Научные сообщения
УДК 378.091.398
АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Тимофеева Р.Е.
Аннотация. В статье рассматривается модель образования взрослых, основанная на положениях андрагогики, синергетики, социального проектирования, местного развития. Освещается технология обучения взрослых на семинарах по месту жительства, итоговые результаты внедрения модели. Раскрываются этапы технологии обучения, формы обучения, виды деятельности взрослых учащихся на занятиях. Представляется интегральный результат всех видов деятельности как интеллектуальный продукт - социальный проект, готовый к практической реализации. Отслеживание эффекта последействия обучения взрослых по месту проживания показывает повышение занятости людей и числа семей, живущих в достатке, увеличение количества зарегистрированных браков и рождаемости детей, снижение числа пьющих людей и правонарушений среди молодежи. Вовлечение взрослого населения в разработку и реализацию востребованных проектов способствует снижению социального напряжения, решению социальных, культурных, психологических, этнических, религиозных проблем. Делается вывод о том, что андрагогическая модель образования, реализующая социальное проектирование и органично встроенная в контекст жизнедеятельности взрослых людей, содействует активному участию населения северной республики в динамичном развитии страны.
The paper considers a model of adult education, based on andragogy, synergy, social planning, local development. The technology of adult learning in the community, the final results of the implementation of the model are described in the article. Stages of the technology of training, form of education, kinds of activity of adult students are
revealed. The integrated result of all kinds of activity considered as the intellectual product - the social project ready to practical realization. Tracking of effect ofpost training of adult in the place of their residence shows increase of employment of people and number of the well off families, increase in number of the registered marriages and birth rate of children, decrease in number of drinking people and offenses among youth. Involvement of adults in the design and implementation of demanded projects make reduce social stress and solve social, cultural, psychological, ethnic, religious problems. The conclusion that the an-dragogical model which realizing social design and organically built in a context of activity of adult people promotes active participation of the population of the northern republic in dynamic development of the country is drawn.
Ключевые слова: андрагогика, технология обучения взрослых, социальное проектирование, местное развитие, местное сообщество, инновационная культура.
Andragogics, technology adult education, social engineering, local development, the local community, innovation culture.
Представление о взрослых как об отсталых людях, неспособных понять современное общество и достойно существовать в нем и пото -му нуждающихся только в сочувствии и материальной поддержке, далеко не соответствует действительности. Этот слой людей представляет собой человеческий ресурс, обладающий значительным созидательным потенциалом, который надо использовать.
Данная проблема обостряется на фоне такого явления, как глобализация - процесс стремительного формирования единого общемиро-
вого финансово-информационного пространства на базе высоких технологий, превращающих в основной предмет труда не окружающий природный мир, как было всегда, а самого человека. Главное в глобализации - изменение предмета труда. Человек всегда зарабатывал себе на хлеб, изменяя природу. Новые технологии сделали наиболее прибыльным не преобразование мертвых вещей, которым занималось человечество с момента своего появления, а развитие человеческих ресурсов - как единичного, так и коллективного социального субъекта.
Человеческие ресурсы обладают дуализмом, двойственностью, имеют две взаимосвязанные стороны. С количественной стороны они тождественны понятию народонаселение, которое зависит от таких демографических факторов, как рождаемость, смертность, продолжительность жизни, миграция. Качественная сторона характеризует жизнеспособность населения данной территории, жизнестойкость местного сообщества, возможность людей обеспечить себе достойную жизнь. Эти особенности показывают, что человеческие ресурсы в отличие от природных ресурсов являются неисчерпаемыми. Они таятся внутри народа. Они способны работать. Задача заключается в их высвобождении.
Решение задачи видится в образовании взрослого населения, построенном на ряде оснований.
Одним из важных оснований является синергетика - новое, бурно развивающееся направление в современной науке, совершившее широкую методологическую и мировоззренческую экспансию. Синергетика изучает закономерности и механизмы самоорганизации (перехода от хаоса к порядку) открытых систем. Основными свойствами существования таких систем является самоорганизация и саморегуляция. Общество и человек как социальные системы сложной конфигурации информационно и энергетически открыты, они самоорганизуются и тем самым качественно изменяются. Условием успешной жизнедеятельности, творческого развития людей является обеспечение активного взаимодействия, обмена энергией и информацией с внешней средой. Такое взаимодействие осуществляется в процессе непрерывного образования.
Заявление страны о переходе на инновационные рельсы развития, переходе «от кормящего ландшафта к кормящим технологиям», переводе сырьевой экономики на экономику интеллекта является серьезным основанием. Хорошо известно, что сырьевая экономика не бывает инновационной, хотя в ней могут использоваться инновационные технологии. Инновационная экономика - это экономика людей. Поэтому время диктует необходимость менять базовые подходы. В настоящее время человек не должен стоить дешево. Сейчас реально должны быть действительно «дорогие россияне», действительно «дорогие якутяне».
Еще одним важным основанием является идентичность. Наука показала, а практика подтвердила, что основой преодоления бедности, достижения достатка является идентичность. Предоставление народу возможности быть самим собой, развиваться собственным путем открывает ему просторы для решения своих проблем. Однако это не означает, что помощь ему не нужна. Помощь нужна в создании собственной системы ценностей.
Крепкое основание - местное развитие, представляющее развитие малых территорий за счет своих внутренних сил. Опыт практической реализации идеи местного развития в российских деревнях описан Г.В. Тюриным [5]. Локальное развитие делает упор на производство местных продуктов, товаров, услуг, на наличие собственного рынка, обеспеченного своими товарами. Малая территория становится богатой, если частью образа жизни являются современные способы создания богатства - технологии, знания, информация. Они могут вдохнуть новую жизнь небольшим поселениям, поскольку их применение позволяет создать локальное немассовое производство продуктов питания, товаров народного потребления, услуг, энергии и др. Это представляет тот защитный пояс, благодаря которому малая территория не ощущает пагубного воздействия кризиса.
Синтез всех рассмотренных оснований позволил Институту найти свой подход к образованию взрослого населения. Базой для этого стали научные исследования С.Г. Вершловско-го [1, 2]. Образование взрослых, отвечая таким вызовам времени, как развитие новой экономики, гражданского общества, местного самоуправления, установление межэтнического со-
гласия в условиях «великого переселения народов», повышение качества жизни, представляет собой образование «через всю жизнь». Оно открывает взрослым возможность уверенно овладевать и пользоваться современными знаниями, информацией, технологиями, активно созидать в разных областях жизни. Во всем мире образование «через всю жизнь» признается глобальной, общечеловеческой ценностью.
Сегодня мировое сообщество рассматривает образование взрослых ключом, открывающим дверь в 21 век. Формы, содержание и технологии образования взрослых базируются на пирамиде: взрослые люди усваивают 10 % информации при чтении; 20 % - на слух; 30 % -наглядно; 40 % - на слух и визуально; 60 % -при устном обсуждении темы; 80 % - при самостоятельном поиске и формулировании проблемы; 90 % - при самостоятельном формулировании и решении проблемы.
Значит, эффективность образования намного возрастает, если в процессе обучения взрослые учащиеся что-то создают своим умом и трудом. Наша практика общения со взрослым населением подтверждает это. Формальные учебные занятия, на которых преобладает монолог лектора, абсолютно не удовлетворяют взрослую аудиторию. По этой причине обучение привлекательно сочетанием неформального и информального обучения. Также общение с жителями республики показывает: то, что исходит от власти, и то, что власть придумывает, люди воспринимают отвлеченно, не напрягая свои мозги. Главная проблема с мозгами. Когда ум не занят созиданием, процветает зависть. Поэтому стержнем обучения взрослых становится созидательная деятельность, в которую взрослые учащиеся погружаются, когда занимаются социальным проектированием.
В силу сказанного рассмотренная выше пирамида легла в основу андрагогической модели образования взрослых, реализующей социальное проектирование. Суть ее в обучении взрослых людей через погружение в создание востребованного социального проекта, который они практически воплощают в реальную жизнь. Руководством к созданию искомой модели стали труды, посвященные технологиям раскрытия жизненных сил общества и методам социального проектирования [3, 4].
Разработка проекта осуществляется на специально организованных образовательнопроектных семинарах или курсах по месту проживания для групп активных людей, желающих улучшить качество жизни здесь и сейчас, в своем наслеге или улусе. После обучения группа, вовлекая в созидательную деятельность другие слои населения, внедряет созданный своим умом и трудом проект в жизнь. Осуществление любого проекта имеет этапы. Собственно, сам семинар представляет начальный этап разработки проекта, за которым следует практическое внедрение.
Обучение начинается с расширения у взрослых учащихся горизонта видения проблем. Человек, находящийся в формате узких интересов, озабоченный ежедневными житейскими и трудовыми заботами, погруженный в повседневные хлопоты, недалеко видит, поэтому столь важен выход за пределы рамок будничной жизни. На первых занятиях обучающиеся рассматривают глобальные проблемы современности, которые несет новый век, а затем связывают их с локальными проблемами, имеющими местный характер. Погружение в атмосферу анализа, осмысления своих проблем в широком контексте выводит их за пределы привычной жизни. Местные жители более четко видят проблемы своей деревни на фоне процессов, происходящих в окружающем мире как глобальной деревне. Видение насущной проблемы в широком контексте помогает сформу -лировать животрепещущие вопросы, а затем выделить самые главные вопросы и наполнить их перспективными смыслами.
Само обсуждение, расширяя горизонт видения жизни, повышая общую культуру, приобщая к новым знаниям, зарождает стремление к творческому преобразованию окружающей действи -тельности, к пересмотру стереотипов мышления и поведения. Люди приходят к выводу, что в условиях экономических, социальных, культурных перемен нормой должна стать социальная активность, а не пассивное ожидание.
На последующих занятиях взрослые учащиеся занимаются видами деятельности, представляющими поиски ответов на главные вопросы. Содержание обучения погружает взрос -лых в увлекательный процесс познания, сопряженный с проектированием.
Технология обучения такова, что периоды активной работы сменяются релаксационными паузами, необходимыми для глубокого осмысления и понимания пройденного.
Формы обучения: лекции и практические работы, дискуссии и деловые игры, групповая и индивидуальная работа, творческие работы и обсуждение конкретных жизненных ситуаций, слушание автобиографий и обмен опытом трудовой жизни, художественно-эстетические и музыкальные паузы, оздоровительные и динамические упражнения. Среди них выделяются техники и практики, сообразные национальному менталитету, самобытной культуре, народным традициям.
Надо отметить, что в процессе теоретических и практических, репродуктивных и творческих, индивидуальных и групповых, традиционных и интерактивных видов работ активизируются многие каналы приема и передачи информации - зрительные и слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, речевые, тактильные и другие, а также речь, память, воображение, воля и другие ресурсы человека. Такое «многоканальное» воздействие активизирует рационально-логическое и эмоционально-образное мышление обучающихся. Также надо отметить, что процесс обучения сопряжен с наращиванием культуры, в том числе коммуникативной, психологической, педагогической, правовой, экологической, технологической.
Интегральный результат всех видов деятельности - интеллектуальный продукт - социальный проект, готовый к практической реализации и дающий решение, которое востребовано здесь и сейчас для улучшения жизни на своей земле.
Последнее занятие представляет собой круглый стол, на котором участвуют представители муниципальных образований, депутатского корпуса, государственных учреждений и организаций, общественных структур, коммерческих и некоммерческих структур. Перед своими сородичами авторы-разработчики защищают свой проект, а представители власти, общественники, деловые люди вносят коррективы и предложения, уточняют те или иные аспекты проекта. Так за круглым столом проводится государственно-общественная экспертиза проекта и дается рекомендация к его внедрению. Здесь надо сказать, что после обучения
в лице группы местных жителей глава муниципального образования приобретает команду. К сожалению, под командой зачастую понимают просто группу людей. На самом деле команда определяется отношениями между ее членами, которые как раз отлаживаются в процессе обучения.
Группа обучившихся, превратившись в коллектив единомышленников-сподвижников, готовых к практической реализации проекта, становится ядром местного сообщества. Это ядро представляет собой «точку роста» гражданского общества, которое, как известно, нигде и никому не дано учредить, его невозможно создать никакими указами, постановлениями, решениями, инструкциями сверху.
Описанная андрагогическая модель образования взрослых, реализующая проектный подход, основываясь на достижениях в области социальных, естественных, медицинских, педагогических, психологических наук, дидактически оправданна в условиях нового времени, определяемого как информационное общество, в котором формируется собственность на информацию и знания, а главным является способность человека к творчеству.
Создание данной модели стало итогом критического анализа традиционного подхода, когда люди желают быстро получить для себя что-то практически значимое, что легко откроет двери в благополучную жизнь. Этот прагматический подход основан на иждивенческой позиции - «Пусть меня научат». Обучение на образовательно-проектных занятиях - это напряженный труд, в процессе которого взрослые учащиеся убеждаются в том, что они способны развивать свои внутренние ресурсы, высвобождать и использовать их для улучшения личной, семейной и общественной жизни.
Конечным результатом образования взрослых, реализующего социальное проектирование, является формирование общности корневых людей, способных активно, компетентно и эффективно участвовать в местном развитии. Речь идет о людях, которые по-другому дума -ют, ищут нестандартные пути решения жизненных проблем, меняют поле деятельности, пробуют себя в новых сферах деятельности, к примеру, открывают свое дело, занимаются предпринимательской деятельностью и т.д.
Практика нашей работы по данной модели показывает, что вовлечение взрослого населения республики к разработке и реализации востребованных социальных проектов способствует снижению социального напряжения, решению социальных, психологических, этнических, национальных, религиозных проблем, которые обострились в данное время. Это образование предоставляет людям возможность улучшить свои индивидуальные качества, быть активны -ми, мобильными, предприимчивыми личностями, которые котируются на рынке труда, умеют активно трудиться, способны к социальной и профессиональной самореализации.
Группа взрослых учащихся самоорганизуется и, привлекая в свои ряды других жителей, превращается в жизнеспособное местное сообщество, поскольку оно не создано кем-то свер -ху или со стороны, а инициировано самими людьми. Это сообщество в форме общественного объединения, общества, клуба и т.д. способно генерировать, разрабатывать и продвигать свои дела, вовлекать к его практической реализации ресурсы общественности и государства, коммерческих и некоммерческих структур. Создание своим умом и осуществление своим трудом нужного дела формирует коллективную личность труженика с активной гражданской позицией.
Так, к примеру, группа из 23 обучившихся жителей с. Тамалакан Верхне-Вилюйского улуса республики создала общественное объединение «23 плюс», который в 2004 г. внедрил проект молодежного форума «Алмазное кольцо». Подобный проект под названием «Заречный круг» осуществила в 2006г. группа жителей с. Хочо Мегино-Кангаласского улуса. Сейчас эти общественные объединения молодых людей влиятельны в своих регионах. Ждут осуществления проекты молодежных форумов «Ленский меридиан» и «Северная параллель». Быть может, в скором будущем все они объединятся в единый молодежный форум международного звучания «Циркумполярный мир».
Благодаря обучению на образовательнопроектных семинарах больших групп работников дорожной отрасли из числа руководящих, инженерно-технических, вахтовых работников были в срок сданы участки федеральной автодороги «Вилюй», проходящей по территории Вилюйского, Верхне-Вилюйского, Нюрбинско-
го улусов республики. Дорожники обучались по месту проживания по инициативе руководства ОАО «Вилюйавтодор», которое обладало прогнозами о дождливой погоде на тот период, когда будут вестись основные дорожные рабо -ты. Группы обученных работников стали стержнем трудовой сплоченности, объединили вокруг себя товарищей по общему делу.
Можно привести много других примеров.
Главный результат обучения взрослых людей - стимулирование активной жизнедеятельности, ликвидация пассивной позиции, активизация поисков реальных путей улучшения своей жизни. Жители наслегов и улусов становятся субъектами действия. Этот новый тип поведения якутян свидетельствует о формировании в обществе инновационной культуры. Повышение общественной, трудовой, предпринимательской активности обученных людей в конечном итоге дает экономический эффект. Без дотаций, без помощи государства население может многое: создавать как материальные, так и нематериальные активы и зарабатывать на них.
Отслеживание эффекта последействия обучения взрослых по месту проживания показывает повышение занятости людей и числа семей, живущих в достатке, увеличение количества зарегистрированных браков и рождаемости детей, снижение числа пьющих людей и правонарушений среди молодежи.
Таким образом, андрагогическая модель образования, реализующая социальное проектирование, содействует активному участию населения нашей северной республики в динамичном развитии страны. Модель, встроенная в контекст жизнедеятельности взрослых людей, апробирована и внедрена. Бесспорно, по мере удорожания человеческих ресурсов ее значение возрастает. Создание целостной системы образования взрослых, стабильно действующей на соответствующей нормативно-правовой базе, ждет решения на государственном уровне.
Литература
1. Андрагогика постдипломного педагогического образования: Научно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Су-хобской. - СПб.: СПбАППО, 2007.
2. Вершловский, С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ
феномена: монография / С.Г. Вершловский. -СПб.: СПбАППО, 2008.
3. Инновационные социальные технологии устойчивого развития / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, Г.Т. Галлиев. - Уфа: ООО «Дизайн Полиграф Сервис», 2003.
4. Социальное проектирование - ресурс взаимодействия общественности и власти. Сборник материалов и рекомендаций. - М.: Центр Леонгард, 1999.
5. Тюрин, Г.В. Опыт возрождения русских деревень / Г.В. Тюрин. - М.: Поколение, 2007.
6. Агафонова, И.Д. Реализация андраго-гического подхода в организации дополнитель-
ного профессионального образования / И.Д. Агафонова // Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». - Челябинск: ЧИППКРО. - 2009. - № 1. - С. 104-108.
7. Корнилова, Л.В. Проективное обучение как инновационный метод в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров./ Л.В. Корнилова, Е.Р. Айчувакова // Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». - Челябинск: ЧИППКРО. - 2011. - №4 (9). - С. 29-33.