ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 211046 2021, № 06 (июнь) УДК 378.12
Анализ значимости эмпатии в педагогической деятельности преподавателя вуза
Дмитриева Алла Георгиевна1
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия
Лаврентьева Екатерина Александровна2
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия
Аннотация. Наличие профессиональной эмпатии у педагога является основой успешной коммуникативной компетентности, а также способствует развитию профессионального самосознания. Овладение эмпатией как профессиональным качеством представляется актуальной задачей педагога, решение которой достигается путем специального, целенаправленного и осознанного обучения и самообучения преподавателя. Целью настоящего исследования является определение влияния эмпатичных субъектных отношений преподаватель - студент на решение таких педагогических задач, как преодоление эмоционального напряжения у студентов, создание конструктивной образовательной среды, стимулирование познавательного процесса в целом. В ходе исследования проводилось изучение уровня развития эмпатии как свойства, обеспечивающего гуманистический, коммуникативный подход в субъектных отношениях между педагогом и обучаемым, а также способности к эмпатии как профессиональной компетенции у преподавателей с многолетним опытом образовательной деятельности в вузе. Эмпатия как свойство личности - это способность понимать и разделять переживания другого человека через эмоциональное сопереживание. Современные педагогика и психология обозначают эмпатию как свойство личности, проявляющее себя в ситуациях общения, взаимодействия и поведения в целом, ориентированных на гуманистический подход. Как исследователи, так и практики различных социальных наук едины во мнении, что эмпатия является одним из наиболее важных факторов, помогающих как личности в многообразии ее ролей, так и профессионалу в частности справляться с ежедневными сложнейшими задачами коммуникации, сохраняя и приумножая компетенции и ресурсы. Отсутствие стремления к эмпатичному общению и эмпатичности в целом или же потеря данной способности могут привести к различным трудностям в педагогической деятельности - от потери контакта с обучающимися и коллегами до эмоционального выгорания и утраты профессионального самосознания. Результаты исследования, проведенного с использованием нескольких стандартизированных методик, подтвердили гипотезу авторов о статистически высоком уровне развития такого качества, как эмпатия, у преподавателей кафедры иностранных языков РЭУ им. Г. В. Плеханова, а также о ценности эмпатии и эмпатичности как отличительной черты профессионального самосознания. Собственные наблюдения авторов подтвердили, что эмпатичный подход в преподавании (в рамках гуманистического подхода в педагогике) не только позволяет успешно заниматься профессиональной деятельностью, но и создает положительные эмоции и желание творчески развиваться в своей сфере.
Поступила в редакцию Received 04.04.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.04621
Принята к публикации Accepted for publication 14.06.21 Опубликована Published 29.06.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Дмитриева Алла Георгиевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Москва, Россия.
2 Лаврентьева Екатерина Александровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», г. Москва, Россия.
Ключевые слова: эмпатия, профессиональная коммуникативная компетенция педагога, гуманистический подход в педагогике, эмоциональный отклик, уровень эмпатических способностей, профессиональное самосознание педагога.
Введение
Педагогическая компетентность, наряду с владением профессиональными знаниями и умениями, а также активной жизненной позицией, требует от преподавателя вуза развития и совершенствования различных личностных качеств, способствующих успешной коммуникативной деятельности, как в рамках процесса преподавания, так и в межличностном общении со студентами и коллегами. К таким качествам относятся креативность учителя, стремление к самопознанию, самосовершенствованию, адекватная самооценка и, конечно, способность к эмпатии. Развитое чувство педагогической эмпатии, опыт различного межличностного взаимодействия, гибкость мышления и открытость новому являются основами успешной коммуникативной компетентности и способствуют развитию профессионального самосознания. В соответствии с современными теориями педагогическая эмпатия является недискурсивным знанием, в котором возможно успешно совершенствоваться в процессе практической деятельности [1]. Давняя дискуссия об «идеальном» и «реальном» преподавателе в последние годы пришла к однозначному выводу о том, что эмпатия как черта профессионального педагога присуща как «идеалу», так и «реальности», а потому является свойством личности, нуждающимся в постоянном развитии, и должно подвергаться личной и коллегиальной критике [2].
Различные зарубежные исследователи доказали, что эмпатичный подход преподавателя к педагогическому процессу значительно улучшает как успеваемость обучающихся, так и их общее психологическое состояние [3].
Мы считаем, что для всех педагогов - дошкольных, школьных, вузовских - эмпатия важна в равной степени. Хотя студенты старше школьников, формирование их нервной системы еще не закончено. Они нуждаются в поддержке со стороны педагога в преодолении эмоционального напряжения, неизбежно возникающего в стрессовой ситуации высокой образовательной нагрузки и необходимости быстро анализировать и усваивать большие объемы информации в избранной профессиональной сфере. Зачастую тревожность и напряжение усугубляются тем, что многие студенты, уезжая из родного города, впервые в жизни оказываются без поддержки семьи и друзей. Преподаватель может помочь молодому человеку сгладить потенциальные межличностные конфликты с другими студентами, что способствует развитию отношений и ролей в учебной группе [4].
Студенты также имеют «солидный» многолетний учебный опыт и хорошо представляют себе желаемые формы взаимодействия с преподавателем и одногруппниками [5]. Эмпатичный подход является одной из основополагающих профессиональных ценностей педагога [6], а по мнению некоторых ученых - и «фундаментом педагогического профессионализма» [7]. Говоря о важности эмпатии для педагогического процесса, важно упомянуть исследования мозга методом магнитно-резонансной терапии, доказывающие положительное влияние эмпатии на развитие и обучение студентов [8].
Следует уточнить, что способность к эмпатии - это не только способность «вчувствоваться» в эмоциональное состояние других людей, но и умение отличать, разграничивать свои личные эмоциональные состояния от состояний окружающих, что помогает успешно коммуницировать с ними.
Авторам данной статьи кажется важным подчеркнуть важность эмпатического подхода для успешного педагогического процесса не только с точки зрения отношений педагог - студент и педагог - педагог, но и с точки зрения отношений руководство вуза - педагог. В 2020 году, во время наиболее сложных месяцев пандемии СОУГО, исследователи Университета Пассау и Берлинской бизнес-школы наблюдали любопытное явление: чем более эмпатичным и открытым для различных мнений показало себя руководство высшей школы, тем быстрее были приняты эффективные решения по реорганизации обучения, тем быстрее вузы в целом и их подразделения смогли вернуться к «нормальному», доковидному функционированию [9].
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Слово «эмпатия» происходит от греческого "етра1;о8", оно означает «вчувство-вание, проникновение». Термин «эмпатия» появился в начале XX века и будет в дальнейшем использоваться в различных отраслях наук о человеке и личности.
К. Роджерс описывает эмпатию как «способ существования с другим человеком... Это значит войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения...» [10].
Феномен эмпатии рассматривается психологами и педагогами с различных сторон. Под эмпатией подразумевают, например, способность психики понимать переживания и состояния другого человека, особый вид внимания к нему, позволяющий строить успешные межличностные отношения. Также понятие «эмпатия» означает свойство личности - «эмпатийность» как характеристика индивида. Составляющими эмпатии являются следующие компоненты:
- когнитивный, заключающийся в понимании состояния другого без изменения собственного состояния;
- эмоциональный (он же аффективный), заключающийся в сочувствии и сопереживании;
- поведенческий, заключающийся в проявлении отмеченных и переживаемых эмоций - активной поддержке другого и оказании помощи.
Это многоуровневый процесс, затрагивающий различные сложные компоненты личности, успешность которого зависит от многих факторов.
Предпосылками к формированию способности адекватно откликаться на переживания другого индивида являются следующие характеристики личности:
- терпимость, способность выдержать проявление эмоций другого человека;
- способность воспринять субъективный внутренний мир другого, не раскрывая при этом свой собственный мир;
- готовность адаптировать, изменять собственное личностное восприятие в соответствии с восприятием другого человека, дабы достичь более глубокого понимания того, что с ним происходит.
Педагогическая психология рассматривает эмпатию как необходимое качество профессионального педагога, психолога, воспитателя, демонстрирующее себя в ситуациях общения и взаимодействия с подопечными. Эмпатия проявляется в осознании наличия и понимании внутреннего мира человека, эмоциональном приобщении к его жизни и интересе к нему. Эмпатия имеет особую социально-практическую значи-
мость для морального совершенствования личности педагога, оптимизации межличностных отношений, складывающихся в его деятельности и общении. Эмпатия у педагога является основой коммуникативной компетентности и создает механизмы проявления гуманности. В профессиональной педагогике это качество крайне актуально как ценность мультикультурной образовательной среды [11].
Уровень эмпатии педагога зависит от его профессиональных качеств, уровня профессионального навыка, от объекта восприятия, от позиции (статуса) субъекта и от различных личностных характеристик. Особое значение при этом имеет структура личности учителя. К. Роджерс говорит об эмпатии педагога как о важнейшей установке, свойстве фасилитатора. «Фасилитатором - лицом, способствующим процессам личностного роста, обучения, общения - может быть, по его мнению, не только психотерапевт, но и педагог» [12]. К. Роджерсом и его последователями были проведены масштабные продолжительные исследования, демонстрирующие роль эмпатии в обучении и воспитании. Ученики, обучавшиеся педагогами-фасилитаторами, продемонстрировали значительно более высокую посещаемость занятий в учебном году, более высокую степень личностной автономности, меньший уровень физической и вербальной агрессии, более развитую «Я-концепцию», более позитивное самоуважение, более высокие академические успехи, меньше актов вандализма, меньше дисциплинарных проблем, более высокий 10, большее количество творческой деятельности в течение года, большую спонтанность и свободу проявления, более высокий уровень мышления.
С. В. Кондратьева провела исследования, направленные на определение особенностей понимания учителями учеников, показавшие, что учителя с низким уровнем педагогического мастерства используют т. н. типичный монологический подход в оценке личности ученика. Монологический подход проявляет себя в том, что обучающийся, во-первых, выступает для них прежде всего не как субъект педагогической деятельности, а как объект, наиболее важным качеством которого является успеваемость. Характеризуя хорошо успевающих учеников, такие педагоги в первую очередь отмечают преимущественно их положительные качества, а личность слабоуспевающих описывается негативно. Во-вторых, таким учителям «нередко свойственна субъективность понимания, его зависимость от установок, стереотипов, предубежденности и т. п.». В-третьих, ученик - объект познания как бы не обладает динамично развивающейся личностью, он ригиден и неизменен. Чем выше уровень профессионального самосознания, тем слабее влияние успеваемости обучаемого на субъективное негативное восприятие его педагогом, тем объективнее и гуманнее оценивается его личность [13].
На основе методики К. Роджерса были разработаны различные программы и тренинги, обучающие педагогов эмпатичному общению. На необходимость внедрения ряда тренингов по развитию эмпатии в подготовку будущих специалистов-педагогов для повышения продуктивности личностного взаимодействия указывал М. Дэвис [14].
Российские психологи и педагоги Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина и Е. Н. Козлова также обучают профессиональной эмпатии. Обрабатывая результаты своих обучающих программ, эти ученые пришли к выводу, что обучение внешним способам выражения эмпатии запускает процесс личностных изменений педагогов, результатом которого становится внутреннее приятие функции эмпатического общения. Данными исследователями был также рассмотрен феномен псевдоэмпатии - демонстрации эмпатичного поведения, не отражающего реальных негативных чувств эмпатично ведущего себя человека, с целью минимизации какого-либо ущерба для собственной роли и ее видения.
Говоря о псевдоэмпатии, чрезвычайно важно рассмотреть понятие конгруэнтности, введенное К. Роджерсом. Конгруэнтность - это умение человека быть в контакте со своими чувствами и способность аутентично их выражать и демонстрировать [15]. Конгруэнтность учителя, например, это готовность «предстать перед учениками как реальный человек со своими сложностями, со своим хорошим и плохим настроением, со своими эмоциями по поводу того, что делается в классе». К. Роджерс утверждает, что в случае негативной оценки педагогом ученика и его поведения конструктивнее будет честно демонстрировать свои чувства и объяснять их причины, чем пытаться казаться псевдоэмпатичным [16]. Результаты его исследования показали, что обучаемые испытывают больше доверия к тем педагогам, которые способны аутентично выражать свои чувства (позитивные и негативные), находясь в сбалансированном согласии как со своими чувствами, так и с чувствами обучаемого.
Говоря о способности к пониманию мира эмоций, важно упомянуть работы Д. В. Люсина, посвященные эмоциональному интеллекту. Так, ученый определяет эмоциональный интеллект «как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [17]. Получается, что умение не только распознавать эмоции, но и управлять ими является отличительной способностью человека с развитым эмоциональным интеллектом, а значит, и с развитой эмпатией как части EQ.
Развитие высокой профессиональной эмпатийности педагога - результат обучения специальным навыкам: самоанализу, чувствительности к чувствам окружающих, вниманию и вслушиванию. Педагог напрямую воздействует на жизнь обучаемого, становясь ее частью. Гуманистический, эмпатический подход в субъектных отношениях между педагогом и обучаемыми предполагает:
- использование в педагогической деятельности диагностического компонента, обеспечивающего познание личности с учетом знаний психолого-педагогических наук;
- отражение устойчивых интегральных свойств личности учащегося, а не только его временных состояний;
- определение причин и мотивов;
- понимание поступков на основании знаний о личности учащегося;
- объективность суждений;
- способность распознавать еще не активированные ресурсы учащегося;
- способность позитивно и контролируемо влиять на дальнейшее развитие.
Э. Дамианиду и Е. Фтияка разрабатывают модель обучения, базирующуюся на теории критической педагогики эмпатии. Данная модель имеет три фазы, способствующие формированию эмпатии как у педагога, так и обучаемого, которая создает условия для аутентичной коммуникации обоих с учетом их особенностей и способностей. Так, первая фаза нацелена на понимание перспектив, а также ценность опыта учащегося. Вторая и третья - на «общение» педагога с обучаемым и социальной ситуацией в целом, прочувствовавшего ситуацию обучаемого, способствующее активному расширению границ ситуации обучаемого. Данная идея также перекликается с идей межкультурной компетентности и дидактики [18].
«Кросс-культурная коммуникация ориентирована на взаимопроникновение культурно-коммуникативных смыслов, достижение взаимопонимания с учетом и сохранением индивидуальных особенностей», - пишут Д. Я. Зак и Л. И. Забара [19].
Способность к профессиональной толерантности, умение абстрагироваться от присущего человеку страха неизвестности или «чужого», гибкость, интерес к личности в ее культурном и социальном разнообразии и желание учиться новому, порой
интуитивно непонятному, «чувство языка», юмор и открытость - все эти, а также многие другие качества являются основой межкультурной компетентности и дидактики.
Национальный совет аккредитации педагогического образования (США, ЫСАТЕ) заявляет, что современный педагог должен быть заботливым и неравнодушным, компетентным и квалифицированным, чтобы суметь найти подход к каждому обучаемому [20]. Немецкие ученые Л. Фабер, Н. Фишер, Ф. Хайнцель, занимающиеся проблемами педагогики, подчеркивают важность эмпатии как основы системы педагогических ценностей [21]. По информации базы данных FIS-Bildung, количество различных докладов и дискуссий в рамках круглых столов немецкоговорящих стран на тему эмпатии и педагогики увеличилось втрое с 2000 по 2010 год, а с 2013 года еще раз удвоилось [22].
Ч. Уоррен пишет, что «общение, базирующееся на способности к эмпатии, может помочь оптимизировать роль преподавателя в качестве педагога и коммуникатора в учебном процессе» [23].
Основами профессиональной компетентности преподавателя являются владение педагогическим инструментарием, развитое чувство эмпатии, креативность учителя, стремление к самопознанию и адекватная самооценка, а также опыт различного межличностного взаимодействия, гибкость мышления и открытость новому.
Очевидно, что овладение педагогом профессиональной компетенцией эмпа-тии - результат специального, целенаправленного обучения и самообучения. Развитие способности к самоанализу, способность замечать, отличать и обозначать аффективные состояния, способность к отделению собственных эмоциональных состояний от переживаний окружающих, управление этими состояниями, а также наличие ресурсов и навыков помощи окружающим - все эти факторы очень важны для развития эмпатийности, хотя и являются чрезвычайно энергозатратными как на психическом, так и на телесном уровнях.
Методологическая база исследования
Исследование проводилось в 2019-2020 годы. Участниками исследования стали 17 сотрудников кафедры иностранных языков № 1 РЭУ им. Г. В. Плеханова в возрасте от 35 до 65 лет, за исключением одного пробанта (30 лет). Большинство участников исследования имеют многолетний опыт педагогической деятельности, регулярно участвуют в научных и профильных конференциях и постоянно совершенствуют навыки профессиональной деятельности, повышают профессиональную квалификацию.
Подготовка к исследованию, его проведение и анализ результатов проводились при активном участии профессионального психолога. Участие в исследовании было строго добровольным и анонимным. При заполнении опросников участники использовали псевдонимы, при обработке результатов каждому участнику был присвоен индивидуальный номер, неизвестный ни самим испытуемым, ни авторам исследования.
Цель исследования - определение влияния эмпатичных отношений между преподавателем и обучаемым на решение таких педагогических задач, как создание конструктивной образовательной среды, стимулирование когнитивного процесса, преодоление эмоционального напряжения и развитие эмпатии у студентов. В ходе исследования осуществлялся анализ способности к эмпатии и уровень ее развития у преподавателей кафедры как свойства личности, обеспечивающего гуманистический, коммуникативный подход в субъектных отношениях между преподавателем и обучаемым.
В 2019 году было проведено первичное исследование - неструктурированное интервью, в форме опроса. В результате была сформирована группа испытуемых, которые разделяют общие гуманистические и педагогические ценности и цели, в частности, считают эмпатию одним из важнейших качеств для педагога и как личности, и как профессионала.
Вторая фаза исследования - тестирование - была проведена в конце 2019 -начале 2020 года.
Авторы исследования выдвинули следующую гипотезу: поскольку все участники группы считают эмпатию/эмпатийность одной из важнейших педагогических компетенций, их показатели по этому параметру будут высокими и/ или значимо выраженными по сравнению с другими параметрами и шкалами, даже при общих более низких результатах методик исследования в целом.
Нами были использованы следующие методики: неструктурированное интервью, тест на эмоциональный интеллект Холла, шкала эмпатического отклика Мегра-бяна и Эпштейна, диагностика уровня эмпатических способностей Бойко.
Эмоциональный интеллект (EQ) - это способность распознавать и понимать причины своих эмоций, а также эмоции окружающих, умение их контролировать и видеть в них мотивационный компонент [24].
Шкала эмоционального (эмпатического) отклика исследует способность адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей, готовность их поддержать [25].
Уровень эмпатических способностей отражает степень развития способности к эмпатии у конкретного человека. Он может быть как низким, так и высоким, порой даже отрицательным, например, у людей с алекситимией. Способность к эмпатии можно и важно развивать и совершенствовать, например, некоторые психотерапевтические школы разрабатывают специальные методики, позволяющие значительно повысить уровень эмпатических способностей [26].
Результаты исследования
Результаты тестирования испытуемых представлены в таблице.
Результаты тестирования испытуемых
Номер испытуемого Уровень EQ Шкала эмоционального отклика Уровень эмпа-тических способностей
Испытуемый № 1 Средний, наиболее высокое значение по шкале «управление своими эмоциями» Высокий уровень Высокий
Испытуемый № 2 Низкий, значимо высокий показатель по шкале «эмпатия» Высокий уровень Пониженный
Испытуемый № 3 Средний, значимо высокие значения по шкалам «эмоциональная осведомленность» и «эмпатия» Высокий уровень, на границе со средним Высокий
Испытуемый № 4 Низкий, значимо высокий показатель по шкале «эмпатия» Высокий уровень, на границе со средним Высокий
Испытуемый № 5 Низкий, значимо высокие результаты по шкалам «эмоциональная осведомленность» и «эмпатия» Высокий уровень, на границе со средним Средний
Испытуемый № 6 Средний, значимо высокое значение по шкале «эмпатия» Средний уровень Средний
Испытуемый № 7 Средний, значимо высокое значение по шкале «эмпатия» Высокий уровень Средний
Испытуемый № 8 Низкий, отрицательное значение по шкале «эмпатия» компенсируется завышенной самомотивацией и высоким уровнем управления своими эмоциями Средний уровень Пониженный
Испытуемый № 9 Низкий, значимо высокий показатель по шкале «эмпатия» Очень высокий уровень Высокий
Испытуемый № 10 Средний, значимо высокие значения по шкалам «эмоциональный осведомленность» и «эмпатия» Высокий уровень Высокий
Испытуемый № 11 Низкий, значимо высокое значение по шкале «самомотивация» Высокий уровень Средний
Испытуемый № 12 Средний, значимо высокое значение по шкале «эмпатия» Высокий уровень Пониженный
Испытуемый № 13 Средний, значимо высокое значение по шкале «эмпатия» Высокий уровень Средний
Испытуемый № 14 Очень низкий, значимо высокое значение по шкале «эмпатия» Высокий уровень Высокий
Испытуемый № 15 Низкий, значимо высокое значение по шкале «самомотивация» Высокий уровень Средний
Испытуемый № 16 Низкий, статистически средние, но персонально высокие значения по шкалам «эмпатия» и «управление эмоциями других людей» Средний уровень Пониженный
Испытуемый № 17 Средний, значимо высокое значение по шкале «эмпатия» Средний уровень Средний
Источник: составлено авторами.
Результаты исследования показывают, что девять участников продемонстрировали низкий развития эмоционального интеллекта (EQ), а восемь участников - средний.
Высокий и очень высокий результат по шкале эмпатического отклика был выявлен у 10 участников, высокий на границе со средним - у трех участников, средний -у четырех участников исследования. Низкий уровень не выявлен ни у одного участника испытания.
Показатели уровня эмпатической способности у испытуемых следующие: шесть участников - очень высокий результат, семь участников - средний, четыре участника - пониженный. Низкий уровень не выявлен ни у одного участника испытания.
Почти половина испытуемых показала общий низкий уровень Е0 (методика Холла), тогда как вторая часть - средний. Важно отметить, что, несмотря на низкие и средние значения развития этой способности, почти у трех четвертей испытуемых значимо сильно развита компетенция «эмпатия», а именно умение понимать эмоции окружающих и готовность на них адекватно реагировать, поддержать и оказать помощь.
Авторы исследования изначально предполагали, что испытуемые, как в силу своих личных качеств, повлиявших на выбор профессии, так и в силу приобретенных во время работы в вузе компетенций, продемонстрируют высокий уровень эмпатии, считая ее необходимой для успешного контакта с молодыми людьми, начинающими самостоятельную взрослую жизнь, а также для взаимодействия с коллегами-педагогами, которые могут быть подвержены риску развития эмоционального выгорания.
Рассмотрим результаты второй методики - «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Большая часть испытуемых продемонстрировала высо-
кий и очень высокий уровни эмоционального отклика, что указывает на их готовность помогать, гибкость и уступчивость при наличии важной цели, умение прощать окружающих и видеть в них положительное. Они не склонны к агрессии, не мстительны, ранимы и склонны к формированию эмоциональной зависимости. Высокий уровень эмоционального отклика позволяет им сопереживать и высоко оценивать моральные качества окружающих, хотя и влияет на их собственную эмоциональную стабильность, делая ее уязвимой.
Приблизительно четверть респондентов показали средний, наиболее «здоровый» уровень эмоционального отклика. Они уравновешены, устойчивы и оценивают людей по их поступкам, а не в силу симпатии или антипатии, не склонны ни к агрессии, ни к неконтролируемым реакциям, поддерживают стабильные отношения с окружающими. На фоне коллег с высоким или очень высоким уровнем эмоционального отклика они предпочитают принимать взвешенные и обдуманные решения, отстаивают свои права. Вероятно, и студенты склонны считать их несколько формальными и отстраненными. Но их преимущество заключается в том, что окружающие (коллеги и обучающиеся) довольно легко могут прогнозировать их поведение и реакции, их непросто вовлечь в конфликты или спровоцировать на чрезмерно эмоциональный ответ или действие, что может случиться с людьми с высоким и очень высоким уровнями эмоционального отклика.
Важно отметить, что ни один испытуемый не продемонстрировал низкий уровень эмоционального отклика. Среди группы преподавателей - участников исследования нет ни одного человека, который бы не умел выстраивать отношения с окружающими, имел бы сложности в налаживании контакта или распознавании эмоций других людей. Результат исследования показал, что сотрудники кафедры смогли сформировать профессиональный коллектив коллег, имеющих общие цели и ценности, коллектив, способный распознавать потребности и состояния окружающих, заботиться о своих членах и об «опекаемых» - студентах.
Диагностика уровня эмпатической способности по методике В. Бойко показала, что ни один участник исследования не продемонстрировал низкий уровень эмпати-ческих способностей. Небольшая часть группы - чуть меньше четверти - показала пониженный, большинство же - средний или высокий уровни. Это говорит о высокой степени эмпатичности как группы в целом, так и отдельных ее членов. Четыре человека, чьи результаты соответствуют пониженному уровню, также демонстрируют более низкий уровень эмоционального интеллекта, но одновременно - высокие значения по шкале эмпатии. Авторы считают этот факт подтверждением ранее выдвинутой гипотезы о личной и профессиональной ценности эмпатийности как свойства и личности, и педагога. Мы трактуем данные результаты как сознательное стремление повысить свои способности к эмпатии. Это может быть достигнуто при помощи обмена опытом с коллегами, показавшими более высокие результаты по этой и другим научным методикам. Средний и высокий уровни эмпатической способности трактуются нами как положительные, ожидаемые результаты исследования.
Анализ результатов всех трех использованных методик позволяет сделать вывод о, возможно, неполном совпадении общекультурных представлений о роли преподавателя. Однако они демонстрируют сильные и слабые стороны конкретных людей -испытуемых, а также описывают их как группу коллег, формирующих профессиональное сообщество.
Заключение
Авторы считают важным выделить такие качества преподавателя, как готовность и способность развивать личностные черты, самосовершенствование в профессии.
Результаты исследования наглядно подтверждают гипотезу авторов о том, что для преподавателей кафедры иностранных языков № 1 РЭУ им. Г. В. Плеханова характерным является высокий уровень эмпатии и эмпатических способностей в качестве профессиональной компетенции. Им присущи готовность и способность понимать и адекватно оценивать как собственное эмоциональное состояние, так и эмоциональное состояние окружающих. Испытуемые проявили очевидное стремление быть эмпатичными даже при среднем/невысоком уровне эмоционального интеллекта. Они постоянно развивают это умение, в противном случае показанные ими результаты по использованным в исследовании шкалам не были бы столь высокими даже при невысоком уровне биологических предпосылок.
Практическая часть описанного в настоящей статье исследования была осуществлена авторами до перехода на онлайн-обучение в марте 2020 года из-за пандемии COVID-19. В настоящее время авторы планируют продолжить исследование об особенностях фактора эмпатии при дистанционном обучении.
Ссылки на источники
1. Müller-Using S. Empathy and pedagogical professional tactful actions - an inclusive pedagogical domain of knowledge // Bildung und Erziehung. - 2015. - Vol. 68. - № 1. - P. 41.
2. Berkovich I. Conceptualisations of empathy in K-12 teaching: a review of empirical research // Educational Review. -2020. - Vol. 72. - P. 547-566.
3. Obsuth I., Murray A. L., Malti T. et al. A Non-bipartite Propensity Score Analysis of the Effects of Teacher-Student Relationships on Adolescent Problem and Prosocial Behavior // Journal of Youth and Adolescence. - 2017. - Vol. 46. - P. 661-168.
4. Дмитриева А. Г. Анализ применения психолого-педагогических методик, способствующих адаптации и интеграции первокурсников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 2 (февраль). -С. 113-120. - URL: http://e-koncept.ru/2020/202004.htm.
5. Richards J. C. 50 Tips for Teacher Development. - United Kingdom, Cambridge University Press, 2017. - P. 120.
6. Spies A., Stecklina G. Pädagogik Studienbuch für pädagogische und soziale Berufe // Utb Gmbh. - 2015. - S. 18-23.
7. Liekam S. Empathie als Fundament pädagogischer Professionalität: Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Philosophie. - Ludwig-Maximilians-Universität München, 2004. - S. 23-60.
8. Kangmoon K., Sang Hee K., Sik Y. H. et al. Assessing the Effects of an Empathy Education Program Using Psychometric Instruments and Brain fMRI // Advances in Health Sciences Education. - 2020. - № 25 (2). - P. 283-295.
9. König A., Graf-Vlachy L. Empathie in der Krise Herausforderungen für Führungskräfte in Universitäten // Forschung und Lehre. - 2020. - 27. - S. 686-687.
10. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. -М.: ЧеРо, 2002. - С. 428-430.
11. Еныгин Д. В., Фоминых Н. Ю., Бубенчикова А. В. О ценностях в основе мультикультурной образовательной среды профессиональной подготовки будущего специалиста // Гуманитарно-педагогическое образование. -2018. - № 2. - С. 113-116.
12. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. -1993. - № 4. - С. 61-68.
13. Кондратьева С. В., Рапопорт И. А., Токарская Т. С. О социально-психологической совместимости учителя и учащихся // Советская педагогика. - 1975. - № 7. - С. 31-39.
14. Davis M. H. Emphathy: A Social Psychological Approach. - Routledge, 2018. - P. 578.
15. Орлов А. Б. К. Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. - 1990. - № 2. - С. 85-86.
16. Орлов А. Б., Хазанова М. А. Феномен эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 68-73.
17. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.
18. Damianidou E., Phlataka H. A Critical Pedagogy of Empathy: Making a Better World Achievable // Pedagogies: An International Journal. - 2016. - Vol. 11. - Р. 235-248.
19. Зак Д. Я., Забара Л. И. Феномен кросс-культурной коммуникации в современном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 1. - С. 132-138.
20. NCATE The Standard of Excellence in Teacher Preparation 2008. - URL: http://www.ncate.org.
21. Faber L., Fischer N., Heinzel F. Wertschätzung und Anerkennung als Basis professionellen Handelns von Grundschullehrerinnen und lehrern in inklusiven Settings // Zeitschrift für Grundschulforschung. - 2018. - № 11. - S. 253-268.
22. Информационная база данных FIS Bildung. - URL: https://www.fachportal-paedagogik.de/literatur/pro-dukte/fis_bildung/fis_bildung.html.
23. Warren C. Towards a Pedagogy for the Application of Empathy in Culturally Diverse Classroom // Urban Review. -2013. - P. 3, 19.
24. Ильин Е. И. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - С. 633-634.
25. Меграбян А., Эпштейн Н. Методика «Шкала эмоционального отклика». - URL: http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-dioemp.htm.
26. Бойко В. В. Диагностика уровня эмпатических способностей // Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Свет, 2001. - С. 486-490.
Alla G. Dmitrieva,
Senior Lecturer, Department of Foreign Languages № 1, Russian University of Economics named after G.V.Plekhanov, Moscow, Russia [email protected] Ekaterina A. Lavrentieva,
Senior Lecturer of Department of Foreign Languages № 1, Russian University of Economics named after G.V.Plekhanov,
Moscow, Russia
Analysis of the importance of empathy in the pedagogical activity of a university teacher
Abstract. Mastery of teacher's empathy forms the foundation for fruitful communicative expertise in daily teacher-student interaction and promotes development of professional self-awareness. Empathy acquisition as a professional competence of a teacher makes an actual task. Solution of which can be achieved by deliberate training and self-training. The present research was targeted at deducting the impact of subjective Teacher-Student empathetic communication on the solution of such didactic tasks as overcoming emotional stress caused by the urgent need to digest masses of vocational information, creative positive teaching and learning media, motivation of general cognition. Within the research, the identification of the actual level of empathy among the English language teachers of the Russian University of Economics named after G.V.Plekhanov (Moscow), all of them having a long record of practical educational experience, was detected. Empathy as a personality feature is the ability to comprehend and share the emotions of another person. Actually, didactics and psychology define the phenomenon of empathy as a personality trait activated in situations of communication, cooperation and behaviour as it is. Researchers and practitioners in different social sciences share the opinion of empathy as one of the most important factors supporting a personality as a whole in its diverse roles. It helps an educator cope with daily most complicated tasks of communication preserving and accumulating competences and resources. Lack of striving to empathetic communication or the loss of it may lead to different problems, from losing contact with learners and colleagues to emotional burn-out. Several psychological techniques were selected to conduct the research. The results showed the probants' statistically high level of developed empathy, also confirming the authors' hypothesis of empathy having a significant value for their professional self-awareness. Authors' observation confirms the idea that empathetic approach (within the humanistic approach) not only supports successful teaching activity but provides positive emotions and desire for creative progressing.
Key words: empathy, professional communicative competence, humanistic approach, emotional response, level of empathetic ability, educators professional self-awareness. References
1. Müller-Using, S. (2015). "Empathy and pedagogical professional tactful actions - an inclusive pedagogical domain of knowledge", Bildung und Erziehung, vol. 68, № 1, p. 41 (in English).
2. Berkovich, I. (2020). "Conceptualisations of empathy in K-12 teaching: a review of empirical research", Educational Review, vol. 72, pp. 547-566 (in English).
3. Obsuth, I., Murray, A. L., Malti, T. et al. (2017). "A Non-bipartite Propensity Score Analysis of the Effects of Teacher-Student Relationships on Adolescent Problem and Prosocial Behavior", Journal of Youth and Adolescence, vol. 46, pp. 661-168 (in English).
4. Dmitrieva, A. G. (2020). "Analiz primeneniya psihologo-pedagogicheskih metodik, sposobstvuyushchih adaptacii i integracii pervokursnikov", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 2 (fevral'), pp. 113-120. Available at: http://e-koncept.ru/2020/202004.htm (in Russian).
5. Richards, J. C. (2017). 50 Tips for Teacher Development, United Kingdom, Cambridge University Press, p. 120 (in English).
6. Spies, A. & Stecklina, G. (2015). "Pädagogik Studienbuch für pädagogische und soziale Berufe", Utb Gmbh, S. 1823 (in German).
7. Liekam, S. (2004). Empathie als Fundament pädagogischer Professionalität: Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Philosophie, Ludwig-Maximilians-Universität München, S. 23-60 (in German).
8. Kangmoon, K., Sang, Hee K., Sik, Y. H. et al. (2020). "Assessing the Effects of an Empathy Education Program Using Psychometric Instruments and Brain fMRI", Advances in Health Sciences Education, № 25 (2), pp. 283-295 (in English).
9. König, A. & Graf-Vlachy, L. (2020). "Empathie in der Krise Herausforderungen für Führungskräfte in Universitäten", Forschung und Lehre, 27, S. 686-687 (in German).
10. Rodzhers, K. (2002). "Empatiya", in Gippenrejter, Yu. B. & Falikman, M. V. (eds.). Psihologiya motivacii i emocij, CheRo, Moscow, pp. 428-430 (in Russian).
11. Enygin, D. V., Fominyh, N. Yu. & Bubenchikova, A. V. (2018). "O cennostyah v osnove mul'tikul'turnoj obra-zovatel'noj sredy professional'noj podgotovki budushchego specialist", Gumanitarno-pedagogicheskoe obra-zovanie, № 2, pp. 113-116 (in Russian).
12. Gippenrejter, Yu. B., Karyagina, T. D. & Kozlova, E. N. (1993). "Fenomen kongruentnoj empatii", Voprosy psihologii, № 4, pp. 61-68 (in Russian).
13. Kondrat'eva, S. V., Rapoport, I. A. & Tokarskaya, T. S. (1975). "O social'no-psihologicheskoj sovmestimosti uchitelya i uchashchihsya", Sovetskaya pedagogika, № 7, pp. 31-39 (in Russian).
14. Davis, M. H. (2018). Emphathy: A Social Psychological Approach, Routledge, p. 578 (in English).
15. Orlov, A. B. (1990). "K. Rodzhers i sovremennyj gumanizm", Vestnik MGU, № 2, pp. 85-86 (in Russian).
16. Orlov, A. B. & Hazanova, M. A. (1993). "Fenomen empatii i kongruentnosti", Voprosy psihologii, № 4, pp. 68-73 (in Russian).
17. Lyusin, D. V. (2004). "Sovremennye predstavleniya ob emocional'nom intellekte", in Lyusin, D. V. & Ushakov, D. V. (eds.). Social'nyj intellekt. Teoriya, izmerenie, issledovaniya, Institut psihologii RAN, Moscow, pp. 29-36 (in Russian).
18. Damianidou, E. & Phlataka, H. (2016). "A Critical Pedagogy of Empathy: Making a Better World Achievable", Pedagogies: An International Journal, vol. 11, pp. 235-248 (in English).
19. Zak, D. Ya. & Zabara, L. I. (2018). "Fenomen kross-kul'turnoj kommunikacii v sovremennom obrazovatel'nom pros-transtve", Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 1, pp. 132-138 (in Russian).
20. NCATE The Standard of Excellence in Teacher Preparation 2008. Available at: http://www.ncate.org (in English).
21. Faber, L., Fischer, N. & Heinzel, F. (2018). "Wertschätzung und Anerkennung als Basis professionellen Handelns von Grundschullehrerinnen und lehrern in inklusiven Settings", Zeitschrift für Grundschulforschung, № 11, S. 253268 (in German).
22. Informacionnaya baza dannyh FIS Bildung. Available at: https://www.fachportal-paedagogik.de/litera-tur/produkte/fis_bildung/fis_bildung.html (in Russian).
23. Warren, C. (2013). "Towards a Pedagogy for the Application of Empathy in Culturally Diverse Classroom", Urban Review, pp. 3, 19 (in English).
24. Il'in, E. I. (2001). Emocii i chuvstva, Piter, St. Petersburg, pp. 633-634 (in Russian).
25. Megrabyan, A. & Epshtejn, N. Metodika "Shkala emocional'nogo otklika". Available at: http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-dioemp.htm (in Russian).
26. Bojko, V. V. (2001). "Diagnostika urovnya empaticheskih sposobnostej", in Rajgorodskij, D. Ya. (ed.). Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy: ucheb. posobie, Svet, Samara, pp. 486-490 (in Russian).
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Дмитриева А. Г., Лаврентьева Е. А. Анализ значимости эмпатии в педагогической деятельности преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 06 (июнь). - С. 119-130. - URL: http://e-kon cept. ru/2021/211046.htm.
DOI 10.24412/2304-120X-2021-11046
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Дмитриева А. Г., Лаврентьева Е. А., 2021
www.e-koncept.ru