Научная статья на тему 'Анализ зарубежного опыта государственных управленческих механизмов в сфере туризма'

Анализ зарубежного опыта государственных управленческих механизмов в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3763
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежного опыта государственных управленческих механизмов в сфере туризма»



АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

М.В. ЕФРЕМОВА,

кандидат технических наук, доцент Нижегородского коммерческого института

И.П. СМИРНОВА, начальник отдела по туризму, комитет по спорту, физкультуре и туризму администрации г. Нижнего Новгорода

Изучение и анализ туристической политики Как следует из приведенных данных, в 2000

за рубежом представляет значительный интерес году число международных прибытий в этих стра-

для современного российского туризма, остро нах увеличилось на 7,4%. Относительно 7-го места

нуждающегося в реструктуризации управленчес- России в приведенном рейтинге особо не стоит

ких механизмов. обольщаться, поскольку масштабы нашей страны

Опыт разных стран показывает, что успех раз- никоим образом не сопоставимы с размерами ев-

вития туризма напрямую зависит от того, как на ропейских государств, лидирующих в списке. Тем

государственном уровне воспринимается эта от- не менее динамика роста туристических прибы-

расль, насколько она пользуется государственной тий в 2000 году по сравнению с 1999 годом на

поддержкой. 23,2% свидетельствует о наличии существенных

В качестве иллюстрации состояния туристи- сдвигов в этой отрасли российской экономики, ческой отрасли на современном этапе в табл. 1 На современном этапе значительный рост

показаны рейтинги 15 стран - лидеров по между- доходов от туризма характерен в первую очередь

народным прибытиям [1]. для небольших стран, определивших туризм в ка-

Таблица I

Рейтинг стран - лидеров по международным туристским прибытиям

Страна Рейтинг по международным туристским прибытиям Число прибытий в 2000 году, тыс. Изменение туристских прибытий в 2000 году по сравнению с 1999 годом, %

1990 год 1995 год 2000 год

Франция 1 1 I 74 500 +2,0

Испания 3 3 2 53 600 +3,7

США 2 2 3 52 700 +8,7

Италия 4 4 4 41 200 +12,8

Китай 12 8 5 31 200 +15,5

Великобритания 7 5 .6 24 900 -1,9

Россия 17 18 7 22 800 +23,2

Канада 10 11 8 20 400 +4,9

Мексика 8 7 9 20 000 +5,0

Германия 9 13 10 18 900 +10,5

Польша 27 9 11 18 200 +1,3

Австрия 6 10 12 17 800 +2,0

Венгрия 5 6 13 15 600 +8,1

Китай, Гонконг 19 15 14 13 100 +15,3

Греция 13 16 15 12 500 +2,8

Итого по 15 странам 437 400

Всего 698 300 +7,4

честве приоритетной отрасли экономики. Первостепенная роль в обеспечении эффективности туристической деятельности принадлежит правительствам этих государств.

Основные направления деятельности в сфере туризма со стороны правительств различных государств показаны в табл. 2.

Наиболее ярким примером страны, где туризм пользуется поддержкой государства, по праву может быть Венгрия. Благодаря гибкой политике государства за последние полтора десятка лет в венгерском туризме произошли существенные позитивные изменения.

На сегодняшний день в Венгрии на долю туризма приходится более 10% от общей валовой продукции, валютные доходы от туризма составляют около 35% всего экспорта. Специалисты отмечают, что в 2000 году положительное сальдо между затратами и расходами в туристской индустрии составило более 2,5 млрд евро [2].

В целях развития туризма в стране была создана национальная организация по туризму «Венгрия-Туризм». По форме она является акционерным обществом и находится в структуре министерства экономики страны.

Деятельность этой организации, по словам директрра по маркетингу Дьерди Спярто, сосредоточена исключительно на маркетинговом продвижении национального турпродукта как внутри страны, так и за ее пределами [3].

Напомним, что аналогичная структура в России занимается в основном нормативно-право-вым регулированием отрасли, вопросами лицензирования и сертификации.

Бюджет главной туристической организации Венгрии формируется из двух частей: государственного финансирования и налоговых поступлений от предприятий туризма, соотношение которых составляет 2:1. Ежегодный взнос от последних в виде добровольного налога на развитие

Таблица 2

Приоритетные направления работ в сфере туризма

Страна Национальная управленческая структура по туризму Приоритетные направления

Венгрия Министерство экономики 1. Маркетинговые исследования. 2. Продвижение турпродукта на зарубежных рынках. 3. Информационное обеспечение туристов. 4. Внедрение современных компьютерных технологий. 5. Стимулирование въездного туризма

Греция Министерство развития, торговли и индустрии 1. Укрепление материально-технической базы путем субсидий и налоговых льгот. 2. Стимулирование въездного туризма. 3. Лицензирование

Турция Министерство туризма 1. Всемерная поддержка отрасли на государственном уровне. 2. Укрепление материально-технической базы путём субсидий, налоговых льгот, инвестиций, льготных кредитов и таможенных пошлин. 3. Стимулирование въездного туризма. 4. Упрощение визовых формальностей

Франция Министерство транспорта и общественных работ 1. Стимулирование социального туризма. 2. Охрана окружающей среды

Испания Министерство экономики 1. Охрана окружающей среды. 2. Нормативно-правовое регулирование. 3. Лицензирование, сертификация. 4. Координация региональных туристических организаций

Италия Министерство промышленности, ремесел и торговли 1. Нормативно-правовое регулирование. 2. Лицензирование. 3. Координация региональных туристических организаций. 4. Статистическая деятельность. 5. Международное сотрудничество

США Управление по вопросам путешествий и туризма 1. Руководство программами развития туризма. 2. Исследование регионов. 3. Статистическая деятельность. 4. Стимулирование внутреннего туризма

Рисунок. Структура венгерской государственной организации по управлению туризмом

туризма колеблется от 0,5 до 2% прибыли в зависимости от вида предприятия. Общий годовой бюджет корпорации составляет 18 млн дол. США, из них 3,5 млн дол. расходуются на маркетинг.

Причем значительная часть этих средств направляется на рекламу страны за рубежом. Так, в 2001 году расходы на продвижение Венгрии в России составили 750 тыс. дол. [2].

Структурно «Венгрия-Туризм» состоит из 7 отделов - исследовательского, маркетингового, внутреннего туризма, международного туризма, информационного, экономического и кадрового (рисунок).

Одним из важнейших в структуре организации считают исследовательский отдел. Здесь изучают конъюнктуру и состояние рынка, устанавливают мероприятия для событийного туризма (достопримечательности, события, фестивали и праздники, которые могут привлечь туристов).

Разработкой новых маршрутов, программ и их продвижением занимается маркетинговый отдел. О значимости и масштабе выполняемых им задач свидетельствует тот факт, что почти половина сотрудников всей структуры трудятся в данном отделе.

Для привлечения зарубежных туристов стало традицией определять тему каждого года. Об объеме работ по привлечению иностранных туристов свидетельствует факт создания и управления работой 16 загранпредставительств.

Одним из существенных направлений деятельности маркетингового отдела является издательская деятельность. Обширности выпускаемой информации могут позавидовать национальные* организации по туризму любой другой западноевропейской страны: рекламные буклеты, туристская литература, большое количество видеофильмов. Причем основные каталоги и буклеты по стране издаются на 8 языках, включая русский.

Немаловажное значение специалисты отдела отводят выставочной и РЯ- работе. Так, «Вен-грия-Туризм» участвует в организации работы на-

циональных стендов на туристических выставках и берет на себя около 70% всех расходов.

Значительное внимание венгерское государство уделяет информационной работе. В стране создана система из 107 туристско-информацион-ных центров «Туринформ». В любом таком центре венгерский или зарубежный турист может получить бесплатную консультацию о местных отелях, достопримечательностях, музеях, экскурсиях, забронировать необходимые услуги, взять необходимые информационные материалы.

В Будапеште функционируют два таких центра, причем один из них открыт круглосуточно, и там постоянно на соответствующий случай обращения туристов дежурит полицейский.

Представляет интерес опыт управления информационными центрами. Некоторые из них, формально подчиняясь национальной организации, находятся в муниципальном ведении.

Существенное значение в венгерском туризме уделяется внедрению современных технологий. При этом государство берет на себя все расходы, связанные с использованием Интернета в работе «Туринформ».

На рост туристических потоков в страну позитивно влияет безвизовый режим со всеми европейскими странами и с большинством государств мира.

Ощутимые результаты оказывает порядок, при котором на 5 лет освобождаются от налогов новые инвестиции, вложенные в туристический бизнес, а также беспроцентное кредитование строительства объектов отрасли.

Особое место в развитии туристической индустрии государство отводит столице страны. В Будапеште имеется свой туристический департамент. Он был создан в апреле 1996 года в качестве Некоммерческой маркетинговой организации. Деятельность департамента направлена на развитие туризма в Будапеште, оказание помощи гостям города и поддержку туристической отрасли страны.

Департамент подчиняется мэрии Будапешта, финансирование работы департамента ведется из городского бюджета, дополнительные источники связаны с разработкой и продвижением туристических продуктов. Общий годовой бюджет структуры составляет около 2 млн дол.

Как и основная национальная организация, возглавляющая туризм, департамент существенное внимание уделяет информационной работе. В его системе созданы 4 информационных бюро, расположенные в самых многолюдных местах Будапешта.

Еще в 11 местах имеются электронные справочные пункты. Каждый из них содержит около 200 тыс. данных, которые можно оперативно получить в текстовом и иллюстративном виде на венгерском, английском и немецком языках. Компьютерные информационные аппараты имеют сенсорное управление и снабжены числовым планом города, облегчающим виртуальное путешествие.

Система информационных туристских щитов, включающая 750 указателей, расположена как в центре города, так и в других достопримечательных местах, которые посещают туристы.

Кроме этого, значительная роль в информировании туристов отводится печатной продукции. Общий тираж выпущенных при участии департамента рекламно-информационных изданий превышает 2 млн экземпляров.

Стимулирование въздного потока обеспечивают, так называемые BudapestStudy - проведение в низкий сезон 3-дневных ознакомительных туров для туроператоров и журналистов. Успешной оказалась и серия пресс-маркетинговых акций в крупных европейских городах, в том числе в Санкт-Петербурге.

Интересен опыт департамента по стимулированию сбыта туристических услуг. Так, специально для туристов, желающих осмотреть достопримечательности города и при этом сэкономить, в 1997 году был предпринят смелый маркетинговый ход - выпуск специальных льготных карт (Budapest Card).

Budapest Card предлагает туристам более 100 различных льгот, в том числе неограниченное количество поездок на всех видах городского транспорта, бесплатное посещение 55 музеев и достопримечательностей, 50%-е скидки на городские экскурсии, льготные расценки на культурные и фольклорные программы, скидки в магазинах, ресторанах, бальнеологических купальнях, аренду автомобилей, воздушные прогулки, спортивные мероприятия и т.д. [4].

Карточка приобретается на одного взрослого и находящегося с ним ребенка до 14 лет, име-

ет срок действия 2 или 3 дня. Budapest Card в 2000 году стала «чемпионом мира» по посещению туристами европейских музеев: рекорд года - 17 музеев за 3 дня.

При разработке этого проекта был использован опыт работы 8 европейских туристских карточек, в частности Вены, Стокгольма, Хельсинки, Берлина, Лейпцига и др. Финансирование обеспечивалось городским бюджетом, на «запуск» карточки ушло 120 тыс. дол. Первые полтора года, в течение которых было реализовано 58 тыс. карточек, сделали ее самоокупаемой.

Реализация вышеуказанных проектов, безусловно, требует капиталовложений. В 1995 году был найден дополнительный источник для увеличения доходной части бюджета департамента по туризму - новый туристичский налог в размере 3% от оплаты ночевок, проведенных в Будапеште, в расчете на одно место в коммерческих местах размещения. Государство добавляет к каждому «взносу» 2 форинта, и таким образом формируется резерв, за счет которого могут финансироваться различные проекты будапештского туризма.

Греция. Не менее интересен в развитии туристкой отрасли опыт греческого государства.

Национальная организация по туризму Греции (EOT), все более активно участвующая в экономике страны, является частью министерства развития, включающего также министерство торговли и индустрии.

EOT имеет 2 департамента: программирования и развития и по продвижению греческого турпродукта во всем мире. Региональные управления организации находятся в подчинении местных администраций. Представительства по туризму при посольствах Греции есть более чем в 20 странах мира.

EOT принимает активное участие в международных и региональных выставках, на которых тесно работает с представителями туристических ассоциаций, независимых от государства. Само же государство в лице EOT лицензирует все отрасли туризма, проверяет их работу, защищает права потребителей (через туристическую полицию), присваивает категории гостиницам.

Правительство страны предлагает инвесторам помощь в получении кредита по выгодной процентной ставке, скидки по налогам. Ежегодно министерство национальной экономики Греции объявляет общую сумму помощи инвесторам в туризм. В 1995 году, например, она составила 587 млн дол. [5].

Государство определяет приоритеты инвестирования в туризм. Прежде всего - это строительство, расширение и модернизация высоко-

классных отелей и туркомплексов. Причем, если объем инвестиций достигает 21 млн дол., предоставляются дополнительные льготы. Интересно, что реконструируемые гостиницы и другие туристские объекты имеют право выбора формы государственной помощи: субсидии или налоговые льготы. Огромные возможности есть у местных туристических органов страны: предоставляя в комиссию ЕС конкретный проект развития региона, они могут при его утверждении получить финансирование непосредственно в местные органы власти.

По расчетам ЕС, в 2001 - 2006 годах Греция потратит на развитие туристической инфраструктуры 17 500 000 дол., половина из которых будет вложена частным бизнесом.

Турция. Пристального изучения заслуживает опыт Турции. Благодаря финансовой поддержке государства и местных властей, Турция за последние 5 лет переживает настоящий бум в туристической отрасли. Если в 1994 году число туристов составило 6,7 млн человек, то в 1996 году этот показатель достиг 8,6 млн. Доля туристического сектора в валовом национальном продукте, бывшая в 1960-х годах незначительной, в 1988 году составила 2,1%, а в 1999 году достигла 4,5%. Доля в национальном экспорте практически с нуля возросла в 1988 году до 16%, а в 1999 году составила 25%. В настоящее время 2,5 млн населения страны (почти 5%) прямо или косвенно зарабатывают на жизнь за счет туризма [6].

Высшим государственным органом туристической отрасли Турции является министерство туризма, которое было образовано в 1963 году. Кроме этого, в стране функционируют общественные организации: ассоциации туринвесторов, владельцев отелей, частных авиаперевозчиков.

В Турции все льготы определяются специальным сертификатом, для получения которого устанавливается минимальная сумма инвестиций в туризм как в неприоритетных, так и в приоритетных регионах и зонах свободной торговли.

Местным и иностранным инвесторам предоставляют следующие льготы:

- инвестиционная поддержка по налогам;

- освобождение от таможенных пошлин и НДС на импорт;

- льготные кредиты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Льготы по налогам и сборам означают:

- освобождение от таможенного сбора машин и оборудования, которые должны быть завезены согласно льготному сертификату;

- освобождение от таможенного налога ряда машин и оборудования независимо от наличия льготного сертификата;

- скидки на корпоративный налог (от 30 до 100%);

- освобождение от уплаты части подоходного налога с заработной платы рабочих, занятых в регионах высокой степени приоритетности.

Согласно закону по стимулированию туризма, ряд льгот предоставляется туроператорам. Их доходы от туристической деятельности облагаются корпоративным налогом лишь на пятую его часть. 20% доходов от туризма, полученных в иностранной валюте и проконвертированных в турецкие лиры, освобождаются от налогообложения, в течение 10 лет с начала создания предприятия.

Как известно, одной из эффективных форм государственной поддержки туризма может быть упрощение туристских формальностей. Именно этому направлению правительство Турции уделяет существенное значение.

Между Россией и Турцией существует соглашение об освобождении от комиссионных сборов за оформление визы, и турецкое правительство его неукоснительно соблюдает: виза оформляется бесплатно в течение одного дня. Российские туристы практически не замечают во времени и не ощущают материально, что по прибытии в Турцию в их паспорт проставляется въезжающая виза, настолько отлажен этот механизм.

Но, с другой стороны, турецким гражданам необходимо обращаться за разрешением на оформление российской визы за 15 дней до выезда, заплатив за это довольно крупную сумму денег [7]. Не в этом ли кроется одна из причин крайне низкого туристского потока в Россию?

О значительной государственной поддержке отрасли, предопределившей 20%-ю долю поступлений в бюджет Турции за счет туризма, свидетельствует и такой факт, что в Турции министр по туризму не менее значим, чем, к примеру, министр обороны, и летом в разгар туристического сезона он получает полномочия, которых нет ни у кого из других членов правительства [8].

Франция, Испания, Италия. Систематизация материалов по изучению государственного регулирования туризма была бы неполной без учета опыта ведущих туристических держав Европы -Франции, Испании и Италии. Согласно данным ВТО, на эти три страны вместе с Великобританией приходится около трети мировых туристических прибытий [9].

В отличие от Турции в странах Западной Европы более распространена модель государственного управления сферой туризма на уровне центральных органов исполнительной власти, входящих в компетенцию какого-либо многоотраслевого министерства. Чаще всего это министерство

с «экономическим уклоном». Подобная структура управления уже была показана на примере Венгрии. Как известно, аналогичная модель была выбрана в России при реструктуризации управленческих структур туристической отрасли в 2000 году.

Франция. Во Франции туризм на уровне исполнительной власти входит в компетенцию министерства транспорта и общественных работ. В структуре министерства предусмотрены государственный секретариат по вопросам туризма и управление туризма. Именно эти органы курируют вопросы управления и регулирования отрасли, инвестирование и международные отношения в сфере туризма.

Кроме того, существует еще целый ряд органов, участвующих в управлении туризмом, но в основном «с правом совещательного голоса»: совет по туризму при министерстве транспорта и общественных работ (консультативный орган), французское агентство туристического инжиниринга и национальный наблюдательный совет по туризму (занимается маркетинговыми исследованиями и статистикой туризма), национальное агентство по отпускным чекам (занимается социальным туризмом), нциональный комитет по процветанию Франции (занимается вопросами экологии и озеленения городов).

Особого внимания заслуживает опыт французского правительства по поддержке социального туризма. Как известно, социальный туризм -это путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды. Целью социального туризма является поддержка людей с низким уровнем дохода для реализации их права на отдых.

Эта задача успешно решается с помощью системы отпускных чеков. Чеки представляют платежно-расчетные средства и выпускаются специально уполномоченным государственным органом - национальным агентством отпускных чеков. Они приобретаются оптовыми покупателями, главным образом предприятиями, и затем реализуются физическим лицам со значительной скидкой. Дотации составляют от 20 до 80% стоимости отпускного чека.

Среди отдельных категорий населения, круг которых строго ограничен, отпускные чеки распространяются бесплатно.

Администрация предприятий предоставляет чеки только тем трудящимся, чей подоходный налог за год ниже 11 220 фр. франков (2 000 дол.), а размер дотаций не должен превышать минимальную месячную заработную плату, установленную на уровне 6120 фр. франков (1 100 дол ).

Число пользователей чековой системы во Франции достигло 4 млн человек, или 17% трудоспособного населения страны. В 1996 году было выпущено отпускных чеков на 2,5 млрд фр. франков (450 млн дол.), а в 2000 году объем эмиссии предполагалось довести до 5 млрд фр. франков, что, несомненно, свидетельствует о жизнеспособности и высокой эффективности системы.

Кроме администрации предприятий, отпускные чеки во Франции распределяются общественными организациями - комитетами трудовых коллективов.

Эти платежные средства могут быть использованы исключительно на оплату услуг, связанных с отдыхом, путешествиями, посещением культурных и зрелищных мероприятий. Физические лица - носители чеков - предъявляют их на предприятиях обслуживания, входящих в систему социального туризма. Во Франции насчитывается 150 тыс. таких предприятий. В их число входят средства размещения (на оплату услуг которых направляется до 40% всех отпускных чеков), транспортные организации (25%), предприятия общественного питания (15%), туристские агентства (11%), культурно-зрелищные и спортивно-оздоровительные объекты (10%). Полученные чеки предприятия обслуживания передают в национальное агентство (кассу путешествий) для оплаты, тем самым завершая их жизненный цикл.

Система отпускных чеков выгодна всем ее участникам. Трудящиеся и члены их семей, приобретая эти средства платежа на льготных условиях, существенно снижают расходы на отдых. Во Франции, например, дотация администрации предприятия в расчете на одного работающего составляет от 250 до 1 000 фр. франков (от 45 до 250 дол.).

Определенный интерес в развитии системы присутствует и у остальных ее субъектов. Оптовый покупатель (администрация предприятия) получает в виде отпускных чеков гибкий и очень удобный инструмент проведения социальной политики. Они позволяют в некоторой степени компенсировать различия в оплате труда, что особенно важно для молодежи и многодетных семей, создать атмосферу партнерства и укрепить стабильность трудового коллектива. Оптовик извлекает при этом и чисто материальную выгоду, поскольку средства, выделяемые на покупку чеков, не облагаются налогами.

Предприятия обслуживания имеют дополнительную клиентуру и гарантии оплаты своих услуг. Национальное агентство получает материальное вознаграждение в виде комиссионных за привлечение клиентуры и предоставление реклам-

но-информационных услуг. Не менее важным источником поступлений в его бюджет являются доходы по банковским процентам на размещенные свободные средства от реализации отпускных чеков, проценты с приобретенных акций и доходы от сдачи в аренду недвижимости.

Не менее важное значение правительство Франции уделяет охране окружающей среды.

Как известно, в конце XX века высокоразвитые страны сделали сознательный поворот на новый путь развития, во главу которого поставлена глобальная концепция защиты окружающей среды.

Цивилизация сможет выжить, если изменит господствующую экономическую философию, будет следовать экологическому императиву и находиться в гармонии с природой, не нарушая существующего в ней равновесия, подчеркивалось в докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР).

В 1987 году комиссия опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором было введено понятие «устойчивое развитие». Под ним понимается развитие общества на базе неистощитель-ного, экологически целесообразного природопользования, обеспечивающего высокое качество жизни людей в цепи поколений (здоровье человека, высокую продолжительность деятельной жизни, благоприятную среду обитания, экологическую безопасность и т.п.).

Знаменательной вехой начала сознательного поворота человечества на новый путь развития стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Подавляющим большинством голосов участников конференции на уровне глав государств тг правительств принят ряд важных документов. Среди них «Повестка дня на XXI век», которая представляет собой глобальную программу экономического и социального развития человечества.

В туризме принципы устойчивости были сформулированы ВТО и Всемирным советом по путешествиям и туризму. Они сводятся к экологической, культурной, экономической устойчивости, а также устойчивости для местных сообществ.

Устойчивость в туризме означает неистощи-тельное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода к развитию туризма; переход предприятий туризма на ресурсосберегающие технологии, сокращение производственных отходов; вовлечение местного населения в процесс принятия решений касательно развития туризма посредством консультаций; партнерство во взаимоотношениях общественного и частного секторов; содействие

туризма социально-экономическому подъему отдельных территорий и целых государств.

А.Ю. Александрова в своей работе [10] привела конкретные примеры международного опыта по реализации концепции защиты окружающей среды.

Так, Всемирный совет по путешествиям и туризму составил развернутую программу действий «Зеленая планета» для своих членов - около 500 гостиничных цепей, турагентств, авиакомпаний и других предприятий индустрии туризма. В рамках программы осуществляется обмен опытом в решении конкретных экологических проблем. Наиболее активные ее участники, внесшие вклад в защиту окружающей среды, поощряются.

Многие туристские компании разрабатывают собственные планы перехода на принципы устойчивого развития. На них внедряются системы экологического менеджмента, применяются экологичные технологии, проводятся экоревизии.

Администрация отелей, входящих в гостиничную цепь «Интер-Континентл Хоутелз энд Ри-сортс», снабдила обслуживающий персонал учебниками по управлению отходами, борьбой с шумовым загрязнением и т.д.

В отелях гостиничной цепи «Хайятт Хоутелз Интернешнл» внедряется программа утилизации производственных отходов. В американском тематическом парке «Дисней Уорлд» часть земель отведена под природный резерват для животных, которые находятся под угрозой исчезновения.

В последние годы у туристов западноевропейских стран все больше пользуются спросом экологические туры. В основу развития этого сравнительно нового вида туризма положено три главных принципа:

• часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы;

• соблюдение природоохранных требований возводится в ранг основного закона;

• туристская поездка совершается с исследовательскими целями.

Испания. В последние годы большое внимание экологической проблеме уделяется в Испании. Так, специалисты страны считают, что в целях охраны окружающей среды необходимо на 20 млн сократить объем въезжающих в страну туристов на личных автомашинах. По их мнению, от этого страна только бы выиграла.

В Испании вопросы туристической политики курирует министерство экономики (через государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу). Кроме госсекретариата министерству подчиняются центральная дирекция

по туризму (административные вопросы и общее направление политики).

Одна из серьезных проблем испанского туризма - взаимодействие с местными администрациями. Несмотря на достаточно четкую структуру центральной туристической администрации в рамках министерства экономики, ее полномочия ограничены. Вопросы лицензирования, сертификации услуг, стратегии развития турсферы переданы местным властям.

Италия. В Италии государственная туристическая администрация переживает сложный процесс реформирования, который начался с упразднения в 1993 года министерства туризма.

Преемником министерства туризма стал департамент по туризму, который первоначально подчинялся непосредственно президенту совета министров. Затем этот департамент вошел в состав министерства промышленности, ремесел и торговли, а в скором времени будет переведен в качестве самостоятельного директората в новое министерство производственной деятельности, которое «поглотит» все отраслевые экономические ведомства.

Основные функции департамента сводятся к координации деятельности региональных туристических администраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистики, а также международному сотрудничеству.

С ликвидацией министерства туризма значительно расширились полномочия местных туристских администраций, существующих в составе исполнительной власти на всех уровнях в виде министерств. Они ведают всеми вопросами лицензирования туристской деятельности, включая классификацию гостиниц, а также имеют право предоставлять и продвигать свои регионы внутри страны и за рубежом (реклама, участие в выставках и т.п.).

США, Изучение работ американских специалистов показало наличие в США некоторых проблем, аналогичных для нашей страны. Так, несмотря на существенную разницу в уровнях, развития туризма, и там «правительственные чиновники зачастую обходят туризм при выделении скудных государственных средств в первую очередь из-за того, что он воспринимается ими как что-то несущественное и/или нежизненно важное» [11].

Авторы аргументируют этот вывод на примере Виргинских островов, принадлежащих США, где туризм, являясь единственной крупной индустрией, в последние годы переживает кризис. Для его ликвидации, согласно письму, с которым работники отрасли обратились к губернатору и за-

конодательному собранию, необходимо увеличить бюджетные ассигнования на продвижение туристического продукта.

Значительное сокращение бюджетных расходов на туризм явилось причиной ослабления деятельности по продвижению даже таких ранее известных туристических центров, как Гавайи и Нью-Йорк. Результатом стало резкое падение доходов от туризма.

Необходимость активного продвижения туристического продукта наглядно иллюстрируется результатами исследований ВТО (табл. 3) [11].

Анализ издержек и прибылей, лежащий в основе приведенных данных, показывает, что в сред-

Таблица 3

Соотношение расходов на рекламу и поступлений от туризма

Страна Рост расходов на рекламу, % Рост поступлений от туризма, %

Канада 23 38

Франция 156 164

Германия 24 106

Сингапур 28 213

Испания 83 126

Шри-Ланка 177 245

нем для этих шести стран увеличение правительственных расходов на рекламу только на 1 дол., приносит в государственную казну 493 дол. от расходов иностранных туристов и около 74 дол. -от новых налоговых поступлений.

В этой же работе [11] показан план развития туризма (на примере международного), который, по мнению авторов, состоит из следующих этапов:

1. Определение туристского продукта.

2. Инвентаризация ресурсов.

3. Анализ рынка.

4. Налаживание международных контактов.

5. Организация работы

6. Совершенствование внутренних ресурсов.

7. Обработка информационных источников.

8. Разработка рекламных материалов.

9. Привлечение специалистов.

10. Вхождение в рынок.

По нашему мнению, содержание указанного выше плана нуждается в существенной доработке. Так, инвентаризация туристских ресурсов (2-й этап) должна предшествовать определению туристического продукту, поскольку, не располагая данными о наличии ресурсов, бесперспективно его устанавливать. Да и привлечение специалистов (9-й этап) незаслуженно удалено на предпоследний этап плана.

В целях управления туристической отраслью в соответствии с законом о туризме 1961 года в США была создана служба туризма, переименованная затем в управление по вопросам путешествий и туризма США (УПТ), которое и является официальным туристическим ведомством страны.

УПТ отвечает за разработку политики в области туризма, стимулирование въезда иностранных туристов и путешествий по территории США. Управление координирует и согласовывает политику в области международного туризма, занимается статистической деятельностью и исследованием рынков и осуществляет руководство динамичной программой развития туризма.

Программы УПТ имеют своей целью оказание поддержки американским штатам, городам, регионам и частным промышленным предприятиям. При этом особый упор делается на развитие малых форм, культурных и этнических общин и сельских районов.

ОАЭ. Направления государственной поддержки туризма могут быть самыми разнообразными. Особым примером выделяются Объединенные Арабские Эмираты. Там члены королевской семьи лично курируют все крупные туристические проекты. Примечательно, что председателем департамента туризма самого известного города страны -Дубая - является наследный принц шейх Мухаммед бин-Рашид Аль-Мактум [12]. Личный пример высоких государственных лиц оказывает мощное воздействие на общественное сознание и в свою очередь - на позитивное развитие отрасли.

Для нашей страны такой опыт поддержки туризма представляет определенный интерес. Как известно, россияне впервые всерьез заговорили о наличии туристического потенциала в стране для развития горнолыжного туризма после того, как президент В. Путин был запечатлен СМИ на гор-нолыжя&х трассах страны.

Туризм в Дубае дает сейчас до 18% национального валового дохода, для сравнения, добыча нефти - 13%. В 2000 году эмират посетили 3,5 млн туристов.

Таким образом, устойчивое развитие турбиз-неса в каждой отдельно взятой стране зависит прежде всего от усилий со стороны государства и правительства: «Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими администрациями на комплексной и последовательной основе», -подчеркнуто в Гаагской декларации по туризму.

Даже в странах, до недавнего времени занимающих скромное место в рейтинге популярности у туристов, в последние годы государство вво-

дит мощные инструменты поддержки.

Так, в Сербии туристская индустрия освобождена от всех видов таможенных и некоторых других пошлин, туристские предприятия в течение первых пяти лет не платят налоги на прибыль [13].

Киргизская Республика. Положительный опыт развития туризма имеется и в некоторых странах СНГ. Председатель государственного комитета Киргизской Республики по туризму, спорту и молодежной политике Октомбек Алмакучуков привел наиболее яркие примеры поддержки туризма в своей стране [14].

В Киргизской Республике утверждена концепция развития туристской отрасли до 2010 года. В целях ее реализации предпринимаются конкретные шаги по выполнению поставленных задач:

1. Туристической администрации придан статус государственного комитета, его председатель стал членом правительства.

2. Совершенствуется закон о туризме: в части налогообложения, защиты экспорта услуг, большей привлекательности отрасли для инвесторов.

3. Президент страны объявил 2001 год годом туризма в Киргизской Республике.

4. Для упрощения туристских формальностей указом президента введен безвизовый въезд для граждан индустриально развитых стран (Японии, США, стран Шенгенского соглашения). Кроме этого, безвизовый режим у Кир-гизстана действует с Турцией и Китаем. Таким образом, анализ и систематизация опыта государственного регулирования туристической отрасли за рубежом позволили установить основные направления и механизмы политики в области туризма: государственные программы стимулирования въездного и внутреннего туризма, льготы в налогообложении и кредитовании, упрощение туристских формальностей, создание благоприятных условий для инвестиций, бюджетные ассигнования на развитие инфраструктуры и рекламу на зарубежных рынках.

При этом необходимыми составляющими •туристской политики на современном этапе должны быть:

1. Признание важности и значимости туристской отрасли в экономике страны на государственном уровне.

2. Приоритетное внимание государственных структур к экологической проблеме.

3. Реализация прав человека на отдых путем поддержки социального туризма.

4. Усиленное внимание к применению и ис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пользованию современных компьютерных технологий.

5. Маркетинговая стратегия продвижения туристского продукта.

6. Обеспечение права туристов на получение информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Якушев К ВТО подвела итоги 2000 года // TTG. -2001.-Март.

2. Борисова E.f Козяр А. Вся информация о Будапеште // Турбизнес. - 2001. - № 10. С. 36- 38.

3. Калашников И. Как привлечь 31 миллион туристов//Турбизнес. - 2001. - № 16-17. С. 46-47.

4. Сабирова С. Визитная карточка венгерской столицы // ТПП, 2000. - № 1. - С. 7.

5. Аринцев Ю.Н. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 1998. - № 3. - С. 2.

6. Осадим Б. Турция: неизменно легитимные правила игры // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2000.-№ 4.

7. Осадин Б., Болдин К. Туризм в этой стране - дело государственной важности. // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2000. - № 4. - С. 9.

8. Нестеренко М. Портрет президента на фоне компании // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2000.-№ 4. - С. 21.

9. Простаков И. Подойдет ли России западноевропейская модель? //Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2000. - № 5.

10. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. -С. 29- 32.

11. Харрис Годфри, Кац Кеннет М. Стимулирование международного туризма в XXI веке: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 24 - 25, 29.

12. Соловьва Е. Много разных эмиратов // Туринфо, 2001. 30 октября - 6 ноября. № 72. - С. 14.

13. Буклан С. Репортажи с пресс-конференций М1ТГ2000: туристов из России ждут // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2000. - № 4 - С. 6.

14. Россия и СНГ в ВТО// Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2001. - № 10. - С. 4 - 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.