Научная статья на тему 'Анализ зарубежного опыта в области управления конкурентоспособностью инновационных проектов'

Анализ зарубежного опыта в области управления конкурентоспособностью инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1232
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / IP TV / ENTERTAINMENT / INTERACTIVE TV / INNOVATION / INNOVATIVE PROJECTS / MANAGEMENT COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонтов В. А., Егоров А. Ю.

В статье рассматривается зарубежный опыт управления проектами интерактивного телевидения. Рассматриваются современные тенденции в отрасли телекоммуникационных технологий. Выделяются основные конкуренты IP TV на зарубежном рынке. Анализируется основные элементы управления конкурентоспособностью проектов IP TV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FOREING EXPERIENCE IN THE MANAGEMENT OF A COMPETITIVE INNOVATIVE PROJECT

The article deals with foreign experience in project management of interactive television. Examines the current trends in the industry of telecommunication technologies. Highlights the main competitors on the international market IP TV. Discusses the main elements of competitiveness management projects IP TV.

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежного опыта в области управления конкурентоспособностью инновационных проектов»

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Мамонтов В.А., аспирант Института мировой экономики и информатизации Егоров А.Ю., д.э.н., профессор Института мировой экономики и информатизации

В статье рассматривается зарубежный опыт управления проектами интерактивного телевидения. Рассматриваются современные тенденции в отрасли телекоммуникационных технологий. Выделяются основные конкуренты IP TV на зарубежном рынке. Анализируется основные элементы управления конкурентоспособностью проектов IP TV.

Ключевые слова: индустрия развлечений, интерактивное телевидение, IP TV, инновации, инновационные проекты, управление конкурентоспособностью.

ANALYSIS OF FOREING EXPERIENCE IN THE MANAGEMENT OF A COMPETITIVE INNOVATIVE PROJECT

Mamontov V., the post-graduate student, Institute of world economy and informatization Egorov A., doctor of economic sciences, professor, Institute of world economy and informatization

The article deals with foreign experience in project management of interactive television. Examines the current trends in the industry of telecommunication technologies. Highlights the main competitors on the international market IP TV. Discusses the main elements of competitiveness management projects IP TV.

Keywords: entertainment, interactive TV, IP TV, innovation, innovative projects, management competitiveness.

В современной экономике реализация инновационных проектов и внедрение инноваций должно стать основой развития отечественной индустрии развлечений. В связи с этим необходимо изучать зарубежный опыт проектного управления в данной сфере. Изначальное развитие развлекательная индустрия, в том виде, в котором она сейчас существует, получила за рубежом в США и странах Западной Европы. В этих странах индустрия развлечений является гораздо более развитой, чем в России, как по количеству предприятий, производящих развлекательный продукт, так и по среднему уровню качества данного продукта. Именно в экономически и технически развитых странах накоплен значительный опыт в плане управления проектами развлекательной индустрии.

В рамках данной статье будет рассматриваться опыт управления конкурентоспособностью проекта в таком направлении развлекательной индустрии как интерактивное телевидение или IP TV. Под IP TV понимается распространение ТВ-программ и другого контента через закрытые (частные) IP-сети [1].

Среди услуг платного телевидения, услуга IP TV является наиболее современной и технологичной. Впервые термин IP TV появился в 1995 году и обозначал собой инновационный прорыв в телевещание, так как в перспективе предоставлял пользователю ранее неведомые интерактивные возможности в виде добавочных сервисов.

Услуга IP TV является частью конвергентных услуг предоставляемых оператором связи. Под конвергентными услугами в данной статье, понимаются услуги, оказание которых не зависит от используемого потребителем абонентского устройства, его местонахождения, а так же инфраструктуры сети. Услуги IP TV в отличии от традиционных видов телевидения, таких как цифровое спутниковое и кабельное телевидение представляет собой полностью интерактивный сервис, являющийся частью пакетированных услуг Triple Play и Quad Play, объединяющих телефонию, передачу данных и различного контента по широкополосному каналу.

Рассмотрим основных конкурентов IP TV на зарубежных рынках. В большинстве экономически развитых стран основными конкурентами IP TV является кабельное и спутниковое телевидение. Технологии кабельного и спутникового телевидения появились на рынке раньше чем IP TV и как следствие успели на нем достаточно серьезно закрепиться. На данный момент услуги кабельного и спутникового телевидения преобладают на рынке платного ТВ.

Помимо выше упомянутого кабельного и спутникового телевидения еще одной технологией, которая конкурирует с IP TV, является технология интернет-телевидения, получившая название ОТТ (Over The Top). В отличие от IP TV, данная технология предполагает доставку контента до потребителя не по собственной закрытой IP-сети оператора, а по открытой для общего доступа интернет-инфраструктуре на любое оборудование абонента, с которого можно выйти в интернет и способного отображать видео, причем как правило абсолютно бесплатно.

Проанализировав зарубежный опыт, а так же проблематику развлекательной индустрии, хотелось бы сосредоточить внимание на элементах проектного управления, наиболее весомо влияющих на конкурентоспособность проекта 1Р ТУ, к которым относится:

1. Предварительная оценка и отбор инновационного проекта. Процесс управления конкурентоспособностью инновационного проекта в любой зарубежной компании, реализующей проектную деятельность, начинается с оценки и отбора наиболее перспективных инновационных проектов, основанного на различных критериях эффективности проектов, а так же определения рисков по ним. Главным критерием, определяющим перспективность проекта для компании, является его соответствие корпоративной стратегии. Инновационный проект должен выступать в качестве инструмента для воплощения стратегии компании, посредством внедрения новых продуктов и технологий.

Критерии отбора должны гарантировать, что для каждого проекта определен свой приоритет, и он вносит вклад в стратегические цели. Все, что не в полной мере отвечает данным критериям, будет просто тратой ограниченных ресурсов компании - людей, капитала и оборудования. [2]

В зарубежной практике управления конкурентоспособностью проектов 1Р ТУ критерии отбора условно делятся на финансовые и нефинансовые. В качестве финансовых критериев традиционно выступают показатели, рассчитанные методами основанными на дисконтировании, так как данные методы позволяют учитывать инфляцию, изменения процентных ставок по кредиту, нормы доходности и т.д.

К не финансовым следует отнести критерии способствующие достижению корпоративных целей посредством: захвата большей доли рынка, препятствия проникновению конкурентов на рынок; развития технологии, которая будет применяться в продуктах нового поколения; улучшения имиджа компании в глазах общества. При реализации проектов 1Р ТУ не финансовые критерии оказываются зачастую решающими.

Помимо ожидаемых выгод от проекта в процессе его оценки оцениваются так же и риски. Список рисков должен быть приемлемым для инвестора.

Необходимо сократить список хотя бы до пары десятков наименований. А когда проект не из самых больших (то есть с бюджетом менее $10 млн. и длительностью 1-2 года), список должен состоять не более чем из 10 пунктов. Иначе такой проект лучше, пожалуй, и не начинать. [3]

К наиболее типичным рискам сопровождающим проект 1Р ТУ относят:

- Финансовые риски - в первую очередь лежат в области привлечения финансирования необходимого для развития проекта. Часто в начальной фазе проект не обеспечивает достаточный приток капитала, на уровне необходимом для рефинансирования. По-

этому без заемного кредита оператор может испытывать дефицит оборотных средств.

Также следует понимать, что важнейшей задачей для операторов IP ТУявляется задача контроля издержек, которая должна быть выражена в постоянно действующей программе такого контроля. Сложность решения этой задачи трудно переоценить, но она впрямую влияет на такие бизнес показатели, как ARPU (средняя выручка на одного абонента) и SAC (стоимость привлечения одного абонента). Чувствительность бизнеса к этим двум параметрам выше, чем к приросту абонентов на обслуживание.

- Бизнес риски - связанны с тем, что «окно возможностей» не превышает двух лет, в течение которых на рынок могут выйти другие игроки, нацеленные на низко и средне доходные сегменты, что-приведет с необходимости еще более сузить сектор присутствия на рынке. Речь идет в первую очередь о экспансии операторов кабельного и спутникового телевидения с технологией цифрового вещания.

- Правовые риски - правовое поле для операторов IP ТУ размыто. Есть ряд вопросов, на которые трудно или почти невозможно пока получить ответы. Например, вопросы авторских и смежных прав, оплаты за использованный контент.

- Маркетинговые риски - это в первую очередь риски неправильного выбора рыночного сегмента или сегментов, поскольку ошибка выбора приводит к росту конкуренции, операционных издержек и катастрофическому падению эффективности. Еще одним возможным маркетинговым риском является риск связанный со слабостью бренда на начальном этапе вхождения в проект. Ошибка с его выбором или позиционированием приведет к падению количества абонентов, привлекаемых на обслуживание, что также чувствительно для бизнеса.

- Организационные риски - связаны с низким кадровым потенциалом, так как только качественная и исключительно профессиональная работа в областях маркетинга, продаж, обслуживания абонентов и продвижения товаров на рынок, позволяет иметь высокую эффективность бизнеса оператора связи.

2. Управление качеством инновационного проекта и его результата. Под управлением качеством проекта понимается система управления характеристиками проекта, целью которой является выполнение требований и ожиданий участников проекта к процессам осуществления проекта и его конечного результата.

Самые последние инновации в области управления проектами относятся к сфере обеспечения качества. [4]

В зарубежной практике управления качеством принято выделять следующие процессы управления качеством инновационного проекта:

■ Планирование качества;

■ Обеспечение качества;

■ Контроль качества.

Естественно что процедуры управления качеством проекта необходимы для того чтобы получить в результате качественный конкурентоспособный продукт, т.е. в данном случае услугу интерактивного телевидения. Соответственно для того чтобы проект оставался конкурентоспособным как можно дольше инициатору проекта необходимо все время поддерживать высокий уровень качества его результата.

Решить данную проблему помогает соглашение об уровне сервиса. Соглашение об уровне сервиса (Service Level Agreement - SLA) - формальное договорное соглашение между двумя сторонами, иногда называемое гарантией уровня обслуживания (Service Level Guarantee). Это соглашение (или его часть) призвано дать единое понимание поставщикам услуг и его клиентам в части обслуживания, приоритетов, надежности и т.д.

SLA определяет доступность, надежность и качество предоставляемых телекоммуникационных сервисов с целью гарантирования того, что нужная информация доставлена в нужное время и место соответствующему получателю с соблюдением условий конфиденциальности и безопасности. SLA дает общее понимание о качестве услуг (QoS), приоритетах и ответственности и может включать множество аспектов взаимоотношений между поставщиком и потребителем телекоммуникационных услуг, таких как обслуживание, поддержка клиента, биллинг, обеспечение и т.д.

3. Инновационный маркетинг. Хорошо проработанная идея проекта и её качественное воплощение являются необходимыми, но недостаточными условиями для обеспечения конкурентоспособности проекта IP ТУ. Результат инновационного проекта,

т.е. инновационный продукт должен быть востребован покупателем, причем в запланированном объеме, иначе его воплощение не имеет смысла. Решить данную задачу позволяет инновационный маркетинг. В мировой практики осуществления инновационной проектов, инновационный маркетинг является обязательной составляющей обеспечения его конкурентоспособности.

В зарубежной практике инновационного маркетинга в отрасли телекоммуникационных технологий можно выделить следующие приемы по управлению конкурентоспособностью проекта 1Р ТУ.

1. Персонализация пользовательского контента. Зарубежные операторы идут по пути адаптации имеющегося у них продукта (т.е. контента) под конкретного пользователя. Можно утверждать, что в будущем данная тенденция не только сохранится но и будет усиливаться. Помимо базовых пакетов телеканалов пользователю предлагается широкие возможности по выбору специализированного узко сегментированного контента.

2. Активное использование UGC-контента, т.е. контента создаваемого самими пользователями. Зарубежные операторы 1Р ТУ предоставляют пользователям возможности по созданию собственного контента, возможности обмениваться им с другими пользователями и его обсуждение, организуя различные конкурсы и голосования, для абонентов, предоставляя абонентам способы обсудить получаемый ими контент. Данные функции позволяют сохранять интерес пользователей к услуге 1Р ТУ, повышают их лояльность.

3. Создание большего числа точек приема 1Р ТУ контента в доме передача одного и того же контента на разные пользовательские устройства (телевизор, ПК, телефон). Современные технологии позволяют передавать услугу 1Р ТУ одновременно на несколько пользовательских устройств. Это позволяет абоненту получать конвергентную услугу, а оператору сформулировать предложение с большей добавленной ценностью и получить больший доход с одного абонента.

4. Предложение высокоадресной рекламы. которая была бы интересна пользователю. Персонализация контента предоставляет широкие возможности для рекламодателей. Размещение рекламы приносит оператору значительный дополнительный доход, позволяя таким образом повысить конкурентоспособность проекта 1Р ТУ.

5. Движение в сторону нишевых рынков. Конкурентоспособность результата проекта 1Р ТУ сильно зависит от множества факторов, характерных для конкретных территориальных рынков. К данным фактором можно отнести проникновение на рынок операторов кабельных сетей, технологические возможности имеющийся у оператора сети, взаимоотношение с поставщиками контента, уровень платежеспособности абонентов и т.д. Для того чтобы услуга 1Р ТУ была конкурентоспособной оператору приходится подстраиваться под условия конкретных рынков, используя разное по качеству и стоимости оборудование и программное обеспечение, рассчитанное на разные финансовые возможности пользователей. Применяя разные по стоимости каналы продвижения, контент и добавочные сервисы. Данные механизмы помогал привлечь как можно больше абонентов, тем самым увеличив доходность 1Р ТУ.

В целом на основе вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что услуги 1Р ТУ являются интересным направлением современной индустрии развлечений, ориентированным на использование инновационных технологий и отвечающим потребности современного человека в конвергентных интерактивных услугах. Как видно из зарубежного опыта управления проектами 1Р ТУ, их конкурентоспособность зависит от целого ряда элементов, таких как достоверность предварительной оценки проекта, умения управлять качеством его реализации, умения продать конечный продукт потребителю.

Все рассмотренные элементы управления конкурентоспособностью проекта 1Р ТУ очевидным образом взаимосвязаны. В конечном итоге, все указанные подходы, используемые в зарубежной практике для управления конкурентоспособностью проекта 1Р ТУ необходимы для удовлетворения требований рынка, т.е. требования инвесторов, и конечных потребителей инновационного продукта.

Литература:

1. Мориц С. Размышление об 1РТУ // Первая миля. - 2008.-№2-С.8-9.

2. Эрик У. Ларсон , Клиффорд Ф. Грей: Управление проектами: учебник: перевод с английского пятого, полностью переработанного издания / Эрик У. Ларсон , Клиффорд Ф. Грей ; [пер с англ. В. В. Дедюхин] - Москва: Дело и Сервис , 2013 - 783 с.

3. Лоуренс Лич: Вовремя и в рамках бюджета. Управление проектами по методу критической цепи : перевод с английского / Лоуренс Лич ; [пер. У. Саламатова] - Москва : Альпина Паблишерз , 2010 - 352 с.

4. Дж. Харрингтон, Т. Макнеллис: Совершенство управления проектами: искусство совершенствования управления проектами / Дж. Харрингтон, Т. Макнеллис ; пер. с англ. [А. Л. Раскина] .- Москва: Стандарты и качество , 2007 - 229 с.

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Мамонтов В.А., аспирант Института мировой экономики и информатизации

В статье рассматривается определение понятия конкурентоспособности инновационного проекта. Рассматривается актуальность проблемы управления конкурентоспособностью инновационного проекта. Определены принципы управления конкурентоспособностью инновационного проекта. Раскрывается содержание понятия управления конкурентоспособностью инновационного проекта.

Ключевые слова: инновации, инновационные проекты, управление конкурентоспособностью; управление проектами.

ESSENCE, CONTENT AND BASIC PRINCIPLES OF COMPETITIVENESS OF

INNOVATION PROJECT

Mamontov V., the post-graduate student, Institute of world economy and informatization

The article deals with the definition of the competitiveness of the innovation project. The urgent problems of competitiveness management innovation project. Defines the principles of competitiveness management innovation project. The content management concepts competitiveness of the innovation project.

Keywords: innovation, innovative projects, management competitiveness; project management.

В условиях, когда успех рыночного субъекта в конкурентной борьбе зависит от его инновационной деятельности, вопрос управления конкурентоспособностью инновационных проектов становится приоритетным.

Проблема управления конкурентоспособностью инновационных проектов на сегодняшний момент стоит остро для рыночных субъектов по следующим причинам:

Во-первых, это связанно с тем, что изменился сам подход к ведению бизнеса, который начинают рассматривать как совокупность взаимосвязанных, последовательно реализуемых проектов. Инновационная деятельность выступает в качестве наиболее конкурентоспособной части бизнеса, от которой зависит перспективы рыночного субъекта.

Во-вторых, начал формироваться рынок инновационных проектов, на котором инновационные проекты выступают в роли товара, в результате чего между однотипными инновационными проектами происходит конкурентная борьба за покупателя, т.е. инвестора.

В-третьих, сегодняшняя практика осуществления инновационных проектов в основном оперирует такими понятиями как качество проекта, что на мой взгляд, являет недостаточным для успешного ведения инновационной деятельности. Понятие качество инновационного проекта не тождественно понятию конкурентоспособности проекта. Существует не мало примеров, когда успешный инновационный продукт был получен в результате осуществления инновационного проекта с большим превышением первоначальных сроков или же значительным возрастанием фактических затрат над плановыми. В то же время результаты инновационного проекта, реализованного в срок и без превышений норм затрат, на выходе могут оказаться морально устаревшими и не найти своего покупателя или же занять значительно меньшую долю рынка, чем предполагалось.

Понятие управление конкурентоспособностью инновационного проекта строится на стыке двух понятий - «управление конкурентоспособностью» и «управление проектом».

Под управлением проектом следует понимать методологию организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологий для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени и качеству и удовлетворению участников проекта [1].

Управление конкурентоспособностью, как экономическая категория, подразумевает под собой управление экономическими процессами, и складывающимися в результате этих процессов рыночными и конкурентными отношениями. В процессе управления

конкурентоспособностью инновационного проекта можно выделить субъект и объект управления. Объектом управления являются конкурентные отношения, складывающиеся на рынке. Субъектом управления являются участники рынка. Конкурентоспособность является относительным понятием, т.е. конкурентоспособность объекта всегда определяются относительно другого объекта (объекта конкурентов - фирмы, проекта, товара), занимающего наилучшее положение на рынке.

Основываясь на данных определениях, управление конкурентоспособностью инновационного проекта можно определить как процесс организации рыночным субъектом управления финансовыми и материальными ресурсами на протяжении жизненного цикла проекта, направленный на эффективное достижение конкурентных преимуществ в виде конкурентоспособного инновационного продукта.

Как видно из определения, процесс осуществления управления конкурентоспособностью инновационного проекта должен иметь чётко поставленную цель и осуществляться на основании научного подхода к управлению, основанному на законах и следующих из них принципов управления.

В процессе исследования мною были сформированы следующие принципы управления конкурентоспособностью инновационного проекта:

- принцип обоснованности проекта - данный принцип выражается в том, что вложенные в проект инвестиции должны окупиться. Для этого производится оценка эффективности проекта. Однако не редко бывает так, что ситуация на рынке изменяется и проект перестаёт быть актуальным. Если становится очевидным, что реализация инновационного проекта не принесёт запланированного результата, проект целесообразнее прекратить досрочно;

- принцип поэтапного процесса управления - данный принцип заключается в том, что жизненный цикл проекта разделяется на несколько частей. Жизненный цикл инновационного проекта - это период времени от формирования идеи проекта, до освоения и использования её в производстве продукта (товара, услуги). Как правило жизненный цикл проекта разделяют на отдельные сегменты, называемые фазами, которые в свою очередь тоже делятся на сегменты (стадии, этапы). Анализируя результаты реализации последовательных фаз проекта, можно сделать вывод о том, как решения, принятые на отдельных фазах, оказали влияние на реализуемость проекта в целом. Так же появляется возможность отбраковать сомнительные проекты на ранних фазах реализации и сконцентрировать ресурсы на более успешных проектах, или же скорректировать цели проекта. Поэтому разделение жизненного цикла на фазы позволяет уменьшить риск выполнения проекта и позволяет управлять отклонениями, возникающими в процессе реализации;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.