph. St. Petersburg: SPb State Institute of Psychology and Social Work. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kudryavtseva, M. E., Lebedev, S. S., Platonova, Yu. Yu. (2022) Education of people with disabilities in the context of the use of strategic communications in conditions of uncertainty. Man and Education, no. 1(70), pp 81-90. (In Russ).

5. Lebedeva, S.S., Kudryavtseva, M.E. (2022) Professional activity of disabled people as a factor in the development of education in an inclusive society. DISKURS, v. 8, no. 2, pp. 41-46. (In Russ).

6. Lebedeva, S.S. (2022) Cultural and educational programs in the development of internal reserves of the personality of elderly citizens. Successes of Gerontology, v.35, no. 1. (In Russ).

7. Lebedeva, S.S., Rezinkina, L.V., Kudryavtseva, M.E., Kulikova, E.A. (2020) Inclusive processes in the system of lifelong education of persons with disabilities. Man and Education, no. 4(65), pp. 50-46. (In Russ).

8. Maron, A.E., Stepanova, M.V., Reznikova, A.V. (2018) Continuous education of people of retirement age: a pedagogical model. Man and Education, no. 3(56), pp.106-110. (In Russ).

9. Onushkin, V.G. (1995) Adult Education: Interdisciplinary vocabulary of terminology. Voronezh: VIPKRO. (In Russ).

10. Fundamentals of andragogy: textbook (2007). Kolesnikova, I.A. (ed.). Moscow: ACADEMA. (In Russ).

11. Platonova, Yu. Yu. (2021) Formation of training programs for social workers in the field of creating an accessible environment for persons with disabilities. St. Petersburg: LLC "Skifia-print", pp. 660-662. (In Russ).

12. Murzina, Zh.V., Bogatyrev, O.L. (2021) Psychological and pedagogical issues ofmodern education: monograph. Cheboksary: Publishing House "Sreda". (In Russ).

13. Pulturzhitsky, Yu. (2000) The concept of continuous education and its significance. Andragog in an open society. SPb-Irkutsk: Plock, pp. 8-13. (In Russ).

Статья поступила в редакцию 14.07.2022; одобрена после рецензирования 27.08.2022; принята к публикации 26.09.2022.

The article was submitted on 14.07.2022; approved after reviewing on 27.08.2022; accepted for publication on 26.09.2022.

Информация об авторах:

Платонова Юлия Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, Санкт-Петербург

Лебедева Светлана Соломоновна

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и технологии социальной работы Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, Санкт-Петербург

Безух Светлана Михайловна

Доктор медицинских наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, Санкт-Петербург

Мишина Ирина Васильевна

Кандидат культурологических наук, доцент кафедры управления социальной сферой Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, Санкт-Петербург

Information about the authors: Platonova Yulia Yurievna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Technology of Social Work, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, St. Petersburg

Lebedeva Svetlana Solomonovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Senior Researcher, Department of Theory and Technology of Social Work, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, St. Petersburg

Besuh Svetlana Mikhailovna

Doctor of Medical Sciences, Professor, Senior Researcher, Department of Theory and Technology of Social Work, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, St. Petersburg

Mishina Irina Vasilyevna

Candidate of Cultural Sciences, Associate Professor, Department of Social Sphere Management, St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, St. Petersburg

Вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.