Научная статья на тему 'АНДРАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЕДУЩИЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ'

АНДРАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЕДУЩИЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
андрагогическая концепция / структурные элементы авторской концепции / сопровождение педагогов / цифровая трансформация образования / ведущие идеи / принципы и закономерности авторской концепции / цифровая грамотность педагогов / andragogic concept / structural elements of the author’s concept / support of teachers / digital transformation of education / leading ideas / principles and regularities of the author’s concept / digital literacy of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна, Иванищева Надежда Александровна, Рябцов Сергей Николаевич, Кочемасова Любовь Александровна

В условиях цифровой трансформации образования представляет интерес изучение структурных элементов андрагогической концепции сопровождения педагогов. Нами систематизированы представления и взгляды об организации процессуально-действенных характеристик авторской концепции как новой формы научного психолого-педагогического знания. Смысловое ядро педагогического целеполагания авторской концепции и система основополагающих ведущих идей концепции: 1) своевременное выявление проблемных областей цифровой трансформации образования и барьеров, затрудняющих формирование цифровой грамотности педагогов для оптимальной минимизации выделенных рискогенных областей профессионально-педагогической деятельности на основании осуществления разнообразных видов и стратегий сопровождения; 2) необходимость учета андрагогических инвариант при реализации сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования в комплементарном сочетании стремления педагогических работников к полноценной самореализации в профессии и повышения уровня собственной цифровой грамотности; 3) реализация организационных фасилицирующих аспектов сопровождения для оптимального перехода педагогов с традиционной модели обучения на интегрированную с привлечением многофункциональных возможностей электронной информационно-образовательной среды, цифровых технологий и ресурсов. Закономерности авторской концепции задают логику функционирования изучаемого феномена: а) продуктивность формирования цифровой грамотности педагогов (как результата концепции) зависит от комплементарного использования стратегий сопровождения педагогических работников в электронной информационно-образовательной среде организации; б) активное освоение педагогами нового социально-ролевого функционала и методов профессиональной деятельности в области цифровизации образования зависит от своевременной реализации андрагогической позиции преподавателя-наставника; в) конструктивность развития андрагогических инвариантов педагогов в условиях цифровой трансформации образования зависит от направлений сопровождения актуализации механизмов социального партнерства субъектов образования и развития профессиональных коллабораций. Исходя из выделенных закономерностей выявлены принципы, призванные выполнять регулятивную функцию педагогической деятельности: открытость образования к внешним запросам цифрового мира; субъектная направленность на непрерывность образования; сотрудничество и цифровая диалогичность; фасилитация; социально-профессиональная активность; личностная самореализация педагогов как цифровых профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна, Иванищева Надежда Александровна, Рябцов Сергей Николаевич, Кочемасова Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANDRAGOGIC CONCEPT OF ACCOMPANYING TEACHERS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION: LEADING IDEAS, PRINCIPLES AND PATTERNS

In the context of the digital transformation of education, it is of interest to study the structural elements of the andragogical concept of accompanying teachers. We have systematized ideas and views on the organization of procedural and effective characteristics of the author’s concept as a new form of scientific psychological and pedagogical knowledge. The semantic core of the pedagogical goal-setting of the author’s concept and the system of fundamental leading ideas of the concept: 1) timely identification of problem areas of digital transformation of education and barriers that complicate the formation of digital literacy of teachers for optimal minimization of the identified risky areas of professional and pedagogical activity based on the implementation of various types and strategies of support; 2) the need to take into account andragogical invariants when implementing support for teachers in the context of the digital transformation of education in a complementary combination of the desire of teaching staff for full self-realization in the profession and increasing the level of their own digital literacy; 3) implementation of organizational facilitating aspects of support for the optimal transition of teachers from the traditional teaching model to an integrated one using the multifunctional capabilities of the electronic information and educational environment, digital technologies and resources. The patterns of the author’s concept set the logic for the functioning of the phenomenon under study: a) the productivity of the formation of digital literacy of teachers (as a result of the concept) depends on the complementary use of strategies to support teaching staff in the electronic information and educational environment of the organization; b) the active development by teachers of new social-role functionality and methods of professional activity in the field of digitalization of education depends on the timely implementation of the andragogical position of the teacher-mentor; c) the constructiveness of the development of andragogical invariants of teachers in the context of the digital transformation of education depends on the directions of support for updating the mechanisms of social partnership of educational subjects and the development of professional collaborations. Based on the identified patterns, principles have been identified that are designed to fulfill the regulatory function of pedagogical activity: openness of education to external demands of the digital world; subjective focus on continuity of education; collaboration and digital dialogue; facilitation; social and professional activity; personal self-realization of teachers as digital professionals.

Текст научной работы на тему «АНДРАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЕДУЩИЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-65 УДК 37.014.3

Пак Л.Г., Иванищева Н.А., Рябцов С.Н., Кочемасова Л.А.

Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия Е-mail: lyubov-pak@mail.ru, Ivanicheva@list.ru, ryabtsovs@mail.ru, lkochem@mail.ru

АНДРАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ВЕДУЩИЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

В условиях цифровой трансформации образования представляет интерес изучение структурных элементов андрагогической концепции сопровождения педагогов. Нами систематизированы представления и взгляды об организации процессуально-действенных характеристик авторской концепции как новой формы научного психолого-педагогического знания. Смысловое ядро педагогического целеполагания авторской концепции и система основополагающих ведущих идей концепции: 1) своевременное выявление проблемных областей цифровой трансформации образования и барьеров, затрудняющих формирование цифровой грамотности педагогов для оптимальной минимизации выделенных рискогенных областей профессионально-педагогической деятельности на основании осуществления разнообразных видов и стратегий сопровождения; 2) необходимость учета андрагогических инвариант при реализации сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования в комплементарном сочетании стремления педагогических работников к полноценной самореализации в профессии и повышения уровня собственной цифровой грамотности; 3) реализация организационных фасилицирующих аспектов сопровождения для оптимального перехода педагогов с традиционной модели обучения на интегрированную с привлечением многофункциональных возможностей электронной информационно-образовательной среды, цифровых технологий и ресурсов. Закономерности авторской концепции задают логику функционирования изучаемого феномена: а) продуктивность формирования цифровой грамотности педагогов (как результата концепции) зависит от комплементарного использования стратегий сопровождения педагогических работников в электронной информационно-образовательной среде организации; б) активное освоение педагогами нового социально-ролевого функционала и методов профессиональной деятельности в области цифровизации образования зависит от своевременной реализации андрагогической позиции преподавателя-наставника; в) конструктивность развития андрагогических инвариантов педагогов в условиях цифровой трансформации образования зависит от направлений сопровождения актуализации механизмов социального партнерства субъектов образования и развития профессиональных коллабораций. Исходя из выделенных закономерностей выявлены принципы, призванные выполнять регулятивную функцию педагогической деятельности: открытость образования к внешним запросам цифрового мира; субъектная направленность на непрерывность образования; сотрудничество и цифровая диалогичность; фасилитация; социально-профессиональная активность; личностная самореализация педагогов как цифровых профессионалов.

Ключевые слова: андрагогическая концепция, структурные элементы авторской концепции, сопровождение педагогов, цифровая трансформация образования, ведущие идеи, принципы и закономерности авторской концепции, цифровая грамотность педагогов.

Pak L.G., Ivanishcheva N.A., Ryabtsov S.N., Kochemasova L.A.

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia Е-mail: lyubov-pak@mail.ru; Ivanicheva@list.ru; ryabtsovs@mail.ru; lkochem@mail.ru

ANDRAGOGIC CONCEPT OF ACCOMPANYING TEACHERS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION: LEADING IDEAS, PRINCIPLES AND PATTERNS

In the context of the digital transformation of education, it is of interest to study the structural elements of the andragogical concept of accompanying teachers. We have systematized ideas and views on the organization of procedural and effective characteristics of the author's concept as a new form of scientific psychological and pedagogical knowledge. The semantic core of the pedagogical goal-setting of the author's concept and the system of fundamental leading ideas of the concept: 1) timely identification of problem areas of digital transformation of education and barriers that complicate the formation of digital literacy of teachers for optimal minimization of the identified risky areas of professional and pedagogical activity based on the implementation of various types and strategies of support; 2) the need to take into account andragogical invariants when implementing support for teachers in the context of the digital transformation of education in a complementary combination of the desire of teaching staff for full self-realization in the profession and increasing the level of their own digital literacy; 3) implementation of organizational facilitating aspects of support for the optimal transition of teachers from the traditional teaching model to an integrated one using the multifunctional capabilities of the electronic information and educational environment, digital technologies and resources. The patterns of the author's concept set the logic for the functioning of the phenomenon under study: a) the productivity of the formation of digital literacy of teachers (as a result of the concept) depends on the complementary use of strategies to support teaching staff in the electronic information and educational environment of the organization; b) the active development by teachers of new social-role functionality and methods of professional activity in the field of digitalization of education depends on the timely implementation of the andragogical position of the teacher-mentor; c) the constructiveness of the development of andragogical invariants of teachers in the context of the digital transformation of education depends on the directions of support for updating the mechanisms of social partnership of educational subjects and the development of professional collaborations. Based on the identified patterns, principles have

been identified that are designed to fulfill the regulatory function of pedagogical activity: openness of education to external demands of the digital world; subjective focus on continuity of education; collaboration and digital dialogue; facilitation; social and professional activity; personal self-realization of teachers as digital professionals.

Key words: andragogic concept, structural elements of the author's concept, support of teachers, digital transformation of education, leading ideas, principles and regularities of the author's concept, digital literacy of teachers.

Неизбежные процессы глобализации и формирования «информационного пространства, основанного на знаниях» (термин Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы) ставят перед современной системой образования и педагогическими работниками новые вызовы, связанные с цифровой трансформацией образования - уметь жить в новой социокультурной ситуации развития и работать в высокотехнологичном мире профессионального сообщества с многофункциональным использованием цифровых девайсов для продуктивной реализации профессиональных функций и действий, развития конкурентоспособных качеств в области педагогического труда.

Цифровая трансформация образования входит в состав основных приоритетов российского общества и определяет базовые ориентиры совершенствования деятельности педагогов (Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. №3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста») в контексте решения задач, поставленных президентом Российской Федерации В.В. Путиным по вхождению России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования (Национальный проект «Образование», Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»). При этом, согласно данным нормативным документам, усиливается необходимость осуществления наставничества, поддержки и содействия непрерывному обновлению педагогами (как работающими гражданами) диапазона имеющихся знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, овладению компетенциями в области цифровизации.

Вышеизложенная позиция подтверждается результатами проведения авторского анке-

тирования педагогов, показывающего, что в современной образовательной практике 39,8% респондентов указали на фрагментарность собственных знаниевых конструктов в сфере реализации многофункциональных возможностей интегрированного (смешанного, гибридного) обучения. 34,5% педагогических работников отметили недостаточную практическую готовность к самостоятельной продуктивной реализации профессиональной деятельности в электронной информационно-образовательной среде и многоаспектному использованию цифрового коммуникационного оборудования. При этом 51,2% опрошенных зафиксировали недостаточную (неполноценную и минимальную) организационно-методическую поддержку и сопровождение по локализации затруднений (организационного, психологического, дидактического и методического характера) в сфере переосмысления реализации технологических аспектов учебного процесса с учетом широкого внедрения цифровых инструментов специализированного, учебного и общего назначения.

Полученные данные свидетельствуют о том, что педагоги в той или иной мере нуждаются в различных видах сопровождения в условиях цифровизации образования с позиции необходимости осуществления: мастер-классов по вопросам реализации образовательных программ в смешанном и дистанционном формате (34,5% респондентов); вебинаров и образовательных интенсивов по планированию, прогнозированию и анализу профессионально-педагогической деятельности в электронной информационно-образовательной среде (39,1% опрошенных); методической поддержки в подготовке интерактивных учебных материалов и онлайн-уроков (42,3% педагогов); анализа и обзора нормативно-правовых видов сопровождения работы (локальные акты, указы, постановления и пр.) в условиях цифровизации учебного процесса (53,2% опрошенных); психологического сопровождения при реализации информационных технологий и ресурсов, вы-

страивании онлайн-коммуникации на основе виртуальной этики (35,6% педагогических работников).

Э. Гейбл, И.В. Дворецкая, В.И. Колыхматов, А.Ю. Уваров и другие исследователи (разделяющие вышеобозначенную позицию) отмечают, что педагоги, не умеющие успешно внедрять динамично развивающие цифровые технологии и средства в образовательный процесс школы в рамках инновационного совершенствования содержания образования, изменения методик обучения, коммуникации и процедур оценивания будут не способны в целом обеспечить реализацию прорывных направлений Национального проекта «Образование» [6], [14].

В этой связи в педагогической науке и практике востребовано целенаправленное обоснование андрагогической концепции сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования, ее ведущих идей, принципов и закономерностей для достижения высокого уровня сформированности цифровой грамотности педагогических работников с позиции готовности (психолого-педагогической, моти-вационной, дидактической, технологической) к внедрению в учебный процесс различных цифровых технологий и ресурсов.

Обоснование андрагогической концепции сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования мы представляем как новую форму научного психолого-педагогического знания, отражающую смысловое ядро педагогического целеполагания, совокупность представлений, систему основополагающих взглядов, позволяющих под новым углом зрения рассматривать изучаемый феномен в аспекте организации процессуально-действенных характеристик данного вида сопровождения в целях формирования цифровой грамотности педагогов (результата авторской концепции). При этом мы рассматриваем педагогов как взрослых сопровождаемых, непрерывно и осознанно повышающих свой профессиональный уровень (под руководством преподавателя-наставника) в области освоения и реализации новых цифровых технологий и ресурсов, развития умений коллективной работы и выстраивания продуктивных онлайн-способов коммуникации в электронной информационно-образовательной среде, осуществления своевременных рефлексивных практик.

Методологическим базисом разработки авторской концепции выступают исследования в области: цифрового обновления образовательных организаций и основных трендов цифровизации образования (А.Р. Горяйнова, И.В. Дворецкая, Э. Кочак, Т.А. Мерцалова, К. Л. Савицкий [16]; Е.А. Дьякова, Г.Г. Сечка-рева [3]; В.С. Москалюк [10]); определения ри-скогенных зон и профессиональных дефицитов педагогов в сфере ИКТ-компетенций (Э. Гейбл, И.В. Дворецкая, А.Ю. Уваров [14]; Е.А. Голо -дов, И.В. Герлах, И.Е. Копченко, О.Н. Спирина,

B.М. Хлопкова, Э.В. Чиянова [2]); выстраивания профессионального развития педагогических кадров в процессе цифровой модернизации системы образования РФ (В.Л. Моложавенко, Е.В. Кручинин, Е.В. Моложавенко [10]); осуществления разнообразных видов сопровождения учителей в условиях цифровизации образования (Л.Г. Пак [12]; И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова, С.Г. Чигрина [13]; Ю.А. Савиче-ва, Ф.Н. Уразманова [15]); определения содержательных характеристик цифровой грамотности российских педагогов (Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О. А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова [16]); определения андраго-гической направленности образования взрослых (О.Е. Вылешанина, М.В. Бавтрушева [1];

C.И. Змеев [4]; А.В. Копылова [7]; И.Ю. Куз-нецова [8]; А.И. Кукуев [9]).

Разработка авторской концепции, обусловливает повышение качества обучения и воспитания подрастающего поколения, расширение ролевого функционала педагогических работников и укрепление в профессии в связи с обладанием не только узкоспециализированными педагогическим навыками, но и информационными навыками (управление информацией, создание информационного образовательного контент-продукта, владение стандартным программным обеспечением, подключение и установка новых устройств, использование сетевых приложений, создание сетей знаний и т. д.), а также непрерывным стремлением к профессиональному росту в условиях цифровой трансформации образования.

Рассмотрим основные структурные элементы андрагогической концепции сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования:

1. Понятийно-категориальное поле, сфокусированное на определении содержания изучаемых и конкретизированных в ходе исследования дефиниций:

- «сопровождение педагогов в условиях цифровой трансформации образования» - вид педагогической фасилицирующий деятельности, удовлетворяющий индивидуальные потребности и запросы каждого педагога в поиске и реализации новых цифровых решений в образовании, минимизирующий профессиональные дефициты в области развития у педагогов «Soft skills» (мягких навыков), «Hard skills» (жестких навыков) и «Digital skills» (цифровых навыков), способствующий профессиональному росту и выстраиванию профессиональной карьеры;

- «цифровая грамотность педагогов» как результат авторской концепции представляет профессионально-личностную характеристику, отражающую: диапазон знаний об использовании основных цифровых образовательных ресурсов и технологий с учетом нормативно-правовых аспектов информационной безопасности; эмоционально-ценностное отношение к созданию и трансляции продуктивного информационного образовательного контента с принятием пользы и эффектов цифровых технологических инноваций и разнообразных информационно-коммуникативных технологий; опыт организации педагогической деятельности в гармоничном единстве онлайн- и офлайн-форматов.

2. Ведущие идеи авторской концепции, задающие смысловые ориентиры ее оптимального осуществления:

1) Своевременное выявление проблемных областей цифровой трансформации образования и барьеров, затрудняющих формирование цифровой грамотности педагогов для оптимальной минимизации выделенных рискогенных областей профессионально-педагогической деятельности на основании осуществления разнообразных видов и стратегий сопровождения.

В ходе проводимой авторской анкеты, разделенной на три раздела («Обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования», «Использование цифровых технологий, ресурсов и инструментов в профессионально-педагогической деятельности», «Цифровая грамотность педагогов и сопровождение ее формирования») в образовательной практике

выявлен низкий уровень цифровой грамотности педагогов и необходимость организации их своевременного сопровождения в условиях цифровой трансформации образования при освоении и реализации новой «электронной дидактики», новых высокорезультативных педагогических практик в электронной информационно-образовательной среде, непрерывном совершенствовании компетентности педагогических работников и повышении уровня их цифровой грамотности, которая является значимым фактором качества современной системы образования и мощнейшим ресурсом ее неотъемлемого вклада в оптимизацию интеллектуального капитала нации и развития цифровой экономики в целом.

Для минимизации выделенных рискоген-ных областей профессиональной деятельности педагогов в авторской концепции обоснованы стратегии («Ценностное ориентирование педагогов на принятие смыслов и пользы цифровизации образования»; «Активизация устранения профессиональных дефицитов у педагогов в области информационной грамотности»; «Актуализация потенциала конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений в гармоничном сочетании онлайн- и офлайн-форматов») и определены виды изучаемого феномена («образовательно-методическая, психологическая, техническая, материальная, материально-техническая, нормативно-правовая, информационно-методическая» [13, с. 492]).

2) Необходимость учета андрагогических инвариант (как значимых профессионально-личностных качеств и умений) при реализации сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования в комплементарном сочетании стремления педагогических работников к полноценной самореализации в профессии, к самостоятельности в пополнении трансдисциплинарных знаний и повышении уровня собственной цифровой грамотности, к самоуправлению на основе расширенного диапазона жизненного (личностного, социального, профессионального) опыта.

Данная ведущая идея концепции определяет приоритетную роль сопровождения педагогов для осознанного осмысления необходимости освоения новых цифровых навыков и нового уровня ответственности (социальная и

духовная зрелость) за реализацию современных цифровых инструментов как неотъемлемого фрагмента цифровой трансформации образовательного пространства и повышения качества преподавания, «выведения» процесса обучения на новый уровень с учетом разработки и распространения новых цифровых моделей организации учебной работы.

Полноценная реализация андрагогических инвариант способствует оптимальной организации сопровождения педагогов в опоре на их возрастные и психологические особенности, обусловливает становление активной субъектной позиции при использовании цифровых технологий и ресурсов для решения конкретных педагогических задач. Значимым при этом выступает создание условий для профессионального самообразования, самоорганизации и самореализации в зависимости от имеющихся педагогических дефицитов и самоподготовки педагогов в области развития цифровых навыков, конструирования продуктивного цифрового взаимодействия и результатов использования информационно-коммуникативных технологий.

3) Реализация организационных фасили-цирующих аспектов сопровождения для оптимального перехода педагогов с традиционной модели обучения на интегрированную с привлечением многофункциональных возможностей электронной информационно-образовательной среды, цифровых технологий и ресурсов.

В ходе организации разных видов сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования осуществляется использование модели смешанного обучения («Смена рабочих зон» (Station-Rotation) - зона работы с преподавателем-наставником (Face-to-Face), зона дискуссии, зона групповой работы, зона работы в режиме online (E. Dale)), позволяющей интенсифицировать формы и методы традиционных подходов к данному виду сопровождения, достичь новых результатов в формировании цифровой грамотности педагогических работников.

При этом создаются условия для реализации динамичного персонализированного сопровождения педагогов, нейтрализирующего эффект неопределенности применения современных информационно-коммуникационных технологий и хаотичности реализации элемен-

тов смешанного обучения. Данная идея ориентирует педагогов на использование сочетания онлайновых и оффлайновых конструктов в учебном процессе для повышения качества преподавания, освоение новых форм общения и совместной деятельности в электронной информационно-образовательной среде без временных ограничений и территориальных границ (для педагогических работников с разными возможностями и запросами как активных пользователей информационных технологий).

3. Закономерности авторской концепции, задающие логику функционирования изучаемого феномена:

а) Продуктивность формирования цифровой грамотности педагогов зависит от комплементарного использования стратегий сопровождения педагогических работников в электронной информационно-образовательной среде организации.

В исследовании выделены следующие стратегии изучаемого феномена (обозначенные выше), определяющие оптимальность достижения результата исследования:

- «Ценностное ориентирование педагогов на принятие смыслов и пользы цифровизации образования» (направленность сопровождающих действий на осознанное повышение педагогами собственного уровня цифровой грамотности; переосмысление традиционных взглядов реализации профессиональных функций и действий вне использования цифрового контента в предметной области; усиление устремленности к выбору и реализации новых возможностей цифровизации образования для реализации инновационной педагогической деятельности);

- «Активизация устранения профессиональных дефицитов у педагогов в области информационной грамотности» (направленность сопровождения педагогов на осмысление профессиональных затруднений и барьеров в области использования возможностей цифровой трансформации образования и нахождение продуктивных путей их редукции; целесообразность гармоничного развития «Soft skills», «Hard skills» и «Digital skills» для достижения педагогическим работниками высоких результатов в профессии);

- «Актуализация потенциала конструктивного взаимодействия участников образова-

тельных отношений в гармоничном сочетании онлайн- и офлайн-форматов» (коммуникаци-онно-интеракционная направленность сопровождения в контексте выстраивания разных форм взаимодействия (от « вертикального» (иерархического) к «горизонтальному» (партнерского) типу отношений) при взаимодополнении традиционной среды ресурсами электронной информационно-образовательной среды; кон-ституирование созидательного дискурса субъектов образования с позиции цифровой этики и нормативно-смысловой регуляции в виртуальном пространстве цифровой образовательной реальности).

б) Активное освоение педагогами нового социально-ролевого функционала и методов профессиональной деятельности в области цифровизации образования зависит от своевременной реализации андрагогической позиции преподавателя-наставника.

Андрагогическая позиция преподавателя рассматривается как экзистенциально-антропологический и гуманистический регулятив деятельности социально значимого наставника, активизирующий, вдохновляющий, поддерживающий педагогов по освоению и реализацию обновленных форм и методов работы с учетом использования потенциала цифровизации образования и специфичности характеристик наставляемых взрослых.

Цифровая трансформация образования требует от педагогических работников иной ментальности, новой дидактики и методики обучения, модифицированных форм онлай и офлайн коммуникации, совершенно инновационных социально-профессиональных ролей. Реализация андрагогической позиции преподавателя-наставника (мастер, транслирующий продуктивный опыт использования цифровых технологий и ресурсов; консультант для непрерывного самосовершенствования в цифровой сфере; фасилитатор, поддерживающий и решающий проблемы цифрового личностно-средо-вого взаимодействия; организатор и менеджер, обладающий цифровыми навыками и определяющий темпоритм повышения уровня цифровой грамотности педагогов; мотиватор по достижению акме в профессии) определяет переосмысление педагогами традиционной системы ценностей, норм, потребностей доцифрового

обучения и освоение новых социально-профессиональных ролей («интегратор-посредник между виртуальным и реальным миром», «интегратор различных жизненных пространств цифрового поколения 2», «создатель (конструктор) учебно-ориентированных ситуаций», «верификатор образовательных траекторий обучающихся в персонифицированном обучении», «проводник по неструктуированному и избыточному информационному пространству», «навигатор в море информации»).

в) Конструктивность развития андраго-гических инвариантов педагогов в условиях цифровой трансформации образования зависит от направлений сопровождения актуализации механизмов социального партнерства субъектов образования и развития профессиональных коллабораций (педагогические сообщества цифровой кооперации, группы по освоению ресурсного потенциала электронной информационно-образовательной среды, сетевые содружества и т. д.).

Актуализация механизмов социального партнерства при реализации данного вида сопровождения педагогов: открывает расширенный доступ к разнообразным информационным, кадровым, материально-техническим и т. д. ресурсам взаимодействующих субъектов; определяет содержательную модификацию традиционных методов, форм, технологий сопровождения педагогов с учетом комплексной трансляции передового опыта использования виртуальной, дополненной, смешанной сред, онлайн-обучения; задает ориентир продуктивного интерактивного взаимодействия и решения профессиональных задач в онлайн-формате, не взирая на расстояния; обусловливает основания направления профессионального роста педагогов и повышения уровня собственной цифровой грамотности до транслируемого в сети профессионального сообщества идеала.

4. Принципы реализации авторской кон -цепции:

- принцип открытости образования к внешним запросам цифрового мира отражает организацию сопровождения педагогов посредством расширения границ многофункционального использования цифровых образовательных технологий и ресурсов, повышения доступности образовательного контента вне территори-

альных и временных пространственных факторов, открытия возможности непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования с позиции прогрессивного развития нового информационного общества и цифровизации образования, в условиях использования удаленного доступа к онлайн-курсам, вебинарам, электронным библиотекам и научным базам данных и т. д.;

- принцип субъектной направленности на непрерывность образования определяет ориентиры данного вида сопровожения педагогов с учетом нахождения «точек их профессионального роста» в условиях цифровизации образования посредством стимулирования их активного поведения и взаимодействия с актуальной электронной информационно-образовательной средой, реализации продуктивных стратегий перехода от традиционного преподавания к масштабированности включения цифровых девайсов в учебный процесс, выработки авторского стиля самообучения и самоорганизации в области использования цифровых технологий и ресурсов [5];

- принцип сотрудничества и цифровой диалогичности определяет направленность сопровождения педагогов на: выстраивание продуктивной онлайн- и офлайн-коммуника-ции с взаимодействующими субъектами образовательной практики, обмен ими смыслами и ценностями оснований своей деятельности в электронной информационно-образовательной среде и продуктивной реализации информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе; осуществление инструментов коллективного общения в рамках усиления профессионального сотрудничества с коллегами и научным сообществом, создание сетевых групп (peer-to-peer обучение - P2P Learning) по интересам и запросам внедрения «цифры» в образование, накопление опыта электронного дискурса на базе социальных сетей или web-порталов;

- принцип фасилитации обусловливает смысловые аспекты сопровождения педагогов в контексте создания поддерживающей, мотивирующей, принимающей, благоприятной атмосферы комфорта внутренней корпоративной среды (employee-friendly Wednesdays) при реализации педагогическими работниками обновленных трудовых функций и действий в

условиях ведущих трендов цифровизации образования, оказания им содействия в продуктивном решении, возникающих затруднений, минимизации барьеров использования цифровых возможностей в учебном процессе за счет постоянного мониторинга «дефицитов» личностных смыслов принятия мира «цифры», особого стиля субъект-субъектной коммуникации и осуществления андрагогической позиции функционала преподавателя-наставника;

- принцип социально-профессиональной активности определяет построение работы по сопровождению педагогов в электронной информационно-образовательной среде с учетом перехода от пассивного использования образовательного контента к его активному преобразованию и модификации, активизации проявления их инициативы по использованию новых знаний в рамках преодоления стереотипов и предубеждений в отношении цифровизации образования, внедрения цифровых технологий и девайсов на качественно новом уровне соотношения адекватности цели обучения, соответствия учебным возможностям обучающихся, наличия разнообразных ресурсов и т. д.;

- принцип личностной самореализации педагогов как цифровых профессионалов задает ориентиры сопровождения в рамках их грамотного позиционирования в цифровом пространстве как «генераторов цифровых идей», формирования у них системы ценностных смыслов значимости качества оставляемого ими цифрового следа, плодотворного использования личностных ресурсов с учетом нацеленности на постоянное самосовершенствование и саморазвитие для достижения успеха в профессиональной деятельности с использованием возможностей цифровизации образования.

Таким образом, в ходе исследования представлены основные структурные элементы андрагогической концепции сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования: ведущие идеи (теоретическая основа для определения содержания включенности педагогических работников в социальный контекст цифровизации образования, разработки путей и способов координирования и контроля осуществления их сопровождения с позиции «оцифровки» учебного процесса в образовательной организации), закономерности (выяв-

ленные устойчивые и регулярные взаимосвязи между андрагогическими аспектами сопровождения педагогов и феноменом интенсификации цифровизации образовательной системы для повышения уровня сформированности цифровой грамотности педагогических работников) и принципы ( исходные положения для реализации теоретических положений авторской кон -цепции в образовательную практику на основе открытости образования к внешним запросам цифрового мира, субъектной направленности на непрерывность образования, сотрудничества и цифровой диалогичности, фасилитации, социально-профессиональной активности, личностной самореализации педагогов как цифровых профессионалов).

Авторская концепция позволяет обогатить науку комплексным интегрированным знанием о: преобладающих способах педагогического управления выбором направлений непрерывного профессионального совершенствования педагогов при реализации новых стратегий их сопровождения в области работы с использованием цифровых технологий, цифровых образовательных ресурсов и технических средств (воплощая в жизнь девиз ЮНЕСКО: «Образование для всех на протяжении всей жизни», акцентируя внимание на аспекты инноваций в образовании и смещения акцентов в сторону digital, расширения области педагогической деятельности с цифровыми материалами в разных форматах).

15.08.2023

Исследование выполнено в рамках проекта «Андрагогическая концепция сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение №073-03-2023-017/6 от 09.11.2023 г. к соглашению №073-03-2023-017 от 26.01.2023 г.)

Список литературы:

1. Вылешанина, О.Е. Сравнительный анализ педагогической и андрагогической моделей обучения / О.Е. Вылешанина, М.В. Бавтрушева // Журнал ГрГМУ. - 2009. - №1 (25). - С. 141-144.

2. Голодов, Е.А. Профессиональные дефициты педагогов в области ИКТ-компетенций, проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования / Е.А. Голодов, И.В. Герлах, И.Е. Копченко, О.Н. Спирина, В.М. Хлопкова, Э.В. Чиянова // Перспективы науки и образования. - 2022. - №4 (58). - С. 58-73.

3. Дьякова, Е.А. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения / Е.А. Дьякова, Г.Г. Сечкарева // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - №2. - С. 24-36.

4. Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеев. - М.: РегБе, 2009. - 438 с.

5. Иванищева, Н.А. Архитектоника адрагогической концепции сопровождения педагогов в условиях цифровой трансформации образования: вызовы современности: монография / Н.А. Иванищева, Л.Г. Пак, Л.А. Кочемасова, С.Н. Рябцов, О.А. Фарус. -Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2023. - 210 с.

6. Колыхматов, В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования / В.И. Колыхматов // Ученые записки университета Лесгафта. - 2019. - №8 (174). - С. 91-95.

7. Копылова, А.В. Реализация андрагогического подхода в системе повышения квалификации педагогов / А.В. Копылова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - №3 (11). - С. 75-79.

8. Кузнецова, И.Ю. Андрагогическое сопровождение педагога в процессе непрерывного профессионального образования [Электронный ресурс]: методические рекомендации / И.Ю. Кузнецова. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2011. - 1 CD-R.

9. Кукуев, А.И. Андрагогический подход в образовании взрослых / А.И. Кукуев. - Ростов н/Д.: Булат, 2008. - 176 с.

10. Моложавенко, В.Л. Выстраивание профессионального развития педагогических кадров в процессе цифровой модернизации системы образования РФ / В.Л. Моложавенко, Е.В. Кручинин, Е.В. Моложавенко // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2021. - №4 (73). - С. 178-190.

11. Москалюк, В.С. Понятие и сущность цифровизации системы образования / В.С. Москалюк // Наука и образование сегодня. - 2019. - №10 (45). - С. 15-18.

12. Пак, Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография / Л.Г. Пак. - Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2013. - 312 с.

13. Тарасова, Н.В. Некоторые аспекты методического сопровождения учителей в условиях цифровизации общего образования / Н.В. Тарасова, И.П. Пастухова, С.Г. Чигрина // ПНиО. - 2021. - №5 (53). - С. 481-494.

14. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая [и др.]; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; науч. ред. серии Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 344 с.

15. Уразманова, Ф.Н. Особенности сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды / Ю.А. Савичева, Ф.Н. Уразманова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2023. - №1 (54). - С. 74-82.

16. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. - М.: Изд-во НАФИ, 2019. - 84 с.

17. Цифровое обновление российской школы: информационный бюллетень / А.Р. Горяйнова, И.В. Дворецкая, Э. Кочак, Т.А. Мерцалова, К.Л. Савицкий. - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 48 с.

References:

1. Vyleshanina, O.E., Bavtrusheva M.V. (2009). Comparative analysis of pedagogical and andragogic models of training. Journal of the State Medical University, No. 1 (25), рр. 141-144.

2. Golodov, E.A., Gerlakh, I.V., Kopchenko, I.E., Spirina, Khlopkova, O.N., V.M., Chianova, E.V. (2022). Professional deficits of teachers in the field of ICT competencies, manifested in the conditions of digital transformation of education. Prospects of science and education, No. 4 (58), рр. 58-73.

3. Dyakova, E.A., Sechkareva, G.G. (2019). Digitalization of education as the basis for training a teacher of the XXI century: problems and solutions. Bulletin of Armavir State Pedagogical University, No. 2, рр. 24-36.

4. Zmeev, S.I. (2009). Andragogika: the basics of the theory and technology of adult education. M.: RegBe, 438 р.

5. Ivanishcheva, N.A. Pak, L.G., Kochemasova, L.A., Ryabtsov, S.N., Farus. O.A. (2023). Architects of the adragogic concept of accompanying teachers in the context of digital transformation of education: challenges of our time: monograph. Orenburg: IPK University LLC. 210 p.

6. Kolykhmatov, V.I. (2019). Professional development of a teacher in the context of digitalization of education. Scientific notes of the University of Lesgaft, No. 8 (174), рр. 91-95.

7. Kopylova, A.V. (2013). Implementation of the andragogic approach in the system of advanced training of teachers. Professional education in Russia and abroad, No. 3 (11), рр. 75-79.

8. Kuznetsova, I.Y. (2011). Andragogic support of a teacher in the process of continuing professional education: methodological recommendations. Kemerovo: Publishing house of GOU CRIRPO, 1 CD-R.

9. Kukuev, A.I. Andragogic approach in adult education. Rostov n/D: Bulat, 176 р.

10. Molozhavenko, V.L., Kruchinin, E.V., Molozhavenko, E.V. (2021). Building the professional development ofteachers in the process of digital modernization of the education system of the Russian Federation. Bulletin of Surgut State Pedagogical University, No. (73), рр. 178-190.

11. Moskalyuk, V.S. (2019). The concept and essence of digitalization ofthe education system. Science and education today, No. 10 (45), рр. 15-18.

12. Pak, L.G. (2013). Social-oriented activities of a university student: from idea to implementation: monograph. Orenburg: Orenburg Institute of Economics and Culture. 312 р.

13. Tarasova, N.V., Pastukhova, I.P., Chigrina, S.G. (2021). Some aspects of methodological support for teachers in the context of digitalization of general education. PNiO, No. 5 (53), рр. 481-494.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Yuvarov, A., Gable, E. and Dvoretskaya, I.V. et al.; ed. A. Yuvarova, I.D. Frumin; scientific. ed. Series Y.I. Kuzminov, I.D. Frumin. (2019) Difficulties and prospects of digital transformation of education. M.: HSE, 344 р.

15. Urazmanova, F.N, Savichev, Y.A. (2023). Features of support for the continuous professional development of pedagogical personnel in a digital educational environment. Scientific support ofthe system for advanced training ofpersonnel, No. 1 (54), рр. 74-82.

16. Aimaletdinov, T.A., Baymuratova, L.R., Zaitseva, O.A., Imaeva, G.R. and Spiridonova L.V. (2019) Digital literacy of Russian teachers. Readiness for the use of digital technologies in the educational process. M.: NAFI Publishing House, 84 р.

17. Goryainova, A.R., Dvoretskaya, I.V., Kochak, E., Mertsalova, T.A. and Savitsky, K.L. (2022) Digital update ofthe Russian school: newsletter. M.: HSE, 48 р.

Сведения об авторах:

Пак Любовь Геннадьевна, профессор кафедры педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: lyubov-pak@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7321-506X Scopus ID: 57211777058 Reseacher ID: AAB-7972-2020

Иванищева Надежда Александровна, заведующий кафедрой географии и методики преподавания географических дисциплин Оренбургского государственного педагогического университета,

доктор педагогических наук, доцент Е-mail: Ivanicheva@list.ru ORCID https://orcid.org/0000-0002-0537-9545 Scopus ID:55795800600 Reseacher ID: 5424-4378

Рябцов Сергей Николаевич, первый проректор Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат биологических наук, доцент

Е-mail: ryabtsovs@mail.ru

Кочемасова Любовь Александровна, доцент кафедры педагогики и социологии Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: lkochem@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-4972-1047 Scopus ID: 57204706899 Reseacher ID: 9218-5060

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.