АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ1
САЛГИРИЕВ Р.Р.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Грозненский государственный нефтяной институт им. акад. М.Д. Миллионщикова, e-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальным проблемам планирования затрат на разработку и внедрение технологических инноваций. Исследованы показатели затрат на технологические инновации и зависимости между показателями затрат и результатов инновационной деятельности предприятия.
Ключевые слова: инновации; технологические инновации; инновационная деятельность; затраты.
Paper is devoted to topical problems of planning costs for the development and introduction of technological innovations. Cost figures are studied for technological innovation and the relationship between indicators of costs and benefits of innovation enterprise.
Keywords: innovation, technological innovation, innovation activities; costs.
Коды классификатора JEL: O31, Q55.
Затраты на технологические инновации представляют собой выраженные в денежной форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов инновационной деятельности, выполняемой в масштабе предприятия (отрасли, региона, страны). В составе затрат на инновации статистика учитывает текущие и капитальные затраты.
Текущие затраты, осуществляемые главным образом за счет себестоимости продукции (работ, услуг), включают затраты на оплату труда работников, занятых разработкой и внедрением технологических инноваций, отчисления на социальные нужды, а также другие расходы, не относящиеся к капитальным затратам, такие как затраты на приобретение сырья, материалов, оборудования и пр., необходимых для обеспечения инновационной деятельности.
Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции) — это годовые затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, осуществляемые в связи с разработкой и внедрением технологических инноваций [8]. Они состоят из затрат на приобретение машин, оборудования, прочих основных средства, а также сооружений, земельных участков и объектов природопользования, необходимых для проведения инновационной деятельности. В зависимости от це-
1 В статье публикуются некоторые результаты научно-исследовательской работы, выполняемой в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
© Салгириев Р.Р., 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
лей учета и анализа возможны два подхода к измерению затрат на инновации: расчет затрат на инновации, либо осуществляемые на предприятии (в отрасли, регионе, стране) в течение года (включая незавершенные), либо внедренные в течение года (включая затраты прошлых лет, но исключая затраты на незавершенные инновации). Статистическое наблюдение обычно базируется на первом из этих вариантов. Для решения широкого круга аналитических задач в статистике используются различные группировки затрат на технологические инновации, на основе которых появляется возможность сделать выводы о структуре и источниках образования финансовых ресурсов инновационной деятельности, сложившихся пропорциях между отдельными ее видами, целевой ориентации инновационной стратегии предприятий.
В зависимости от вида инновационной деятельности выделяются [11]:
♦ затраты на научные исследования и разработки, связанные с внедрением новых продуктов и технологических процессов;
♦ затраты на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей (патентных лицензий);
♦ затраты на приобретение беспатентных лицензий (ноу-хау, технологий, иных научно-технических достижений, не защищенных охранными документами) у сторонних предприятий, организаций, частных лиц;
♦ затраты на приобретение программных средств, связанные с осуществлением инноваций;
♦ затраты на производственные проектно-конструкторские работы, связанные с технологическим оснащением, организацией производства и начальным этапом выпуска новой продукции (при этом следует отличать их от проектноконструкторских работ, учитываемых в составе научных исследований и разработок и относящихся к формированию самой концепции создания новых продуктов или технологических процессов);
♦ затраты на технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания, связанные с внедрением технологических инноваций;
♦ затраты на подготовку и переподготовку персонала в связи с внедрением технологических инноваций (работой по новым технологиям и на новом оборудовании);
♦ затраты на маркетинговые исследования по выпуску новых продуктов на рынок, включая зондирование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламу (исключая расходы на создание сетей распространения инновационной продукции);
♦ капитальные вложения в приобретение машин и оборудования, прочих основных фондов, связанных с внедрением технологических инноваций;
♦ прочие затраты (на оплату услуг технологического содержания, консультаций привлеченных специалистов и др.).
По указанным видам инновационной деятельности в составе затрат выделяются текущие и капитальные затраты. Не менее важной является группировка затрат по типам инноваций, отражающая их целевое назначение. В ее основу положена отмеченная выше и принятая в международной практике идентификация двух классов инноваций — продуктовых и процессных.
При группировке затрат на технологические инновации по источникам финансирования предусматривается их упрощенная типология по сравнению с принятой для научных исследований и разработок. Так, в их составе рассматриваются собственные средства предприятий, средства федерального бюджета и бюджетов территорий, внебюджетные фонды, иностранные инвестиции. В дополнение из состава общих затрат на технологические инновации выделяются осуществленные с привлечением кредитов и займов, в том числе на льготных условиях. Технологическое развитие промышленного производства может базироваться на собственном инновационном потенциале
предприятий либо на приобретении технологий со стороны. Становление действенной системы коммерциализации технологий, развитие технологического рынка, совершенствование механизмов передачи и приобретения технологий на внутреннем и мировом рынках, возникновение новых источников получения технологической информации, формирование соответствующей инфраструктуры способствуют повышению эффективности использования научно-технических достижений и ускорению инновационного процесса. В связи с этим важным объектом изучения в статистике инноваций становится технологический обмен, охватывающий сделки по приобретению и передаче научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции как на бездоговорной основе, так и на условиях, определенных договором, заключенным между сторонами. Сделка по приобретению либо передаче технологии может осуществляться как в пределах одной страны, так и являться международной операцией, когда технология передается через национальные границы из одной страны в другую. При этом возможны различные коммерческие и некоммерческие формы реализации таких сделок.
Статистика учитывает количество приобретенных и переданных технологий (с выделением случаев, когда партнерами российских предприятий являются компании из стран СНГ или дальнего зарубежья) по следующим формам приобретения (передачи):
♦ патентные лицензии, права на патенты;
♦ результаты исследований и разработок (из них по контрактам либо выполненные совместно);
♦ ноу-хау, соглашения на передачу технологий;
♦ покупка (продажа) оборудования (в случае, если технология передается в укомплектованном виде);
♦ покупка (продажа) предприятия либо его части;
♦ целенаправленный прием на работу квалифицированных специалистов;
♦ вклад объектов промышленной собственности в уставный фонд предприятия;
♦ получение технологий в составе предоставленных инвестиций;
♦ лизинг;
♦ приобретение технологий через организацию совместных предприятий и др.
Указанные показатели дополняются сведениями о совместных проектах по выполнению исследований и разработок, а также об источниках информации для осуществления инноваций. В числе последних рассматриваются внутренние источники самого предприятия, внешние коммерческие источники (поставщики, потребители, конкуренты, научные организации и т.п.) либо общедоступная информация (патентная, научнотехническая литература, конференции, выставки и иные рекламные мероприятия).
В качестве основных показателей результатов инновационной деятельности мы рассматриваем объем инновационной продукции и долю инновационной продукции (табл. 1).
В западных странах статистика патентов и лицензий имеет большое значение при исследовании инновационной деятельности. Патент является прямым результатом изобретения, которое может иметь коммерческий успех, и поэтому патенты часто рассматривают как результат исследований и разработок (R&D activity), то есть как промежуточный продукт инновационной деятельности. Тем не менее, хотя в США 80% [2] запатентованных изобретений используются третьими лицами благодаря лицензированию, в России лицензии играют относительно небольшую роль в передаче технологий.
В качестве объяснения этому следует подчеркнуть несовершенство законодательства и судебной практики в этой области. Таким образом, затраты на приобретение беспатентных технологий, как правило, больше для отраслей промышленности Российской Федерации, чем затраты на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
Таблица 1
Показатели затрат и результатов инновационной деятельности
№ Показатели затрат на инновационную деятельность
1 Затраты на технологические инновации (всего)
2 Затраты на исследования и разработки (без амортизации)
3 Затраты на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей
4 Затраты на обучение и подготовку персонала
5 Затраты на машины, оборудование, установки, прочие основные фонды и капитальные затраты, связанные с внедрением продукт— и процесс-инноваций
б Затраты на маркетинговые исследования
Показатели результатов инновационной деятельности
1 Доля инновационной продукции в общей продукции отрасли
2 Объем инновационной продукции
Эти затраты сравнительно невелики и сосредоточены в основном в машиностроении.
Затраты на маркетинг значительны в некоторых западных странах (38,5% от затрат на инновационную деятельность в Ирландии, 19,8% в Нидерландах). Для большинства стран ОЭСР доля этих затрат составляет от 5 до 10%. В России затраты данного типа, как и затраты на обучение и подготовку персонала, являются незначительными и не превышают, как правило, 1% от затрат на инновационную деятельность [2].
К наиболее общим отличительным признакам инновационных и неинновационных организаций можно отнести следующие. Инновационные организации более крупные (в 5-6 раз) и по численности работников, и по объемам выпускаемой продукции.
В 2006 году по заказу Межведомственного аналитического центра было проведено анкетирование руководителей 530 промышленных предприятий по панели ежемесячных конъюнктурных опросов ИЭПП (Института экономики переходного периода). По его итогам были проверены и получили подтверждение следующие основные тезисы:
1. Существующий уровень конкуренции на рынках традиционной продукции предприятий в целом обеспечивает необходимые стимулы к инновациям, при этом главным их ограничителем являются нестабильные условия хозяйствования.
2. Предприятия, реализующие стратегию повышения конкурентоспособности, ори-
ентированы на рост капитализации за счет стратегических инноваций.
3. «Знание-емкие фирмы» характеризуются более значительными расходами как на
приобретение патентов и лицензий, так и на проведение собственных НИОКР.
4. Условия интеграции фирмы в глобальные цепочки формирования добавленной стоимости оказывают определяющее влияние на уровень и структуру расходов на технологические инновации. Из этого следуют, в том числе, следующие утверждения:
• при всех рассматриваемых формах интеграции инновационная активность интегрирующихся (интегрированных) компаний выше;
• экспансия на экспортные рынки сочетается с увеличением доли расходов на исследования и разработки;
• участие иностранных инвесторов в капитале усиливает стратегичность инноваций и расширяет применение зарубежных разработок и технологий.
• жесткая (корпоративная) интеграция фирмы в глобальные цепочки формирования добавленной стоимости в рамках интегрированных бизнес-структур снижает заинтересованность в проведении исследований и разработок и повышает активность в закупке зарубежного оборудования.
5. Мобильность фирмы в системе производственной кооперации отрицательно связана с уровнем ее инновационной восприимчивости. Предполагается, что существенная зависимость фирмы от отдельных поставщиков/потребителей в производственной кооперации значительно ограничивает ее инновационную восприимчивость.
6. При разработке новой продукции характерен акцент компаний на аутсорсинг исследований и разработок, при совершенствовании традиционной продукции — на проведение собственных исследований и разработок.
7. Уровень трансформации дополнительных ресурсов предприятий (вследствие ре-
ализации возможных механизмов стимулирования инновационной активности) в обеспечение технологических инноваций положительно связан с уровнем конкуренции и уровнем консолидации акционерного капитала.
8. Прямые налоговые стимулы к инновациям и инструменты частно-государственного партнерства более результативны для повышения инновационной активности крупного бизнеса, а общее снижение налоговой нагрузки — для расширения инновационной деятельности небольших фирм.
С помощью анализа главных компонент мы выбрали двух представителей затрат на инновационную деятельность — затраты на исследования и разработки (ЯБ) и затраты на приобретение прав на патенты, лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей (1РЯ). Первый показатель отражает «внутреннюю» инновационную политику предприятия, связанную с его самостоятельными исследованиями. Второй показатель отражает «внешнюю» инновационную активность предприятия, которая связана с приобретением внешних по отношению к предприятию технологий.
После этого мы разбили все множество наблюдений (каждое наблюдение представляет из себя затраты на инновационную деятельность некоторой отрасли в некотором году) на два класса. Критерием разбиения являлось отношение затрат 1РЯ и ЯБ.
После этого для классов, построенных по затратам на инновационную деятельность, были рассчитаны средние значения результатов инновационной деятельности (так называемый «метод кусочно-постоянных регрессий»).
В результате мы обнаружили, что при относительно больших затратах на приобретение технологий (1РЯ), чем на самостоятельные исследования (ЯБ), отрасли характеризуются значительно лучшими показателями инновационной деятельности (объем инновационной продукции больше в среднем на 65%, доля инновационной продукции выше на 55%). Таким образом, затраты на приобретение технологии «извне» оказываются более эффективными как с точки зрения увеличения объема инновационной продукции, так и точки зрения увеличения доли инновационной продукции.
Спрос на технологические инновации со стороны российских организаций остается крайне низким и не соответствует ожидаемым переменам в экономической жизни страны. В течение последнего десятилетия масштабы инновационной деятельности в российской экономике весьма скромны. Доля инновационных организаций в промышленности по отношению к их общей совокупности сократилась с 60-70% в 1980-е годы до 20% в первые послереформенные годы и, наконец, до 4-6% в конце 1990-х годов. В настоящее время эта цифра, правда, выросла до 8-10%.
Наибольшую долю в структуре видов инновационной деятельности занимают процессы, связанные с внедрением нововведений, а именно приобретение машин и оборудования, необходимых для реализации технологических инноваций (61% от общего числа инновационно активных организаций), производственное проектирование и другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов (39,7%).
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
Значительные изменения, характеризующие сдвиги в инновационной стратегии, претерпела структура видов инновационной деятельности в части выполнения исследований и разработок.
Нынешние приоритеты инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурентоспособностью отечественных товаров [10] .
В целом в настоящее время, по причине низкого уровня развития инновационной деятельности, для российской экономики характерны существенные недостатки:
❖ в структуре производства и экспорта преобладает продукция низкой степени передела;
❖ нет заметного улучшения в повышении конкурентоспособности продукции;
❖ на приобретение новых технологий расходуется не более 15% всех средств, затрачиваемых на инновации, в основном закупается иностранное устаревшее оборудование;
❖ разработку и освоение инноваций осуществляет немногим более 10% промышленных предприятий, причем только три отрасли (металлургия, химическая промышленность и машиностроение) демонстрируют показатели инновационной деятельности, превышающие среднюю по промышленности величину. Для сравнения, в США средний показатель инновационной активности — около 30%;
❖ доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,4% (аналогичная доля США — 36%, Японии — 30%, Германии — 17%, Китая — 6%).
Данные выводы не являются приговором, а, наоборот, должны стать руководством к действию, как для государственных структур, так и для частного бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамов, Н.А. и др. Бюджетирование в коммерческой организации: краткое руководство / Н.А. Адамов, А.А. Тилов. — СПб.: Питер, 2007.
2. Анисимов, Ю.П. и др. Экономический рост производства на основе инноваций: Монография / Ю.П. Анисимов, И.В. Усачева: под. науч. ред. Ю.П. Анисимова. — Воронеж: АОНО ВПО «ИМН и Ф», 2008. — С. 57, 61.
3. Бездудный, Ф. и др. Сущность понятия «инновация» и его классификация / Ф. Без-дудный, Г. Смирнова, 0. Нечаева // Инновации. — 1998.— № 2-3. — С. 98.
4. Берлинер, Ю.И. Внедрение научно-технических разработок: Проблемы планирования / Ю.И. Берлинер. — М: Экономика, 1985.
5. Завлин, П.Н. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / П.Н. Завлин, Л.С. Барютин, А.В. Валдайцев и др.; под ред. Завлина П.Н. и др. — М.: Экономика, 2000.
6. Засименко, Б.В. Современные формы организации инновационной деятельности: Научное издание / Б.В. Засименко. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.
7. Ендовицкий, Д.А. и др. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта / Д.А. Ендовицкий, С.Н. Коменденко; под ред. Л.Т. Гиляровской. — М.: Финансы и статистика, 2004.
8. Ильенкова, С.Д. и др. Инновационный менеджмент: Учебно-практический комплекс / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, В.И. Кузнецов, С.Ю. Ягудин; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М.: ЕАОИ, 2008. —С. 32.
9. Индикаторы инновационной деятельности: 2007. Статистический сборник. — М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
10. Инновационный менеджмент / под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. — М.: ИНФРА-М, 2008. — С. 98.
11. Инновационный менеджмент / под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Юнити, 2007. — С. 21; URL: http://libfor.ru (дата обращения 15.03.2007).
12. Каплан, Роберт С. и др. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон: пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
13. Карачаровский, В. Планирование инноваций современной фирмой / В. Карачаровский // Экономист. — 2008. — № 11. — С. 24-34.
14. Керимов, В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы / В.Э. Керимов. — 5-е изд. —М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008.
15. Better Budgeting, Beyond Budgeting, Advanced Budgeting // TechRepublic: BNET Business Network; URL: http://www.vpg.ru/main.mhtml?PubID=l 14 (дата обращения 02.03.2009).
16. Leadership and innovation. URL: http://e-articles.info/e/s/s/Leadership-and-innova-tion.
17. Bourne, Mike. Six steps to improving your planning and budgeting system. URL: http:// www.businessintelligence.com/ex/asp/code. 141/xe/article.htm.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)