Научная статья на тему 'Анализ законодательства в области образования'

Анализ законодательства в области образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1061
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / EDUCATIONAL RELATIONSHIPS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЛОССАРИЙ / EDUCATIONAL GLOSSARY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воеводина Светлана Сергеевна

Цель работы исследование правовых основ образовательной деятельности и выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в области образования. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания. Основные результаты для повышения эффективности правового регулирования образовательной сферы необходима систематизация законодательства в области образования, устранение противоречивости правовых конструкций источников образовательного права и разработка образовательного глоссария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воеводина Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE LEGISLATION IN THE SPHERE OF EDUCATION

The aim of the work is to study legal foundations of educational activity and work out recommendations aimed at the improvement of the legislation in the field of education. General scientific cognitive methods make up the methodological basis of the given research. Main results received prove that in order to increase the efficiency in the legal regulation in the educational sphere it is necessary to systematize legal acts in the field of education, to eliminate contradictions of legal structures existing in educational law sources and to work out an educational glossary.

Текст научной работы на тему «Анализ законодательства в области образования»

ЛИТЕРАТУРА

1. Баймурзин А.Р., Блеер А.Н., Невекрович С.Д. Теортерико-методологические основы формирования стратегии управления вузом сферы физической культуры, спорта и туризма //Теория и практика физической культуры. - 2008. -№5. - С. 7-11.

2. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. - 132 с.

3. Уткин Н.Я. Курс менеджмента: учебник для вузов. - М.: Зеркало, 2004. - 395 с.

4. Хоскинг А. Курс предпринимательства. - М.: Международные отношения, 2002. - 350 с.

PROGRAMME - ANALYTICAL COMPLEX OF INFORMATIONAL SYSTEM OF MONITORING JOB MARKET IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

M. Shestakov, Doctor of Pedagogics, Professor B. Mirzoev, Post - graduate Student Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar

Programme-analytical complex of Informational system of monitoring job market in the sphere of physical education and sport for Sochi recreational region of Russia has been worked out and substantiated in the course of research. Results of this work are represented in the article.

Key words: branch, physical culture and sport, monitoring, job market, young specialists, programme-analytical complex, informational system, job finding.

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент С.С. Воеводина

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

Цель работы - исследование правовых основ образовательной деятельности и выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в области образования. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания. Основные результаты - для повышения эффективности правового регулирования образовательной сферы необходима систематизация законодательства в области образования, устранение противоречивости правовых конструкций источников образовательного права и разработка образовательного глоссария.

Ключевые слова: правовое регулирование, образовательные отношения, законодательство, качество образования, образовательный глоссарий.

Международной организацией по стандартизации ИСО принято следующее определение качества: «Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его

способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности» [8].

Образование, как и любой процесс или результат деятельности человека, обладает определенным качеством. В научно-методической литературе представлено следующее определение качества образования.

Качество образования - это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Достижение характеристик качества зависит от управления, обеспечивающего их величины, комплекс и сочетание, и правового обеспечения, которое является предметом рассмотрения в данной статье.

Правовое регулирование высшего образования, в том числе и в области физической культуры и спорта, осуществляется посредством законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов и нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации (таблица 1).

В настоящее время общественные отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются нормами Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ (с последующими изменениями) и Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями), а также нормами других федеральных законов, касающихся правового регулирования отдельных отношений в указанной сфере [1, 2, 3]. Следует отметить, что нормы Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» на 80% воспроизводят нормы Закона РФ «Об образовании».

На подзаконном уровне правовые отношения в сфере образования регулируют:

- более 50 нормативных правовых актов Правительства РФ, принятие которых предусмотрено Законом РФ «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- более 80 нормативных правовых актов Минобразования России, Госкомвуза России, Минобрнауки России и Рособрнадзора, прошедших государственную регистрацию в Минюсте России, а также нормативные акты других федеральных органов исполнительной власти (Минтруд России, Минздравсоцразвития России, Роспотреб-надзор и др.).

В части, не противоречащей российскому законодательству, в сфере образования применяются отдельные подзаконные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР.

Закон РФ «Об образовании» был подписан Президентом РФ 10 июля 1992 г. и относится к федеральным законам переходного периода, для которых характерно наличие значительного количества правовых норм, не обеспеченных экономическими возможностями государства.

Принятие Закона РФ «Об образовании» предшествовало появлению новой Конституции России [4], кодификации гражданского, трудового законодательства. Поэтому данный закон регулировал не только отношения, связанные с организацией системы образования, лицензированием, аттестацией и аккредитацией образовательных учреждений, с поступлением и обучением в образовательных учреждениях, итоговой аттестацией выпускников, но и гражданско-правовые, финансовые, трудовые и иные социальные отношения в сфере образования.

После принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации, в 1994-1995 годах первой и второй частей ГК РФ была предпринята попытка новации Закона РФ «Об образовании», в результате которой появился Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ. Однако и для новой редакции закона характерно разнообразие правовых норм, относящихся к различным отраслям права.

С 1997 по 2007 г. было принято 32 федеральных закона, которые внесли изменения

в 157 статей Закона РФ «Об образовании», и 18 федеральных законов, внесших изменения в 95 статей Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При этом во многие статьи обоих законов изменения вносились многократно (таблица 2) [6, 7, 8].

Несмотря на вносимые изменения в федеральные законы об образовании, они содержат правовые нормы, вступающие в коллизию с нормами других законодательных актов.

Так, в законах об образовании присутствуют нормы гражданского права. Некоторые из них имеют исключительный характер, например, запрет на приватизацию (п. 13 ст. 39 Закона РФ «Об образовании», п. 7 ст. 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Нормы пунктов 1-4 статьи 39 (об имущественных отношениях) и пунктов 1-2 статьи 47 (о предпринимательской деятельности) Закона РФ «Об образовании» дублируют соответствующие нормы Гражданского Кодекса РФ. (В настоящее время Федеральный закон от 03.11.2006 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерально-

Таблица 1

Законодательные акты Российской Федерации в области образования

№ Законодательные акты Количество

1. Кодифицированные федеральные законодательные акты 9

2. Системообразующие федеральные законы в области образования 10

3. Федеральные законы, гарантирующие права граждан или отдельных категорий граждан в сфере образования 7

4. Федеральные законодательные акты, устанавливающие льготный доступ к профессиональному образованию для отдельных категорий граждан 9

5. Федеральные законы, регулирующие предоставление обучающимся стипендий, отсрочки от призыва на военную службу и пр. 4

6. Федеральные законы, предоставляющие льготы педагогическим работникам 2

7. Федеральные законы, определяющие статус иностранцев и других неграждан Российской Федерации 2

Итого: 43

Таблица 2

Число федеральных законов, которыми внесены изменения в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», за 1997-2007 гг. [6, 7, 8]

Год Число принятых Число статей Число принятых Число статей

федеральных Закона РФ "Об федеральных Федерального

законов, внес- образовании", в законов, внесших закона "О высшем

ших изменения в которые изменения в и послевузовском

Закон РФ "Об образовании" внесены изменения и Федеральный закон "О высшем профессиональном образовании", в

которыми дополнен Закон и послевузовском профессиональном образовании" которые внесены изменения

1997 1 3 - -

1998 - - -

1999 - - -

2000 2 2 2 5

2001 - - - -

2002 4 20 1 4

2003 3 10 3 4

2004 5 35 1 29

2005 4 15 2 19

2006 6 30 5 20

2007 7 42 4 14

Итого 32 157 18 95

го закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» признал утратившими силу пункты 7-9 статьи 39 Закона РФ «Об образовании».)

Пункт 3 статьи 11 Закона РФ «Об образовании» предусматривает, что отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, но правовая природа такого договора не определена.

В тексте Закона РФ «Об образовании» используется термин «образовательное учреждение», который в зависимости от контекста обозначает либо организационно-правовую форму «учреждение», либо родовое понятие для любой некоммерческой организации, осуществляющей образовательный процесс (ст. 12, 33, 36, 39).

В законодательстве об образовании отсутствуют нормы, регулирующие получение образования на возмездной основе. Правовое регулирование этих отношений ГК РФ (гл. 39, ст. 779 - 783), носящее межотраслевой характер, не учитывает специфики образовательных отношений (так, отсутствует безоговорочное право образовательного учреждения на одностороннее расторжение договора в случае академической неуспеваемости обучающегося) [5].

В законах об образовании присутствуют нормы трудового права. На уровне федерального законодательства регулирование труда педагогических работников образовательных учреждений в значительной мере дублируется в ТК РФ.

Так, глава 52 ТК РФ, посвященная особенностям регулирования труда педагогических работников, не затрагивает таких проблемных трудовых отношений в образовательных учреждениях, как особенности рабочего времени, оплаты труда, замены временно отсутствующих педагогов, дисциплинарной ответственности. Эти вопросы частично регламентируются в подзаконных ведомственных актах советских времен, которые нуждаются в современном прочтении.

В частности, включение в ТК РФ международных норм, ограничивающих принудительный и обязательный труд (ст. 72.2), не согласуется с предоставлением права администрации образовательных учреждений привлекать педагогических работников к не обусловленной трудовым договором работе в период каникул, поскольку каникулы нельзя отнести к чрезвычайным обстоятельствам.

Нерешенным остается вопрос о замене педагогов в связи с их неявкой на работу, так как по нормам ТК РФ, действующим с октября 2006 года, такая замена возможна лишь при чрезвычайных обстоятельствах.

Действующим отраслевым федеральным законам в сфере образования присущи и другие недостатки. Так, в законе об образовании отсутствует единый понятийный аппарат - образовательный глоссарий, учитывающий современные подходы и требования к системе образования (а, именно, отсутствует специальная статья «Понятия и термины, применяемые в настоящем законе»). Целесообразно дать определения следующих понятий «качество образования» и «качество подготовки» (в ст. 38 Закона РФ «Об образовании» - «Государственный контроль качества образования» и в ст. 26 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» - «Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования» используются данные понятия).

Таким образом, нормы современного законодательства в области образования следует привести в соответствие с положениями гражданского и трудового кодексов и включить в Закон РФ «Об образовании» образовательный глоссарий, учитывающий современные подходы к качеству образования с учетом вступления России в общеевропейское образовательное пространство [8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // Собрание законодательства РФ.

- 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 01.12.2007) / Собрание законодательства РФ. - 1992. - № 3. - Ст. 150.

3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2007) / Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 35.

- Ст. 4135.

4. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006. - 64 с.

- (Кодексы и законы России).

5. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст.3.

6. Коротков, Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков. - М.: Академический Проспект: Мир, 2006. - С.77.

7. Садовничий, В. Перспективы формирования нового образовательного законодательства / В. Садовничий, Я. Кузьминов // Официальные документы в образовании. - 2007. - № 34. - С.30-36.

8. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. - Европейская Ассоциация Гарантии Качества в высшем образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.rg.ru.

ANALYSIS OF THE LEGISLATION IN THE SPHERE OF EDUCATION

S. Voevodina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

The aim of the work is to study legal foundations of educational activity and work out recommendations aimed at the improvement of the legislation in the field of education. General scientific cognitive methods make up the methodological basis of the given research. Main results received prove that in order to increase the efficiency in the legal regulation in the educational sphere it is necessary to systematize legal acts

in the field of education, to eliminate contradictions of legal structures existing in educational law sources and to work out an educational glossary.

Key words: legal regulations, educational relationships, legislation, quality of education, educational glossary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.