Научная статья на тему 'Анализ затрат и себестоимости продукции'

Анализ затрат и себестоимости продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1571
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРАТЫ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / АНАЛИЗ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ООО "КОМПАНИЯ МЕТАЛЛ ПРОФИЛЬ" / EXPENSES / COST PRICE / ANALYSIS / EVALUATION METHODS / LLC "METAL PROFILE COMPANY"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткаченко Анна Юрьевна, Скабелина Валерия Владимировна

В условиях рынка производства и конкуренции особое значение имеют показатели затрат и себестоимости продукции. В конкурсе для потребителя победит тот, кто предлагает качественные товары по доступным ценам. Поведение затрат (иными словами, тот факт, что некоторые затраты, как правило, остаются неизменными независимо от масштаба экономической деятельности, в то время как другие варьируются в той или иной степени), играет важную роль в принятии управленческих решений, расчете себестоимости продукции, бюджетирование, ценообразование и контроль затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expenses and cost price analysis of products

In the conditions of the production and competition markets, indicators of costs and production costs are of particular importance. The competition for the consumer will win the one who offers quality products at affordable prices. Cost behavior (in other words, the fact that some costs tend to remain unchanged regardless of the scale of economic activity, while others vary to one degree or another), plays an important role in making management decisions, calculating production costs, budgeting, pricing and cost control.

Текст научной работы на тему «Анализ затрат и себестоимости продукции»

Анализ затрат и себестоимости продукции Expenses and cost price analysis of products

Ткаченко Анна Юрьевна

студент 4 курса, Экономический факультет,

Волгоградский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации"

РФ, г. Волгоград e-mail: ania. tcka4encko@yandex. ru

Tkachenko Anna Yuryevna

4 th year student, Economic faculty

Volgograd Institute of Management - a branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration "

Russia, Volgograd e-mail: ania. tcka4encko@yandex. ru

Скабелина Валерия Владимировна

студент 4 курса, Экономический факультет,

Волгоградский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации"

РФ, г. Волгоград e-mail: lera.skabelina@yandex.ru

Skabelina Valeria Vladimirovna

4 th year student, Economic faculty

Volgograd Institute of Management - a branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration "

Russia, Volgograd e-mail: lera.skabelina@yandex.ru

Научный руководитель Кубанцева Ольга Викторовна

кандидат экономических наук доцент кафедры учета, анализа и аудита Волгоградский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации"

РФ, г. Волгоград

Scientific adviser Kubantseva Olga Viktorovna

PhD in economics

associate Professor of accounting, analysis and audit Department Volgograd Institute of Management - a branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration "

Russia, Volgograd

Аннотация.

В условиях рынка производства и конкуренции особое значение имеют показатели затрат и себестоимости продукции. В конкурсе для потребителя победит тот, кто предлагает качественные товары по доступным ценам. Поведение затрат (иными словами, тот факт, что некоторые затраты, как правило, остаются неизменными независимо от масштаба экономической деятельности, в то время как другие варьируются в той

или иной степени), играет важную роль в принятии управленческих решений, расчете себестоимости продукции, бюджетирование, ценообразование и контроль затрат.

Annotation.

In the conditions of the production and competition markets, indicators of costs and production costs are of particular importance. The competition for the consumer will win the one who offers quality products at affordable prices. Cost behavior (in other words, the fact that some costs tend to remain unchanged regardless of the scale of economic activity, while others vary to one degree or another), plays an important role in making management decisions, calculating production costs, budgeting, pricing and cost control.

Ключевые слова: затраты, себестоимость, анализ, методы оценки, ООО «Компания Металл Профиль».

Key words: expenses, cost price, analysis, evaluation methods, LLC "Metal Profile Company".

Приток новых фирм и вследствие этого усиление конкуренции вынуждают существующие предприятия задуматься о том, как не потерять часть своей доли рынка и не уменьшить свою прибыль. Из -за этого фирмам необходимо учитывать затраты на производство и реализацию продукции, так как, если не проводить анализ данных показателей, существование фирм на рынке будет проблематичным и даже невозможным. Это является очевидным, поскольку в основе любого анализа результатов хозяйственной лежит именно информация о затратах на производство и реализацию товаров.

Автор выделяет несколько определений термина «затраты»:

Затраты - это денежная оценка ресурсов для производства и реализации товаров. Количество товаров, которое предприятие может продать, должно зависеть от уровня затрат на их производство и реализацию. Следовательно, затраты являются наиболее важным фактором эффективного управления.

Затраты - это издержки, которые предприятие несут в момент приобретения материальных ценностей или услуг. В свою очередь, издержки могут быть определены как денежное измерение ресурсов предприятия.

Себестоимостью продукции, работ и услуг называются денежные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, рабочей силы, которая используется непосредственно при производстве и выполнении работ.

Себестоимость - это затраты на производство продукции, выполнение работ или оказание услуг. Как правило, затраты напрямую связаны с производимой продукцией, но возможен также вариант калькуляции, при котором расходы на управление и продажу также относятся к стоимости произведенной продукции.

Себестоимость является наиболее важным показателем для анализа с целью повышения эффективности производства. Анализ может быть выполнен в нескольких разделах. Например, все расходы делятся на переменные (которые зависят от объема производства) и постоянные (или условно постоянные, которые в пределах определенного диапазона не зависят от количества выпускаемой продукции). Этот анализ позволяет определить объем производства, при котором предприятие достигает рентабельности (точка безубыточности).

Если рассматривать себестоимость как экономическую категорию, то можно выделить следующие функции, которые она выполняет:

• обеспечивает учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции;

• является основой для формирования уровня цен на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

• служит для определения оптимального размера предприятия;

• служит экономическим обоснованием целесообразности реальных инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение существующего предприятия; также принятие различных управленческих решений и т. д.

В экономическом анализе себестоимость продукции является одним из важных объектов, поскольку ее показатели показывают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество труда отдельных работников и управления в целом.

Методы оценки себестоимости продукции включают в себя 4 вида.

• Нормативный метод

• Попроцессный метод

• Попередельный метод

• Позаказной метод

Нормативный метод - метод, который основывается на следующих принципах:

• предварительный расчет нормативной себестоимости по каждой продукции

• ведение в течение месяца учета изменений действующих норм для корректировки нормативной себестоимости;

• учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонениям

от норм;

• определение причин отклонений от норм по местам их возникновения;

• определение фактической себестоимости продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

Попроцессный метод - метод, который применяется в компаниях, которые занимаются массовым производством, производят один или несколько видов продукции и в которых отсутствует незавершенное производство.

Сущностью попроцессного метода является учет прямых и косвенных издержек по статьям на весь выпуск продукции, а средняя себестоимость единицы продукции (работ, услуг) будет определяться как деление суммы всех произведенных за месяц затрат на количество готовой продукции за тот же период.

Попередельный метод - метод, который применяется в организациях с массовым производством обрабатывающей промышленности, в которых технологический процесс включает в себя несколько последовательных стадий. Согласно этому методу, прямые затраты будут отражаться в текущем учете не по видам продукции (работ, услуг), а по стадиям производства, даже если на одной стадии будет возможность получения товаров различного вида. Во многих случаях объектом исчисления затрат является не вся продукция стадии производства, а отдельные ее виды или группы.

Позаказный метод - метод, который используется в тех отраслях, где идет обработка сразу большого множества разных деталей, заготовок, а готовая продукция создается путем механической сборки отдельных частей изделия. При данном методе все прямые затраты учитываются по статьям калькуляционного листа в соответствии с отдельными заказами. Выдача заказов происходит на определенное количество продукции того или иного вида. Все остальные расходы учитываются по местам их возникновения, по их назначению и по статьям и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с избранной базой распределения.

Помимо методов вычисления себестоимости, существуют методы оценки затрат. Автор выделяет 3 метода оценки.

• Инженерный метод

• Метод обмена мнениями

• Метод анализа счетов

Инженерный метод - метод, при котором оценка функции затрат происходит в соответствии с проведенным анализом взаимосвязей между входом и выходом физических ресурсов

Особенность данного метода заключается в значительных затратах во времени. В ряде правительственных контрактов предусмотрено обязательное использование инженерного метода. Но работники большинства компаний считают что анализ все затрат является слишком дорогостоящим. Кроме того, трудно определить физическую взаимосвязь между входом и выходом по ряду статей затрат, например, НИОКР или реклама.

Метод обмена мнениями - метод, при котором оценка функции затрат происходит в соответствии исследованиями проведенных интервью и анкет, в которых отражаются мнения о затратах.

Благодаря данному методу стимулируется связь между подразделениями. К данному методу может быть вызвано доверие благодаря слиянию знаний экспертов. Метод обмена мнениями не требует детального анализа данных, поэтому оценка затрат и расчет их функции может довольно быстро произвестись. Однако акцент на мнениях экспертов в отличие от систематических расчетов ведет к тому, что точность оценки затрат во многом зависит от внимательности, знаний и навыков людей, участвующих в обмене мнениями.

Метод анализа счетов-метод, при котором оценка затрат происходит в соответствии с группировкой счетов затрат на переменные, постоянные. Зачастую менеджеры компаний используют не количественный, а качественный анализ при принятии таких решений о классификации затрат.

Описывая организационно - экономическую характеристику ООО «Компания Металл Профиль», необходимо говорить о том, что общество с ограниченной ответственностью «Компания Металл Профиль» учреждено на основании ГК РФ, решением общего собрания учредителей для осуществления хозяйственной деятельности.

Основные цели создания ООО «Компания Металл Профиль»:

-участие в ускоренном насыщении рынка строительными товарами и услугами;

-оказание физическим и юридическим лицам платных услуг;

-извлечение прибыли.

Для достижения указанных целей ООО «Компания Металл Профиль» может осуществлять следующие виды деятельности:

- производство строительных товаров;

- оказание строительных услуг;

- торгово-закупочная деятельность

Рассмотрим показатели отчета о финансовых результатах предприятия в таблице 1.

Таблица 1. Отчет о финансовых результатах ООО «Компания Металл Профиль»

2016-2018 гг.

Наименование показателя Код строки 2016 год, тыс. руб 2017 год, тыс. руб 2018 год, тыс. руб Абсолютное изменение Относительное изменение, %

Выручка по реализации 2110 1 997 2 704 3 198 1201 60,1

Себестоимость продаж 2120 (1 692) (2 619) (2 815) 1123 66,4

Валовая прибыль (убыток) 2100 305 85 383 78 25,6

Управленческие расходы 2220 (80) (0) (0) -80 -100

Прибыль (убыток) от продаж 2200 225 85 383 158 70,2

Прочие расходы 2350 (19) (87) (23) 4 21,05

Прибыль (убыток) до налогообложения 2300 206 (2) 360 154 74,8

Текущий налог на прибыль 2410 (42) (13) (72) 30 71,4

Изменение отложенных налоговых обязательств 2430 6 0 0 -6 -100

Изменение отложенных налоговых активов 2450 5 0 0 -5 -100

Прочее 2460 0 4 0 0 0

Чистая прибыль (убыток) 2400 175 (11) 288 113 64,6

Совокупный финансовый результат периода 2500 175 (11) 288 113 64,6

Проведя горизонтальный анализ показателей предприятия, можно сказать, что в 2018 г. чистая прибыль по сравнению с базовым периодом компании выросла на 64,6 % или 113 000 руб. Рост связан с увеличением реализации на 60,1 % или на 1 201 000 руб. при росте себестоимости продукции на 66,4% или на 1 123 000 руб.

Анализ затрат начинается с анализа динамики стоимости всех товарных продуктов. В этом случае фактические затраты сравниваются с плановыми или с расходами базового периода. Процесс анализа показывает, какие статьи затрат имеют наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общего количества переменных и постоянных затрат. Общая сумма затрат может изменяться в зависимости от объема производства, его структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных затрат.

Рассмотрим динамику затрат по основным элементам в таблице 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_Таблица 2. Затраты на производство продукции в 2016-2018 гг.

Сумма, млн. руб. Структура затрат, %

2016 2017 2018 Отклонение 2016 2017 2018 Отклонение

Оплата труда 756 831 1165 409 29,3 31,8 30,6 1,3

Отчисления на социальные нужды 252 300 434 182 10,9 11,5 11,4 0,5

Материальные затраты 947 1266 1944 997 45,4 48,5 51,0 5,6

В том числе:

сырье и материалы 633 862 1257 624 33,0 33,0 33,0 -

Топливо 25 36 48 23 1,8 1,4 1,2 -0,6

Электроэнергия 123 368 639 516 12,9 14,1 16,8 3,9

Амортизация 82 71 41 - 41 3,6 2,7 1,1 -2,5

Прочие затраты 95 144 225 130 4,9 5,5 5,9 1,0

Полная себестоимость 2176 2612 3809 1633 100 100 100 -

В том числе:

Постоянные расходы 1978 2376 3519 1541 88,6 90,9 92,39 3,79

Переменные расходы 198 236 290 92 10,2 9,1 7,61 -2,59

Проанализировав данные базового и фактического периодов из таблицы 2 можно сказать что произошел рост затрат на 1633 млн. руб за счет увеличения выпуска продукции. Рост коснулся всех элементов кроме амортизации, так как ее стоимость понизилась и это было связано с переоценкой основных фондов. Произошло увеличение переменных и постоянных затрат. Также изменение коснулось и структуры затрат, а именно, произошло увеличение доли переменных расходов на 2,59% к 2016 г. соответственно, а доля постоянных расходов снизилась, на это повлияло снижение амортизационных отчислений. Что касается элемента оплаты труда, то в денежном выражении у него произошло увеличение, но удельный вес в структуре себестоимости потерпел уменьшение.

Для того чтобы наиболее глубже изучить, что влияет на изменение себестоимости необходимо провести анализ фактического уровня затрат на единицу изделия с данными базисного периода. Для анализа влияния факторов на изменение уровня себестоимости используют факторную модель, которая выглядит следующим образом:

О = (А/ VВП) + Ы, (1)

где О - себестоимость производства единицы продукции; А1- постоянные расходы по ьму продукту; УВП - объем производства по ьму продукту;Ы - переменные расходы по ьму продукту. Произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости, применяя значения таблицы 3 и указанную факторную модель.

_Таблица 3. Исходные данные для факторного анализа себестоимости продукта 2016-2018 гг..

Показатель 2016 2017 2018 Отклонение

Объем производства, тыс. шт. 1989 2832 4678 2689

Сумма постоянных затрат, млн. руб. 1673 2589 3482 1809

Сумма переменных затрат на единицу продукции, тыс. руб. 88,9 79,2 65,3 - 23,6

Себестоимость 1 шт., руб. 997,6 966,5 943,7 -53,9

Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет:

А^общ _ ^факт — ^план — 943,7 — 997,6 — -53,9

В том числе, /1673 \

Д5увп — (^78 + 88,9) - 997,6 — -908,3

/3482 \ /1673 \ — (^;^+88,9)-(——+ 88,9) — 0,4 А' \4678 ) \4678 )

3482

Д5В1 — 943,7-(3^+88,9)— 854,1

Подводя итог анализа базового и фактического периодов из таблицы 3, можно сказать, что на рост себестоимости единицы изделия повлияло повышение уровня переменных затрат. Помимо этого на рост себестоимости оказало влияние постоянные расходы, и только экономия на постоянных расходах за счет увеличения объема выпуска продукции оказало влияние на небольшой спад себестоимости.

Подводя итоги можно сказать что затраты - это совокупность всех затрат или расходов, понесенных за определенный период времени, связанных с реализацией продукции, то есть основным моментом является временная характеристика затрат и их связь с изготовлением продукции.

Себестоимость продукции - это смета расходов на природные ресурсы, сырье, материалы, топливо, энергию, основные средства, трудовые ресурсы и другие затраты на ее производство и продажу, используемые в производственном процессе.

Для анализа затрат на предприятии производился анализ по экономическим элементам. В ходе анализа были сделаны выводы о том, произошел рост затрат в отчетном периоде, а также сумм переменных и постоянных издержек.

Анализ себестоимости единицы продукции предприятия был рассмотрен через влияние суммы постоянных затрат, приходящихся на данный вид продукции, суммы переменных затрат на единицу данного вида продукции и объём данной продукции. Повышение переменных и постоянных затрат повлекли за собой рост себестоимости изделия.

Список используемой литературы:

1. Гарнова, В.Ю. Экономический анализ: Учебное пособие / Н.Б. Акуленко, В.Ю. Гарнова, В.А. Колоколов; Под ред. Н.Б. Акуленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - С. 98.

2. Гладкий, А. А. Бухучет и финансы для руководителей и менеджеров / А. А. Гладкий. - СПб. : Питер, 2012. - С. 122-125.

3. Губина, О. В. Анализ хозяйственной деятельности. Практикум. / О. В. Губина, В. Е. Губин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2012. - С. 157.

4. Друри, К. Управленческий и производственный учет. Вводный курс: учеб.пособие для студентов вузов / К. Друри. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - С. 355-366.

5. Зороастрова, И.В. Экономический анализ фирмы и рынка: Учебник для студентов вузов / И.В. Зороастрова, Н.М. Розанова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - С. 159-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.