Анализ защиты населения военных городков
А.Н. Ключев, В.А. Мединский, В.В. Петров, В.А. Тищенко
Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва, г. Санкт-Петербург
Аннотация: В статье рассматривается современная защита населения военных городков, анализ её эффективности и дальнейшие перспективы развития решения приведенных проблем. Анализ выполнен на примере сравнения обеспеченности населения заглубленными и другими помещениями подземного пространства по федеральным округам
Ключевые слова: защита населения, состав инфраструктуры, виды защиты, основные мероприятия, обеспеченность населения, гарнизон.
Цели, задачи и условия осуществления обеспечения военной безопасности любого государства в полной мере изложены в оборонительной Военной доктрине [Военная Доктрина РФ // Российская газета. — 25 марта 2000 г. - С. 12.].
Одной из важнейших задач является военно-инженерная подготовка территории страны, подготовка к территориальной и гражданской обороне и создание интегрированных структур материально-технического, социального, медицинского и научного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации (далее ВС РФ) [1,2].
Разработкой вопросов, связанных с решением данных задач и выполнением необходимых мероприятий занимается определенный ряд военно-технических наук: тактика инженерных войск, фортификация, маскировка, военные дороги, военная архитектура, военно-морские базы, военные аэродромы и др., объединяемых общим понятием «военно-инженерное искусство» [3].
Инвентаризация проводилась во всех федеральных округах Российской Федерации на основе данных паспортов зданий и сооружений, имеющихся в бюро технической инвентаризации, осуществляющих учет объектов недвижимости.
К объектам, подлежащим комплексной инвентаризации, относились заглубленные помещения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Заглубленные помещения, подлежащие инвентаризации, подразделялись на:
1 группа - подвалы и цокольные этажи зданий, которые отвечают требованиям защиты населения от средств поражения;
2 группа - гаражи, складские и другие помещения, находящиеся в отдельно стоящих и подвальных этажах зданий и сооружениях, включая в торговых и развлекательных центрах;
3 группа - транспортные сооружения городской инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные (трамвайные) подземные тоннели, подземные переходы и т.п.);
4 группа - подвалы и цокольные этажи зданий и сооружений, включая частный жилой сектор, не отвечающие требованиям защиты населения от средств поражения;
5 группа - естественные укрытия (пещеры, горные выработки, овраги и т. п.), простейшие укрытия (щели открытые и перекрытые, приспособленные погреба, подполья и т.п.).
Система государственных оборонных мероприятий потребовала так же создания сети сооружений гражданской обороны для непрерывной работы всех отраслей народного хозяйства страны и защиты населения, сооружений местной обороны объектов Вооруженных сил, не участвующих непосредственно в боевых действиях.
Содержание понятия фортификации приобрело более масштабный характер и его можно в настоящее время сформулировать следующим образом:
Фортификация - это военно-техническая наука и практика об укреплении местности и устройстве специальных фортификационных (инженерных) сооружений и их комплексов (специальных объектов) для повышения боевой эффективности Вооруженных сил в боевых действиях, для обеспечения защиты населения, органов государственного управления и объектов народного хозяйства страны от современных средств поражения
[3,4].
В 2017 году Пентагон официально начал оценку и пересмотр своего ядерного потенциала. Президент США Д. Трамп сформулировал цель оценки - проверить, насколько ядерные силы США соответствуют современным угрозам и вызовам в лице России, Китая, Ирана и Северной Кореи [5,6].
На основании этого возникает необходимость корректировки, пересмотра части системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации [7].
В первую очередь должна быть разработана методика прогнозирования инженерной обстановки, которая может сложиться в результате применения противником современных ядерных боеприпасов. Сложившаяся система прогнозирования была разработана в 50-70 годах прошлого века. Модель воздействия поражающих факторов, в которой за основу была принята воздушная ударная волна, учитывает, что будет применено ядерное оружие большой мощности. Методика учитывает двухмерное (по площади) распространение воздушной ударной волны.
В настоящее время подразумевается, что удары будут наноситься по особо важным объектам экономики с использованием ядерных боеприпасов ограниченной мощности (100... 300 кг) [8].
Современные компьютерные технологии, геоинформационные системы, при разработке соответствующих методических подходов
позволяют точнее рассчитывать воздействие основных поражающих факторов ядерного взрыва на убежища, укрытия и противорадиационные укрытия. А при принятии рационального решения на размещение на местности защитных сооружений местной обороны в сочетании с эвакуацией населения в близлежащие безопасные районы, появляется возможность минимизировать затраты на строительство защитных сооружений местной обороны, выполнение других инженерно-технических мероприятий местной обороны.
Гражданская оборона в Вооруженных силах (ранее местная оборона) -это система мероприятий, реализуемых органами военного управления по подготовке к защите и по защите личного состава, лиц гражданского персонала объектов, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны, населения военных городков [Приказ Министра обороны РФ от 21.02.2012 N 333 (ред. от 26.01.2015) «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Вооруженных силах Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2012 N 23698)]. Действие данных мероприятий распространяется на население военных городков, проживающее в жилых зонах закрытых военных городков или расположенных вне населенных пунктов отдельных жилых домах.
Кроме того, начальники объектов, на которых проводятся мероприятия гражданской обороны, за которыми закреплены военные городки, должны планировать и выполнять задачи гражданской обороны в военных городках в части обеспечения защиты населения военного городка от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [Приказ Министра обороны РФ от 21.02.2012 N 333 (ред. от 26.01.2015) «Об утверждении Положения об организации и ведении
гражданской обороны в Вооруженных силах Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2012 N 23698)].
Одним из основных мероприятий гражданской обороны является решение задачи, связанной с накоплением и содержанием фонда защитных сооружений для укрытия личного состава и населения военных городков [9].
В 2014 году в России закончилась инвентаризация всех защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий). Целью инвентаризации был анализ их состояния и подготовка предложений по повышению готовности защитных сооружений для укрытия населения.
Подземные объекты любого назначения имеют повышенный уровень защиты по сравнению с наземными зданиями и сооружениями, а при ведении боевых действий они могут использоваться как специальные объекты Министерства обороны, играть роль в укреплении обороноспособности страны, в поддержании на высоком уровне боевой готовности Вооруженных сил. В связи с этим к ним должны предъявляться требования по высокой функциональной устойчивости в мирное время и достаточной живучести в период боевых действий, что является важнейшим показателем их боевой эффективности [9].
Стратегия скрытия и введения противника в заблуждение в настоящее время состоит в использовании существующих, действующих или прекративших производственную деятельность, а также вновь возводимых народнохозяйственных общевойсковых объектов, которые, не привлекая к себе пристального внимания разведки противника, позволяют на их основе строить и эксплуатировать специальные объекты Вооруженных сил. Реализуется эта стратегия путем организации скрытного строительства и эксплуатации комплексов, имеющих необходимые сооружения, работающие по своему прямому (открытому) функциональному назначению, эти так
называемые объекты двойного назначения выполняют не только функции скрытия сооружений защищаемого объекта, но и позволяют размещать в них технологическое и техническое оборудование для функционирования этого объекта. Естественно, при этом возникает проблема совместного функционирования разных объектов, но преимущества от многофункциональности объекта могут превалировать над другими соображением.
Для целей повышения уровня защиты, а также скрытия специальных объектов МО, по всей видимости, целесообразно их размещение в подземных сооружениях. К мероприятиям, способствующим применению объектов прикрытия, относится расположение специальных комплексов в благоприятных для скрытия районах. Наличие второстепенных военных объектов, народно-хозяйственных и военно-промышленных комплексов, развитой подземной инфраструктуры создает широкие возможности для использования объектов прикрытия и скрытного строительства.
В связи с этим, размещение специальных объектов (убежища личного состава, гражданского населения, госпитали, склады неприкосновенных запасов, питания, обмундирования, вооружения и мобилизационной техники, материальных и культурных ценностей) целесообразно перенести в черту крупных городов европейской части России на территории Западного военного округа.
Рассматривая совокупность проблем безопасности, стоящих перед разными министерствами и ведомствами, при анализе необходимо учесть существующие сооружения, коммуникации, характер застройки, геологические и гидрогеологические условия в районе строительства [10].
Для решения данных проблем требуется в руководящих документах по проектированию и строительству военных городков уточнить само понятие «военный городок», так как изменились его основные функции, дать
определение терминам «открытый военный городок» и «закрытый военный городок» провести разделение требований по их проектированию, определить из каких зон они должны состоять, а так как жилая зона и общественный центр не должны входить в состав военного городка, то разработать отдельные нормы по их проектированию, так как личный состав и гражданский персонал воинских частей требуют особых условий проживания и социального обеспечения для боеготовности и боеспособности воинских частей. По этой же причине в данный зонах должны соблюдаться особые мероприятия по защите населения, проживающего в них.
Подводя итоги проведенного анализа и оценивая состояние защищенности населения военных городков в Российской Федерации, можно прийти к выводу, что на данном этапе военные городки не обеспечены в полной мере защитными сооружениями, так как большинство из уже существующих защитных сооружений было построено еще во времена СССР и требует как текущего, так и капитального ремонта. В связи с этим возникает необходимость в строительстве новых защитных сооружений с помощью новых технологий и современного оборудования, рассчитанных на современные средства поражения противника.
Литература
1. Журавлев А. А., Хомченко Н. И. О концепции оперативного оборудования территории Российской Федерации // Военная мысль. - 1993. -№12. - С. 12-17.
2. Целыковских А. А., Слинько С. А. Организация материально-технического обеспечения в перспективном облике Вооруженных сил РФ // Военная мысль. - 2012. - № 9. - С. 31-35. URL: elibrary.ru/item.asp? id=18682424
3. Лапшин Г. А. Специальные фортификационные сооружения и их комплексы. 1-е изд., ВИТИ - СПб. Высшая школа, 2011. - 198 с.
4. Петров В. В., Вакуненков В. А., Мусатов В. И. Способы возведения котлованных и подземных специальных фортификационных сооружений / Сборник докладов круглого стола на тему «Внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в практику эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры» в рамках научно-деловой программы Международного военно-технического форума «Армия-2019» - СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» - 2G19. - С. 143-149.
5. Kheel Rebecca, The Hill, G4.17.2G17 Pentagon starts review of nuclear posture ordered by Trump. URL: Pentagon.ru
6. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris G2.G1.2G17 United States nuclear forces. URL: thebulletin.org/2017/01/united-states-nuclear-forces-2017/amp.
7. Бланк В. П., Собровин В.А. Некоторые вопросы обороны населенных пунктов // Военная мысль. - 1994. - № 3. - С. 30-34.
8. Ермаков А. С. Стратегические ядерные силы России и США. Сегодня и завтра // Новый оборонный заказ. 2016. №3. С. 26-31.
9. Петров В. В., Дружинин П. В., Мухин В. И. Технические и планировочные решения гарнизонных многофункциональных комплексов со встроенным защитным сооружением / Проблемные вопросы материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации в операциях и пути их решения (по итогам исследований на мероприятиях оперативной и боевой подготовки войск (сил) в 2019 году). Сборник научных статей по материалам отраслевой научно-практической конференции - СПб.: ВАМТО, 2019.
и
10. Планировка и застройка сельских населенных мест. - М. Стройиздат, 1980. - 15-21 с.
11.
References
1. Zhuravlev A. A., Khomchenko N. I. Voyennaya mysl'. 1993. №12. p. 12-17.
2. Tselykovskikh A. A., Slin'ko S. A. Voyennaya mysl'. 2012. № 9. pp. 31-35. URL: elibrary.ru/item.asp?id=18682424
3. Lapshin G. A. Special'ny'e fortifikacionny'e sooruzheniya i ix kompleksy'. [Special fortifications and their complexes]. VITI. SPb. 2011.198 p.
4. Petrov V. V., Vakunenkov V. A., Musatov V. I. Sbornik dokladov kruglogo stola na temu « Contradiction of energy-saving and resource-saving technologies into the practice of operating military and social infrastructure facilities» 2019. pp. 143-149.
5. Rebecca Kheel, The Hill, 04.17.2017 Pentagon starts review of nuclear posture ordered by Trump. URL: Pentagon.ru
6. Hans M. Kristensen, Robert S. Norris 02.01.2017 United States nuclear forces. URL: thebulletin.org/2017/01/united-states-nuclear-forces-2017/amp.
7. Blank V. P., Sobrovin V.A Voyennaya mysl'. 1994. № 3. pp. 30-34.
8. Ermakov A. S. Novyy oboronnyy zakaz. 2016. №3. pp. 26-31.
9. Petrov V. V., Druzhinin P. V., Mukhin V. I. Texnicheskie i planirovochny' e resheniya garnizonny'x mnogofunkcional'ny'x kompleksov so vstroenny'm zashhitny m sooruzheniem. [Problematic issues of material and technical support of the Armed Forces of the Russian Federation in operations and ways to solve them]. Sbornik nauchnykh statey po materialam otraslevoy nauchno-prakticheskoy konferentsii SPb.: VAMTO, 2019.
и
10. Planirovka i zastrojka sel skix naselennyx mest. [Planning and development of rural settlements]. Stroyizdat, 1980. 15-21 pp.