Научная статья на тему 'ВИДЫ ЭМПАТИИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВИДЫ ЭМПАТИИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1235
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ УЧИТЕЛЯ / ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЭМПАТИЯ / УСТОЙЧИВАЯ ЭМПАТИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ЭМПАТИЯ / ЛЖЕЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОГНИТИВНАЯ ЭМПАТИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭМПАТИЯ / ПРЕДИКАТИВНАЯ ЭМПАТИЯ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭМПАТИЯ / TEACHER'S EMPATHY / FUNDAMENTAL EMPATHY / FUNCTIONAL EMPATHY / INTERPERSONAL EMPATHY / FEIGNED EMPATHY / EMPATHIC ABILITIES / COGNITIVE EMPATHY / SOCIAL EMPATHY / PREDICATIVE EMPATHY / BIOLOGICAL EMPATHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламатина Юлия Валерьевна

В условиях личностно-ориентированного образования, где ученик является активным участником образовательного процесса, возрастает роль учителя и его не только профессиональной компетентности, но и личностным качествам. Несмотря на инновационную трансформацию сферы образования, педагогическое взаимодействие остается не только одним из ключевых понятий педагогики, но и научным принципом, лежащим в основе воспитания. Основой этого взаимодействия является направленность на субъект-субъектные отношения и сотрудничество. В связи с чем, к современному учителю, в условиях гуманизации образования, предъявляют новые требования, реализация которых зависит от сформированности его личных качеств. Среди таких качеств одним из главных является эмпатия. В представленной статье описаны результаты исследования по выявлению основных видов эмпатии учителей в педагогической деятельности, к которым относятся устойчивая, межличностная, относительная эмпатия и лжеэмпатия. Автором статьи дается подробный анализ понятию «эмпатия учителя», основанный на отечественных и зарубежных исследованиях, ее роли в педагогической деятельности, и делается вывод о том, что необходимо срочно решать проблемы, связанные с условиями работы учителей в школах, повышением уровня проявления ими эмпатии в процессе осуществления профессиональной деятельности, если мы хотим вырастить и воспитать социально значимое будущее поколение с высокими академическими результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF EMPATHY IN TEACHING ACTIVITY

In the conditions of a personality-oriented education, where the student is an active participant in the educational process, the role of the teacher and his not only professional competence, but also personal qualities grows. Despite the innovative transformation of the education sector, pedagogical interaction remains not only one of the key concepts of pedagogy, but also the scientific principle underlying education. The basis of this interaction is the focus on subject-subject relations and cooperation. In this connection, to the modern teacher, in the terms of humanization of education, new requirements are made, the realization of which depends on forming his personal qualities. Among such qualities, empathy is one of the main ones. The presented article describes the results of a study identifying the main types of empathy of teachers in pedagogical activity, which include fundamental, interpersonal, functional empathy and feigned empathy. The author of the article gives a detailed analysis of the concept of “teacher’s empathy”, based on domestic and foreign studies, its role in pedagogical activity, and concludes that it is urgent to solve problems associated with the working conditions of teachers in schools, increasing their level of demonstrating empathy in the process of professional activity, if we want to grow and educate a socially significant future generation with high academic results.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ЭМПАТИИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

педагогические науки

Саламатина Юлия Валерьевна ВИДЫ ЭМПАТИИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ...

УДК 372.881.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0042

ВИДЫ ЭМПАТИИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2019

AuthorlD: 860324

SPIN: 6891-7514

ORCID: 0000-0001-6527-2793

Саламатина Юлия Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8-Марта, д.62 e-mail: kpn1308@mail.ru)

Аннотация. В условиях личностно-ориентированного образования, где ученик является активным участником образовательного процесса, возрастает роль учителя и его не только профессиональной компетентности, но и личностным качествам. Несмотря на инновационную трансформацию сферы образования, педагогическое взаимодействие остается не только одним из ключевых понятий педагогики, но и научным принципом, лежащим в основе воспитания. Основой этого взаимодействия является направленность на субъект-субъектные отношения и сотрудничество. В связи с чем, к современному учителю, в условиях гуманизации образования, предъявляют новые требования, реализация которых зависит от сформированности его личных качеств. Среди таких качеств одним из главных является эмпатия. В представленной статье описаны результаты исследования по выявлению основных видов эмпатии учителей в педагогической деятельности, к которым относятся устойчивая, межличностная, относительная эмпатия и лжеэмпатия. Автором статьи дается подробный анализ понятию «эмпатия учителя», основанный на отечественных и зарубежных исследованиях, ее роли в педагогической деятельности, и делается вывод о том, что необходимо срочно решать проблемы, связанные с условиями работы учителей в школах, повышением уровня проявления ими эмпатии в процессе осуществления профессиональной деятельности, если мы хотим вырастить и воспитать социально значимое будущее поколение с высокими академическими результатами.

Ключевые слова: эмпатия учителя, относительная эмпатия, устойчивая эмпатия, межличностная эмпатия, лже-эмпатия, эмпатические способности, когнитивная эмпатия, социальная эмпатия, предикативная эмпатия, биологическая эмпатия.

TYPES OF EMPATHY IN TEACHING ACTIVITY

© 2019

Salamatina Yulia Valerjevna, candidate of pedagogical sciences, Assistant Prodessor of the Department of foreign Languages Ural State University of Economics (620144, Russia, Yekaterinburg, 8-Marta-Street, 62, kpn1308@mail.ru)

Abstract. In the conditions of a personality-oriented education, where the student is an active participant in the educational process, the role of the teacher and his not only professional competence, but also personal qualities grows. Despite the innovative transformation of the education sector, pedagogical interaction remains not only one of the key concepts of pedagogy, but also the scientific principle underlying education. The basis of this interaction is the focus on subject-subject relations and cooperation. In this connection, to the modern teacher, in the terms of humanization of education, new requirements are made, the realization of which depends on forming his personal qualities. Among such qualities, empathy is one of the main ones. The presented article describes the results of a study identifying the main types of empathy of teachers in pedagogical activity, which include fundamental, interpersonal, functional empathy and feigned empathy. The author of the article gives a detailed analysis of the concept of "teacher's empathy", based on domestic and foreign studies, its role in pedagogical activity, and concludes that it is urgent to solve problems associated with the working conditions of teachers in schools, increasing their level of demonstrating empathy in the process of professional activity, if we want to grow and educate a socially significant future generation with high academic results.

Keywords: teacher's empathy, fundamental empathy, functional empathy, interpersonal empathy, feigned empathy, empathic abilities, cognitive empathy, social empathy, predicative empathy, biological empathy.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема эмпатии учителей существует уже давно [1;2;3 и др.], но остается актуальной и в наши дни [4;5;6 и др.]. Это связано с социально-политическими изменениями ориентиров современного общества. Задачей образования является удовлетворять запросы общества, что приводит к необходимости формирования новых профессионально-личностных качеств учителя. Результаты многих исследований показывают, что успешная деятельность учителей зачастую связана с их личностными характеристиками [7;8;9 и др.]. Учитель гораздо больше, чем человек, дающий знания, и поэтому он должен иметь ряд компетенций для выполнения своих профессиональных ролей. Структура компетенций состоит из способностей, знаний, умений и личностных качеств. Очень часто в процессе исследования роли учителя, большое внимание учеными уделяется эмоциональной характеристики преподавателя, и среди этих качеств очень важными являются эмпатия и эмоциональная устойчивость [10]. В настоящее время нет универсального определения эмпатии учителя. Так, изучая эмпатию учителя начальных классов, Яковлева Е.В. качество личности учителя и представляет эмоциональное понимание ребенка, предполагающее стремление

и умение чувствовать его как самого себя, вставать на его позиции, понимать внутренний мир, принимать его проблемы и переживания [11]. Исследовав эмпатию как фактор успешности педагогического взаимодействия, ученые из Чеченского государственного университета рассматривают эмпатию как базовый навык общения, позволяющий устанавливать педагогу такой контакт с ребенком, при котором делаются возможными условия взаимораскрытия взаимодействующих субъектов [12]. Большое количество работ отечественных исследователей посвящено значению эмпатии в педагогической деятельности, а также взаимосвязи ее с профессией учителя [13; 14;15]. Подчеркивается, например,что эмпатия способствует видению учителем подлинных причин, определяющих то или иное поведение учащихся, и создает особый эмоциональный фон, позволяющий более полно самореализовываться как ученику, так и самому педагогу [16].

Что касается зарубежных исследований, то проблема эмпатии учителей является такой же актуальной, как и в России, особенно в межнациональных классах, где учатся дети разных культур и религий [17]. Зарубежные исследователи также занимаются разработкой различных способов по развитию эмпатии у учителей [18], выяв-

Salamatina Yulia Valerjevna pedagogical

TYPES OF EMPATHY IN TEACHING ... sciences

ляют связь эмпатии с продуктивностью педагогической деятельности [19], разрабатывают курсы профессионального обучения с акцентом на развитие сострадания и эмпатии учителей, целью которых является снижение психических нагрузок и стрессов при работе в школе [20].

На основании приведенных выше определений эм-патии становится понятно, почему данный феномен явялется важной профессионально-личностной характеристикой учителя. Что касается представленного исследования, то под эмпатией учителя будем понимать профессионально значимое личностное качество, выражающееся в способности к сопереживанию, сочувствию и толерантности в профессиональной деятельности[21] .Согласно проанализированным исследованиям по данной проблеме, можно отметить, что никто из исследователей не изучает виды эмпатии, которые применяют учителя в общеобразовательных школах и которые бы были наиболее эффективными при реализации педагогической деятельности.

Исходя из выше изложенного, цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить основные виды эмпатии учителя, способствующие успешному выполнению профессиональной деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ

В педагогической и психологической науках существует достаточно видов эмпатии. Биологическая эм-патия, сущность, которой в эмоциональном взаимодействии матери и ребенка. Данная эмпатия является врожденной и проявляется у взрослого спонтанно, когда он подстраивается к собеседнику [22]. Социальная эмпатия рассматривается как механизм социальной перцепции и проявляется в форме отклика одного человека на переживания другого [23]. Эмоциональная эмпатия основана на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека. Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.). Предикативная эмпатия проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние) другого в конкретных ситуациях [21].

Но все представленные виды эмпатии связаны с психологией, что касается представленного исследования, то на основе анализа существующей литературы по проблеме эмпатии в педагогической науки, наша задача выявить виды эмпатии, характерные для педагогической деятельности.

Позитивное взаимодействие учителя развивает высокий уровень вовлеченности в процессе взаимодействия с учеником, что, в свою очередь, воздействует на все виды обучения, включая личностное развитие. В позитивных отношениях учителя постоянно оценивают учащихся, но, в частности, сам процесс обучения влияет на степень эмпатии, которая может быть проявлена учителями.

Актуальность типов эмпатии и то, как эмпатия проявляет себя, важна при понимании восприятия и проблем в образовательной среде. Выявляя виды эмпатии, прежде всего, следует брать за основу взаимодействие учителя со студентами. Применительно к представленному исследованию, мы взяли за основу виды эмпатии, выделенные Купером [24] и изучили, какой вид эмпа-тии больше всего проявляют учителя в среднестатистической российской школе. Прежде чем перейти к описанию результатов, ниже представлена характеристика видов эмпатии, которые выявлялись нами в процессе исследования.

Межличностная эмпатия

Это естественная способность общаться и формировать человеческие отношения с другими. При формировании отношений преподаватели должны быть непредвзятыми, обращать внимание на отношение, убеждения, чувства и слушать своего собеседника с энтузиазмом, и в то же время самим быть открытыми и 194

перед собеседником. Язык тела играет важную роль в общении: зрительный контакт, улыбки, кивки и осанка тела, взгляд ученика в лицо всегда показывает внимание и понимание. (Arnold, 2005) объясняет зрительный контакт как важную часть эмпатического общения, подчеркивая его изменение в социальных ситуациях, чтобы избежать агрессивного зрительного контакта [25].

Устойчивая эмпатия

В течение определенного периода времени отношения между людьми могут стать глубокими, при условии, если учителя смогут наладить взаимодействие с каждым учеником. Устойчивая эмпатия может привести к созданию позитивной, счастливой, благоприятной атмосфере, где конструктивная критика становится более эффективной в этих условиях.

Относительная эмпатия

Относительная эмпатия, возможно, является наиболее часто используемой формой эмпатии в группах, где обучающиеся видят необходимость в какой-то связи между людьми для достижения определенных целей. В этом контексте понимание между людьми относительно невелико (Cooper, 2002). Данный вид эмпатии приемлем в военном коллективе или в классах с большим количеством обучающихся, где условия не позволяют к глубокому пониманию каждого члена коллектива. Но применять относительную эмпатию следует осторожно, так как существует риск создания стереотипов в классе, развития низкой самооценке и отвержения, что приведет к снижению уверенности учащихся [24].

При исследовании проблемы выявления видов эм-патии в образовательном процессе был обнаружен еще распространенный вид эмпатии, который проявляют учителя, это так называемая лжеэмпатия, названная Купером feigned empathy [24]. Данный вид эмпатии является поверхностным и зачастую безнравственным, но, к сожалению, распространенным среди учителей. Иногда применение лжеэмпатии направлено на то, чтобы дать возможность ученику справиться с трудностями, возникающими в процессе усвоения учебного материала. В данном случае, лжеэмпатия очень близка к действенной эмпатии, так как целью применения обоих видов является достижение определенной цели. Но в других случаях лжеэмпатия является обычным обманом и лицемерием со стороны учителя, когда он делает вид, что понимает своих учеников.

Исследование по выявлению представленных видов эмпатии проводилось в среднестатистической общеобразовательной школы России, где работают учителя различных возрастных и социальных категорий, имеющих стаж от 3 -15 лет и свыше 20 лет. Методами по выявлению видов эмпатии учителе были анализ научной литературы, наблюдение (присутствие на уроках испытуемых), социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Н.П. Фетискина [26], методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [27], анализ полученных результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Как уже упоминалось выше, ученые исследуют эм-патию учителей как таковую, определяют ее значение в профессиональной деятельности, создают различные курсы по ее развитию. Но следует отметить, что учителя, работающих в школе более 20 лет, не изучали и не развивали эмпатию целенаправленно в вузе. У некоторых эмпатия проявляется бессознательно в силу своего характера и восприятия окружающего мира, у некоторых эмпатия сформировалась с годами, работая с детьми. Исходя из этого, нами и были отобраны именно те виды эмпатии, которые возможно выявить и определить.

Согласно проанализированным результатам исследования, было выявлено, что результаты диагностических методик, наблюдения и опроса испытуемых не совпадают. Так, например, учителя, имеющие очень высокий уровень эмпатических способностей, согласно методики В. В. Бойко, на практике не проявляют свои эм-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Саламатина Юлия Валерьевна ВИДЫ ЭМПАТИИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ...

патические навыки, или проявляют слабо, зато у таких учителей ярко выражена лжеэмпатия. В то время, как учителя, проявляющие абсолютную и межличностную эмпатию в процессе работы, по результатам методики у них выявлен средний уровень эмпатических способностей. Учителя с устойчивой или межличностной эмпа-тией опираются на весь свой опыт и опыт окружающих людей, способны замечать те «подсказки», исходящие от поведения и поступков учеников, интерпретировать их и согласно этому строить свое дальнейшее поведение и общение. Такие учителя, прежде всего, думают и проявляют некую обеспокоенность о тех, кого они обучают. Они считают, что если показать свою заинтересованность в успехах своих учеников, заботу, то обучающиеся в ответ проявят глубокое уважение к своему учителю. Также учителя с устойчивой или межличностной эмпа-тией осознают, что учащиеся очень уязвимы и ранимы, чтобы достичь каких-то результатов, нужно давать им возможность почувствовать себя сильными и успешными.

Учителей с относительной эмпатией оказалось в ходе исследования большая часть. В основном это учителя со стажем работы 10-20 лет. Согласно методикам диагностики у таких учителей высокий уровень эмпатических способностей. Поэтому проявление именно относительной эмпатии таких учителей связано с условиями работы в школе, когда нужно обучать 30 и зачастую более детей. В таких условиях очень сложно уделять внимание каждому, учителя с относительной эмпатией ориентируются на большинство, так если материал усвоило 17-20 человек из 30, то для учителя это означает, что цель достигнута и можно идти дальше.

Что касается лжеэмпатии, то, как показало исследование, ее очень сложно распознать, так как для этого нужно время. В процессе исследования был выявлен данный вид эмпатии у учителей. В основном это начинающие педагоги со стажем от 3 до 10 лет, представители среднего возраста. Учителя с лжеэмпатией в классе проявляют все признаки эмпатии: улыбка, приятное общение, позитивный настрой, но их мотивация является сугубо личной, у них обычно нет цели помочь ребенку справиться с трудностями, а их позитивный настрой длится недолго, до первого неправильного ответа со стороны ученика. Такие учителя обычно очень дружелюбны и эмпатичны в общении с родителями, но так как лжеэмпатию очень трудно распознать за короткое время, то отсюда зачастую возникает непонимание и расхождение во мнениях о личности учителя, когда они общаются на эту тему с ребенком. Дети очень чуткие к невербальным проявлениям отношений, поэтому они гораздо быстрей могут распознать лицемерие. Учителям с лжеэмпатией не хватает искренности в общении, что в свою очередь, сказывается и на качестве обучения.

Таким образом, согласно проведенному исследованию большинство учителям характерно проявление относительной эмпатии и межличностной. Устойчивая эмпатия, согласно полученным данным, характерна для учителей со стажем более 20 лет и любящим свою профессию, для которых важны не показатели, а качество усвоения материала своих учеников. Также в ходе исследования, были выявлены учителя с отсутствием эм-патии или равнодушные учителя, в данном исследовании они не представлены, но следует отметить, что такие учителя властные, в процессе общения они слышат только себя и ведут себя так, словно кроме них больше нет участников взаимодействия, они не заботятся о своем собеседнике, и кажется, их главной целью является установление дисциплины и представление учебного материала согласно их плану, без учета понимания данного материала учениками.

ВЫВОДЫ

Учителя с устойчивой и межличностной эмпатией формируют самооценку учеников, создают эмоциональные связи с ними, укрепляют доверие и безопасность в

коллективе. Такая эмоциональная близость позволяет учителю обнаружить скрытые факторы, препятствующие или способствующие раскрытию ребенка в обучении. Некоторые учителя, отвечая на вопросы анкеты, написали, что очень важно понимать не то, что дети учат, а реакцию детей на обучение и окружающих, ведь именно по их реакции на окружающие их вещи, можно предотвратить зарождающийся конфликт в классе и распознать проблемы дома.

Но представленное исследование дает тревожные результаты, так как учителей с устойчивой или межличностной эмпатией на сегодняшний день очень мало. Выявленные виды эмпатии и их отсутствие можно найти не только в школах, но и других образовательных учреждениях. Представленное исследование не дает исчерпывающих результатов, а, наоборот, обозначило новые проблемы и вопросы, которые необходимо решить: повышение уровня эмпатических способностей работников образования, изменение условий, в которых работают учителя, проведение мероприятий по профилактике эмоционального выгорания учителей. Только при решении этих и других проблем, мы сможем эффективно сформировать социальное, академическое и личностное развитие будущего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мозговая Н.А. Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва, 1999.

2. Белых Д.В. Формирование эмпатии у будущего учителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2001. № 3-3 (23). С. 41-42.

3. Шеховцова Л.Ф. Профессионально важные качества учителя и личностно- ориентированная парадигма в педагогике // Психология обучения. 2007. № 8. С. 4-27.

4. Кипурова С.Н. Значение эмпатии для эффективной профессиональной подготовки учителя // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 24. С. 76-77.

5. Сычёва М.В., Борисов А.В. Эмпатия как профессионально значимое качество современного учителя // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 3-1. С. 61-63.

6. Воронина Д.А. Развитие эмпатии у учителей с эмоциональным выгоранием //Нарушение когнитивной сферы у лиц с аддиктив-ным поведением: материалы Международной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет; Российский университет дружбы народов. Москва, 2019. С. 179-182.

7. Богатырёв А.А. Тестирование профессионально важных качеств будущих преподавателей орксэ на курсах переподготовки учителей // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 595.

8. Матюшкова Е.А. Личностные качества учителя в структуре профессиональной компетентности в сфере педагогического взаимодействия с родителями учащихся // В мире научных открытий. 2009. № 5 (5). С. 57-61.

9. Крившенко Л.П Профильное обучение и подготовка будущего учителя к профориентационной деятельности в условиях социокультурной трансформации российского общества //Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 107-110.

10. Уварина Н.В., Савченков А.В. Эмоциональная устойчивость как важнейший компонент профессиональной устойчивости педагога //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 2. С. 36-46.

11. Яковлева Е.В. Эмпатия как профессионально значимое качество личности учителя начальных классов//Вестник Череповецкого государственного университета. 2008. № 1 (16). С. 57-62.

12. Энкиева М.А., Абакумова И.В. Эмпатия как фактор успешности педагогического взаимодействия (общения) деятельности (общения) учителя // Педагогическая деятельность как творческий процесс: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2018. — С.476-479.

13. Володина, С. А. Эмпатия как необходимое условие эффективности профессиональной деятельности педагога [Текст] / С. А. Володина //Проблемы современного образования. — 2018. — № 1.

14. Карпова, Е. В. Взаимосвязь эмпатии и профессиональной мотивации будущих педагогов [Текст] /Е. В. Карпова, В. Н. Власова // Научный поиск:сб. научн. работ студентов, аспирантов, преподавателей /подред. А. В. Карпова. — Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 2016. — С. 127-133.

15. Кузнецова, А. А. Особенности проявления эмпатии педагогов (пилотажное исследование) [Текст] / А. А. Кузнецова, Е. А. Головина, А. С. Шкуркова //Коллекция гуманитарных исследований. — 2017. — №

2 (5).

16. Карпова Е.В., Коптева С.И Формирование у будущих педагогов эмпатии как профессионального качества //Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2. С. 114-121.

17. Underwood S. Teacher empathy and its impact on bullying in

Salamatina Yulia Valerjevna

TYPES OF EMPATHY IN TEACHING ...

pedagogical sciences

schoolsURL:https://www.researchgate.net/publication/241833379_ Teacher_empathy_and_its_impact_on_bullying_in_schools

18. Syafrimen SyafrilN.M. IshakN. Erlina Six ways to develop empathy of educators // Journal of Engineering and Applied Sciences 12(7):1687-1691 DOI: 10.3923/jeasci.2017.1687.1691

19. Stojiljkovic S., Djgic G., Zlatkovic B. Empathy and Teachers' Roles// Procedia - Social and Behavioral Sciences 69:960-966 DOI: http://10.1016/j.sbspro.2012.12.021

20. Sirkka - LiisaM. Uusimaki Compassion and Empathy in Educational Contexts// Understanding Ethics of Care. In G. Barton & S. Garvis. Compassion and Empathy in Educational settings. Palgrave Macmillan.

21. Саламатина Ю.В. Структура эмпатийной культуры будущих учителей //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т31. С. 611-615.

22. Лебедева Ю. В. Виды и механизмы эмпатии /Ю. В. Лебедева // Дружининские чтения: Сборник материалов 7-й Всероссийской научно-практической конференции, г. Сочи, 24-26 апреля 2008 г. — Сочи: СГУТиКД, 2008. — Т. 1. — С. 230-231.

23. Полюшкевич О.А. Социальные и естественные предпосылки формирования «социальной эмпатии»//Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2017. № 8. С. 223-228

24. Cooper, D. B. (2002). Teachers as Moral Models? - The Role of Empathy in Relationships between Pupils and their Teachers. Ledds: Leeds Metropolitan University.

25. Arnold, R. (2005). Empathic Intelligence: Teaching, Learning and Relating. South wales: university of south wales pres.

26. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 490 с.

27. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и других. М., 1999.

Статья поступила в редакцию 26.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

196

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 4(29)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.