Научная статья на тему 'Мобильное телевидение в России: развитие и перспективы'

Мобильное телевидение в России: развитие и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильное телевидение в России: развитие и перспективы»

© В.И. Сапунов, 2009

МОБИЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В РОССИИ: РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В.И. Сапунов

Мобильное телевидение - это технология, обеспечивающая процесс трансляции телевизионного изображения на мобильный приемник пользователя по сотовым сетям связи или с помощью эфирной или спутниковой передачи. То есть мобильное ТВ может функционировать двумя способами. Первый -«двусторонняя» передача сигнала (от оператора к базовой станции и обратно) - неразрывно связан с развитием систем третьего поколения мобильной связи - 3G. Этот термин используется для описания мобильных сервисов, которые обеспечивают более высокое качество звука и картинки, широкополосную интернет-связь и мультимедийные сервисы. Второй - трансляция в определенном стандарте мобильного вещания (DVB-H, DMB, MediaFLO, One Seg, CMMB и др.).

У каждого из этих способов есть свои достоинства и недостатки. Мобильное телевидение в сетях 3G открывает новые возможности для интерактивности, интеграции мультимедийных платформ, улучшения качества изображения и звука. Вместе с тем в случае массового потокового вещания резко возрастает нагрузка на сеть, что приводит к серьезным проблемам для голосового трафика и передачи данных. Второй способ «непосредственного вещания» позволяет операторам оставлять ресурсы сетей сотовой связи незанятыми и эффективно распределять нагрузку на сеть без ограничений. Кроме того, такой способ не требует обратного канала, а следовательно, дешевле и требует меньших затрат энергии. Разница в радиусе распространения сигнала такова, что там, где сотовая сеть потребует несколько сотен передающих вышек, вещательная сеть обойдется двумя-тремя. Наконец, поминутный доход, который приносит услуга «мобильное телевидение» в сети 3G в расчете на одного абонента, ниже, чем

от предоставления услуг голосовой связи и передачи данных.

Еще в конце 2007 года казалось, что путь «разделения полномочий» очевиден. Вещание в сетях 3G будет ориентироваться на распространение индивидуального, персонализированного контента, «видео по заказу», а для массового вещания будет использоваться главным образом «односторонний» способ передачи телеинформации. Однако события 2008 года показали, что такое будущее мобильного телевидения не бесспорно, так как сотовые операторы опасаются, что непосредственное вещание отвлечет внимание и денежные ресурсы от основных услуг мобильной связи.

В этой статье мы продолжаем цикл исследований мобильного телевидения и мобильной индустрии в целом [7, с. 24-57; 8, с. 223-231]. Объектом нашего исследования станет функционирование мобильного ТВ в России.

Сначала приведем общие статистические данные, касающиеся развития мобильной связи в нашей стране. Россия по количеству абонентов сотовой связи находится на четвертом месте в мире. По данным аналитической компании «AC&M Consulting», число пользователей мобильной связи в нашей стране составило в июле 2008 года 175,75 миллиона и увеличилось по сравнению с июнем 2008 года на 2,8 миллиона.

В Москве число абонентов сотовой связи в июле 2008 г. составило 29,207 миллиона, в Санкт-Петербурге - 9,932 миллиона. Уровень проникновения услуг сотовой связи по итогам июля достиг в Москве 172 %, в Санкт-Петербурге - 157 %.

Количество пользователей сотовой связи в остальных регионах России в июле составило 136,6 миллионов, уровень проникновения сотовой связи достиг 112 % [14].

Коэффициент проникновения услуг сотовой связи (количество SIM-карт на 100 жителей) в июле 2008 года увеличился до 1,21. По этому показателю Россия находится на втором месте в мире, уступая лишь Германии (1,23) и опережая Италию (1,20), Великобританию (1,15), Тайвань (101,3), Румынию (1,08), Украину (1,07), Испанию (1,02) и Европейский союз в целом (0,93). В то же время в Китае такой показатель равняется лишь 0,46, в Индии - 0,25, в Пакистане - 0,56, а в США - 0,76.

Россия, выбрав стандарт 2G GSM, логично развивает сети 3G в системе UMTS. «Скай Линк» продолжает использовать стандарт cdma2000, развертывая свои сети 3G в системе 1X EV-DO. Федеральное агентство связи объявило о проведении конкурса на выдачу лицензий 3G в конце 2006 года, заявки на участие в котором подали 13 компаний. В апреле

2007 года агентство объявило ожидаемые результаты конкурса: лицензии на право построения сетей мобильной связи третьего поколения получили компании, входящие в «большую тройку» российских операторов мобильной связи - «Мегафон», «МТС» и «Вымпелком». Первые две компании запланировали потратить на строительство сетей 3G около миллиарда долларов в течение 3 лет, третья - 300-350 миллионов за двухлетний период [5].

2 октября 2007 года оператор сотовой связи «Северо-Западный филиал ОАО “Мегафон”» запустил в Санкт-Петербурге первый участок коммерческой сети UMTS, а 24 октября объявил о начале предоставления услуг сотовой связи стандарта третьего поколения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 18 июня 2008 года «Мегафон» объявил о том, что услуги 3G теперь предоставляются во всех регионах Северо-Запада,

9 июля - о планах запуска 3G на Северном Кавказе. Компания «Мегафон» планирует в 2009 году запустить в коммерческую эксплуатацию фрагменты сетей 3G во всех городах-миллионниках и уже в процессе их эксплуатации заниматься исследованием спроса на предоставляемые услуги.

28 мая 2008 года услуги 3G в Санкт-Петербурге и Ленинградской области начинает предоставлять «МТС». 2 июня компания запустила сеть 3G в режиме тестовой эксплуатации в Казани, а 15 июля в Сочи начала ком-

мерческую эксплутацию сети 3G с поддержкой HSDPA.

Осенью 2008 года ОАО «Вымпелком» заявило о начале коммерческого использования сети 3G в Приморском крае, 1 сентября

2008 года обладатель торговой марки «Билайн» запустил сеть 3G в режиме тестовой эксплуатации в Челябинске.

Очевидно, что пока 3G в России претендует не на вытеснение «второго поколения», а на статус «нишевого продукта». Абоненты пока не проявляют интереса к услугам третьего поколения сотовой связи. Возможностью использовать услугу «видеозвонок» воспользовался лишь 1 % зарегистрированных абонентов «большой тройки». Трафик передачи в сетях третьего поколения увеличивается медленно, по мере ввода новых базовых станций, обновления «парка» телефонов с поддержкой 3G и информирования об услуге. Развитие петербургского рынка 3G, например, ограничено количеством телефонов и модемов, которые поддерживают этот стандарт. До

15 % телефонов поддерживают третье поколение, и их число увеличивается на несколько тысяч в месяц, но далеко не все абоненты пользуются его возможностями [13]. Как показал анализ филиала «Мегафон-Поволжье», телефонами 3G владеют около 10 % абонентов, и не все знают, что их телефон поддерживает функции третьего поколения [1]. Россия мало отличается от стран ЕС, где связью «третьего поколения» пользуются около 20 % абонентов. То есть российская (как и общеевропейская) проблема заключается не столько в накоплении «критической массы» телефонов в формате 3G, сколько в потребности в широком спектре услуг этой сети.

По прогнозам группы «Ж5-СошиШ^», повышения интереса к услугам 3G можно ожидать уже в 2009 году - значительно увеличится покрытие сетей и усилится конкуренция, что должно повысить рекламную активность операторов. Аналитики МДМ-банка считают, что к 2010 году 1-2 % абонентской базы каждого из операторов будут подписчиками услуг 3G, а проникновение этой технологии в России составит 5 % [5].

В целом основные проблемы, тормозящие внедрение технологий 3G в России, схожи с общемировыми. Это дороговизна теле-

фонов, поддерживающих 3G, и их высокое энергопотребление, недостаточная мотивация пользователей технологий 2G для приобретения услуг «третьего поколения», экономические проблемы компаний телеком-сек-тора, инвестирующих средства в развертывание сетей 3G.

Перейдем к предмету исследования данной статьи - мобильному телевидению. Первой в России эту услугу стала предоставлять компания «Мегафон». В 2004 году сервис был предложен клиентам в Москве, через год -зрителям Кавказа и Северо-Западного округа. Использовалась технология GPRS (2,5G), и «мобильное телевидение» больше напоминало слайд-шоу. Целевую аудиторию составляли бизнесмены и обеспеченная молодежь. Им предлагались каналы «Рамблер ТВ», «Муз ТВ» и «Нео ТВ» в режиме реального времени (плюс записи сюжетов и клипов) за абонентскую плату около 19 долларов в месяц.

Осенью 2007 года параметры мобильного телевидения, предоставляемого «Мегафоном», значительно изменились. Во-первых, на смену GPRS пришла технология EDGE (2,75 G), а в Москве, Петербурге, а затем и некоторых других регионах - 3G, позволившие повысить качество изображения и приблизить «мобильное телевидение» к стандартам качественной услуги. Во-вторых, абонентская плата за неограниченный просмотр снизилась до 240 рублей в месяц. Увеличилось до 10 количество каналов: это «Вести 24», «РБК», «Спас», «Рен ТВ», «Муз ТВ», «ТНТ», «Fashion TV», «Travel TV», «World Fashion Channel», «World Music Channel». Сейчас в Москве услугой пользуются около 1 % абонентов «Мегафона».

В июне 2007 года «Скай Линк - Москва» успешно завершил тестирование видеосервисов и приступил к предоставлению услуг «Мобильное телевидение» и «Видеотека» в Московском регионе в сети 3G (EV DO) в коммерческом режиме. За каждое подключение к просмотру телевизионного канала теперь взимается разовая плата в размере 34 центов, за просмотр видеоролика плата составит от 52 центов до 1,72 доллара, в зависимости от установленной ценовой категории содержания, трафик передачи данных оплачивается по мегабайтам в соответствии

с тарифным планом абонента. С августа 2006 года, когда началась опытная эксплуатация видеосервисов, трафик передачи данных вырос в 3 раза до 13 Тб в месяц, трафик видеоуслуг за этот период составил 0,5 Тб [12]. Всего за девять месяцев опытной эксплуатации видеосервисами воспользовались около 5 % абонентов, что превышает среднеевропейский и американский показатель. Эти показатели актуализировали коммерческую эксплуатацию.

На начальном этапе коммерческой эксплуатации абоненты «Скай Линк» - владельцы телефонов «Ubiquam U-300» получили возможность подключаться к платным он-лайн-трансляциям 4 каналов: «ТНТ», «MUSIC BOX TV», «MUSIC BOX RU», «Юмор ТВ» - и смотреть видеоролики различной тематики, сгруппированные по нескольким категориям. Позже в «линейку» каналов были добавлены «РБК» и «Региональное ТВ».

Компания «МТС», запустив сети «третьего поколения» в 2008 году, рассчитывает, что уже в течение первого года зрителями мобильного телевидения станут 10 % абонентов 3G, а к 2011 году число таких абонентов составит 11 миллионов. Основным поставщиком контента для «МТС» будет «Стрим-кон-тент» (обе компании принадлежат АФК «Система»). Абонентам будут доступны 30 каналов, затем их число может увеличиться в зависимости от того, насколько услуга будет востребована зрителями [11].

Что касается непосредственного мобильного вещания, то здесь Россия выбрала общеевропейский стандарт DVB-H. В 2007 году были сделаны значительные шаги на пути его внедрения в нашей стране. В марте ФГУП «Российские телевещательные сети» (РТРС), распространяющее телерадиосигнал в российских регионах, инициировало создание в Обнинске совместного предприятия приборного завода «Сигнал» с итальянской компанией «Digital Multimedia Technologies (DMT)» с целью производства телевизионных передатчиков для мобильного телевидения в формате DVB-H. 51 % акций должен принадлежать итальянским партнерам, а 49 % распределят между собой завод «Сигнал», одна из «дочерних» структур ФГУП РТРС и российские инвесторы.

Инвестиции в проект со стороны итальянской компании составят от 2 до 5 миллионов евро, при этом стоимость передатчиков, производимых в России, будет на 30 % дешевле, чем за рубежом. Согласно бизнес-плану, в течение пяти лет планируется занять 30 % соответствующего сегмента российского рынка, а объем продукции, выпущенной за это время, составит около 200 миллионов евро [4]. Партнер был выбран исходя из того, что Италия занимает первое место в Европе по количеству зрителей вещания в стандарте DVB-

H, а «Digital Multimedia Technologies» является не только крупнейшим итальянским частным поставщиком услуг по передаче теле- и радиосигнала (более 700 вышек), но и одним из ведущих европейских производителей теле-и радиоретрансляционного оборудования (доля на рынке составляет около 20 %).

Отметим, что для покрытия вещательной сеткой мобильного ТВ города с населением около миллиона жителей необходимо 1520 передатчиков. Один, мощностью 2-6 кВт, устанавливается на телебашне, а оставшиеся, менее мощные, распределяются в зависимости от рельефных особенностей города. По экспертным оценкам, для организации мобильного телевидения в Москве оператор должен будет потратить на передающее оборудование около 500 тысяч долларов. Для того чтобы мобильное телевидение было доступно во всех крупных городах страны, каждому оператору необходимо 500-1 000 передатчиков разной мощности.

Пока развитие технологий DVB-H в регионах носит, скорее, спорадический характер. В Екатеринбурге еще в 2007 году компания «Областное телевидение» (ОТВ) запустила в тестовую эксплуатацию сети DVB-H (в дециметровом диапазоне 470-862 МГ ц) на базе оборудования испанской компании «SIDSA», специализирующейся в области высоких технологий. Абоненты всех пяти GSM-операторов столицы Уральского федерального округа получили бесплатный доступ к десяти каналам мобильного телевидения. А в январе

2009 года «SIDSA» совместно с «РТРС» протестировала в Твери эфирное цифровое телевидение в формате DVB-T и мобильное телевидение в формате DVB-H в иерархической модуляции. Была успешно осуществлена

симультанная передача на одной частоте телевизионных программ для стационарных телевизоров и для мобильных телефонов различных производителей. Преимущество иерархической модуляции в том, что она позволяет эффективно защищать от помех сигнал, передаваемый на мобильные приемники, не забирая частот у эфирного телевидения, что неизбежно при различной модуляции. Головную станцию, поддерживающую иерархическую модуляцию, предоставила испанская компания, а РТРС выделила стандартный телевизионный канал в диапазоне 8 МГц.

Очевидно, однако, что наибольший интерес развитие DVB-H технологий вызывает у крупнейших российских операторов мобильной связи. В мае 2007 года компания «Система Масс-Медиа» объявила, что инвестирует около 200 миллионов долларов в строительство в России сети DVB-H. Строительство уже началось и ведется во всех регионах, где у компании есть лицензия. Для организации вещания ООО «Цифровое телевидение», дочерняя компания «Системы», покупает компании, имеющие необходимые частоты, в

16 городах-миллионниках и Московской области. Речь идет о компаниях, получивших в 2002-2006-х годах разрешение на тестовокоммерческую эксплуатацию цифрового телевидения в стандарте DVB-Т на дециметровых частотах в диапазоне 570 МГц, позволяющих вещать в стандарте DVB-H [9].

Головная станция, рассчитанная на 16 программ, была построена на основе оборудования «Thomson» (головная станция, системы кодирования и мультиплексирования, распространение сигнала через спутник на локальные передатчики) и уже в августе 2007 года передала первый сигнал на спутник. Услуги планируется оказывать не только для абонентов сети «МТС», входящей в АФК «Система», но и для других операторов мобильной связи. Именно поэтому для управления и защиты телевизионного «контента» было выбрано технологическое решение «Unified Headend» компании «NDS», позволяющее организовывать телевещание вне зависимости от того, какую SIM-карту использует абонент. Решение предполагает конвергентные услуги и включает в себя систему условного доступа (контроль за подпиской абонентов и доставкой содержания) и

DRM (Digital Rights Management, защиту содержания). Важно при этом, что технология полностью совместима не только со стандартами DVB-H, DVB-SH, но и с MediaFLO, и даже с китайскими CMMB и STIMI. Сеть создается, кроме того, при участии южнокорейского оператора «SK Telekom» и «T-Systems» -подразделения «Deutsche Telekom».

Введение сети в полноценную коммерческую эксплуатацию было запланировано на конец 2008 года, однако не состоялось, в том числе из-за проблем, связанных с экономическим кризисом. Средняя ежемесячная выручка в расчете на одного абонента (ARPU) на момент запуска сети прогнозировалась на уровне 1215 долларов, с постепенным понижением до 8-

10 долларов по мере выхода на массовый рынок [10]. Программы, как и в случае с сетью 3G, будут предоставляться ЗАО «Стрим-кон-тент». Эксперты «Системы» надеются, что в

2010 году абонентами сети станут полмиллиона человек только в Москве.

Компания «Вымпелком», в свою очередь, объявила о запуске в эксплуатацию в 2008 году сети стандарта DVB-H для мобильного телевещания в Московской области. Затраты на эти цели оцениваются в несколько миллионов долларов. Для развития мобильного телевидения «Вымпелком» в декабре 2006 года приобрел московскую компанию «Доминанта» с операторской лицензией в дециметровом диапазоне на оказание услуг в Московской области. Было объявлено, что для организации условного доступа к сети будет использоваться система «Nagra Mobile TV» компании «Nagravision», соответствующая нормам стандарта DVB. «Nagra Mobile TV», использующаяся в Италии крупнейшим европейским оператором DVB-H - «3 Italia», совместима с широким спектром вещательного оборудования и мобильных устройств. Для российского рынка были оговорены специальные условия, в частности, абоненты будут использовать телефоны GSM с SIM-картами 2,5G.

В 2008 году, по данным Европейской аудиовизуальной наблюдательной комиссии (EAO), в России насчитывалось около 200 000 зрителей мобильного ТВ, что составляет лишь 0,11 % от общего числа пользователей сотовой связи [16]. По прогнозам «iKS-Consulting», количество потребителей мобиль-

ного телевидения в России в 2009 году может составить около 1-1,5 % от совокупной абонентской базы всех операторов. При этом оказание данной услуги может принести операторам к 2009 году около 8 миллионов долларов, а к 2012 - около 40 миллионов [17]. Аналитики АФК «Система» считают, что аудитория мобильного вещания в 2011 году вырастет до 30-50 % от количества абонентов сотовой связи [3]. По данным аналитиков УК «Финам Менеджмент», количество зрителей мобильного телевидения в 2013 году может достичь 13-15 миллионов [2].

В начале 2009 года можно говорить о том, что на российском рынке мобильного телевидения оформилось своеобразное разделение труда: «Мегафон» и «Скай Линк» делают ставку на технологии 3G, «Вымпелком» - на DVB-Н-вещание, а «Система» пытается совместить эти технологии. В отличие от европейского рынка мобильного вещания, разделенного монополистической «войной стандартов» (особенно характерной для ФРГ, Великобритании и в меньшей степени Франции) [7, с. 4347], российский сектор мобильного вещания не показывает признаков непреодолимых технологических противоречий. Поэтому крупные российские операторы в дальнейшем вполне могут использовать интегрированную бизнес-модель мобильного ТВ, в которой массовое вещание будет осуществляться в стандарте DVB-H, а интерактивные сервисы будут доступны в сетях 3G.

Такая модель может включать в себя 4 основных компонента:

1. Фиксированная абонентская плата за набор основных каналов в сети DVB-H.

2. Дополнительная плата за просмотр премиум-каналов (пакетов кана лов).

3. Каналы бесплатного доступа, оплачиваемые рекламодателями.

4. Плата за использование интерактивных услуг 3G (за них могут платить как сами абоненты, так и провайдеры этих услуг).

Если оператор сети (вещатель) сам не является сервис-провайдером (не обладает абонентской базой), а предоставляет ресурсы внешним сервис-провайдерам, то при сохранении модели его доход будет формироваться за счет арендной платы. Интегрированная модель бизнес-вещания наиболее ус-

пешно реализуется в Италии, где крупнейший DVB-H-оператор «3 Italia» предоставляет услуги и в сетях 3G, и в партнерстве с «RAI» и «Alcatel-Lucent» строит сеть DVB-SH, причем интеграция с существующей сетью 3G обеспечивается и на базе имеющихся сайтов 3G.

Сдерживающим фактором развития мобильного вещания в России является технологическая отсталость. Как видно из вышеприведенных сведений, российские специалисты для помощи в развитии мобильного ТВ активно привлекают зарубежных партнеров. Главными субъектами, стимулирующими его развитие, являются государство и крупнейшие сотовые операторы. Однако, наряду с примерами их эффективного взаимодействия, есть и дисфункциональные аспекты: проблемы частотного регулирования и лицензирования в UHF-диапазоне, регламентирования предоставления услуг «по запросу».

Экстенсивный рост объема услуг мобильной связи последних 5 лет не способствовал развитию DVB-H-вещания в России, так как интересы инвесторов были сконцентрированы на развитии сотовых сетей. Внимание крупнейших операторов к мобильному телевидению в последние 3 года можно объяснить не только общемировой тенденцией, но и необходимостью внедрения дополнительных услуг для повышения ARPU. Тревожные тенденции снижения роста ежемесячного дохода в расчете на одного абонента наметились еще до финансового кризиса. Если во втором квартале 2007 года темпы роста ARPU, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, составили 30 % у «Вымпелкома», 18 % у «Мегафона» и 10 % у «МТС», то в третьем квартале эти показатели упали до 20 % в первом случае и до 10 % в двух остальных, а в четвертом квартале - до 15 % у «Вымпелкома» и по 9 % у «Мегафона» и «МТС» [6]. В период кризиса значимой для сотовых операторов становится возможность существенного снижения CAPEX (капитальных расходов) в результате «переиспользова-ния» 3G-сайтов сотовой сети, их антенных сетей и «фидеров» (линий связи станции и антенны) при дальнейшей эволюции стандартов DVB-H и DVB-SH и развертывании сетей вещания в S-полосе в диапазоне 2 170-2 200

МГ ц (что уже происходит в странах Европейского союза).

Однако в целом развитие мобильного телевидения, особенно интерактивных SG-видеосервисов, не рассматривается российскими сотовыми операторами в качестве ключевой задачи. Скажем, основная мотивация строительства «Мегафоном» сетей 3G - это не мобильное телевидение или видеозвонок, а высокоскоростной мобильный Интернет. Главная причина - неопределенность будущего мобильного вещания и мобильных видеосервисов. Низкие количественные показатели зрителей мобильного ТВ в США и Европе, неустойчивость бизнес-моделей, неуверенность в прибылях дополняют проблемный ландшафт.

К общемировым трудностям добавляется и традиционная российская - низкая покупательная способность населения. Абонентские терминалы, поддерживающие DVB-H, стоят около 500 долларов. И это несмотря на то, что себестоимость самого DVB-H-тюнера меньше 10 долларов, и цена его встраивания тоже невелика. Высокая цена телефонов, способных принимать сигнал DVB-H, объясняется тем, что встраивание DVB-H-тюне-ров идет с верха модельного ряда смартфонов, то есть с самых дорогих моделей. Учитывая это, российским DVB-H операторам стоит расширять абонентскую базу за счет внедрения DVB-H-адаптеров для ноутбуков и карманных персональных компьютеров (PDA, Personal Digital Assistant).

Главной проблемой мобильного телевидения, как для России, так и для Запада, является практически полное отсутствие оригинального «контента». Проблема имеет две составляющие: формальную и содержательную. Мобильное телевещание требует «контента», адаптированного для просмотра на небольших устройствах в течение непродолжительного времени. Оптимальный формат для мобильного ТВ - короткометражные клипы (фильмы, ролики, новости, музыка, спорт), снятые преимущественно крупным планом. На Западе лидеры телевизионной индустрии уже создали мобильные каналы, работающие с учетом специфики мобильного телевидения («CBS Mobile», «FOX Mobile», «ESPN Mobile TV», «BBC», «Discovery»). В России лишь компания «Стрим-контент» занимается

разработкой программ для мобильного ТВ, представив несколько специальных форматов для мобильного вещания. Говорить же о каналах, предназначенных для использования именно на мобильных устройствах, не приходится. Деньги в этот сегмент рынка пока не поступают ни от абонентов, ни от рекламодателей. Возможно, ситуация изменится с полноценным вводом сетей мобильного телевидения в коммерческую эксплуатацию.

Проблема содержания сетей стоит на Западе не менее остро, чем в России. Набор программ и западных, и российских операторов почти не отличается от репертуара эфирных и кабельных телестанций. Оригинальность специализированных программ и каналов ограничивается формальной стороной, а содержание не выходит за рамки «мейнстрима». Положение ухудшается тем, что, в отличие от 1РТХ мобильное телевещание может использовать лимитированное количество каналов (16 для стандарта DVB-H и 24 для MediaFLO) и в будущем, если независимый мобильный «контент» будет создаваться, ему будет непросто конкурировать с гигантами новостной и развлекательной индустрии в борьбе за частотный спектр.

Политическая экономия российского мобильного телевидения в целом позволяет зафиксировать тенденции, схожие с зарубежными, хотя имеет и свои особенности. Как и западные аналоги, российский рынок мобильной связи монополизирован и в основном разделен между тремя крупнейшими операторами. Как в США и странах Европейского союза, монополизация российского телеком-сек-тора носит конвергентный характер. «Вымпелком» в 2007 году приобрел один из ведущих интернет-провайдеров России «Голден Телеком», а в 2008 году - оператора «1РТУ» и кабельного ТВ «Корбина телеком», а также сети розничного распространения мобильных устройств - «Евросеть» и «Связной». Ранее, в 2006 году, для организации сети мобильного телевидения была приобретена компания «Доминанта». «Система Масс-Медиа» владеет 62 % акций мобильного оператора «МТС» и крупнейшим в России провайдером «IPTV» и кабельного «ТВ Стрим»; в 2007 году для организации мобильного вещания была приобретена компания «Цифровое телевидение».

В холдинг «Системы» также входят крупные мультисервисные телеком-операторы: «Ком-стар-ОТС», «МТТ» и «Голден Лайн».

Процессы слияний и поглощений в российской мобильной индустрии не ограничиваются российскими границами. Норвежской телеком-компании «Telenor» принадлежит 26,6 % голосующих акций «Вымпелкома». Это второй по величине пакет акций российского мобильного гиганта. 35,6 % акций «Мегафона» принадлежит шведско-финской компании «TeliaSonera», 31,3 % - компании «Телекоминвест», 8 % - фонду «IPOC», за которыми стоит датский бизнесмен Джеффри Гальмонд - владелец компании «Mondeo Holding Ltd». Акционерами «МТС» являются «Deutsche Telecom» и Европейский банк реконструкции и развития. Глобализационный аспект отечественной мобильной индустрии подчеркивают и крупные активы российских операторов в республиках бывшего СССР.

Кроме того, важным фактором монополизации мобильного вещания является привязка смартфона «iPhone 3G» к услугам операторов «большой тройки», которые они заключили с компанией «Apple» в конце 2008 года. Монопольное преимущество очевидно: стоимость устройства без подключения к оператору составит около 1 000 долларов, с контрактом «iPhone» - около 200 долларов. Здесь Россия переняла отрицательный мировой опыт: «iPhone», как правило, привязан к сети оператора, который является эксклюзивным партнером компании «Apple» [7, с. 54]. Общество борется с таким монополизмом традиционным способом - к сентябрю 2008 года, когда в России было официально объявлено о начале продажи «iPhone 3G», по оценкам экспертов, в нашей стране уже находилось 600 тысяч смартфонов, ввезенных нелегально [15].

Не прошла мимо российской мобильной индустрии и финансиализация капитализма. Акции «большой тройки» мобильных операторов размещены на фондовых биржах, главным акционером «Вымпелкома» является «Альфа-банк» (32,9 %), он же с пакетом в 25,1 % акций выступает одним из главных владельцев «Мегафона». «Система Масс-Медиа» принадлежит Автономной финансовой корпорации «Система». В отличие от западной мобильной индустрии, на российский те-леком-сектор (и на медиасектор в целом)

практически не влияют сделки с участием частных инвестиционных фондов, осуществляющиеся с помощью значительных кредитных линий и долговых обязательств.

Очевидно, что тенденция коммерциализации - неотъемлемая часть развития медиасектора периода Новейшей истории - также является характеристикой рынка мобильного телевидения. Набор каналов, предлагаемый российскими операторами мобильного ТВ, как и вся мобильная индустрия, иллюстрирует интеграцию молодой услуги в систему развлечений и поддерживает в новой форме ценностную ориентацию на консюмеризм, накопление и сибаритство.

Итак, российское мобильное телевидение рождается в диалектическом противоречии формы и содержания. С одной стороны, нельзя не отметить роль телеком-капитала в технологическом развитии - создании сетей 3G и DVB-H и других элементов инфраструктуры (хотя и затормозившегося в связи с экономическим кризисом). С другой стороны, как это всегда происходило в медиасекторе, крупный капитал, инвестируя в технологии, подчиняет их своим интересам, превращает в орудие влияния и доминирования. Поэтому, в широком смысле, перспективы дальнейшего развития мобильного телевидения необходимо искать не столько в оптимизации бизнес-моделей и инфраструктуры, сколько в развитии идеологического плюрализма и повышения качества содержания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В 2009 году 3G появится во всех крупных городах России. - Режим доступа: http:// wimax.livebusiness.ru/news/5117.

2. Мобильное ТВ захватит Россию и мир. -Режим доступа: http://webtime.ru/events/Mobilnoe-TV-zahvatit-Rossiju-i-mir.

3. Мобильное ТВ наступает. Россия не отстает. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/ index. shtml?2006/02/10/195906.

4. РТРС планирует развивать мобильное ТВ. -Режим доступа: http://www.tvcenter.ru/news-tv/ RTRS-planiruet-razvivat-mobilnoe-TV

5. Рыбаков, А. Лицензии на 3G выданы, оборудования нет / А. Рыбаков. - Режим доступа: http://www.webplanet.ru/news/telecom/2007/10/03/ 3g.html.

6. Самый маленький телевизор. - Режим доступа: http://www.cforum.ru/news/article/043862.htm.

7. Сапунов, В. И. Мобильное телевидение в зарубежной мобильной индустрии: технологии, функционирование и политическая экономия / В. И. Сапунов // Современные проблемы журналистской науки : ежегод. сб. науч. ст. - Воронеж : Фак. журналистики ВГУ 2008. - С. 24-57.

8. Сапунов, В. И. Политическая экономия глобальной индустрии мобильных технологий в контексте развития мирового телекоммуникационного сектора / В. И. Сапунов // Журналистика и медиаобразование - 2008 : сб. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2008. -С. 223-231.

9. «Система» запускает в России мобильное телевидение. - Режим доступа: http://www.broadcasting. ru/newstext.php?news_id=24199.

10. «Система Масс-Медиа» инвестирует в мобильное ТВ в России около $200 млн. - Режим доступа: http://www.tv-digest.ru.

11. «Система Масс-Медиа» пристроила мо-

бильный контент. Его будет покупать МТС. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/

daily.aspx?date=20080519.

12. «Скай Линк» представил 5 новых телеканалов мобильного ТВ в Санкт-Петербурге. - Режим доступа: http://www.cforum.ru/news/article/064220.htm.

13. Стандарт сотовой связи 3G мало интересен жителям Питера. - Режим доступа: http://www. gazeta.spb.ru/69477-0.

14. Число пользователей сотовой связи в России в июле 2008 г. увеличилось. - Режим доступа: http:/www.tv.net.ua/news.php?id=12396.

15. iPhone 3G официально анонсирован в России. - Режим доступа: http://www.telmar.ru/ 1205.html.

16. Towards Digital Television in the Federation of Russia. - Mode of access: http://www.hifishow.ru/ en/cstb/about/release2007.

17. http://gsm.mag-city.ru/index.php?new-sid=273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.