но-технической конференции. Ответственный редактор Разумов М.С.. Курск, 2014. С. 25-28.
3. Шумайлова Н.С., Абакумов Р.Г. Критический анализ зарубежного опыта ценообразования в строительстве и перспективы развития российской сметно-нормативной базы // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 1 (6). С. 225-228.
4. Медведева Ю.А., Абакумов Р.Г. Ключевые проблемы развития индивидуального жилищного строительства в сельской местности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 1 (6). С. 120-125.
5. Абакумов Р.Г. Методология системного исследования управления воспроизводством основных средств // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015.№ 4. С. 120-123.
6. Авилова И.П., Жариков И.С. Методика оценки экономической эффективности реконструкции действующего производственного предприятия, расположенного в черте города, посредством его перепрофилирования в здание коммерческого назначения// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015.№ 3. С. 138-141.
7. Щенятская М.А., Наумов А.Е. Совершенствование методологии сравнительной оценки эффективности альтернативных инвестиционных проектов в жилищном строительстве // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015.№ 6. С. 264-268.
ПРОГНОЗ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА ОТ ВВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОГО СБОРА С ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
БОЛЬШЕ 12 ТОНН
Анисимова Дарья Сергеевна, студентка
(e-mail: [email protected]) Псарева Ольга Викторовна, к.э.н., доцент Ливенский филиал Приокского государственного университета,
г.Ливны, Россия (e-mail: [email protected])
В статье рассматривается актуальная проблема введения дорожных сборов с грузовых автомобилей свыше 12 тонн, анализируются доходы государства от принятия этой меры, а так же ущерб предпринимателей, занимающихся транспортными услугами.
Ключевые слова: грузовой автомобиль, дорожный сбор, доход государства, система «Платон»
15 ноября 2015 года в силу вступило Постановления Правительства РФ «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» от 14 июля 2013г. №504 [1]
Теперь владельцы грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой более 12 тонн обязаны оплачивать проезд по федеральным трассам в счет возмещения вреда, причиняемого дорожному покрытию.
Ещё в 2013 году плата за один километр пути для данного вида грузовых машин составляла 3,5 руб. Однако в результате волны недовольства, поднявшейся в обществе и многочисленных акций протеста, прошедших во многих регионах страны, правительство было вынуждено пойти на уступки. В результате стоимость 1 километра пути была снижена до 1,53 рубля. К сожалению, понижение платы носит временный характер, платный проезд для грузовиков свыше 12 тонн по этому тарифу продлится недолго: уже с 1 марта 2016 года стоимость проезда составит 3,06 рубля за 1 километр пути. Согласно новому постановлению, этот тариф будет действовать до 31 декабря 2018 года.
В правительстве заявляют, что принятое решение будет способствовать «созданию условий для сбалансированного развития отрасли». В свою очередь в Роставтодоре отметили, что снижение финансовой нагрузки на транспортные компании до 1 марта 2016 года позволит им грамотно перестроить бизнес-процессы.
Под перестройкой бизнес-процессов скорее всего понимается установка в грузовиках необходимого оборудования.
Дело в том, что для уплаты дорожного сбора необходимо подключится к системе «Платон», а, следовательно, приобрести специальное бортовое устройство, которое бы отслеживало километраж автомобилей с помощью спутника. Денежные средства, при использовании бортового устройства, списываются автоматически с лицевого счёта на основании данных о движении транспортного средства. Единовременная покупка самого устройства и настройки его для работы в системе «Платон» составляет примерно 15-20 тысяч рублей. При этом перевозчикам затраты на установку оборудования никто возмещать не будет.[2]
Для тех, кто на данный момент находится в рейсе или по каким-то причинам не хочет и не может зарегистрироваться в системе, есть возможность оплаты разовой маршрутной карты. Такую карту можно купить в одном из терминалов самообслуживания «Платон» или же на сайте. Ее оформление займет до получаса. При оплате через банк стоит учитывать время, которое может понадобиться на обработку платеж. Срок действия маршрутной карты составляет 30 календарных дней с даты начала поездки, указанной при ее оформлении. В случае изменения маршрута, поломки транспортного средства или при других обстоятельствах, отменить маршрутную карту возможно в любой момент до времени окончания поездки, указанного в маршрутной карте в Личном кабинете, Мобильном приложении, в терминале самообслуживания Оператора Системы, в Центре информационной поддержки пользователей или обратившись в Колл-центр.
Обменять маршрутную карту нельзя. В целях внесения любых изменений в маршрут следования пользователю необходимо отменить маршрут-
ную карту до времени начала поездки, указанного в маршрутной карте при ее оформлении, и оформить новую Маршрутную карту.
Стоимость будет напрямую зависеть от проложенного маршрута. При расчете необходимо ориентироваться на сумму не менее 1,53 рубля за 1 км пройденного пути.
Так, можно рассчитать сумму дорожного сбора за проезд грузовика массой больше 12 тонн по трассе федерального назначения «Москва-Новороссийск» (М4), длина которой составляет примерно 1544 км.:
1 544-1,53 = 2 362,32 руб.
Продолжительность такого пути по времени составляет в среднем 19 часов.
Согласно регламенту (по ЕСТР) относительно соблюдения водителями автотранспортных средств режима работы/отдыха, продолжительность управления транспортом в течение суток не может превышать девяти часов.
То есть, если машина регулярно ездит в рейсы до Новороссийска, то путь туда и обратно займет 5 дней. В месяц дальнобойщик совершит 6 поездок туда и обратно. Сумма проездов по всей длине федеральной трассы М4 составит 12 раз.
Таким образом, за месяц с одного грузовика, регулярно совершающего рейсы до Новороссийска, дорожный сбор составит:
2 362,32-12 = 28 347 руб. 84 коп.
В год:
28 347,84 • 12 = 340 174 руб. 8 коп.
В России зарегистрировано более 1,7 млн. грузовиков массой более 12 тонн. Ещё около 400 тысяч грузовиков - транзитные транспортные средства.
Предположим, что с одной грузовой машины дорожный сбор составит 300 000 руб. в год. Тогда в бюджет государства за год должно поступить:
300 • (1 700 + 400) = 630 000 тыс. руб.
То есть, консолидированный бюджет Российской Федерации за счёт дорожных сборов увеличится на 630 млрд. руб. Это если учесть, что стоимость одного километра составит 1,53 руб., но с марта 2016 года эта цифра увеличится вдвое. Получается, что и сумма поступлений в бюджет уже составит 1,26 млрд. руб. в год.
За 2015 год, ввиду того, что данный вид сбора был введён 15 ноября, поступления в федеральный бюджет составят:
630 000 / 12 -1,5 = 78 750 тыс. руб.
В 2016 году доход федерального бюджета (с учётом увеличения стоимости одного километра до 3,06 руб.) составит:
630 000/12-2 + 1 260 000/12 -10 = 1 155 000 тыс. руб.
В 2017 и 2018 году сумма поступлений будет составлять 1, 26 млрд. руб. в год по тарифу 3,06 руб. за километр.
Несмотря на высказывание политиков по поводу того, что дорожный сбор никак не повлияет на стоимость продовольственных товаров, это, конечно же, не так. Рассчитаем, сколько будет стоить перевозка бытовой химии из Новороссийска в Москву с учётом дорожного сбора. В таблице 1 представлены условия перевозки.
Таблица 1 - Условия перевозки бытовой химии из Новороссийска _в Москву_
Вес 12 т
Объём 70 000 м3
Габарит/негабарит габарит
Упаковка груза собственная
Согласно калькулятору грузоперевозок и данным таблицы 1, стоимость перевозки бытовой химии в собственной упаковке из Новороссийска в Москву составит 112 520 руб. (в т.ч. 100 руб. - плата за въезд в Москву).
Добавим к этой сумме дорожный сбор, получаем 117 244 руб. 34 коп. Естественно, увеличение перевозки на 4 724,64 руб. будет заложено в стоимость перевозимой бытовой химии. А зная, как российские продавцы накручивают стоимость продуктов, то эта цифра может быть ими преувеличена в 2-3 раза.
Конечно, стоимость таких товаров как хлеб, молоко повышаться не будет, ввиду того, что эти товары быстро портятся и предприятия по их изготовлению обычно находятся рядом с населёнными пунктами.
Несомненно, если транспортные компании оставят стоимость перевозок без изменений, то их прибыль уменьшиться в разы. Так если компания имеет 10 грузовых автомобилей свыше 12 тонн, то в год они должны будут выплачивать дорожный сбор в размере 3 млн. руб. А с марта 6 млн. руб.
Конечно, российские власти обещают убрать для таких машин транспортный налог, но пока это только на словах, да и сроки выплаты такого налога в этом году уже прошли и все они уплачены.
Так, величина транспортного налога в Орловской области для 12-тонного грузовика Volvo FL, мощностью 210 л.с., составит 13 650 руб. в год.
Величина же дорожного сбора в 2015 году составит:
28 347,32 • 1,5 = 42 521,76
Получается, что за 2015 год хозяин данного грузовика заплатил:
42 521,76 + 13 650 =56 171,76 руб.
Эта цифра превышает значение, которое оплачивал бы владелец грузового транспортного средства без дорожного сбора, в 4 раза.
Таким образом, введение дорожного сбора на территории Российской Федерации с 15 ноября 2015 года увеличит консолидированный бюджет примерно на 78,75 млн. руб. в 2015 году, на 1,155 млрд. руб. в 2016 году и на 1,26 млрд. руб. в 2017 и в 2018 годах. Все средства должны пойти во все
уровни бюджета (федеральный, региональный, местный). Транспортные компании, несмотря на высказывания политиков, естественно увеличат стоимость своих услуг, что приведет к увеличению товаров на рынке. Отмена транспортного налога для данного вида грузовиков позволит их владельцам сохранить хотя бы 1/4 часть денежных средств, которые они бы уплачивали в бюджет государства.
Список литературы
1. Обзор документа-Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013г. № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/ products/
ipo/prime/doc/70297412/
2. Тарифы и условия пользования системой «Платон» [Электронный ресурс]. - URL: http://platon.ru/ru/about/procedure-and-conditions/
3. Николаев Я., Правительство снизило дорожный сбор для грузовиков в 2,5 раза // Я.Николаев // Российская газета [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2015/ 11/10/gruzoviki-site-anons.html
Anisimova Darya Sergeevna, student
(e-mail: [email protected])
Livny branch of Prioksky state University, Livny, Russia
Psareva Olga Viktorovna, Cand.Econom.Sci, associate proffessor
Livny branch of Prioksky state University, Livny, Russia
HE FORECAST OF INCREASED STATE REVENUES FROM THE INTRODUCTION OF A ROAD LEVY ON TRUCKS OF MORE THAN 12 TONS
Abstract. The article considers the actual problem of introduction of road tolls from trucks over 12 tons, analyzes the state revenues from adoption of this measure, and the detriment of entrepreneurs engaged in transport services.
Keywords: truck, road tax, state income, the system «Platon»