LAW | Juvenis scientia 2015 № 1
79
АНАЛИЗ ЗАКОНОПРОЕКТА «О ВЗИМАНИИ ПЛАТЫ В СЧЕТ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЯЕМОГО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗРЕШЕННУЮ МАКСИМАЛЬНУЮ МАССУ СВЫШЕ 12 ТОНН»
Г.К. Готкевич
Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28
В статье исследуется законопроект «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» в Российской Федерации. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в период кризиса важно использовать все методы, которые могут пополнить бюджет Российской Федерации. В данной статье описываются как положительные, так и отрицательные стороны законопроекта. Выявляются основные проблемы и пути их решения. Исследуются факторы, которые позволяют посмотреть на данную тему под другим углом.
Ключевые слова: транспортные системы, логистика, перевозка грузов, грузовые автомобили, автодороги, система «Платон».
ANALYSIS OF THE DRAFT LAW «ON THE CHARGING OF FEES IN RESPECT OF COMPENSATION FOR HARM CAUSED TO ROADS OF FEDERAL VEHICLES HAVING ALLOWABLE MAXIMUM MASS EXCEEDING 12 TONES»
G.K. Gotkevich
Kuzbass State Technical University behalf of T. F. Gorbachev 28 Vesennyaya St., 650000, Kemerovo, Russia
In the article the bill «On the charging of fees in respect of compensation for harm caused to roads of federal vehicles having allowable maximum mass exceeding 12 tones» is researched in Russian Federation. The relevance of the topic due to the fact it is important to use all the methods during crisis that can supplement the budget of the Russian Federation. In this article, both positive and negative aspects of the bill are described. Factors are investigated, which allow looking at the subject from a different angle.
Keywords: transport systems, logistics, freight, trucks, car roads, system of «Platon».
Как и в других развитых странах, в Российской Федерации транспорт является одной из базовых отраслей хозяйства, а также важнейшей частью производственной и социальной инфраструктуры. Одним из приоритетов государственной политики в области транспорта на период до 2030 года является обеспечение устойчивости и предсказуемости транспортной системы. Стратегической целью развития транспортной системы в Российской Федерации является удовлетворение потребностей инновационного социально-ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах. [1]
Транспорт играет очень важную роль в социально-экономическом развитии страны, тем самым повышая уровень роста экономики Российской Федерации. Роль транспорта в социально-экономической сфере определяется рядом объемных, стоимостных, а также качественных характеристик уровня транспортного обслуживания. Из этого следует, что в данных условиях совершенствование транспортной системы должно развиваться на базе всестороннего анализа нынешнего состояния страны, а также проблем развития транспортных систем в целом и опираться на общие направления социально-экономической политики.
Так как Российская федерация составляет протяженность с севера на юг свыше 4000 км, а с запада на восток приближается к 10000 км, то географическая и технологическая доступность услуг транспорта способствует территориальному развитию экономики и реализует экономические, как внутренние, так и внешние связи страны. Географическое
положение страны позволяет получать значительную часть денежных средств от транспортных услуг в государственный бюджет. Тем самым создавая условия для развития предпринимательства, в частности логистических услуг для частных транспортных компаний, оказываемых грузовым автомобильным транспортом. [3] Данный вид деятельности охватывает три основных области: [5]
- процесс организации, планирования, а также осуществления рациональной и недорогой перевозки грузов от мест их производства и до мест потребления;
- контроль за транспортными операциями, возникающими в пути следования грузов, с использованием средств информационных технологий;
- предоставление соответствующей информации грузовладельцам.
Для функционирования данных областей, необходима выработка государственной политики, ее координация, принятие управленческих решений, разработка нормативно-правовой базы со стороны государства. Координирование транспортных систем в целом, в Российской Федерации осуществляет министерство транспорта РФ. Министерство осуществляет выработку государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, а также организацию дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах, направленной на удовлетворение спроса населения и потребностей экономики в перевозках автомобильным и городским пассажирским транспортом.
80
Juvenis scientia 2015 № 1 | ПРАВОВЕДЕНИЕ
В структуру Министерства транспорта Российской Федерации входят департаменты: [4]
- гражданской авиации;
- железнодорожного транспорта;
- морского и речного транспорта;
- дорожного хозяйства;
- автомобильного и городского пассажирского транспорта;
- департамент международного сотрудничества;
- административный департамент;
- департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности;
- департамент экономики и финансов;
- департамент транспортной безопасности и специальных программ;
- департамент имущественных отношений и территориально планирования;
- департамент программ развития;
- специальный отдел.
Как и в любой другой сфере управленческой деятельности, в государственном управлении существуют свои проблемы, которые необходимо оптимально и своевременно решать. Одной из наиболее важных проблем в области транспорта, а в частности перевозок грузов транспортными средствами является развитие дорожной сети, улучшение качества дорог, снижение аварийности и улучшение экологической обстановки, а также контроль над передвижением транспортных средств и грузов. Все эти проблемы охватывает система «Платон». Данная система является заключением концессионного соглашения между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».
Система «Платон» создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Эта система создает условия для сбора, обработки, хранения и передачи в автоматическом режиме данных о движении автомобиля, имеющего массу свыше 12 тонн, и распространяется на дороги общего пользования федерального значения. Сумма платы за 1км пути по федеральным дорогам будет составлять 1,5293 рублей с последними поправками в законопроекте. Денежные средства, полученные от реализации проекта, будут поступать в Федеральный дорожный фонд. [6]
Данный проект позволит улучшить:
- состояние автомобильных дорог,
- снизит аварийность,
- будет способствовать развитию логистических цепочек,
- создаст добросовестную конкуренцию на рынке грузоперевозок.
Так же стоит отметить, на данный момент находиться на рассмотрении правительства Российской Федерации предложение министерства транспорта о использовании части денежных средств, поступивших от системы «Платон», в поддержку региональных проектов, суть которых заключается в государственно-частном партнерстве.
Как можно заметить данный законопроект является актуальным на данный момент времени, так как в России зарегистрировано 1,7 млн грузовых автомобилей масса которых составляет более 12 тонн, а воздействие на дорожное покрытие одного такого грузовика несет в себе сумму равную 25-30 тысячам легковых автомобилей, а ущерб, наносимый дорож-
ному покрытию, не возмещается за счет налогов. [3]
Не смотря на множество положительных сторон в данном законопроекте, взимания платы с автотранспортных средств с массой более 12 тонн необходимо учитывать те факторы, что Россия находиться сразу в нескольких климатических поясах, имеет отчетливое разделение года на теплые и холодные сезоны, которые соответственно несут большие перепады температур, следовательно, транспорт находиться в разных эксплуатационных условиях.
Этому фактору способствует так же разная цена на топливо в федеральных округах. Разность цен на запчасти, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в сервисных центрах, что в свою очередь является первой необходимостью для поддержания транспортного средства в технически исправном состоянии. А так, как большая часть транспортных средств масса которых составляет более 12 тонн, осуществляющих передвижение по федеральным дорогам, непосредственно связанна с грузоперевозками автомобильным транспортом.
Учитывая все эти факторы предлагается внести поправки в законопроект о «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Поправки в законопроекте будут влиять на ценообразование тарифов платы за проделанный путь транспортным средством.
Суть поправки заключается в том, что для каждого федерального округа будет устанавливаться своя тарифная система на взимание платы с транспортного средства масса которого составляет более 12 тонн. Она будет варьироваться с учетом вышеперечисленных факторов в большую или меньшую сторону.
Например, если речь идет о ценовом тарифе на топливо, то будет браться средняя цена на топливо в данном округе. Если речь идет о климатических условиях и времени года, то тариф будет увеличиваться, уменьшаться или оставаться неизменным в зависимости от средней температуры воздуха в данном округе. Если брать запчасти, техническое обслуживание и ремонт, то тариф будет рассчитываться в зависимости от средних цен того округа, по которому передвигается транспортное средство. То есть, смотря на эти факторы, ценовой тариф для определенного федерального округа будет рассчитываться, опираясь них. Осуществляться это будет следующим образом, транспортное средство, передвигающееся по дорогам федерального значения, в одном из федеральных округов, будет устанавливаться один тариф, при передвижении в другом округе будет учитываться тариф того округа, по которому передвигается транспортное средство.
Положительной стороной данной поправки в законопроекте будет являться то, что система «Платон» будет более сбалансированной и достаточно приемлемой для транспортных компаний, которые осуществляют перевозки грузов на территории Российской Федерации.
Подводя итоги данной статьи можно сделать вывод о том, что законопроект «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» является не совершенным и требует внесения поправок, которые будут опираться на внешние факторы. [2]
Данный законопроект позволит не только улучшить состояние автомобильных дорог, снизить аварийность на дорогах общего пользования федерального значения, а также бу-
LAW | Juvenis scientia 2015 № 1
81
дет способствовать развитию логистических цепочек, создаст высокую, добросовестную конкуренцию на рынке грузоперевозок, но также непременно будет способствовать социально-экономическому развитию Российской Федерации.
По мере дальнейшего развития России, расширения ее, как внутренних, так внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения, значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
Так же можно отметить, подобная система «Платон» уже существует в других развитых странах и успешно там используется. В дальнейшем при разработке поправок, внедрении каких-либо государственных органов управления, для улучшения системы «Платон» в целом, необходимо опираться на опыт других стран и адаптировать эти внедрения в условиях Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства РФ № 1032-р «Транспортная стратегия РФ до 2030 г» от 11.06.2014 г.
2. Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»
3. Остапец О. Г. Государственное регулирование транспорта в зарубежных странах: современный опыт для России // Вестник поволжского института управления. 2008. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 28.10.2015).
4. Министерство транспорта Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс], URL: www.mintrans.ru (дата обращения 8.11.15)
5. Федеральное дорожное агентство. Официальный сайт. [Электронный ресурс], URL: rosavtodor.ru (дата обращения 8.11.15)
6. Официальный сайт федеральной службы по надзору в сфере транспорта. [Электронный ресурс], URL: auto.rostransnadzor.ru (дата обращения 9.11.15)
Поступила в редакцию 20.11.2015