АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Афанасьева И.И., Какалия Л.А.
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
г. Ростов-на-Дону
Аннотация. Каждая страна стремится к экономическому развитию через последовательные и сконцентрированные действия правительства, которые расширяют возможности трудоустройства, обеспечивают диверсификацию и увеличение объемов экспорта и импорта страны, способствуют повышению уровня жизни, экономики, социальной системы страны, модернизацию инфраструктурного обеспечения, повышения уровня конкурентоспособности региона, стабильности окружающей среды. Кроме этого, для развития экономики и подъема страны необходимо обеспечить политический и экономический рост, для чего разрабатываются новые программы и реализуется новая экономическая политика, включающая мероприятия, направленные на привлечение прямых иностранных инвестиций, совершенствование законодательной базы. Перспективным направлением в указанном контексте является создание и развитие особых экономических зон (ОЭЗ).
В статье анализируется зарубежный и отечественный опыт функционирования особых экономических зон, подробно рассматриваются механизм его финансирования, особо внимание уделяется такому подходу к поддержке развития ОЭЗ как государственно-частное партнерство.
Ключевые слова: особые экономические зоны; системообразующая инфраструктура; государственно-частное партнерство; государственное финансирование; частные инвестиции; стратегия развития.
Существующий мировой опыт показывает, что эффективно выстроенный механизм функционирования ОЭЗ обеспечивает ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития экономики страны, а значит и повышает уровень конкурентоспособности мировой экономики.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это часть территории, обычно промышленного типа, которая обеспечена инфраструктурой и связью для частных предприятий, инвестирующих в них.
За последние время институт особых экономических зон привлекает широкий интерес в мире и сейчас, в XXI веке, он продолжает стремительно развиваться. Одним из ключевых факторов, определяющих популярность института является опыт его успешной реализации в большинстве стран мира, экономики которых показали значительный рост за сравнительно короткий промежуток времени во всех сферах деятельности. В качестве примера следует выделить такие страны как Китай, Корея, Сингапур, чей опыт стоит расценивать как наиболее успешный в интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) требуют финансирования инфраструктуры, включая электроэнергию и другие коммунальные услуги, внутренние дороги, общие сооружения и здания, а также инфраструктуру за пределами площадки, включая подъездные пути и коммуникации.
Развитие инфраструктурного обеспечения функционирования ОЭЗ финансируется либо полностью из государственных источников или частных, либо через государственно-частное партнерство.
В мировой практике значительную роль сыграли многосторонние банки развития (МБР), которые оказали значительную поддержку ОЭЗ, включая технические консультации и финансирование. В период с 1973 по 2015 год Всемирный банк профинансировал 35 проектов ОЭЗ на сумму 2,4 млрд. долл. К ним относятся зоны обработки экспорта, промышленные зоны, парки, свободные
зоны, сельскохозяйственные зоны, инвестиционные и другие.
Например, в Африке Всемирный банк профинансировал несколько новых ОЭЗ, в том числе в Гане, Мадагаскаре, Гамбии и Уганде. Финансирование было направлено на формирование системообразующей инфраструктуры и организации технической поддержки.
Африканский банк развития (АфБР) также предоставил значительные финансовые ресурсы и технические консультации для ОЭЗ в Африке. Основное внимание было уделено финансированию системообразующей инфраструктуры, включая вспомогательную инфраструктуру, которая находится вне зоны.
МБР и международные финансовые институты (МФИ) расширяют совместное финансирование с частным сектором (так называемое «смешанное финансирование») для снижения риска частных инвестиций. Например, МФИ финансировали проекты на ранних этапах или предоставляли акционерный или субординированный долг, а частные инвесторы брали основной долг. Это было распространено в большей степени для крупных национальных проектов, чем для ОЭЗ - за последние пять лет было создано около 170 таких фондов [1].
Такое новшество в смешанном финансировании может быть распространено на поддержку ОЭЗ, в том числе в поддержке инфраструктуры, оперативном управлении ОЭЗ, в том числе в скоординированных программах поддержки финансирования ОЭЗ по всем этим аспектам их развития. Примером хорошо скоординированной политики смешанного финансирования является ОЭЗ в Гане. С 2005 года правительством принята концепция целостного подхода к развитию ОЭЗ в рамках которой учрежден проект по торговле и инвестициям «Ворота Ганы», который был совместно профинансирован на сумму 50,5 млн. долл. от МАР и 3,4 млрд. долл. от правительства Ганы. Инвестиционные средства использовались для развития системообразующей инфраструктуры (водоснабжение, канализация, очистка твердых отходов, электричество и подъездные пути), чтобы связать экспортную обработку и промышленные зоны.
Государством были проведены различные реформы такие как реформа «мягкой инфраструктуры», а также изменения в законодательстве и регулировании, направленные на привлечение частных предприятий [2].
Предпринятые механизмы и реформы привели к развитию ОЭЗ в Гане. Наиболее успешной является «Tema EPZ». Здесь находится магазин «onetop-shop» для обработанного экспорта, включая зону свободной торговли и связи с воздушными и морскими портами, а также заводские корпуса, офисные помещения и земельные участки. «Tema EPZ» привлекла более 3000 частных инвестиционных проектов на сумму 16 миллиардов долларов США, многие из которых ориентированы на экспорт.
Другие подобные зоны находятся в центральных и западных регионах Ганы. Например, ОЭЗ «Секонди» находится недалеко от второго по величине морского порта страны с прямым автомобильным сообщением, что делает его идеальным для развития тяжелой промышленной деятельности и промышленной переработки минерального сырья. Аналогичным образом, «Шама ЭПЗ» нацелена на нефтехимический сектор с 3200 акрами набережной. Эти преимущества привели к притоку значительных частных инвестиций в зоны, в которых работает около 1000 фирм, в том числе широкий спектр фирм легкой промышленности.
До 2000-х годов большинство ОЭЗ финансировались государством, а менее 25% находились в частной собственности. Однако в последние два десятилетия наблюдалась заметная тенденция к частному финансированию ОЭЗ.
Анализ литературных источников показывает, что равновесное состояние саморазвития инфраструктурного обеспечения отраслей национальной экономики возможно на основе активно действующей политики государственно-частного партнерства [3,4].
Представляется, что политика государственно-частного партнерства в решении ряда задач по формированию неокаркасной платформы
инфраструктурного обеспечения приоритетных отраслей экономики представляет собой комплексный механизм, интерферирующий организационно-управленческие функции федеральных и региональных органов власти и финансовый потенциал частного бизнеса.
В большинстве литературных источников, государственно-частное партнерство в России рассматривается как возможность экономить государственные средства за счет привлечения частного капитала. Как известно, схемы реализации государственно-частного партнерства в том или ином виде применяются в практике хозяйствования уже давно. Например, в XIX веке железные дороги большинстве стран мира, в том числе в США и России, были построены именно на основе механизма государственно-частного партнерства.
Из работ некоторых авторов известно, что «в 1930-1970 годы, с увеличением роли государства в экономике, значение этого инструмента значительно уменьшилось, но в 1980 годы практика применения этого механизма возобновилась. Одним из лидеров является Великобритания, где общая стоимость проектов государственно-частного партнерства, принятых после запуска программы ГЧП в 1992 году, составляет больше 60 млрд фунтов. (100 млрд долл)» [5].
В российской практике к основным формам государственно-частного партнерства в сфере экономики и государственного управления относят различные взаимовыгодные формы сотрудничества государства и бизнеса, среди которых государственные контракты, государственно-частные предприятия, соглашения о разделе продукции (СРП), лизинг, арендные отношения, совместные венчурные компании, концессионные соглашения и т.д.
В зависимости от современной формы государственно-частного партнерства (ГЧП) в обязанности бизнеса могут входить проектное обслуживание, строительство и эксплуатация, ремонт и другая деятельность в отношении объекта сотрудничества государства и бизнеса [6].
ГЧП являются наиболее распространенной формой частного финансирования инфраструктуры ОЭЗ. Как правило, они включают частное финансирование инфраструктуры и объектов в ОЭЗ в сочетании с государственным финансированием инфраструктуры за пределами площадки, такой как коммунальные услуги и транспортное обеспечение. Иногда это сопровождается владением землей или уступками в целях обеспечения прав на разработку, либо соглашением «строить-эксплуатировать-передавать» или другими соглашениями об управлении.
Партнерство с частным сектором может придать динамику развития зоны. Они также передают риск от государственного к частному сектору. Однако ГЧП требует от правительства принимающей страны разработать соответствующую правовую, нормативную и институциональную базу, и достижение этого может быть затруднено в странах со слабым государственным институциональным потенциалом.
Кроме государственных существуют частные источники, которые также могут финансировать ОЭЗ. Ключевым преимуществом частного финансирования является возможность частным инвестором взять на себя риск без какого-либо влияния на уровень государственного долга. В качестве примера следует рассмотреть реализованные проекты во Вьетнаме и Камбодже.
Основными источниками частного финансирования являются отечественные и международные коммерческие банки, а также рынки капитала и венчурный капитал (включая ПИИ). Инструменты включают кредиты и капитал, в том числе проектное финансирование. Каждый предлагает свои преимущества и недостатки.
Коммерческие банки активно участвуют в финансировании проектов и являются потенциально важными источниками инфраструктуры в ОЭЗ. Финансирование из таких коммерческих банков обычно предоставляется в виде кредитов. Их преимущество заключается в том, что они имеют более низкие
ставки, чем государственные.
Глубокий анализ мировой практики указывает на достаточно высокий уровень эффективности использования такого институционально-организационного механизма как особые экономические зоны. Содействие формированию таких зон базируется на реализации совокупности мер экономического и административного характера. К числу таких мер, кроме предоставления льгот для резидентов ОЭЗ, относятся и многочисленные примеры их косвенной поддержки - инвестиционный консалтинг и инжиниринг, содействие в патентной защите и т.д.
В целях реализации института ОЭЗ на территории Российской Федерации в 2005 году было создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РОСОЭЗ). РОСОЭЗ - это масштабный проект направленный на развитие регионов путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, судостроение и туризм.
В 2009 году проект РОСОЭЗ был упразднен и полномочия по управлению и созданию ОЭЗ переданы напрямую Министерству социально-экономического развития РФ, которое на сегодняшний момент является куратором проекта ОЭЗ. Создание ОЭЗ в РФ до недавнего времени было возложено на акционерное общество «ОЭЗ», созданное в 2006 году, единственным акционером которого является государство. С момента создания компания осуществляла только деятельность заказчика строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. В настоящее время АО «ОЭЗ» находится в стадии ликвидации, а его функции переданы на региональный уровень [7].
Содействие в формировании особых экономических зон в общей стратегии развития экономики страны необходимо для того, чтобы обеспечить полный цикл бизнеса: от обучения специалистов, появления компании на основе бизнес-идеи и технологии, разработанных этим специалистом, условия ее
существования, издержки, потенциальные рынки и объем продаж, до получения прибыли. Этот инструмент может позволить потенциальным инвесторам диверсифицировать свой бизнес и сравнивать те сферы, куда целесообразнее вкладывать имеющиеся средства.
Причем для инвесторов налоговые и таможенные преференции по привлекательности находятся только на третьем-четвертом месте. Опросы показывают, что для инвестора самое главное - создание дружественной среды администрирования: реальное снижение административных барьеров и количества контрольных мероприятий. Инвестору необходимо четко понимать, кто будет представлять государство в зоне, с кем он будет иметь дело, насколько будут просты отношения, связанные с оформлением прав собственности, получением различных разрешений на строительство, урегулированием вопросов с приглашением иностранной рабочей силы и насколько будут качественно предоставляться услуги, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности в ОЭЗ. Все это и создает дружественную среду администрирования, в которой нуждается российский и иностранный инвестор, планирующий реализовывать свой проект в ОЭЗ [8].
Подводя итог проведенному исследованию, можно заключить следующее. Институт особых экономических зон обеспечивает решение целого ряда государственных задач по укреплению позиций национальной экономики в мировой хозяйственной системе. Развитие механизмов формирования ОЭЗ придает мощный импульс для построения инновационной системообразующей инфраструктуры страны, активизации международных отношений в сфере создания новых высокотехнологичных инвестиционных бизнес-проектов.
Литература
1. Blended Finance Taskforce (2018) Better finance better world: consultation paper of the Blended Finance Taskforce. London: Blended Finance Taskforce
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
(http://s3.amazonaws.com/awsbsdc/BFT BetterFinance final 01192018.pdf)
2. Ackah, C., Adjasi, C. and Turkson, F. (2012) Scoping study on the evolution of industry in Ghana. Working Paper 18. Washington, DC: The Brookings Institution
3. Левинталь О.М. Правовые проблемы применения механизма государственно-частного партнерства //Власть и управление на Востоке России.
- №3(48). — 2009. - с. 181-185.
4. Барчуков А.В., Леонтьев Р.Г. Политика государственно-частного партнерства на железнодорожном транспорте//Бюллетень транспортной информации. - 2010. - № 11(185). - с. 8-15.
5. Негомедзянов, Ю.А., Негомедзянов Г.Ю. Оптимальная этапность освоения инвестиций в производственную микрологистическую инфраструктуру// Логистика сегодня. - 2012. - №1 (49). - С. 36-41.
6. Афанасьева И.И. Логистическая организация производства и распределения зерна: дисс. ...докт. экон. наук. - Ростов-на-Дону, 2015. - 335 с.
7. Голубкин И.В. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России
- 2018 / Бухарова М.М., Данилов Л.В. и др.//Ассоциация кластеров и технопарков. - М.: АКИТ, 2017. - 148 с.
8. Янков К.В., Моисеев А.К., Евграфов Д.А. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //ecfor.ru/wp-content/uploads/2016/12/10_problemy_i_perspektivy_osobyh_economicheskih_zon. pdf.
ANALYSIS OF FOREIGN AND RUSSIAN PRACTICE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES FUNCTIONING
Afanas'eva, 1.1., Kakalia A. L. Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-don
Annotation. Each country strives for economic development through consistent and concentrated government actions that expand employment opportunities, provide diversification and increase the volume of exports and imports of the country, contribute to improving the standard of living, the economy, the social system of the country, the modernization of infrastructure, improving the competitiveness of the region, the stability of the environment. In addition, for the development of the economy and the country's recovery, it is necessary to ensure political and economic growth, for which new programs are developed and new economic policies are implemented, including measures aimed at attracting foreign direct investment, improving the legislative framework. A promising direction in this context is the creation and development of special economic zones (SEZ).
The article analyzes the foreign and domestic experience of the functioning of special economic zones, discusses in detail the mechanism of its financing, special attention is paid to this approach to support the development of the SEZ as a public-private partnership.
Keywords: special economic zones; system-forming infrastructure; public-private partnership; public financing; private investment; development strategy.
References
1. Blended Finance Taskforce (2018) Better finance better world: consultation paper of the Blended Finance Taskforce. London: Blended Finance Taskforce [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
(http://s3.amazonaws.com/awsbsdc/BFT BetterFinance final 01192018.pdf)
2. Ackah, C., Adjasi, C. and Turkson, F. (2012) Scoping study on the evolution of industry in Ghana. Working Paper 18. Washington, DC: The Brookings Institution
3. Levintal O. M. Legal problems of application of the mechanism of public-private partnership / / Power and management in the East of Russia. - .№3 (48). -- 2009. - p. 181-185.
4. Barchukov V., Leontiev R. G. Policy of public-private partnership in railway transport. Bulletin of transport information. - 2010. - № 11 (185). - P. 8-15.
5. Negomedzyanov, the Optimal stage of development of investment in the production infrastructure of the micro-logistic// logistics today. - 2012. - №1 (49). - P. 36-41.
6. Afanasyeva I. I. Logistic organization of production and distribution of grain: Diss. .. Doc. Econ. sciences'. - Rostov-on-don, 2015. - 335 p.
7. Golubkin I. V. business Navigator for special economic zones of Russia -2018 / Bukharova M. M., L Danilov.V. // Association of clusters and technoparks. -Moscow: AKIT, 2017. - 148 p.
8. Yankov K. V., Moiseev A. K., Evgrafov D. A. Problems and prospects of development of special economic zones in Russia [Electronic resource]. - Access mode: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2016/12/10_problemy_i_perspektivy_osobyh_economicheskih_zon. pdf.